27 октября 1659 года гетманом Левобережья стал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Он подписал с Москвой новый договор. Предложенные ему князем А. Н. Трубецким к подписанию статьи существенно отличались от мартовских статей 1654 года. Именно в этом новом договоре 1659 года и появился впервые следующий пункт: " А митрополиту Киевскому, так и иным духовным Малыя России, быть под благословением святейшего патриарха Московского " (статья Характерно, что именно текст статей 1659 года вошел впоследствии в " Полное собрание законов Российской империи " и воспринимался как оригинальный документ 1654 года. На самом деле, как сказано, это была переработка мартовских статей Богдана Впрочем на деле пункт о подчинении Киевского митрополита Московскому Патриарху в 1659 году не был воплощен в жизнь. Тем не менее уже в октябре 1659 года князь А. Н. Трубецкой назначил местоблюстителем киевского митрополичьего престола епископа Лазаря Барановича. Последний принял это назначение. Таким образом, Киевская митрополия фактически разделилась на две части. На территории Польского государства продолжал свою архипастырскую деятельность митрополит Дионисий Балабан, а в землях подконтрольных Московской державе высшая церковная власть была в руках епископа Лазаря. С этого времени Москва стремится усилить свое влияние, в том числе и церковное в украинских землях. В 1661 году в Москве местоблюститель Патриаршего престола Питирим рукоположил во епископа Мстиславского Мефодия Филимоновича, который тогда же был назначен местоблюстителем Киевской митрополии. Это деяние имело скандальные последствия. В 1662 году Патриарх Никон проклял за это митрополита Питирима, а Константинопольский Патриарх провозгласил анафему В результате большинство украинского духовенства отказалось повиноваться новоявленному местоблюстителю. Так что первая попытка прямого поставления в Москве кандидата на Киевский престол потерпела неудачу. В 1667 году на Поместном Соборе в Москве было принято решение о повышении Черниговской епархии в архиепископию. С этого времени Лазарь Баранович стал архиепископом. Однако, поскольку это решение было принято без согласования с Константинополем, Цареградский Патриарх не признал его

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Печатается по: ААЭ, т. 4. СПб., 1836, с. 136, 97. З.В. Дмитриева, Е.М. Шварц «Матфей Никифоров. Материалы к биографии келаря Кирилло-Белозерского монастыря (1654–1675)» Публикуемый Обиходник принадлежал келарю Кирилло-Белозерского монастыря старцу Матфею Никифорову, человеку образованному, оставившему заметный след в истории монастыря. Биографическими сведениями о нем в прямом смысле мы не располагаем. Даты его жизни и деятельности отражены только в косвенных источниках. По приходным и расходным книгам и другим документам можно установить, что он был келарем более шести лет: с конца 1654 до начала 1660 года и в 1665 году 498 . В другие годы Матфей Никифоров вместе с игуменом и соборными старцами участвовал в управлении монастырем. Как явствует из вкладной книги Кириллова монастыря, монастырский слуга Михаил, по прозвищу Богдан, Никифоров, принял монашеский постриг 20 октября 1654 года и получил имя Матфея 499 . Из нее же мы узнаем, что постриженник в миру жил весьма состоятельно. Еще в 1640 году он вложил в монастырь двор «своего поставления со всеми хоромы», в 1648 – коня и 12 четвертей ячменя, в 1653 году – платья, оружия, хлеба, скота и «рухляди» на 182 рубля, в 1654, при пострижении, помимо книг, – седло лазоревое новое и бочки дубовые, в 1659 – кобылицу серую нагайскую и рыжего жеребца, в 1665 году дал деньги на паникадило в церковь Кирилла чудотворца 500 . Всего им было сделано вкладов в Кирилло-Белозерский монастырь на 391 рубль 501 . Разумеется, такой человек должен был иметь богатый опыт управления хозяйством. Неудивительно поэтому, что буквально сразу же после пострижения он стал келарем, влиятельнейшим лицом среди монастырской администрации. Деятельность Матфея Никифорова по управлению обширным монастырским хозяйством, включая многочисленные села и деревни, населенные тысячами крестьян, достаточно полно отразилась в сохранившихся документах. Так, известно, что вскоре после вступления в должность келаря, в октябре 1655 года, по решению монастырского собора, он разрешал конфликт, возникший в одной из белозерских вотчин монастыря, – Волоке Славинском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но не следует забывать, что лаврские иконописцы исполняли различные государевы заказы как в Москве, так и у себя на дому, и могли быть заняты в это время каким-либо другим делом и по поручению той же Оружейной палаты. Условия, в которых жили и работали иконописцы Сергиевой лавры, были несколько отличны от условий для других городовых иконников и, можно сказать, были лучше. Перспектива быть вызванным в Москву вовсе не могла представиться заманчивой для городовых иконописцев, которые были принуждены бросать свои занятия, дома, семью и ехать на неопределенное время в Москву, часто не получая своевременно прогонных, жалованных денег и даже крова. Весьма часто встречаем мы в челобитных иконописцев исчисление всех их бедствий. Костромские из посадских жалуются в 1654 г., что их высылают в Москву «по вся годы» без подвод и без корму и в отсутствие их во дворах их «ставят стояльцев» и по возвращении их на Костроме, «выбирают их во многие государевы службы и тягло с них емлют большое с большим правежем и окладывают их в тягло против торговых людей, а не против их пожитков и промыслов» 24 . В 1659 г. ярославские иконописцы заявляют, что они «стоят на гостине дворе, в телеге, а детца негде, без приюту» 25 . Устюжане в 1669 г. просят установить очередь между городовыми иконниками и не брать их так часто из далекого Устюга, который отстоит от Москвы на 1000 верст «воднаго, самаго нужнаго пути».; «и при иных городах, говорят они, в дальних волокитах и в беспромыслицах нам холопем твоим чинятца многия убытки, и одожали неоплатными долгами… и в конец разорились; а женишки наши и детишки на Устюге бродят в миру и питаются Христовым именем» 26 и т.д. Вот почему так часто бывали между иконописцами случаи укрывательств и побегов из Москвы, во избежание которых требовались особо строгие наказы воеводам и круговая порука. Троицкие иконники были избавлены от многих неприятностей, которым неизбежно подвергались их товарищи, городовые иконописцы; во-первых, мы не встречали ни одной их челобитной, в которой бы они сетовали на свою бесприютность; очевидно, с этой стороны они были более обеспечены, так как Троицкий монастырь имел в Москве свое подворье, где и мог помещать своих мастеров; высылались они всегда на монастырских подводах; никаких обязательств, налагаемых круговою порукою, они не принимали на себя, так как за них ручались и отвечали монастырские власти, и, наконец. что самое главное, они, как слуги монастыря, были свободны от всяких служб и повинностей. Но, тем не менее, и для них не были выгодными путешествия в Москву, и между ними практиковались побеги. В 1659 г., через две недели после своего приезда, сбежали пять человек троицких травщиков, отданных в «приказ к шатерному делу» 27 . В 1665 г. из Оружейной палаты убежал травщик же Савка 28 и в 1659-м же году ученики, присланные и отданные в ученье живописцу Станиславу Лопутцкому 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/troitski...

В окт. 1649 г. М. по царской грамоте «в соборной церкви, со всем освященным собором, и на посаде, и во всей своей архиепископии в городах и в уездах, и в монастырях, и по всем церквам, велел праздновать Пречистой Богородице, явлению чудотворной иконы Казанской» (ААЭ. Т. 4. С. 61. 40). Осенью 1654 г. до Вологды докатилась эпидемия чумы, уже охватившая другие регионы страны. 18 окт. 1654 г. жители Вологды «обыденно» (за один день) поставили деревянную ц. во имя Всемилостивого Спаса, «от того дни мор на Вологде престал бысть» (ПСРЛ. Т. 37. С. 177). Церковь освящал сам М. В память об этом событии установилась традиция совершения 18 окт. крестного хода из Софийского собора в Спасскую ц. ( Суворов. 1860. С. 35-40). В своей обетной грамоте М. предписал священнику и диакону Спасской ц. «давать из софейских и ис своих архиепископлих житных анбаров хлебную ругу» навечно (Старая Вологда. 2004. С. 136-137. 155). Иждивением М. в 1657-1658 гг. был построен 1-й каменный 2-этажный архиерейский дом с кладовыми и погребами. В 1654-1659 гг. М. занимался строительством новой 8-гранной шатровой каменной колокольни вологодского Софийского собора ( Суворов. 1863. С. 99, 127). В 1657 г. по челобитной М. был списан его долг в Костромской четверти (600 р.) в счет строительства новой крыши Софийского собора ( Черкасова. 2012. С. 361). Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, свт. Филипп, митр. Московский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев». Нач. XXI в. (подворье Соловецкого мон-ря в Москве) Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, свт. Филипп, митр. Московский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев». Нач. XXI в. (подворье Соловецкого мон-ря в Москве) В 1654 г. на пожертвованные царем Алексеем Михайловичем средства в вологодском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужском монастыре (Галактионова Знаменская пуст.) были построены каменные ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, колокольня и теплая трапезная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» над мощами прмч. Галактиона (взамен деревянной). В 1655 г. М. организовал крестный ход, впосл. ставший ежегодным, к мощам прмч. Галактиона с целью избавления города от затяжных дождей.

http://pravenc.ru/text/2562284.html

Известно, что Нежинский полковник Иван Золотаренко был человек состоятельный. Долгое время считался наказным гетманом реестрового казачества, участвовал в Освободительной войне 1648-1654 годов и военных действиях в Беларуси в 1654-1655 годах. Породнился с Богданом Хмельницким (гетман в 1651 году женился на его родной сестре Анне). Умер в декабре 1655 года от тяжелой раны, которую получил при осаде города Быхова. Во время похорон в Корсуне, откуда родом покойник, в церкви, где был установлен гроб, возник внезапный пожар. В пламени погибло более 430 присутствующих на богослужении ( «Летопись Самовидца». - с. 71-72 ). Причастность семьи Золотаренко к Нежинскому Николаевскому собору подтверждают также другие факты. Еще и сегодня от местных старожилов можно услышать предания о том, что именно в этом храме венчались седоусый гетман Богдан Хмельницкий та Анна Золотаренко. А по А. Шафонскому, в ризнице Николаевского собора долгое время скрывали драгоценное Евангелие, на серебряном окладе которого было написано, что подарил его этому храму брат покойного полковника Василий Золотаренко 1658 года ( Шафонский А. - с. 465 ). Надо отметить, что с 1659 года Василий Золотаренко был Нежинским полковником и в 1663 году казнен из приказа Ивана Брюховецкого вместе с Переяславским полковником акимом Сомко. Итак, сведения о строительстве Николаевского собора нужно искать среди документов времен Ивана и Василия Золотаренко. До последнего времени обнаружение их не имело успеха. Но разгадка тайны собора случилась неожиданно. Поставило последнюю точку в этом деле изучения материалов о пребывании в Нежине известного хорватского проповедника, миссионера и публициста, который призвал к объединению всех славянских государств, Юрия Крижанича. Путешествуя в Москву, он находился в Украине и некоторое время жил в Нежине. В город Юрий Крижанич прибыл в апреле 1659 года и учитывая ожесточенные военные действия, которые шли за гетманство Ивана Выговского, должен был задержаться на долгие пять месяцев. Человек любознательный, он хорошо ознакомился с положением в Украине и близко сошелся с Василием Золотаренко и нежинским протопопом Максимом Филимоновичем. Здесь и увидел воочию новый Николаевский собор и узнал о подробностях сооружения его. Впоследствии, оказавшись в далекой Сибири, куда он был сослан по приказу царя Алексея Михайловича Крижанич отразил тогдашние события в ярких публицистических произведениях на русском и латинском языках.

http://sobory.ru/article/?object=03859

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич; 2.05.1647 - 1.08.1654 (1659?)), св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших). Известные списки жития и чудес Б. Ч. датируются XIX в.: Национальная б-ка Украины им. В. И. Вернадского (НБУВ). Собр. Церковно-археологического музея. ДА/722л. Раздел LXXXVII (из материалов для «Житий русских святых», собранных А. Н. Муравьёвым); ДА/706л (1876 г.) и ДА/707л (1824 г.); РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1709 (перевод жития на рус. язык) и 1710 (перевод на франц. язык). Все списки не содержат разночтений в описании биографии Б. Ч., но число чудес в них разнится. Я. В. Лебединский приводит сведения о том, что в одном из известных ему списков жития имелось указание на автора - Савву Татаринова, к-рый в 1731-1732 гг. написал житие по обету, данному Б. Ч. после своего освобождения из калм. плена. Св. прав. Боголеп Черноярский. Икона. XIX в. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани Св. прав. Боголеп Черноярский. Икона. XIX в. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани Б. Ч. был сыном московского «боярина» Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой, в 1651 г. Ушаков был послан на воеводство в г. Чёрный Яр. Борис с раннего детства отличался набожностью: еще младенцем соблюдал посты в среду и пятницу, во время благовеста «плачем и слезами давал знать, чтоб его несли в церковь». Мальчик много болел: в возрасте 7 лет у него открылась на ноге язва, а вскоре после выздоровления на лице появилась болезнь, называемая «чечуй». Увидев однажды странствующего инока, отрок стал просить о постриге, после чего, как сообщает житие, с родительского согласия он был пострижен и облечен в схиму с именем Боголеп. Через день новопостриженный инок излечился от «чечуя», но на следующий день заболел «огневицею» и скончался. Дата смерти Б. Ч. в разных списках жития варьируется: 1 авг. 1654 (НБУВ. ДА/707л) или 1659 г. (НБУВ. 722л). Лебединский называл днем кончины святого 10 авг. В нек-рых списках «Описания о российских святых» указаны также 1632 (ошибочно) и 1667 гг. (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1709). В иконописных подлинниках описание образа Б. Ч. помещено под 29 июля. Св. отрок был погребен с левой стороны деревянной ц. в честь Воскресения Господня, над его могилой впосл. была устроена часовня.

http://pravenc.ru/text/149487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ ЧЕРНООСТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ ЧЕРНООСТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Калужской и Боровской епархии Калужской митрополии), находится на окраине г. Малоярославца Калужской обл., на берегу р. Лужи, на вершине холма - т. н. Особной горы, которую именовали Чёрным островом, т. к. она была окружена рвами и оврагами и поросла лесом. Местоположение и дало название монастырю; другой, бытовавший до XX в. вариант названия, видимо искаженный,- Черноострожский. Первоначально монастырь был мужским. По устному преданию, был основан в XIV в. удельными князьями Оболенскими. Однако в духовной грамоте 1486 г. верейского кн. Михаила Андреевича среди прочих деревень, жалуемых приходским церквам Малоярославца, упомянута дер. Романсково (Раменсково), приписанная «к Николе» (СГГД. Ч. 1. С. 300). Вероятно, здесь упомянут не мон-рь, а церковь свт. Николая Чудотворца на месте буд. обители. XVI в.- 1775 г. Первое письменное упоминание о М. м. содержится в выписи из переписных книг Ильи Чемесова 1621 г.: «...в Ярославце на посаде монастырь, а в нем церковь Николы Чудотворца ветха, стоит без пения, запустела от 7118 года» ( Леонид (Кавелин). 1863. С. 11). Вероятно, обитель была основана в XVI в., после присоединения Малоярославца к великому княжеству Московскому, на посаде города. Монастырь находился на территории Патриаршей обл. В период Смутного времени М. м. был разорен. В выписи из переписных книг Михаила Павлова (1653-1654) обитель «на острову Черный» упоминается по-прежнему с запустевшей церковью. К 1659 г. М. м. был возобновлен, там хранились рукописи, связанные с его историей. Наиболее ранняя - грамота от 10 марта 1659 г. царя Алексея Михайловича с указом, в к-ром фиксировалась передача церковной земли и пустошей на оброк «Ярославца Малого пустыни Николы Чудотворца, что на острову». В документе упоминается 1-й известный строитель (1659-1671) старец Ипатий с братией, к-рые обязывались ежегодно вносить оброчные и пошлинные деньги в патриарший приказ (Там же. С. 18). В мон-ре хранились квитанции об уплате этих денег начиная с 1660 г. В 1662 г. были также взяты на оброк церковные земли малоярославецких храмов св. Иоанна Предтечи и арх. Михаила.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНДРАТЬЕВЫ фамилия неск. иконописцев 2-й пол. XVII в.; в основном сведения сохранились о 2 из них. В документах 1654-1679 гг. упоминается кормовой и патриарший иконописец Гавриил Афанасьев К., выполнявший гл. обр. царские заказы для храмов Московского Кремля. В Успенском соборе он писал «на новых резных царских дверях» (осень 1654; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 38. Л. 401-401 об.), создал растительный орнамент («по золоту травы») на патриаршем месте (окт. 1654; Там же. Л. 406), написал икону Божией Матери и образ свт. митр. Филиппа (дек. 1554 - янв. 1655; Там же. Л. 410-410 об., 413, 414), обе - к раке святителя; чинил иконы из иконостаса (июль 1675; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11а. Т. 2. 15569). Вместе с братом Кузьмой К. участвовал в стенописи Архангельского собора (1660) и дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя (1666). Для Трехсвятительской ц. написал местную икону Божией Матери «Одигитрия» (нояб. 1654; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 38. Л. 407 об.); сохранились также сведения о покупке материалов для письма 2 других местных икон - Божией Матери и Трех святителей (13 нояб. 1655). Для дворцовой ц. прмц. Евдокии Гавриил писал царские двери (1659; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. 6923) и иконы для иконостаса (1664; Там же. Ч. 33. 9071). Вместе с другими иконописцами выполнил образ Спасителя, чинил местные иконы и царские двери собора Покрова Богородицы на Рву (сент. 1660; Там же. Ч. 33. 51209). В июле 1655 г. участвовал в создании миниатюр для лицевой Библии (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 38. Л. 419 об.- 420). Документ от февр. 1677 г. называет его «патриаршим домовым иконописцем» (Там же. Кн. 92. Л. 216 об.). В ц. Св. Троицы в Никитниках (ГИМ) сохранилась икона «Благовещение, с 12 клеймами Акафиста» (1659), доличное письмо к-рой выполнили Гавриил К. и Яков Тихонов Рудаков (Казанец), личное - Симон Ушаков. Е. С. Овчинникова атрибутирует иконописцам Якову Казанцу и Гавриилу К. др. икону из той же церкви - «Троица Ветхозаветная» (ок. 1659, ГИМ; Овчинникова. 1970. С. 136. Ил. 160-162). В свою очередь на основе сходства с этой иконой Н. И. Комашко атрибутирует тем же мастерам образ «Троица Ветхозаветная» (ок. 1659, ВУИАХМЗ) из Троицкого собора Гледенского мон-ря в Вел. Устюге.

http://pravenc.ru/text/1841912.html

Царя и патриарха связывала настоящая дружба, и он иногда целые дни проводил с Никоном в его загородных монастырях. С целью упорядочения церковной жизни, образовался в Москве кружок «ревнителей» с царским духовником Стефаном Вонифатьевым во главе, его воззрения разделял и Никон. Первым важным распоряжением Никона как патриарха в 1653 г. было предписание «творить в церкви» вместо «метаний на колену» поклоны «в пояс» и креститься «тремя персты».  Это постановление шло в разрез со Стоглавым собором и вызвало протест в среде тогдашнего духовенства, в том числе и из среды «ревнителей» (Неронов, Аввакум, Логгин и др.). Со своими противниками Никон расправился, отдав их в заключение или под расстрижение. В 1654 г. он созвал собор, на котором целый ряд русских церковных чинов объявлялись незаконными, а служебники, их содержащие, велено было исправлять. По недостатку образования духовенство того времени придавало обрядам излишнюю важность в деле веры, не отличая их от догматов, и потому не могли достичь компромиссов в споре. В 1655 г. был переведен греческий служебник. Вслед затем исправлены были и другие церковные книги, причем, в отступление от соборного постановления 1654 г. против противников реформ Никон все более принимал крутые меры, нередко теряя самообладание, усиливал репрессии по отношению к отдельным лицам. Однако со временем Никон теряет уверенность в правильности начатых реформ. Уже в 1658 г. он открыто признает равноправность старых и новых обрядов. С другой стороны начали портиться его взаимоотношения с царем. На некоторое время Никон достиг в церкви неограниченных полномочий. Во время польско-литовских походов (1654 – 56 гг.) Никон оставался заместителем царя в Москве. Ненавидевшие Никона бояре и духовенство клеветали на Никона царю. Неумеренное стремление Никона к власти беспокоили и пугали царя. В июле 1658 г. Никон не был приглашен к царю на важный обед, за эти последовали многочисленные распри, ок. 1659 г. Никон заявил об оставлении патриаршества и уехал в Воскресенский монастырь, и даже разрешил избрать нового патриарха. Собор 1660 г. постановил избрать нового патриарха, а Никона, как самовольно оставившего кафедру, лишить архиерейства и священства, однако царь не утвердил этих постановлений. Обстановка продолжала накаляться. 2 ноября 1666 г. в Москве состоялся собор с участием восточных патриархов на котором судили Никона. Собор признал его виновным в хуле на царя и русскую церковь , жестокости и др. Никон был приговорен к лишению сана и ссылке в Белозерский Ферапонтов монастырь. После смерти царя Алексея Михайловича патриарх Иоаким поднимает против Никона новое судебное дело, и Никона переводят в Кирилло-Белозерский монастырь под строгий надзор, где он пробыл с 1676 по 1681 гг. Царь Федор Алексеевич ходатайствовал перед восточными патриархами о разрешении Никона, однако сам он этого не дождался и умер 17 августа 1681 г. Погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

[Группы слов перед сносками подчёркнуты]. Примечания «По сему вас и познают, яко Мои ученицы, аще в любви пребудяте»... – Ср.: Ин. 13:35 . ...«аще заповеди Моя соблюдете»... – Ср.: Ин. 15:10 . ...великой княгине Марии Ильичне... – Мария Ильинична Милославская (1625–03.03.1669) – царица, первая жена царя Алексея Михайловича. Повенчана с царём 16 января 1648 г. Родила 13 детей, из которых трое умерли при её жизни. ...государыням благоврным царевнам. – В 1653 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны было две дочери – Евдокия (родилась в феврале 1650 г.) и Марфа (родилась в августе 1652 г.); царевич Дмитрий, родившийся в октябре 1649 г., скончался в двухлетнем возрасте, в октябре 1651 г. ...Стефанъ попъ... – Возможно, это первый игумен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, назначенный патриархом Никоном в 1656 г. – Леонид 1876, 9, 126. Примечания Л. 1 ...в новой монастырь Пресвятыя Богородицы Иверския и святаго священномученика и исповдника Филиппа митрополита... – Иверский Валдайский монастырь основан патриархом Никоном в 1653 г. По «Слову благополезну» о создании Иверского монастыря, вошедшему в состав изданного в монастырской типографии сборника «Рай мысленный», 3 июля 1653 г. «на память пренесения мощей иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа митрополита», будучи на всенощной службе в Успенском соборе, патриарх Никон принял окончательное решение о строительстве монастыря на Валдае, на месте, мимо которого новгородским митрополитом он ездил к Москве – Никон 1658–1659, 52, 53об. Л. 2 ...с Петром, и Иоанном, и Яковом... – По-видимому, здесь описка автора; должны быть перечислены имена святых, частицы чьих мощей Никон перенёс в Иверский монастырь в феврале 1654 г. – московских митрополитов Петра и Ионы (а не Иоанна) и блаженного Иакова Боровичского. Эго событие сам патриарх Никон красочно описал в «Сказании» об Иверском монастыре из сборника «Рай мысленный» – Никон 1658–1659, 62–63. А о колоколе, благодаря Бога, радуюся, а звонитъ... – Возможно, патриарх Никон имеет в виду колокол «Никон» 35 пудов, вылитый в 1654 г. с портретом патриарха – Силин 1901, 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010