Речь, по всей видимости, идет о церковном Соборе 1654 года (см. о нем: Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 7. С. 81-84). Поздний комментарий старообрядцев. В произведениях старообрядческих писателей Xvii-Xviii вв. действительно встречается мнение о его тайном неприятии никоновских церковных реформ (см.: Смирнов П.С. Внутренние вопросы... C. 049-050). Судя по отсылке, Нифонт составил этот список преимущественно на материалах «Винограда Российского» уже упомянутого известного выговского писателя XViii века Семена Денисова. Привлекались им и другие источники. При этом он допустил ряд ошибок и неточностей. Так, открывающий его список Лазарь – фигура явно вымышленная, так как духовником царя Алексея Михайловича в 40-50 гг. XVII столетия был протопоп кремлевского Благовещенского собора Стефан Вифантьев. действительно возглавлявший кружок «ревнителей древлего благочестия» (см. о нем: Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С. 31 42). В соответствии с расхожим мнением Аввакум и Иван Неронов названы Нифонтом «цензурами» печатавшихся при патриархе Иосифе книг, а дьякон Федор, ошибочно причисленный к Успенскому Московскому собору (на самом деле он служил в Благовещенском соборе), поименован даже «справщиком» (о реальных связях «ревнителей» с Московским Печатным двором см.: Там же. С. 42-53). Названный в списке Нифонта Капитон, «священник Покровскаго монастыря, московский», в других источниках по истории раскола не встречается. Неясно также, кто такие Логин, «священноинок», и Ияков, «священноинок, схимник». О вязниковском священнике Симеоне см.: Денисов С. Виноград Российский, или описание пострадавших в России за древнецерковное благочестие. М., 1906.Л. 51-51 об. Логгин – протопоп из города Мурома, ревностный приверженец старой веры. По доносу был осужден на Соборе 1653 года, лишен сана и отправлен в ссылку в Муром, где и умер во время эпидемии чумы в 1654 года. Никита Добрынин сын Константинов (умер 11 июля 1682 года) – суздальский священник, видный деятель и публицист раннего раскола, получивший от своих врагов прозвище «Пустосвят». Был осужден на Московском Соборе 1666-1667 гг., но принес покаяние. Во время стрелецкого восстания в Москве в 1682 года возглавил старообрядческую делегацию на диспуте «о вере» в Грановитой палате 5 июля, после чего был схвачен и казнен. Подробно о нем см.: Румянцев И. Никита Константинов Добрынин «Пустосвят» Сергиев Посад, 1916.

http://pravoslavie.ru/2290.html

Глава I. Историческое обозрение монастырских событий Период I. От основания обители до погребения в оной ее основателя, Святейшего Патриарха Никона 1656–1682 Отдел I. Воскресенский монастырь в царствование Царя и Великого Князя Алексея Михайловича 1657–1676 «Священными изображении и храмы, и жертвами, и священными сосуды и иными вещьми в Писаниях и умышлениях, очи зрящих ум возводят к Боговедению и первообразному. Тако и аз во славу Божию создах по образу того великого Иерусалима святое ограждение (монастырь) на ведение и воспоминание приснопамятного святого Иерусалима, в нем же спасительные страсти нашего ради спасения содеяшася». (из «Возражения Святейшего Патриарха Никона на 13 вопрос Стрешнева и ответ на оный Паисия Лигарида»). «Бе вельми любимо мне место сие, понеже красно зело. Аще кто не веровати сему хощет, да искусит вещию: мню бдагодатию Божиею и аз искус ведати доброту мест к житию иноческому, но нигде же такова красна видех; яще бы кто искусом восхотел видети то святое мести временно, мню яко никто же восхощет изыйти из него вечно; прочее же не буди нам по своему желанию хвалити, или претися, но иже искуом познав уразумеет лучшее?» (Из книги «Рай мысленный» 1658 года, стр. 64) На Истре Воскресенске в России знаменит, И Новым свет его Иерусалимом чтит, Зря в нем подобие того святого храма, В котором Божий Сын, спасаяй род Адама, Торжественно воскрес от гроба, яко Бог, И к земнородным тем явил щедрот залог, Которые в себе всяк верный ощущает. Читатель, посетя святые здесь места, Почтим любовью тем самого Христа! 1791 года. (Стихи, приписываемые Державину, начертанные при входе в храм Воскресения Христова на стене колокольни). Известно, что в 1653–1655 году Святейший Патриарх Никон , с соизволения Благочестивейшего Царя Алексея Михайловича устроил в Новгородских пределах, на Валдайском озере (наименованном Святым Озером) иноческую обитель в честь чудотворной иконы Пречистой Богородицы Иверской и нового исповедника Филиппа, Митрополита Московского и всея России Чудотворца, стараясь и в устроении самых монастырских зданий подражать Афонской Иверской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Клементьево. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная, оштукатуренная, приходская церковь построенная в 1703 г. в стиле барокко. Изначально - двухэтажный ярусный храм с отдельно стоящей колокольней был выстроен на средства князя Б.И. Прозоровского в стиле московского барокко. В нижней Никольской церкви имелись Преображенский и Ильинский приделы. Многоярусная надвратная колокольня была построена в 1730-х гг. над въездом в церковный двор на средства И.М. Ефимовского. В храме были родовые усыпальницы Прозоровских и Ефимовских. Церковь закрыта в 1931 г., разобрана в 1940 г. Из кирпича рядом построена школа. От церковного здания уцелела только стройная надвратная колокольня с пристроенными к ней с севера и юга служебными строениями. На двухъярусном кубическом основании колокольни установлены два восьмерика, верхний из которых перекрыт куполом с барабаном главки. Декор здания сводится к лопаткам и простым оконным наличникам. Внутреннее убранство отсутствует. Передана верующим в начале 2000-х гг. На этом месте была деревянная церковь Святого Николая, уничтоженная в Смутное время. В 1629 г. она построена вновь. В 1653 г. село входило в Шеборшинскую дворцовую волость. В 1691 г. в жалованной грамоте написано: «великие государи (Петр и Иоанн) пожаловали боярина, князя Петра Ивановича Прозоровского за его многие службы, что он при великих государях живет непрестанно, со всем усердием... велено ему дать вотчину из своих великих государей дворцовых волостей в Московском уезде: Шеборшинскую, Тягожскую и Карачаровскую с селами, деревнями и пустошами». В 1701 г. Клементьево отдано князю Борису Ивановичу Прозоровскому по разделу с его братом Петром Ивановичем. Князь Борис Иванович Прозоровский (1654-1718) в 1670 г. был мучим в Астрахани Разиным. В 1672 г. пожалован чином стольника (первым для юношей из родовитых семейств), в 1674 г. - комнатный стольник царя Феодора Алексеевича. В 1682 г. - участник Собора по уничтожению местничества, боярин,в период двоецарствия Иоанна и Петра Алексеевичей он постоянно сопровождал царя Иоанна на богомолья, с 1692 по 1697 г. - воевода в Нижнем Новгороде. В 1697 г. пожалован саном ближнего боярина.

http://sobory.ru/article/?object=07299

Боровина. Церковь Спаса Всемилостивого на Боровине. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Боровинская Спасская мужская пустынь, с 1676 года – женская. Находилась на левом берегу реки Вага (приток Северной Двины) при Старом озере. В настоящее время деревня Боровина Верховажского района Вологодской области. В 1653 году пришел в эти места иеромонах Иов, постриженик Сийского монастыря и основатель Верхошеренгской Вознесенской пустыни. В бору увидел он деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с приделом Казанской иконы Божией Матери, построенную по обету местным крестьянином. Службы в церкви проводили приглашаемые в праздники священники из Вельска или Верховажья. Старец Иов решил устроить в этом месте мужскую пустыню, строителем в которой стал его сын иеромонах Иона. В 1660 году построили взамен сгоревшей новую деревянную церковь, освятили по-прежнему во имя Спаса Нерукотворного образа. В 1676 году митрополит новгородский Корнилий в ответ на челобитную группы странствующих монахинь передал старице Дорофее Боровинскую пустынь для устроения женской обители, а монахов из Боровинской пустыни перевёл в Верхошеренгскую пустынь. В 1682 году инокини и настоятельница игуменья Дорофея самовольно покинули Боровинскую пустынь и вновь пошли бродяжничать. В 1685 году преосвященный архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий Спасскую Боровинскую пустынь со святыми иконами, колоколами, всей церковной утварью и вотчинными землями отдал крестьянам Низовской десятины. Церковь стала приходской. В конце 17-го века в семи деревнях стояли часовни, приписные к Спасской Боровинской церкви: 1. Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы в деревне Низовская. 2. Часовня великомученицы Параскевы Пятницы в деревне Слободская (Моисеевская). 3. Часовня преподобного Афанасия Афонского на поле деревень Семернинская и Угронская (Першинская). 4. Часовня бессребреников Космы и Дамиана на горе над деревней Лавровская. 5. Часовня священномученика Власия Севастийского в деревне Климушинская.

http://sobory.ru/article/?object=13831

230-летие перенесения мощей святителя Новгородского Феоктиста отпраздновали в Свято-Юрьевом монастыре 10 февраля 2016 г. 13:07 5 февраля 2016 года исполнилось 230 лет со дня перенесения мощей архиепископа Новгородского Феоктиста в Свято-Юрьев монастырь Новгородской епархии . В этот день митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в Спасском соборе обители, где покоятся мощи святителя. Главе Новгородской митрополии сослужили настоятель Антониево-Леохновской пустыни архимандрит Митрофан (Письменский), и.о. наместника Свято-Юрьева монастыря иеромонах Арсений (Перевалов), насельники обители, духовенство митрополии. Богослужение сопровождалось антифонным пением хоров Свято-Юрьева монастыря и студентов Новгородского духовного училища, сообщает сайт епархии . Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский, до получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его владыкой, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского. 23 декабря 1310 года святитель Феоктист отошел в вечность; погребен в Богородицкой церкви. В 1653 году совершилось первое известное нам чудо у его мощей. Исцеления, происходившие у гробницы святителя Феоктиста, были основанием для причисления его к лику святых в 1664 году. В 1668 году над местом погребения его была поставлена сень и рака под ней. В 1682 году был возобновлен храм, в котором почивали мощи. В 1702 году сооружен покров с изображением святого на раку. 23 января (5 февраля) 1786 года мощи святителя Феоктиста были перенесены в Юрьев монастырь под Новгородом и помещены в соборном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца у северной стены близ алтаря. В первой половине XIX века настоятель монастыря архимандрит Фотий (Спасский) соорудил придел во имя святителя Феоктиста. В 1847 году в этом приделе была устроена серебряная рака, в которой почивали под спудом мощи святителя Феоктиста, прославленные многими чудесными знамениями милости Божией. В начале XX века серебряная рака была изъята советской властью, данные о месте погребения святителя Феоктиста были утеряны. 22 июля 2015 года в ходе археологических работ в Георгиевском соборе была обнаружена гробница с мощами святителя. С тех пор мощи святителя покоятся в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Примечательна в усадьбе Знаменская церковь, сооруженная в 1783 г. взамен деревянной на новом месте, в соответствии с композиционным замыслом формировавшегося усадебного ансамбля. Образец раннего классицизма, храм частично переделывался в начале XIX в. и 1864 г. Церковь представляет вариант двухколоколенных ротондальных храмов московского круга рубежа 1770-1780-х гг. Внутри здание сильно расчленено стенами и арками. От сюжетной масляной живописи, исполненной в 1903 г. на месте предшествующей, остались незначительные фрагменты. Внутреннее убранство утрачено. http://volokblag.ru/ Существовавшая ранее церковь Знамения иконы Божией Матери в селе Ивановском. В селе Ивановском в начале XVII ст. была церковь Иоанна Предтечи каменная. В писцовых книгах 1626 г. упоминается: «за князем Никитою Михайловичем Мезецким в Сестринском стану приданная его вотчина, что дал ему в приданое тесть его Петр Иванович Карамышев, сельцо Ивановское, а в нем храм Иоанна Предтечи каменный». В 1652 г. по смерти жены князя Никиты Мезецкого Ульяны приданная ее вотчина досталась ее племяннику Ивану Ивановичу Карамышеву. В писцовых книгах 1653 г. церковных земель в Волоколамском уезде, описанных писцом Яковом Львовым, значится: «церковное место, что была церковь Иоанна Предтечи, в Иванове вотчине Карамышева, в селе Ивановском, пашни паханной 4 четверти в поле, отмежеванной вотчинниковой земли, да лесом поросло 6 четвертей, сена 10 копен». В 1658 – 82 гг. после И. И. Карамышева селом владел его сын Алексей. При нем построена в селе Ивановском новая деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Об этом в приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1673 г. говорится так: «в 181 г., по книгам десятильника Василия Салманова да старосты поповского Ильинского попа Федора, прибыла вновь церковь в Волоцком уезде Знамения Пресвятой Богородицы в вотчине Алексея Иванова сына Карамышева в селе Ивановском и обложена данью, а дани 10 денег, заезда гривна». В 1682 – 1719 гг. село Ивановское принадлежало детям Алексея Ивановича Карамышева – Василию и Алексею. В 1720 г. Василий Карамышев свою половину имения продал Анисиму Ивановичу Березникову, а другая половина имения в селе Ивановском отдана в 1722 г. Алексеем Карамышевым своему сыну Александру.

http://sobory.ru/article/?object=04529

В 1684 году Грановитую палату переделал архитектор Осип Старцев. Сдвоенные стрельчатые окна были растесали и украсили белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой. В Грановитой палате собиралась Боярская дума и Земский собор, устраивались различные празднества. Для детей царя в палате была предусмотрена специальная тайная «смотрильная палата». Царица с детьми могла наблюдать через специальную решётку за пышными приёмами иностранных делегаций. Грановитая палат была свидетельницей множества важнейших событий в истории России: В 1552 году в Грановитой палате праздновали покорение Казани. В 1709 году – победу в Полтавской битве, в 1721 году – заключение мира со Швецией. В 1653 году на Земском соборе здесь приняли решение о воссоединении России и Украины. В 1682 году в ней же состоялся инициированный старообрядцами диспут о вере. Сегодня Грановитая палата — зал при резиденции президента России.   Храм святого мученика Трифона в Напрудном (1492 г.?) Фото  www.wikipedia.org, Ludvig14 М. «Рижская», ул.Трифоновская, 38.   По преданию, храм святого Трифона был построен боярином Трифоном Патрикеевым в конце XV века на месте чуда - явления святого мученика Трифона у большого пруда близ села Напрудное. В XIX beke храм достроили так, что он мог вместить 3,5 тысячи человек! В феврале 1925 года, незадолго до своей кончины, Литургию в храме служил Святейший Патриарх Тихон. В начале 1930х годов храм закрыли, а в 1932 году взорвали. Сохранилась только наиболее древняя часть храма, относящаяся в концу XV века. Сегодня это крошечный каменный храм. Кажется, будто он и совсем не из нашего времени, а это открылось фантастическое окошко, через которое вдруг стало видно прошлое.   Английский двор b Зapядьe (XV в.) Фото  www.flikr.com, Andrey ул. Варварка, д. 4 Самое древнее гражданское строение за пределами Кремля. Изначально принадлежал Ивану Бобришеву по прозвищу «Юшка», постельничему великого князя Ивана III. После его смерти хозяина здание стало казённым. Иван Грозные пожаловал дом в Зарядье английским купцам, так как был заинтересован в том, чтобы они поставляли порох, селитру, свинец, оловянную посуду

http://foma.ru/ne-sgorevshie-v-ogne.html

Мало этого. Тогда же, в августе месяце 1653 г., Аввакум не стал в церковь ходить, – стал народ от церкви отделять и в сушиле у Ивана Неронова завел свою службу, Богослужение, как сам о том же пишет Неронову: «я грешник поманул изгнание великого светила Златоустого, и собрался с братией о Господе в доме твоем, в сушиле, после тебя в первое воскресение побдети» (матер. Т. 1, 21 стр.). О том же к Ивану Неронову, но подробнее, писал Казанского собора священник Иван Данилов: «мы к Аввакуму Елизара послали, чтобы в церковь шел и он, Аввакум, к церкви не начал ходить, а завел у тебя на дворе свое всенощное, а у нас от церкви детей твоих и иных прихожан отозвал, а иные от них приходили нарочно позывать от церкви в сушило, а иной и так говорил: в некоторое время и конюшня де иныя церкви лучше. Да и Лазарь поп уже тогда не стал в церковь ходить». (Материалы т. 1, 30–31 стр.). Ясно отсюда, что первоучители раскола – Аввакум, Лазарь, Даниил и др. учители раскола, отделились от православной церкви за много ранее соборов 1656, 1666–1667 годов, – даже ранее собора 1654 г., признавшего нужду в исправлении книг. Никаких клятв не было, – а раскол уже появился; если бы не было раскола, – не было бы и соборов, кои осудили раскол вообще, – в частности первоучителей раскола, как о том увидим ниже. Таким образом ссылаться на клятвы соборов, как на благословную причину отделения от церкви, старообрядцы не могут уже по одному тому, что они отделились от Греко-Российской церкви много ранее соборов, положивших на них клятву; отделились не из-за клятв, а из-за двух предметов: из-за уменьшения земных поклонов при чтении великим постом молитвы Св. Ефрема Сирина , и из-за троеперстного сложения для крестного знамения, что патриархом Никоном , повторяю, было сделано на основании старых патриарших книг. Тем менее могут глаголемые старообрядцы ссылаться на резкие выражения (порицания) в полемических книгах прежних писателей против раскола – об именуемых старых обрядах, что все эти книги изданы много лет спустя – после действительного отделения старообрядцев от православной Церкви; все они изданы после собора 1667 г., который осудил раскол, а первоучителей раскола отсек от общения церковного… Так, «Увет» патриарха Иоакима издан 20 сентября 1682 года; «Розыск» Св. Димитрия Ростовского 1709 год в списке разослан был, а отпечатан в 1745 году; «Обличение» – Феофилакта Тверского 1745 год; «Пращица» Питирима 1721 г.; «Ответы» Никифора Астраханского 1790 год. «Жезл», книга соборная, и издана от лица отцов собора 1667 г. тоже ранее…

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

По расширению русских владений и при значительном умножении христиан в Сибири, согласно с волей Царя Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет учредил Сибирскую отдельную епархию 574 ; первым Архиепископом в Сибирь поставлен в Москве, 1620 года, архимандрит Спасского Хутынского монастыря Киприан, который в кратковременное правление своё успел обратить многих язычников к вере христианской 575 . В царствование Алексея Михайловича, когда начальники раскольнических сект, удалённые в Сибирь, стали там рассевать семена своих заблуждений, внимание сибирских архипастырей преимущественно было обращено на обличение и обращение к православию впадших в расколы. Но и в сие время, попечением Самодержцев России и ревностью Архипастырей, не оставлены были без христианского просвещения сибирские магометане и язычники. Пятый архиепископ тобольский Симеон присылал к Царю Алексею Михайловичу челобитную от четырнадцати волостей кодских остяков, в которой он писал, «что прежде в Кодском городке, или Конде (резиденции остяцких князей), были церкви, и многие остяки, слыша проповедь христианства, крестились, почему просили и теперь священников и монахов к оставленным церквам, дабы им можно было креститься». Царь своей грамотой к архиепископу, в 1653 году, повелел устроить в кодском городке монастырь и причет и крестить желающих кодских сибиряков. Монастырь и был устроен в кодском городке в 1655 году для того, чтобы ему служить рассадником истинной веры среди сибирских язычников и вместе приютом для обращающихся 576 . И после, Царь Феодор Алексеевич 577 , сооружая храмы в сибирском царстве и наделяя Кодский монастырь своими дарами, смотрел на него, как на христианское училище для неверных. В 1681 году, по указу Царя Феодора Алексеевича, послан был из Москвы на реку Селенгу, для обращения живущих там идолопоклонников, Игумен Темникова монастыря Феодосий, с одиннадцатью сотрудникамимонахами. Миссионеры, вследствие данного им повеления, основали у Байкала на Посольском мысу монастырь 578 . Царствованию Феодора (1681 и 1682 г.) принадлежат первые предположения касательно увеличения числа архиереев в Сибири, в качестве Викариев тобольского митрополита 579 . В 1685 году, от лица Царей Иоанна и Петра Алексеевичей и Царевны Софии, отправлена была грамота к митрополиту Сибирскому и Тобольскому Павлу, в которой было предписано «крестить сибирских иноземцев, которые захотят креститься волею своею, а неволею и с притеснением никого не крестить; за крестившихся платить владельцам деньги, и, обнадёживая их Государскою милостью, держать к ним ласку и привет, чтобы на них смотря и иные иноземцы православные христианские веры пожелали» 580 . Дабы преступники из сибирских иноземцев не могли принятием христианства избегнуть правосудию наказания, постановлено было, и в случае изъявления ими желания креститься, не останавливать действий правосудия 581 . Впоследствии повелено было пленников из сибирских племён крестить по их желанию 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но ещё ранее, в сентябре, были отправлены куда-то в Предтеченский монастырь Лучка Голосов. Все они были возвращены по собственному челобитью, писанному Голосовым, 19 декабря. За что они сидели „под началом у духовных старцев“ – не известно: „за вину“, глухо сказано в одном месте, „за страдничьи вины“ – пишут они сами в своём челобитьи 1432 . Но принимая во внимание характер наказания, а также то обстоятельство, что Голосов выступает здесь в компании всё с тем же Засецким, с которым он весной возмущался против киевской науки и представителей, и любителей её в Москве, – приходится думать, что оппозиция против просвещения усилилась и захватила ещё новых лиц, главным образом из низшего церковного клира. Вероятно, новое выступление против него, сорганизованное Голосовым, и повело к рассылке по монасты- —19— рям, для вразумления, противников школьной науки. При этом естественно, что против них выступил протопоп Ст. Вонифатьев, один из руководителей современного умственного движения в Москве. Может быть, что это вразумление примирило Голосова с киевской наукой и позволило сделать ему видную дипломатическую карьеру. Начав службу с 20 июля 1653 г. дьякон в Патриаршем разряде, Лукьян Тимофеевич Голосов с 1660-х годов упоминается на службе в Посольском приказе. В 70-х и 80-х годах они в качестве посла посетили четыре раза Польшу и по одному разу Швецию и Австрию. Одно время (1670–1672) он был дьяком Аптекарского приказа 1433 . Всё это должности, которые предполагают в нём знание латинского языка. И, действительно, „председательство“ во „Врачебном судилище или приказе“, по словам Рейтендельса, обусловлено было тем что Голосов хорошо знал по латыни. – единственный будто бы из уроженцев Москвы 1434 . Мало того, Западную науку Голосов полюбил не ради практических только интересов, а искренно. Судить в этом можно по тому поздравлению, которое он поднёс 23 дек. 1682 г. царевне Софье Алексеевне. Оно состояло из титула царевне, приветствия ей, слова о воплощении Иисуса Христа, тринадцати стихотворений для отроков, 8 стихотворений для темы ирмосов Рождественского канона 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010