1631. Не должно скрывать своего благочестия из угождения миру. 1867. II. 667. 1632. О христианском благоразумии в употреблении времени. 1854. II. 401. 1633. Любовь к отечеству. 1853. I. 79. 1634. Значение в жизни истинно-христианского слова. 1866. I. 396. 1635. Воздадите кесарева кесареви и Божия Богови. 1868. II. 3. 1636. Об истинной мудрости, по опыту жизни святого Иустина Философа . – (А. Фотия). 1862. I. 737. 750. 1637. О прощении обид. – (А. Фотия). 1862. I. 298. 1638. О христианской чистоте сердца. – Ф. С. Надеждина. 1862. II. 129. 1639. О вере, как основании нравственной жизни. 1862. II. 146. 1640. Христианское воззрение на брак и современные толки о семейном и общественном положении женщины. 1867. II. 3. 1641. Стремление к миру духовному. – Ф. С. Надеждина. 1863. II. 295. 1642. Вера – утешение в старости. 1864. II. 3. 1643. О радостях и удовольствиях. – Ф. С. Надеждина. 1862. I. 3. 1644. Труд. 1853. II. 139. 1645. Борьба со грехом. 1855. II. 365. 1646. О борьбе со грехом. 1858. I. 371. 1647. Яд греха. 1861. I. 99. 1648. Грехи смертные. 1852. I. 563. 1649. О простительном грехе. 1844. II. 349. 1650. О ложных удовольствиях. 1827. XXVII. 242. 1651. О соблазне. 1841. II. 387. 1652. Недовольство. 1831. XLII. 209. 1653. Недоверчивость. 1821. III. 223. 1654. О непостоянстве. 1841. I. 252. 1655. О злословии. 1842. III. 241. 1656. Злоупотребление языка. 1822. V. 119. 1657. Предостережение от празднословия. 1825. XVIII. 220. 1658. О гневе. 1833. IV. 102. 1659. Размышление о гневе. 1832. XLVIII. 255. 1660. Двоедушие. 1837. III. 215. 1661. О зависти. 1839. III. 327. 1662. О зависти. 1844. II. 383. 1663. О праздности. 1841. IV. 255. 1664. Предательство. 1827. XXVIII. 332. 1665. Гордость. 1853. II. 460. 1666. О ложной свободе. 1828. XXXI. 109. 1667. О смирении. 1839. II. 386. 1668. Руководство к христианскому смирению. 1834. II. 279. 1669. Образец высочайшего смирения. 1835. I. 300. 1670. Истинное величие приобретается смирением. 1832. XLV. 89. 1671. О гордости. 1839. III. 72.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

по этому поводу предисловие к современному греческому Типикону Виолакиса ). Однако уже в следующем (первом правленом) издании Часослова (1653) службы начинаются с полунощницы - в послесловии эта перемена объясняется греческими образцами ( ...начало положено против прежних множицею изданных во псалтырях с возследованием и древних греческих печатных преводов ). Никакой другой текстовой справы в этом издании, осуществленном уже при патриархе Никоне (в первое лето патриаршества) сделано не было. Следующее издание (1654 г.; сохранилось только в РГАДА - БМСТ/СПК 48, 2334) во всем копирует дореформенные Часовники, месяцеслова в нем нет, редакция текста старообрядческая. Из каталога Зерновой ( Зернова, 314 ) можно сделать вывод, что первый полностью правленый Часослов был издан в 1666 г. (в предисловии декларировано, что издание правлено и утверждено Собором (единственный экземпляр этого издания сохранился в РНБ). Эта декларация связана с тем, что издание приурочено к Собору - и только. Анализ содержания показывает, что первым правленым изданием был уже Часослов, изданный около 1655-1656 г. (единственный сохранившийся экземпляр находится в ГИМ: Син. Печ. 205), что совершенно справедливо отмечено Сазоновой (правда, без указания шифра). Этот Часослов (содержит и месяцеслов) представляет из себя по составу и форме практически современный Часослов (отличается лишь старым вариантом печати, также кое-где оставлена старая проклитическая форма вó веки и некоторые другие ). С этого издания и был перепечатан Часослов 1666 г. и все последующие издания этой книги (иногда, правда, книга издавалась без месяцеслова, при этом название оставалось прежним). Тексты Часослова также опубликованы со множеством ошибок (особенно в молитвах). Староверы с удивлением обнаружат несоответствие напечатанного текста с давно привычным и используемым на практике : исследовательнице надо было взять за основу последнюю иосифовскую редакцию (как в Требнике, так и в Часослове), а разницу редакций отметить в подстрочнике.

http://bogoslov.ru/article/319887

ред. Жак Гоар (Jacques Goar, 1601–1653) – знаменитый литургист и историк, основатель византинистики. Основные работы: Euchologion sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines divinae titurgicae, officiorum, sacramentorum, consecrationum, benedictionum, funderum, orationum etc. juxta usum orientalsi etc., interpreatatione nec non mixobarbarum vocum brevi glossario, aenis figuris et observatt. ex antiquis PP. et maxime Graecor. theologor. expositionibus illustratum. Paris, 1647 ­­ Venedig, 1730 ­­ Graz, 1960; Georgii Cedreni Compendium historiarum etc. item Joannes Scylitzes Curopalates – nunc primum editus. Paris, 1647 ­­ PG 121 f. ­­ CSHB 32.34; Georgii Monachi et S.P.N. Tarasii, patriarchae CP., quondam Syncelli, Chronographia etc. Et Niciphori patriarchae CP. Breviar. chronograph. Georgius Syncellus ex Biblioth. Regia nunc primum adjecta vers. latina editus, tab. chronol. et annotatt. additae. Paris, 1652 ­­ PG 110 ­­ CSHB 6.7.29; Georgius Codinus Curopalata de officiis magnae eccl. et aulae Constantinop. ex versione Jac. Gretseri etc. Adjunguntur recentiores Orientalium Episcopat. notitiae, voces honorar., appellationes dignitatum indices etc. Paris, 1648 ­­ PG 157 ­­ CSHB 35; S.P.N. Theophanis Chronographia et Leonis grammatici Vitae recentior. Imperator., Jac. Goar latine reddidit etc. R.P. Franciscus Combefis iterum recensuit, notis posterioribus Theophanem etc. discussit atque fide Codd. auxit, emendavit. Paris, 1655 ­­ PG 108 ­­ CSHB 37.41.42; Historia universalis Joannis Zonarae, cum emendata Hieron. Wolphii Oetingensis versione Basil. 1577 olim edita 2 vol. Paris, 1687; Attestatio P. Jac. Goari O.P. de communione Orientalium sub specie unica. См. о нем: H. Успенский. О Гоарие//Богословские труды 1968. 4. С. 37–38; Karl Christian Felmy. Jaques Goar und die Gottliche Liturgie in Rußland; Peter Hauptmann (Hrsg.). Unser ganzes Leben Christus unserm Gott überantworten. Studien zur ostkirchlichen Spiritualität Fairy von Lilienfeld zum 65. Geburtstag. Göttingen, 1982 (Kirche im Osten, Monographienreihe 17). S. 313–331; Karl Christian Felmy. Die Deutung der Göttlichen Liturgie in der russischen Theologie Berlin-N.Y., 1984 (Arbeiten zur Kirchengeschichte 54). – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2. Две эпохи в действии номоканона Фотия, определяемые отношением его к Василикам. – Что касается до той части, в которой содержались светские законы, то в действии ее нужно различать две эпохи. Известно, что Фотий предпринял свою ревизию номоканона в XIV титулах одновременно с производившеюся тогда ревизией или «очищением» древних законов 1652 , т. е. одновременно с возникновением Василик. Известно также, что светские законы, внесенные в номоканон, как прежним его составителем Энантиофаном, так и Фотием, заимствованы были или из тех же источников, из которых составлены Василики, или из им подобных и однородных с ними изложений и обработок Юстиниановских сборников 1653 . Поэтому номоканон Фотия представлял такой кодекс, который можно было поставить рядом с Василиками: номоканон Фотия был церковными Василиками. Вот почему сборники Схоластика оказывались в сравнении с номоканоном Фотия сборниками устаревшими: 1654 вот почему к Своду Схоластика и 87-ми главам, извлеченным из новелл Юстиниана самим Схоластиком, стали потом прилагать, во-первых, 25 глав из Кодекса, составлявших приложение к сборнику в 60-ти титулах, и во-вторых, «Собрание церковных постановлений» (Collectio tripartita), составлявшее, как известно, приложение к Синтагме в XIV титулах 1655 . Это было необходимо, чтобы хотя несколько уравнять светскую часть Свода Схоластика со светской частью номоканона Фотия, которая была заимствована главнейшим образом из вышеупомянутого «Собрания церковных постановлений» и потом еще дополнена. Не нужно опускать из вида, что и к номоканону Фотия в свою очередь иногда прилагалась светская часть номоканона Схоластика, т. е. 87 гл., извлеченные Схоластиком из новелл Юстиниана 1656 . Но в номоканоне Фотия были указаны и приведены такие места Юстинианова права, которые не были помещены в Василиках. Эти места также были в действии в церковной сфере, как и все другие действующие постановления. Только впоследствии, именно во времена Вальсамона, возник и решен был вопрос о действительности этих мест, и решен в том смысле, что эти места не должны более считаться действующим законом, так что светская часть номоканона Фотия была признана действующей только в том размере, в каком она соответствовала Василикам 1657 . Таким образом, в употреблении светской части номоканона Фотия следует различать две эпохи: до комментария Вальсамона, когда Юстиниановское право, принятое в номоканон, действовало во всем объеме независимо и наравне с Василиками, и после комментария Вальсамона, когда номоканон был подчинен Василикам и когда Юстиниановское право, принятое в номоканон, стало действовать лишь постольку, поскольку оно было принято и в Василики. Памятником первой эпохи действия номоканона Фотия служит обработка светской его части Феодором Вестом, которая, по словам самого Веста, как бы дополняет или доканчивает работу некоторого неизвестного его предшественника, еще раньше переработавшего часть каноническую.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Хотя обжа во второй половине XV века и не была величиной земельной, но количество обеж может служить до известной степени показателем реальной земельной величины участков. Именно обжа соответствовала приблизительно двум московским десятинам 1653 . Точно также можно приблизительно представить и размеры сенокосов, считая в среднем около 20 копен сена на одну десятину пашни. —370— Сделаем еще одно замечание. Мы считали землями церковными только такие, которые принадлежали данной церкви, монастырю или владычней кафедре, как юридическим лицам. Поэтому в наш подсчет не вошли все те земли, которые были записаны писцом за попами и дьяками, как частными лицами. После этих предварительных замечаний обратимся к нашей теме. По нашему подсчету в руках церкви во второй половине XV в. было сосредоточено 16,807 обеж, из общего числа переименованных в нашем источнике 61,495, что составляет 27% или почти одну треть. Все эти церковные земли в Новгородской области распадались на три группы: земли владычние, монастырские и церковные в собственном смысле слова. Обратимся к рассмотрению каждого из этих разрядов в отдельности. Наиболее крупным владельцем был владыка Новгородский. Из общего числа 16,807 обеж церковных земель ему принадлежало 5,257 т. е. 31% или приблизительно одна треть. Надо думать, что эта цифра гораздо ниже действительного количества земель больших владений владыки 1654 . Известно, что владыка новгородский имел в своем распоряжении значительное количество слуг, из которых имел даже возможность образовать свой владычний полк. Для содержания этой собственной армии он, конечно, должен был раздавать ее членам свои земли, так как древняя Русь знала именно этот способ вознаграждения за службу. Между тем в нашем источнике мы встречаем только четыре таких владычних слуги 1655 , у одного из которых 28 обеж, у другого 29, у третьего 5 и у чет- —371— вертого 1 обжа. Надо предположить что значительная часть таких служних земель не дошла до нас, вследствие неполноты описи. Часть этих земель возможно, однако, была попросту не выделена писцом в особую группу и вошла в описи под названьем земель владычних.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

in Psalmos, 3 in-f., ib., 1643–1646; Symbolorum in Matthaeum tomi quo, in-f., Тулуза, 1646–1647; Job illustratus, in-f., Антверпен, 1646. Издатель этих катен допустил несколько критических ошибок, но тем не менее эти коллекции ценны. – 30) Иоанн Плантавит (Plantavit de la Pause), кальвинист, обращенный в католичество и епископ лодевский в 1625 г. († 1651), Thesaurus synonymicus hebraico-chaldaico-rabbinicus (словарь еврейский), in-f., 1644; Florilegium biblicum (сборник изречений, извлеченных из Ветхого и Нового Завета на еврейском и греческом языках с латинским переводом н комментарием), in-f., ib., 1644; Florilegium rabbinicum (извлечения из Талмуда и раввинских книг), ib., 1644. – 31) Либерт Фруадмон (Froidmond) или Фромонд (Fromondus, 1578–1653), друг Янсения Ипернского, Comm, in Act., in-4°, Лувен, 1654, был часто печатаем, и т. д. – 32) Иоанн Менохий (Menochius), иезуит († 1655), Brevis explicatio sensus litteralis S. Scripturae, ex optimis quibusque auctoribus per epitomen collecta, 2 in-f., Кельн, 1630; лучший труд этого рода, замечательный по своей ясности, точности и основательности, но в настоящее время он имеет нужду в исправлении по вопросам историческим, археологическим и филологическим; очень часто был печатаем. – 33) Иоанн Морен (Morin), член оратории (1591–1659); Exercimamiones in utrumque Samaritanorum Pentateuchum, Париж, 1631; перевел самарянское Пятокнижие в полиглотте Le Jay, опубликовал новое издание LXX с латинским переводом (Nobilius) Нобиля, 3 in-f., 1628, и т. д. – 34) Ф. Кварезмий (Fr. Quaresmius † 1660), Elucidatio Terrae Sanctae historica, theologica et moralis, 2 in-f., Антверпен, 1639; новое издание, 3 in-f., Венеция, 1880–1881. – 35) Didacus de Celada, иезуит († 1661), профессор св. Писания в продолжение двадпати лет в Алкале и Мадриде, Judith illustris, in-f., Лион, 1637, много раз была печатаема; De benedictionibus patriarcharum, in-f., ib., 1641; Commentarius litteralis et moralis in Tobiae historiam, in-f., ib., 1644; In Rutham, in-f., ib., 1651; In Susannam Danielieam, in-f., ib., 1656; In Estherem, in-f., ib., 1656; In Deboram, in-f., ib., 1673.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В Москве центром критики правки книг и нового обряда стал дом богатой и влиятельной боярыни Феодосьи Прокопьевны Морозовой, вдовы Глеба Ивановича Морозова, брата Бориса Морозова, бывшего временщика и воспитателя царя. Дочь окольничего П.Ф. Соковнина, близкого родственника и дворецкого царицы Марии Ильиничны, она занимала самое высокое место при дворе царицы. Она приходилась племянницей М.А. Ртищеву и двоюродной сестрой его сыну Федору Ртищеву, который в это время стоял во главе приказа Большого Дворца 527 . Ртищев, хотя уже не был так близок царю, как в годы их молодости, но все же оставался одним из самых выдающихся по положению лиц при дворе и в правительстве. Благодаря своему родству и связям, Морозова могла себе позволить в течение долгих лет занимать независимое положение, и ее дом стал пристанищем сторонников старой веры. В нем находили приют, защиту и покровительство юродивые и странники, вожди традиционалистов и нередко изгнанные из монастырей за стояние за старую веру монахи. Здесь же поселился и Аввакум, вернувшийся в начале 1664 года из сибирской ссылки, а сама Морозова сразу же стала его духовной дочерью. Сосланный в 1653 году в Тобольск, протопоп не долго остался в этом центре новых русских поселений в Азии. В 1655 году по распоряжению Никона его отправили как армейского священника при экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, которому поручалось привести под высокую руку царя забайкальских или, как их тогда называли, даурских бурят и других инородцев 528 . Только в 1664 году Неронову удалось добиться от Алексея Михайловича разрешения протопопу вернуться в Москву. Аввакум, как и бывший в Сибири поп Лазарь из Романова-Борисоглебска, за годы своего пребывания в ссылке много сделал для распространения своих идей. Несмотря на все лишения ссылки, Аввакум вернулся в столицу с твердым желанием продолжать борьбу 529 . Упорный протопоп не отдавал себе отчета, что ему разрешили вернуться в Москву вовсе не как защитнику старого обряда, а как врагу Никона, с которым теперь боролись царь и его окружение. Добившись удаления крутого патриарха, ни Алексей Михайлович, ни двор совершенно не были намерены приостановить развитие секуляризационных мероприятий и вернуться к обстоятельствам конца 1640-х и начала 1650-х годов, когда протопопы-боголюбцы играли решающую роль в церковных делах и стремились провести дальнейшее оцерковление государства и общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

предоставить митрополиту снабдить архимандрита Порфирия святым антиминсом, об изготовлении же для него ризницы и церковной утвари поручить хозяйственному управлению при Св. Синоде представить надлежащее соображение; 5. для определения круга действий сего архимандрита в Палестине соответственно цели его назначения дать ему, на основании Высочайше утверждённой записки, инструкцию; 6. на содержание архимандрита Порфирия и отправляемых с ним лиц, равно как и на потребности, сопряжённые с их пребыванием в Иерусалиме, назначить семь тысяч рублей серебром в год, а на путевые издержки единовременно четыре тысячи пятьсот семьдесят восемь рублей тридцать пять копеек серебром по особым расписаниям на счёт духовного ведомства 1653 . – „Итак, звезда моя опять воссияла на небе, – писал в дневнике по получении указа Св. Синода о сём архимандрит Порфирий. – Ещё раз Господь зовёт меня на дело святое в Иерусалиме, дело не малое, большее и лучшее того дела, какое я мог бы производить в нашем духовном ведомстве по сану и званию моему. Иду туда, иду с радостью, с самоотвержением, с упованием на помощь Божию“ 1654 . Действительно, как мы и говорили в своё время, архимандрит Порфирий как бы создан был на дело служения православной Церкви и славе Русского имени на востоке, посвятив этому делу самую большую и лучшую часть лет своей долгой жизни 1655 . Сотрудниками архимандрита Порфирия на этот раз были: бакалавр С.-Петербургской духовной академии соборный иеромонах Феофан, известный подвижник, скон- —182— чавшийся в 1894 году затворником в Вышинской пустыни, в сане епископа, и два студента С.-Петербургской духовной семинарии – Николай Крылов и Пётр Соловьев 1656 . Из них первого, т. е. иеромонаха Феофана, сам архимандрит Порфирий рекомендовал на означенное дело, как „мужа благочестивого“ 1657 , как „инока набожного, трезвенного и целомудренного“ 1658 , и он действительно оказался весьма пригодным на это дело, много послужив на пользу православия и ко благу самой миссии. О нём и после, например в 1852 году, в бытность свою временно в России, именно в Киеве на излечении от болезни, архимандрит Порфирий отзывался с прежней похвалой, как о сотруднике своём 1659 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После перенесенного инсульта состояние здоровья О. резко ухудшилось, 20 июня 1652 г. он оставил должность настоятеля прихода Сен-Сюльпис (преемником стал его ученик Александр Ле Рагуа де Бретонвилье) и посвятил остаток жизни углубленной молитве; за ним было сохранено руководство семинарией и конгрегацией сульпициан. Второй инсульт в сент. 1653 г. привел к частичному параличу. Однако, несмотря на недуг, О. продолжал не только интенсивную молитвенную практику, но и по мере сил участвовал в управлении семинарией Сен-Сюльпис, а в качестве главы конгрегации сульпициан помогал в становлении др. семинарий. Для своих бывш. прихожан он написал неск. сочинений катехизического характера: «День христианина» (La journée chrétienne, 1655), «Христианский катехизис для внутренней жизни» (Le catéchisme chrétien pour la vie intérieure, 1656), «Объяснение ритуалов торжественной Мессы» (L " explication des cérémonies de la grand " messe, 1656), «Введение в добродетельную жизнь» (L " introduction à la vie et aux vertus chrétiennes, 1657). О. похоронен в часовне семинарии Сен-Сюльпис. В 1795 г., во время Французской революции, его могила была разорена и останки бесследно исчезли (вероятно, перезахоронены на одном из кладбищ). В распоряжении конгрегации сульпициан осталась небольшая часть мощей О., ныне хранимая в качестве неофиц. реликвии в семинарии св. Сульпиция в парижском предместье Иси-ле-Мулино. В 1902 г. в правом нефе ц. Сен-Сюльпис в честь О. был открыт мемориал с его изображением. Соч.: Œuvres complètes de M. Olier, Fondateur de la Société et du séminaire de Saint-Sulpice/Publ. J.-P. Migne. P., 1856; L " Âme cristal: Des attributs divins en nous/Éd. M. Mazzocco. P., 2008; De La Création du monde à La Vie divine/Éd. M. Mazzocco. P., 2009; Des Anges: Fragrances divines et odeurs suaves/Éd. M. Mazzocco. P., 2011. Лит.: Faillon É . M. Vie de M. Olier, fondateur du Séminaire de S. Sulpice. P., 1841. 2 vol.; Thompson E. H. The Life of J.-J. Olier, Founder of the Seminary of St. Sulpice. L., 1885; Icard H. J. Doctrine de M. Olier: Expliquée par sa vie et par ses écrits. P., 1891; Letourneau G. Le ministère pastoral de J.-J. Olier, curé de St.-Sulpice, 1642-1652. P., 1905; Pourrat P. Jean-Jacques Olier - fondateur de St.-Sulpice. P., 1932; Dupuy M. Se laisser à l " Esprit: Itinéraire spirituel de J.-J. Olier. P., 1982; Schmidt P. Pater J.-J. Olier (1608-1657): Gründer des ersten Priesterseminars: Ein Leben f. die Erneuerung und Heiligung des Priesterstandes. Hauteville, 1990; Pitaud B. Jean-Jacques Olier (1608-1657). Brux., 2017.

http://pravenc.ru/text/2578381.html

1138 Опарина Т А. Происхождение статьи «О крестном знамении» московских дониконовских изданий 40-х годов XVII века//Каптеревские чтения. М. Вып. 1 (в печ.). 1143 По мнению А. С. Елеонской, патриарх Никон «объясняет благоденствие «Москвы со всеми прилежащими странами» пребыванием в столице креста, доставленного в Русскую землю ещё при князе Владимире. Почитание креста, знаменующего церковь в целом, принесло князьям и царям российским «светлое одоление и победы над враги», покорение «иноверных стран под Богом хранимую Российского царствия державу». Обращаясь к «православным христианом», Никон напоминает и о необходимости давать монастырям на «строение и возрождение» часть своих «стяжаний»» – Елеонская А. С. Русская публицистика... С. 33. 1144 Тираж 2400 и 4800 экз. встречается достаточно редко на Печатном дворе в XVII веке. Известно, что при патриархе Никоне 3 апреля 1657 года (16 февраля – 3 апреля 7165) были изданы «Листы о поклонах», тираж которых составил 2400 экз. Листы печатали на одном стане, и их себестоимость составила 4 деньги с полушкой. В приказ Большого дворца в царскую казну бесплатно было отдано 50 экз., патриарху Никону 50 листов, справщикам пожаловано 4 листа. В «правильней оставлен один «кавычный» экземпляр, 5 листов отдано «про запас» в приказ. Цена розданных бесплатно 110 листов положена на 2290 экз. листов, предназначенных для продажи, чья себестоимость стала равна 4,5 деньги. По указу патриарха Никона листы продавали по 10 денег – РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. Д. 57. Л. 328–331. Приношу искреннюю благодарность Е. В. Лукьяновой, предоставившей мне эту информацию. Тиражом 2400 экз. издан «Чин освящения воды в навечерие Богоявления» января 1656 года]. Из всего тиража патриарху Никону дано 50 экз. в тетрадях. Патриарх указал продавать книгу по 30 алтын 2 деньги – РГАДА. Ф. 1182. Оп. I. Д. 57. Л. 106–110, 111–149 об.; Московские кирилловские издания... Вып. 3. 26. Тиражом 1200 экз. издавались в XVII веке почти все наименования книжной продукции Печатного двора: Апостол (23 мая 1653 года, 3 июня 1655 года); Букварь (1657 года); Евангелие (25 октября 1653 года, 29 августа 1657 года); Ирмологий (17 мая 1657 года); Кормчая (15 июня 1653 года); Псалтырь (17 марта 1658 года); Скрижаль (октябрь 1655 года, 2 июня 1656 года); Служебник (31 августа 1655 года, 10 декабря 1657 года, 15 мая и 1 июля 1658 года); Триодь (4 апреля 1653 года, 17 марта 1656 года); Часослов (22 июля 1653 года); Чиновник (январь 1654 года) – Зернова А. С. Книги кирилловской печати... 246–250, 253, 256, 257, 265, 266, 272–275, 277–279; Московские кирилловские издания... Вып. 3. 13–17, 19, 21, 22, 27, 28, 34–40.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010