АКТИВИЗМ (20—30-е гг.) — родившаяся в Российском зарубежье разновидность политического экстремизма. Термин “активизм” возник в среде российской эмиграции в середине 20-х гг. Наиболее раннее упоминание этого термина содержится в работах П. Б. Струве, считавшего “активистами” деятелей тех организаций, которые ведут активную борьбу с большевиками. Со временем этот термин получил более широкое толкование: “активистами” стали называть всех, кто активно боролся с Советской властью. Он все чаще стал использоваться многими учеными, военными, общественными деятелями, публицистами (П. Н. Краснов, Г. П. Федотов и другие).    РЕНАН (Renan) Жозеф Эрнест (1823—92), французский писатель, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1860). В “Истории происхождения христианства” (кн. 1—8, 1863—83) изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником. Критикуя Библию, пытался рационализировать все сверхъестественное. Труды по востоковедению, философские драмы.    ГОРСКИЙ Александр Васильевич (1812—75), российский историк, археограф, член-корреспондент Петербургской АН (1857). Ректор Московской духовной академии (с 1864). Труды по истории раннего христианства и Русской церкви, “Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки.”    ФЕНЕЛОН (Fenelon) Франсуа (1651—1715), французский писатель, архиепископ. В философско-утопическом романе “Приключения Телемака” (1699) — идея просвещенной монархии. Дидактические трактаты.    ГАМАН (Hamann) Иоганн Георг (1730—88), немецкий критик, писатель, философ, сторонник учения о непосредственном знании. Развил идеи мистически окрашенной интуитивистской диалектики (совпадение противоположностей и др.). Поэзия, по Гаману, — древнейший язык человечества. Оказал влияние на литературу “Бури и натиска” и немецкий романтизм.    НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович. Родился в 1815 г., Елабуга. Умер 29 ноября 1872 г., Москва. Палеограф, археограф, археолог. Член-корреспондент по Отделению русского языка и словесности с 1 декабря 1861 г. Окончил курс в Московской духовной академии, издал археологическое “Описание Симбирского Спасского монастыря” и собрал много материала для историко-статистического описания симбирской епархии; позже был сотрудником А.В. Горского по описанию московской Синодальной библиотеки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Каждому цену воздаст потомство», – пишет автор. Род начинается с XVII века и ведет свой отсчет от Максима Васильковского, который был арендатором земель Киево-Печерской Лавры. Он происходил из города Василькова, поэтому на киевских землях назывался Васильковским, а по роду деятельности его именовали еще и Печерским. У Максима было семь сыновей, но они впоследствии не занимались арендой печерских земель и к Василькову уже никакого отношения не имели. Поэтому, по малороссийскому обычаю, как дети Максима, становятся Максимовичами. Деловая связь Васильковского с Лаврой во многом способствовала тому, что его старший сын стал насельником этого монастыря и принял здесь постриг с именем Иоанн. Впоследствии он был поставлен на Черниговскую епископскую кафедру. Еще при жизни он был известным духовным писателем и поэтом, переводчиком «Илиотропиона» и просветителем Сибири. Он отправил первую православную миссию в Китай. Праведная жизнь святителя была удостоверена тем, что по его упокоении на его могиле стало происходить множество чудес. Святитель Иоанн (1651–1715) провел последние годы на Тобольской кафедре, и его нетленные мощи по сей день хранятся в этом городе. Святитель Иоанн Тобольский Канонизация святителя Иоанна Тобольского состоялась в царствование императора Николая II – в 1916 году. В это время младший член рода, Михаил Максимович, учился в Харьковском университете. Прославление стало событием для всей семьи, ведь святитель Иоанн Тобольский был «гордостию и славой всего рода» – именно так отзывается о нем составитель родословной книги, написавший и такие слова: «Он должен быть почитаем всеми членами этого рода. Прося его заступничества и покровительства, нам, носящим прославленную им фамилию, надлежит более всех других записать святое имя усопшего в сердца свои и усердно молиться о нем, особо чтить день его кончины 10 июня, каковой день должны знать, помнить и особо чтить настоящее и будущее поколения нашего рода». Имя своего прославленного родственника впоследствии получит при постриге Михаил, поскольку с самого рождения у него установилась молитвенная связь со своим предком. Таким образом, генеалогическая вертикаль древа в этом роде начинается и заканчивается святым.

http://pravoslavie.ru/93785.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Иоанн Тобольский, святитель (в миру Иоанн Максимович Максимович; 16511715 гг.) — один из особо почитаемых сибирских святых, известный своей миссионерской и богословской деятельностью. Основатель Черниговского коллегиума — первой семинарии в России. Иоанн Тобольский — самый плодовитый русский поэт начала XVIII века — им было написано несколько десятков тысяч стихотворных строк. Иоанн Тобольский написал много богословских трудов, составлял компилятивные труды (используя творения древних Отцов и протестантских богословов), много переводил (в частности знаменитый «Илиотропион»). Иоанн Тобольский вырос в семье шляхтича. Учился, а затем преподавал и занимал разные должности в Киево-Печерской Лавре и её Академии. Иоанн Тобольский участвовал в важных политических событиях Украины: был членом украинской делегации, просившей у России военной помощи против турок, участвовал в выборах гетмана и т. д. Долгое время Иоанн Тобольский был черниговским архиереем. В Чернигове он оказывал поддержку Дмитрию Ростовскому, устраивает типографию, коллегиум. Во время голода активно занимается благотворительностью. Из-за ссоры с Меньшиковым его переводят на тобольскую кафедру. Там Иоанн Тобольский активно занимается проповедью Благой Вести среди местного населения, в частности посылает духовную миссию в Китай. Особо Иоанн поддерживал, в том числе и собственными средствами, славяно-латинскую школу, основанную в 1703 году в Тобольске его предшественником митрополитом Филофеем (Лещинским). Для неё из Киева и Чернигова им были приглашены преподаватели. В школе обучались дети не только русских переселенцев, но и коренных народов Сибири. В тобольской епархии святитель Иоанн продолжает заниматься благотворительностью, строит множество храмов. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ioa...

Потому отныне мы никого незнаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор.5:16 ). Православная Церковь принципиально исповедует именно неразлучное соединение. Эти две природы соединились навсегда, никогда не исчезая, не переходя из одной в другую, не разделяясь и не сливаясь. Очередная ересь возникла уже в VII столетии, и опять в Константинополе, среди патриархов, епископов и монахов, то есть в самой сердцевине Церкви. Речь идет о монофелитах. Возникла эта ересь изза желания примирить православных с монофизитами. Прискорбно, когда Церковь пребывает в расколе! Подыскивая какуюто компромиссную платформу, предложили: природы у Христа две – человеческая и Божественная, но у Него одно богомужнее желание, одна богомужняя воля. Этому учению противостоял простой монах, не облеченный священным саном, — Максим Исповедник . Даже когда все православные патриархи причастились вместе с монофелитами, он один противостоял этой ереси, и истина Церкви Божией провозглашалась его устами. На VI Вселенском соборе учение Максима Исповедника было принято в качестве учения православного. Суть его состоит в том, что в единой Личности Христа сосуществуют две воли. Воля – атрибут не личности, а природы, а значит, у Него есть и человеческая воля. Именно поэтому Иисус скорбит, возмущается и алчет. По Божественной воле Он Всемогущ и стремится к спасению всех людей. То есть во Христе, в Единой Личности, гармонично сочетаются две воли: Божественная и человеческая. Кстати, мы, православные, на психологическом уровне часто тоже впадаем в монофелитство, повторяя: на все, дескать, воля Божия! Бог управит! Бог подаст… Ну а мыто сами где? Мыто чем заняты? Мы как будто исчезаем. Как будто нашей воли и нет вовсе… Мы должны стремиться к тому, чтобы наша человеческая воля действовала в согласии с волей Божией. Этой проблеме посвящено замечательное творение святителя Иоанна Тобольского (1651–1715) «О сообразовании человеческой воли с Божественной волей». Мы изложили православное исповедание богосыновства. Истинный Сын Божий Единородный, Божия Сила и Премудрость, Божие Слово – Логос, Истинный Богочеловек. Две природы, соединившиеся в Одной Личности Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Собрание слов, бесед, речей и проповедей великого русского пастыря, проповедника и богослова святителя Филарета Московского (Дроздова). Флоровский писал о проповедничестве Филарета Московского: «В свои лучшие годы Филарет богословствует только как проповедник… Именно его богослужебные «слова и речи» и остаются его главным богословским наследством. Богословской системы Филарет не построил. Проповеди — только отрывки. Но и в этих богословских отрывках есть внутренняя цельность и единство. И больше, чем единство системы, — единство созерцания. В них открывается живой богословский опыт, выстраданный и закаленный в молитвенном искусе и бдении. В истории русского богословия в новое время Филарет Московский был первым, для кого богословие стало вновь задачей жизни, непреложной ступенью духовного подвига и делания. Филарет не только богословствовал, — он жил, богословствуя… В храме, с церковного амвона, с епископской кафедры уместно было преподавать только твердое учение веры. И Филарет был очень сдержан в слове. Никогда не говорил, всегда читал или произносил по написанному. Этого требовала и та словесная школа, к которой он принадлежал по годам… Как богослов и учитель, Филарет был, прежде всего, библеистом. В проповедях своих он, прежде всего, толкователь Слова Божия. На Священное Писание он не только ссылается в доказательство, в подтверждение или опровержение, — он исходит из священных текстов». Книга «Царский путь Креста Господня» католического происхождения. Впервые она была издана в России в 1709 г. в литературной переработке Черниговского епископа (позднее митрополита Тобольского) Иоанна Максимовича (1651—1715). Неоднократно переиздавалась. Во времена старчества в Оптиной пустыни отцов Амвросия, Иосифа и Варсонофия была излюбленным духовным чтением иноков и мирян. Книга построена в виде беседы (в форме вопросов и ответов) юной Ставрофилы и Ангела (в католической версии Христа), который духовно наставляет и утешает Ставрофилу. Перевод книги «Царский путь Креста Господня» на русский язык был осуществлен иеромонахом Оптиной пустыни отцом Климентом (Зедергольмом).

http://blog.predanie.ru/article/chto-chi...

Отличался святостью жизни. После кончины тело Святителя находилось в соборе непогребенным шесть месяцев и десять дней. Нетленность мощей впоследствии подтверждалась неоднократно. Память святителя Софрония как угодника Божия благоговейно-молитвенно почиталась жителями Иркутска, причём сразу же после его смерти. «18 апреля 1917 года в Богоявленском соборе Иркутска от неизвестной причины произошёл пожар, уничтоживший гробницу и нетленные мощи святителя Софрония. Обгоревшие кости Святителя освидетельствованы особой, избранной пастыре-мирянским собранием комиссией Верующие чада Церкви объединились в Союз православных христиан, имеющий целью ограждать неприкосновенность святынь Православия, и в частности останки святителя Софрония, от бесчестия и поругания со стороны врагов Церкви» (Церковные ведомости. 1918. 19–20). Священный Собор Православной Российской Церкви 5/18.4.1918 причислил святителя Софрония к лику святых угодников Божиих, определив совершать его память 30 марта – в день блаженной его кончины. Под этим актом стоит подпись и епископа Нестора. 359        Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский (Максимович, 1651–10.6.1715) – родился в Нежине в дворянской семье Максимовичей. Образование получил в Киевской Академии, по окончании которой остался в ней профессором. Постриг принял в Киево-Печерской Лавре и назначен проповедником. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, назначил его архимандритом Елецкого монастыря в Чернигове, которым до этого управлял сам (1695). После смерти святителя Феодосия был хиротонисан в Москве во епископа Черниговского (10.1.1697). Управлял кафедрой 15 лет, основав первую в России Духовную Семинарию (Черниговский коллегиум). В марте 1712 г. по Царскому указу архиепископ Иоанн был назначен на Сибирскую кафедру в Тобольск с возведением в сан митрополита. Он оказался единственным епископом на громадных просторах Сибири. Неустанная служба, пламенная проповедь слова Божия, дела милосердия – всё это снискало ему горячую любовь паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Большое горе перенесла Императрица Мария Александровна, когда в Ницце в 1865 г. скончался от туберкулеза ее старший сын, Наследник Цесаревич Николай Александрович. Много тяжелого выпало на долю Государыни в последние годы в личной ее жизни. Особенно почитала она, по свидетельству Тютчевой, икону «Утоли моя печали» и вместе с нею в сентябре 1855 г. ездила в Москву молиться в часовне ее имени. В 1858 г Тютчева совершила с нею паломничество в Валаамскую обитель. Страдала Государыня и от туберкулеза. Врачи отправили ее в Канн. Предчувствуя приближающуюся кончину, Императрица 23 января 1880 г. поспешила вернуться с юга Франции в Россию и скончалась 22 мая того же года. Тютчева подарила Императрице Марии Александровне изображение не прославленного еще тогда преподобного Серафима. «Я очень верю для нее в молитву этого святого, – записывала она, – и уверена, что он оказывает ей особое покровительство, ибо он предсказал о ней еще прежде, чем она прибыла в Россию, что она будет „благодатная“ и матерью для России и Православной Церкви». Царско-народное церковное торжество (Православная жизнь. Джорданвилль, 1956. 6. С. 6–11.) Сорок лет назад в Императорской России, в последний раз перед наступившим господством на Руси богоборческой власти, состоялось великое всенародное торжество, тесно связанное с Царем. В июне 1916 г. прославлены были мощи святителя Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского. Родившийся в 1651 г. в благочестивой знатной малороссийской семье, он с юных лет прилежал к Церкви. Получив образование в Киевской Богоявленской братской коллегии, он восемь лет был в ней преподавателем. Приняв иноческий постриг в Печерской Лавре, иеромонах Иоанн, смиренный молитвенник, обладая даром слова, был назначен лаврским проповедником. Настоятельствовал он потом в нескольких малороссийских монастырях, по кончине же в 1696 г. святителя Феодосия (Углицкого) был его преемником на Черниговской кафедре. Плодотворна была его настоятельская и епископская деятельность. Продолжил он ее и будучи назначен в 1712 г. митрополитом Тобольским, со рвением и успехом ведя миссионерскую и просветительную работу. Неустанные подвиги надломили силы Святителя. 10 июня 1715 г. он преставился в молитвенном положении перед иконой Божией Матери Тобольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

4. Донской в Москве По грамоте Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского, 1715 года Ноября 13 дозволено Архимандриту служить с рипидами, с полицей, с ковром и с осенением, а посох с ковром и с осенением, а посох иметь с сулком. В 1731 году от Государыни Императрицы Анны Иоанновны Высочайше пожалована Архимандриту Илариону панагия, и того же года указом Св. Синода от 17 Апреля вследствие Именного Повеления, от 14 Апреля последовавшим, дозволено оному же Архимандриту Илариону в службе осенять со свечой и весь чин отправлять по тому, как Чудовскому; а в 1732 году, Апреля 26, указом Св. Синода, вследствие Именного Повеления преемнику его Архимандриту Кириллу, переведённому из Псково-Печерского монастыря, дозволено носить мантию со скрижалями, а на персях – крест. 5. Соловецкий По Указу Государя Царя Алексия Михайловича и по настольной грамоте за подписанием Преосвященного Митрополита Новгородского Никона в 7159, а от Р. Х. в 1651 году, а потом и Митрополита Питирима, дозволено Архимандриту Илию служить в шапке с полицей, с набедренником, и ручным сулогом и с рипидами, и с осеняльными свечами, и с ковром, полной Архимандрической службой. Все сии преимущества утверждены и по Именному Указу 1702 года, в бытность Государя NETPA I в Соловецком монастыре; а притом тогда же Архимандриту Фирсу и будущим по нём дана мантия с поматами и посох по подобию Чудовского Архимандрита с яблоками, и дозволено при том принимать Св. Божественные Тайны в алтаре, а в Божественную службу, когда он Архимандрит не служит, мир подавать ему на месте; что всё, кроме сего последнего, подтверждено и грамотой 1705 года, Февраля 3. Б) 2 класса. 1. Заиконоспасский училищный в Москве По указу Св. Правительствующего Синода Конторы от 20 Сентября 1761 года дозволено Архимандриту носишь мантию со скрижалями и иметь посох с яблоками. 2. Крестовоздвиженский Бизюков, ныне переведённый в Екатеринославскую Епархию Грамотой настольной Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского в 1705 году дозволено Архимандриту служишь в шапке с посохом без яблок и с крестом; а по указу Св. Синода 1761 года Октября 2 дозволено и мантию носить со скрижалями.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Управляя Монетным Двором, Граф Головин приступил к выплавке серебряной руды, которую сам отыскал близ Нерчинска; увеличил выбивание серебряной монеты. До 1700 года ее выпускали, каждый год, от 200 до 500 тысяч; в 1700 году выбито 1,992,877 рублей; в 1701 г. 2,559,885 рублей; в 1702 до 4,533,194рублей 30 . Первые рубли с грудным изображением Царя начали чеканить в 1704 году. Ганноверские Резидент при нашем Дворе (1714–1715 г.), Вебер, видел следующую надпись из Цицерона на портрете Головина: «Кто всею душою, «с ревностию и искусством исполняет свою должность, тот только способен к делам великим «и чрезвычайным». Граф Федор Алексеевич имел трех сыновей; из них: Граф Николай Федорович был Адмиралом и кавалером ордена Св. Андрея Первозванного; умер в Гамбурге 1745 года 31 ; Граф Иван Федорович скончался 1708 года, будучи Стольником и Инженером, на 29 от рождения; а Граф Александр Федорович, флота Каритан-Лейтенант, умер в 1731 году. 2-й Генерал-Фельдмаршал Герцог Крои Карл, Евгений, Герцог Крои, только два месяца с половиною находился в России; но помрачил в это время имя свое. Он родился в 1651 году. Знатное происхождение и личная храбрость возвели его на степень Полководца 32 . Сначала Крои служил в Дании, сражался против Шведов в 1676 году; произведен Христианом V-м в Генерал-Лейтенанты (1677 к) и назначен Комендантом в Гельзинберг; потом перешел к Римскому Императору Генерал-Фельдмаршалом-Лейтенантом: отличился в сражении при Гране, на котором командовал левым крылом (1685 г.); участвовал во взятии Австрийцами Офена (1686 г.), где был ранен; в победе, одержанной ими. (1689 г.) при Нисс над Турками, предводительствуя правым крылом; взял посредством военной хитрости крепость Эссек (1690 г.); содействовал (1691 г.) Принцу Людовику Баденскому в поражении Великого Визиря при Саланкемене, на котором сражении был, снова, ранен; предводительствуя (1693 г.) Венгерскою армиею осадил Белград, но принужден был отступить с Значительною потерею; Тогда счастие оставило его и он сошел с Военного поприща.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010