Их собственный мир принимал у них внешние монашеские формы прежде всего благодаря их бракоборческому учению. Федосеевцы должны были в принципе жить целомудренно, как монахи, но не делаясь таковыми. Это был особый мир людей, считавших себя избранными Богом для спасения, которые решительно отмежевывались от постороннего, греховного и погрязшего в светскую жизнь человечества. Вне общины все принадлежало Антихристу, в домах, на полях, на торгах была его печать, и извне общины были возможны лишь грех и вечная Как и для новгородских старцев, так и для Феодосия Антихрист являлся только духовным явлением, а не определенной личностью, вроде патриарха Никона, как это учили ранние старообрядцы 1650-х и 1660-х годов. “Егда Христос по земли явися и с человеки поживе, не царствовал он чувственно на земли, тако и антихрист не имать в чувстве быти”, — писал в 1701 году Феодосий в своем “Увещании”, видимо, не замечая, что он высказывает новое богословское положение, в котором характеристика пребывания Христа на земле несколько напоминала арианские установки, а само сравнение первого пришествия Христа с пришествием Антихриста было похоже на дуалистическое учение богомилов и Феодосий развивал свою христологию и антихристологию и дальше в том же богомильском духе. “Явися агнец Христос, явится и антихрист агнец”. Призывая своих последователей уходить из мира в обособленные общины, он писал: “И паки апостол рече: изыдите братие от мира и нечистот его не прикасайтеся; возлюбите безмолвие. Да познайте Бога и откровенным умом славу Его узрите, что всуе метемся в жизни сей”. Он неоднократно подчеркивает необходимость разрыва с миром, советуя своим ученикам: “Побегайте и скрывайтеся во имя Все же, несмотря на многие общие догматические, психологические и дисциплинарные черты учений беспоповцев и Кальвина, федосеевцы резко отличались от кальвинизма в подходе к обществу и особенно государству. В своих “Христианских учреждениях” Кальвин указывал на необходимость организованного государства как части устроенного Богом мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/439577/

Каждый человек призван совершать «путь от образа к подобию», и человеческая личность должна рассматриваться не статически, а динамически, «как открытая и находящаяся в постоянном развитии реальность» 1647 . Даже телесная смерть может быть рассмотрена в этой перспективе как «стадия роста» нашей личности 1648 . Более того, «не только на земле, но не в меньшей мере и на небе, возрастание – неотъемлемая черта человеческой личности» 1649 . И, «поскольку Бог бесконечен», это постоянное движение вперед «оказывается безграничным» 1650 . Рассуждая о динамической природе человеческой личности, митр. Каллист вводит понятия «эсхатологической личности» и «прославленной личности», которые отражают чудесные потенциальные возможности, будущее состояние личности, достигшей воскресения из мертвых 1651 . Преосв. Каллист отмечает возможность и отрицательной динамики личности: человек зачастую склонен бояться всего нового 1652 , не принимать «страдательного» аспекта роста, избегать «пути Христа», и потому может постепенно де-персонализироваться 1653 . Поэтому в нынешнем состоянии человеческая личность в течение жизни может возрастать к своей подлинности, если только она готова «дать в себе место» самопожертвованию и смерти того, к чему она привыкла 1654 . Критерием правильной направленности вектора роста личности является «углубление наших личных отношений с другими людьми» и Богом 1655 . Таким образом, общение признается митр. Каллистом одновременно и средством, и целью личностной динамики. Благодарение, священство, царство, логосность и творчество как свойства личности Следующим свойством человеческой личности митр. Каллист признает способность и потребность благодарения. Благодарение, евхаристическая природа человека, соответствуют священническому призванию человека в тварном мире 1656 , разумности-логосности человеческой личности 1657 , ее нравственности, как ответственной за бытие других людей 1658 и всего тварного мира 1659 . «Примирение и мир суть фундаментальные аспекты нашей личностности» 1660 , являющейся священным «посредником» 1661 , «мостом и местом встречи» творения и Бога 1662 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Размывание границ между церковными «сословиями», выход монашества в мир и исчезновение духовного сословия, что предполагало поставление священников из «народа», из вчерашних мирян (а не из потомственных клириков), имело, видимо, и еще один ментальный аспект. К концу советского периода в некоторых группах прихожан (прежде всего молодых горожан) все более отчетливо формировалось ощущение того, что на богословском языке именуют «всеобщим священством» православных христиан. Как следствие этого ощущения появлялась потребность осознанно участвовать в молитве священника и, соответственно, регулярнее участвовать в Таинстве. В постсоветский период практике причащения предстояло пережить еще одну радикальную метаморфозу, но это – предмет другого исследования .   Автор призывает уважаемых читателей поделиться собственными воспоминаниями о практике причащения в советский период, за что заранее приносит им сердечную признательность! Интервью с А.В. Щипковым, 21 января 2012 г. См., например, Панченко А.А. Религиозные практики и религиозный фольклор//Русская религиозность: Проблемы изучения/сост. А.И. Алексеева, А.С. Лавров. СПб., 2000. С. 14–25. См.: 8 и 9 правило святых апостолов; 66 и 80 правило VI Вселенского собора; 11 правило Сардикийского собора; 2 правило Антиохийского собора. Ср. высказывания крестьян, приводимые в статье В.Ю. Макаровой: Макарова В.Ю. Недароимцы, манипуляторы и на одре лежащие: к вопросу об особенностях крестьянского отношения к исповеди и причастию//Научный богословский портал «Богослов.Ру». 24 августа 2011 г.: http://www.bogoslov.ru/text/1910434.html. См., например: ПСЗ(1). Т. 1. 25 октября 1650 г. 47; ААЭ. Т. 4. 10 марта 1660 г. 115; ПСЗ(1). Т. 1. 1 марта 1674 г. 570 (указано Е.В. Беляковой). Права и обязанности благочинного приходских церквей. По действующим церковно-гражданским законоположениям, руководственным указам Святейшего Синода и распоряжениям Епархиального Начальства. М., 1900. С. 5, 17. Вообще фиксация в Духовном регламенте необходимости по крайней мере ежегодного причащения вела к определенной перверсии: причащение раз в год в обыденном сознании начинало восприниматься как необходимое и достаточное и в гражданском, и в церковно-литургическом плане. Чаще было можно, но не обязательно, а значит – в большинстве случаев и не нужно.

http://bogoslov.ru/article/2597120

Короцко. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:между приблизительно 1650 и 1660. Год утраты:приблизительно 1940 Адрес: Новгородская область, Валдайский район, село Короцко Координаты: 57.928856, 33.25532 Проезд:Из Валдая от М10 на юг (поворот у мотеля, указателя нет) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Короцко. Церковь Николая Чудотворца Деревянная однопрестольная церковь. Находилась в составе Храмового комплекса церквей Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. По преданию, здесь был крещен будущий святитель Тихон Задонский. В советское время церковь была закрыта, во время Великой Отечественной войны полностью разобрана. На этом месте в XVII-XVIII вв. находился Покровский мужской монастырь. С упразднением монастыря (после 1718 г.) его церкви (Покровская и Никольская) обращены в приходские. Церковь Николая Чудотворца разобрана во время Великой Отечественной войны.  http://korotsko.ru/korotsko/node/27 Никольский храм находился юго-восточнее Покровского, за современной оградой кладбища. Вероятно, он был поставлен после 1650 г. на месте первого Покровского храма, перестроенного к 1645 г. Мнение о том, что Никольская церковь стоит на месте более древней деревянной церкви, высказывали в конце XIX века исследователи П. М. Силин и П. Е. Плавинский. Это была небольшая прямоугольная постройка клетского типа, срубленная из соснового леса, вывезенного, по преданию, из Пятницкого болота и обшитая тесом. У нее был граненый алтарь и пониженная паперть. Живописность храму придавала двухскатная крыша с переломом. Маленькая главка, покрытая первоначально в чешую, завершалась железным крестом. Простоте внешнего вида соответствовала и простота внутреннего убранства. Ее внешний и внутренний вид так описывал краевед П. М. Силин: «Невысока и необширна эта церковь. Срублена она из соснового леса, снаружи в недавнее время обшита тесом, имеет одну главу и маленькие, почти волоковатые окна. Проста ее внешность, проста и внутренность. Пол неокрашенный, стены бревенчатые, иконостас трехъярусный, простой, с иконами, которые по пошибу письма относятся к XVII веку. Пред местными иконами Спасителя и Богоматери простые деревянные точеные подсвечники, и такой же подсвечник в алтаре за престолом. Над престолом деревянная резная сень. Нет в древнем храме св. Николая ни богатых украшений, ни пышных облачений, все в нем просто и убого, но для любителей отечественных древностей и чтителя святыни, храм этот есть драгоценный памятник воспоминаний о святителе Тихоне Задонском, причисленном к лику святых, так как, по преданию, в этом храме по рождении своем в 1724 г. он был крещен и назван Тимофеем».

http://sobory.ru/article/?object=36590

Новая история Введенского собора началась в 2004 г. Осевший фундамент и трещины, прорезавшие главное здание, поставили вопрос ребром - быть или не быть старейшему храму Чувашии дальше. Справедливости ради отметим, особенно долго не выбирали. Было получено федеральное финансирование, которое направили в первую очередь на укрепление фундамента и стен, затем на поэтапную реставрацию комплекса в целом. Фактически весь комплекс необходимых работ не завершен до сих пор, однако с уверенностью можно говорить о том, что главный храм и один из символов города Чебоксары продолжает творить историю. В 2013 г. Центробанк РФ выпустил в обращение три памятные монеты из драгоценных металлов, посвященные памятникам архитектуры России. Одна из них – серебряная, номиналом 3 рубля – именуется «Введенский собор, г. Чебоксары, Чувашская Республика». Как сообщает Банк России, у этой монеты масса драгоценного металла в чистоте составляет 31,1 г, проба сплава - 925, ее диаметр - 39,0 милиметров. С лицевой и оборотной сторон монеты по окружности имеется выступающий кант. На Санкт-Петербургском монетном дворе ее отчеканили тиражом в 7,5 тыс. экземпляров. Достопримечательности Чебоксар Введенский кафедральный собор - старейшее здание Чебоксар и всей Чувашии, памятник федерального значения. Кафедральный собор Чебоксарской и Чувашской епархии. Первый бревенчатый храм на этом месте был заложен по грамоте царя Ивана Грозного в 1555 г. Ныне существующее здание возведено в середине XVII в. - в 1650-е или 1660-е г.г. В 1559 г. деревянная церковь сгорела. В 1660-х г.г. выстроен ныне действующий каменный собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы холодный. Позднее к нему были пристроены теплые приделы, с правой стороны - преподобного Сергия Радонежского, с левой - Святого преподобного Алексия, человека Божия. На рубеже XVIII-XIX в.в. последний придел расширили, устроив четвертый престол - Священномученика Харлампия. В советское время храм закрывался на относительно короткий срок: в 1943 г. богослужения в нем были возобновлены. Приделы Алексия человека Божия и священномученика Харлампия, а также большую часть притвора до апреля 1985 г. занимали фонды краеведческого музея.

http://sobory.ru/article/?object=04979

Им же принадлежит письмо северных алтарных дверей с изображением Лона Авраамова и «Сказания о просфоре». Иконы праздничного ряда также написаны в 1650-е г.г. Местные иконы «Илья Пророк», «Иоанн Предтеча», «Вознесение», «Покров» и «Благовещение» написал в 1660-1662 знаменитый царский иконописец Федор Евтихиев Зубов. Под его руководством написаны в 1660-е иконы деисусного, праотеческого и пророческого чинов. Записанная Федором Зубовым «Богоматерь Тихвинская» создана в XVI в. и происходит из древней деревянной церкви Пророка Ильи. Рама от местной иконы «Знамение», средник которой утрачен, написана в 1696 г. в мастерской Федора Игнатьева. В алтаре находится резная напрестольная сень 1657 г. с завершением в виде восьмиугольного шатра. Вся поверхность сени украшена ажурной резьбой, напоминающей драгоценное золотое кружево. В травной узор введены изображения орлов, голубей, попугаев, «Птиц-сиринов» и «Птицы-неясыти». Глубоко национальная по стилю, исполненная с большим артистизмом, ильинская сень является одним из лучших образцов русской деревянной резьбы XVII в. В интерьере церкви находятся царское и патриаршее моленные места XVII в., перенесенные сюда из церкви Николы Мокрого. Друг от друга они отличаются убранством шатровых завершений - у царского места шатер украшен ажурными кокошниками, а у патриаршего цилиндриками и луковичными главками. В 1896 г. вокруг церкви по рисунку А.И. Павлинова сооружена ограда с 56 каменными столбами, между которыми укреплены звенья чугунной кованой решетки. В ширинках столбов вставлены изразцы. С 1899 по 1904 г. производились масштабные работы по реставрации и обновлению церкви на средства коммерции советника Ивана Александровича Вахромеева, выделившего несколько десятков тысяч рублей собственных денег для приведения церкви «в благоустроенный вид». По свидетельству современников, «эта крупная жертва принесена была без шуму, без стеснения священнослужителей храма в отправлении ими своих обязанностей. С 1899 года, с ранней весны и до глубокой осени ежегодно, включительно до июля 1904 г., работали при Ильинской церкви десятки мастеров, употреблено было много строительного материала - железа, цемента, кирпича, извести, песку, лесу; но все работы шли так, что не представляли никаких препятствий к совершению Богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00213

Глава 5. «Свят, Дмитрий, свят!» А без любве божественныя, само токмо желание небеснаго царствия, есть яко ветвь без корене, не плодоносящая, но увядающая. Свт. Димитрий Святитель Димитрий Ростовский родился в 1650 году, а скончался 28 октября 1711 года. Отпевавший его рязанский митрополит Стефан, старинный друг и единомышленник, свое надгробное слово, не раз прерывавшееся слезами, завершил возгласом: «Свят, Димитрий, свят!» При этом не следует думать, что святитель затворился от бедствий времени в молитвенной или ученой келье. Он чувствовал историческое время почти болезненно и удивительным образом вписал себя в него, сделав это в таком интимном документе, как дневник – его знаменитый «Диаруш» с единственным в своем роде зачалом: «...842 Михаил царь с матерью Феодорою наста и святый Мефодий патриарх наста. Болгарская земля крестися. 955 Ольга крестися. 1011 Преставися Авраамий Ростовский. 1248 Батый убиен. 1540 Типографское художество вынайдено в немцах. 1637 Кумейщина была за гетмана казацкого Павлюка. Тогда ляхи казаков напав били и война началася. 1650 Я, грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей христианских Савы и Марии... Того року была война Радимилова и Киев спален. 1652 Моровое поветрие было великое. 1659 Конотопская война. 1660 Война чудновская и Шеремет убит. 1662 Писати научился...» 334 Окончив школу Киево-братского монастыря, к тому времени вполне «латинскую» по методе, он принял постриг в 1668 году. Свое первое сочинение, «Руно орошенное», посвященное описанию чудес от Черниговской иконы Пресвятой Богородицы, он написал через семь лет, в 1675 году, за год до этого став иеромонахом и проповедником в Чернигове. В «Руне» уже вполне чувствуется его рука. И здесь тайно присутствует мысль о времени: книга описывает 24 чуда – по числу часов дня и ночи. К каждому чуду прилагались беседа, нравоучение и статья из патерика («прилог») – материал отсюда потом пригодился для Четий-Миней, – но важнее этого было, конечно, первое изложение столь характерного для будущего святителя «богословия Покрова».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В 1650 г. Н. И. вернулся в Грузию. Предположительно одно время он находился при дворе имеретинского царя Александра III. В 1651 г. Н. И. присутствовал на приеме при дворе Александра III российских послов Никифора Толочанова и Алексея Иевлиева. В своих дневниках послы отмечали, что неоднократно встречали на приемах у царей Теймураза I и Александра III «настоятеля Голгофского монастыря Никифора» - иногда одного, иногда с Гелатским митр. Захарией ( Квариани ; в 1658-1660 католикос-патриарх Абхазский) (Статейный список посла Никифора Толочанова . 1970. С. 95, 98). Сохранился рисунок Кристофоро де Кастелли 1650 г., на к-ром изображен Н. И. с правителем Абхазии кн. Беслако Шарашией (Шарвашидзе) и членами его семьи, преклонившими колени перед Н. И., благословляющим их. Княжеская регалия беслако (венец) была изображена лежащей рядом с Н. И. ( Кристофоро де Кастелли. 1977. С. 171. Рис. 439). В последний период своей жизни Н. И. вновь находился при дворе Левана II Дадиани. Дзампи так описывал Н. И.: «Монахи нынешней Самегрело… приходят с Афонской горы и под предлогом сбора пожертвований для Иерусалима остаются в этом краю… некоторые из них находят приют в доме грузинского монаха по имени Никифоре Ирбах, которого они обычно называют монахом Николозом. Он представитель одного из знатнейших родов Грузии. Ему 70 лет. Имеет степень архимандрита, то есть настоятеля. Его называют джварисмама (букв.- «отец Креста», так называли настоятелей Крестового мон-ря.- Авт.), народ его уважает. Мтавары Самегрело назначают его своим визиром или послом, поскольку он хорошо разбирается в политике и неоднократно был в Иерусалиме и Европе» ( Жан Шарден. 1975. С. 141). С помощью Левана II Н. И. в 1657 г. стал католикосом-патриархом Абхазии (Зап. Грузии). Однако после смерти Левана II в том же году престол Самегрело захватил Вамек III Липартиани (Дадиани), к-рый заключил в тюрьму всех, кто не признавали его власти, в т. ч. и Н. И. Он сместил его с престола католикоса-патриарха и заточил в башню, где Н. И. умер предположительно в 1658 г.

http://pravenc.ru/text/2565534.html

Среди этих посланцев особенно выделялся другой, последовавший за протопопом на Север, юродивый, Киприан, в 1660-х годах отличавшийся своей активностью в Москве и который, в конце концов, пострадал за свою преданность Аввакуму: 7 июля 1675 года он был казнен в Пустозерске, где ему по приказу из Москвы отсекли голову. Помимо Киприана значительную роль в поддержании связи играл инок Филипп, в миру Феодор Трофимов, бывший одно время подьяком при патриархе Никоне . В 1650-х годах он был сослан сначала в Тобольск, а затем, после собора 1666 года, в Пустозерск 771 . Филипп долгое время проживал на Кяткозере со знаменитым мафусаилом раскола старцем Корнилием, и, видимо, оттуда и из других мест Поморья он наладил сношения пустозерцев с другими центрами раскола. После вступления на трон царя Феодора, то есть после 1676 года, он был арестован, отвезен в Москву и уже там»сожжен огнем бысть«. Ко времени казни Киприана относится не проведенный в жизнь проект перевода протопопа со " товарищи» из Пустозерска в Кожеозерский и Каменноспасский монастыри, находившиеся около Архангельска и Вологды 772 . Правительство, по всей вероятности, предполагало, что перевод на новое место, ближе к Москве, приведет к лучшей изоляции старообрядческих вождей. Приказ о переводе был послан, но не состоялся по каким-то, по всей вероятности, техническим причинам 773 . Из весьма многочисленного кадра пустозерских " связистов» известен и московский священник Дмитрий, бывший в начале 1660-х годов настоятелем церкви Жен-Мироносиц при палатах, известной своими симпатиями к старой вере, боярыни Анны Петровны Милославской. При патриархе Никоне Дмитрий, было, принял новый обряд, но затем раскаялся, вернулся к старой вере и поселился где-то вблизи Пустозерска, где и служил в неизвестной историкам церкви, посылал просфоры и запасные дары Аввакуму и помогал ему поддерживать связь с Москвой, где жила его жена Маремьяна Федоровна, упорная и твердая последовательница Аввакума. Сама Маремьяна, которая разошлась со своим мужем-священником из-за его временной измены старой вере, долго оставалась в Москве, была одним из главных агентов протопопа в столице 774 и передавала его благословения, поручения и советы московским " верным».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Даниилу 1711 г. По рукоп. чудова монастыря 223 известны: Едем – соч. посвященное Царевичу Алексию, Екклесия, есть Церковь , – ему же; Акафист пресв. Богородице, посвящ. Цар. Прасковье Феодоровне, стихи Царевне Софии об учреждении училища в Москве, и др. Косьма, иеродиакон чудовский, написал весьма порядочную риторику. Другие ученики Лихудов: Николай Семенович Головинов, инок Иов, на короткое время главный учитель академии, Алексей Барсов, переводивший щит православия или соборный ответ кальвинистам 1672 г. и литургию А. Иакова (опис. биб. Толстого, стр. 288. 295); Феодор Максимович сочинитель грамматики изд. 1723 г. 237 По каталогу Медведева в 1649 г. переведены Епифанием: слово Афанасия о псалмах, о убиении короля и литургия Златоустого. В 1650 г. написан канон св. Анне, княгине тверской, переведен канон Марии Египетской и 3 слова Бернарда. В 1651 г. написана служба св. Иакову Боровицкому, переведена служба пророчице Анне. 238 Имя Пафанаила показано в предзрении главизнам. В предисловии сказано, что сочинение переведено с греческого. О переводчике там же. То же говорит каталог Медведева. Тот же Арсений Грек (а не Арсений Сатановский, как напротив пишет словарь Митрополита Евгения) перевел: а) жизнь святой Екатерины; б) жизнь Феодора Стратилата; в) жизнь святого Алексея; г) жизнь преп. Максима; д) четверостишие Григория Богослова ; е) Максима Исповедника о любви, напеч. при анфологионе в 1660 г. (см. опис. староп. кн. Толстого, стр. 272). 239 По каталогу Медведева в 1652 г. переведено Епифанием соборное деяние о Патриархе Иове; в 1653 г. служба святому Иоанну Златоусту . В 1656 г. Епифанием переведены: 1) 50 слов святого Григория; 2) слова Афанасия против Ария; 3) в 1657 г. сочинено утешительное послание к князю Радзивилу от имени Патриарха Никона ; 4) переведена анатомия Песселя; 5) в 1658 г. переведены правила Арменопула; 6) слово Златоустого на пятидесятницу; 7) вероятно в 1659 г. переведены беседы Василия Великого на шестоднев, а в 1660 г. 8) сочинение Дамаскина, небеса. Сочинения 1, 2, 7, 8 изданы в одном томе в 1665 г. По словам Митрополита Евгения в 1664 г. изданы в одном томе в 4 д. переведенные Епифанием сочинения: а) жизнь святого Иоанна Златоустог о; б) 6 слов его о священстве; в) письма Василия Великого и Патриарха Геннадия. Кроме того, Епифанием переведены, неизвестно когда, святого Афанасия о братстве, некоторые сочинения Иустина Философа ; законы из Фукида и Тацита; алфавитное извлечение из законов Властаря; география Европы и Азии, которой первая часть переведена Епифанием (с латинского), вторая сотрудником его Исаией, а третья Сатановским. Арсением Сатановским переведены еще: а) Георгия Кодина о придворных чинах; б) в 1653 г. сочинение о Царском Граде (о Константинополе), в 1655 г. хронография Митрополита Дорофея (молодик 1844, стр. 224).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010