Д. В. Филиппи XVII в. Несмотря на ключевое значение возникших на рубеже XVI и XVII вв. муз. процессов, утвердившихся в качестве признанных фактов как в музыкознании, так и в общественном мнении, существует немало предрассудков в отношении итал. церковной музыки XVII в., к-рая считается консервативной, закрытой для новаций в области композиции и для стилистических экспериментов. Церковная музыка XVII в. до наст. времени воспринимается как вторичная из-за ограниченного набора форм и жанров, к-рым присуща определенная манера письма и к-рые поэтому могут показаться не столь значимыми. Авторы, сочинявшие в основном или исключительно церковную музыку, считаются композиторами «второго ряда» в сравнении с такими фигурами, как Клаудио Монтеверди (1567-1643) и Джакомо Кариссими (1605-1674), согласно устойчивым романтико-идеалистическим представлениям о «великих гениях» эпохи, окончательно не преодоленным и в наст. время. Исследования и в еще большей степени совр. издания церковной музыки XVII в. немногочисленны, нерегулярны исполнение и звукозапись этого репертуара. К. Монтеверди. Портрет. 1640 г. Худож. Бернардо Строцци (Галерея Академии, Венеция) К. Монтеверди. Портрет. 1640 г. Худож. Бернардо Строцци (Галерея Академии, Венеция) I. 1-я пол. XVII в. Значение Сев. Италии. Переломный момент, определивший характер церковного репертуара нач. XVII в., приходится на 80-е гг. XVI в., особенно на период понтификата Сикста V (1585-1590). Духовная атмосфера папского Рима и его культурный антураж не были враждебными изобразительным искусствам, музыке и присущей им эстетической силе, к-рая могла стать источником религ. чувства, сопроводить и усилить воздействие богослужебного обряда. Напротив, Церковь поощряла художников, архитекторов, скульпторов, композиторов в их поиске новых художественных путей. Примером освоения храмового пространства может служить расцвет постоянно усложнявшихся многохорных композиций, в к-рых максимально использовались акустические возможности архитектурных форм. Др. пример - камерная музыка для небольших ансамблей, sacri affetti (лауды или мотеты), нередко предназначенные скорее для духовно-муз. практики, чем для богослужения, иногда «гибридные» по стилю и формам, привнесенным из светского репертуара.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Значение творчества Ушакова для русского искусства XVII – начала XVIII века оценивалось неоднозначно. Г. Филимонов, еще в конце XIX века посвятивший Ушакову большое исследование, считал, что значение художественной деятельности Ушакова состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи . И.Э. Грабарь в первом издании «Истории русского искусства» крайне отрицательно высказался о деятельности всех царских иконописцев, с которыми «кончилась русская иконопись, но русская живопись, о которой иным из них как будто грезилось, с ними не началась» . Новые оценки иконопись мастера Оружейной палаты получила лишь в последнее время. Так, Э.С. Смирнова считает, что «произведения Симона Ушакова и его учеников не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре и оставались в пределах художественных традиций православного Средневековья» . Нам также представляется, что художник не переступил ту грань, которая отделяет иконопись от живописи. В заключение необходимо сказать, что Ушаков был сильной личностью и человеком своей эпохи, который организовывал труд огромной мастерской и у которого оставалось время для собственного творчества. Древнерусское искусство: XVII век. М., 1964. С. 5. В Москве: 1642–1643 гг. – роспись Успенского собора, 1652 г. – Архангельского собора, 1644 г. – Ризоположенской церкви (все три – в Кремле), 1653 г. – роспись церкви Троицы в Никитниках. Во Владимире: 1647–1648 гг. – роспись Успенского собора Княгинина монастыря. В Ярославле: 1640 г. – роспись церкви Николы Надеина. В Ярославле: 1680–1681 гг. – роспись церкви Илии Пророка, 1683 г. – церкви Рождества Христова, 1691 г. – церкви Николы «Мокрого», 1692–1694 гг. – церкви Богоявления, 1694–1695 гг. – церкви Иоанна Предтечи в Толчково. В Костроме: 1685 г. – роспись собора Ипатьевского монастыря. В Вологде: 1686–1688 гг. – роспись Софийского собора. В Романове-Борисоглебске: 1680–1690 гг. – роспись Воскресенского собора. Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания//Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 6. С. 52.

http://pravoslavie.ru/770.html

бояринъ князь Никита Ивановичь Одоевской... – В боярских московских книгах Никита Иванович Одоевский упоминается как стольник с 1627 г., а боярин с 1640 г.: умер 12 февраля 1689 г. – Указатель 1853, 303. Князь Н.И. Одоевский стоял в управлении несколькими приказами: в 1643–1644 гг. Казанского дворца и Сибирским; в 1667–1670 гг. Иноземским, Рейтарским и Большой казны; в 1682 г. Большой казны и Большого прихода; в 1676–1689 гг. Аптекарским – Богоявленский 1946, 281. ...по ложной клевете Романа Бабарыкина. – О стольнике Романе Фёдоровиче Боборыкине см.: 5. Примечания. О споре между патриархом Никоном и Р.Ф. Боборыкиным за владение монастырской землёй см.: 9. Примечания. Л. 254. Л. 259 ...околничей Родионъ Матвевичь Стрешневъ... – О Р.М. Стрешневе см.: 9. Примечания. Л. 254. Л. 259–260 ...яселничего своего,//государева, Афонасья Ивановича Матюшкина... – Об А.И. Матюшкине см.: 2. Примечания. Л. 2. Л. 260 Да как в прошлых годех... былъ на Москв... Патриарх Никон вспоминает о своей поездке в Москву в августе 1659 г. в грамоте константинопольскому патриарху Дионисию и в 17-м «возражении». В грамоте на Восток Никон рассказывал, что царь его не принял, и прислал думного дьяка Алмаза Иванова, который от имени государя посоветовал Никону ехать в Макариев Калвин монастырь – РГБ, ф. 178, 9427, л. 113–113об. В «Известии» о патриархе Никоне Иван Шушерин, рассказывая об этом предложении царя, добавлял, что патриарх ответил: лучше ему быть в Зачатьевском монастыре, что в Китай-городе (тогда на том месте была большая тюрьма) – Шушерин 1997, 72. Сам же эпизод о поездке Никона в Москву изложен Шушериным иначе, чем в других источниках: царь, согласно «Известию», принял Никона на третий день вечером. Алексей Михайлович встретил патриарха на переднем крыльце верхних палат. Беседовали мирно о духовном спасении и здоровье в присутствии бояр, затем прошли к царице и царским детям, где задержались до десяти часов вечера. Царь отпустил патриарха в Воскресенский монастырь, разрешил ехать в Иверский и Крестный монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

4405 ...воевода именем Афонасий зовомый Пашков... – Афанасий Пашков (ум. в 1664 г.) – правнук Григория Пашкевича, приехавшего на Русь из Польши при Иване Грозном. В 1638 г. Афанасий служил при государевом дворе, затем в 1644–1646 гг. был воеводой в Кевроле и Мезени, а потом, после службы в Москве, в качестве «объезжего головы», с 1650 г. вновь служил воеводой, уже в Енисейске и затем в Даурии. Именно этот период наиболее известей благодаря рассказам о его жестокостях в произведениях протопопа Аввакума (см. наст. изд.: т. 17). 4407 ...храм святаго великомученика и страстотерпца Христова Георгия... – Церковь Св. Георгия стояла в Верколе на левом берегу р. Пинеги. После пожара 1639 г. была вновь отстроена в 1643 г. В сохранившейся порядной записи указано, что строительство велось местной артелью, возглавлял которую кевролец Алексей Семенов сын Лутков (см.: Мильчик М. И. Строительная порядная запись 1642 года из архива пинежских крестьян//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 509–17). 4409 ...нанесло их на ез... – Ез (или яз) – частокол или плетень поперек всей реки, устанавливаемый, чтобы не дать рыбе хода вверх и выловить ее на месте. Езами называют также поставленные вполовину или в треть реки наискось рыболовные плетни. 4411 ...из Монгазеи... – Мангазея – местность в Туруханском крае, между Обской губой и низовьями Енисея по р. Таз. С XVI в. освоена промышленными людьми Севера. В 1601 г. по указу Бориса Годунова здесь, на правой берегу р. Таз, было основано одно из первых в Сибири городских поселений с таким же названием. 4412 ...воеводы именем Стефана зовомаго Чирикова... – Стефан Михайлович Чириков был воеводой в Кевроле и на Мезени в 1637–1640 гг. 4414 ...дьяка Давыда Дерябина... – Дерябин Давыд Корнилович – дьяк приказа Большого дворца в 1647–1657 гг. 4415 ...к воеводе Григорью Михайловичю Аничкову – Григорий Михайлович Аничков – думной дворянин, первый судья приказа Новая четь, ум. в 1671 г.. 4416 ...з Двины из Сетренского монастыря... – Сестренский (Сефтренский) Спасский мужской монастырь находился в Сестренском погосте Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, на правом берегу Северной Двины; в 1764 г. упразднен и преобразован в приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако новая «К. о. м.» не была принята пресвитериански настроенным духовенством; попытки шотл. епископов ввести в употребление «К. о. м.» приводили к возмущениям и бунтам, поэтому на практике она почти не использовалась. Вместе с тем англикан. богословы перерабатывали представленные в ней материалы во время подготовки новой версии «К. о. м.» в 1660-1661 гг., вслед. чего мн. особенности шотл. «К. о. м.» перешли в нормативную англ. «К. о. м.» 1662 г. (см.: Procter, Frere. 1910. P. 143-151). В сложной политической ситуации 30-50-х гг. XVII в., обусловленной борьбой шотл. пресвитериан и англ. епископалов, гражданской войной, свержением кор. Карла I и установлением Английской республики, «К. о. м.» воспринималась как один из неотъемлемых атрибутов офиц. епископальной Церкви Англии и после упразднения епископата также была упразднена. Уже на начальном этапе заседания Долгого парламента, в 1640-1641 гг., в палате лордов был поставлен вопрос о переработке «К. о. м.». Было решено образовать специальный комитет под рук. Дж. Уильямса (1582-1650), еп. Линкольна (1621-1641), а затем архиеп. Йорка (1641-1650); члены комитета подготовили ряд меморандумов, в которых предлагалось внести в «К. о. м.» исправления в пуританском духе: убрать из календаря имена святых; удалить гимны, не имеющие библейского происхождения, и библейские чтения, взятые из неканонических книг; полностью запретить крестообразное благословение, поклоны, возжигание свечей и т. п. (текст см.: Cardwell. 1840. P. 270-277). К кон. 1641 г. члены палаты лордов осознали опасность резких реформ и выпустили указ о том, что богослужение должно оставаться неизменным, однако сторонники пуританизма в палате общин проигнорировали его и продолжали добиваться реформ. В 1643 г., после изгнания епископов из палаты лордов (акт от 16 февр. 1642; текст см.: Gee, Hardy. 1896. P. 563-564), Долгий парламент объявил о созыве Вестминстерской ассамблеи ; перед приглашенными для участия в ее заседаниях представителями англиканского духовенства и теологами была поставлена задача разработки нового устройства Церкви Англии на пресвитерианских началах.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

Адрес: 44400, Украина, Волынская область, Старовыжевский район, c. Мильцы Телефон: (03346) 2-41-14 , (03346) 2-21-70 , (050) 664-69-83 Успенский Низкиничский мужской монастырь [ править править код ] Успенский Низкиничский мужской монастырь Дата основания: 1643. Адрес: 45321, Украина, с. Низкиничи, Иваничевского района Волынской обл. Телефон: +38 (03344) 3 64 81 / +38 (097) 854 61 75 Женский монастырь святого Александра Невского (Городнее) [ править править код ] Свято-Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь открыт на базе прихода во имя святого апостола и евангелиста Луки решением Священного Синода УПЦ от 20 декабря 2012 года. Адрес: Волынская обл., Любомльский р-н., с. Городно Иоанно-Предтеченский мужской скит [ править править код ] Адрес: Волынская обл., Ковельский р-н., с. Вербка Храмы Волынской области [ править править код ] Свято-Покровская церковь [ править править код ] Покровская церковь Свято-Покровская церковь - православный храм в городе Луцк, старейший из ныне действующих в городе православных храмов. Памятник архитектуры XVII—XIX веков. Покровская церковь находится на территории Государственного историко-культурного заповедника «Старый Луцк». Принадлежит Украинской православной церкви (Московского патриархата), служит в качестве кафедрального собора Луцкой и Волынской епархии. По документам 1583 г. церковь уже числится старой, требующей ремонта. В 1637 г. капитально ремонтируется. С начала 19 в. до 1880 г. служит городским собором. В 1845 г. при пожаре сгорела крыша но вскоре восстановлена. Реконструирована в 1873-76 гг. - пристроена колокольня, полностью заменена кровля, сооружены два декоративных купола. Адрес: 43016, Украина, г. Луцк, ул. Галшки Гулевичивны,, 1 Телефон: (0332) 72–24–71 Успенский кафедральный собор (Владимир-Волынский) [ править править код ] В 1156-1160 гг. князь Мстислав (†1170) строит во Владимире величественный каменный Успенский собор, уцелевший до наших дней и являющийся кафедральным. Южнее храма стоит каменное здание епископского замка, перенявшее свое название от всей совокупности укреплений, окружавших когда-то соборную усадьбу. Ныне в здании размещаются епархиальное управление и резиденция правящего архиерея. Здание датируют 1494 или 1640-ми гг. В кон. XIX в. сооружение отремонтировали почти одновременно с собором, башню на торце корпуса надстроили, превратив ее в колокольню. Ведущие в усадьбу каменные Северные ворота датируют XVII или сер. XVIII в.

http://azbyka.ru/palomnik/Волынская_обла...

Иезуиты же после выхода в 1640 году книги Янсения поняли, какой опасностью угрожает их деятельности раскрытое в нем учение, и потому в 1643 году выхлопотали у папы Урбана VIII (1623–1644 гг.) осуждение ее. Но этим янсенизм не был уничтожен – во Франции и Нидерландах янсенисты заявили протест против распоряжения папы и вступили в литературную полемику с иезуитами. Тогда иезуиты изложили учение Янсения в пяти положениях, извлеченных ими из его книги, и представили папе Иннокентию X (1644–1655 гг.) как еретические. В 1653 году папа осудил их в особой булле, которую и отправил во Францию. Но и против этого осуждения заявлен был протест со стороны янсенистов и многих французских епископов, разделявших их мнения. Они доказывали, что осуждены такие положения, каких в книге Янсения нет, а когда папа (Александр VII) безапелляционно решил, что спорные положения действительно находятся в книге, стали возражать, что папа злоупотребляет своей непогрешимостью, утверждая несуществующий факт. Споры продолжались до 1668 года, когда папа Климент IX изъявил свое согласие, чтобы епископы, державшиеся янсенизма, подписали осуждение пяти положений вообще, без упоминания о том, что они составляют учение Янсения. Но иезуиты были недовольны таким исходом дела и тем более, что янсе­нисты в своих полемических сочинениях раскрывали со всей подробностью их безнравственное учение, их собственную распущенную жизнь и все их интриги. Поэтому они продолжали вооружать против них как пап, так и французского короля Людовика XIV. В начале XVIII столетия иезуиты добились наконец преследования янсенистов. В 1709 году по распоряжению Людовика монастырь Пор-Рояль и училище при нем были закрыты, а папа Климент XI в 1713 году в своей булле, Unigenitus, предал анафеме все учение янсенистов, формулированное для этой цели в 101 положении. Так как осуждение папы по существу дела было осуждением учения уважаемого учителя Церкви, блаженного Августина , то его булла произвела большое волнение во Франции. Со стороны многочисленных почитателей Августина и Янсения, во главе которых был сам архиепископ Парижский, последовал открытый протест против папской буллы, но это мало помогло им. Правительство по проискам иезуитов начало гнать их и преследовать, вследствие чего многие из них бежали в Нидерланды. Вообще же борьба между иезуитами и янсенистами закончилась в половине XVIII века, когда против самих иезуитов восстали все католические правительства. Результатом янсенического движения было основание в Нидерландах особой Церкви, в сущности католической, но совершенно независимой от Рима. Она организовалась в 1723 году из католиков-янсенистов под управлением архиепископа Утрехтского и епископов Гарлемского и Девентерского и существует до настоящего времени вне всякого общения с Римской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Спаса на Берестове. Рубеж XI и XII вв. Церковь Спаса на Берестове. Рубеж XI и XII вв. На юго-вост. оконечности К., на Печерском плато, было княжеское село, известное с Х в. под названием Берестово. В летописи неоднократно говорится о размещавшемся здесь княжеском дворе (1-е упом. под 980 - ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 80). В 1-й пол. XI в. в селе стояла ц. св. Апостолов, а на рубеже XI и XII вв. была построена ц. Спаса на Берестове . В Берестове размещалась княжеская резиденция, где иногда проходили церемонии посажения на стол великих князей Киевских (разрушена в 1240). Спасский храм, сохранившийся с многочисленными изменениями и перестройками, занимает важное место в истории древнерус. архитектуры, поскольку знаменует смену строительной техники. Он построен с типичным для X-XI вв. утопленным рядом, но уже не в смешанной технике кладки opus mixtum, а в порядовой - без использования камня на фасадах (в забутовке камень также малочислен). Традиционно собор датируют временем княжения Владимира Мономаха, но высказано аргументированное мнение (В. А. Булкин), что его построили в 90-х гг. XI в., в княжение его отца Всеволода Ярославича ( Булкин. 2012). В 1640-1643 гг., при митр. Петре (Могиле), с востока к уцелевшей части храма были пристроены 3 апсиды, с запада - деревянный притвор, церковь увенчали 3 купола. Работы по реставрации, проведенные в 1909 г. под рук. Покрышкина, выявили, что от древнего храма почти на полную высоту уцелел нартекс с крещальней и лестничной башней, включенный в постройку XVII в. В 1914 г. были открыты части храма с вост. стороны, что позволило полностью реконструировать план. В 1970 г. на зап. стене под росписями времени митр. Петра (Могилы) была раскрыта фреска нач. XII в. «Чудесный лов рыбы». Летопись упоминает княжеский двор «под Угорским» (район Аскольдовой могилы), к-рый располагают обычно рядом с Берестовом (более точно локализовать в наст. время не удается). Традиционно эту местность связывают с летописным рассказом 882 г. о том, как Олег хитростью заманил киевских князей Аскольда и Дира и убил их на берегу Днепра, а затем похоронил здесь Аскольда (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 23). Во времена летописца здесь стояла ц. свт. Николая «на Ольмином дворе». Однако древнерус. археологические материалы пока не выявлены.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

[хорват. Kriani] Юрий (в монашестве Августин; ок. 1618, Обрх, близ г. Бихща (ныне Бихач, Босния и Герцеговина) - 12(22). 09.1683, близ Вены), хорват. католич. священник-миссионер, философ, историк, филолог, писатель; родоначальник теории панславизма. Учился в католич. семинарии в Загребе, в Хорватской коллегии в Граце, в Болонье и с 1640 г. в папской Греческой коллегии свт. Афанасия в Риме. В 1641 г. рукоположен в каноника. В том же году подал в рим. Конгрегацию по распространению веры записку, в которой высоко оценил возможность воссоединения Русской Православной и Римско-католической Церквей и просил направить его миссионером в Россию для подготовки заключения унии. Хотя просьбу К. не удовлетворили, изложенные в записке предложения фактически стали программой всей его жизни. В 1643-1646 гг. служил на разных приходах в Хорватии. В 1647 г. прибыл в Смоленск в свите униат. еп. Петра Парчевского, в окт.-дек. посетил Москву как переводчик в составе посольства Речи Посполитой к царю Алексею Михайловичу. В 1650-1651 гг. как священник входил в состав посольства Свящ. Римской империи в Стамбул к тур. султану. Вернулся в Рим, где работал при папской Хорватской коллегии блж. Иеронима Стридонского и составил «Всеобщую библиотеку схизматиков» (Bibliotheca Schismaticorum universa. R., 1656), в к-рую включил свои переводы на латынь с греч. и слав. языков антикатолич. сочинений (в т. ч. фрагментов «Кирилловой книги» ), а также опровержения на них, предназначенные для объяснения правосл. славянам их заблуждений относительно учения католической Церкви. Римская курия высоко оценила «Всеобщую библиотеку...», но вновь не поддержала желание К. поехать в Россию. В 1658 г. через московского посланника в Вене он подал прошение о поступлении на царскую службу. Узнав о поражении русских войск в Конотопской битве (1659), призвал запорожских казаков не нарушать присягу рус. царю. Прибыв в Москву, 27 сент. 1659 г. отправил в Посольский приказ свою программу по просвещению России и просил его взять на службу «историком и летописцем». Был зачислен в Посольский приказ и получил заказ составить грамматику старослав. языка (Объяснение выводно о письме словенском, 1661) и латинско-рус. словарь. По неизвестным причинам (по замечанию самого К., за «глупое слово» - возможно, из-за пропаганды унии или сочувствия опальному патриарху Московскому Никону) 20 янв. 1661 г. был сослан в Тобольск с получением жалованья. В ссылке написал самые значимые сочинения. После смерти царя Алексея Михайловича царь Феодор Алексеевич в 1677 г. разрешил К. уехать в Вильно. В 1678 г. К. принес монашеские обеты в ордене доминиканцев. Узнав, что буллой папы Александра VII (1660) членам Конгрегации по распространению веры запрещено вступать в монашеские ордены, в 1682 г. пытался выйти из ордена. Направился в Рим, чтобы отчитаться о поездке в Россию, но по дороге, в Вене, в должности капеллана присоединился к войску польск. кор. Яна Собеского и погиб в бою против османов.

http://pravenc.ru/text/2459065.html

Примечания Оригинал хранится: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп. 1, кн. 5, л. 49—63 об, (список). Другой список: там же, оп. 1, 1641, 2, л. 1—4 об. Опубл.: Полиевктов М. Посольство князя мышецкого и дьяка Ключарева в Кахетию. 1640— 1643.— Тифлис, 1928.— С. 19—24. Иверская земля — см. примеч. 2 к с. 183. Дело о приезде игумена монастыря Кумурдо Харитона в Москву. См.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп. 1, 1619—1621 гг., 1, л. 1—69. В апреле 1618 г. выехал в Москву, куда и прибыл 16 марта 1619 г. Игумен Харитон привез Михаилу Федоровичу отдельные грамоты от кахетинского царя Теймураза I, имеретинского царя Георгия III и владетеля Гурии Мамия. Весной 1621 г. игумен Харитон уехал обратно, увозя грамоты царя Михаила Федоровича Теймуразу I, Георгию III и Мамии Гуриели о возобновлении грузино-русских отношений (См.: Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 66—63, 74—75). Весной 1616 г. Теймураз I послал царю Михаилу Федоровичу грамоту о последствиях похода Аббаса I. Башачожская (Бакшачинская) земля — Имерети, область в Западной Грузии, где находилось Имеретинское царство, одно из трех самостоятельных феодальных царств в Грузии, наряду с Картли и Кахети, образовавшееся в конце XV в. Дело о приезде в Россию посла кахетинского царя Теймураза I архиепископа Феодосия в 1624 г. См.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп. 1, 1624 г., 1, л. 1 —134. В марте 1623 г. Феодосии выехал через Трапе-зунд, Константинополь, Кафу и Азов и в декабре 1623 г. прибыл в Москву. Он привез грамоту Теймураза I и после переговоров в Посольском приказе с думным дьяком И. Грамотиным, вероятно, летом 1624 г. уехал обратно (См.: Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 85—87). Русские послы В. Т, Коробьин и О. Кувшинов были отправлены в Персию для переговоров с шахом Аббасом I в 1621—1623 гг. Дело о приезде митрополита Никифора в Россию см.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп. 1, 1635 г., 1, л. 1—278. 1635 г. царь Кахети Теймураз I отправил в Москву посольство во главе с митрополитом Никифором с просьбой о покровительстве и оказании военной помощи.

http://sedmitza.ru/lib/text/439145/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010