Если бы была хоть какая-либо тень сомнения в справедливости их жалоб, они бы этого удовлетворения не получили, так как в Москве весьма неохотно шли на уступки, касавшиеся тягла. Государь, выслушав доклад, пожаловал устюжан, посадских людей и волостных крестьян, ради их крестьянской скудости и хлебного недорода. С 18 устюжских волостей, особенно разоренных и с тех, где не было торгов и проездов, было велено не взыскивать 936 слишком рублей таможенных и кабацких денег, а самые таможни и кабаки было предписано в этих волостях закрыть. Всего оставлено было на посаде и в уезде 13 таможен и 13 кабаков, из них по 4 на посаде. Недоимку данных и оброчных денег государь велел рассрочить на 4 года. Сборы с каждых 40 дворов за даточных людей в сумме 2905 рублей и за солдатские кормы в сумме 6064 рубля были совсем сложены. Наконец, значительные облегчения были сделаны относительно стрелецких денег. Недоимка этих денег с 1628 по 1633 г. была совсем прощена; платеж недоимки с 1633 по текущий 1638 г. рассрочен на четыре года. Таковы были резуль- —222— таты, достигнутые ходатайством Устюжского всеуездного мира в 1638 году 195 . Эти результаты однако не удовлетворили уездного мира. В следующем 1639 году он представил новое ходатайство, в котором, признавая, что по предыдущему челобитью над миром государская милость взыскалась, и заявляя, что устюжане «государскому жалованью обрадовались», все же в конце концов вкратце повторил опять пункты первого челобитья. И за сделанными облегчениями миру, все-таки, предстояло уплатить недоимок за прошлые годы 21,865 рублей. 13 кабаков мир находил все же слишком разорительными. К прежним жалобам на разорение от платежа податей и от сыщиков и к просьбам о льготе в сибирском хлебном запасе и о производстве дозора, он присоединил новую жалобу на бесчинства проезжавших из Холмогор через Устюг стрельцов и просьбу возобновить прежнюю зимнюю дорогу из Холмогор через Вагу. И это ходатайство было принято благосклонно. Государь, выслушав его 9 апреля 1639 года, указал дать Устюгу новую таможенную уставную грамоту, «примеряясь к иным городом»; относительно же просьб о казаках, об облегчении в сибирском запасе и о новом зимнем пути на Холмогоры указал представить себе доклад.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Публикация: ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21, ч. 2. С. 350, 352, 357–358, 360–361, 363, 415. Летописный свод, доведенный до 1560 г., составлен в 60-х годах XVI в. на основе Никоновской, Воскресенской, Софийской 2-ой летописей, Новгородского свода 1539 г. и других источников 312 . Текст свода не опубликован. Житие Сергия Радонежского (под 6900 г.) повторяет текст списка Оболенского Никоновской летописи – в некоторой переработке, с пропусками и искажениями. РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 255 (л. 45–72) – конца XVI – начала XVII в.; РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 11, ч. 1 (л. 56–95) – нач. XVII в.; РНБ, Эрмитажное собр., 397 – 80-е годы XVII в. (копия Архив-ского списка). В 1568–1576 гг. царскими книгописцами и художниками была создана иллюстрированная энциклопедия всемирной и русской исто-рии 313 . В основу положен список Оболенского Никоновской летописи, текст которого дополнен по многим источникам. Рукопись свода оказалась впоследствии разделенной на несколько томов, так что житие Сергия читается теперь во втором томе так называемого Древнего летописца под 6900 г.: БАН, 31.7.30 (т. 2, л. 376–441 об.), текст иллюстрирован 77 миниатюрами. Житие Сергия совпадает с редакцией Никоновской летописи. Публикации: обе части Древнего летописца опубликованы в 1774–1775 гг.; в издании ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11, Древний летописец привлечен для подведения вариантов к тексту Никоновской летописи. В основу «Русского Временника» положены разные редакции Русского хронографа и свод 1550 г. Повесть о Сергии Радонежском под 6900 г. является сокращением текста свода 1560 г. 1) ГИМ, собр. А. Д. Черткова, 115б (л. 94 – 98 об.) – начало 20-х годов XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 209 (1623 г.); 2) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 46 (л. 166–174) – 40-е годы XVII в. Филигрань: Домик под крестом, обвитым змеей – Дианова и Кос-тюхина, 534 (1645 г.); 3) РГАДА, ф. 188 (Собр. Рукописных книг), 13 (л. 779 об. – 785) – 40-е годы XVII в. Филиграни: Ворота-Гераклитов, 41 (1638 г.), 46 (1649–1650 гг.); Герб – Гераклитов, 326 (1648–1649 гг.); Герб – Гераклитов, 281 (1647 г.); Кувшин с одной ручкой под полумесяцем – Гераклитов, 716 (1644 г.); Голова шута – Гераклитов, 1180 (1643 г.); Гербовый щит с лилией под короной – Гераклитов, 211, 213, 214 (1648–1649, 1660 гг.); Герб – Гераклитов, 1436 (1638 г.); Лотарингский крест – Гераклитов, 375 (1650 г.); Гербовый щит – Гераклитов, 1480 (1650 г.); Голова шута с 5 бубенцами – Гераклитов, 1177–1179 (1642–1643 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Маккейн надеется, что ливийские мятежники станут примером для россиян В США обсуждают планы по обрушению цен на нефть, рассчитывая при их помощи сменить режимы в России, Венесуэле и Иране 30.09.2011 1187 Сенатор от штата Аризона Джон Маккейн, бывший кандидат в президенты США, заявил во время визита в Триполи, что свержение Муаммара Каддафи вдохновляет народы всего мира, в том числе и в России, передает «Би-би-си» . «Мы уверены, что сегодня народ Ливии вдохновляет людей в Тегеране, Дамаске, и даже в Пекине и Москве », - заявил американский сенатор. Ливийцы, по его словам, «продолжают вдохновлять весь мир и демонстрируют, что диктаторов можно свергнуть, и заменить их свободой и демократией». Между тем, предприниматель и инвестор Луи Вудхилл, который входит в правление престижного экономического Клуба роста (Club for Growth), заявил, что стратегию, с помощью которой президент США Рональд Рейган в 1980-е годы обанкротил Советский Союз, можно и нужно применить против Ирана, Венесуэлы и России, сообщает Newsru.com. Предлагающий применить против России рейгановский сценарий бизнесмен Вудхилл на сайте Forbes перечислил «прегрешения», которые совершают провинившиеся перед Соединенным Штатам режимы. Так, пишет он, Иран переводит уранообогатительные комбинаты под землю, чтобы защитить от авианалетов, Россия объявила о программе перевооружения армии на 635 млрд долларов, Венесуэла сеет семена «боливарианской революции», как ее называет президент Уго Чавес, по всей Латинской Америке. «Как нам ответить на эти угрозы нашей национальной безопасности?» - вопрошает он. В первую очередь он видит выход для США в том, чтобы стабилизировать доллар. По мнению Вудхилла, сильный доллар был едва ли не главным оружием, с помощью которого президент США Рональд Рейган в 1980-е годы свалил СССР , «намного более могучего недруга, чем наши нынешние». Практическое предложение по стабилизации доллара уже внесено в Конгресс Тедом По, членом Палаты представителей, сообщает Вудхилл. Это законопроект номер 1638, согласно которому ФРС должна назначить точную дату и время, когда, через несколько месяцев после вступления закона в силу, курс доллара будет стабилизирован к цене нефти на бирже COMEX на некий выбранный момент. «Эта цена станет целевой ценой ФРС на золото. Согласно законопроекту, ФРС должна будет поддерживать целевую цену на золото напрямую, через операции на своем счете открытого рынка, а не путем манипуляций с учетными ставками». По мнению автора, текущие цены на нефть и золото отражают инфляционные ожидания и страхи. «Если законопроект 1638 будет принят, цены на золото обвалятся и потащат за собой цены на нефть», - полагает он.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/30/ma...

католики, заставила англ. парламент обратиться за поддержкой к Шотландии. Значительная часть шотл. общества, прежде всего духовенство и радикально настроенная часть дворянства и горожан, симпатизировала борьбе англ. парламента против королевского абсолютизма. Кроме того, в отличие от национального по преимуществу характера англиканства пресвитерианское вероисповедание имело ярко выраженную универсалистскую окраску. Одним из центральных догматов шотл. пресвитерианства, заложенных в «Национальном завете» 1638 г., являлся тезис о мессианстве шотл. народа, призванного нести «истинную веру» миру. Поэтому обещания комиссаров англ. парламента об осуществлении в Англии пресвитерианских реформ были с восторгом восприняты в Шотландии. 17 авг. 1643 г. Хендерсон, один из авторов Завета 1638 г. и признанный лидер пресвитерианской церкви, представил на рассмотрение Генеральной ассамблеи Шотландии и членов английского парламента разработанный им проект англо-шотл. договора, получивший название «Торжественная Лига и Завет в защиту Реформации и религии, чести и счастья короля, а также мира и безопасности в трех королевствах Шотландии, Англии и Ирландии» («Торжественная Лига и Завет»). Этот документ представляет собой как бы связующее звено между шотл. пресвитерианством и англ. пуританством, между Генеральной ассамблеей и Вестминстерской ассамблеей , между шотландским парламентом и Долгим парламентом. Его целью было обеспечение единообразия религии в объединенных королевствах, тогда как «Национальный завет», как и Исповедание 1560 г., был сугубо шотландским. «Мы, пэры, бароны, рыцари, дворяне, граждане, члены парламента, служители Евангелия и простые люди королевств Шотландии, Англии и Ирландии, провидением Божиим, живя под властью одного Царя и исповедуя одну реформатскую веру... после долгого размышления решили вступить в совместную и Торжественную Лигу и Завет, под которым все подписываемся, каждый сам за себя, и, вознеся руки к Всевышнему, клянемся, что «каждый из нас… будет стремиться к сохранению в Церкви Шотландии реформатской веры, выражающейся в догматическом учении, богослужении, дисциплине и управлении.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Хендерсоном и А. Джонстоном, лордом Уорристоном, включал текст Исповедания 1581 г., акты парламента, осуждавшие папство, и протесты против епископального управления Церковью, а также порицание тех действий короля Карла I, которые «...стремятся к воссозданию папской религии и тирании и к свержению и краху Реформатской веры, наших свобод, законов и сословий». Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. Гравюра. XVII в. Мастер В. Холлар (Б-ка редких книг им. Т. Фишера в Торонто) Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. Гравюра. XVII в. Мастер В. Холлар (Б-ка редких книг им. Т. Фишера в Торонто) Переговоры короля с шотландцами результата не принесли, в нояб. 1638 г. в Глазго Генеральная ассамблея Церкви Шотландии приняла решение об отмене «Пяти пертских статей», Высокой комиссии и ликвидации епископата как несовместимого с пресвитерианской верой. Попытка королевского комиссара лорда Дж. Гамильтона распустить ассамблею потерпела полную неудачу. Карл I, убежденный в необходимости существования епископата для осуществления королем контроля над церковью и как глава епископальной Церкви Англии, не признал решения Генеральной ассамблеи. Манифестом восставших стали решения Национального ковенанта 1638 г., идеи к-рого нашли широкий отклик у шотл. народа. Вся страна, за исключением немногих убежденных роялистов в Абердиншире, объединилась против посягательств короля. К. удалось закупить в континентальной Европе вооружение и обмундирование. Была также налажена система набора в шотл. армию, во главе которой встали вернувшиеся в страну командиры наемных отрядов, участвовавшие в Тридцатилетней войне (напр., А. Лесли). К. получили поддержку шотл. поселенцев в Ольстере и англ. пуритан, также боровшихся с усилением королевского абсолютизма и религ. реформой архиеп. У. Лода. Малочисленные сторонники короля в Шотландии объединились вокруг Дж. Гордона, маркиза Хантли, и Абердинского ун-та. Король не смог собрать большую армию, т. к. в казне не было денег, поэтому он мог опираться только на англ. подразделения, находившиеся в сев.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Толкование И. Б. О., видящее в нем сценарий развития будущих событий в последние дни существования мира, получило распространение в англоязычном протестант. богословии XIX-XX вв. Основными представителями этого направления являются Дж. Н. Дарби (1800-1882), С. И. Скофилд (1843-1921), Дж. Ф. Уолвурд, Х. Линдси (род. 1929). Восприятие И. Б. О. как книги о событиях эпохи Тайнозрителя и ближайшего к ней будущего в протест. экзегезе представлено уже в XVII в. у Г. Гроция и Г. Хаммонда (1605-1660), а в XIX - нач. XXI в. взгляд на И. Б. О. как на книгу, в первую очередь представляющую собой отклик на современную ее автору историческую ситуацию и отражающую ее реалии, оказывается доминирующим в научной экзегезе. Возникновение протестантизма способствовало возрождению хилиазма, отвергнутого раннесредневек. традицией толкования И. Б. О. Идея установления на земле тысячелетнего царства праведности и изобилия до всеобщего воскресения и Суда - иногда с указанием точной даты предполагаемого наступления этого царства - высказывалась отдельными мистиками и визионерами еще до Реформации, но именно с появлением протестантизма подобного рода взгляды получают широкое распространение. Хилиастические идеи провозглашались уже на раннем этапе Реформации представителями ее радикальных течений - участниками Крестьянской войны в Германии, анабаптистами , к-рые своими действиями стремились приблизить наступление тысячелетнего царства. Такое применение образов И. Б. О. вызвало резкое неприятие руководителей офиц. лютеранства и кальвинизма, и учение о земном тысячелетнем царстве было осуждено как Аугсбургским , так и 2-м Гельветическим исповеданием . Не столь однозначной была позиция англикан. Церкви. Первоначально хилиазм был осужден в 42 артикулах 1552 г., однако принятые в 1563 г. 39 артикулов осуждения хилиазма уже не содержали. Независимо от позиции офиц. Церквей хилиазм продолжает распространяться, и в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. появляются протестант. экзегетические сочинения, толкующие И. Б. О. с хилиастических позиций, в ряде случаев комбинируя хилиазм с историцистским подходом (т. е. пониманием видений как пророчеств о будущих исторических событиях последних времен) и попытками указать точную или хотя бы приблизительную дату начала тысячелетнего царства. Наибольшее влияние из этих сочинений имели труды нем. кальвиниста И. Г. Альштеда (1588-1638), англиканина Дж. Мида (1586-1638) и франц. гугенота П. Жюрьё (1637-1713).

http://pravenc.ru/text/471605.html

В России Вишневецкий получил во владение Белёвское княжество, а его люди были верстаны поместным окладом в верховьях Дона. При поддержке русских войск во время походов на Крымское ханство Вишневецкий обосновался на Монастырском о-ве (в пределах совр. Днепропетровска). В 1562 г. он начал здесь строить новые укрепления, в 1563 г. Вишневецкий вернулся на службу к кор. Сигизмунду II Августу . Окончанию строительства З. С. на Монастырском о-ве помешала смерть Вишневецкого во время похода в Молдавию. Постройки были незначительными, поэтому большинством исследователей они не считаются З. С. После о-ва М. Хортица З. С. размещалась в следующих местах: на о-ве Томаковка - с 60-х гг. XVI в. до 1593 г., на о-ве Базавлук - в 1593-1638 гг., на мысе Никитин (Микитин) Рог - в 1638-1652 гг., на р. Чертомлык - в 1652-1709 гг., на р. Каменке - в 1709-1711 гг., в урочище Алёшки - в 1711-1734 гг., на р. Подпильной - в 1734-1775 гг. (Новая Сечь), в устье Дуная - в 1775-1828 гг. (Задунайская Сечь). В июне 1572 г. кор. Сигизмунд II издал указ о создании отрядов реестровых казаков на королевской службе (в 1572 их число составляло 300 чел., в 1578 - 600, в 1590 - 1 тыс., в 1625 - 6 тыс., в 1630 - 8 тыс., в 1649 - 40 тыс. чел.). Реестровые казаки должны были отражать вторжения татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в подавлении выступлений укр. крестьян и в походах на Москву и в Крым. Реестровые казаки были приравнены к мелкой шляхте и получали плату за службу. Гетман реестровых казаков именовался «гетман Его Королевского Величества Войска Запорожского». Кор. Стефан Баторий начал выдачу земельных пожалований и льгот реестровым казакам. Первым земельным владением, дарованным реестровым казакам, был г. Трахтемиров (Терехтемиров) с мон-рем и землями до Чигирина. Трахтемиров стал центром реестровиков, здесь размещались арсенал, госпиталь и приют для инвалидов. В Трахтемировском монастыре, принадлежавшем реестровому казачьему войску с 70-х гг. XVI в., находили приют и запорожцы; мон-рь был разрушен поляками в 1664-1665 гг.

http://pravenc.ru/text/182605.html

армию при Рокруа. В 1659 г. был подписан мир с Испанией, утвердивший превосходство Французского королевства в Зап. Европе. С 30-х гг. XVII в., особенно после вступления Франции в Тридцатилетнюю войну, страну стали сотрясать народные волнения, вызванные возросшим налоговым гнетом (положение усугубили суровые зимы в 1630-1632, уничтожившие урожаи). До войны деньги нужны были Франции для того, чтобы платить армиям союзников, после 1635 г.- чтобы оплачивать и собственные военные расходы. В 20-х гг. XVII в. государственные военные расходы составляли ок. 16 млн ливров в год, после 1640 г.- более 38 млн. Три крупных очага недовольства находились в Керси (1629), на юго-западе страны (1633-1637) и в Нормандии. Наиболее значительными были восстания «кроканов» («грызунов») (1636) и «босоногих» (1639). Восстание «кроканов», начавшееся в мае 1636 г. в неск. местах на юго-западе страны считается самым крупным крестьянским восстанием за всю историю Франции (подробнее см.: Berc é Y.-M. Histoire des croqants. Gen.; P., 1974). В 1639 г. бунты в Нормандии были жестоко подавлены канцлером П. Сегье. Крестьянские волнения и явное обнищание населения повлияли на налоговую политику королевской власти: размер податей был снижен, что способствовало восстановлению порядка. 4 дек. 1642 г. умер Ришелье, отношения к-рого с королем в последнее время ухудшились (письма Л. к главному министру стали подчеркнуто сдержанными). Место Ришелье в королевском совете занял итал. кард. Джулио Мазарини (1602-1661). Предчувствуя скорую кончину, Л. занялся подготовкой к регентству. Долгие годы его брак с Анной Австрийской был бесплодным. 5 сент. 1638 г. род. наследник престола, буд. кор. Людовик XIV ; через 2 года, 21 сент. 1640 г., род. 2-й сын (в общественном сознании рождение детей связывалось с тем, что в февр. 1638 Л. передал Французское королевство под особое покровительство Пресв. Богородицы). Не доверяя жене-испанке, у к-рой не было опыта ведения гос. дел, Л. в завещании определил порядок создания регентского совета: Анна Австрийская становилась регентшей, герц. Гастон Орлеанский - генеральным наместником при малолетнем короле и главой совета, в который вошли принц Конде, кард. Дж. Мазарини, канцлер и министры. Завещание короля было зарегистрировано Парижским парламентом.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

в) Также и слова, которыми диакон испрашивает благословения облачаться в стихарь, в одних списках Служебника вовсе не находятся, в других выражены кратко: Благослови владыко, a в иных излагаются согласно новоисправленному Служебнику,– Именно же, краткое выражение: Благослови владыко, находится в служебниках XV в. Синод. библиотеки, 606, библиотеки С.-Петербур. духов. акад. 528, 529, 548, 837, библиотеки Моск. дух. акад. 79, 122 и в Служебниках XY1 в. библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 845, 848, библиотеки Моск. духов. акад. 85, 88, Типографской библиотеки 131 и в виленском 1583 г. (в одном Служебнике библиот. Моск. дух. акад. 85, прибавлено к сим словам слово: стихарь). A слова: Благослови владыко стихарь с орарем находятся в Служебнике XIV в. Румянц. музеума, 400, в Служебниках XV в. библиотеки С.-Петерб. дух. академии 532, 535, библиотеки Тр.-Сергиевой лавры, 224 и в Служебниках XVI в. Синод. библиотеки 310, библиотеки С.-Петерб. дух. академии 844, библиотеки Тр.-Сергиевой лавры, 225, в гедеоновом, венедианских, киевских, виленском 1638 г. и печат. в Дельском монастыре. г) При облачении в епитрахиль положено произносить в большей части древлеписьменных Служебников, согласно старопечатному, стих: – Так напр. в Служебниках XIV в. Синод. библиотеки, 601, 952; XV в. той же библиотеки. 606, библиотеки С.-Петерб. дух. академии, 527, 528, 529, 530, 531, 533, 536 и др., библиотеки Моск. дух. акад. 79, 122; XVI в. Синод. бибдиотеки 310, библиот. С.-Петерб. дух. акад. 582, 586, 843, 844, 845 и др., библиот. Моск. дух. акад. 88, библиот. Тр.-Серг. лавры, 225, Типографской библиотеки 131, Румянц. музеума, 402. Во многих же других и во всех почти древлепечатных (немоскоских), согласно новоисправленному: Благословен Бог изливаяй благодать свою. Именно в Служебнике XIV в. Румянц. музеума, 400, в Служебниках XV в. Синодал. библиот. 268, библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 532 535, 539, 540, библиотеки Тр.-Сергиевой лавры, и в Служебниках библиот. А.И. Хлудова, 113, в гедеоновом, венедианских, киевских, виленском 1638 г. и напеч. в Дельском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

С начала книгопечатания и до наст. времени служба О. издавалась в составе богослужебных книг 2 типов: июльской Минеи и Минеи праздничной (Трефологиона, Анфологиона). Первое издание службы осуществлено в июльском томе месячной Минеи 1629 г. В XVII в. служба О. была издана 4 раза в месячной июльской Минее (1629, 1646, 1691, 1693), 12 раз в составе Минеи праздничной (1637, 1638, 1645, 1650, 1653, 1660, 1663, 1674, 1681, 1685, 1687, 1696); кроме того, в Трефологионе 1638 г. и Анфологионе 1697 г. В XVII в. появляются рукописные копии с печатных изданий службы О.: списки РГБ. Больш. 277 и ГПНТБ СО РАН. Тихомир. 494 скопированы с 1-го издания службы 1629 г., о чем свидетельствуют состав последования и текстологические особенности песнопений. В XVII в. в ходе книжной справы на Московском Печатном дворе служба регулярно подвергалась текстологическим и языковым правкам. Сохранилось неск. экземпляров корректурных («кавычных») книг Московского Печатного двора, отразивших процесс справы: РГАДА. Тип. Старопеч. кн. 863 (562), 463 (324), 4469 (6177), 243. В 80-х гг. XVII в. в ходе общей справы корпуса месячных Миней 2 службы на 11 июля - мц. Евфимии и О. были объединены в общее последование, в к-ром память Евфимии находилась на 1-м месте. При этом в последование был добавлен тропарь О. 1-го гласа, отсутствовавший в 1-м и 2-м изданиях месячной Минеи, а из состава песнопений О. был изъят икос. Новое последование вышло в московском издании июльской Минеи 1691 г. В изданиях Минеи праздничной (включая Трефологион и Анфологион) в службе О., начиная с ее 1-го появления в этом типе богослужебных книг в 1637 г., кроме стихир и канона помещались и тропарь 1-го гласа, и указания «на Литургии». Начиная с издания 1696 г. (следующего по времени выхода после июльской Минеи 1691) в Минее праздничной и Анфологионах из службы О. исчезают икос (по подобию службы ей в Минее месячной) и указания «на Литургии». На этом процесс справы богослужебного текста фактически завершился. С кон. XVII в. до конца синодального периода служба перепечатывалась в составе московских служебных Миней и Миней праздничных в 2 описанных выше вариантах практически без изменений.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010