Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (В миру Максим; † 15.02. 1651, Рязань), архиеп. Рязанский и Муромский (1638-1651). Происхождение неизвестно . В 1618-1633/34 гг. Максим был протоиереем («протопопом») Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Михаила Феодоровича . Прот. Максим венчал царя в Успенском соборе 19 сент. 1624 г. с Марией Владимировной Долгоруковой, а 5 февр. 1626 г.- 2-м браком с Евдокией Лукьяновной Стрешневой (Дворцовые разряды. Т. 1. Стб. 643, 779, 886). 6 мая 1627 г. М. крестил в московском Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужском монастыре царевну Ирину Михайловну, в марте 1629 г. «у царевича Алексея Михайловича первые волоски снимал и о нем молитву говорил» ( Извеков. 1906. С. 141-142). Максим был близок к царской семье. Он и члены его семьи - жена Ульяна, сыновья Михей и Анания, их жены, а также племянница Максима - неоднократно получали богатые дары от царской семьи (ткани, одежда, деньги). В 20-х гг. XVII в. сыновья Максима были уже женаты и находились на царской службе (напр., Михей участвовал в царской охоте, где пострадал в результате нападения медведя, за что в 1630 г. царь пожаловал ему новую одежду - Там же). Особенно тепло к Максиму относилась царица Евдокия Лукьяновна: часто приглашала его служить молебны в церквах св. Екатерины и св. Евдокии, одаривала, поручала ему раздачу милостыни от своего имени. В кон. 1633 - нач. 1634 г. М. оставил место протоиерея Благовещенского собора (вероятно, по причине вдовства) и удалился в Новгород. Царица Евдокия Лукьяновна в февр. 1634 г. направила Максиму письмо с уверениями в неизменной милости своей и государевой к нему. С письмом был послан подарок - 12 аршин шерстяной материи («зуф»). В том же письме царица просила Максима составить и прислать ей список «сколько в Новегороде и в Новгородских местех чудотворных мест и в коем месте который чудотворец какими чудесы от Бога просвещен» (Там же. С. 225). В короткие сроки Максим составил «роспись» Новгородских святых - уже 23 мая 1634 г. эту «роспись» привез в Москву младший сын Максима Анания ( Янин. 1988. С. 217). Максим перечислил погребения 21 Новгородского святого, сопроводив исторической справкой. В качестве источников он использовал не только Жития святых, но и повести (напр., «Повесть о белом клобуке»), чего ранее составители подобных «росписей» не делали. Максим сообщил сведения о канонизации святых, напр., он указал, что тропарь и кондак прп. Арсению Новгородскому составлен, «а празднество еще не установлено» ( Каган. 1993. С. 325). М. обратил внимание царицы на необходимость собрать и переписать Жития Новгородских святых и описания их чудес.

http://pravenc.ru/text/2563982.html

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Воздвиженская церковь Киево-Печерской лавры, 1700 г. Построена на месте деревянной, над входом в Ближние пещеры. В 1769 г. установлен иконостас, изготовленный резчиком К. Швериным. В 1740— 1745 гг. с восточной стороны, возможно, по проекту архит. И.-Г. Шеделя, пристроена одноэтажная галерея, служащая одним из входов в Ближние пещеры. В начале XIX в. по проекту А. И. Меленского надстроен второй этаж галереи. В 1839 г. с запада пристроена трапезная, увенчанная куполом на восьмигранном барабане. Интерьер церкви расписывали в XVIII в. и в 1816 г. Существующая в настоящее время сюжетная живопись выполнена в 1894 г. худож. Д. Давыдовым в технике масляной живописи. Церковь кирпичная в стиле барокко оштукатуренная трехчастная трехкупольная. Алтарная часть в виде триконха. Средняя, самая большая часть, несколько выступает трехгранными объемами на север и юг, притвор и пристроенная к нему трапезная — прямоугольные в плане. В церкви пять дверей. Все они кованые в виде решетки, забранной с одной стороны толстыми железными листами. Портал главного южного входа пышно украшен лепными гирляндами в духе народного декоративного искусства XVII в. Полы — из чугунных плит. Иконостас резной позолоченный трехъярусный. В нижний ярус вкомпоновано три ряда икон, в верхние — по два ряда. Несколько икон кисти художника XVIII в. В 1970—1974 гг. проведены ремонтно-реставрационные работы. Восстановлены утраченные элементы декора, главы покрыты медью и позолочены. В 1973—1975 гг. реставрирована живопись. При реставрации раскрыты фрагменты живописи XVIII в.   Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 63 Храм, сооруженный в XVII в. над входом в Ближние пещеры Киево-Печерской лавры. До середины XVII в. вход в пещеры имел вид обычной деревянной будки с зарешеченными дверями. Между 1638 и 1651 г.г., вероятно по распоряжению Петра Могилы, сооружена первая церковь Воздвижения Честного Креста. Она была трехчастной с двумя куполами над нефом и алтарем. Западный притвор был каменным, остальная часть здания - деревянная, окруженная опасанием. Около 1670 г. деревянную часть церкви перестроили.

http://sobory.ru/article/?object=05647

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 14.04. 1682, Пустозерск), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества , духовный отец протопопа Аввакума , писатель. Источниками основных сведений о Е. являются его автобиографические Записка (составлена в 1665-1666) и Житие (написано между 1667 и 1676), а также основанные на предании сочинения писателей Выголексинского общежительства , созданные в 1-й трети XVIII в. Е. происходил из крестьянской семьи (писал о себе в Житии: «Родился я в деревне»). Его мирское имя, время и место рождения неизвестны. В 1638 г., после смерти родителей, переселился «во град некий зело велик и многолюден» (по предположению Я. Л. Барскова и А. Н. Робинсона, в Москву). В 1645 г. пришел в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где 7 лет пробыл в трудниках и в 1652 г. принял монашеский постриг от архим. Илии. Нек-рое время Е. был келейником старца Мартирия, у к-рого в 1649-1651 гг. находился «под началом» Арсений Грек , впосл. активный помощник патриарха Никона (Минова) в деле богослужебных реформ. Е. был кандидатом на рукоположение во иерея, однако он, видимо, не счел себя достойным (в Житии он воспроизводил слова, обращенные им к себе самому: «На обещании в Соловецком монастыре в попы ставили - и ты не стал» - Житие протопопа Аввакума. 1994. С. 100) (учитывая церковные каноны, согласно к-рым ставленник в священники не должен быть моложе 33 лет, можно предположить, что Е. род. до 1624, по-видимому, он был сверстником Аввакума). Голгофский крест. Рис. Епифания из «Жития Протопопа Аввакума». Ок. 1676 г. (ИРЛИ. Оп. 24. 43. Л. 164 об.) Голгофский крест. Рис. Епифания из «Жития Протопопа Аввакума». Ок. 1676 г. (ИРЛИ. Оп. 24. 43. Л. 164 об.) В окт. 1657 г. в Соловецкий мон-рь были присланы новопечатные книги (12 экз. Служебника издания 1655, 1656 и 1657 гг. и Скрижали издания 1656 г.), однако по распоряжению архим. Илии они не были переданы в храмы для богослужения, но стали предметом рассмотрения монастырских соборных и книжных старцев.

http://pravenc.ru/text/190079.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОЛОТНИКОВСКАЯ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ располагается в Тейковском р-не Ивановской обл. Основана в 1-й четв. XVII в. иноком Ионой (Головицыным; впосл. игумен), 1-м строителем обители. Именовалась «Новая пустынь Березовского борку Успения Богородицы», с 1724 г.- «Золотниковская Успенская». 13 дек. 1725 г. была приписана к Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня монастырю с оставлением только необходимых для совершения церковной службы облачений и утвари. Назначенные для богослужений в пустыни белый священник с причтом наделялись «для пропитания» землей. С 26 янв. 1726 г. З. п. стала самостоятельной обителью с игуменским управлением и братией «не меньше тридесяти человек». С 1764 г. заштатная. Настоятели и насельники Первоначально обителью управляли игумены: в 1624 г.- Иона (Головицын [Головкин]), в 1632 г.- Иаков, в 1638-1651 гг.- иером. Никон († 1655), в 1655-1667 гг.- иером. Феоктист, в 1692 г.- Симеон, в 1724 г.- иером. Иосиф, в 1737-1743 гг.- иером. Феофилакт, ок. 1756 г. упоминался архим. Симеон. С 1764 г. управляли строители: ок. 1781 г.- мон. Виктор, до авг. 1802 г.- Авраамий, с 19 авг. 1802 по 24 марта 1804 г.- Гедеон, с 24 марта 1804 по 28 марта 1823 г.- Самуил, с 28 марта 1823 по 25 марта 1825 г.- иером. Илия, с 25 марта 1825 по 30 окт. 1828 г.- иером. Амвросий, с 30 окт. 1828 г.- иеромонахи Парфений, Симеон, Иона, Георгий, с 1853 по 3 авг. 1860 г.- иером. Макарий, затем иером. Вассиан, до авг. 1873 г.- иером. Варнава, с 28 авг. 1873 г.- иером. Анастасий († 3 февр. 1877), с 14 февр. 1877 по 18 июля 1879 г.- иером. Амфилохий, с 18 июля 1879 по 22 июля 1881 г.- иером. Венедикт, с 22 июля 1881 по февр. 1882 г.- иером. Игнатий, с 24 февр. 1882 г.- иером. Агафангел. В кон. 1-й четв. XVII в. в З. п. насчитывалось 20 монашествующих, к сер. XVII в.- ок. 30, в нач. XX в. проживали игумен, 10 монахов и 17 послушников. Буд. свт. Митрофан Воронежский в 1663 г. поступил в З. п., принял иноческий постриг, в 1666 г. стал игуменом Космина Яхромского монастыря . Неоднократно посещавший З. п. Суздальский митр. Иларион († 14 дек. 1707) принимал здесь царицу Прасковью Федоровну с дочерьми Анной, Екатериной и Прасковьей. В авг. 1792 г. по пути из Москвы в Кострому и обратно З. п. посетил митр. Московский Платон (Левшин) . По преданию, в обители бывала 2-я супруга царя Михаила Феодоровича царица Евдокия. Испив воды из реки, именовавшейся «издревле» Смердячь (Смердячка), царица признала ее столь вкусной, что повелела переименовать речку в Золотоструйку или Золотничку. Ансамбль З. п.

http://pravenc.ru/text/199979.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 58. «Саксонская всемирная хроника» (около 1229 г.) «Саксонская всемирная хроника» написана на средненижненемецком (среднесаксонском) языке и представляет собой первый опыт всемирной хроники на одном из Немецких диалектов. «Хроника» была весьма популярна в средневековье и раннее новое время, сохранившись в более чем тридцати списках, которые подразделяются на три редакции (А, В, С), чрезвычайно отличающиеся друг от друга по объему и содержанию, хотя и принадлежащие, по всей вероятности, одному автору. Из двух основных датировок – ок. 1229 и между 1260 и 1275 гг. – первая выглядит более обоснованной. При описании событий до первой четверти XII в. включительно саксонский автор использовал главным образом «Хронику» Эккехарда (см. 26), в дальнейшем его изложение становится самостоятельным или опирается на не дошедшие до нас источники: так, редакция С, насколько можно судить, часто прибегает к утраченной «Большой люнебургской хронике», созданной в XII в. в монастыре св. Михаила в Люнебурге. Издания: Sächs. Weltchr. S. 1–279. Литература: Herkommer 1972; Menzel 1985. 1. 49. [Правление римского императора Траяна 1635 .] Тогда был умучен в ссылке на Руси (to Ruzen) третий папа Климент 1636 . После него был Еварист, который также был умучен 1637 . Пятым папой стал Александр 1638 . (Sächs. Weltchr. S. 105) 2. 121. [Начало правления римского императора Константа 1639 .] Он был еретиком и убил своего брата 1640 . Он схватил папу Мартина и отправил его в ссылку на Русь (to Ruzen), где тот умер мучеником 1641 . После него папой стал Евгений 1642 , а после – Виталиан. (Sächs. Weltchr. S. 143) 3. 157. [Благодаря королю Оттону 1643 христианство распространяется у данов и славян 1644 .] 158. В это время и русь (de Ruzen) прислала к королю Оттону (koning Otto), чтобы он послал им проповедника. Он послал им епископа Адальберта (Adelbrecht) 1645 , который стал там великим мучеником 1646 . (Sächs. Weltchr. S. 163) 4. 189. После папы Виктора папой стал Урбан 1647 . Император Генрих 1648 взял другую жену, которую звали Агнесой 1649 , добрую госпожу. Она была вдовой маркграфа Генриха (marcgrave Heinrike) и дочерью короля Руси (des koninges van Ruzen) 1650 . Их свадьба была в Кёльне 1651 . После этого император Генрих осадил в Тюрингии один замок – Гляйхен (Gelichen), принадлежавший маркграфу Экберту из Брауншвайга (marcgrave Ekbert de Bruneswic) 1652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1804 г. определяющее воздействие на духовное и интеллектуальное развитие Л. стало оказывать общение со старшим братом Ж. М. де Ламенне (1780-1860), ревностным католиком и аббатом. В 1804-1811 гг. братья совместно преподавали в коллеже в Сен-Мало, посещали Париж, читали и обсуждали в кругу единомышленников философские и богословские сочинения. В этот период Л. познакомился с произведениями Н. Мальбранша (1638-1715) и Б. Паскаля (1623-1662), с трактатами католических мистиков Фомы Кемпийского (ок. 1379-1471) и Луи де Блуа (1506-1566), с «Духовными письмами» (Lettres spirituelles) Ф. Фенелона (1651-1715), с политическими и философскими идеями Л. Г. А. де Бональда (1754-1840). Под влиянием окружения Л. стал испытывать значительный интерес к католич. духовности и религ. мистике; в 1809 г. под названием «Духовный руководитель» (Le guide spirituel) был издан выполненный им перевод с латыни на франц. язык трактата де Блуа «Зерцало монашествующих» (Speculum religiosorum), а в 1824 г.- перевод соч. «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, к-рое в эти годы являлось настольной книгой Л. Описываемые в мистической лит-ре религ. переживания Л. проецировал на собственную внутреннюю жизнь, сообщая в письмах друзьям о мучавшем его ощущении бессмысленности существования и о сомнениях относительно жизненного призвания, от к-рых его спасали лишь чувство присутствия Бога и сознательное подчинение себя Его воле. Мистические рассуждения Л. были во многом навязаны ему извне и вступали в конфликт с его собственными рационалистическими представлениями о религии. Л. вскоре отошел от традиц. католической мистики, однако сохранил уверенность в важности простого религ. чувства, интуитивного переживания соприкосновения с Богом, рационализируемого в религии духовного опыта. Подчиняясь влиянию брата и окружения, Л. решил стать католич. клириком; в 1809 г. он принял тонзуру и посвящение в малые чины; в 1812 г. планировал пресвитерское рукоположение, однако в последний момент уклонился от него (подробнее см.: Mar é chal. 1913. P. 251-298; ср. также: Котляревский. 1904. С. 62-65).

http://pravenc.ru/text/2462587.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Трофимович-Козловский; † 15.03.1651, Киев), игум., сподвижник Киевского митр. св. Петра (Могилы) . Учился, по одним сведениям, во львовской братской школе, по мнению Я. Д. Исаевича, в виленской братской школе ( 1966. С. 138), затем, возможно, продолжил образование в католич. учебных заведениях. И. был иеромонахом в виленском Свято-Духовом мон-ре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ) при жизни основателя мон-ря прп. Леонтия (Карповича ; † сент. 1620). Впосл. переселился во Львов. В 1631 г. во Львове при освящении построенной Львовским братством Успенской ц. в присутствии преподавателей братской школы И. и мон. Сильвестра (Косова) архим. Петр (Могила) дал письменный акт о создании школ в Киеве и пригласил обоих духовных лиц преподавать в них. И. переехал в Киев, вошел в братию Киево-Печерского монастыря и вступил в Киевское братство , среди членов к-рого он записан как «Исаия Трофимович, инок монастыря Киево-Печерскаго». В 1631 г. И. стал первым (и единственным) ректором школы, основанной Петром (Могилой) при Троицкой больничной ц. в Киево-Печерском монастыре («лаврский гимназиум»). С сент. 1632 по 1638 г. И. возглавлял Киево-Могилянскую коллегию , образовавшуюся в результате объединения киевских монастырской и братской школ (по-видимому, И. преподавал в коллегии богословие, современники называли его «премудрым богословия учителем»). Одновременно И. являлся настоятелем мон-рей: в 1631-1634 гг.- приписного к Киево-Печерской обители Дятловицкого Преображенского монастыря в с. Дятловичи Пинского повета (совр. Белоруссия), в 1634-1638 гг.- киевского Братского в честь Богоявления мон-ря . После легализации православной иерархии в Речи Посполитой и избрания Петра (Могилы) на митрополичью кафедру в 1632 г. И. стал его духовником и ближайшим помощником. В 1633 г., получив от польск. кор. Владислава IV Вазы охранную грамоту, вместе с настоятелем киевского Кирилловского монастыря Леонтием И. ездил к К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису за благословением для Петра (Могилы) на Киевскую митрополию. И. помогал митр. Петру в деле возвращения православным церквей и монастырей, захваченных униатами, в т. ч. киевского Софии Св. собора . В 1638 г. И. был поставлен настоятелем киевского Пустынно-Никольского мон-ря, полученного Петром (Могилой) от короля. В 1635 г. вместе с наместником Киево-Печерской обители Филофеем (Кизаревичем) отстаивал право мон-ря на земельные владения в споре с Межигорским в честь Преображения Господня мон-рем .

http://pravenc.ru/text/674844.html

Церковь отмечает обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского 23 июня, 2014. Новостная служба К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского (память 3 июля), было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605–1617). В Смутное время Промыслу Божию угодно было прославить святителя Василия: 10 июня 1609 года состоялось открытие его святых мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяслава Рязанского, который со времени епископа Рязанского Ионы II (1522–1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, подле иконостаса. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С этого времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». При архиепископе Моисее (1638–1651), в 1638 году над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен муромский образ Пресвятой Богородицы – «Моление Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года при архиепископе Моисее впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя. Особенно усердным почитателем Рязанского Первосвятителя считается архиепископ Мисаил (1651–1655). По его повелению в 1653 году была сделана надпись на большой серебряной водосвятной чаше: «Сия чаша в Переяслав Рязанский, в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца». В 1655 году святитель Василий был изображен на серебряном кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем Ионой, митрополитом Московским. В 1712 году при митрополите Стефане Яворском над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подъячего Никиты Алтухова. В 1722–1723 годах при императоре Петре I состоялось формальное расследование о святителе, после которого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским (1752–1757) составил службу святителю Василию, «взявши во внимание прежде написанные тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами святителя Василия была сделана новая гробница наподобие раки с иконой святителя.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-obre...

Любаново. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Существовавшая ранее церковь Рождества Христова в селе Любанове. Село Любаново по писцовым книгам Боровского уезда Суходольского стана за 1628 г. находилось «за стольником Алексеем Дмитриевичем Колычевым, приданная вотчина, что ему дала в 1622 г. теща его вдова Офросинья Ивановна Мутянская старинной своей вотчины без четверти села, а четверть того села в вотчине за Петром и Артемием Волынскими, а в селе церковь Рождества Христова с приделами Знамения Пречистой Богородицы и Николы Чудотворца, на церковной земле двор попов». Исторических сведений о первоначальном построении церкви не имеется. Церковная Христорождественская земля отдавалась в оброк и по книгам Патриаршего Казенного Приказа писалась по 1662 г. на «дьячке Антошке Васильеве оброку 6 денег». О Рождественской церкви в селе Любанове как «жилой» упоминается в первый раз в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1646 г. под Звенигородскою десятиною: «по книгам десятильника Семена Соболева и поповского старосты Никольского попа Сергия прибыла вновь церковь Рождества Христова, да в приделах: Знамения Пресвятой Богородицы да Николы Чудотворца; дани 8 денег, десятильничьих гривна и 3 февраля те деньги платил староста поповский поп Сергий». Рождественская церковь писалась в тех же приходных книгах под Звенигородскою десятиною по 1677 г. в следующем порядке: «церковь Рождества Христова, да в приделах: Знамения Пресвятой Богородицы да Николы Чудотворца; дани 8 денег, заезда гривна». В 1677 г. – «по переписным книгам Дмитровского Борисоглебского монастыря архимандрита Питирима сия церковь в вотчине Кондратия Черторижского в селе Любанове, дани положено вновь 30 алтын, заезда гривна». В 1637 г. село Любаново «без одного жеребья» досталось князю Никите Егупову-Черкасскому по закладной от Алексея Колычева, а по смерти князя Черкасского оно перешло в 1638 г. к его жене вдове княгине Марье с сыном князем Михаилом Черкасским. В 1647 г. два жеребья села Любанова куплены у князя Черкасского, а в 1651 г. третий жеребий - у Андрея Львовича Плещеева, «что ему дано было в приданое от Артемия Волынского за родною сестрою Авдотьею». В 1687 г. Кондратий Черторижский отдал село Любаново своим детям: Афанасию, Михаилу, Петру, Степану и Василию. По переписным книгам 1705 г. в селе Любанове с деревнями: Бирюлевой и Семеновичи, принадлежавших М. К. Черторижскому, числилось 33 двора крестьянских, людей 121 чел.

http://sobory.ru/article/?object=42680

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФОНИК († не ранее 1652), автор посланий и поучений, книгописец. Биографические сведения об А. отсутствуют. Из косвенных упоминаний в его сочинениях можно заключить, что он был священником, жил в Москве и достаточно близко знал нек-рых иерархов - митр. Новгородского (буд. Патриарха) Никона , архиеп. Суздальского Серапиона . В научной лит-ре выдвинуто 2 версии идентификации А. Н. К. Никольский , В. К. Былинин отождествляли А. с подьячим Агафоном Тимофеевым (в к-ром в свою очередь видели отца Сильвестра (Медведева), см.: Прозоровский А. Сильвестр Медведев. М., 1896. С. 50-51), служившим в Тобольске, в 1631/32 г. переведенным в Москву на Печатный двор «для книжной справы» и в 1638 г. находившимся на службе в Приказе Казанского дворца (Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 513). Основанием для этого отождествления служили достаточная редкость имени, несомненно высокая образованность А. Тимофеева и его лит. деятельность (известно его стихотворное послание боярину Б. И. Морозову). Возможно, прекращение приказной деятельности А. Тимофеева (последний раз он упоминается как подьячий Казанского дворца летом 1645) связано с принятием им священнического сана. Согласно др. версии (Н. Ф. Каптерев, В. С. Румянцева), имя А. является псевдонимом царского духовника Стефана Вонифатьева. Версия основана на несомненной близости взглядов А. кружку «ревнителей древлего благочестия». Слабое место этой версии заключается в почти полном отсутствии псевдонимов в древнерус. лит-ре, где авторство могло маскироваться тайнописью, обезличенностью (употреблением вместо имени формул: «некоего старца», «некоего христианина»), но не сознательной заменой имени. Сочинения А. вызваны церковной полемикой 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. Им написаны: послание «кир Иакову» по грамматическим вопросам (не ранее 2 июля 1645); послание Суздальскому еп. Серапиону о единогласном пении (не позднее 1651); послание Новгородскому митр.

http://pravenc.ru/text/63266.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010