живопись 2467–2470 животные 2441, 2885 законодательство 2658–2661 западно-христианские исповедания 1819–1992 зло 1421–1422 знание 1530–1538 Иерусалимская Православная Церковь 597 изобразительное искусство 260–265 иконография 2505–2554 икономия 2378 иконопись 2478–2573 иконопочитание 1481–1491 иконостас 2227, 2228, 2616 имяславие 1506–1509 Индия см. Малабарская Церковь индуизм 1787–1794 информационная деятельность 2745–2852 Ирландия 343, 570, 1220, 1253, 1266, 1267 исагогика 110–119, 169–182 исихазм 2142–2145 искупление 504, 1379, 1428, 1431 искусства церковные 2425–2628 см. также: изобразительное искусство ислам 1776–1784 исповедь 276, 343, 352, 2070–2083, 2201 история всеобщая 2867–2943 Церкви 505–572, 650–1209 см. также: агиография, Библия и др. иудаизм 1772 иудео-христианский диалог 1773–1775 Кавказ 237, 571, 1509 Казанская духовная академия и семинария 1086–1088 календарь 2207–2216 канонизация святых 1183, 1212, 1219, 1223, 1255, 1286 см. также: новомученики, царская семья канонические вопросы см. право церковное каноны церковные 2372 катехизация 1568, 1593, 1663, 2719 католичество см. римо-католичество Кипр 2557 Китай 637–642, 779–781, 2925 китайский язык 72, 105 книги богослужебные 2229–2236 книговедение 2749–2852 книгопечатание 2760–2767 колокола 2582, 2615 коммунизм 1573, 2814 Константинопольская Православная Церковь 592–595 Коптская Церковь (Египет) 2004–2005 Крест Господень 1440, 2542–2543 см. также: Воздвижение Креста Господня крестовые походы 564, 566 крещение (богословский аспект) 222, 366, 409, 1648, 1649, 1652, 1654, 1681, 1818, 1908, 1910, 1915, 1925, 1930, 1984, 1988, 2197, 2795 крещение (исторический аспект) Руси 668, 670–677 Грузии 605 Болгарии 556 Ирландии 570 Крещение Господне 2218, 2517 крюки см. пение культура 224, 258–259, 383, 424–425, 540, 559–560, 665–666, 721–724, 1166, 1288, 1357, 1358, 1527, 1616–1634 культурология 2942–2943 кумранистика 37–44 латышский язык 589 лексикография 2749–2757 литература художественная см. художественная литература литературоведение 2963–3001

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и затем многочисленные турецкие и персидские набеги в XV в. пагубно отразились на жизни Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и груз. М. Мн. церкви и мон-ри были разграблены и разрушены. Падение нравов, особенно в высших слоях общества, привело к тому, что церковные земли и мон-ри никем не защищались, т. к. груз. знать в условиях тотального кризиса заботилась только о своих владениях. Восстановление древних святынь и монашеской жизни началось в Грузии только с XVI в. и продолжилось в следующем столетии после серии нашествий персид. шаха Аббаса I. Благодаря усилиям груз. царей Теймураза I (в Кахети в 1606-1616, 1634-1648, в Картли-Кахети в 1623-1632) и Арчила II (в Кахети в 1664-1675) были вновь отстроены или обновлены мн. мон-ри Картли и Кахети. На тот же период приходится расцвет груз. М. на Св. земле. Грузинами вновь отстраивается иерусалимский Крестовый монастырь , к-рый на долгие столетия стал важнейшим духовным центром не только Палестины, но и самой Грузии. Здесь, возможно, был похоронен знаменитый груз. поэт Шота Руставели (кон. XII - нач. XIII в.). В XIV-XVI вв., непростые времена для христиан, груз. царям и аристократам удалось упрочить свои позиции на Св. земле. Игумен Крестового мон-ря считался главой всей груз. диаспоры Палестины, грузинам в этот период принадлежало 15 иерусалимских церквей и монастырей, мужских и женских, а также приделы в вифлеемском храме Рождества Христова, в иерусалимской Гефсимании и в монастыре вмц. Екатерины на Синае. В XVII в. груз. мон-ри на Св. земле пережили кризис. После завоевания Палестины турками-османами (1516-1517) греч. Иерусалимский Патриархат стремился перевести в свое управление собственность др. христ. общин Палестины: грузин, сербов и эфиопов. В 1606 г. султаном Ахмедом I был подписан фирман, согласно которому грекам переходили 23 монастыря в Палестине, в т. ч. 6 грузинских. Грузины - настоятели Крестового мон-ря - упоминаются в источниках до кон. XVII в. После присоединения Грузии к России при всех трудностях синодального церковного управления стало возможным развитие в Грузии монашеской жизни и монастырского строительства.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Игум. Назарий 4 мар. 1829, из Екатерининской пустыни; † 16 нояб. 1857. Строитель Авраамий определён в дек. 1857; уволен, за слабостью здоровья, 1865. – Назарий определён 1865...; † 8 апр. 1867. – Сергий , из Угрешского Казанского, определён 25 июля 1867; потом игум.; в июне 1871 перев. в Новоголутвин Троицкий.]. 15 Вифанский, близ Троицкой Сергиевой Лавры, основан в 1797 г.; второклассный. [III, 562; VI, 957.] Архимандриты Назарий Романовский , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, определён 6 авг. 1797; 7 мар. 1800 перев. в Белоезерский Кириллов мнтрь. Мельхиседек Минервин , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, определён 6 авг. 1800; в 1803 перев. в Лужецкий мнтрь. Симеон Крылов-Платонов , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, определён в нояб. 1803, а 21 янв. 1810 перев. в Заиконоспасский. Самуил Запольский-Платонов , наместн. Троицкой Лавры, определён 13 февр. 1810, а 15 сент. 1814 перев. в Колязин мнтрь. Никанор Клементьевский -Платонов , наместн. Троицкой Лавры, произведён 31 окт. 1814, а в 1818 перев. в Голутвин мнтрь. Афанасий , наместн. Троицкой Лавры, определён 22 дек. 1818; † 23 февр. 1831. Антоний , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, из строителей Высокогорской пустыни, 10 мар. 1831–68. 16 Николаевский Старый (Большая Глава, Больший Крест), в Москве, в Китае-городе, упом. с 1390 г. В 1654 обращён в подворье Афоно-Иверского монастыря. 17 июля 1766 именным указом велено (Греческому мнтрю) быть ставропигиальным св. Синода. В апр. 1775, именным же указом, отдан навсегда в ведомство Московского епархиального архиерея. Ныне Греческий Николаевский, 2-го класса. (II, 619; V, 202; VI, 323, 955, 1031.] 47 Игумены Константин ( Кассиан ?), 14 мая 1453. Давид , 1521–25. Евфимий , 1548. Феодосий , 1567. Гурий , 1568. Иона , 1591. Варлаам , 1598. Корнилий , с 1624. Мисаил , 1634–37. Симеон , 1639–48. Пафнутий , 1648–53. Греческий Николаевский мнтрь [II, 619] 11 апр. 1775 повелено быть в ведомстве местных архиереев. Архимандриты (Греки приезжие) Дионисий , «Николаевский Большой главы» с 11 июня 1655 по 25 янв. 1661. (Жил в Москве по 1669).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и другие официальные послания Алексея Михайловича, Письмо характеризуется изначально заданной литературностью, которая проявляется в наличии в текстах развёрнутых метафор, обобщений, патетическом тоне писем, использовании автором этикетных формул. Письмо Никону характеризуется наличием в нем своеобразных цепочек тщательно подобранных эпитетов (царь, уже принявший решение о том, что после умершего Иосифа место патриарха займёт Никон, обращаясь к последнему, буквально нанизывает эпитеты, подчёркивающие его святость), этикетным самоуничижением царя (например: «...по своим злым, мерским делам недостоин и во псы, не токмо в цари»). Письмо Никону, по-видимому, выполняло роль предисловия к «Статейному списку о преставлении» патриарха Иосифа. Письмо публикуется по рукописной копии XIX в.: РНБ, F. 1.337, л. 24 об. – 25 об. 2572 ...мы и с царицею, и с сестрами, и з дочерью... – Царица – первая жена Алексея Михайловича Мария Ильинична (урождённая Милославская); брак был заключён 16 января 1648 г.; умерла 4 марта 1669 г. Сестры – царевны Ирина Михайловна (16271679), Анна Михайловна (16301692), Татьяна Михайловна (16361658). Дочь, царевна Евдокия Алексеевна (16501712). 2573 ...Бог наш изволил взять... Иосифа, патриарха Московского и всеа Русии... – Иосиф с 1634 г. – патриарх Московский и всея Руси. Умер 15 апреля 1652 г. 2575 ...встречал Иева патриарха... – Иов – первый русский патриарх (с 1589 г.), до этого был архиепископом Ростовским. В начале 1605 г. сподвижниками Лжедмитрия I, готовившими Москву к его торжественному въезду, выслан в Старицкий монастырь, где и умер 19 июня 1607 г. 2576 ...и как на осляти ездил вход Иерусалим... – Имеется в виду обряд езды на осле патриарха в Вербное воскресенье. 2577 ...и как ево не стало – и то писано под сею грамотою. – Речь идёт о «Статейном списке о преставлении патриарха Иосифа». 2578 ...обирать на патриаршество именем Феогноста. – Претендентами на патриаршеский престол был духовник царя протопоп Стефан Вонифатьев и Никон. Стефан Вонифатьев сам отклонил свою кандидатуру, и патриархом 25 июля 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материальное положение обители зависело от пожертвований верующих, наибольшее количество вкладов получили луцкий Братский и Почаевский (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ) мон-ри. С нач. XVII в. в мон-рях Волыни вводили общежительный устав, к 1648 г. он был принят в 20 монастырях. В обителях Волыни не получила распространения скитская жизнь. В условиях утверждения униатства Киевский митр. Петр (Могила) усилил архипастырский надзор за мон-рями Киевской митрополии, в т. ч. волынскими. Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Наиболее значительные мон-ри Л. е.: Гощанский, дерманский Троицкий, дорогобужский Успения Пресв. Богородицы, дубенские - Воздвижения Честного Креста, Вознесения Господня, Преображения Господня, жидичинский Воскресения Господня, корецкий Успения Пресв. Богородицы, кременецкий Богоявленский, луцкие - Воздвиженский, Троицкий, Успенский, острожский Троицкий, пересопницкий Рождества Пресв. Богородицы, Почаевский Успенский, Степанский арх. Михаила, Чернчицкий Преображенский и др. Статус архимандритии имели Жидичинский и Овручский мон-ри (недолго входил в Л. е.). В волынских обителях служили: прп. Иов (Железо) , являвшийся игуменом дубенского Воздвиженского мон-ря (вероятно, 70-е гг. XVI в.- нач. XVII в.) и Почаевского мон-ря (между 1617 и 1623-1651), Иннокентий (Гизель), возглавлявший Гощанский мон-рь в 1640-1642 гг., Мелетий (Смотрицкий) , игум. Дерманского мон-ря в 1627-1633 гг., Иов (Княгиницкий) , мон. Дерманского мон-ря в 1602-1605 гг., Павел Домжив-Люткович Телица, игумен Чёрненского мон-ря в 1631-1634 гг. Мон-ри были центрами благочестия, книжности, иконописного искусства. Приходская сеть Л. е. сформировалась к кон. XVI в., для нее было характерно скопление храмов в многочисленных городах епархии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Между тем как в Киеве и Новгороде издавна существовали произведения мозаики, кои украшали соборы Софийские, собор Золотоверхомихайловского монастыря, Ростовский и Суздальский соборы вымощены были красным разноличным мрамором 229 , в Москве почти неизвестно было употребление оной; других памятников сего искусства нет, кроме наборного пола (1ithostroton) из агатовидных яшм, весьма разнообразных по цветорасписанию. Этот пол, по преданию, перенесен Патриархом Филаретом из Ростовского собора в Московский Благовещенский, где ныне находится. В замен мозаики и в XVII веке Москвичи употребляли ценину, или цветные кафели, каких, по замечанию Академика Солнцева, не встречается ни в Новгороде, ни в Пскове; но какие составляют одно из главных украшений зодчества в Мавританском стиле. Из таких-то ценин составлялись не только архитектурные украшения, но и рельефно целые образа Святых, кои доныне видны на шеях глав и на стенах и некоторых церквей в Москве. При недостатке металлов Цари Михаил и Алексей обращали особенное внимание на отечественное рудокопство. В делах их царствования упоминаются вызванные из чужих краев рудознатцы, золотознатцы, лозоходцы и рудокопцы. В 1618–22 годах Англичанин Джон Ватер, а 1626 г. Фричь и Геролд, Англичане, отправлены были в Пермь с дворянином Загряжским для отыскивания руд. В 1634 г. когда уже учреждены были некоторые фабрики, устроены мельницы и стеклянные заводы в Москве и ее окрестностях: тогда открыты в Сибири медные рудники, для разработки коих Царь выписал из Саксонии рудопромышлеников. В 1636 году гость Надей Светсшников отыскал на Каме медную руду. Такие открытия доставили материалы для литья колоколов и пушек, для чекана монеты и для других произведений оборонного искусства 230 . Литейные мастера были тогда уже более Русские, чем иностранные, как видно из следующего их исчисления: 1606 года, Проня Федоров; 1621 г. Игнатий Максимов; 1622 г. Андрей Данилов и Алексей Якимов; 1626 г. Кондратий Михайлов; 1627 г. Богдан Васильев; 1628 г. Григорий Наумов мастер и Фальк, 1648 г. Петр и Тимофей ученики; 1650 г. Евсей Данилов, Тимофей Воин, Федор Аникшин мастер; 1652 г. Емельян Данилов; 1661 г. Андрей Нейгарт; 1665 г. Александр Григорьев; 1668 г. Харитон Иванов мастер, Мартьян Осипов мастер и Яков Дубина, или Дубинин ученик; 1672 г. Яким Никифоров; 1673 г. Андрей Якимов и Яким Гаврилов; 1674 г. Пантелей Яковлев; 1679 г. Осии Иванов, Василий и Яков Леонтьевы, Феодор Маторин; 1680 г. Евсевий Данилов и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Симон (Азарьин) присоединил к Житию рассказы о 13 чудесах преподобного, из к-рых последнее произошло в 1652 г. Первые известные чудеса по молитвам к Д., датируемые 1633-1634 гг., совершались в кругу его учеников и последователей. Симон записал рассказы о явлениях Д. его ученику, бывш. архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Перфилию, свящ. Служней слободы Феодору, мон. Вере из хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря - Д. благословлял их или утешал. Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре " . Литография. 1845 г. (СПГИАХМЗ). Крайний справа - прп. Дионисий Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре " . Литография. 1845 г. (СПГИАХМЗ). Крайний справа - прп. Дионисий Одним из ранних центров почитания Д. стал Кожеезерский в честь Богоявления муж. мон-рь. Здесь старец Боголеп (Львов) записал рассказ о явлении прп. Никодиму Кожеезерскому митр. св. Алексия вместе с Д. и послал запись патриарху Иосифу . В 1648 г. рассказ о явлении Д. прп. Никодиму слышал П. Головин, бывший тогда воеводой на р. Лене. В том же году в Троице-Сергиев мон-рь для поклонения гробу Д. приехали донские казаки, поведавшие о том, что преподобный «велику» им «помощь подавал явлением на море на супротивныя». В 1650 г. со слов инока Антония (Яринского) был записан рассказ донских казаков о явлении их «старейшине» Богоматери с апостолами Петром и Иоанном и с преподобными Сергием, Никоном и Д. и о предсказании поражения от турок. В кон. XIX в. при Владимирской ц. в Ржеве был устроен придел во имя Д. В Успенском соборе Старицкого мон-ря посвященный преподобному придел был освящен 28 сент. 1897 г., в обители хранилась митра Д. Симон (Азарьин) включил имя Д. в составленный им ок. сер. 50-х гг. XVII в. Месяцеслов под 10 мая (РГБ. Ф. 173. 201. Л. 316 об.). С таким же днем памяти Д. назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Московский митр. св. Филарет (Дроздов) установил «править молебен» по Д.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Ситуация практически не изменилась в позднейшее время. Имя К. не значится в числе святых, к-рым, по известию Пискарёвского летописца, в конце правления царя Феодора Иоанновича были скованы серебряные раки (ПСРЛ. Т. 34. С. 199). При составлении в 1621 г. по инициативе патриарха Филарета уставной записи о богослужении в московском Успенском соборе служба на перенесение мощей митрополитов К., Фотия и Ионы была признана не возбраняемой для совершения («аще изволит настоятель»), но к 1634 г. она была исключена. Память успения К. вошла (без тропаря и кондака) в московские издания «Святцев с летописью» 1646 и 1648 гг. и Месяцесловов 1659 и 1662 гг., но в др. месяцесловах (как отдельно изданных, так и при богослужебных книгах) она не встречается. В сер. XVII в. имя К. вместе с именем митр. Фотия было включено соловецким книжником иером. Сергием (Шелониным) в 3-й тропарь 8-й песни написанного им «Канона всем святым, иже в Велицей России в посте просиявшим». В толковых иконописных подлинниках XVII-XVIII вв. с расположением сведений в порядке месяцеслова описание изображения К. встречается редко. Не ранее рубежа XVII и XVIII вв. сведения о К. были включены в «Книгу, глаголемую Описание о российских святых»: «Святый Киприан митрополит преставися в лето 6914 месяца сентября в 16 день» (Описание о российских святых. С. 63). Офиц. причисление К. к лику святых состоялось не ранее 1805 г. В наст. время центром особого почитания К. является московский храм Св. Троицы в Голенищеве, на месте летней резиденции митрополита. Сведения о почитании К. в XV-XVII вв. в Западнорусской митрополии, не зависящем от великорусской традиции, отсутствуют. В южнослав. (сербских) месяцесловах кон. XVI-XVII в. (напр.: РНБ. Погод. 328. Л. 335, богослужебный сборник 3-й четв. XVII в.) встречается память перенесения мощей митрополитов К., Ионы и Фотия ( Иванова К. Български, сръбски и молдо-влахийски ръкописи в сбирката на М. П. Погодин. София, 1981. С. 166), но это служит лишь указанием на копируемый оригинал и не отражает к.-л. традиции почитания этих святителей на слав. Балканах.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

смерив им себе, тогда мертвец воскресися. Точне подначалнии движимы 1632 бывают, аще началници им снисход проявляют. Любовь бо есть действенна, а жезл не успеет того деяти 1633 , ибо 1634 сердце тем жестеет. Собор Фома апостол от друг своих отлучися. тем же видети Христа унедостоися. В день же осмый, егда им бе совокупленный 1635 , явися, увери й Христос Божественный 1636 . Знамя си, яко благо во единстве жити, в собрании бо Христос рекл Ся 1637 выну быти. Соблазнь 1638 Иероним блаженный от преданий взял есть Еврейских и нам верным в книгах си подал 1639 есть. Яко Аврама Сарра за то понудила, да изгонит Агару, с нею Исмаила. Яко виде из глины идолы творяща Исмаила и сына ея в тех блазняща. Бояся бо, да, егда оны научится делати, яко богом, тым не поклонится. О преблагая мати, яко не терпяше того в дому, что сыну соблазнь приношаше. Тако, родителие, и ныне творите. еже блазнит вам чада, из дому жените. %н6%Совершенство Не точию иноком нуждно совершенство, но и белцем потребно сие есть блаженство. Ко всем бо глаголется: Будите свершении, яко Отец небесный, да есте блаженни 1640 . Мощно же есть комуждо совершенну быти, иже сия восхощет прилежно хранити: В первых, любити 1641 право Бога подобает и хранити, яже Он в заповедех 1642 дает. Паки, согрешения скоро истребляти и о исправлении всегда промышляти. Еще. страсти плотския умерщвляти в себе и умови благому подчиняти требе. К тому, в добродетелех выну поступати. совершенны сущыя мужы подражати. По сих. не заповеди точию хранити. но 1643 советы 1644 Божия делом исполнити. Напоследок, простимых падений блюстися. сице во 1645 совершенство леть есть воснестися 2 Совершен 1646 не токмо, кто не согрешает но и кто во скоре грехи истребляет. 3 Иже несовершенна себе быти знает, тем самем совершенства степень начинает. Совесть Совесть коегождо есть 1647 грехов сведитель 1648 и зело досадный во уме томитель. Внешних есть послухов мощно убежати, внутрний не престает повсюду стужати 1649 . Его же аще кто желает избыти, да престанет злая делеса творити.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Современником патриарха Феофана был молдавский господарь греческого происхождения Василий Лупу (1634–1653 гг.), политический деятель международного масштаба и неуёмных амбиций. После каждого всплеска весьма дорогостоящей борьбы за обладание Св. местами Палестины иерусалимские архиереи ехали на поклон в Яссы и просили у Василия милостыню на покрытие своих расходов. Как писал А.Н. Муравьев: «немногие из Императоров Восточных оказали столько услуг Св. Гробу, сколь сей благочестивый воевода Молдавский». 1221 Это перед ним патриарх Феофан разыграл описанный в хрониках спектакль, внезапно появившись во дворце господаря с петлей на шее и подавая Василию конец веревки со словами: «Удави меня, дитя мое, а то меня удавят турки-кредиторы». 1222 Все долги патриархии были тут же выплачены господарем. В свою очередь, Василий, влиятельный политик, очень многое позволял себе в отношении церкви. Он возводил и свергал патриархов, решал споры между архиереями; иные его грамоты к патриархам выглядят как директивы к немедленному исполнению, содержащие недвусмысленные угрозы на случай неповиновения. 1223 В марте 1645 г. при содействии Василия в молдавской столице прошло избрание в иерусалимские патриархи Паисия, в прошлом игумена святогробской обители Вознесения в Яссах. 1224 Немалую часть своего патриаршества Паисий провел на территории Молдавии. Он жил там и в 1648 г., перед поездкой в Москву, и по возвращении из России, в 1649–1651 гг., когда не решался ехать в Стамбул, опасаясь интриг своего врага константинопольского патриарха Парфения. Парфений в конце концов был казнен турками в 1651 г. по настоянию молдавского и валашского господарей. 1225 Сложившаяся в православном миллете устойчивая структура экономических связей, когда Молдавия и Валахия выступали денежными донорами Афона, Палестины, Синая и других культурно-политических центров православного мира, тяжелым бременем ложилась на молдаван и валахов. Господари, особенно фанариотского происхождения, выжимали последние соки из подданных на нужды своего клана, в том числе иерусалимских патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010