Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (В миру Максим; † 15.02. 1651, Рязань), архиеп. Рязанский и Муромский (1638-1651). Происхождение неизвестно . В 1618-1633/34 гг. Максим был протоиереем («протопопом») Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Михаила Феодоровича . Прот. Максим венчал царя в Успенском соборе 19 сент. 1624 г. с Марией Владимировной Долгоруковой, а 5 февр. 1626 г.- 2-м браком с Евдокией Лукьяновной Стрешневой (Дворцовые разряды. Т. 1. Стб. 643, 779, 886). 6 мая 1627 г. М. крестил в московском Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужском монастыре царевну Ирину Михайловну, в марте 1629 г. «у царевича Алексея Михайловича первые волоски снимал и о нем молитву говорил» ( Извеков. 1906. С. 141-142). Максим был близок к царской семье. Он и члены его семьи - жена Ульяна, сыновья Михей и Анания, их жены, а также племянница Максима - неоднократно получали богатые дары от царской семьи (ткани, одежда, деньги). В 20-х гг. XVII в. сыновья Максима были уже женаты и находились на царской службе (напр., Михей участвовал в царской охоте, где пострадал в результате нападения медведя, за что в 1630 г. царь пожаловал ему новую одежду - Там же). Особенно тепло к Максиму относилась царица Евдокия Лукьяновна: часто приглашала его служить молебны в церквах св. Екатерины и св. Евдокии, одаривала, поручала ему раздачу милостыни от своего имени. В кон. 1633 - нач. 1634 г. М. оставил место протоиерея Благовещенского собора (вероятно, по причине вдовства) и удалился в Новгород. Царица Евдокия Лукьяновна в февр. 1634 г. направила Максиму письмо с уверениями в неизменной милости своей и государевой к нему. С письмом был послан подарок - 12 аршин шерстяной материи («зуф»). В том же письме царица просила Максима составить и прислать ей список «сколько в Новегороде и в Новгородских местех чудотворных мест и в коем месте который чудотворец какими чудесы от Бога просвещен» (Там же. С. 225). В короткие сроки Максим составил «роспись» Новгородских святых - уже 23 мая 1634 г. эту «роспись» привез в Москву младший сын Максима Анания ( Янин. 1988. С. 217). Максим перечислил погребения 21 Новгородского святого, сопроводив исторической справкой. В качестве источников он использовал не только Жития святых, но и повести (напр., «Повесть о белом клобуке»), чего ранее составители подобных «росписей» не делали. Максим сообщил сведения о канонизации святых, напр., он указал, что тропарь и кондак прп. Арсению Новгородскому составлен, «а празднество еще не установлено» ( Каган. 1993. С. 325). М. обратил внимание царицы на необходимость собрать и переписать Жития Новгородских святых и описания их чудес.

http://pravenc.ru/text/2563982.html

10 . 21 октября 1651 года, спустя четыре месяца после поражения Хмельницкого под Берестечком (30 июня 1651 года), преподобный Иов имел откровение свыше, что чрез седмь дней он должен скончаться. «И таким образом, по словам Досифея, день и «час отшествия своего еще пред седмицею на время изрече», – «еже и сбыстся», по замечанию того же писателя. 603 28 октября 1651 года преподобный Иов сам служил Божественную литургию, и по окончании ее, воздав последнее целование сетующей братии «в тот же самый час, который предсказал», без всякой болезни, «мирно перешел от привременной сей жизни к вечному блаженству, в царство великого короля Иоанна Казимира третьего» (1648 – 1668). 604 Братия со слезами опрятали «изсохшее от поста и трудов» тело отца и наставника своего, и отпевши его по чину святыя православныя церкви, благочестно предали оное земле «по обычаю», на шестом году царствования государя всея России Алексея Михайловича (1645 – 1676), при луцком епископе Дионисии Балабане (1650 – 1657), киевском митрополите Сильвестре Коссове (1647 – 1657) и всероссийском патриархе Иосифе (1633 – 1652). 605 Глава четвертая. 1. Открытие мощей преподобного Иова. 2. Знамения последовавшие после этого. 3. Явление преподобного Иова во время войны збаражской. 4. Преподобный Иов наказывает за неуважение к мощам своим. 5. Судьба мощей преподобного Иова во время завладения почаевской обителью базилианами. 6. Уважение униатов к преподобному Иову. 7. Намерение базилиан почаевских канонизировать его. 8. Судьба этого предприятия. 1 .Семь лет лежало тело преподобного Иова в земле по его погребении. В это время над могилой его весьма часто являлся необыкновенный свет, приводивший многих в недоумение. Наконец на осьмом году (1659) «во едину от нощей» сам блаженный Иов явился «в сонном видении» тогдашнему киевскому митрополиту Дионисию Балабану (1657 – 1663), извещая его следующими словами: «извествую твоему преосвященству, яко тобою хощет Бог открыти кости моя». Через несколько времени видение повторилось. Но митрополит, «как мудрый и искусный богослов», хотя и узнал старца, потому что, по словам Досифея, еще когда жил преподобный Иов, «он знал хорошо образ лица и богоугодное житие его», 606 – но на первых порах не обратил на это серьезного внимания, «приписывая это сонному, обыкновенному мечтанию, а не преестественному Божию промыслу». – Тогда преподобный Иов явился Дионисию в третий раз, «недавая покоя митрополиту и уже отомщением грозя ему, если не исполнит поведанного». Митрополит пробудился в трепете, и оттоле уразумел, что это «было от Божия произволения». Вследствие этого Дионисий ни мало немедля «на утрие» взял с собою находившегося на ту пору в Киеве овручского архимандрита Феофана Креховецкого бывшего наместника Софийского, и «со всем клиром своим» отправился в обитель почаевскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   Каллист II 1396.    Матфей I 1397—1410.    Евфимий II 1410—1416.    Иосиф II 1416—1439.    Митрофан II 1440—1443.    Григорий III Мелиссин 1445—1450.    Афанасий II 1450—1453.    Геннадий II Схоларий 1453—1460.    Исидор II 1460—1465.    Софроний 1 1465 1466.    Иоасаф I 1466—1469.    Марк II 1469-1470.    Симеон I 1470—1473    Дионисий I 1473—1478.    Симеон вторично 1478—1481.    Рафаил I один год.    Максим II 6 лет, 1482—1488.    Нифонт II 1488—1490.    Дионисий I вторично 1490—1493.    Максим 1493—1499.    Нифонт II вторично 1499—1500.    Иоаким I 1500—1504.    Пахомий I 1504—1505.    Иоаким I втор. 1505—1506.    Пахомий I втор. 1506—1511.    Феолепт I 1511—1520.    Иеремия I 1520—1523.    Иоанникий 1, незаконно избранный и скоро низложенный.    Иеремия I втор. 1523—1543.    Дионисий II 1543—1551.    Иоасаф II 1551—1565.    Митрофан III 1565—1572.    Иеремия II 1572—1579.    Митрофан III втор. 1579—1580.    Иеремия II втор. 1580—1584.    Пахомий II 1584—1585.    Феолепт II 1585—1586.    Иеремия II третично 1586—1594.    Матфей II 17—19 дней.    Гавриил I, 5—6 месяцев, † 1595.    Феофан 6—7 месяцев.    Мелетий Александрийский около года.    Матфей II вторично 1596—1600.    Неофит II 1600—1601.    Матфей II третично 15 дней.    Рафаил II 5 12 лет, изгнан 1608 г.    Неофит II вторично 1608—1613.    Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613—1614.    Тимофей II 1614—1621.    Кирилл I Луварис 1621—1623.    Григорий IV 73 дня.    Анфим II 60—70 дней.    Кирилл I втор. 1624—1632.    Кирилл II Контарь 6—7 дней.    Кирилл I третично 1632—1633.    Афанасий III Пателярий 30—40 дней.    Кирилл I в 4 раз 1633—1634.    Афанасий III вторично 1634—1635.    Кирилл II вторично 1635—1636.    Неофит III 1636—1637.    Кирилл I в 5 раз 1637—1638.    Кирилл II в 3 раз 1638—1639.    Парфений I 1639—1644.    Парфений II 1644—1646.    Иоанникий II 1646—1647.    Парфений II вторично 1647—1650.    Иоанникий II втор. 1650—1651.    Кирилл III 20 дней.    Афанасий III в 3 раз 15 дней, († 1654 г. в России, мощи в Лубнах).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

занимает участок в форме неправильного квадрата, к-рый с севера и запада ограничен р. Золотоструйкой, а с юга и востока - домами поселян. Он представляет собой нечастый пример монастырского комплекса, созданного за короткий промежуток времени (50-е гг. XVII в.) по единому замыслу. Первая деревянная ц. в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя вмч. Иоанна Сочавского была поставлена в 1-й четв. XVII в., при основателе обители иноке Ионе. Придел во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского построен в 1633 г. в память о рождении царевича Иоанна Михайловича (2 июня 1633 - 10 янв. 1639). Каменная соборная Успенская ц., согласно закладной доске, была воздвигнута в 1651 г., при игум. Никоне, и освящена 29 июля того же года. Это бесстолпный 3-главый храм небольших размеров, построенный в традиц. формах позднесредневек. рус. архитектуры сер. XVII в. Двусветный четверик храма увенчан 3 главами на световых барабанах, опирающихся на оригинальную систему сводов. Смещенный к востоку центральный барабан прорезан в поперечном коробовом своде, опирающемся на 2 поперечные арки. Малые барабаны опираются на полукоробовый свод между вост. аркой и вост. стеной храма. Вся зап. зона перекрыта полулотковым сводом. Трехглавие храма, как и мн. особенности его декора, объясняется ориентацией на собор Покровского мон-ря в Суздале (10-е гг. XVI в.). В типичный для XVII в. фриз из поребрика и пояса балясин вставлены 5-угольные киоты. Под фризом протянут аркатурно-колончатый пояс, под ним расположены не имеющие наличников арочные окна с глубокими наружными откосами. Северный и южный входы обрамлены перспективными порталами с килевидными завершениями. По мнению Н. Н. Чугреевой, «характер архитектуры существующего здания не соответствует указанной дате. Структурные особенности памятника - нерасчлененность плоскостей лопатками, завершение стен горизонтальным обрезом под 4-скатную кровлю, конструкция свода в совокупности с декоративными деталями убранства, присущими ростовскому и отчасти суздальскому строительству посл. четв. XVII в., дают основание считать, что церковь заново перестраивалась в конце XVII в.» (см.: http://www.ivanovo. ru/mon).

http://pravenc.ru/text/199979.html

Глава XII. Раскол и монашество И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Исправление книг при Патриархе Никоне В нашу задачу не входит подробное изложение истории раскола, для нас важно только показать, какое участие приняло монашество в волне протестов и в борьбе против реформ Никона. Поэтому мы собираемся предложить читателю лишь самый сжатый очерк истории раскола и участия монашества в протестах против реформ. 25 июля 1652 г. Никон с большой торжественностью был настолован на московский патриарший престол. Работа по исправлению богослужебных книг, которая велась и при патриархе Иосифе, была продолжена: прибывшие из Киева иноки Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий продолжали заниматься сверкой, монах Арсений Суханов еще в 1650 г. был послан на Восток для того, чтобы ознакомиться с обрядами Греческой Церкви и доставить в Москву необходимые документы (греческие книги, рукописи и т. д.). «Кормчая» , сданная в печать в 1649 г. и вышедшая при Никоне, и «Шестоднев», напечатанный в 1650 г., были исправлены после сличения с греческими рукописями. В конце 1650 г. в Москву прибыл митрополит Назаретский Гавриил, привезший послания Иерусалимского патриарха царю и Московскому патриарху, Гавриил не раз делал замечания о «разностях» в богослужебных обрядах Москвы; Иерусалимский патриарх Паисий, побывавший в Москве, перед отъездом из России (1650) тоже говорил царю и патриарху Иосифу о «московских разностях». Никон, тогда еще Новгородский митрополит, благодаря постоянному общению с царем, разумеется, знал об этих мнениях греков. Подобные упреки Никон слышал и от бывшего Константинопольского патриарха Афанасия (1633, 1633–1635, 1651), который в апреле 1653 г. прибыл в Москву и велел переписать для Никона «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке» , торжественность которого была особенно по душе Никону. Первый шаг в проведении своих реформ Никон сделал весной 1653 г.— перед началом Великого поста он дал указание («память») настоятелям всех московских церквей: при чтении молитвы прп. Ефрема, занимающей особое место в великопостной службе, совершать поклоны строго «по преданию св. апостолов и отец», то есть не все 17 поклонов должны быть земными, а нужно делать только 4 земных поклона, остальные — поясные. Это первое «греческое новшество» вызвало большое смущение у некоторых московских священников, особенно у протопопов Ивана Неронова, Аввакума Петрова и Даниила из Костромы, имена и деятельность которых занимают столь важное место в истории раскола. Протопоп Аввакум с пронзительной яркостью охарактеризовал это смущение словами, которые цитировались тысячу раз: «Мы собрались и задумались,— писал Аввакум в своем «Житии»,— видим, зима наступает, сердце озябло и ноги задрожали».

http://sedmitza.ru/lib/text/436642/

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

После падения Константинополя Вселенский патриарх с согласия султана постепенно подчинил себе другие автокефальные церкви Балканского полуострова. Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская церкви сохранились, но попали в полную зависимость от Константинополя. К управлению этими территориями привлекались фанариоты. Особенно большую роль они играли в управлении Дунайскими княжествами. Подчас игемоны-фанариоты приносили народам Балканского полуострова большую пользу: основывали школы, библиотеки, типографии, издавали законы и следили за их исполнением и особое внимание уделяли сохранению православной веры – строили монастыри и храмы, распространяли святоотеческую литературу. Печально, но коррупция и взяточничество, процветавшие при турецком дворе, проникли и в церковь . Дело дошло до того, что в правление патриарха Иеремии II борьба с симонией стала главной задачей лучших представителей церкви. По словам Н. Мак-Лиз, «высокого положения могли добиться лишь те, у кого за спиной стояли богатые покровители, поскольку султаны требовали от каждого нового епископа и патриарха солидную плату за власть в церкви. Среди тех, кому удавалось взойти на патриарший престол, были, конечно, и искренние и благочестивые люди, но в целом атмосфера тех времен способствовала проявлению менее благородных качеств. Патриархи оставались на престоле от силы несколько лет, пока более богатый претендент не предложит свои условия султану (чья казна вечно нуждалась в пополнении), после чего прежнего патриарха смещали с престола и заменяли новым». Частая смена патриархов была в интересах султана: это не только приносило доход, но и вынуждало нового ставленника радеть о сохранении хороших отношений с Портой. За 100 лет (1595–1695 гг.) патриархи менялись на престоле 61 раз, но многие были восстановлены после низложения, так что число патриархов составило 31, а некоторые из них были на престоле всего несколько дней. Риск, связанный с патриаршеством, был очень высок: 4 патриарха в XVII в. – Кирилл I (1620–1623, 1623–1633, 1633–1634, 1634–1635 и 1637–1638), Парфений II (1644–1646 и 1648–1651), Парфений III (1656–1657) и Гавриил II (1657) – были казнены по подозрению в государственной измене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

владели Софийским собором и совершали там свои службы, то известные рисунки голландского художника А. ван Вестерфельда, 1651 г., фиксируют развалины галерей даже после ремонта собора 1151 . В Киево-Печерском монастыре положение было лучше. После разорительных татарских набегов (продолжавшихся даже в XV в.: в 1416 г. – Едигея, в 1482 г. – Менгли-Гирея) его хозяйственная жизнь в XVI в. стабилизировалась, он владел пожертвованными ему обширными земельными угодьями. Монастырь оставался оплотом православия для всей Южной и Западной Руси, и в конце XVI в., благодаря энергии архимандрита Никифора Тура (1593–1599), успешно отразил посягательства светских и церковных политиков подчинить монастырь Брестской унии 1596 г. 1152 В 1620-х гг. число иноков в монастыре достигало поистине огромной цифры – около 800 человек 1153 . Особенно важными были шаги по укреплению религиозно-нравственных основ православия, предпринятые архимандритом Елисеем Плетенецким (1599–1624). Он не только боролся за соблюдение принципов общежительного устава, но и привлек в Лавру много образованных людей своего времени, купил в 1616 г. старую, пришедшую в упадок киевскую типографию Балабана, и с этого началось лаврское книгопечатание 1154 , успешно продолжавшееся при его преемниках, архимандритах Захарии Копыстенском (1624–1627), Петре Могиле (1627–1633) и последующих настоятелях. Сначала в Лавре выпускались книги богослужебного характера, причем с большой интенсивностью (первыми были «Часословец» в 1617 г., «Анфологион» в 1619 г.) 1155 . Издавались также книги канонического содержания 1156 , а также многочисленные святоотеческие творения и книги полемического жанра. В 1630-х гг., при Петре Могиле , уже занявшем митрополичий престол (1633–1647), были изданы две книги исторического содержания: «Патерикон» Сильвестра Коссова, 1635 г., где в переделанном и дополненном виде был издан Киево-Печерский патерик 1157 , и «Тератургима» Афанасия Кальнофойского, 1638 г., где описана история монастыря, состояние построек, древние погребения, приведены тексты надгробных плит, а также зафиксированы разные примечательные события и чудеса, произошедшие в монастыре 1158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

< Сообщено главным хранителем Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника Е. Н. Клитиной.> …мощи св. Никиты, столпника XII века…  – Никита переславский, основатель монастыря под Переславлем-Залесским, последователь Симеона Столпника (V b.), монаха-аскета, прославившегося тем, что во имя добродетели и благочестия стоял на столпе около 40 лет. …св. князя ростовского, Константина Всеволодовича (1186–1219) – великий князь владимирский; в 1216–1219 гг. вел большое строительство в Ростове и Ярославле. Филарет Никитич Романов (50е годы XVI b. – 1633) – патриарх московский и всея Руси (1616–1633), отец Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. Василий Шуйский (1532–1612) – русский царь в 1606–1610 гг. …войсками князя Михаила Шуйского.  – Речь идет о Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском (1586–1610). … о мощах святителя Димитрия…  – Речь идет о Дмитрии Ростовском (светское имя – Даниил Саввич Туптало, 1651–1709), церковном деятеле и писателе. В 1684–1705 гг. он создал многотомный свод житий святых – «Четьи-Минеи». …с нынешним архимандритом И…  – Имеется в виду Иннокентий Порецкий, поставленный 11 августа 1818 г. (ум. в 1847 г.). Никон, светское имя Никита Минов (1605–1681) – церковно-политический деятель, в 1652–1667 гг. патриарх русской церкви. Весной 1653 г. Никон начал проведение церковной реформы (исправление книг и обрядов по греческим образцам), стремясь использовать эту реформу для укрепления церковной организации и усиления власти патриарха. Выдвинутый Никоном тезис «священство выше царя» привел к разрыву с царем Алексеем Михайловичем. Никон удалился в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Церковный собор 1666–1667 годов снял с Никона сан патриарха, после чего он был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 г. царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге тот умер (см.: Каптеров Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев-Посад, 1909–1912. Т. 1–2). …если мы не согласимся с преданием, полагающим основателем ее самого св. апостола Андрея Первозванного…  – Андрей Первозванный – по Евангелию, апостол Иисуса Христа (от Матфея, гл. 6, ст. 18 и след.). По церковным преданиям, проповедуя христианство на Руси, он доходил до Новгорода и села Грузина.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-po...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010