Приводимое иногда в лит-ре XIX-XX вв. утверждение о том, что 1-й игуменией К. м. стала девочка Матрона, к-рая нашла икону Божией Матери на пепелище ( Малов. 1879. С. 89), не имеет подтверждения в источниках и не могло соответствовать действительности. В Повести митр. Ермогена сказано лишь о пострижении Матроны с именем Мавра вскоре после устроения монастыря (Повесть. 2006. С. 39). В расходной книге ладана Казенного приказа упомянуто, что 29 апр. 1632 г. инокиня (а не игумения) Богородицкого монастыря Мавра, «которой являлась Пречистая Богородица Казанская», приезжала в Москву и по приказу царя Михаила Феодоровича получала для своей обители 3 фунта ладана (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 410. Л. 79-79 об.). В Повести упомянута и 2-я игумения Мария (1-я пол. 90-х гг. XVI в.), к-рая во сне услышала «голос», назвавший средство исцеления жены священника г. Свияжска - во время приступов болезни к женщине прикладывали чудотворную икону (Повесть. 2006. С. 47). В XVII-XVIII вв. настоятельницами К. м. были: Феодосия (1631), Анфиса (Левашова; март 1643 - апр. 1646), Ольга (сент. 1652), Марфа (Кирпевская (Киреевская); 1654-1656), Иулия (1680-1681), Марфа (Воронцова (Воронова); 1699-1704), Марфа (Соловцова; 1735-1764), Евдокия (1764-1778), Александра (1779-1780), Павла. В XIX - нач. XX в. К. м. возглавляли игумении София (Болховская; 1801-1807), Назарета (Шванвичева; 1807-1822), Евфрасия (1822-1827), Евпраксия (1827-1846), Маргарита (1846 - 5 окт. 1847), Аркадия (1847-1849), Досифея (Верёвкина; 1849-1865), Каллиста (1865-1867), Анфия (Тюлькина; 1868-1880), Дорофея (1881-1889), Серафима (Воскресенская; 1890-1903), Маргарита (Максорова; 1904-1910), Варвара (Клесова; 1910-1917). Дважды К. м. возглавляли бывш. насельницы московского во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ря игум. Назарета и игум. Евфрасия, дважды - насельницы симбирского Спасского мон-ря игум. Александра и игум. Аркадия, а также игум. Евпраксия и игум. Каллиста из Свияжского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря . Краткие биографии настоятельниц К. м. представлены в описаниях обители, подготовленных Е. А. Маловым и А. Ф. Зеленецким ( Малов. 1879. С. 89-93; Зеленецкий. 1910. С. 88-109).

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Впоследствии наименование «иллюминаты» (иначе – алюмбрады или аломбрады) усвоили себе последователи мистической секты, возникшей в Испании в начале 16 в., а чуть позже (между 1623 и 1635) распространившейся также и во Франции под названием геринеты. Позднее так стали называть себя члены тайного общества, основанного 1 мая 1776 профессором канонического права в Ингольштадте Адамом Вайсхауптом с целью борьбы против религии и для защиты рационализма. 50. КВИЕТИЗМ (от лат. quietus — спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле — созерцательность, бездейственность. 51. За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их. 52. МАССИЛЬОН (Массийон) Жан Батист (1663–1742) Французский епископ, проповедник. 53. БУРДАЛУ (Bourdaloue) Луи (1632–1704), французский священник и религиозный писатель. Книга «Проповеди» (т. 1–17, издана в 1707–34). 54. НИКАНОР (в миру Александр Иванович Бровкович) (1827–90), русский православный философ, публицист, духовный писатель. В 1868–71 ректор Казанской духовной академии, с 1871 епископ, с 1886 архиепископ Херсонский и Одесский. Главный труд — «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (т. 1–3, 1875–88). 55. ПАЛЬМЕР (Palmer) Уильям (1811–79) — англиканский архидиакон. С целью воссоединения Англиканской церкви с Восточной православной дважды посетил Россию в 1840-х гг. После неудачи этих попыток перешел в католичество (1855). Вел переписку с А. С. Хомяковым, написал книгу о патриархе Никоне. 56. ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (Teresa de Avila), Тереза Иисусова (1515–82), испанский мистик, монахиня-кармелитка с 1533. В 1562 ушла из монастыря и основала новую обитель, что привело в 1580 к выделению ордена т. н. босых кармелиток (а также кармелитов — см. Хуан де ла Крус). В 1960-х гг. причислена Католической церковью к учителям Церкви. Один из лучших писателей испанского «золотого века». Основные сочинения — «Книга о моей жизни» (1562–65), «Путь к совершенству» (1583), «Внутренний замок или Обители души» (1589). Память в Католической церкви 15 октября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Композитор Джон Тавернер (источник - Alchetron.com) Богослов Эдвард Пьюзи (фото - Jaggery, Geograph.org.uk) Среди тех, чья память увековечена в соборе, упомянем композитора церковной музыки Джона Тавернера (ок. 1490–1545), бывшего здесь органистом; захороненного в соборе ирландского философа и епископа Джорджа Беркли (1685–1753), который верил, что материальные объекты существуют лишь постольку, поскольку тот или иной индивид их видит, осязает и т.д.; философа и основателя эмпиризма Джона Локка (1632–1704), который был студентом Крайст-Черч колледжа; основателей методизма Джона и Чарльза Уэсли, которые были рукоположены в соборе в XVIII веке; отца прототипа знаменитой «Алисы» Генри Лидделла и упомянутого выше Льюиса Кэрролла; Эдварда Пьюзи (1800–1882) – богослова и профессора в Крайст-Черч, сооснователя «Оксфордского движения» в Англиканской церкви, ратовавшего за возвращение к учению ранней Церкви, введению древних обрядов и церемоний и углубленному изучению святых отцов, что в итоге привело к формированию традиции Англо-Католицизма, или «Высокой церкви» в англиканстве; и студента Крайст-Черч Уильяма Пенна (1644–1718), основателя города Филадельфия в США – в честь него назван штат Пенсильвания. Колледж Крайст-Черч породил не менее 13 будущих премьер-министров, сонм епископов и видных государственных деятелей. Колледж Крайст-Черч породил сонм епископов и видных государственных деятелей Вход в Крайст-Черч осуществляется с оксфордской улицы Сент-Олдейтс-Стрит, названной в честь раннего святого Альдата Глостерского, убитого в VI веке англо-саксонскими завоевателями Британии. У входа в колледж стоит знаменитая колокольня «Том Тауэр». Она построена в 1681-м году по проекту Кристофера Рена, а ее колокол «Большой Том» весом в 56, 25 тонн, являющийся самым громким колоколом Оксфорда, до сих пор отбивает 101 удар каждый вечер! Почитание святой Фридесвиды сегодня Церковь Прп. Фридесвиды в Оксфорде, Оксфордшир В наши дни к святой Фридесвиде молитвенно обращаются студенты, преподаватели и работники Оксфордского университета, жители города и многие верующие в разных странах мира, ее почитание дошло и до России, а среди живущих в Великобритании русских православных это самая почитаемая местная святая! Существуют современные иконы святой Фридесвиды; статуи и витражи с ее изображением можно увидеть в ряде храмов Оксфордшира и за его пределами (включая Глостерский кафедральный собор). Современная англиканская церковь в городе Милтон-Кинс в Бакингемшире освящена в ее честь. Святую Фридесвиду почитают и во Франции с именем «Фревис» – ее статую можно найти в храме святого Ведаста деревни Боми департамента Па-Де-Кале; некогда в деревне существовали фонтан и часовня в честь святой Фридесвиды, хотя как и когда началось это почитание – не известно.

http://pravoslavie.ru/119515.html

С 1632 г. Георгиевская церковь значится при селе Мартемьянове, расположенном близ Георгиевского погоста. Село Мартемьяново некогда принадлежало боярину князю Ивану Федоровичу Троекурову; в 1627 г. его сыну князю Борису Ивановичу, в селе числилось 5 дворов людских, 5 дворов бобыльских. В 1646 г. при церкви св. Георгия находились во дворе поп Василий Семенов, во дворе дьячок Гришка Иванов, да в селе крестьян 11 дворов и 6 дворов бобыльских, а в них всего 56 человек. По смерти князя Б. И. Троекурова село Мартемьяново досталось его сыну князю Ивану Борисовичу и за ним оно утверждено отказною книгою 17 мая 1674 г.; «в селе церковь вмч. Георгия с приделами Сергия чудотворца и св. Гурия и Авива, а в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение вотчинниково боярина князя Бориса Ивановича Троекурова, у церкви во дворе поп Алексей Григорьев». В 1678 г. в селе Мартемьянове состояло: двор вотчинников, 10 дворов крестьянских и 11 дворов бобыльских, а всего в них 72 человека. В 1680 г. попу Алексею Григорьеву выдана выпись с писцовых книг 1627-28 гг. на владение церковною Георгиевскою землею. Село Мартемьяновское в 1704 г. принадлежало жене князя Ивана Ивановича Троекурова, вдове княгине Настасье с детьми Алексеем, Петром и Александром Ивановичами и жене князя Федора Ивановича Троекурова, вдове Ирине с дочерью княгиней Прасковьею. В селе существовали две церкви деревянные: одна во имя вмч. Георгия ветхая, а другая – не освящена, у церквей во дворе поп Алексей Григорьев, во дворе дьячок Перфилий Васильев, пономарь Андрей Васильев; крестьянских дворов 28, в них 120 чел., при скотном дворе 2 чел. В 1709 г. значится: «в селе Мартемьянове место церковное, церковь во имя вмч. Георгия сгорела, при ней находились: священник Максим Алексеев, дьячок и пономарь те же»; когда была построена в селе новая церковь – неизвестно. В 1728 г. селом Мартьяновым владел князь Алексей Иванович Троекуров, в 1732-40 гг. – его вдова княгиня Екатерина Григорьевна (по второму мужу Соковнина), потом дочь княгиня Екатерина Алексеевна Троекурова, которая с тем имением вышла замуж за графа Владимира Семеновича Салтыкова. В 1773 г. их дети: Сергей, Петр, Алексей Владимировичи Салтыковы и жена их умершего брата Николая вдова Анна Сергеевна имение разделили между собой, и село досталось вдове графине Анне Сергеевне с дочерьми Мариею и Прасковьею.

http://sobory.ru/article/?object=04535

Когда настанет период великого разрушения современного мира, то она погибнет последней — будет сожжена пятым солнцем. 375 Кирик — новгородский «черный дьякон» XII века — предложил своему владыке, епископу Нифонту, длинный ряд вопросов, касающихся главным образом обрядовой стороны православия. Между вопросами имеются весьма курьезные, вроде приводимого здесь Лесковым. 376 Догматизировать (греч.) — развивать догматы, основные положения, теорию веры. 377 Силлогизация (греч.) — логическое построение доказательств в порядке посылок и выводов. 378 Худог (древнерусск.) — искусен (отсюда — художество). 379 …разлатыми лапами — развалистыми, сильно утолщенными от лодыжки к копыту. 380 Малица — шуба-рубаха из оленьей шкуры. 381 Орстель — длинный шест, которым сдерживают и погоняют собак. 382 Зайсан — старшина. 383 …по воде… ходил — об этом и других перечисляемых здесь «чудесах» Христа рассказывается в евангелии. 384 Карл Эккартсгаузен (1752–1803) — немецкий писатель-мистик. Сочинения его усердно переводились на русский язык и распространялись масонами в царствование Александра I. 385 Массильон, Жан-Баптист (1663–1743) — знаменитый французский проповедник. 386 Бурдалу (1632–1704) — иезуит, блестящий духовный оратор эпохи короля Людовика XIV. Был очень популярен в образованной части русского духовенства первой половины XIX века. 387 …ему надо вымирать со всем родом своим… — В «Путевых записках» Нил дает страшную картину вырождения сибирских народов, обреченных на голод и вымирание. 388 Ацтеки — один из индейских народов, населявших Мексику, когда в нее прибыли европейцы (испанцы) под командою Фернандо Кортеса (1516). 389 Магнетизерские пассы — движения рук, однообразием которых гипнотизируют и повергают в сон. 390 Четверодневный Лазарь в Вифанской пещере…— Речь идет об одном из «чудес» Иисуса Христа — воскрешении Лазаря на четвертый день после смерти (евангелие от Иоанна, гл. XI, 38–44). 391 Юкола — вяленая на воздухе провесным способом рыба. 392 Преферанс (франц. préférence), — предпочтение, превосходство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

50 КВИЕТИЗМ (от лат. quietus — спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному “спасению”. Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле — созерцательность, бездейственность. 51 За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их. 52 МАССИЛЬОН (Массийон) Жан Батист (1663—1742) Французский епископ, проповедник. 53 БУРДАЛУ (Bourdaloue) Луи (1632—1704), французский священник и религиозный писатель. Книга “Проповеди” (т. 1—17, издана в 1707—34). 54 НИКАНОР (в миру Александр Иванович Бровкович) (1827—90), русский православный философ, публицист, духовный писатель. В 1868—71 ректор Казанской духовной академии, с 1871 епископ, с 1886 архиепископ Херсонский и Одесский. Главный труд — “Позитивная философия и сверхчувственное бытие” (т. 1—3, 1875—88). 55 ПАЛЬМЕР (Palmer) Уильям (1811—79) — англиканский архидиакон. С целью воссоединения Англиканской церкви с Восточной православной дважды посетил Россию в 1840-х гг. После неудачи этих попыток перешел в католичество (1855). Вел переписку с А. С. Хомяковым, написал книгу о патриархе Никоне. 56 ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (Teresa de Avila), Тереза Иисусова (1515—82), испанский мистик, монахиня-кармелитка с 1533. В 1562 ушла из монастыря и основала новую обитель, что привело в 1580 к выделению ордена т. н. босых кармелиток (а также кармелитов — см. Хуан де ла Крус). В 1960-х гг. причислена Католической церковью к учителям Церкви. Один из лучших писателей испанского “золотого века”. Основные сочинения — “Книга о моей жизни” (1562—65), “Путь к совершенству” (1583), “Внутренний замок или Обители души” (1589). Память в Католической церкви 15 октября. 57 ГЕБРАИСТ — специалист по изучению еврейского языка. 58 БАРОНИЙ (Baronius, Baronio) Цезарь (31 октября 1538 — 30 июня 1607, Рим), крупнейший историк католической церкви эпохи Контрреформации, член монашеской римской конгрегации ораторианцев, кардинал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3034...

Карл Эккартсгаузен (1752–1803) – немецкий писатель-мистик. Сочинения его усердно переводились на русский язык и распространялись масонами в царствование Александра I. Массильон, Жан-Батисг (1663–1743) – знаменитый французский проповедник. Бурдалу (1632–1704) – иезуит, блестящий духовный оратор эпохи короля Людовика XIV. Как к Бурдалу, так и к Массильону Лесков проявлял немалый интерес. …ему надо вымирать со всем родом своим… – В «Путевых записках» архиепископ Нил дает страшную картину вырождения сибирских народов, обреченных на голод и вымирание. Ацтеки – одно из индейских племен, населявших Мексику. Четверодневный Лазарь в Вифанской пещере… – Согласно Евангелию от Иоанна (гл. XI), Христос воскресил Лазаря на четвертый день после смерти. Юкола – вяленая рыба. Преферанс ( франц. preference) – предпочтение, превосходство. Репетир – пружина в старинных дорогих карманных часах, служившая для проверки времени звоном. …как в Черной пещере… – В 1756 г. бенгальский раджа Сараджуд-Даула, взяв Калькутту, заключил пленных англичан (146 мужчин и женщин) в глухую тюрьму, с двумя крошечными отдушинами, носившую название «Черной ямы», или «Черной пещеры». За одну ночь в ней умерло, задохнувшись, 123 человека. Таилга – жертвоприношение. Застремить – воткнуть. Запощеванцы – русская староверческая секта, отвергавшая священство и проповедовавшая крайний аскетизм. Авва (древнееврейск.) – отец. Гермес – в греческой мифологии вестник богов. Августин, прозванный Блаженным (354–430) – христианский мыслитель и писатель, оказавший огромное влияние на развитие католической мысли и на оформление догматики католической церкви. …как Еммор и Сихем… – Согласно Ветхому Завету, ханаанский князь Еммор и его сын Сихем, желая породниться с родом патриарха Иакова, дочь которого обесчестил Сихем, в качестве условия для заключения племенного союза приняли обрезание. Когда все мужчины рода Еммора болели после операции, сыновья Иакова в отмщение за позор сестры вырезали их поголовно (Бытие, XXXIV, 24–26). Семидал – самая тонкая пшеничная мука.

http://azbyka.ru/fiction/na-kraju-sveta/

Того же 1632 года Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич основал Архиепископство Устюжское и Тотемское, в котором были после, с 1719 года, Епископы. Наконец Епархия сия в 1788 году присоединена к Вологодской (см. выше). Того же 1682 года Царь Феодор Алексеевич учредил Епархию Воронежскую, которая имела с 1704 года одного Архиепископа, а с 1714 по 1723 год одного Митрополита, но с тех пор доныне Епископов. Архиереи сей Епархии с начала именовались только Воронежскими, а с 1696 года ещё и Азовскими; но когда в 1700 году назначен был в Азов особый Епископ, то опять Воронежскими, а с 1705 года [ещё?] Елецкими до 1788 года. С того же времени одними только Воронежскими, а с l795 года Воронежскими и Черкасскими. Того же 1682 года Царь Феодор Алексеевич основал ещё Епархию Тамбовскую, которая за вины своих Епископов в 1699 году была упразднена, а после опять в 1758 году возобновлена под именем Тамбовской и Пензенской. Архиереи именовались с 1758 года Тамбовскими и Пензенскими, а с 1798 года Тамбовскими и Шатскими. В 1708 году возобновлена Викарная Новгородской Митрополии Епархия под именем Карельской и Ладожской, которая была ещё уставлена в 1593 году (смотри выше). С 1759 года Викарии сии назывались Кексгольмскими и Ладожскими, но жили сперва в Юрьеве, а потом в Хутыне монастыре. С 1763 года именовались Олонецкими и Каргопольскими и жили в Александро-Свирском монастыре, а с 1787 года доныне Старорусскими, и пребывание имеют опять в Новгородском Хутыне монастыре. В начале XVIII века Государь Nemp I учредил ещё новую Епархию на востоке в Сибири близ Китая под названием ИРКУТСКОЙ, которая однако же по 1714 год была Викарной Тобольского Митрополита, а с 1721 года уже самоместной. Там от начала доныне были только Епископы и именовались Иркутскими и Нерчинскими, а около 1740 года и Камчатскими. В 1742 году Императрица Всероссийская Елисавета Петровна учредила вновь две Епархии: первую, Архиепископство Московское и Владимирское, в котором были Архиепископы и потом Митрополиты, а именовались сперва Московскими и Владимирскими, потом, с 1748 года, Московскими и Севскими, а с 1764 года Московскими и Калужскими, а с 1799 года Московскими и Коломенскими; вторую, Епископство Санкт-Петербургское, в котором после были и Архиепископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Могилевская Основана 01.11.1632 (выделена из Полоцкой епархии). Это дата подписания королем польским Владиславом «Статей для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и вел. Княжестве Литовском», по которым Православным разрешалось открыть епископию в Могилеве ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 492). Архиепископия с 22.09.1783. С 1795 г. обычно замещалась епископами. С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1959–1989 гг. управлялась архиереями Минскими. Возобновлена 23.06(06.07)1989. Именовалась (по ААО. Т. 1. С. 21; Н.Д. Иерархия... С. 333 и др.); Оршанская, Мстиславская и Могилевская (или Мстиславская, Оршанская и Могилевская); с 14.12.1772 (по др. 1755 г.) – Могилевская, Мстиславская и Оршанская; с 19.01.1795 – Могилевская и Полоцкая; с 01.09.1797 – Белорусская-Могилевская; с 04.12.1803 – Могилевская и Витебская; с 30.04.1833 – Могилевская и Мстиславская. Викарные кафедры: Оршанская, Гомельская, Мстиславская. 01.10.1633 07.04.1635 08.1635 18.01.1649 Сильвестр Коссов 12.07.1650 Игнатий Оксенович-Старушич 02.05.1650 25.02.1653 Иосиф II Кононович-Горбацкий /1654 (1655?) в/у Каллист Дорофеевич-Рыторайский 04.05.1661 03.08.1661 04.03.1664 Иосиф III Нелюбович-Тукальский 19.06.1669 11.03.1678 Феодосий Василевич 1680 (?) 03.1686 07.1686 07.1686 30.09.1697 30.09.1697 02.1704 14.02.1728 08.12.1728 12.12.1728 12.12.1728 28.01.1733 Арсений Берло 08.01.1735 01.09.1742 Иосиф IV Волчанский 20.03.1743 14.10.1754 20.08.1765 13.02.1795 05.03.1795 27.08.1797 01.09.1797 24.10.1797 20.12.1797 20.12.1805 20.12.1805 05.12.1812 01.05.1813 06.07.1813 06.07.1813 31.05.1821 03.07.1821 01.03.1827 19.03.1827 07.08.1831 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.08.1831 05.06.1837 05.06.1837 06.04.1840 19.04.1840 12.11.1844 12.11.1844 29.08.1860 29.08.1860 06.10.1882 06.10.1882 14.05.1885 07.06.1885 21.11.1892 Сергий Спасский 21.11.1892 19.12.1892 Павел II Вильчинский 19.12.1892 17.07.1893 Ириней II Орда

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С самого начала библейская критика защищала отстраненное, рациональное чтение Библии «как любой другой книги» и пестовала враждебность к традиционным христианским верованиям. Она стремилась открыть «чистую естественную религию» Иисуса в противоположность искаженной религии Христа, созданной церковью и ее доктринами, которые, по мнению библейских критиков, привели к раздорам и войнам. Главные темы Нового Завета – божественность Иисуса как Сына Божьего и описанные в Библии чудеса, в том числе и чудо воскресения Иисуса, – рассматривались с заметным скептицизмом. Эти и подобные идеи, враждебные традиционному христианству, берут начало в работах английских [таких, как Джон Локк (1632–1704)] и немецких [таких, как Г.Э.Лессинг (1729–1781)] рационалистов. Затем их развивали многие немецкие ученые, например, Й.С.Семплер (1725–1791), Ф.К.Баур (1792–1860), Ю.Велльгаузен (1844–1918), А.Гарнак (1851–1930), Р.Бультман (1884–1976); их наиболее известный современный продолжатель – американец Роберт Фанк, основатель радикального Семинара по Иисусу 104 . Библейская критика развивалась не линейно: в ней существуют различные направления и школы, как, например, тюбингенская школа, школа «истории религий», школа Бультмана. Не все либеральные библеисты придерживались радикальных взглядов. По мере того как библейская критика получала признание в основных направлениях протестантизма, враждебный накал ранних критиков умерялся, частично скрывался или оправдывался интересами научного исследования. Кроме того, некоторые ученые-протестанты выступали с оценкой методологических, исторических и философских крайностей библейской критики 105 . Библейская критика в целом, при всех ее блестящих историко-филологических достижениях, отличается рационалистической идеологией и заметной тенденцией к просвещенческому радикализму. По замечанию Уильяма Бэйрда, «история новозаветной критики с конца века и до второй половины века XX по большей части представляет собой повторение просвещенческих тем с вариациями» 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010