В 1648 г. архимандрит нижегородского Печерского монастыря и вся братия извещали государя, что их церковный дьячок Семейка Григорьев держит у себя какие-то «недобрые, ересные» книги, или тетради, которые будто бы поднял на дороге, и прислали к царю самого Семейку с тетрадями. Царь нашел, что тетради те «гадалныя, имянуются Рафли», и велел тетради сжечь, а дьячка возвратить в тот же монастырь под начало, заковать в ножные железа, держать целый год на черных монастырских службах и не давать несчастному святого причастья. В 1632 г. псковские воеводы донесли царю, что, по словам лазутчиков, в литовских городах «баба-ведунья наговаривает на хмель, который из Литвы возят в наши города, чтоб тем хмелем в наших городех на люди навесть моровое поветрие». Царь приказал воеводам объявить в Пскове и по всем слободам и селам, чтобы никто под страхом смертной казни у литовских людей хмелю не покупал, а если кто купит и будет обличен, такого казнить смертию без пощады. В 1647 г. по указу государеву сослан был в Кирилло-Белозерский монастырь под крепкое начало крестьянин Мишка Иванов за какое-то «чародейство и за наговор». А в следующем году началось гонение против табака и издан был царский указ, чтобы везде у торговцев отобрать табак и сжечь и чтобы впредь нигде его не сеять и не продавать, тех же, кто станет продавать, «бить по торгам кнутом нещадно» . Вместе с невежеством и суевериями господствовали в русском народе и прежние грубые пороки. «Порок пьянства,— свидетельствует Олеарий,— распространен в русском народе одинаково во всех состояниях, между духовными и светскими, высшими и низшими сословиями, между мужчинами и женщинами, старыми и малыми, до такой степени, что если видишь на улицах там и сям пьяных, валяющихся в грязи, то не обращаешь на них и внимания как на явление самое обычное... И знатные бояре, даже царские великие послы... тоже не знают никакой меры в употреблении предлагаемых им крепких напитков и льют их в себя, как воду, так что совершенно теряют человеческий смысл, а иногда и до смерти опиваются...

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Князь Александр Андреевич был сперва губернатором Смоленским, потом генерал-поручиком и гофмаршалом, а двоюродный брат его, князь Пётр Борисович, служил, при Императрице Елисавете, генерал-поручиком, конной гвардии подполковником и губернатором в Москве, а при Петре III оставил службу с награждением чином генерал-аншефа. Теперь мы будем говорить о ветвях князей Ахамашуковых, Егуповых и Бековичей, неимеющих одного происхождения с вышеупомянутым родом князей Черкасских потомства султана-Инала. а) Ветвь Князей Ахамашуковых-Черкасских: Князь Иван Ахамашукович Черкасский служил воеводою в казанском походе 1544 года, и в ливонском походе 1588 года. Князь Пётр Иванович Ахамашуков-Черкасский былъ, в 1614 году, воеводою в Алатыре и скончался в 1615 году. Дочь его княжна Татияна Петровна была да князем Борисом Канмурзичем Урусовым, а сын, князь Василий Петрович, служил окольничим и воеводою во многих походах при Царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче. С кончиною его, в 1652 году, угасла ветвь князей Ахамашуковых-Черкасских. б) Ветвь Князей Егуповых-Черкасских Князь Никита Иванович Егупов (или Ягупов) Черкасский, по прозванию Курица, был пожалован в стольники при короновании Царя Михаила Феодоровича; находился воеводою в Ливнах в 1618 году и в Томске в 1632 году. Сын его, князь Михайло Никитич, упоминается в стольниках с 1648 по 1661 год и оставил сына, князя Ивана Михайловича, имевшего шесть сыновей: 1) Алексия, 2) Ивана, 3) Василия, 4) Михаила, 5) Фёдора и 6) Петра. Князь Лев Тимофеевич Егупов-Черкасский, от брака своего с Мариею Ивановною NN († 8 января 1803) имел сына, секунд-майора князя Ивана Львовича. Род князей Егуповых-Черкасских пресёкся несколько лет тому назад. в) Ветвь Князей Бековичей-Черкасских: отцовский КОЛЕНО I: Девлет-Киздень-мурза, во святом крещении князь Александр Бекович-Черкасский, убит в Хиве в 1716 году; женат на княжне Марфе Борисовне Голицыной † 1716 КОЛЕНО II: Князь Александр Александрович старший Князь Александр Александрович младший КОЛЕНО III: Княжна Мария Александровна, за генерал-поручиком князем Фёдором Фёдоровичем Щербатовым Князь Николай Александрович, женат на графине Наталие Андреевне Ефимовской Князь Пётр Александрович Князь Владимир Александрович Князь Дмитрий Александрович КОЛЕНО IV: Князь Василий Николаевич Князь Николай Николаевич, женат на Надежде Александровне Крюковой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Став невольным соучастником политической интриги против Московского государя Михаила Федоровича Романова , Филиппович в 1627 году оставил двор канцлера. В том же 1627 году он принял постриг от игумена Иосифа (Бобриковича) в Виленском монастыре Святого Духа . В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей , а затем — в Межигорской обители под Киевом . В 1632 году инок Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском . В 1636 году ярый сторонник католического прозелитизма Альбрехт Радзивилл , нарушая изданные королем Владиславом IV «Статьи успокоения», силой изгнал из Дубойнского монастыря православных насельников, чтобы передать обитель иезуитам, которые незадолго до того стараниями того же Альбрехта обосновались в Пинске. Афанасий, будучи не в силах противостоять магнату и удержать монастырь, составил жалобу с повествованием об учиненном беззаконии, но этот письменный протест, подписанный множеством православных, не принес положительных результатов. Изгнанный из святой обители, Афанасий Филиппович пришел в Купятицкий монастырь к игумену Илариону (Денисовичу) . Существует предание что сюда его направила явившаяся ему во сне Богоматерь : словно сойдя с Оршанской иконы Божией Матери , Она предсказала ему мученическую кончину, утешила и указала подвизаться в Купятицком монастыре. С 1640 по 1648 года святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симеоновского монастыря . Он выступал против унии с Римом , отстаивая права Брестского православного братства и стараясь юридически оформить их. Преподобный претерпел много обид от униатов и незаконных наказаний от властей, трижды испытал тюремное заключение. Святой был направлен властями в Киев , чтобы предстать перед духовным судом, но был оправдан, вновь возвращен в свою обитель. В течение десяти лет преподобный Афанасий, находясь в среде недоброжелательно настроенных к нему лиц, вел непрерывную борьбу за Святое Православие, верность которому засвидетельствовал своими страданиями.

http://drevo-info.ru/articles/2133.html

Связи Грузии с Русью, нарушенные в XIII в. в результате монголо-татарского нашествия, с XV в. возобновились, а в XVI–XVIII вв. приняли постоянный характер. Грузинские правители неоднократно обращались с просьбой к московскому правительству об оказании грузинским государствам, царствам Картли, Кахетии и Имерети, военной помощи и о совместных действиях против Персии и Турции. Так, в 1564 г. Иоанн IV Грозный (1533–1584) взял под свое покровительство кахетинского царя Левана (1520–1574), а в 1568 г. оказал ему военную помощь . В 1585 г. царь Федор Иоаннович (1584–1598) отправил с послом Даниловым кахетинскому царю Александру II (1574–1605) грамоту, в которой предлагал Грузии союз и обещал свое покровительство. 9 октября 1586 г. царь Федор принял кахетинских послов, которые от имени царя Александра просили Москву о покровительстве. В результате переговоров царь Александр с детьми и приближенными в 1587 г. присягнул на верность московскому царю . Москва уже в XVII в. становится в глазах грузин не только столицей народа, способного оказать Грузии военную помощь и взять ее под свою защиту, но и центром грузинского просвещения и образованности [iv] . В 40-х годах XVII в. Московское государство приняло под свое покровительство Кахетию, а затем, в 1650-х годах, — Имеретию. Кахетинский царь Теймураз I (1606–1648) не жалел сил для укрепления связей России с различными областями Грузии [v] .     Началом грузинской колонии в Москве можно считать приезд 27 декабря 1653 г. в российскую столицу внука Теймураза I царевича Ираклия, известного на Москве как Николай Давидович, будущего картлийского царя Ираклия I (1688–1703), со своей матерью царицей Еленой Леонтьевной и свитой численностью около ста человек. Первых грузин-эмигрантов в своей столице принял царь Алексей Михайлович (1645–1676) [vi] . «Местом первоначального поселения грузин следует считать район, прилегавший к Никольскому греческому монастырю [vii] , который царь Алексей Михайлович пожаловал грузинам. В усыпальнице Никольского монастыря были погребены представители как первого, так и последующих поколений членов грузинской колонии в Москве» [viii] . Уместно напомнить, что московская колония грузин возникла в период правления в Тбилиси первого грузинского царя-мусульманина Ростома (1632–1658) [ix] .

http://bogoslov.ru/article/3382618

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КНИГА О ВЕРЕ» («Книга о вере единой истинной православной». М., 8 мая 1648), рус. авторский сборник 40-х гг. XVII в., посвященный вопросам защиты Православия, полемике с католиками и униатами. Издание апологетической «К. о в.» было осуществлено в Москве после выхода в свет другого полемического сборника - «Кирилловой книги» (М., 1644). «К. о в.» представляет собой компиляцию в 30 главах. Сборник открывается авторскими предисловиями (виршевым и 2 прозаическими), в к-рых указаны цель и обстоятельства создания компиляции: православная вера - единственный путь спасения, поэтому следует «познати истинную православную веру»; ныне же, «веры не познавши», многие от «правоверия на зловерие уклоняются»; здесь же указан основной источник компиляции - соч. «Палинодия» Захарии (Копыстенского) , текст к-рого автор для лучшего понимания «мало облегчих». Структурно сборник по наименованиям глав представляет 2 части: сначала идут главы исторические, излагающие сюжеты по истории восточнославянского христианства в его взаимосвязи с мировым христианством («Веры истинное учение откуда изыде» (1), «О крещении Руси» (3) и др.), догматические и нравственно-дидактические («О святой Церкви» (2), «О Пречистых Таинах» (5), «О Пречистой Крови» (6), «О святых иконах» (10), «О душах святых, о рае и Царствии Божии» (11), «О святом посте» с особым разделом «О омраченном пьянстве» (15), «О пении церковном» с защитой единогласия (16) и др.); затем следует ряд историко-полемических антипротестант. и антикатолич. глав («О Флорентийском соборе» (18), «О римской власти» (20), «Об отступлении римлян» (21), «Об униатах» (23) и др.). Особое внимание уделено опровержению положения о главенстве Римского папского престола: «О Вселенских Соборах» (17), «Об осуждении Римских епископов» (22), «О порочных папежах» (27). Собственно авторский текст представляют главы «О душах святых, о рае» (11), «О священном пении» (16), заключительная часть главы «О посте» (15) - раздел «О омраченном пьянстве» и отчасти глава «Об Антихристе» (30), основанная на предисловии к «Палинодии» (1621/22). Остальные главы книги - это переработанные компилятором юго-западнорус. памятники кон. XVI - 1-й трети XVII в.: помимо «Палинодии» Захарии «Апокрисис» Христофора Филалета (М. Броневского) (Вильно, «Книга о вере» Азария (К., 1619/1620), «Книжица в шести отделах» Василия Суражского (Острог, 1598); один фрагмент заимствован из «Синопсиса» (Вильно, 1632). Впрочем, и в этих главах встречаются дополнения составителя, а сами источники отчасти адаптированы для восприятия неискушенным читателем. Все главы книги объединены общими композиционно-стилистическими приемами и имеют внутренние отсылки, что свидетельствует о единстве замысла сборника и его тщательной редактуре по завершении.

http://pravenc.ru/text/1841552.html

Список украинских гетманов Список приводится по изданию: Грушевский М.С. Иллюстрированная история Украины. М., Сварог и К. 2001 г. С. 529-531. Гетманская власть на Украине создавалась постепенно, поэтому о раних предводителях (до Дмитрия Вишневецкого) сведения крайне скудны. Но и в более позднее время часто нельзя ни отличить менее значительных вождей от гетманов, признанных всем казачеством, ни установить непрерывное преемство гетманов Дмитрий Вишневецкий 1550-1563 Богдан Ружинский 1575—1576 1576—1577 Лукьян Чернинский Самуил Зборовский около 1581 Михаил и Кирик Ружинские Захар (?) Кулага, Богдан Микошинский, Лукьян Чернинский Войцех Чановицкий Криштоф Косинский 1591— 1593 Григорий Лобода 1593—1596 (с перерывами) Богдан Микошинский лето 1594 Федор Полоус весна 1595 Матвей Шаула нач 1596 Кремпский и Криштоф Нечковский лето 1596 Игнатий Василевич 1596—1597 Тихон Байбуза и Федор Полоус Самийло Кишка 1600—1602 Гаврило Крутнсвич 1602—1603 (с перерывами) Иван Куцкович Иван Косый 1602—1603 Григорий Изапович упоминается Зборовский, Олевченко, Калсник Андриевич 1609—1610 Григорий Тискиневич упоминается в мае 1610 Петр Сагайдачный 1614?—1622 (с перерывами) Дмитро Барабаш март 1617 Яцко Неродич Бородавка 1619—1621 Олифер Голуб 1622—1623 Михаиле Дорошенко 1623—1625 (с перерывами) Грыцько Савич Черный Каленик Андриевич 1624—1625 Пирский, Жмайло Михаиле Дорошенко 1625—1628 Грыцько Савич Черный, Иван Сулима Грыцько Савич Черный 1629—1630 Тарас Федорович Тимофей Орсндаренко 1630—1631 Иван Петражицкий-Кулага 1631—1632 Андрей Диденко Тимофей Орендаренко 1633—1634 Иван Сулима Василий Томиленко 1636—1637 Савва Кононович, Павлюк Бут, Дмитро Гуня Яцко Острянин, Дмитро Гуня 1637—?? Богдан Хмельницкий 1648—1657 Иван Выговский 1657—1659 Юрась Хмельницкий 1659—1663 Павел Тетеря, правобережный 1663—1665 Иван Брюховецкий, левобережный 1663—1668 Степан Опара, правобережный Петр Дорошенко 1665—1676 Суховиенко, запорожский Демьян Многогришный, левобережный 1668—1672 Михаил Ханенко, правобережный 1669—1674 Иван Самойлович 1672—1687 Иван Мазепа 1687—1709 Иван Скоропадский 1709—1722 Филипп Орлик 1710—?? Даниил Апостол 1727—1734 Кирилл Разумовский 1750-1764 Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443850/

Такое значение и широкую деятельность Петропавловское Минское братство могло получить благодаря грамоте короля Владислава IV, от 18 марта 1633 года. Король подтверждал права братства [однородные с правами Виленского братства], – дозволял братчикам устраивать заседания для рассуждений об общественно-благотворительных делах братства, – предоставлял братству свободно и спокойно исполнять религиозные обряды, разбирать дела об обидах, наносимых братчикам, независимо от общих судебных учреждений, строить: школы для обучения народа и детей, – типографии для напечатания книг, с содержанием при этих учреждениях достойных лиц, как духовного, так и светского сословия, – богадельню для больных и бедных. Король предоставлял также братству владеть пожертвованным ему движимым и недвижимым имуществом, как-то: фольварком «Пересной» (неподалеку от г. Минска), пожертвованным в 1623 году Минским судьей Володковичем, и двумя земельными участками, подаренными в 1626 году княжной Евой Соломерецкой для построения церкви «Преображения Господня», которую король дозволить также строить и шпиталь при ней. Кроме того, король освобождал братские дома и всех живших в них от чиниса, податей и всяких денежных сборов, от всех городских повинностей, в том числе и от квартирной. Наконец, король передавал в ведение братства церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с богадельней при ней, и Минский женский монастырь с его строениями, землями и всяким имуществом. 53 В Орше, однако, церковное братство при монастыре Рождества Пресвятой Богородицы отстаивало с большими трудностями свою самостоятельность, и принуждено было давать взятки высшим польским чиновникам. Об этом мы находим обстоятельное свидетельство современника, знаменитого Брестского игумена Афанасия Филипповича, с деятельностью которого мы познакомимся ниже. Игумен Афанасий в своем «Диариуше» об Оршанах отзывался так: «Оршане бедные за тое, що в братстве своем новую церковь збудовали, двести червоных золотых подканцлеру за печать давали». В 1648 году король Владислав дал привилегию православному братству в г. Орше с уполномочием вольного заведения училищ для обучения свободным наукам и устройства богаделен. 54

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

и затем многочисленные турецкие и персидские набеги в XV в. пагубно отразились на жизни Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и груз. М. Мн. церкви и мон-ри были разграблены и разрушены. Падение нравов, особенно в высших слоях общества, привело к тому, что церковные земли и мон-ри никем не защищались, т. к. груз. знать в условиях тотального кризиса заботилась только о своих владениях. Восстановление древних святынь и монашеской жизни началось в Грузии только с XVI в. и продолжилось в следующем столетии после серии нашествий персид. шаха Аббаса I. Благодаря усилиям груз. царей Теймураза I (в Кахети в 1606-1616, 1634-1648, в Картли-Кахети в 1623-1632) и Арчила II (в Кахети в 1664-1675) были вновь отстроены или обновлены мн. мон-ри Картли и Кахети. На тот же период приходится расцвет груз. М. на Св. земле. Грузинами вновь отстраивается иерусалимский Крестовый монастырь , к-рый на долгие столетия стал важнейшим духовным центром не только Палестины, но и самой Грузии. Здесь, возможно, был похоронен знаменитый груз. поэт Шота Руставели (кон. XII - нач. XIII в.). В XIV-XVI вв., непростые времена для христиан, груз. царям и аристократам удалось упрочить свои позиции на Св. земле. Игумен Крестового мон-ря считался главой всей груз. диаспоры Палестины, грузинам в этот период принадлежало 15 иерусалимских церквей и монастырей, мужских и женских, а также приделы в вифлеемском храме Рождества Христова, в иерусалимской Гефсимании и в монастыре вмц. Екатерины на Синае. В XVII в. груз. мон-ри на Св. земле пережили кризис. После завоевания Палестины турками-османами (1516-1517) греч. Иерусалимский Патриархат стремился перевести в свое управление собственность др. христ. общин Палестины: грузин, сербов и эфиопов. В 1606 г. султаном Ахмедом I был подписан фирман, согласно которому грекам переходили 23 монастыря в Палестине, в т. ч. 6 грузинских. Грузины - настоятели Крестового мон-ря - упоминаются в источниках до кон. XVII в. После присоединения Грузии к России при всех трудностях синодального церковного управления стало возможным развитие в Грузии монашеской жизни и монастырского строительства.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Сумбат (кон. VIII - нач. IX в.), Сахл (1-я пол. IX в.- ок. 853), Адарнерсе (ок. 853 - 3-я четв. IX в.), Григол Хамам (ок. 4-й четв. IX в.- 897; царь с 893). Цари Эрети: Адарнасе Патрикий (ок. 1-й четв. X в.), Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.), Иоанн Сенекерим (50-60-е гг. X в.). Цари Кахети-Эрети: Квирике III Великий (1014-1037/39), Гагик (1037/39-1058), Ахсартан I (1058-1084), Квирике IV (1084-1102), Ахсартан II (1102-1104). Цари К.: Георгий I (1466-1476), Александр I (1476-1511), Георгий II (1511-1513), Леван (1520-1574), Александр II (1574-1601, 1602-1605), Давид I (1601-1602), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Ростом (царь Картли и Кахети в 1648-1656), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722), Константин II (Махмадкули-хан) (1722-1733), Теймураз II (1733-1744), Ираклий II (1744-1762). Ист.: Караулов Н. А. Сведения арабских писателей IX и X вв. по Р. Х. о Кавказе, Армении и Адербейджане: VIII. Мас " уди//СМОМПК. 1908. Вып. 38. С. 30-61; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// о н же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Древнеарм. текст с груз. пер. Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд. Ин-та Востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие//Грузинская проза. Тбилиси, 1983. Т. 5. С. 455-561 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с древнеарм.: Л. Давлианидзе-Татишвили. Тбилиси, 1985 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети/Сост.: Т. Енукидзе, Г. Бедошвили. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 303-330; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Там же. С. 75-137; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-211; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

– Сургут, заложен воеводой Фёдором Барятинским по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1595 г. – Обдорск (ныне Салехард) заложен казаками по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1604 г. – Томск, заложен казачьим головой Гаврилой Писемским и стрелецким головой Василием Тырковым по наказу царя Бориса Годунова; 1618 г. – Кузнецк (ныне Новокузнецк), заложен казаками по наказу царя Михаила Федоровича; 1619 г. – Енисейск, заложен отрядами казаков Петра Алыбачева и стрельцов Черкаса Рукина; 1626 г. – Братск, заложен отрядом казаков Максима Перфильева. В память о нём остались сёла Масимовщина и Максимиха под Иркутском и мыс Максимин на Байкале; 1628 г. – Красноярск, заложен енисейскими казаками; 1632 г. – Якутск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1634 г. – Вилюйск, заложен отрядом казаков Посника Иванова; 1638 г. – Верхоянск, заложен как казачье зимовье отрядом Посника Иванова; 1644 г. – Нижнеколымск, заложен атаманом Михаилом Стадухиным; 1647 г. – Охотск, заложен атаманом Семеном Шелковниковым; 1648 г. – Нижнеудинск, заложен атаманом Елисеем Тюменцевым; 1653 г. – Чита, заложена сотником Петром Бекетоваым; 1653 г. – Нерчинск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1661 г. – Иркутск, заложен отрядом казаков Якова Похабова; 1666 г. – Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), заложен казаками как зимовье; 1667 г. – Дудинка, заложена казаками как зимовье. Землепроходцы делали «государево дело» – расширяли территорию государства, приводили в русское подданство многочисленные племена и народности Сибири, собирали с аборигенов и отправляли в Москву дань «мягкой рухлядью» – пушниной (которая тогда составляла до трети доходов государственного бюджета). Но не только это. Они собрали на территории площадью 13 млн. кв. км (!) метеорологические, гидрологические, биологические, этнографические и весьма точные географические сведения, которые более 100 лет служили основой для географических карт. Они сыграли громадную роль в зарождении и развития хлебопашества, огородничества и бортничества в Сибири, в разведке и разработке полезных ископаемых, в зарождении дерево- и металлообработки.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/i_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010