б. В 1608 г. братство опубликовало написанное на польск. языке анонимное соч. «Αντγραφη, albo Odpowiedz na script uszczupliwy, przeciwko ludziom staroytney religiey graeckiey od apostatow Cerkwie Wschodniey wydany» (Ответ на едкое сочинение, напечатанное отступниками от Восточной Церкви против народа старой греческой веры), в к-ром опровергались 2 брошюры, изданные Потеем против В. б. и вообще православных. В 1610 г. в братской типографии было напечатано антикатолич. и антиуниатское соч. М. Г. Смотрицкого (см. Мелетий ) «Θρνος, to jest Lament, iedyney s. powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie, z obiasnieniem dogmat wiary» (Плач единой святой соборной апостольской Церкви, с объяснением догматов веры), после чего последовал королевский указ об уничтожении книг, изданных В. б. В типографии произвели обыск, уничтожили шрифты, Карпович и неск. печатников были отправлены в тюрьму. На нек-рое время деятельность типографии прекратилась, но затем один из братчиков - кн. Б. М. Огинский - перенес ее в свое имение Евье (совр. Вевис, Литва); в 20-х гг. XVII в. возобновила свою деятельность также братская типография в Вильно. К 1617 г. братчики построили новое, каменное здание школы. Несмотря на притеснения властей и нападки униатов, В. б. являлось наиболее значительным центром Православия на белорусско-литов. землях. Патроны правосл. мон-рей Литвы, бессильные самостоятельно противостоять натиску гос-ва и католич. Церкви, отдавали находившиеся на их землях правосл. обители под опеку Свято-Духова мон-ря и В. б. При мн. мон-рях существовали школы, действовали братства. В. б. посылало в подчиненные ему обители исправных в иноческой жизни насельников, ставило настоятелей, обеспечивало книгами, школы - учителями. В 10-30-х гг. в типографиях В. б. (в Евье и Вильно) в значительном количестве печаталась богослужебная, учебная и учительная лит-ра: Новый Завет с Псалтирью (Евье, 1611; Вильно, 1623), «Молитвы повседневные» (Евье, 1615), «Молитвеник, или Требник... Из греческаго языка на словенский преведеныи и истинно изследованыи» (Вильно, 1618), Псалтирь (Вильно, 1621, 1623, 1627, 1631), «Полу-устав, или Требник» (Вильно, 1622; Евье или Вильно, 1637-1640), Требник (Вильно, 1624, 1628), «Диоптра, сиречь Зерцало, альбо Изображене известное живота человеческого в мире» братского проповедника игум.

http://pravenc.ru/text/158638.html

В 1624 году правительство, по доносу воевод, запретило крестьянам оброчиться у монастырей. 4 Не смотря на то, что в конце XV и нач. XVI в.в. слышались постоянные протесты против монастырских вотчин, даже было несколько соборных постановлений и правительственных распоряжений против наделения монастырей землями и угодьями, сами государи противоречили такому противомонастырскому настроению. Они продолжали жаловать земли и угодья казанским монастырям, чтобы выдвинуть силу монастырей не как богатых вотчинников, а как носителей внутренней силы русского человека, проявляющейся в его православной вере. Монашество, в лице своих самоотверженных подвижников, шло на встречу правительственным интересам в обширном инородческом и иноверческом крае. Сохранилось предание, что на месте Спасо-Юнгинского монастыря, возникшего в 1627 году, еще до завоевания Казани поселился «умоленник» благочестивой жизни. Отшельник пользовался таким уважением народа, что многие ходили к нему за советами. Во время похода на Казань Иоанн Грозный, будто бы посетил умоленника и тот предсказал царю: «претерпишь много горя, будет тебе большая радость». 5 Около трех столетий тому назад, оживленное место, где ныне возвышаются величественные главы храмов Седмиозерной Богородицкой пустыни, тоже было пусто. На целые десятки верст кругом пустыни не было никаких поселений до самого начала XVII века, когда в первый раз туда проникли христианские иноки-пустынники. Раньше их в дикую лесную глушь заходили только окрестные язычники-черемисы для моления обитавшему там кереметю. Один из иноков Евфимий, родом из Устюга был основателем нынешней пустыни, а вместе первым вождем местной колонизации. Грустно было иноку Евфимию видеть языческие моления черемис, но он не мешал им, твердо веруя, что Бог очистит это место от мерзостей язычества. Черемисы полюбили кроткого подвижника; мало того, они приносили ему все потребное. Молва об иноке-пустыннике скоро дошла до Казани. К Евфимию стали являться другие иноки и все желавшие разделять с ним пустынные подвиги. Евфимий всех принимал с любовью. Так образовалась Седмиозерная пустынь, которую инок основатель благословил своим родовым чудотворным образом Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской. Чудотворная икона доселе служит лучшим украшением пустыни и источником её духовных и телесных благ. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– Да хлеба 510 четвертей. А на лицо состояло: Монашествующих с настоятелем 51 человек, да беглецов 6 человек, всего 37 человек. Им жалования 185 рублей и муки ржаной 185 четвертей. Отставных Обер и Унтер-Офицеров 55 человек. По силе Имянного Указа 1731 года производилось им в год жалованья деньгами: – 242 р. 77 коп.                   Ржаной муки 120 четвертей. Круп 7 четв. 4 мер. Стряпчих и подьячих 9 человек ; Слуг 21 человек; живописцев 5 человека; прочих служителей при разных службах и заведениях 57 человек. – Всего 90 человек. Им денежного жалования производилось 214рублей.                               Ржи 528 четвертей. Овса 220 четвертей. По той же описи значится, что за Пафнутиевым монастырем всех вотчинных крестьян, по бывшей в 1744 году ревизии, состояло: – 11094 души. Земли–10591 четверть с полу-осминою, a в дву потомуж. Сенных покосов 134 ½ десятины, – с коих собиралось сена 11842 ½ копны. Лесом поросло 35 десятин. Леса пашенного и непашенного 889 ½ десятин. Леса рощей–171 десятина. Поверстанаго леса в длину 86 ½ верст, поперек 39 ½ верст. РЫБНЫХ ЛОВЛЕЙ МОНАСТЫРСКИХ БЫЛО: 1. В Боровском уезде в реке Наре от села Таширова вниз по обоим берегам по деревню Ченкову на 8 верст. 2. В Московском уезде по реке Истре от пустоши Мухиной до пустоши Гробои вниз по обе стороны. 3. В Серпуховском уезде два озера близ реки Оки Борисовское и Долгое. 4. В Каширском уезде под селом Тульчиным рыбная ловля в рек Оке по об стороны на 13 верст. 5. В Боровском уезде в Лужецком стане при селе Беницах в реке Протве от пустоши Быстрой вниз по правую сторону по село Сатино на три версты. 6. От Боровской под – городной слободки Мельничиой в реке Протве вниз по сельцо Кривское на 5 верст. 7. Да в озер под под – городною Гонною Слободою. 1 МЕЛЬНИЦ МУКОМОЛЬНЫХ: 1. Боровского уезда при селе Атепцове о 2 поставах и два пруда копаные». 2. В близости самого Пафнутиева монастыря две мельницы: одна на реке Протве о 4-х поставах; другая на реке Истерме о 2-х поставах. Денежного сбора с мельниц, с лавок при монастыре в ярморки, с оброчных крестьян, за пустоши и земли, отдаваемые в оброк и от прочих доходных статей было в приход 2889 рублей. Из них в расход поступало каждогодно в коллегию экономии по 1064 руб. 68 ½ коп. Да камер-коллежских доходов платилось в Боровскую воеводскую канцелярию за имевшиеся при том монастыре мельницы по 145 рублей. За рыбные ловли по 4 р. 30 ½ копеек. Всего на платеж поступало денег: – 1215 р. 98 ¾ коп. За тем на употребление и содержание монастыря оставалось 1675 р. 4 коп. Сверх того: По жалованным 1622, 1624 и 1627 годов грамотам блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича за Пафнутиевым Монастырем числились дворовые места: 1. Внутри города Боровска на посад в Протопоповой улице дворовое и огородное место, в длину двора и с огородом 17, а поперек на 8-ми саженях. – Но с которого времени оно отошло во владение граждан от монастыря, и владел ли сим местом монастырь, по последующим бумагам не видно.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Потребник мирской, напечатанный при патриархе Иоасафе в 1839 году. Иноческий Потребник с Номоканоном, напечатанный при патриархе Иоасафе в 1639 году. Маргарит, напечатанный при патриархе Иоасафе в 1642 году. Книга, так назыв., Кириллова, напечатанный при патриархе Иосифе в 1644 г. Служебник, напечатанный при патриархе Иосифе в 1647 году. Соборник, напечатанный при патриархе Иосифе в 1647 году. Книга о вере, напечатанная при патриархе Иосифе в 1648 году. Евангелие, толкованное Блаженным Феофилактом архиепископом Болгарским, напечатанное в 1648 году. Малый Катехизис, напечатанный при патриархе Иосифе в 1649 году. Кормчая, начатая печатанием при патриархе Иосифе в 1650 году. Книга Ефрема Сирина , напечатанная при патриархе Иосифе в 1651 году. Псалтирь, напечатанная при патриархе Иосифе в 1652 году. 11. Из книг, нужных при собеседовании с отпадшими от церкви мнимыми старообрядцами и печатанных в Киеве до патриаршества Никона, какие имеются у нас под руками? Беседы Святого Иоанна Златоустог о на 14 посланий Апостола Павла, напечатанные в 1623 году. На эти Беседы ссылается Книга о вере на листах 26, 84 на об., 91, 92, 100. Беседы эти изданы под наблюдением иеромонаха, впоследствии архимандрита, Киево-Печерской лавры Захарии Копистенского, в Книге о вере (лист. 5) названного «ревнителем и поборником по благочестии». Беседы св. Иоанна Златоустог о на Деяния святых Апостолов напечатанная в 1624 году. На Беседы эти ссылается Книга о вере на лист. 91, 145 на обор. и 146. И эти Беседы изданы под наблюдением Захарии Копистенского. Толкование Андрея Кесарийского на Апокалипсис, напечатанное в 1625 году. На это толкование ссылается Книга о вере на листу 17 на обор., 69 г. на обороте и 73 и Книга Кириллова на листу 177. Триодион четыредесятницы, напечатанный в 1627 г. На Триодион ссылается Книга о вере на листу 81. Триодион напечатан «благословением и тщанием Захарии Копистенского» (Заглавн. стран.). Учительное Евангелие, напечатанное в 1637 году. Полуустав, напечатанный в 1643 году, благословением и повелением Киевского митрополита Петра Могилы , известного защитника православия против Римских католиков и униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Слышу же Надава и Авиуда, яко странным огнем покадивше токмо, странными 1618 потребишася, мучимы бывше за еже нечествоваша, и то обретше пагубе суще и нечестию время и место; и ниже Аарон, отец их, доволен бысть к спасению их, иже от Бога по Моисею второй; якоже Февда и Иуда, иже преже Христа прелщающе народы, растлиша же и растлеша и сами. По правде бо рече: «прелазя инуду»; тать бо через стену прескачет, и топчет, и пагубная деет и творит. Мне же слезить находит, егда помяну пагубу 1619 оных окаянных, иже мнящеся быть пастыри и престолы держаще святых Апостолов и Пророков, но не 1620 делами, не нравами апостольскими, к нимже благовременно есть рещи: «горе вам, вожди слепые, не учены суще, не утверждены, иже оставльше слово Божье и пределы святых Апостолов, славе и чреву прилепистесь, имже Бог чрево и слава в стыдении их 1621 , занеже млеко овец и волну и мяса поядше, ниедино попечение створисте о них, но и себе погубисте». Понеже присно ратуему Христову церковь , побежену же никакоже зря, иже плевелам сеятель удобнее створяет брань, внутрь сущих надымлеть замышляет, и первее убо, якоже ведая и избра, не священного на церковь Божью напусти оного мужа; тем же убо 1622 кая суть яже онем, не мое есть еже сказать, понеже хотят ся вмале от иных явить пред всеми вами, иже на святые правила разъярився и некоторые слабоумные обретши, прельщает лукавством своим, возмогшее 1623 люте 1624 Христову паству погубить. 1625 А понеже яже о нем явлена быша на соборе, елико смущение створи на Христову церковь , от святейшего вселенского патриарха Евфимия и от божественного и священного собора извержен бысть из сана и проклят, и отонуду побежав, таже от места на место преходя 1626 , паки возвращается к Литве, спеша, якоже и бысть, церковь Божью 1627 разрушить и смутить: воюет убо ее, низлагает, развращает. Таже окаянные оны, иже иногда епископы, собирает на церковь Божью, увы, начинают замышление, не избранием святых Отцов, не испытанием соборным, не рассуждением правильным, но паче мучительски, самозаконно поставление его сдеявше, якоже в сонном 1628 привидении играюще 1629 проявлене, сии спешаще гнусные мерзкого оного поставляют, и [в] священную одежду 1630 непотребного несвященне одевают, еже «достоин» огласившее 1631 ему, иже многого стыда и лукавства достойному.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Строили ее Псковские мастера 14 , и 31 августа 1486 г. она была освящена 15 . Эта церковь существует и поныне. Возобновленная после пожара 1547 г. митрополитом Макарием церковь не мало пострадала в польское разорение вместе с митрополичьим двором и притом настолько значительно, что патриарх Филарет мог перейти в свое помещение, отстроенное около сей церкви, только в 1624 г. В сем же году патриарх позаботился о благоукрашении своей крестовой церкви и заложил при ней особый предел в честь св. великомученика, Георгия Победоносца. На средства патриаршей казны иконописец Федор Васильев разными красками расписал в сем пределе тябла, а Назар Истомин – местный образ велико- муч. Георгия, к которому в 1628 г. плотником Осипом Ивановым был сделан киотец. Кроме сего, над престолом было сшито из красно-лазоревой крашенины небо, чтобы «волос и пыль не пала», были куплены напрестольные одежды, церковные сосуды и блюдце. Патриархом же были пожертвованы два евангелия, из коих одно было с серебряно-золочеными изображениями евангелистов, весом 19 золоти. В 1626 г. предел был освящен, но в том же году весь Ризположенский храм значительно пострадал от случившегося в Кремле пожара, почему потребовалось возобновление его. По приказанию патриарха и на средства его казны, в 1627 г. Назаром Истоминым были написаны иконы св. Троицы, мерою цка в высоту 2 арш. без 2 вер., а в ширину 1 аршин без вершка, на красном золоте, Пресв. Богородицы с предвечным Младенцем, святителей Петра и Ионы и два небольших образа препод. Михаила Малеина и преподобномученицы Евдокии, имена которых носили царь Михаил Феодорович и царица Евдокия Лукьяновна. Тот же иконописец в 1628 г. написал в Ризположенскую церковь образ св. пророка Илии, к которому сусального дела мастером Киприаном Флоровым был сделан киот в казенном олове, а пушечного приказа мастером Тимофеем Утником – железный луженый шендал. Иконописец, же Леонтий Остафьев написал иконы Спасителя и св. Иоанна Богослова, Сидор Осипов, Иван Борисов и Семен Абрамов – стенное письмо, сусального дела мастер Ипат Васильев позолотил большой крест, а котельных дел староста Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Ельма же плачевное наше Петру поминание протяжеся, 1624 сытости же пожеления конец никакоже уставися 1624 ; рыдателное наше приглашение 1625 простреся, отдохновения от хлипания ни на мале получися. Но аще бы кто и целымь окианомь оплакати имел раздражение сердца, всяко бы не уставил 1626 , понеже, единою жаломь смерти тоговы ужалени бывше и не ктому Петра в живых быти надеющеся, от пожаления удержатися како возможно есть. И донележе жизнь наша протягнется, поминающи Петровы доблести и исправления 1627 , утешитися и не плакати како надеемо есть. Прочее помолимся со слезами всяческих Творцу и Содетелю о покои всежелетвеннаго нашего возжеленника, поюще: «Рабу Божию Петру вечная память», И взаимно помолим онаго, яко множайше преимуща и ближайше престолу Божию предстояща, о нас помолитися, да за святых того молитв сподобимся тако в жизни сей добре и богоугодне жительствовати, яко и будущих обещанных благоугодивших благ не лишитися, о, даждь, даждь, премилостивый Боже. К сим паки всевожделеннейшему нашему отцу и крайнейшему 1628 наставнику и всеизряднейшему вожду, яко ко живому и к собеседующему, пред гробомь того всеумиленно и вселюбезно припадше, попросим: Превозлюбленнейший наш пастырю и всесовершеннейший верше 1629 , приими сие наше грубейшее, от жалости многим временем совокупившыяся, всеусердное горкоплачевное при гробе твоем священнемь провещанное немотование 1630 и не вмени в дерзость и неискуство мирному твоему святопочиванию многорыдателное сие наше словоприношение, но возлюби за приязнь 1631 и еже по силе за усердство и всеговейное всежеланное тщание и всеистинное прилежание. О, вы, и священнии пекли и жупища 1632 праведных, приближающийся нашего возжеленника священному гробу, не постужите, молим сим нашим горкоплачевным поминанием, вашу тихость движущим и покой ваш пресецающым, но потерпите, просим, паче же с нами спостраждите и на восприятие сего слезнаго привопльства 1633 Петра воздвигните и убедите. И да тако сим плачевным нашым поминанием яко отца помянувше и смиренным надгробных словоприношением яко учителя и вожда церковнаго и киновиарха пречюднаго почтивше и в дерзнутых 1634 прощения приносимых же восприятия молебным всежеланным надсловием, яко у раба Божия и дерзновение к нему имуща, горкоплачевным приветством привопльствовавше и яко намерения нашего желание и тщания вселюбезнаго окончение совершивше, воздадим подавшему помощь тако свыше словствовати, яко и окончати всемогущему Богу славу ныне и присно и во вся веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. много сделал для улучшения жизни населения Фульнека, особенно бедняков, и внес большие изменения в работу школы. Уже в этот период он занялся сбором материалов для буд. педагогических и общефилософских трудов, а кроме того, написал первое из своих лит. сочинений - «Послания на небеса» (Listové do nebe, 1619). Страница из введения к кн.: Comenius J. A. Orbis Sensualium Pictus. Nьrnberg, 1658. P. 2 Страница из введения к кн.: Comenius J. A. Orbis Sensualium Pictus. Nьrnberg, 1658. P. 2 Между тем в Богемском королевстве разгорался острейший религиозный и политический конфликт, давший толчок началу кровопролитной Тридцатилетней войны в Европе. Весной 1618 г. чеш. протестанты всех сословий подняли в Праге восстание против владевших их страной австр. Габсбургов. В 1620 г. после поражения повстанцев в битве у Белой горы под Прагой, нанесенного им войсками Фердинанда II, восстание было жестоко подавлено. Начались преследования протестантов, на К. был выписан ордер об аресте, и он был вынужден покинуть Моравию, найдя приют в чеш. владениях своего давнего покровителя Карела из Жеротина близ городка Брандис-над-Орлици. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом К. вместе с б-кой, в которой хранилось много ценных рукописей, а в 1622 г. умерли от чумы его жена и 2 сына. К. нашел утешение в вере и лит. труде. В 1623 г. он закончил 1-й вариант соч. «Лабиринт света и Рай сердца» (Labyrint svta a ráj srdce) и начал подписывать свои труды сначала по-чешски Komenský, а затем на латыни - Comenius. В 1624 г. К. познакомился с дочерью епископа чешских братьев Яна Кирилла, Марией Доротеей Кирилловой, и в сент. того же года женился на ней. Весной 1625 г. К. послали в Польшу для выяснения, возможно ли чешским братьям получить убежище в этой стране. Летом 1626 г. К. с женой и тестем переехал в Сев.-Вост. Богемию и поселился в замке чешского помещика Иржи Садовского, в Била-Тршемешне. Жизнь в эмиграции Создание основных дидактических и пансофических сочинений (1628-1670) Имп. эдикты 1624 и 1627 гг., в соответствии с к-рыми всем чеш.

http://pravenc.ru/text/1841832.html

В 1500 г., после захвата Шейбанидами власти в Мавераннахре, закончилось могущество семьи Ходжи Ахрара. Дело Ахрара продолжили Ахмад Касани и его преемники - джуйбарские шейхи (сер. XVI - кон. XVII в.), обладавшие политической властью при Шейбанидах и Аштарханидах (Джанидах), узбек. династии бухарских ханов (1599-1735/85), пришедшей на смену династии Шейбанидов. Первая община Н. в Индии была основана в сер. XVI в. шейхом Баба Вали в Кашмире. Большое влияние на дальнейшее развитие братства оказал Ахмад Сирхинди, известный как Имам Раббани (1564-1624). Будучи крупным богословом, Сирхинди выдвинул концепцию «единства свидетельства» (араб.- вахдат аш-шухуд), к-рая широко распространилась по мусульм. миру среди суфиев. Сирхинди решительно выступил против ересей: в частности, он отвергал религ. синкретизм тимурида Акбара I (1556-1605) и прошиитские настроения Джахангира (1605-1627), 4-го падишаха империи Великих Моголов. Благодаря деятельности Сирхинди обновленные накшбандийские воззрения (Н.-муджаддидия) стали актуальными среди индийских мусульман. Более 2 веков Н.-муджаддидия являлась одним из ведущих суфийских течений, глубоко проникнув в духовную, социальную и политическую жизнь мусульм. общества Индии. В Османскую империю Н. попал благодаря мулле Абдуллаху Симави (ум. в 1491). Завершив обучение в стамбульском медресе, он прибыл в Самарканд к Ходже Ахрару и провел у него в ученичестве год. Удостоившись духовной инициации шейха Накшбанда в Бухаре, он вернулся на родину, где основал 1-ю общину Н. Ок. 1630 г. Н.-муджаддидия проникает в Йемен и Хиджаз, откуда тарикат в обновленной форме попадает в Египет. Вторая волна миграции инд. ветви братства связана гл. обр. с деятельностью ученика Ходжи Мухаммад-Масума (ум. в 1669) Мухаммад-Мурада аль-Бухари (ум. в 1729), распространявшего идеи тариката в Хиджазе, Египте, Сирии и Турции. Усилиями Хусайн-Баба Зукича эта ветвь стала известна в Боснии. Из Сирии преемники Мухаммад-Мурада распространили влияние тариката на Палестину и основали там неск. завий (араб.- угол, келья, суфийская обитель): так, иерусалимская завия-узбакия (узбек.- завия) действовала до 1973 г.

http://pravenc.ru/text/2564642.html

В бедствиях, постигавших Рим, христиане видели мщение Бога. Среди них ходил рассказ, что Аларих во время похода был упрашиваем одним святым иноком пощадить город, и он отвечал, что идет туда не по своей собственной воле, но его постоянно побуждает взять этот город некто Великий 1623 . Язычники со своей стороны относили все бедствия времени на счет христианства, – каковое мнение бл. Августин отвергал во многих проповедях, и в опровержение же которого он предпринял свой великий труд «О граде Божием», написанный между 412 и 426 годами. С этой же целью Орозий Испанец, по желанию Августина написал, около 417 года, очерк всемирной истории, в которой он доказывает, что древние века были так же бедственны, как и его собственное время, и народы бедствовали даже еще больше, так как они не имели для себя спасения в истинной религии 1624 . Язычество, однако, долго прозябало еще. На Востоке Феодосий, в законе от 423 года, по-видимому, спрашивает, есть ли еще у язычества приверженцы; но сомнение в этом отношении опровергается ясными фактами 1625 . Главная твердыня старой религии, однако же находилась на Западе. В некоторых округах дух ее был еще столь силен, что христиане, пытавшиеся приводить в исполнение законы против храмов и идолов, были убиваемы разъяренными язычниками 1626 . Во многих местах, где исповедовалась христианская религия, старые боги-покровители еще занимали свое прежнее положение, и кроме значительного проникновения языческого духа в христианство этого времени, многие чисто языческие идеи и обычаи еще удерживались и среди христиан. Переход прозелитов в христианство был часто лишь внешним, так как приверженцы старой религии не были вообще расположены ни терпеть из-за нее, ни лишаться выгод, связанных с исповеданием новой веры, то многие из них принимали крещение, и впоследствии, при первом удобном случае, опять объявляли себя язычниками. Отсюда возникла необходимость в тех частых постановлениях против вероотступничества, которые были бы необъяснимы, если бы отступники всегда были действительно христианами 1627 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010