сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как излечиться от тщеславия? Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. ( 1Кор. 4:5 ). Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. ( 2Кор. 10:17–18 ). Люди хвалят, не захвалят; люди хулят, не захулят; ветры веют, не развеют; солнце сушит, не засушит; дожди мочат, не размочат. Русская пословица. Как избежать страсти человекоугодия и удивления похвалам человеческим? Имей несомненную уверенность в присутствии Божием, неразвлекаемую заботливость о благоугождении Богу. Святитель Василий Великий (330–379). Тщеславие истребляется укрывательством добрых дел. Преподобный Фалассий (VII век). Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои. Преподобный Макарий Великий (IV век). Если можете, сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте, но действуйте просто… Приучайте себя всячески к тому, чтоб больше радоваться, когда с вами презрительно обходятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете, и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Не малый подвиг отстать от тщеславия. Средство для освобождения от него есть тайное творение добродетелей и частая молитва, а признак освобождения – незлобие против злословившего или злословящего. Преподобный Максим Исповедник († 662). Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие. Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов. Всевозможно старайся о том, чтоб славился (чрез тебя) Отец твой, Иже есть на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как победить уныние? Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. ( Мих. 7:8–9 ). Дай боли волю, уморит. Век живи, век надейся. Тот не унывает, кто на Бога уповает. Русские пословицы. Бесовское коварство и дело – внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно. Авва Стратигий. Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию; они должны восставать и снова подвизаться. Преподобный Исаия Отшельник († 370). Уныние есть расслабление души, изнеможение ума... оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив. Свяжем теперь и этого мучителя памятью о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Человек, имеющий смерть пред очами, постоянно побеждает уныние. Неизвестный старец, из «Отечника». Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Не говорите – не могу. Это слово не христианское. Христианское слово: Всё могу. Но не сам по себе, а в укрепляющем меня Иисусе Христе, как уверяет апостол ( Флп. 4:13 ). Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Когда настанет страшная брань от духа уныния, тогда надобно крепко оградить себя и против духа неблагодарности, опасаясь, чтобы не впасть в хуление: ибо враг, во время уныния, сим оружием, т. е. оружием хулы и неблагодарности, силится сразить душу. Тяжкое состояние духа не долго бывает; вскоре следует за ним изменение непременное, посещение милости Божией и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Кто такой христианин? По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. ( Ин. 13:35 ). Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. ( 3Ин. 1:12 ). Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. ( 1Кор. 10:17 ). Христианство не в молчаливом убеждении, но в величии дела. Свщмч. Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский († 107). Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский († 258). Что значит быть христианином? Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться Таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и всё ею повеленное строго исполнять… Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Нет нам никакой пользы носить наименование христиан, если не сопутствуют оному дела христианские: в противном случае чтобы и к нам не были отнесены сии слова: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы ( Ин. 8:39 ). Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386). Быть христианином – значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может. Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут. Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами – неужели значит это быть истинным христианином? Раб, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, биен будет много и, конечно, справедливо. Слово « Церковь » уже в Новом Завете встречается 110 раз. Слова же «христианство», как и многих других слов на «-ство», Новый Завет не знает... Уверовать во Христа, сделаться христианином – значило присоединиться к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Не в меру беспокоитесь о близких Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. Флп. (4:6). Если мы заботимся о жене и чадах, то Бог уже не печётся о них. Если же оставим свои заботы, то Бог попечётся и о них, и о нас. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Сколько бы мы чувствительны ни были, но никогда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем... а для того-то наиболее и должно священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного... Преподобный Лев Оптинский (1768–1841). «Отчего, мама, ты так сильно беспокоишься обо мне?» Оттого, душенька, что у мамы слаба вера в Бога, Который воспретил суетные попечения, не приносящие и не могущие принести никакой пользы, производящие только беспокойство и смущение, расстраивающие душу и тело. Немощный человек хочет действовать и действовать; хочет действовать по-своему, хочет действовать и там, где действие невозможно для него. Повсюду он простер бы свою сильную руку; везде бы указал образ действия по своему мудрейшему соображению. Признать Бога деятелем достаточно могущественным и разумным, на этом основании постоянно прибегать к Богу молитвою он не хочет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Вы сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле всё Богу надо отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком много значения. Если Бог не благословит детей, то что вы одни сделаете? Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Такие родители мучаются эгоистичной тревогой до тех пор, пока не становятся больными – и это при том, что есть Бог, хранящий их детей, к тому же и Ангел Хранитель постоянно находится вблизи них и тоже их охраняет. Эти люди – несмотря на то, что они верующие, ведут себя так, словно Бога не существует, словно не существует Ангела Хранителя. Они препятствуют Божественному вмешательству. Наоборот – им необходимо смиряться и просить помощи у Бога. И тогда Благий Бог покроет и защитит их детей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Не пора ли в монастырь? Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? ( Лк. 14:28–30 ). Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз. Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой... железной – значит иметь большое терпение, а золотой – большое смирение. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). В данное время жизнь в монастырях не такая, как Вам рисуется, и Вы, по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастырской жизнью. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958). Думаете, что в монастыре вам лучше жить, чем теперь? Вам там не дадут жить в покое; тотчас навяжут вам дел и по монастырю, и по сношению со внешними… Что руководства не будет – что делать?! Вы и в монастыре его не найдете. Когда и как поступить, это надо на волю Божию отдать и ждать терпеливо указаний Божиих. Когда придет Богом определенный срок, тогда как на салазках под гору скатитесь – и в какую-либо обитель. До того же времени живите пока, сколько позволяют ваши домашние порядки, в подвигах монашеских… Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Желание ваше вступить в монастырь, ежели есть истинное, то Господь и устроит так, но когда вы идете в монастырь, думая там успокоить себя от скорбей, то оное не есть истинное. Посвящая себя монастырской жизни, надобно себя отвергнуть и ожидать еще больших скорбей. Ты воображаешь теперь, что примерами монастырских ты скорее возбудишься к покаянию, но я тебе говорю, что для тебя первая вражия стрела предстанет, – видеть их недостатки и зазирать их, пока не увидишь своих немощей и страстей. Отвержение себя вступающим в наше звание состоит в отвержении своего разума и своей воли и в терпении последующих за сим скорбей, надо к этому приготовиться и сообразоваться с своими силами, душевными и телесными.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О воздержании в браке Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим… Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие. ( 1Кор. 7:5, 29 ). Если некоторые находили в браке препятствие к добродетели, то пусть они знают, что не брак служит препятствием к добродетели, а воля, злоупотребляющая браком, подобно тому, как не вино производит пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление. Пользуйся браком умеренно, и ты будешь первым в Царствии Небесном и удостоишься всех благ. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Чувство мужчины к женщине и женщины к мужчине – естественно. Но его всегда можно держать в пределах таких, в которых оно не будет колебать добрых решений воли. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Справедливо сказано, что человек оставляет отца и матерь, как забывающий внезапно обо всем в то время, когда он, соединившись с женою объятиями любви, делается участником плодотворения, предоставляя Божественному Создателю взять у него ребро, чтобы из сына сделаться самому отцом. Итак, если и теперь Бог образует человека, то не дерзко ли отвращаться деторождения, которое не стыдится совершать сам Вседержитель Своими чистыми руками? Свщмч. Мефодий, еп. Патарский († 312). Зло есть погрешительное суждение о познанных вещах, сопровождаемое неправильным их употреблением. Так, целью совокупления является деторождение. Но кто при совокуплении наслаждается лишь сластью похотной, тот недоброе почитает добрым... И такой, совокупляясь с женой, злоупотребляет им. Преподобный Максим Исповедник († 662). Неумеренное сладострастие препятствует всякому душевному благоустройству, возбуждая к ссорам. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности; за что и наказываетесь болезнями жены.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Плотская страсть – основа счастливой семьи» Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь. ( Тов. 8:4–9 ). Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое. Русская пословица. А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Свщмч. Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский († 107). Брак да бывает о Господе, а не по страсти, то есть для христианского рождения и воспитания детей и для того, чтобы иметь в жене подругу и помощницу, а не для целей плотских и нечистых – для удовлетворения страстей сребролюбия и любодейства. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Из многих опытов видно, что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, и любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Для страстных натур человек есть предмет наслаждения, предмет похотной собственности и, наконец, – предмет животной ревности. Для освященных – уважаемый объект воздержания для славы Божией. В этом различие благословенного Богом или естественного (животного) брака. Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982). По мере утраты целомудрия постепенно теряется как сила, так и чистота супружеских радостей. Исчезает духовно-поэтическая прелесть таинственно-светлых отношений; остаётся чувственное влечение. Но и оно медленно умирает, а иногда принимает уродливые формы. Священник Михаил Левитов (XIX-XX вв.). Прекращаются услаждения – прекращается и довольство друг другом, и так дальше и дальше – вот и развод. Чем больше опошливают цели жизни, тем более учащаются разводы, с одной стороны, а с другой стороны – беззаконное временное сожительство. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Устами первого законодателя возбуждая к правде, вечный Законодавец говорит нам: «слушайте голоса Господа Бога вашего, тщательно исполняйте все заповеди Его: придут на вас все благословения сии: Благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод стада твоего и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем» (Втор. 28:1—6). Если не беспредельная любовь, явленная нам в Единородном Сыне Божием, если не вечные обеты, возвещаемые Евангелием, и милосердие, до сих пор терпящее неправды наши, по крайней мере, эти «благословения» да направят стопы наши на путь правый. Не множеством желаний и не молитвою уст, но правдою нашею, слушатели, исполнится радость этого дня, веселие отечества и монарха: воссияет в днях Его правда наша. Тогда внутри нас, над нами, во всех пределах России и вокруг почиет множество мира. Аминь. Произнесено 12 марта 1815 года Мир внешний утвержден внутренним, мир человеческий — Божиим, и земные царства посвящены единственно Царству Божию «Господне есть царство, и Он обладает народами» . (Пс.21:29) Царь неба и земли, не имеющий никаких границ, в такой близости к Себе поставил землю, что имеет ее «подножием ног Своих» (Ис.66:1). Если этой близостию земли хотя бы немного можно измерять ее зависимость, то создание и крушение престолов земных, восстание и падение царств, бытие и небытие великих народов столько же во власти Вседержителя, сколько прах, лежащий на подножии, или насекомые, «пресмыкающиеся» (Быт.1:30) по нему, во власти стоящего на подножии. «Не сказано ли вам от начала» (Ис.40:22—23),— обличал Израиля посланник вседержавного Царя,— «разве не слышали, не разумели, что Восседающий над кругом земли содержит живущих на ней, как саранчу; дает князей и обращает их в ничто, и судей земли делает ничем?» Впрочем, Этот же всесильный и великий Господь от Престола Своего на небесах иногда столько приклоняется к подножию, что Сам «вселяется» (2Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

Устами первого законодателя возбуждая к правде, вечный Законодавец говорит нам: «слушайте голоса Господа Бога вашего, тщательно исполняйте все заповеди Его: придут на вас все благословения сии: Благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод стада твоего и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем» ( Втор. 28:1–6 ). Если не беспредельная любовь, явленная нам в Единородном Сыне Божием, если не вечные обеты, возвещаемые Евангелием, и милосердие, до сих пор терпящее неправды наши, по крайней мере, эти «благословения» да направят стопы наши на путь правый. Не множеством желаний и не молитвою уст, но правдою нашею, слушатели, исполнится радость этого дня, веселие отечества и монарха: воссияет в днях Его правда наша. Тогда внутри нас, над нами, во всех пределах России и вокруг почиет множество мира. Аминь. Произнесено 12 марта 1815 года Мир внешний утвержден внутренним, мир человеческий – Божиим, и земные царства посвящены единственно Царству Божию «Господне есть царство, и Он обладает народами» ( Пс. 21:29 ). Царь неба и земли, не имеющий никаких границ, в такой близости к Себе поставил землю, что имеет ее «подножием ног» Своих ( Ис. 66:1 ). Если этой близостию земли хотя бы немного можно измерять ее зависимость, то создание и крушение престолов земных, восстание и падение царств, бытие и небытие великих народов столько же во власти Вседержителя, сколько прах, лежащий на подножии, или насекомые, пресмыкающиеся по нему, во власти стоящего на подножии. «Не сказано ли вам от начала», – обличал Израиля посланник вседержавного Царя, – «разве не слышали, не разумели, что Восседающий над кругом земли содержит живущих на ней, как саранчу; дает князей и обращает их в ничто, и судей земли делает ничем?» ( Ис. 40:22–23 ). Впрочем, Этот же всесильный и великий Господь от Престола Своего на небесах иногда столько приклоняется к подножию, что Сам «вселяется» среди людей со всею благостию ( 2Кор. 6:16 ); укрепляет их всей Божественной силой; и, не давая никому Своей славы, венчает их великой славою; так что их ужасаются цари и народы, боятся сильные, надеющиеся на себя, и «посрамятся препирающиеся с тобой» ( Ис. 41:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

694 И. Игнатович – Волнения помещичьих крестьян от 1854–1863 гг., Минувшие годы, 1908 г., 5–6, 7, 9, 10, 11.   Ясинский – К истории крестьянских движений в России. 695 1. Малороссия, Новохоц. у., сл. Воскресеновка, п-ков Слюсаревых и Поповых, 1810 г.; 2. Вологодск. губ., п-ка Яковлева, 1812 г.; 3. Пермск. губ., заводоск. крестьяне, 1812 г.; 4. Новгородск., Кириловск. у., п-ка Лескова, 1813 г.; Малороссия, Льговск. у., сл. Консля и Зогряцк., п-цы Анненковой, 1813 г.; Оренбургск, Беторецк. завод Пашкова, 1813 г.; (3 случая): 5. Пензенск., Инсарова окр., д Гекашев-Помян, г. л. Обрезкова, 1814 г.; Смоленск., гр. Каменский, 1814 г.; (2 случая); 6. Полтавск., с Жуково, Стасовец, Кирьякова, 1815 г.; Тверская, Камышинск. окр, п-ков Вишневских, 1815 г.; Рязанск., Скопинск. Коннозаводск. волости, с. Чернав, 1815 г.– Тамбовск., п-ка Иванова, 1S15 г.; Оренбургск., Бузулукск. у., д. Самодуровка, Нагадкиной, 1815 г.; Пензенск, Краснослободск. у., с. Ефаево, Удельные кр., 1815 г.; Тамбовск., Моршанск. у., Муравьевой-Апостол, 1815 г.; Тамбовск., Засепкой, 1815 г.; Курск., Льговск. окр. Денисьева, 1815 г.; Пензенск.. Мокшанск. окр., с. Купли, Мясоедовой, 1815 г.; Вятск., завод Яковлева, 1815 г.; Костромск., Костромск. у., Нерехтск. у., с. Никольское и Чернозаводское, гр. А. Головкина, 1815 г.; Смоленск.. Липецк, удельного Прик., 1815 г.; Смоленск., д. Медведок. удельн. вед., 1815 г.; Ярославск., Угличская вотчина, Демидовских Вышних Наук Училища, 1815 г. (15 случаев): 7. Новгородск. губ., Новгор. у., Бурегск. Удельного Приказа, 1816 г.; Слободск. укр., Ахтырск. у., д. Брянцовка, Логачева и Плачковского, 1816 г.; Воронежск., Сенявина, 1816 г.; Орловск., с. Красная Рыбница, Шуманских, 1816 г.; Курск., разн. п-ков, 1816 г.; Тамбовск., гр. Воронцова, 1816 г.; Орловск.. Экономич. кр-не разн. деревен, 1816 г., (7 случаев). 8. Рязанск., Касимовск. у., Дурасова, 1817 г.; Минск., Давыдгородок., Л. Радзивилла, 1817 г.; Псковск. губ. и у. казен. кр-не. 1817 г.; Оренбургск., Бузулукск. у., Дертавина, 1817 г.; Псковск., Опочецк.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010