Аристотель (384–322 до н. э.) – др.-греч. ученый и философ Арсений Глухой (Селижаровец) (XVII в.) – монах Ниловой пустыни, вынужденный в 1615–18 против своей воли принимать участие в исправлении священных книг по греческим образцам, предупреждал об опасности подобных действий Аттила (?–453) – предводитель гуннов с 434 Афанасий Великий (ок. 295–373) – церк. деятель и богослов, архиепископ Александрийский Аэций Флавий (ок. 390–454) – рим. полководец Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) – основатель гос. Великих Моголов, соединявший талант полководца и правителя с любовью к наукам и искусствам Бартенев Петр Иванович (1829–1912) – рус. историк, археограф и библиограф Беме Якоб (1575–1624) – нем. философ-мистик, пантеист Беркли Джордж (1685–1753) – епископ клоинский (Ирландия), основоположник агностицизма Берье Пьер Антуан (1790–1868) – фр. адвокат и полит. деятель Бессонов Петр Алексеевич (1827–1898) – рус. филолог Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) – рус. историк Болеславы – польские короли из династии Пястов Боноз (III в.) – один из 30 рим. тиранов, в 280–281 поднял восстание против императора Бонозус (?–391) – епископ Сардиккский, ересиарх, основатель секты бонозианцев Борджиа Александр IV – рим. папа (1492–1503) Борил – племянник болгарского царя Асеня I, узурпировавший престол в 1207 Борис Годунов (ок. 1552–1605) – рус. царь с 1598 Боскович Роджер Иосиф (1711–1787) – католический священник славянского происхождения, математик, астроном, с 1740 член ордена иезуитов Боссюэ Жак Бенинь (1627–1704) – фр. епископ, проповедник, писатель Брокгауз Генрих (1804–1874) – сын Фридриха Арнольда Б., основателя печатной фирмы в Лейпциге; управлял ею с 1825 Бунзен Христиан Карл Иозиас (1791–1860) – прус. лютеранский теолог, дипломат, публицист, автор многочисленных богословских работ в области философии языка, истории религии и Библии Бурбоны – королевская династия во Франции в 1589–1792, 1814–1815, 1815–1830 Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – рус. филолог и искусствовед

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Во второй половине XVII в. церковь была преобразована в каменную звонницу псковского типа. В 1624 г. патриарх Филарет распорядился возвести еще одну колокольню, за которой утвердилось название Филаретовой пристройки (Б. Огурцов). В 1812 г. оба сооружения были взорваны по приказу Наполеона, но в 1814-1815 гг. были восстановлены (с введением ряда классицистических деталей) Жилярди по проекту И.В. Еготова и Л. Руска. Высокое крыльцо со стороны западного фасада звонницы пристроено в 1849-1852 гг. по проекту К.А. Тона. Столп Ивана Великого устоял. На колокольне Ивана Великого восемнадцать колоколов. Самый большой Успенский весит 4 000 пудов (он был отлит в XIX в. мастерами Завьяловым и Русиновым). К колокольне Ивана Великого примыкает Успенская звонница, построенная в 1532-1543 годах итальянским архитектором Петроком Малым. На ней находится Большой Успенский колокол, отлитый в середине XIX века мастером А. Завьяловым, - самый большой из всех кремлевских колоколов. Ансамбль колокольни Ивана Великого складывался на протяжении двух столетий. Колокольня была возведена в 1505-1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату - 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. В 1532-1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом - Филаретову пристройку. В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп Ивана Великого устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814-1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI-XVII веков. На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев.

http://sobory.ru/article/?object=03382

Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1859 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня Угличский район, Углич Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Екатерингофа Год постройки: Между 1843 и 1853 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль г. Москва Домовая церковь Александра Невского при бывшем Третьем кадетском корпусе Юго-Восточный административный округ (ЮВАО), Лефортово Архитектор: К.А. Тон, Е.Д. Тюрин (здание корпуса) Год постройки: 1879. Обустроена в здании постройки 1830 г Симонов мужской монастырь. Церковь Иоанна Постника и Александра Невского в колокольне (утрачена) Южный административный округ (ЮАО), Даниловский Архитектор: К.А. Тон Год постройки: Между 1835 и 1839 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Кафедральный собор Рождества Христова (новый) Центральный административный округ (ЦАО), Хамовники Архитектор: К.А. Тон (автор оригинального проекта, 1832 г.) Год постройки: Между 1994 и 1997 Соборный Храм Христа Спасителя (старый) (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Хамовники Архитектор: К.А. Тон, Н.И. Чичагов, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов Год постройки: Между 1839 и 1881 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль , Эклектика Кремль. Собор Николая Чудотворца (Николы Гостунского) в Успенской звоннице Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Петрок Малый (звонница), Д.И. Жилярди (ремонт по проекту Л. Руска и И.В. Еготов), К.А. Тон (утр. крыльцо) Год постройки: Между 1532 и 1543. Восстановлена в 1814-1815 гг. после взрыва 1812 г., в 1817 освящена как собор. Филаретова пристройка - 1624 г. Санкт-Петербург Благовещения Пресвятой Богородицы при Лейб-гвардии Конном полку (утрачена) Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: К.А. Тон Год постройки: Между 1843 и 1849 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Семёновском полку (утрачена)

http://sobory.ru/architect/katon

Афанасий Лу. Чу.», т. е. святой Афанасий, Лубенский чудотворец 1809 . Рядом с фигурой святителя ковчег, имеющий те же форму и детали, что и ковчег на иконе 1819 г. Ковчег стоит на красном постаменте, напротив столба с нишей. Над нишей икона Благовещения. За двумя раскрытыми створами ковчега видны мощи святого Афанасия в той же позе, что и на иконе. На финифти лишь более выделен омофор и к тому же показан верх посоха святителя. В русской иконописи позднего средневековья появляются иконы, в которых непосредственно показывается сама реликвия 1812 или чин, посвященный ее празднованию. К последним, прежде всего, относится икона «Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля» (ил. 13) 1813 . Кремлевская икона, написанная в 1627 г. 1814 , вскоре после того, как в 1625 г. в Москву была прислана шахом Аббасом из Персии Риза Господня в дар царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету Никитичу 1815 , стала своего рода эталоном данной иконографии. Важно отметить, что сюжетом явилась церемониальная служба, которая происходила ежегодно в день празднования этого события, а не момент встречи и принесения Ризы Господней в Успенский собор (подобно иконографии «Сретение иконы Богоматерь Владимирская»). Ковчег с ризою постоянно хранился в шатре, сооруженном в 1624 г. в юго-западном углу собора над гробом Господним, поставленным на гроб 1816 . По уставу церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе (около 1634 г.), на вечерней «... по отпусте пойдеть патриархъ со властьми въ kiomь гроба Господне и поютъ молебенъ Ризе Спасове...» 1817 . На заутрене ковчег выносился архиереем и ставился на аналое для чествования 1818 и по окончанию Литургии возвращался на свое место в шатре 1819 . В течение года икона 1627 г. с изображением «Положения ризы Господней» находилась внутри шатра, на западной стороне 1820 . На иконах и миниатюре с этим сюжетом в центре храмового пространства представлен гроб Господень под ажурным шатром, как престол, на котором стоит ковчег с драгоценной реликвией. По сторонам изображены патриарх Филарет и царь Михаил Федорович, чаще всего в облике юноши. Над ковчегом – икона «Распятие с предстоящими». Шатер окружен духовенством, знатными людьми и «народом». В подкупольном пространстве, под сводом центральной главы, изображение «Успения Богородицы». Образы «Распятия» и «Успения» служат обозначением места действия в Успенском соборе Московского Кремля. Нимбы у изображенных персонажей отсутствуют. Как отмечали первые исследователи этой иконографии, иконы являются скорее «картиной „парсунного письма”, передавая событие, почти современное образу» 1821 , своеобразным «историко-религиозным» жанром 1822 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

зодчим Петроком Малым; здесь прежде помещалась церковь Рождества Христова, с 1817 г. замененная церковью Николы Гостунского. От французских взрывов 1812 г. наиболее пострадала Филаретовская пристройка – третья часть колокольни, с шатровым верхом, крытым зеленою черепицею, построенная патриархом Филаретом с севера от Успенской части, – и она поэтому перестроена почти заново. В Успенской части пострадал верх, где висят большие колокола; при возобновлении допущены некоторые отступления от старины, например в форме окон». «Смежно с колокольней, на месте, где прежде находился собор Рождества Христова, – Филаретовская пристройка, взорванная французами в 1812 г. и выстроенная вновь». Ныне история храма отчего-то преподносится как «открытие» современных реставраторов – хотя об этом совершенно ясно говорят все три приведенных выше дореволюционных источника: «Ранее считалось, что в 1532–1543 гг. рядом со столпом Ивана Великого была сооружена звонница для больших колоколов (на первых порах строительством руководил итальянец Петрок). По мнению С.С. Подъяпольского, высказанному в 1978 г., Петрок построил рядом с Иваном Великим не звонницу, а Воскресенскую церковь. Строительство церкви было завершено уже после отъезда Петрока Малого из Москвы, в 1552 г. (существование церкви вплоть до середины XVII в. подтверждают и записки иностранцев, побывавших в Москве в это время, начиная с Генриха Штадена, служившего опричником у Ивана Грозного в 1560-х гг., и кончая Адамом Олеарием, посетившим Москву в 1643 г. проездом в Персию). Между церковью и колокольней Ивана Великого висел большой колокол. Здесь же стояла деревянная звонница, несущая громадный колокол, отлитый, по преданию, в правление Бориса Годунова. Во второй половине XVII в. церковь была преобразована в каменную звонницу псковского типа. В 1624 г. Патриарх Филарет распорядился возвести к северу еще одну колокольню, за которой утвердилось название Филаретовской пристройки (Б. Огурцов). В 1812 г. оба сооружения были взорваны по приказу Наполеона, но в 1814-1815 гг.

http://sobory.ru/article/?object=03382

Архитектура звонницы отличается от архитектуры кремлевских храмов XVI века. Её верхний ярус решён как открытая галерея псковско-новгородского типа. В то же время большая расчленённость форм, обилие украшений, особенно пояс из рустованных столбов, расположенных в два ряда вокруг барабана купола, характерны для московской архитектуры XVII столетия. Исследователи предполагают, что в XVII веке звонница была перестроена и именно в это время получила свой архитектурный декор. В 1624 году по повелению патриарха Филарета, бывшего фактическим правителем России в царствование своего слабого здоровьем сына Михаила Федоровича (1613-1645), с северной стороны Успенской звонницы было возведено ещё одно здание, получившее название Филаретовой пристройки. Её строителями были каменных дел подмастерье Бажен Огурцов и неизвестный иностранный мастер. Вероятно, благодаря участию этого иностранного архитектора Филаретова пристройка получила псевдоготическое завершение в виде большого, увенчанного крестом шатра и четырёх маленьких нарядных башенок по углам. Архитектура же самой пристройки настолько схожа с архитектурой звонницы, что сейчас эти два корпуса воспринимаются как единое целое. За свою многовековую историю колокольня и звонница были свидетелями многих событий. Не один раз они горели, во время пожаров падали и разбивались колокола, от огня страдали и затем ремонтировались сами здания. Самый страшный урон был нанесён им войсками Наполеона. При отступлении из Москвы в 1812 году Наполеон приказал взорвать Кремль. От взрывов пострадали многие кремлёвские строения. Успенская звонница и Филаретова пристройка лежали в руинах, но древняя колокольня устояла. Взрывной волной был сорван крест с её купола, а в третьем ярусе образовалась неопасная трещина. Повреждения Ивановского столпа были исправлены очень быстро, и уже 12 декабря 1813 года на нём вновь зазвучали колокола. В 1814 году было начато восстановление звонницы, которую возродили из руин к концу 1815 года. В основном при строительстве использовался кирпич от разрушенных зданий, поскольку, как писал один из архитекторов, " кирпича жнее так нужно, ибо имеется весь старой, который лучше новаго, и ныне невозможно такового найтить " .

http://sobory.ru/article/?object=03382

Кроме тех 476 монастырей, которые имели крестьян и почти все основаны были еще до исхода XVI в., были у нас монастыри, не имевшие крестьян и содержавшиеся то небольшими участками земли, то царскою ругою, денежною и хлебною, то какими-либо угодьями — мельницами, рыбною ловлею, то добровольными приношениями и пособиями от православных христиан. К числу таких монастырей, за весьма малыми исключениями, принадлежали и монастыри, явившиеся у нас при патриархах Филарете и двух его ближайших преемниках. Одни из этих монастырей основаны теперь вновь, другие только возобновлены, третьи в первый раз теперь упоминаются, хотя время происхождения их с точностию неизвестно. В Москве основаны теперь монастыри: а) Феодоровский в 1626 г. патриархом Филаретом по обету у Никитских ворот; б) Знаменский в 1631 г. царем Михаилом Федоровичем в Зарядье у старого государева двора, т. е. бывшего дома бояр Романовых; в) Страстной девичий в 1641 г. по повелению государя у Тверских ворот на месте, где встречена была чудотворная икона Богоматери «Одигитрии», именуемой «Страстною», перенесенная в Москву из села Палец, вотчины князя Бориса Лыкова; г) Андреевский, иначе Преображенский, около 1648 г. окольничим Федором Ртищевым у Воробьевых гор для ученых старцев, прибывших из Киева. Из числа этих московских монастырей только один Знаменский, созданный самим царем, имел крестьян 230 дворов: царь наделил его своими родовыми имениями, бывшими за его материю инокинею Марфою Ивановною, скончавшеюся 27 генваря 1631 г. В других местах основаны монастыри: а) в Севске Спасский в 1619 г.; б) в 20 верстах от Соловок Анзерский скит в 1620 г. преподобным Елеазаром Анзерским; в) в Воронеже Акатов Алексеевский в 1620 г. и Покровский женский в 1623 г., оба эти монастыря имели крестьян: первый 30 дворов, последний 46; г) в Верхотурье Покровский женский в 1621 г.; д) в 30 верстах от Алапаевска невьянский Богоявленский в 1621 г.; е) в Лебедяни Яблонова Троицкая пустынь в 1621 г.; ж) близ Уржума Спасский в 1624 г.; з) в Вятке Спасо-Преображенский в 1624 г.; и) в 30 верстах от Суздаля Золотниковская пустынь в 1624 г.; й) в 15 верстах от Костромы игрицкий Богородичный около 1624 г.; к) в Лыскове Рождественский женский в 1624 г.; л) в Белеве Крестовоздвиженский женский в 1625 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Вероятно, после этого по указанию архиепископа Серафима в Торжке в марте 1815 года была составлена подробная смета расходов на сооружение соборного храма Преображения Господня. Она была подписана архимандритом Никанором, протоиереем Феодором Иоанновым и архитекторским учеником Иваном Мокошевым. По смете на материалы нужно было 73 570 рублей 50 копеек, при этом на тот момент уже было заготовлено материалов на 20 330 рублей 25 копеек, то есть всего стоимость материалов была оценена в 94 217 рублей. Общая сумма сметы с учётом материалов и оплаты рабочим составила 167 787 рублей 50 копеек. 22 марта 1815 года эта смета была выслана архимандритом Никанором в Тверскую духовную консисторию вместе с рапортом о том, что по сборным книгам «собрано до 4 тысяч рублей, собираюсь получить от градского общества в течение 3 лет до 15 тысяч рублей, от доброхотов по сборной книге до 5 тысяч, после этого нужно ещё 49 тысяч». Кто строил собор? В сведениях о начале строительства есть разночтения в датах. Так, архитектор И. Мокошев в рапорте губернскому архитектору Н. Н. Легранду от 24 июня 1815 года сообщал, что «по утвержденному плану и фасаду соборной церкви в городе Торжке строение начато сего года мая с 3-го числа», а в рапорте в Тверскую духовную консисторию от 23 мая 1815 года архимандрит Никанор сообщал, что 16 мая сего года он получил план с фасадом «для произведения по нему дозволенного строения Новоторжского Преображенского собора». 12 июня 1815 года в Торжок возвратился главный подрядчик на строительстве собора Ф. Ф. Ананьин. «13 июня 1815 года была заложена церковь соборная во имя Спаса» – читаем мы в календаре новоторжского купца Михаила Мышкина. Строительная комиссия во главе с архимандритом Никанором пригласила к надзору за строительством собора опытных в архитектуре новоторжских купцов братьев Ф. Ф. и В. Ф. Ананьиных. Но так получилось, что к началу работ они были в отъезде по своим архитектурным подрядам. При отъезде они оставили к «разбитию и обрезям чертеж». Так что с начала мая по 12 июня работами по разметке фундаментов собора руководил архитекторский ученик Иван Мокошев.

http://sobory.ru/article/?object=01140

В 1615-1616 гг. в Киево-Печерском монастыре по инициативе архим. Елисея, несмотря на сопротивление некоторых насельников, было восстановлено общежитие по образцу афонских мон-рей. Одновременно был учрежден просветительный кружок, целью которого было духовное и культурное обновление обители. Архим. Елисей купил оборудование типографии Балабанов в Стрятине, и в Радомысле, имении монастыря, было устроено бумажное производство. Для проповеднической и издательской деятельности архимандрит пригласил книжников и типографов (в т. ч. инока Памву (Берынду) и его брата Стефана, переводчика, проповедника и типографа мон. Тарасия (Земку) , проповедника прот. Лаврентия Зизания, проповедника Захарию (Копыстенского) , переводчика с греч. языка мон. Иосифа (Кирилловича) и др.), составивших т. н. печерский кружок. Не ранее 20 дек. 1616 г. в Киево-Печерском мон-ре была издана 1-я книга - «Часослов» с предисловиями архим. Елисея и архидиак. Захарии (Копыстенского). В 1616-1624 гг. в типографии мон-ря было подготовлено и напечатано неск. изданий: богослужебные книги (Литургиарион [Служебник]. К., 1620), Кормчая книга (Номоканон. К., 1620, 1624), Псалтирь (К., 1624), труды свт. Иоанна Златоуста (Беседы на 14 посланий св. ап. Павла. К., 1623; Беседы на Деяния св. апостолов. К., 1624), полемические сочинения: направленная против католиков и антитринитариев «Книга о вере» (К., 1619, 2-е, расширенное издание по сравнению с изданием в Вильне ок. 1602), «Слова на латинов» прп. Максима Грека . Была подготовлена антиуниат. «Палинодия» Захарии (Копыстенского). При архим. Елисее были напечатаны составленный А. Мытурой панегирик архим. Елисею «Везерунк цнот превелебного в Боге... отца Елисея Плетенецкого» (К., 1618), «Верше на жалосный погреб Петра Конашевича Сагайдачного» Кассиана Саковича (К., 1622). В т. н. печерском кружке были сделаны переводы на церковнослав. язык неск. сочинений свт. Иоанна Златоуста ( Голубев. 1883-1898. Т. 1. С. 396). Впервые в типографии Киево-Печерского мон-ря на церковнослав. языке был напечатан Анфологион. В искусно оформленных изданиях Киево-Печерского мон-ря помещались гербы меценатов и посвященные им стихи, предисловия и послесловия с описанием подготовительных работ и указанием трудившихся над книгой переводчиков, редакторов, типографов.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

В Слуцке М. в союзе с протестантами включился в борьбу против унии. Протопоп поддерживал тесные связи с Виленским православным Свято-Духовским братством , которое осталось единственным центром Православия в столице ВКЛ. М. был посредником между митрополией в Киеве и К. Радзивиллом; известны 4 письма М. к К. Радзивиллу, написанные из Киева в Слуцк: от 15 июля 1621 г., от 3 авг. и от 16 дек. 1623 г., от 13 февр. 1624 г. М. сообщал митрополиту в Киев сведения о Православии в Вильно. После ареста в 1621 г. в Вильно 12 правосл. мещан М. сообщил об этом митр. Иову (Борецкому), к-рый вместе с казаками выступил с акцией протеста. М. имел связи с запорожским казачеством, в Речи Посполитой он считался компетентным экспертом в контактах с казаками. Слуцкий протопоп участвовал в совещаниях запорожской старшины, о которых в 1621-1624 гг. он сообщал К. Радзивиллу. В апр. 1621 г. гетман Я. Бородавка встретился в Киеве с митр. Иовом (Борецким) и с М. Для казаков слуцкий протопоп был источником информации о виленских делах (об этом писал Бородавка К. Радзивиллу 8 мая 1621). Часто выезжая в Киев, М. имел контакты с правосл. епископами и игуменами крупных мон-рей, напр. киевского Златоверхого во имя архангела Михаила . Его добрым знакомым был и будущий противник - Полоцкий архиеп. Мелетий (Смотрицкий) , с к-рым М. состоял в переписке. В кон. 1623 - нач. 1624 г. М. включился в процесс объединения правосл. и униат. Церквей, к-рый был начат униат. митр. Иосифом Вельямином Рутским . В нояб. 1623 г. в Киеве состоялось совещание, на котором присутствовали с православной стороны митр. Иов (Борецкий) и архиеп. Мелетий (Смотрицкий), с униатской стороны - Ян Дубович. Перед отъездом в Киев Дубович встретился в Слуцке с М. Мелетий (Смотрицкий) подробно рассказал М. о киевском совещании в письме от 6 дек. 1623 г. Митрополит сообщил М. о переговорах с униатами в письме от 30 нояб. 1623 г., прося совета и рассчитывая на поддержку. Из письма М. к К. Радзивиллу от 6 дек. 1623 г. видно, что слуцкий протопоп был противником объединения с униатами. В нач. 1624 г. К. Радзивилл приказал М. ехать в Киев, чтобы достичь договоренности с митр. Иовом по вопросу «новой унии», 3 февр. М. написал Радзивиллу из Киева в Вильно. Т. Кемпа считает, что слуцкий протопоп был причастен к прекращению объединительного процесса. Однако основными причинами неудачи проекта «новой унии» являлись резко отрицательное отношение к нему запорожского казачества и отсутствие поддержки «новой унии» со стороны римской Конгрегации распространения веры. В дальнейшем М. часто выезжал по поручению Радзивилла в Киев для переговоров с митрополитом.

http://pravenc.ru/text/2564314.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010