248. Белосельский-Белозерский Сергей Сергеевич (1895-1978 гг.), кн., окончил Пажеский корпус, находился на военной службе. В эмиграции в Финляндии, в Англии, во Франции и США. В 1945 г. создал Русско-американский союз защиты и помощи русским вне СССР (под омофором РПЦЗ), который, в частности рассылал специальные поручительства русским эмигрантам и помогал им устроить новую жизнь в США, Австралии и Канаде, открывал дома для престарелых, покровительствовал молодежной Патриотической организации русских разведчиков (ПОРР), созданной в 1954 г. при его участии в г. Лейквуд близ Нью-Йорка. Церковный благотворитель. Приобрел землю и оказывал материальное содействие в устройстве мужской обитель Новая Коренная пустынь в г. Махопак (РПЦЗ) (там хранится чудотворный образ Курской Коренной иконы Божией Матери), храму-памятнику в г. Джексон и другим монастырям и храмам русского зарубежья, в том числе и за пределами США. Основатель и руководитель Российского антикоммунистического центра, переименованного впоследствии во Всероссийский комитет освобождения (1950 г.) и Представительство российских эмигрантов в Америке. 249. Там же. 250. См.: Петровский Н. Церковь и политика. -//РМ, 1950.14.6. 251. Зноско-Боровский М. - Приходской листок, - УХКМ. 252. Романов Петр I Алексеевич (1672-1725 гг.), император, младший сын царя Алексея Михайловича Романова, осуществил крупнейшие реформы в политической, административной, экономической, культурной жизни России. 253. Ленин (Ульянов) В.И. (1870-1924 гг.), организатор КПСС, основатель СССР, философ. 254. Горбачев М.С. (род. 1931 г.), Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991 гг.), президент СССР (1990-1992 гг.). 255. Эсхатология, - учение о кончине мира, о последних вещах, конечной судьбе человечества. 256. Курдюмов М. Ук. соч. - с.27. 257. Аввакум Петрович (1620-1682 гг.), протопоп, один из основателей и деятельных участников раскола старообрядчества, прозаик, публицист, полемист, оставил около 45 произведений в защиту " старой веры " , подвергался преследованиям, с 1667 г. содержался в земляной тюрьме, сожжен в срубе в Пустозерске.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

15 марта 1957 г. в Куйбышеве Е. вместе с еп. Евсевием (Самарцевым) совершил епископскую хиротонию Иеремии (Матвиевича) Новозыбковского. 4-6 дек. того же года Е. провел совещание священнослужителей-беглопоповцев с участием еп. Евсевия (Самарцева). На совещании решались вопросы о кандидатах в епископы и в священники, финансовые проблемы. Е. ходатайствовал перед Советом по делам религ. культов о переводе архиепископии в Москву, ему было отказано ввиду «перегруженности» столицы. 10-14 апр. 1960 г. Е., епископы Иеремия (Матвиевич) и Евсевий (Самарцев), прот. Иоанн Исаев, священники Леонтий Дорофеев, Полиевкт Ефимов и др. священнослужители в мироварне куйбышевского Покровского храма совершили мироварение. Активность Е. вызывала недовольство Совета по делам религ. культов, местный уполномоченный требовал для архиерея «сурового наказания, а может быть, и снятия с регистрации» (Там же. Л. 55). Давление властей на Древлеправославную церковь, как и на др. религ. орг-ции, усилилось в кон. 50-х гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.), одним из результатов гос. политики явилось обострение внутренних нестроений среди беглопоповцев. Все это стало причиной того, что в янв. 1962 г. Е., ссылаясь на преклонный возраст и нездоровье, ушел на покой (15 янв. послал соответствующее уведомление уполномоченному Совета), 24 марта был снят с регистрации. 24 марта 1963 г. в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси был возведен Иеремия (Матвиевич). Арх.: ГА Самарской обл. Ф. 4089. Оп. 1. Д. 23. Л. 113 [Докладная записка уполномоченного Совета по делам религ. культов при Куйбышевском облисполкоме, 10 дек. 1955 г.]; Там же. Д. 30. Л. 50-59 [То же, янв. 1958 г.]; Там же. Д. 37. Л. 84-85 [То же, 1962 г.]. Лит.: 60 лет восстановленной Древлеправославной архиепископии. Новозыбков, 1987; Старообрядческие иерархи: Справ. мат-лы/Сост.: А. Ю. Писаревский. М., 2002. С. 87. П. В. Половинкин Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию

http://pravenc.ru/text/190081.html

Впосл. эта икона пользовалась особым почитанием (см.: Cioffari G. Gli zar di Serbia, la Puglia e S. Nicola: Una storia di santità e di violenza. Bari, 1989). В описи 1361 г. упоминаются окованный серебром алтарь над гробницей Н. и заалтарный образ из позолоченного серебра; вокруг алтаря находились золотые и серебряные лампады. С XIV в. сохранились данные о «чудотворной колонне» в крипте. Согласно завещанию королевского советника Никколо Аччайоли (1359), во время строительства базилики эту колонну чудесным образом установил сам Н. Впосл. с колонной связывались и др. предания, напр., о ее чудесном перенесении из Мир в Бари. В базилике хранились и др. святыни. Так, уже при архиеп. Илии в храме поместили руку ап. Фомы, доставленную из Эдессы, и руку Викентия , сщмч. Августопольского (пам. 11 нояб.) к-рую привез испан. епископ (сказания об этих святынях составил архидиак. Иоанн; см.: Beatillo. 1620. P. 878-883); еще более значимые святыни (шип из тернового венца Спасителя и др.) пожертвовали монархи Анжуйской династии. Процессия с мощами свт. Николая Чудотворца. Фрагмент росписи свода базилики свт. Николая в Бари. 1661–1673 гг. Мастер Карло Роза Процессия с мощами свт. Николая Чудотворца. Фрагмент росписи свода базилики свт. Николая в Бари. 1661–1673 гг. Мастер Карло Роза Убранство базилики Н. претерпело заметные изменения в XVII в., когда храм получил новое оформление в стиле барокко по инициативе великого приора Хуана Монтеро де Эспиносы (1655-1674). Так, в благодарность за помощь святого во время эпидемии чумы в 1656 г. был изготовлен потолок храма, украшенный резьбой и живописью с изображениями святых, сцен из жизни Н. и его чудотворений (1661-1673, мастер Карло Роза). В 1682 г. вместо средневек. алтаря крипты был изготовлен серебряный алтарь, на к-ром впосл. установили также серебряный бюст святого (после реставрации крипты в 50-х гг. XX в. алтарь установлен в трансепте верхнего храма). Реликварий с деревянным гробом Н. и икона кор. Уроша были установлены у главного алтаря храма (об истории гроба, сохранившиеся фрагменты к-рого были выставлены для поклонения в 1887, см.: Gemma B.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

1136. Рыхловский – Пустынно – Николаевский, мужской, заштатный (с 1786 г.), Черниговской губ., Кролевецкого у., в 35 вер. к сев.-зап. от Кролевца, среди глубоких оврагов, заросших густым столетним лесом. По преданию, на месте монастыря в 1620 г. явилась икона св. Николая и вскоре здесь была поставлена часовня, и уже по описи 1654 г. значится: «на старом городище Рыхлове пустыня. В той пустыне церковь древеная во имя Николы чудотв.; живет в том м-ре черный поп Еустафей да черный старец Прохор». В соборном храме св. Николая, построенном в 1760 г. по плану архитектора Растрелли, находится чудотв. икона Рыхловского св. Николая. “Краткое опис. Рыхловской пустыни, или Пустыннорыхловского Николаевского общежит. муж. монаст., со дней явления чудотв. образа св. Христова Николая на том месте, где впоследствии устроен сей монастырь, до настоящего времени. Выбранное из разных старин. рукописей, истории, указов и Высоч. грамот, хранящихся в оной пустыни, тщанием и трудами архим. Мелхиседека, с 2 видами», Москва, 1844 г.; “Ист. Росс. Иер.», V, 728; Ратшин, 539; “Матер. для стат. России», 1841 г., Отд. I, 24; “Воен. стат. обозр. Чернигов. губ.», 158, Домонтович, “Чернигов. губ.», 681; “Чернигов. епарх. извест.», 1862 г., 13; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1854 г., 11 (прибавлено 10 иеромон. вакансий); Токмаков, “Справоч. указат. ист. матер.», I, 8 (Приезд в 1690 г. в Москву иером. Тарасия для испрошения жалов. грам. на села Вишени и Городище, отнятые быв. гетм. Самойловичем, или о даче вместо оных села Хопянок слоб. Лешковки), 9 (Приезд в 1693 г. в Москву игум. Луки для м-рских нужд); “Ист. стат. опис. Черниг. епар., общий обзор», 40; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 513, 1; “Акты к истор. Ю. и З. Р.», X, прибавл. к 5, 832 (Опис. Малоросс. городов 1654 г.); “Акты Зап. Р.», V, 142 (Универсал 1682 г. на разгранич. земель с Понурницкими жителями; игум. Лука Григорьевич); “Чтения в И. Общ. ист.», 1884 г., Отд. 1, 28 (акты южно-русск. м-рей архива Маркевича; в 1721 г. акт избрания еписк. Чернигов. Иродиона Жураковского подписал игум. Герман); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXVI, смесь, 124 (краткое опис. м-ря); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. V, 298, LXXXV (письмо 1691 г. игумена м-ря Луки Григориевича патриарху Адриану с изъявлением покорности и просьбою о пожертвовании).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Обыкновенно кандидатов на патриаршество указывал царь, он же иногда (на первых порах) указывал кандидатов и на епископские кафедры 46 . С течением же времени установился такой порядок избрания епископов: патриарх созывал собор из епископов, сам избирал 3 или 4 кандидатов и объявлял собору; затем в общем собрании духовных лиц царь и патриарх совещались между собою и назначали одного из кандидатов 47 . При Никоне был заведен другой порядок: он сам выбирал 12 кандидатов, жребии их втыкал в восковую свечу, стоящую на престоле, и после трех, подряд отслуженных литургий вынимал при посредстве мальчика один из жребиев 48 . В виду пользы соборов для устройства Русской Церкви, собор 1667 г. находил нужным собираться им как можно чаще 49 . Из них заслуживают особенного внимания соборы 1620 г. при Филарете, 1654 и 1655 г. при Никоне, 1666 г. по удалении Никона с кафедры, великий московский 1667 г., осудивший Никона, продолжавшийся и закопченный при Иоасафе II, 1675, 1682 и 1690 г. при п. Иоакиме. Епархиальное управление сосредоточивалось в руках епархиального владыки. Сам патриарх имел у себя очень обширную епархию (патриаршую) и управлял его, как другие архиереи своими. Власть их в епархиях была, как прежде, административная, судебная и экономическая. Административная и экономическая власть их простиралась на все епархиальное духовенство, на архиерейских слуг и крестьян, на церкви и монастыри (кроме домовых патриарших, количество которых было велико) 50 , на архиерейские вотчины и архиерейский дом; судебная – на духовенство и мирян. Если прежде церковная власть ограничивалась светскою, то теперь, когда все более и более развивалась идея гражданственности и расширялась сфера государственного права, она подверглась еще большим ограничениям как со стороны самого государя, так особенно от правительственных учреждений – центральных в роде приказов Большого Дворца, монастырского, поместного и челобитного, и местных в роде воеводской приказной избы и т. п. Наиболее значительным ограничениям подверглась судебная власть Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В 1620 году учреждена сибирская архиепископия с кафедрой в Тобольске; в 1654 году возвращены Чернигов и Смоленск и эти епархии взошли в состав московского патриархата; а в 1657 году поставлен для Смоленска православный епископ. В том же 1657 году была открыта епархия вятская, а также предполагалось открыть епархию белгородскую и переместить на нее Крутицкого митрополита 25 . На соборе 1667 года предположено открыть несколько новых епархий и возвысить достоинство существующих; действительно некоторые из епархий получили высшие титулы; но из предполагаемых новых открыта только одна белгородская с титулом митрополии 26 . В 1672 году с тем же титулом учреждена для лучшего противодействия расколу нижегородская епархия. На соборе 1682 года снова поднимался вопрос об учреждении новых епархий в разных городах и решено открыть 11 в добавление к существующим 27 ; но на самом деле были открыты только 4: устюжская и холмогорская архиепископии, тамбовская и воронежская епископии (первая выделилась из новгородской, вторая из ростовской и две остальные из рязанской). Со времени присоединения Малороссии к Москве (1654 г.) и успешной войны Алексея Михайловича с Поляками власть московского патриарха стала простираться и на юго – западную митрополию, но пока колебалась при тамошних смутах и беспорядках. Только в 1686 г. константинопольский патриарх официально признал ее зависимость от московского патриарха 28 . К 1700 году в русском патриархате числилось 13 митрополичьих, 7 архиепископских и две епископских епархий (митрополиты: киевский, новгородский, казанский, ростовский, Крутицкий, астраханский, нижегородский, тобольский, суздальский, рязанский, белгородский, псковский и смоленский; архиепископы: устюжский, холмогорский, вятский, тверской, вологодский, коломенский и черниговский; епископы воронежский и тамбовский 29 ),– не считая могилевской, перемышльской, луцкой, львовской и галйцкой, которые, хотя по договору 1686 г. уступались польским правительством в пользу православных и должны были бы входить в состав юго-западной митрополии, но на самом деле не успели утвердиться за православными и большею частью замещались униатскими епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

в Кузнецком остроге, сооруженная в 1622 г. Местные храмы входили в учрежденную в 1620 г. Сибирскую и Тобольскую епархию (см. Тобольская и Тюменская епархия ). К кон. XVII в. на территории Кузбасса имелись приходы: Преображенский в Сосновском остроге (1657), Одигитриевский в Кузнецке (1676), в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Пачинском (Пача) (ранее 1682), Вознесенский в с. Верхотомском, Флоролаврский в с. Зеледееве (Заледееве), Никольский в с. Кулакове. К кон. XVIII в. к ним добавились храмы: Христорождественский в с. Подгороднем, Московских чудотворцев в с. Иткаринском (Иткара) (до 1734), Ильинский в с. Ильинском (Красноярском) (до 1734), Никольский в с. Кийском (совр. Мариинск), Никольский в с. Усть-Сосново (Усть-Сосновское) (1742), Никольский в с. Бачатском (Бачат) (до 1763), Прокопьевский в с. Монастырском (ныне г. Прокопьевск) (1763), Никольский в с. Мунгатском (Мунгат) (1763), Спасский в с. Ишимском (Ишим) (до 1773), Духосошественский при Томском заводе (1775). В 1805 г. был освящен Михаило-Архангельский храм в с. Берикульском. В нач. XIX в. приходы Кузбасса относились к 3 духовным правлениям Сибирской епархии: Томскому, Барнаульскому и Кузнецкому. В связи с началом освоения Мариинской тайги (рубеж XVIII и XIX вв.) создавались поселения на востоке Томской губ., к сер. XIX в. было открыто 7 новых приходов. В 1834 г. была учреждена Томская кафедра (см. Томская и Асиновская епархия ), приходы на Кузнецкой земле перешли в ее юрисдикцию, церковная жизнь в регионе оживилась. Особенно активно новые храмы освящались на территории Кузбасса в 50-х гг. XIX в. (открыто 28 приходов), к концу столетия к ним добавились еще 48 общин, в 1900-1917 гг. было создано 57 приходов. К 1917 г. на территории Кузбасса действовало ок. 200 храмов. Указом Святейшего Синода от 3 мая 1916 г. в пос. Кучумовском Мариинского у. (близ совр. с. Елыкаева Кемеровского р-на) была учреждена Алексеевская жен. монашеская община. Церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в Кузнецке. 1775–1780 гг., разобрана в 1929 г.

http://pravenc.ru/text/1684171.html

Вместо Христова знамения – малаксу погубную целуй! Знаешь ли, что я говорю? А то руку ту раскорякою тою пишут. Не умори, не целуй ея, то антихристова печать 121 . Плюнь на нея; привяжется дурная мысль. Буде образа подобна написана не прилучится: и ты на небо, на восток, кланяйся, а таким образом не кланяйся. ПРОТОПОП АВВАКУМ ПЕТРОВ (1620 –1682) – один из идеологов старообрядчества, автор ряда ярких литературных произведений. Николай Лесков. Запечатленный ангел 122 Живописец такого дела исполнить не может. …Ноне… у светских художников не то искусство: у них краски масляные, а там вапы на яйце растворенные и нежные, в живописи письмо мазаное, чтобы только на даль натурально показывало, а тут письмо плавкое и на самую близь явственно; да и светскому художнику… и в переводе самого рисунка не потрафить, потому что они изучены представлять то, что в теле земного, животолюбивого человека содержится, а в священной русской иконописи изображается тип лица небожительный, насчет коего материальный человек даже истового воображения иметь не может. Это… только в обиду нам выдумано, что мы будто по переводам точно по трафаретам пишем. А у нас в подлиннике постановлен закон, но исполнение его дано свободному художеству. По подлиннику, например, повелено писать святого Зосиму или Герасима со львом, а не стеснена фантазия изографа, как при них того льва изобразить? Святого Неофита указано с птицею-голубем писать; Конона Градаря с цветком, Тимофея с ковчежцем, Георгия и Савву Стратилата с копьями, Фотия с корнавкой, а Кондрата с облаками, ибо он облака воспитывал, но всякий изограф волен это изобразить как ему фантазия его художества позволит… НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (1831–1895) – известный русский писатель. Максим Горький. В людях 123 Глава 13 Иконописная мастерская помещалась в двух комнатах большого полукаменного дома; одна комната о трех окнах во двор и двух – в сад; другая – окно в сад, окно на улицу. Окна маленькие, квадратные, стекла в них, радужные от старости, неохотно пропускают в мастерскую бедный, рассеянный свет зимних дней. Обе комнаты тесно заставлены столами, за каждым столом сидит, согнувшись, иконописец, за иными – по двое. С потолка спускаются на бечевках стеклянные шары; налитые водою, они собирают свет лампы, отбрасывая его на квадратную доску иконы белым, холодным лучом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Тамбов Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.721295; 41.45275 Россия, Тамбов Тамбов, Тамбовская область Россия Вознесенский собор в Тамбове Тамбов — город в России, административный центр Тамбовской области . Расположен в 460 км от Москвы. Население — 288 895 чел. (2015). Первоначальное название города писалось Тонбов и было связано с предполагаемым местом основания крепости для защиты от набегов на реке Липовица «напротив крайней мордовской деревни Тонбов» и реки Тонбов. Хотя город заложили в другом месте, он сохранил первоначальное наименование. Корень слова мокшанского происхождения («томба» — омут). Содержание Православие в Тамбове [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбов

Можно предположить, что именно такое ктиторское или надгробное изображение Ефрема находилось в созданном им на рубеже XII - XIII вв. храме. Возвращаясь к хронологии почитания Ефрема Новоторжского уже в XVII в., отметим, что память преподобного включается в Устав 1610 г. (28 января), причем служить Ефрему предлагается по усмотрению настоятеля, «егда рассудит екклисиарх» . Эта же формулировка сохраняется в других изданиях Устава, вплоть до 1682 г., когда память Ефрема Новоторжского оказывается вычеркнута . Ефрем упоминается как «новый чудотворец» в «Палинодии» Захарии (Копыстенского), 1621–1623 гг. В 1621 г. Ефрему Новоторжскому установлено празднование в Московском Успенском соборе, но в дальнейших записях имя его исчезает вместе с именами многих других русских святых. Возможно, записи 1620-х годов связаны с чудом Ефрема Новоторжского, зафиксированным в Кратком летописце Торжка , – в нем преподобный Ефрем предстает как защитник города (ок. 1618 г.). Тем не менее, служба преподобному Ефрему не попадает в Служебную минею, напечатанную в 1622 г. Он остается местночтимым святым. Житие отсутствует в Минеях четьих Германа Тулупова, в Минеях четьих Иоанна Милютина (мы помним, что Краткая редакция не походила на настоящее житие, а Пространная редакция еще не была создана). Память преподобного Ефрема включена в Святцы 1646 г., в Пролог 1661 г. Наконец, необходимо коснуться еще одного сложного вопроса в почитании преподобного Ефрема – появления даты его летней памяти: 11 июня 1572 г. Наиболее раннюю фиксацию этой даты можно найти в Коряжемских святцах 1621 г. . К этой же дате было приурочено перенесение мощей преподобного Ефрема в 1690 г.: «…и повел праздновати пренесение святых мощей его, предивнаго и преславнаго Ефрема архимандрита, Новоторжскаго чюдотворца, по чину церковному сего июня месяца в 11 день. Как было празднество его прежде на пренесение святых мощей его от древле бывших лт положено» . В месяцесловных записях XVII в. постепенно складывается форма указания памяти Ефрема с датой 6523 г. (1015 г.). Эта дата (возможно, именно из этой месяцесловной традиции) впоследствии попадает в Новгородскую третью летопись,  созданную в последней четверти XVII в.: «В лта 6523. Преподобный отецъ нашъ Ефремъ Новоторжский б в сия времена».

http://bogoslov.ru/article/6192625

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010