Пока длилась Тридцатилетняя война (1618-1648) Россия и Швеция были союзниками. Однако в 1656 г. Россия попыталась вернуть себе территории, захваченные Швецией, и добиться выхода к Балтийскому м. Война закончилась в 1658 г. подтверждением границ, определенных Столбовским договором, после чего последовала 2-я волна переселения финнов, в основном из-под Выборга (племя савакот). В 1686 г. в Шведском королевстве был введен Устав лютеранской церкви, зафиксировавший весьма жесткое подчинение церкви гос-ву. В 1703 г. в ходе Северной войны в состав Российской империи вошла Ингерманландия, где было 28 приходов, в т. ч. и финско-шведский приход св. Марии в только что основанном С.-Петербурге (возможно, он переместился из Ниеншанца, т. е. с правого берега Невы на левый). Лютеране получили в Российской империи свободу вероисповедания, ограниченную только запретом обращения православных в лютеранство. Управление лютеран. приходами осуществлял Святейший Синод; в 1734 г. была учреждена подчиненная ему Консистория евангелических церквей (к-рая ведала также реформатскими церквами). Для лютеран. приходов продолжал действовать швед. Устав 1686 г., причем в некоторые приходы пасторов назначал монарх, и они получали субсидии из российской казны. В 1745 г. прежде единый шведско-фин. приход С.-Петербурга разделился на фин. приход св. Марии и швед. св. Екатерины (располагавшиеся соответственно на Б. и М. Конюшенных улицах). Возникли приходы в Кронштадте (1750) и Гатчине (1793). В результате присоединения сначала Выборга и небольшой части Финляндии (1743), а затем и всего Великого княжества Финляндского (1809) изменилось соотношение между немецкоязычным и финноязычным лютеранством в пределах Российской империи в пользу финнов. Но и на литургии, и в проповеди чаще использовали швед. язык. В XVIII - нач. XIX в. финноязычных лютеран С.-Петербургской губ. называли «маймисты» (фин. maamies - крестьянин); племенное деление на эвремёйсет и савакот этнографы фиксировали до нач. ХХ в. В 1819 г. имп. Александр I учредил Евангелическую генеральную консисторию для управления всеми евангелическими (т.

http://pravenc.ru/text/186847.html

д. Однако никакие новые догматы не получили статуса обязательных для всех лютеран, и поэтому всю последующую историю Л. можно рассматривать как борьбу между «консерваторами» и «либералами». Консервативные лютеране выступали за сохранение приверженности Библии и Книге Согласия и за построение церковной и повседневной жизни верующих в соответствии с их нормами, а сторонники либеральных реформ пытались пересмотреть эти нормы. В каждой стране и в каждой церкви этой борьбе были присущи свои особенности (см. в статьях Германия , Дания , Швеция , Норвегия , Исландия , Финляндия , Евангелическая церковь Германии , Датская народная церковь , Норвежская церковь , Финская Евангелическо-лютеранская Церковь ). В 1618 г. на Германию обрушились бедствия Тридцатилетней войны . По Вестфальскому миру 1648 г. право Л. на существование было подтверждено, кальвинизм был признан 3-м, отдельным от Л. исповеданием христианства в империи, и Л. в Германии вступило в пору расцвета. На протяжении XVII в. на основе средневек. интерпретаций аристотелевской философии, догматики Книги Согласия и не противоречащих Л. святоотеческих и католич. учений сформировалась лютеранская ортодоксия, или лютеранская схоластика (см. ст. Ортодоксия лютеранская ). Создавались многотомные догматические сочинения - компендиумы, где лютеран. богословы рассматривали вопросы, не затронутые или затронутые лишь косвенно в Книге Согласия. Наиболее видными представителями ранней классической ортодоксии являются Л. Гуттер и И. Герхард. Краткая догматика Гуттера ( 1616) «Собрание богословских мест, извлеченных из Священного Писания и Книги Согласия» (Compendium locorum theologicorum, ex scripturis sacris et libro concordiae collectum, 1610) в основном заменила «Общие места» (Loci communes) Меланхтона в качестве учебного пособия. Герхард, преподававший в ун-те Йены, продолжая следовать традициям богословия Реформации, прежде всего Хемница, заложил фундамент для последующего развития лютеран. ортодоксии. В монументальном труде «Богословские места» (Loci theologici, 1610-1622) он наиболее полно рассмотрел и изложил лютеран.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНАРХ Прп. Иринарх Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 (?), 1871, 1947 гг. Прп. Иринарх Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 (?), 1871, 1947 гг. († 1621), прп. (пам. 28 нояб., 12 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, пономарь Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ), ученик архим. св. Дионисия (Зобниновского) . Основные сведения об И. сохранились в «Истории в память предыдущим родом…», входящей в «Сказание, что содеяшяся в дому Пресвятыя и Живоначалныя Троица и како заступлением Пресвятыа Богородица и за молитв великих чюдотворцов Сергиа и Никона избавлена бысть обитель сиа от польских и литовских людей и руских изменников» (главы 7-52), написанное троицким келарем Авраамием (Палицыным) в 1613-1618 гг., а также в восходящих к «Сказанию...» рассказах и чудесах Жития прп. Сергия Радонежского, составленного троицким келарем Симоном (Азарьиным) в 1648-1654 гг. В «Сказании...» И. наряду с др. лицами (архим. Иоасафом, иноком Пименом, казаком Иваном Рязанцем и др.) неск. раз выступает как очевидец явлений прп. Сергия Радонежского и его учеников преподобных Никона , Михея , Варфоломея и Наума , к-рые неоднократно приходили на помощь защитникам Троице-Сергиева мон-ря во время осады обители польско-литов. отрядами под командованием Я. П. Сапеги (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610). 1-е явление прп. Сергия И. произошло 1 нояб. 1608 г. (Авраамий (Палицын) ошибочно записал его неск. раз под разными датами). Согласно «Сказанию...», в воскресенье, после утреннего богослужения, И. вернулся в свою келью и «в забытии сна бысть». Пономарю явился прп. Сергий и приказал сообщить «воеводам и ратным людем: се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали». После этого И. видел «святаго ходяща по граду и по службам, кропяща святою водою монастырская строениа» (Сказание. 1955. С. 142-143). В ночь с воскресенья на понедельник интервенты предприняли ночной штурм монастырской крепости, который для них окончился неудачей.

http://pravenc.ru/text/673963.html

В Чехии сегодня храмы подвергаются большему разграблению, чем во время средневековых войн Прага, 11 июня 2009 г. В Чехии за последние 19 лет церковному имуществу из-за краж был нанесен больший ущерб, чем за " Тридцатилетнюю войну " , опустошавшую Центральную Европу с 1618 по 1648 года. С таким сенсационным заявлением выступила пражская газета Lidove noviny, которую цитирует ИТАР-ТАСС . " После " бархатной " революции из храмов и часовен было украдено более одного миллиона предметов церковной утвари. В Европе нет аналогов этому вопиющему факту. Церковь подобный ущерб понесла лишь в период Гуситских войн " , - отмечает газета. Некоторые храмы подверглись разграблению двадцать раз за последние неполные два десятилетия. В розыске находятся уникальные церковные предметы, представляющие высокую художественную ценность. Только в прошедшие выходные дни из часовни в населенном пункте Ржимов в Южной Чехии было украдено 7 уникальных фигур святых, вырезанных из дерева лучшими местными мастерами периода раннего барокко. Нанесенный ущерб оценивается в сотни тысяч евро. С 1993 года эта уже четвертая кража в данном храме. Эксперты предупреждают, что если срочно не будут приняты эффективные меры по охране церковного имущества, то находящиеся в храмах произведения искусства могут также бесследно исчезнуть, как исчезли готические реликвии, уничтоженные гуситами в начале XV века. Гуситские войны велись в 1420-1434 годах в Богемии (современной Чехии) между последователями религиозного реформатора Яна Гуса и сторонниками Германского императора и Богемского короля Сигизмунда, который действовал в союзе в Католической Церковью. Тридцатилетняя война в 1616-48 началась как конфликт между католиками и протестантами, затем она переросла в конфликт между сторонниками и противниками династии Габсбургов, в ней принимали участие большинство стран Европы. Наиболее крупной религиозной группой в Чехии являются католики - 27% населения, около 60% населения не принадлежат ни к одной религиозной конфессии. Чехия имеет репутация едва ли не самой атеистической страны в Европе. 11 июня 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30748.html

Eugen Deggeler (1908 – 1915) Karl Bush (1913–1918) ……………………………….. Владимир Благинин (1992–1993) Сергей Прейман (1993–2003) Сергей Татаренко (с 2003) 652 Немецкая реформатская община Большая Морская ул., 58, угол Почтамтского пер. Предисловие Протестанты из разных стран Европы селились в России с первой половины XVI в., – вскоре после начала Реформации. А в начале царствования Алексея Михайловича (1645–1676), когда на Западе по окончании Тридцатилетней войны (1618–1648) всюду царила нищета, в Россию стало переселяться всё больше протестантов. Они занимали почетные места при дворе и исполняли множество различных должностей на гражданской, военной и торговой службе. Правда, в отношении вновь приезжих и прежде живших в Москве протестантов Алексей Михайлович был строг: он позволил жить непосредственно в городе только тем, которые пожелали бы принять Православие, а остальным (за исключением немногих докторов и гостей) было велено переселиться в пригородную слободу. Реформатские храмы в Москве появились еще в эпоху царствования Михаила Феодоровича (1613–1645). В 1640-х гг. в Немецкой слободе, близ Москвы, реформатским проповедником был немец-саксонец Генрих Игенгеффер, перешедший в кальвинизм лютеранин. Как сообщал немецкий путешественник Адам Олеарий, в середине XVII в. в Москве находилось до тысячи лютеран и кальвинистов. 653 Большую часть «российских» протестантов составляли лютеране; реформаты (кальвинисты) по своей численности занимали второе место. «В предместье собрались представители едва ли не всех западноевропейских народностей, с преобладанием немецкой, – отмечал в конце XIX в. один из русских исследователей, описывая Немецкую слободу середины XVII столетия.– Первое место по количеству и значению принадлежало лютеранам, затем реформатам, менее всего было католиков». 654 К концу царствования Алексея Михайловича протестанты расселились по всем более или менее многолюдным центрам Московского государства, так что в 1673 году всех немцев, живших в России, было не менее 18 тысяч человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

От кончины святого Мартина до вышеупомянутого года, то есть до двадцать первого года нашего служения епископом, пятого года первосвященничества Григория, папы Римского , тридцать первого года правления короля Гунтрамна и девятнадцатого года правления короля Хильдеберта Младшего – 197 лет 1876 . Каковых лет общее число таково: 5792 года 1877 . ВО ИМЯ ХРИСТОВО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ДЕСЯТАЯ КНИГА ИСТОРИИ 1618 ...в прошлом году в ноябре река Тибр... затопила город Рим...– В 590 г. Павел Диакон в своей «Истории лангобардов» (III, 24/Paulus Diaconus. Historia Langobardorum. Hannoverae, 1878. P. 128–129.), используя сведения Григория Турского , также рассказывает о бедствиях, постигших Рим, – наводнении и чуме, называемой паховой, о посвящении Григория на папский престол. 1620 ...в соленых волнах (salsos flucmus).-Зauмcmbobahue. Ср.: Вергилий. Энеида (V, 182): «Как извергает из груди соленую влагу». 1621 ... последовала эпидемия болезни, которую называют паховой чумой.– См. кн. IV гл. 4 и прим. 10 к кн. IV. 1624 ...народ избрал диакона Григория.– Григорий Великий (540–604) папский престол занимал 14 лет (590–604). Без рассказа диакона Агиульфа, включенного Григорием Турским в свою последнюю книгу, подробности о выборе Григория папой были бы неизвестны. О посвящении Григория на папский престол повествует и Павел Диакон в «Истории лангобардов» (III, 24; Р. 128–129). 1628 и определен седьмым диаконом...– Рим был поделен на семь церковных округов, и каждый из них назначали по одному диакону. 1629 ...сына которого он воспринял от купели...– Сына императора Маврикия – Феодосия. Феодосий родился в 584 г. С. 579 по 585 г. Григорий находился в Константинополе по делам римской церкви. 1630 Но префект города Рима Герман перехватил посыльного Григория...– Р. Бухнер (Т. 2. С. 323. Прим. 11) считает этот эпизод придуманным. 1647 Порт -портовый город около Рима, в северной части устья Тибра, откуда диакон Агиульф собрался в путь в Галлию. 1648 Грипон, возратившись от императора Маврикия...– Грипон, видимо, возглавлял посольство короля Хильдеберта II к императору Маврикию. О нем см. кн. X, гл. 3, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Князь Александр Андреевич был сперва губернатором Смоленским, потом генерал-поручиком и гофмаршалом, а двоюродный брат его, князь Пётр Борисович, служил, при Императрице Елисавете, генерал-поручиком, конной гвардии подполковником и губернатором в Москве, а при Петре III оставил службу с награждением чином генерал-аншефа. Теперь мы будем говорить о ветвях князей Ахамашуковых, Егуповых и Бековичей, неимеющих одного происхождения с вышеупомянутым родом князей Черкасских потомства султана-Инала. а) Ветвь Князей Ахамашуковых-Черкасских: Князь Иван Ахамашукович Черкасский служил воеводою в казанском походе 1544 года, и в ливонском походе 1588 года. Князь Пётр Иванович Ахамашуков-Черкасский былъ, в 1614 году, воеводою в Алатыре и скончался в 1615 году. Дочь его княжна Татияна Петровна была да князем Борисом Канмурзичем Урусовым, а сын, князь Василий Петрович, служил окольничим и воеводою во многих походах при Царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче. С кончиною его, в 1652 году, угасла ветвь князей Ахамашуковых-Черкасских. б) Ветвь Князей Егуповых-Черкасских Князь Никита Иванович Егупов (или Ягупов) Черкасский, по прозванию Курица, был пожалован в стольники при короновании Царя Михаила Феодоровича; находился воеводою в Ливнах в 1618 году и в Томске в 1632 году. Сын его, князь Михайло Никитич, упоминается в стольниках с 1648 по 1661 год и оставил сына, князя Ивана Михайловича, имевшего шесть сыновей: 1) Алексия, 2) Ивана, 3) Василия, 4) Михаила, 5) Фёдора и 6) Петра. Князь Лев Тимофеевич Егупов-Черкасский, от брака своего с Мариею Ивановною NN († 8 января 1803) имел сына, секунд-майора князя Ивана Львовича. Род князей Егуповых-Черкасских пресёкся несколько лет тому назад. в) Ветвь Князей Бековичей-Черкасских: отцовский КОЛЕНО I: Девлет-Киздень-мурза, во святом крещении князь Александр Бекович-Черкасский, убит в Хиве в 1716 году; женат на княжне Марфе Борисовне Голицыной † 1716 КОЛЕНО II: Князь Александр Александрович старший Князь Александр Александрович младший КОЛЕНО III: Княжна Мария Александровна, за генерал-поручиком князем Фёдором Фёдоровичем Щербатовым Князь Николай Александрович, женат на графине Наталие Андреевне Ефимовской Князь Пётр Александрович Князь Владимир Александрович Князь Дмитрий Александрович КОЛЕНО IV: Князь Василий Николаевич Князь Николай Николаевич, женат на Надежде Александровне Крюковой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

487 Новые монастыри: а) в Вильне братский святаго Духа около 1600 г., благовещенский девичий, голдовский троицкий; б) в воеводстве вилькомирском сурдецкий успенский с 1627 г., кейданский преображенский (в Жмуди); в) в воеводстве троцком евейский троицкий с 1619, яблоченский онуфриев; г) в Якобштадте святого Духа; д) слуцкий старчицкий, девичий прор. Илии; е) в пинском повете цеперский преображенский с 1618 г. (прим. 181, 485), дятловицкий преображенский под Пинском с 1622 г., пинский богоявленский с 1633 г., Грозовский с 1639 г.; ж) в минском воеводстве покровский, петропавловский минский с 1633 г., дисненский воскресенский с 1633 г., бряхимовский селецкий с 1631 г., минский троицкий, руцкий, горецкий крыжборский; з) в воеводстве мстиславском, братский могилевский с 1619 г., оршанский кутеинский богоявленский с 1623 г., кутеинский успенский девичий с 1631 г., миорский в бреславском повете с 1633 г., лукомский в повете оршанском, могилевская краминская пустынь с 1633 г., буйницкий святаго Духа, бельский николаев, балколабский вознесенский с 1641 г., мстиславский тупичев святаго Духа с 1641 г., охорский, шкиловский мужеский и девичий, музаловский девичий, гривенский, два девичьи в могилеве, костюковский девичий с 1665 г. О печальной судьбе их виленские грамоты изд. 1843, стр. 114–118. 124–132. Минск. грам. 66. 70. 75. 81. 118. 125. 136. История унии Бантыш-Каменского стр. 146. 153. 166. 182. 190. 191. 195. 199. 202. 220. 235. 281–285. 302. 312. 326. 356. 360. 300. 423–429. 435. 448. Памят. киев. кон. 2, 174. Ист. Иер. и не знав, о других говорить не верно. 488 См. в 6 т. ист. иер. хронологический список монастырей. Ист. унии 147. Молодик 1844, стр. 223. О луцком братском 1617 г., чарницком 1639 г. Киевлянин 1841, стр. 517 и памятники киев. ком.; о монастырях густинском, ладынском и мгарском ркп. из Чт. Моск. Ист. 1648. окт. 1616 г. Построен Бершадский преображ. в Ольгиопольском уезде Каменец-Подольской области. 489 Монастыри, заведовавшие другими: киевская лавра, виленский братский святаго Духа, слуцкий троицкий, кутеинский богоявленский, дрогичанский троицкий. Вилен. грам. 2, 124. Ист. унии 167. 182. 190. Востокова опис. муз. О соф. соб. 245–248. «Архимандрии обыкновенно принадлежат и другие монастыри» – писал Митроп. Варлаам Мазепе, предлагая учредить в Батуринском монастыре Архимандрию; Св. Димитрий, будучи Архимандритом черниговского елецкого монастыря, заведовал и глуховской обителью. Диария 1692, 1697.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Собор Архистратига Михаила (Мозырь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор во имя Архистратига Михаила (Мозырь) – главный православный храм Туровской епархии, построен в XVIII веке как костёл в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. Содержание История [ править править код ] В 1615 году король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза " фундует " монастырь бернардинцев в Мозыре. В 1618 году мозырский староста Балтазар Стравинский, на выделенном королём участке, строит деревянный костел и несколько домиков для монахов. В 1645 году отставной полковник Стефан Лозко подарил часть холма, напротив Мозырского замка, монахам бернардинцам, и начинает строителство каменного монастыря. В 1648 году во время казацко-крестьянской войны монастырь был уничтожен. В течение войн середины XVII века, Мозырь был практически стерт с лица земли. Город был восстановлен при короле Яне III Собесском (1674 - 1696 ). Самые первые упоминания о Михайловском храме относятся к XVI веку. Но во второй половине XVIII века недостроенный монастырь был уничтожен. В 1745 году Аскерки начинают строительство нового каменного монастыря бернардинцев, центром которого должен был стать величественный костёл. Сколько лет длилось строительство храма - доподлинно неизвестно. Вероятнее всего храм было освещен в 60-х или 70-х годах XVIII века. Монастырский комплекс был построен в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. В монастыре так же располагались начальная школа и библиотека. В крипте костёла была устроена семейная усыпальница, где находили упокоение представители рода Аскерок. После национально-освободительных восстаний XIX века бернардинский монастырь был закрыт, в его корпусах расположились присутственные места Мозырского уезда и больница. Костёл неоднократно горел и пришел в упадок. В 1864 году храм был передан православной церкви и освящен в честь святого Архистратига Божия Михаила. 5 сентября 1865 года храм был освящен по православному чину. Новый собор освящают во имя святого Архистратига Михаила с правым приделом во имя святителя Кирилла Туровского .

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Архистра...

и Д., Цецилии, Тибуртию и Валериану (MGH. SS. T. 7. P. 851). Епископ поместил мощи К. и Д. в основанном им жен. мон-ре Эссен, который, согласно грамоте кор. Цвентибольда от 4 июня 898 г., был освящен «в честь блаженной Богородицы Марии и Св. Спасителя, а также блаженных мучеников Космы и Дамиана и прочих бесчисленных святых» (Die Urkunden der deutschen Karolinger/Hrsg. T. Schieffer. B., 1960. Bd. 4. S. 58-60. (MGH. Dipl. Kar. Germ.; 4); см.: Das Bistum Hildesheim/Bearb. H. Goetting. B., 1983. Bd. 3: Die Hildesheimer Bischöfe von 815 bis 1221 (1227). S. 90-92, 107-108. (Germania Sacra. N. F.; 20)). К. и Д. считались покровителями монастыря Эссен; празднование в их честь совершалось 8 июля. В музее-ризнице эссенского собора хранится серебряный реликварий-монстранция с фрагментами черепов и костями рук мучеников, изготовленный в 1643 г. в Кёльне по заказу аббатисы Марии Клары фон Шпаур. Также в музее находится церемониальный меч, скорее всего подарок имп. Оттона III . В средние века этот меч отождествляли с оружием, к-рым были казнены К. и Д. (о почитании К. и Д. в Эссене см.: Pothmann. 1982; Bodarw é . 2000). Частицы мощей К. и Д. хранились также в Бремене. По свидетельству Адама Бременского , архиеп. Адальдаг (937-988), сопровождавший имп. Оттона I во время итал. похода (961-965), привез из Рима реликвии нек-рых мучеников, в т. ч. К. и Д. ( Adam. Brem. Gesta. II 13). Черепа мучеников, замурованные в стене бременского собора, были обретены архиеп. Бурхардом Грелле (1327-1344). Перенесение реликвий, сопровождавшееся церковными торжествами и рыцарским турниром, состоялось после Пятидесятницы 1335 г. Обретение мощей К. и Д. способствовало распространению почитания мучеников в Сев. Европе. В нач. XV в. для мощей изготовили серебряную раку, к-рая хранилась в кафедральном соборе до сер. XVII в. В ходе мирных переговоров об окончании Тридцатилетней войны (1618-1648) Франц Вильгельм фон Вартенбург, католич. еп. Оснабрюка (1625-1661), договорился с протестантским соборным капитулом Бремена о выкупе святыни католиками.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010