Кочерги. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1807. Архитектор:Адам Менелас (?) Адрес: Украина, Сумская область, Конотопский район, с. Кочерги Координаты: 51.475012, 33.873496 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная однокупольная церковь с колокольней стоит на склоне высокого правого берега реки Эсмань и очень хорошо визуально воспринимается как из пространства поймы, так и на плато. Поскольку храм расположен в зоне высшей композиционной активности и имеет выразительный силуэт, он играет роль архитектурной доминанты как в застройке села, так и в окружающем ландшафте. Время возникновения села Кочерги неизвестно. Самое первое упоминание о нем находится в так называемой «Путивльской отдельной книге за 1594 год», которая хранится в Российском Государственном архиве древних актов в Москве. Указанный документ сообщает, что «деревня Кочерыжа» вместе с прилегающими угодьями в 1590 году была пожалована «детям боярским» «Ваське Горяинову сыну Ефремову да Мелешке Осипову сыну Горяинову». После Деулинского перемирия 1618 года Кочерги отошли к Речи Посполитой. В 1638 году селом завладел Александр Песочинский, который в октябре 1639 года получил на него официальное королевское подтверждение. После изгнания поляков в 1648 году село оставалось свободным («ратушным»). В 1687 году гетман Иван Мазепа отдал Кочерги стародубскому полковнику Михаилу Андреевичу Миклашевскому. После гибели Михаила Андреевича в 1706 году под Несвижем, село принадлежало его сыну Степану, а потом – внуку Михаилу. Дальнейшие потомки рода Миклашевских владели Кочергами до отмены крепостного права в 1861 году. На протяжении XVIII века в селе была деревянная Николаевская церковь, которая к началу XIX века сильно обветшала. На ее месте в 1807 году по заказу и на средства Михаила Петровича Миклашевского был возведен новый храм. Построен он по тому же проекту, что и Воскресенская церковь-усыпальница гетмана Разумовского в селе Батурин (1803) и Успенская в селе Новый Быков (1804). Некоторые специалисты склонны считать, что автором проектов всех трёх храмов является знаменитый архитектор – Адам Адамович Менелас. В интерьере храма (у южной стены притвора) сохранилось чёрное мраморное надгробие строителя – М.П. Миклашевского. Изящным шрифтом на памятнике выбиты трогательные слова: «Признательное Семейство Добрейшему Супругу и Отцу». Сохранившаяся до наших дней кирпичная, облицованная тесаным камнем ограда с воротами была возведена в конце XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=16276

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (Прокопович; † 1656), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Из киевской правосл. шляхты. Принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Был близок к Исаии (Копинскому) . 29 окт. 1631 г. З. как иеромонах, один из членов капитула киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря , наряду с др. членами капитула подписал приговорную грамоту об избрании новонареченного Киевского митр. Исаии (Копинского) настоятелем Златоверхого мон-ря (АЗР. Т. 4. С. 525, 231). Очевидно, вскоре после избрания еп. Исаии на Киевский митрополичий престол З. был хиротонисан во епископа (неизвестно, на какую кафедру), позднее стал наместником Златоверхого мон-ря. 31 дек. 1634 г. «Зосима епископ, наместник монастыря Михайловского» подписался под монастырским документом ( Голубев. 1898. С. 31. Примеч.). По-видимому, З. являлся ближайшим помощником (коадъютором) Исаии (Копинского) после избрания того на митрополичью кафедру и позднее, когда Киевским митрополитом стал свт. Петр (Могила) , хиротонисанный 28 апр. 1632 г. После поставления Петра (Могилы) Исаия (Копинский) продолжал жить в Златоверхом мон-ре, пытался отстаивать свои права на митрополичий престол. В эти годы З., как можно судить по косвенным данным, был духовником Исаии. После насильственного удаления Исаии из Златоверхого мон-ря в 1635 г. по повелению Петра (Могилы) З. был перемещен в Киево-Печерский мон-рь и стал блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, за что получал от обители жалованье. Митр. Петр запретил З. архиерейское служение, и З. «многи скорби прият» от Киевского митрополита, «плачевно и сетуя жизнь проходя» (Там же. С. 29, 30). Поставление З. на епископскую кафедру стало возможным после кончины митр. Петра (31 дек. 1646), при его преемнике Сильвестре (Коссове) . В нач. 1649 г. З. был назначен епископом Черниговским и Новгород-Северским. (Интересно, что епископом Северским и Заднепровским польск. власти титуловали Исаию (Копинского), не признавая его права на Перемышльскую кафедру (хиротонисан в 1620) или на митрополичий престол (в 1631). Еп. Исаия не мог находиться в Перемышльской епархии, захваченной униатами, и подолгу жил в заднепровских Мгарском в честь Преображения Господня и в Густынском во имя Святой Троицы мон-рях, обустроенных его стараниями.) Возрождение правосл. Черниговской кафедры стало результатом освободительной войны под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , в результате к-рой летом 1648 г. польск. шляхта, униат. и католич. духовенство были изгнаны с Черниговщины (с 1625 черниговские, смоленские и новгород-северские земли, по Деулинскому перемирию 1618 г. принадлежавшие Речи Посполитой, находились под властью униат. архиереев). В 1649 г. в юрисдикцию З. после изгнания казаками униатов был возвращен Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/200039.html

Годы регентства были отмечены волнениями, Фрондой. Против политики кор. Анны Австрийской и кард. Дж. Мазарини последовательно выступили Парижский парламент (т. н. Парламентская Фронда (1648-1649)) и высшая знать (т. н. Фронда принцев (1650-1653)). Недовольство вызвали взимание высоких налогов и адм. методы управления, введенные главным министром Людовика XIII кард. Арманом Жаном дю Плесси де Ришелье в годы Тридцатилетней войны (1618-1648) и поддержанные Мазарини; чрезвычайные меры оправдывались, в частности, продолжавшейся войной с Испанией. Весной и летом 1648 г. магистраты 4 парижских верховных судов (парламента, Счетной и Налоговой палат и Большого совета) выдвинули политическую программу, к-рая предполагала расширение их контроля над гос. делами. Первоначально речь шла о защите интересов судейской элиты, однако вскоре члены парламента стали говорить о необходимости защиты народа, пострадавшего от тягот войны. В итоге программа встретила широкую поддержку в стране; начались массовые отказы от уплаты налогов. После ареста лидера оппозиции П. Брусселя в Париже стали строить баррикады («Дни баррикад», 26-28 авг. 1648). Королевский дворец был окружен, жителям города удалось добиться освобождения Брусселя. 22 окт. 1648 г. двор был вынужден одобрить декларацию, текст к-рой подготовил парламент. В декларации утверждался контроль парламента над гос. финансами и предусматривалось снижение поземельного налога (тальи) и нек-рых косвенных налогов. В результате правительство приняло решение блокировать Париж. После тайного бегства из города Анны Австрийской с Л. и Мазарини (в ночь на 6 янв. 1649) началась т. н. Парижская война (янв.-март 1649) - кульминационное событие Парламентской Фронды. Главным требованием была отставка Мазарини, что привлекло на сторону парламента значительное число аристократов. Однако военный перевес был на стороне правительственных войск во главе с 1-м принцем крови Луи II де Конде (Великий Конде). В итоге парламент вступил в переговоры с правительством, завершившиеся подписанием Сен-Жерменского мира (1 апр. 1649).

http://pravenc.ru/text/2561072.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папы эпохи религиозных войн (первая половина XVII века) Е. Гергей. История папства До середины XVII века Европу еще сотрясали войны, начинавшиеся под религиозными лозунгами; в историю они вошли под собирательным названием «Тридцатилетняя война» (1618-1648). Противоборствующие стороны формировались не по вероисповедной принадлежности, а по политическим интересам, хотя борьба шла под религиозными лозунгами. Основной движущей силой религиозных войн на континенте было великодержавное соперничество между Испанией и Францией. Затем фронт соперничества расширился с образованием французско-голландско-английского блока, противостоящего контрреформаторским устремлениям Испании и габсбургской Австрии. Схватка переместилась из Италии на север; вооруженная борьба опустошила Германию. В каких же державных условиях папство должно было найти свое место в европейской войне? Во Франции в 1598 году Генрих IV в Нантском эдикте закрепил религиозную свободу гугенотов, Этим он не только восстановил внутреннее единство в стране, но и сделал новый шаг к развитию королевского абсолютизма. Его планомерная экономическая политика и терпимость создали основы французской гегемонии на континенте. При нем начался подъем Франции, а затем при правлении кардиналов Ришелье и Мазарини это нашло свое выражение и в европейской политике. В то же время объективной причиной заката испанской империи, опиравшейся на богатые колонии, было то, что она отстала в развитии буржуазных отношений по сравнению с северными территориями. Постепенно ей все труднее стало выполнять и взятую на себя в контрреформации роль. Вместо испанской католической державы ведущая роль на континенте переходит к сражавшимся против турок австрийским Габсбургам. Итак, на двух полюсах Тридцатилетней войны мы находим кардинала Ришелье и католических императоров Габсбургов.

http://sedmitza.ru/lib/text/441662/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР Вестфальский мир, договор, завершивший Тридцатилетнюю войну (1618-1648); заключен 24 окт. 1648 г. Состоит из 2 мирных соглашений: Мюнстерского (между Римско-Германской империей и Францией) и Оснабрюкского договоров (между Римско-Германской империей, Швецией и протестант. гос-вами Германии). Постановления В. м. касались территориальных изменений, религ. отношений, политического устройства Римско-Германской империи. Заключению В. м. предшествовали длительные переговоры. Согласно В. м., Швеция получила от Римско-Германской империи, помимо контрибуции в 5 млн талеров, о-в Рюген, всю Зап. и часть Вост. Померании с г. Штеттином, г. Висмар, секуляризованные архиеп-ство Бремен и еп-ство Верден. Во владении Швеции оказались, т. о., важнейшие гавани Балтийского и Северного морей. В качестве герцогов Померанских швед. короли стали имперскими князьями и получили возможность вмешиваться в дела империи. Франции отошли бывш. владения Габсбургов в Эльзасе, она подтвердила свой суверенитет над лотарингскими еп-ствами Мец, Туль и Верден. Франция и Швеция, державы-победительницы, были объявлены гарантами выполнения В. м. Их союзники, герм. княжества Бранденбург, Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург, расширили свои территории за счет секуляризованных еп-ств и мон-рей, герцог Баварии получил В. Пфальц и титул курфюрста. Политическая система, закрепленная В. м., имела гибельные последствия для единства Римско-Германской империи: значение и власть императора были сведены до минимума. В. м. затрагивал проблемы конфессионального урегулирования в рамках Римско-Германской империи. В его основу лег закрепленный Аугсбургским религиозным миром 1555 г. видоизмененный принцип «cuius regio, eius religio» (чья власть, того и вера). Защита закона гарантировалась всем религ. меньшинствам, существовавшим на 1 янв. 1624 г. Это правило не распространялось на Австрию, Чехию и Моравию, находившихся под властью Габсбургов, а также на Баварское курфюршество: в этих землях единственной признанной религией оставался католицизм.

http://pravenc.ru/text/158270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [англ. Burton] Генри (1578 - 7.01.1648), англ. пуританский проповедник и полемист. Получил степень магистра искусств в Сент-Джонс-колледже (Кембридж), затем был частным наставником детей гр. Монмута, благодаря протекции к-рого получил должность клерка личных апартаментов короля при дворе наследника англ. престола принца Генри, а позднее - его младшего брата, буд. кор. Карла I . В 1612 г. был принят в корпорацию Оксфордского ун-та как соискатель докторской степени. По завершении курса обучения в 1618 г. он отказался принять сан священника, что, по-видимому, было связано с его неприятием офиц. Англиканской Церкви , политики архиеп. Кентерберийского У. Лода и усиления арминианства . В 20-х гг. XVII в. Б. начал публицистическую деятельность, направленную против римско-католической Церкви и иезуитов, доказывая, что папа Римский - антихрист. В то же время он резко критиковал арминиан, за что поплатился своей должностью: после восшествия на престол Карла I Б. передал ему послание, содержавшее нападки на Лода, но, поскольку король поддерживал последнего, Б. пришлось уйти в отставку. В 1625 г. он получил должность приходского священника лондонской ц. св. Матфея и стал с кафедры обличать епископат англикан. Церкви и отдельных прелатов. Уже в 1626 г. церковные власти попытались осудить его за отказ от соблюдения официально признанных обрядов, но дело было закрыто. В 1627 г. Б. предстал перед судом Тайного совета за публикацию памфлета «Травля папской буллы» (The Baiting of the Popes Bull. L., 1626), однако, несмотря на усилия Лода, избежал осуждения. В 1629 г. он был временно лишен бенефиция и подвергнут тюремному заключению за трактат «Вавилон, а не Вифлеем» (Babel no Bemhel, that is, the Снигсн of Rome no True Visible Church of Christ. L., 1629). В 1636 г. в проповеди в ц. св. Матфея Б. обвинил англикан. епископат в папистском заговоре, за что был отстранен от должности. Короткий период перед неизбежным арестом он использовал для подготовки к печати текста проповеди «За Бога и короля».

http://pravenc.ru/text/149109.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Юго-западное влияние на московское просвещение К оглавлению Все названные южнорусские богословы и написанные ими книги свидетельствуют о тех больших усилиях, которые предпринимались в Киевской митрополии для защиты Православия от униатства. Но этим не ограничились плоды деятельности южнорусских богословов. В середине XVII в. западнорусские книжные труды начинают появляться в Московском государстве. В 1624 г. по просьбе Патриарха Филарета в Москву для участия в исправлении богослужебных книг был направлен ученый иеромонах Памва (Берында), автор «Лексикона» и многих других богословских сочинений. А в 1627 г. протоиерей Лаврентий Зизаний представил Патриарху Филарету свое сочинение «Большой катихизис». Этот труд был одобрен и напечатан в Москве. Славянской грамматике, составленной Мелетием Смотрицким (1618—1619), суждена была долгая жизнь в Московском государстве в духовных и светских школах и в послепетровское время, вплоть до середины XIX столетия. Мелетий Смотрицкий, сын острожского деятеля просвещения Герасима Данииловича Смотрицкого, учился в начале XVII в. в Бреславском, Лейпцигском, Нюрнбергском университетах. Около 1608 г. вступил в Виленское братство.М. В. Ломоносов называл «Грамматику» церковнославянского языка М. Смотрицкого «вратами учености». Ранее, в 1610 г., М. Смотрицкий напечатал в Вильно свою книгу «Фринос, или Плач Церкви Восточной». В ней он описал печальное положение Православной Церкви в Польше. В 1648 г. боярин Ф. М. Ртищев основал близ Москвы Преображенскую пустынь и пригласил в нее нескольких ученых иноков из киевских и других украинских монастырей для перевода с греческого на русский язык церковных книг. Во главе этого ученого общества (братства) стоял иеромонах Епифаний (Славинецкий), вызванный из Киевского монастыря и усердно трудившийся для Русской Церкви и для дела просвещения. Он перевел много книг с греческого языка на славянский, занимался исправлением славянского перевода Библии, составил греко-славянолатинский лексикон.

http://sedmitza.ru/lib/text/436381/

Собор Архистратига Михаила (Мозырь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор во имя Архистратига Михаила (Мозырь) – главный православный храм Туровской епархии, построен в XVIII веке как костёл в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. Содержание История [ править править код ] В 1615 году король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза " фундует " монастырь бернардинцев в Мозыре. В 1618 году мозырский староста Балтазар Стравинский, на выделенном королём участке, строит деревянный костел и несколько домиков для монахов. В 1645 году отставной полковник Стефан Лозко подарил часть холма, напротив Мозырского замка, монахам бернардинцам, и начинает строителство каменного монастыря. В 1648 году во время казацко-крестьянской войны монастырь был уничтожен. В течение войн середины XVII века, Мозырь был практически стерт с лица земли. Город был восстановлен при короле Яне III Собесском (1674 - 1696 ). Самые первые упоминания о Михайловском храме относятся к XVI веку. Но во второй половине XVIII века недостроенный монастырь был уничтожен. В 1745 году Аскерки начинают строительство нового каменного монастыря бернардинцев, центром которого должен был стать величественный костёл. Сколько лет длилось строительство храма - доподлинно неизвестно. Вероятнее всего храм было освещен в 60-х или 70-х годах XVIII века. Монастырский комплекс был построен в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. В монастыре так же располагались начальная школа и библиотека. В крипте костёла была устроена семейная усыпальница, где находили упокоение представители рода Аскерок. После национально-освободительных восстаний XIX века бернардинский монастырь был закрыт, в его корпусах расположились присутственные места Мозырского уезда и больница. Костёл неоднократно горел и пришел в упадок. В 1864 году храм был передан православной церкви и освящен в честь святого Архистратига Божия Михаила. 5 сентября 1865 года храм был освящен по православному чину. Новый собор освящают во имя святого Архистратига Михаила с правым приделом во имя святителя Кирилла Туровского .

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Архистра...

Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь на берегу реки Десны в городе Новгород-Северский. Благодаря обилию построек XVI—XVIII веков является наиболее значимой в историко-культурном плане достопримечательностью города. Имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Время основания монастыря указывают по-разному: Афанасий Шафонский («Описание Черниговского наместничества», 1786) относит событие к 1033 г. и связывает его с князем Черниговским Мстиславом (эта дата встречается и в современной литературе). Некоторые авторы наших дней датируют появление обители кон. XI в. Данные «Историко-статистического описания Черниговской епархии» 1873 г. позволяли думать, что обитель основана не позже 1-й пол. XII в.: этим временем автор датировал древний каменный Спасо-Преображенский храм монастыря; однако, во 2-й пол. ХХ в. археологи изучили остатки храма и отнесли его к рубежу XII-XIII вв. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. храм пострадал от пожара при разорении города в ходе княжеских междоусобиц. Под 1179 г. летописи сообщают о погребении Новгород-Северского князя Олега в храме св. Архангела Михаила; по одной версии, этот храм находился в Чернигове, по другой – в центре Новгорода-Северского, по третьей – в Спасо-Преображенской обители. Во 2-й пол. ХХ в. археологи также открыли в монастыре следы поселения XII в. Возникло предположение, что это – загородная резиденция князя. В 2003 г. севернее фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма открыты остатки каменного сооружения, названного, по находкам в нем, загородным княжеским теремом, разрушенным при монгольском нашествии. В этой связи полагают, что храм также был частью загородной резиденции князя. Последнее, впрочем, не исключает возможности основания возле нее патронального монастыря. На стыке XV-XVI вв. монастырь получил грамоту князя Московского Василия III на угодья, а в нач. XVI в. был разорен крымчаками – при этом сгорел его храм в честь свт. Петра (†1326), митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота (об этом упоминает грамота 1552 г. с подтверждением старой). В 1603 г. в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 г. Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению (она стояла вне городских стен). Из-за уступки Северщины Речи Посполитой (1618), иноки монастыря перешли в Россию, забрав с собой ризы, иконы, книги, казну и колокола. В 1620 г. обитель возродилась, но бедствовала, лишенная прежних угодий. В 1635 г. польский король отдал ее католикам, которые владели ею до 1648 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Христианские святыни Аугсбурга Город в честь римского императора Августа Базилика святых Ульрика и Афры Уже в 15 году до Р.Х. на месте современного баварского города Аугсбурга находилось поселение Augusta Vindelicorum (названо так в честь императора Августа), основанное как римский военный лагерь. Легионы римского императора Августа, покорив альпийские племена, перешли Альпы и после битвы у Боденского озера подчинили себе области ретов и винделиков. Продвигаясь к Рейну, римляне обустроили один из своих военных лагерей на землях кельтского племени винделиков в долине между реками Лех и Вертах. Поселение стало центром римской провинции Реция. В южной части города сохранился до сегодняшних дней фундамент несколько раз перестраиваемых Красных ворот (Rotes Tor), через которые проходила военная дорога, ведущая из Рима в германские земли и названная именем императора Клавдия Via Claudia Augusta. Среди аугсбургцев бытует мнение, что как раз по отрезку этого древнего пути сегодня проходит автомагистраль и одна из современных и самых красивых улиц города – Максимилианштрасе. В период раннего средневековья на месте опустевшего и полуразрушенного римского лагеря образовалось поселение городского типа, представлявшее собой укрепленный пункт – крепость («бург»). Августа Винделиков стала называться Augustus Burg – город Августа. Так возникло название города – Аугсбург. С 530 года на занимаемой алеманами территории образуется племенное герцогство Швабия (Аллемания), административным центром которого и стал город Аугсбург. К 1316 году свободный императорский город, где до конца XII века правили известные в Западной Европе епископы, значительно вырос и стал одним из самых богатых и могущественных городов Германии, но Тридцатилетняя война (1618–1648) положила конец его процветанию. В настоящее время Аугсбург является третьим по величине городом Баварии и одним из старейших в Германии. Святая Афра – покровительница Аугсбурга Святая мученица Афра Аугсбургская епископия была основана, вероятно, в VI столетии. Но двумя веками ранее, по мнению историков, в городе уже была небольшая христианская община, члены которой приняли мученическую смерть во времена гонений императора Диоклетиана (284–305).

http://pravoslavie.ru/29202.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010