Наши западные братства, видя всю опасность для православных от жестоких нападений латино-униатов, весьма естественно были озабочены, как можно лучше сосредоточить свои силы и укрепить своих сочленов нравственно и материально; в этих последних видах, как Львовское, Виленское, так и другие братства (что увидим ниже), сосредоточивались около своих монастырей, забирая в свою среду монашеский чин, который прикрывал, как бы щитом, своих светских братчиков. Потей продолжал со всею жестокостью теснить Виленское братство и его духовных лиц и, не смотря на защиту братства даже со стороны главного трибунального суда, добился, как всегда, от короля приказа об изгнании новоизбранных братских священников Иосифа Яцковича и Ивана Семеновича под тем предлогом, что они будто бы несправедливо обвинили дьякона Грековича, отдавшегося под покровительство Потея, в незаконной связи с одной монахиней. 27 , 28 Мало того, король издал универсал всем светским судам, чтобы они не принимали жалоб на Потея. 29 Несмотря на все обиды, православные старались со смирением переносить их, чему трогательным примером может послужить случай, бывший с Дубенским архимандритом Варсонофием, проживавшим в 1607 году в Св. Духовском монастыре, при братстве. Игумен Варсонофий был избить троицкими униатскими монахами, и когда возный явился к нему для взятия показания, то смиренный игумен заявил, что насилие от униатов он потерпел за то, что не хотел отступить от православия, но по своему духовному званию он должен терпеливо и смиренно переносить обиды и не обращаться к светскому суду, а потому все это дело предает на волю Божию. В 1607 году для православных блеснула надежда на лучшую будущность, но и эта надежда оказалось тщетною; православные дворяне Киевской, Волынской и Брацлавской земель, где православное население было плотнее, обратились к сейму с ходатайством о признании прав их церкви, и сейм на этот раз склонился к мнению, что уния не обязательна для православных. 18 июня 1607 года вышел королевский универсал, которым подтвердилась независимость православной церкви под верховною властью Константинопольского патриарха, но это распоряжение короля, мечтавшего в то время о престоле московском, было лишь политической уловкой и осталось только на бумаге, в свидетельство его лицемерной политики в отношении русских. 30 Затем, до самого конца многолетнего царствования Сигизмунда III жгучий вопрос откладывался с одного сейма на другой. 31

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

язык (т. н. Библия Фредерика II). В правление Кристиана IV (1588-1648) Дания-Н. пережила целый ряд реформ. В отличие от предшественников, редко бывавших в Н., Кристиан IV посетил ее 26 раз. В 1591 г., начиная самостоятельное правление, он принес присягу норвеж. сословиям, сократил влияние дворянского риксрода, опираясь на лютеранское духовенство и бюргерство. В 1624 г. Кристиан IV лично участвовал в проектировании новой планировки г. Осло, выгоревшего во время пожара; с этого времени город носил имя Кристиания (с 1 янв. 1925 снова Осло). В 1597-1599 гг. в Н. была проведена адм. реформа. Полномочия и численность ленсгерров были сокращены, лены укрупнены: их стало 10 с центрами в крепостях Бохус, Акерсхус, Тёнсберг, Братсберг, Агдесиден, Ставангер, Бергенхус, Тронхейм, Нурланн, Вардёхус. Дела епископов изъяли из ведения ленсгерров, епископов подчинили непосредственно королю; духовенству жаловали поместья. Духовенство в Н. в подавляющем большинстве было дат. происхождения; с 1629 г. для получения сана было необходимо иметь теологическое образование и сдать экзамен в Копенгагенском ун-те. В 1604 г. появился «Норвежский закон Кристиана IV», проводивший идею выборности риксродом единого для Дании и Н. монарха. Частью законодательной реформы стало издание собственного церковного ордонанса для Н. В мае 1604 г. 4 норвеж. епископа во главе с еп. Осло А. Б. Даллом (1601-1607) направили в Копенгаген предложения по реформированию Церкви в Н. Особое внимание было уделено не столько теологическим вопросам, сколько усилению внутрицерковной дисциплины. Предложения епископов существенно отличались от положений «Церковного ордонанса» 1537 г., однако после редакции профессоров Копенгагенского ун-та большинство нововведений было отвергнуто, и новый церковный ордонанс для Н., изданный 2 июля 1607 г., в целом повторил принципы ордонанса 1537 г. В нем указывалось на необходимость распространения школьного образования в духе лютеран. вероучения, постоянного надзора епископов за качеством образования. Лютеранские епископы должны были осуществлять цензуру религиозной литературы, которой пользовались пасторы, отклоняя тексты или рекомендуя их к изданию. Как и его отец, Кристиан IV поддерживал филиппистов и в 1606 г. предпринял попытку запретить обряд «экзорцизма», который заключался в произнесении пастором фразы «Изыди из него/нее, злой дух, и дай место Духу Святому» при крещении. Филипписты считали это пережитком католицизма, в то время как ортодоксальные лютеран. теологи говорили о необходимости сохранить этот обычай. В 1606 г. он повелел крестить свою дочь без применения «экзорцизма», в норвеж. церковном ордонансе 1607 г. этот ритуал не был предусмотрен. Однако так же, как и его отцу в деле с Хеммингсеном, Кристиану IV пришлось уступить и в 1610 г. вновь ввести «экзорцизм».

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Филигрань: Гербовый щит—Лауцявичюс, 1167 (1592—1593 гг.). 70) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 584 (л. 56 об. — 60) — конец XVI — начало XVII в. 71) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 277 (л. 29—31; со стихом) — нач. XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под розеткой, на тулове дата «1600» — Лихачев, 4103—4105 (1601 г.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове литеры PG — Дианова («Кувшины»), 60 (1600 г.). 72) РГБ, ф. 212 (Собр. Олонецкой семинарии), 8 (л. 104 об. — 109) — нач. XVII в. 73) РГАДА, ф. 181 (собр. МГАМИД), 563 (л. 247 об. — 253 об.; со стихом) — нач. XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками и датой 1596 г. — типа: Дианова и Костюхина, 774 (1602 г.). 74) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1431 (л. 84—91) — 1608 г. 75) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.217 (л. 239—243; б.с.) — нач. XVII в. Филиграни: Щит с лилией под короной — Лихачев, 1963, 1964 (1607 г.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове литеры HI — Гераклитов, 411 (1607 г.); Гроздь винограда — Лихачев, 1962 (1607 г.), 3310 (1606 г.). 76) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.468 (л. 61—63) — первая четверть XVII в. 77) Центральная научная библиотека Академии наук Украины, собр. Киевской Духовной академии, 516 (по Н. И. Петрову) (л. 137 об. — 142; со стихом) — первая четверть XVII в. Филиграни: Кувшин — типа: Гераклитов, 409 (1594 г.); Гербовый щит—типа: Дианова и Костюхина, 856 (1621 г.). 78) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 317 (л. 48 об. — 52 об.) — 20–е годы XVII в. (почерк Германа Тулупова). Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры FA и О — Дианова и Костюхина, 667 (1620—1621 гг.). 79) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 267 (л. 65 об. — 68 об.) — 20–е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры QQ — Дианова и Костюхина, 711 (1629 г.); Кувшин с одной ручкой под полумесяцем—типа: Дианова и Костюхина, 668 (1623 г.). 80) Санкт–Петербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Собр. Н. П. Лихачева), оп. 1, 301 (л. 48—52) — 20–е годы XVII в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Соч.: Poematum Graecorum libri duo. Basileae, 1567; Turcograeciae libri octo, quibus Graecorum status sub Imperio Turcico, in politia et ecclesia, oeconomia et scholis, iam inde ab amissa Constantinopoli, ad haec usque tempora, luculenter describitur; cum indice copiosissimo. Basileae, 1584; Germanograeciae libri sex: in quorum prioribus tribus, Orationes, in reliquis Carmina, Graeca et Latina, continentur... Basileae, 1585; Annales suevici, sive Chronica rerum gestarum antiquissimae et inclytae Suevicae gentis. Francoforti, 1595-1596. t.]; Grammatica Graeca: Cum Latina congruens: Jam quoad dialectos, et alia hic scitu necessaria iuxta prius exemplar Gorlicense recusa, et auctius edita. Gorlicii, 1663; Grammatica Graeca maior: Pro scholis Ducatus Wyrtembergici, in formam succinctiorem, cuius rationem Epistola ad Lectorem docebit, redacta. Tüb., 1668. Лит.: M ü ller V. Oratio de vita et obitu praeclarissimi D. Martini Crusii, Tubingensis Academiae per annos octo et quadraginta professoris nobilissimi ac celebratissimi. Tüb., 1608; Kl ü pfel К. Crusius, Martin//ADBiogr. 1876. Bd. 4. S. 633; Gerstinger H. Martin Crusius " Briefwechsel mit H. Blotius und J. Sambucus (1581-1599)//BZ. 1929/1930. Bd. 30. S. 202-211; Widmann H. Crusius, Martin//NDBiogr. 1957. Bd. 3. S. 433; Clercq C., de. La Turcograecia de Martin Crusius et les patriarches de Constantinople de 1453 à 1583//OCP. 1967. Vol. 33. P. 210-220; Курбатов Г. Л. История Византии: Историография. Л., 1975. С. 23; Moennig U. Martinus Crusius " s Collection of Greek Vernacular and Religious Books printed in Venice: Some Unnoticed Data//BMGS. 1997. Vol. 21. P. 40-78; Suchland K.-H. Das Byzanzbild des Tübinger Philhellenen Martin Crusius (1526-1607): Diss. Würzburg, 2001; Toufexis P. Das Alphabetum vulgaris linguae graecae des deutschen Humanisten Martin Crusius (1526-1607): Ein Beitrag zur Erforschung der gesprochenen griechischen Sprache im XVI Jh.: Diss. Köln, 2005; Wolf G. Ph. Martin Crusius (1526-1607): Philhellene und Universitätsprofessor//Fränkische Lebensbilder/Hrsg. E. Schneider. Würzburg, 2009. Bd. 22. S. 103-119.

http://pravenc.ru/text/2462059.html

вольные люди, прослужившие у кого-нибудь не меньше полугода без кабальной записи, становились кабальными холопями, хотя бы они и не хотели давать на себя кабал. Царь Василий Шуйский в 1607 г. отменил этот закон, запретив таких добровольных холопей отдавать их господам в кабальное холопство, если они сами не хотели дать на себя кабал, и прибавив в объяснение нового закона: «не держи холопа без кабалы ни одного дни, а держал безкабально и кормил, и то у себя сам потерял». Указ царя был записан в Судебник. В 1609 г. судьи Холопьего приказа докладывали об этой статье в верху боярам, и бояре одни без царя приговорили царский указ 1607 г. отменить и восстановили прежний закон 1597 г., также записанный в Судебник. Можно подумать, что такое распоряжение бояр было следствием политического значения думы, приобретенного при этом царе в силу договора с ним, проявлением ее нового права законодательствовать без царя и даже вопреки его воле. Но такое мнение было бы не совсем верно. Не зная всех условий договора этого царя с боярами, нельзя сказать, был ли тогда установлен какой-либо порядок законодательства. Но можно заметить по действиям думы в это царствование, что для царя Василия стало по договору только обязательно то, что было обычно при прежних царях. Еще до боярского приговора 1609 г. месяца за четыре царь Василий сам отступился от своего указа 1607 г., отмененного потом боярами, постановив добровольных холопей, служивших без кабал лет пять, шесть или больше и не хотевших давать на себя кабал, отдавать в кабальное холопство тем, кому они служили. Что еще любопытнее, последний указ дан был царем, как временная мера, пока этот вопрос не будет разрешен боярским приговором: давая его, царь «рекся о том говорить с бояры». Очевидно, боярский приговор 1609 г. был следствием этого разговора царя с боярами, а не актом конституционной оппозиции последних первому. При царе Федоре Алексеевиче, когда не существовало ни такой оппозиции, ни самой конституции, встречаем явление еще более странное на первый взгляд: низшая правительственная инстанция, комиссия думы, отменяет закон, изданный высшей инстанцией, государем с думой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Гонимые голодом, целые толпы беглых крепостных крестьян потянулись в Орловские земли: здесь выдался сравнительно неплохой урожай. Но можно ли было прокормить им столько голодных? Начались грабежи, разбой на дорогах, нападения на дворы и усадьбы помещиков и богатых людей. В самый разгар голода помещики не препятствовали побегам своих холопов: в каждом побеге они видели избавление от лишнего рта. Но когда пришла нужда в рабочих руках и помещики захотели вернуть своих беглых крепостных, те, вкусив уже вольной жизни, возвращаться в кабалу желания не имели. Крестьяне объединялись в отряды, порою немалые, поднимались на борьбу против господ. То здесь, то там вспыхивали бунты, восстания, и усмирить всех недовольных властям было уже не под силу. Многие из таких крестьянских отрядов поддержали Лжедимитрия, связывая с «законным царем» свои надежды на отмену крепостной зависимости. Хотя таких отрядов было в Орловских землях немало, сам Орёл дольше других городов хранил верность Борису Годунову. Причина проста: воеводой здесь долгое время был родной брат царя — Иван Федорович Годунов. Однако в мае 1605 года новый орловский воевода Федор Шереметьев вышел навстречу самозванцу с хлебом и солью. Лжедимитрий I, впрочем, в Орле задержался недолго и вскоре двинулся дальше. В 1607 году Орел был занят войсками Болотникова, который рассылал отсюда свои грамоты, призывая местных крестьян присоединиться к нему для похода на Москву. Болотников получил в Орле значительное подкрепление и выступил навстречу царской рати. В конце 1607 года в Орле появился Лжедимитрий II. Кто был этот самозванец, мы не знаем, но по всему было видно, что человек он был отчаянный, или лучше сказать — отпетый. Ведь он появился в городе, который совсем недавно видел первого Лжедимитрия. Многие орловцы должны были знать его в лицо. Но одни успели уже сложить головы, другие были далеко, третьи предпочитали помалкивать. Всё же нашлись и такие, которые решили избавиться от нового самозванца и составили заговор. Но Лжедимитрий вышел сухим из воды, а затем начались его метания между Орлом и Карачевом: ни тот, ни другой город не казался ему достаточно надежным пристанищем. Наконец, после неудачной попытки овладеть Брянском, самозванец решил провести зиму 1607/08 года всё-таки в Орле. Только бездействие царских воевод, которые находились в это время с большим войском в непосредственной близости от Орла, спасло его и помогло собраться с силами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Во всех трех изданиях есть посвятительное послание и обращение к «благочестивому читателю». Но внимательное рассмотрение этого обращения во всех трех изданиях показывает, что хотя они, по-видимому, читаются одинаково, однако в нем прибавлено несколько слов как раз именно в издании 1607 года, то есть, в том, в котором впервые появляются «Размышления о жизни Иисуса Христа», каковых слов нет в издании 1600 года, но имеются в издании 1615 года, – явный знак, что издание 1607 года послужило копией и для третьего издания. Соммалий в этом прибавлении выражает радость, что он имел как здоровье, так и некоторый досуг, давший ему возможность восполнить то, чего не доставало в первом издании (quae in prima editione defuerunt). Между тем «Размышления o жизни Иисуса Христа» представляют единственное значительное дополнение, сделанное в этом втором его издании, и следовательно он, главным образом, должен был иметь в виду именно это творение, отсутствие которого в первом издании, по его мнению, и делало это издание неполным. Написанное по-латыни, замечание это продолжало оставаться и в других изданиях, напечатанных от имени Соммалия после его смерти, и на место его ни в одном из них не сделано никакого замечания в объяснение пропуска. Отсюда единственный намек на «Размышления о жизни Иисуса Христа», сделанный самим Соммалием в издании 1607 года, очевидно, говорит в пользу того, что это творение было написано Фомой Кемпийским. Трудно и представить себе, чтобы такой осторожный издатель, как Соммалий. ввел «Размышления о жизни Иисуса Христа» во второе издание «Opera omnia» Фомы Кемпийского, не подвергнув этот предмет предварительно самому тщательному рассмотрению и исследованию. В своем обращении «к благочестивому читателю» во всех трех изданиях он говорит, как заботливо и усердно он старался собрать только то, в подлинности чего он хорошо удостоверился, на основании сверки с манускриптами или автографами Фомы Кемпийского. Подобно медведю, по его выражению, вылизал он, и подобно страусу пристально выглядел сочинения своего возлюбленного автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

Лжедмитрий был убит, на престол бояре возвели Василия Шуйского, который стал проводить политику, угодную узкому кругу боярской знати. Это усилило недовольство народных масс. Первыми восстали южные окраины – северские города Путивль и Чернигов. Во главе восставших вскоре встал Иван Исаевич Болотников, талантливый полководец, человек незаурядной духовной силы и мужества, бывший холоп боярина Телятевского. Собрав в Путивле большое войско, Болотников в июле 1606 г. пошел на Москву. По мере продвижения армия Болотникова все время пополнялась новыми силами. В октябре 1606 г. Болотников окружил Москву. Осада длилась пять недель. Напуганные ростом восстания дворянские отряды из войска Болотникова стали переходить на сторону Василия Шуйского. Усиленные подкреплениями из западных и северных уездов страны войска царя Василия Шуйского смогли нанести поражение отрядам Болотникова (сражение 2 декабря 1606 г. около села Коломенского). Болотников отступил к Калуге и в течение 5 месяцев отражал натиск правительственных войск. Весной 1607 г. он перешел в хорошо укрепленную Тулу. После длительной осады 10 октября 1607 г. Тула пала. Сторонники Болотникова подверглись жестокой расправе, сам Иван Болотников, которому царь поклялся сохранить жизнь, был сослан в Каргополь, где его ослепили, а вскоре он был утоплен в проруби. Летом 1607 г. в Северской Украине вновь объявился самозванец, будто бы дважды (в Угличе и в Москве) спасшийся от убийц царевич Дмитрий. За его спиной стояли польские феодалы, которые решили воспользоваться осложнившимся внутренним положением России для захвата русских земель. Основную часть армии Лжедмитрия II составляли отряды польской шляхты, однако к нему присоединились и крестьяне, и низы посадского населения. В июне 1608 г. Лжедмитрий II подошел к Москве и, не сумев взять ее «с хода», остановился лагерем в подмосковном селе Тушине (отсюда прозвище второго самозванца – «Тушинский вор»). Осада Москвы продолжалась с июня 1608 по март 1610 г. Одновременно отряды Лжедмитрия II захватывали различные области страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История иерусалимских патриархов в описываемый период представляет нам историю борьбы их с латинянами и другими иноверцами за обладание святыми местами в Палестине. В этом отношении особенно замечательны патриархи: Герман (1534–1579 гг.), Софроний (1579–1607 гг.), Феофан (1607–1644 г.), Паисий (1644–1661 гг.), Нектарий (1661–1669 гг.) и Досифей (1669–1707 гг.). Жизнь их проходила в постоянных путешествиях из Иерусалима в Константинополь и обратно, а также по всем православным странам. В Иерусалиме и Константинополе они с необыкновенной энергией и настойчивостью пред турецким правительством отстаивали права православных на владение святыми местами, устраняя происки иноверцев, преимущественно латинян, а в православных странах – России, Молдавии, Валахии и Грузии – неутомимо собирали средства для поддержания этого владения. Особенно частыми и многотрудными путешествиями в этих целях отличались патриархи Феофан, Паисий и Досифей. Из иерусалимских патриархов новейшего времени особенное внимание обращает на себя патриарх Кирилл II (1845–1872 гг.) как образованный и деятельный на пользу Православия пастырь. Сделав Иерусалим своим постоянным местопребыванием, он обратил все свое внимание на благоустройство своего патриархата: возобновлял церкви в своем пат­риаршем округе, отстроил вновь древние разрушенные храмы в Лидде и на горе Фавор, основал богословское училище для приготовления священников и народных учителей из туземцев, открыл несколько народных школ, устроил в Иерусалиме госпиталь, типографию и тому подобное. Во время несчастной распри Константинопольского патриарха с болгарами этот достойный пастырь в 1872 году отказался подписать отлучение на болгарских епископов и за это по влиянию Константинопольской патриархии в том же году своими иерусалимскими архиереями был низложен с кафедры. Глава III. Духовное просвещение § 18. Состояние просвещения Тяжелое иго, наложенное турками на православных греков после погрома их империи, отозвалось весьма печальными последствиями на их духовном просвещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Knötel System. aegypt. Chronolog. р. 122. 123.). Шарпе (Samuel Sharpes Geschichte Egyptens, deutsch bearbeitet von Jolovicz. Leipz. 1857.) иначе объясняет вторжение гиксов в Египет. Он говорит, что в течение долгого времени нижний Египет населялся племенами, вытесняемыми из Сирии и других стран Азии. Мирно посе­лившись в Дельте, они скоро сделались могущественнее природных жителей; восстали против египтян и, поразив царя нижнего Египта, овладели Мемфисом. После сего избрали себе царем Салатиса. Объясняя так утверждение власти гиксов в Египте, мы можем допустить, что не малое время прошло с первого утверждения их в Египте до избрания ими царя, который принужден был принимать меры осторожности против начинавшего возрастать могущества ассириян. 22 Дюдор говорит (I, 73), что вся пахатная земля в Египте разделена была на три части:одну часть царь удер­живал за собою, другие две жаловали жрецами и воинами так, что земледельцы были только арендаторами земель, принадлежащих царю или высшим классам. Геродот говорит (II, 37. 409. 141. 168), что Сезострис разделил землю на части и дал каждому египтянину определенный участок за известный годовой оброк, а воинам дал по 12 лучших участков. Очевидно, что это владение воинов есть ни­что иное, как царское жалованье за службу. О том, что с жителей собираема была в подать царю пятая часть произве­дений, свидетельствует Юстин (XXXVI, 2.). Что жреческие земли не подлежали подати, кроме Геродота, свидетельствует и Страбон (XVII, 787.). Вероятно гиксы, воспользовавшись нуждою жителей во время голода, успели при Иосифе подчи­нить себе всю землю египетскую, добровольно заставив их вносить подать, тогда как доселе власть их не была еще окончательно утверждена. 23 Из древних писателей:Евполем в 1721 г. пред Р. Хр., Гекатей в 1516 г., Палемон около 1740 г., Лизимах в 1607 г.,Тацит в 752 г., Филон в 1960 г., Иосиф Флавий в 1702 г.; по хронологии раввинов в 1314 г. Из церковных писателей Иустин мученик полагает исход ев­реев в 1796 г., Татиан в 1583 г. иди в 1670 г., Феофил Антиохийский в 1621 г., Климент Александрийский в 1653 г. или в 1647 г., Юлий Африкан в 1796 г., Евсевий в 1511 г., Августин в 1512 г., Синкелл в 1686 г. Из новейших хронологов Скалигер, Кальвизий и Каппель в 1497 г., Петавий в 1531 г., Морегам в 1487 г., Улер в 1491 г., Яксон в 1593 г., Биньоль в 1645 г., Бенгель в 1497 г., Франк и Гаттерер в 1483 г., Тиль в 1497 г., Гофман в 1505 г., Винер в 1491 г., Евальд в 1502 г., Гресвелль в 1560 г., Ято в 1607 г., Нибур в 1496 г., Зейффарт и Улеманн в 1860 г., Моверс и Гутшмидт в 1449 г. или 1447. Лучшие египтологи последнего времени Лепсиус, Бунзен и Бругш полагают исход евреев в пер­вой четверти XIV в. от 1314–1320 г. (Herzog. Real-Encyklopaedie 176–177. Hef. р. 443–446. Zeitrechnung biblische).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010