Тогда суд начал расследование в его отсутствие, заслушав свидетелей, и в результате низложил архиепископа. Однако Афанасий I убедил представителей местных властей арестовать экзархов и заключить их в тюрьму. После этого созванный в 1600 г. в К-поле Собор объявил Афанасия I низложенным, но тот не пожелал подчиниться его решению, продолжая богослужение и управление Церковью. Избранный на его место архиеп. Вениамин (являлся Кипрским архиепископом по крайней мере в июне 1600, хотя документ, подтверждающий его избрание был получен от К-польского патриарха только в янв. 1601) столкнулся с противодействием сторонников Афанасия I. Нестроениями в КПЦ воспользовался Антиохийский патриарх Иоаким VI, который в кон. 90-х гг. XVI в. заявил о своем праве поставлять кипрских архиереев. Однако Мелетий Пигас не поддержал его претензии. После расследования дела Афанасия I К-польским патриархом Матфеем II тот был в 1601 г. повторно низложен. Архиеп. Вениамин в 1600-1601 гг. вел переговоры с представителями Савойского герцога Карла Эммануила I о подготовке антитур. восстания на Кипре. Из-за слухов, распущенных сторонниками Афанасия I, что письмо Матфея II о поставлении Вениамина архиепископом является поддельным, тот в 1602 г. снова поехал в К-поль к новому патриарху Неофиту II, к-рый выдал ему документ, подтверждавший его хиротонию и отлучение Афанасия (авг. 1602). Тем не менее в 1604 или в 1605 г. Вениамин отрекся от архиепископского престола и киприоты обратились за помощью к Александрийскому патриарху Кириллу III Лукарису (см. Кирилл I Лукарис , патриарх К-польский). В янв. 1606 г. он прибыл на остров. Свое участие в разрешении церковных проблем на Кипре он объяснил в письме К-польскому патриарху не как вмешательство в дела автокефальной Церкви, а как «дело любви» ( Θιλππου. 1975. Σ. 52). Собор кипрского духовенства просил для прекращения нестроений совершить хиротонию нового архиепископа. Кирилл Лукарис рукоположил Христодула I (1606/07-1639, 1640-1641), к-рый не отличался ученостью, но обладал мн.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [Лат. Laurentius de Brundusio; итал. Lorenzo da Brindisi; мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (22.07.1559, Бриндизи - 22.07.1619, Лиссабон), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации , учитель католич. Церкви (см. Doctor Ecclesiae). Род. в семье набожных католиков Гульельмо Руссо и Элизабетты Мазеллы. После смерти отца (между 1561 и 1565) мальчика отправили в мон-рь францисканцев-конвентуалов Сан-Паоло-Эремита в Бриндизи, где подвизался его дядя, пресв. Джорджо Медзоза, повлиявший на решение Руссо избрать путь монашеского служения. Когда ему было 14 лет, умерла мать, и Руссо уехал в Венецию к дяде по отцовской линии, священнику, обучавшему клириков базилики Сан-Марко. При поддержке дяди Руссо продолжил учебу в Венеции. Там он познакомился с деятельностью капуцинов и 18 февр. 1575 г. был принят в орден с именем Лаврентий, 24 марта 1576 г. принес монашеские обеты. По окончании годичного новициата в Вероне Л. из Б. изучал логику в Падуе, философию и богословие в Венеции, но особое внимание он уделял Свящ. Писанию и языкам: Л. из Б. знал латынь, древнегреческий, древнееврейский, арамейский, сирийский, немецкий, французский, испанский, чешский. 18 дек. 1582 г. он был рукоположен в сан пресвитера и практически сразу привлечен к проповеднической деятельности ордена. Л. из Б. преподавал и проповедовал в ц. Сан-Джованни-Нуово в Венеции; в 1583-1586 гг. преподавал богословие и Свящ. Писание в венецианском отд-нии ордена капуцинов; в 1586-1588 гг. был настоятелем и наставником новициев в монастыре Бассано-дель-Граппа. В 1590-1592 гг. Л. из Б. возглавлял Тосканскую пров. ордена капуцинов. В 1592 г. папа Климент VIII поручил ему проповедь иудеям в Риме (к этому времени Л. из Б. уже проповедовал евр. населению Венеции и др. городов по собственной инициативе). Считается, что благодаря проповедническому таланту Л. из Б., а также его глубокому знанию Свящ. Писания и раввинских сочинений значительное число римских иудеев приняли христианство. В 1594 г. Л. из Б. вернулся в Венецию; в 1596-1597 гг. он руководил Венецианской, а затем Швейцарской (1598-1599) и Генуэзской (1613-1616) провинциями ордена капуцинов. В 1596-1602 и 1613-1619 гг. являлся главным дефинитором ордена. В 1602-1605 гг. был генеральным настоятелем (министром) ордена.

http://pravenc.ru/text/2462477.html

Сумбат (кон. VIII - нач. IX в.), Сахл (1-я пол. IX в.- ок. 853), Адарнерсе (ок. 853 - 3-я четв. IX в.), Григол Хамам (ок. 4-й четв. IX в.- 897; царь с 893). Цари Эрети: Адарнасе Патрикий (ок. 1-й четв. X в.), Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.), Иоанн Сенекерим (50-60-е гг. X в.). Цари Кахети-Эрети: Квирике III Великий (1014-1037/39), Гагик (1037/39-1058), Ахсартан I (1058-1084), Квирике IV (1084-1102), Ахсартан II (1102-1104). Цари К.: Георгий I (1466-1476), Александр I (1476-1511), Георгий II (1511-1513), Леван (1520-1574), Александр II (1574-1601, 1602-1605), Давид I (1601-1602), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Ростом (царь Картли и Кахети в 1648-1656), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722), Константин II (Махмадкули-хан) (1722-1733), Теймураз II (1733-1744), Ираклий II (1744-1762). Ист.: Караулов Н. А. Сведения арабских писателей IX и X вв. по Р. Х. о Кавказе, Армении и Адербейджане: VIII. Мас " уди//СМОМПК. 1908. Вып. 38. С. 30-61; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// о н же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Древнеарм. текст с груз. пер. Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд. Ин-та Востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие//Грузинская проза. Тбилиси, 1983. Т. 5. С. 455-561 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с древнеарм.: Л. Давлианидзе-Татишвили. Тбилиси, 1985 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети/Сост.: Т. Енукидзе, Г. Бедошвили. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 303-330; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Там же. С. 75-137; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-211; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

125 Прот. Иоанн приводит имена современников свт. Ермогена, твердо стоявших за веру, царя и Отечество. Священномученик Феоктист – архиепископ Тверской и Кашинский. Рукоположен в январе 1603 г.; пленен поляками в 1608 г. Убит ими в 1609 г. Память 29 апреля. Священномученик Галактион – архиепископ Суздальский и Кашинский. Рукоположен в 1593 г. из архимандритов Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1609 г. лишен кафедры. В том же году умер. Погребен в Суздальском соборе. Герасим – архиепископ Суздальский и Кашинский. Рукоположен в 1612 г. Умер не ранее 1615 г. Сергий – архиепископ Смоленский и Брянский (1608–1611). При захвате Смоленска поляками взят в плен. Упоминается еще в 1623 г. Иосиф – епископ Коломенский и Каширский. Рукоположен в 1586 г. Умер 27 января 1615 г. Погребен в Коломенском соборе. Филарет (Романов) – митрополит Ростовский и Ярославский. Рукоположен в мае 1606 г.; взят поляками в плен 17 августа 1610 г., где находился до 1619 г. С 22 июня 1619 г. – патриарх Московский и всея Руси. Иоиль – архимандрит Печерского Вознесенского монастыря под Нижним Новгородом (1607–1610). Преосвященный Матфей – 2 июля назначен игуменом Кирилло-Белозерского Успенского монастыря. 7 февраля 1615 г. рукоположен в епископа и поставлен митрополитом Казанским. Преподобный Дионисий Радонежский. В миру – Давид Феодорович Зобниновский. Родился ок. 1570 г. в г. Ржеве. Принял монашество в Старицком Богородском монастыре. Около 1605 г. возведен в сан архимандрита. С 1610 г. – архимандрит Свято-Троицкого Сергиева монастыря. Автор патриотических посланий, в которых убеждал всех «постоять за благочестие и Отечество крепко и мужественно». Умело и самоотверженно руководил обителью во время 18-месячной осады ее поляками. После изгнания поляков царь поручил архимандриту Дионисию вместе со старцем Арсением и священником Иоанном исправить напечатанный в 1602 г. типографщиком Андроником Невежею Требник. Правщики сличали до двадцати различных старых Требников. В результате работы они исключили из молитвы Великого освящения воды в день Богоявления прибавление в Требнике 1602 года слова «и огнем», добавленные типографщиком и не встречавшиеся в более древних Требниках. За это преподобный Дионисий и его помощники незаслуженно подверглись обвинению в ереси. На преподобного Дионисия была возложена епитимья. Он был запрещен в священнослужении и заключен в Новоспасском монастыре. Ежедневно он должен был класть тысячу поклонов. Смиренный Дионисий добавил от себя еще тысячу. Иногда его привозили на патриарший двор. Он клал поклоны перед толпами народа. Некоторые ругались над мнимым еретиком. Избранный в 1619 г. Собором патриарх Филарет оправдал преподобного Дионисия и помощников его. Скончался он мирно 10 мая 1633 г., приняв перед кончиной схиму. Отпевал преподобного патриарх Филарет (Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. С. 116). Память святого празднуется 12 мая (по ст. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В это же самое время под духовным надзором игумена Феодосия устраивается ещё один монастырь — в честь Вознесения Господня . Первое упоминание о нём относится к 1597 году. Строился он за пределами острога, на самой восточной окраине Астрахани. Во время пожара весною 1599 года, когда выгорел весь острог (Белый город) и под угрозой уничтожения пламенем находился весь Кремль с Троицким монастырём , игумен Феодосий устроил моление перед Владимирской иконой Богородицы , даннной в благословение граду Астрахани царём Иоанном IV . Огонь был укрощен. После окончания строительства Успенского собора в 1602 г. игумен Феодосий отправился с освященной водой в Москву к царю Борису Феодоровичу Годунову , где во второй половине года был посвящен в первого Астраханского епископа (Астраханско-Терская епархия была выделена из Казанской митрополии). Северной границей его епархии стал Саратов , остававшийся под омофором Астраханских владык 177 лет (1602 – 1799 гг.). Будучи уже Астраханским епископом, святитель Феодосий закончил постройку Троицкого собора и освятил его 13 сентября 1603 г. В 1604 году, по местному монастырскому преданию, епископ Феодосий освящает новопостроенный храм в честь Преображения Господня Спасо-Преображенской обители и благословляет строительство храма во имя Вознесения Господня с кладбищем для погребения странников (позднее Благовещенский женский монастырь). После появления в 1604 году на польской Украине Лжедмитрия , святитель безжалостно обличал самозванца, грамотою Патриарха Иова преданного церковному проклятию. Он объявил, что сам явственно видел царевича Димитрия мёртвым, будучи ещё игуменом Толгского монастыря и в 1591 году участвуя в погребении убиенного царевича. В 1605 г. за отказ признать Лжедмитрия I царем владыка претерпел гонения от астраханцев. Были преданы мучительной казни священнослужители Успенского собора, попытавшиеся вступиться за своего владыку. Соборный протопоп Фома и иерей Кондрат были растерзаны толпой, изрублены и исколоты, а соборный протодиакон Никифор подвергся ещё более страшной участи — его сожгли.

http://drevo-info.ru/articles/13007.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в., г. Старица - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец. Мать Г. в миру звалась Мария, отец в иночестве носил имя Иона. В нач. XVII в. свящ. Георгий Тулупов служил в Сретенской ц. Старицы, об этом сообщает запись на переписанном им между 1599 и 1605 гг. Евангелии (Рукописные книги собрания М. П. Погодина: Каталог. Л., 1988. Вып. 1. С. 120-121). Из записи явствует также, что свящ. Георгий занимался в это время перепиской книг на заказ - Евангелие написано для церкви в имении В. А. Брашевитинова. Между 1597 и 1602 гг. Г. дал вкладом в старицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Евангелие с толкованиями Феофилакта Болгарского, упоминаемое в переписной книге обители 1607 г. (Описные книги старицкого Успенского мон-ря 7115-1607 г.//Тверская старина. Старица, 1911. 5. С. 37), не исключено, что также своего письма (дата вклада определяется тем, что он уже был отмечен в «прежних» переписных книгах и помещен перед Апостолом (1597), Минеей общей (1600) и Служебником (1602) «московской печати»). В Старице свящ. Георгий вместе с мон. Гурием Ржевитиным учил грамоте юного Давида Зобниновского (см. Дионисий (Зобниновский) , прп.), о чем сообщает Житие прп. Дионисия, составленное Симоном (Азарьиным) (ГИМ. Син. 416. Л. 17-17 об.; автограф Симона (Азарьина)). (Время рождения Г. определяется, исходя из этого факта: поскольку прп. Дионисий род. ок. 1570, его учитель, к-рый был по крайней мере на 12 лет старше, род. в 50-х гг. XVI в. Возможно, родственником Г. был житель Старицы И. И. Тулупов, рассказ о явлении к-рому в 1609 Богородицы и патриарха св. Иова изложен в «Истории о первом Патриархе Иове» - РИБ. Т. 13. Стб. 940-943. Необоснованным является предположение о принадлежности Г. к княжескому роду Палецких-Тулуповых (из стародубских князей).) Возможно, после 1619 г. (после оправдания прп. Дионисия в связи с проводившейся им в 1616-1618 правкой книг) свящ. Георгий перебрался в Москву, служил, по-видимому, во Власьевском приделе ц. в честь Зачатия Иоанна Предтечи в дворцовой Конюшенной слободе (район Белого города в Занеглименье, по обе стороны ул. Знаменки). Георгий назван власьевским священником во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря (ВКТСМ. С. 214) и предтеченским иереем в записи на вложенном им в Троице-Сергиев мон-рь в 1626 крюковом Стихираре (РГБ. Ф. 304. 427. Л. 1). 1 окт. 1626 г. свящ. Георгий в Троице-Сергиевом мон-ре принял постриг с именем Герман, при этом он дал вкладом 10 р., печатное Евангелие и упоминавшийся уже крюковой Стихирарь. (Возможно, одна из инокинь, упоминаемых в послесловиях к переписанным Г. книгам,- Акилина или Анисия ( Понырко. С. 197) - была его женой и приняла монашеский постриг одновременно с Г.)

http://pravenc.ru/text/164777.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Астраханской митрополии РПЦ. Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская, в 1723-1799 гг.- Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг.- Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг.- Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг.- Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг.- Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг.- Астраханская и Сталинградская, в 1959 г.- Астраханская и Енотаевская, с 2013 епархия имеет современное название. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделена Ахтубинская епархия . Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии . Кафедральный город - Астрахань, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери, правящий архиерей - митр. Никон (Фомин) . Епархия разделена на благочиния: Златоустовское, Владимирское, Петропавловское, Преображенское, Приволжское, Камызякское, Володарское, Лиманское, Икрянское, Монастврское. К марту 2017 г. в епархии было 47 приходов, 2 мон-ря, в епархии служили 90 священников и 26 диаконов. В ЕУ раборают отделы: по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи, миссионерский, религиозного образования, катехизации, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, имущественный отдел, паломнический, Совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и детства, Пресс служба. Епархиальные СМИ включают газету " Астрахань православная " , ежемесячную телепередачу " Церковь и мир " , ежемесячную радиопередачу " Встреча длч вас " , сайт епархии (http://astreparh.ru) XVII - нач. XX в. После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня . В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов) . Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь , на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

ниже). Цитируемая грамота Василия-Контантина предписывала также принимать в монастырь «только тех, которые бы тому порядку (общежительному) подчиняться хотели и которые бы стремились к науке». Князь отдал инокам и печатные станки, о чем сказано в предисловии 1-й изданной в Дермани книги – «Октоиха» 1603-1604 гг. Заведовал Дерманской типографией священник Дамиан Наливайко – духовник Василия-Константина, настоятель Богоявленского собора в Остроге, писатель, брат Северина Наливайко (предводителя восстания на Украине в 1594-1596 гг. против Польши). В 1602-1605 гг. настоятелем монастыря был игумен Исаакий Борискович, который ранее жил на Афоне и получил звание протосинкела (секретаря) Александрийского патриарха, а завершил земной путь Луцким епископом (†1643). Вместе с о. Исаакием и Дамианом в Дермани трудились Иоанн Борецкий – будущий митрополит Киевский Иов (†1631), и прп. Иов Княгиницкий – подвижник Афона и будущий основатель Манявского Скита в Галиции (†1621). В 1605 г. типографию переносят в Острог (вторично после 1580 г.), а все перечисленные выше труженики отправились в иные места служения. В 1608 г. Василий-Константин поручил обитель экзарху Константинопольского Патриарха игумену Исаии Балабану и подчинил ему все монастыри в своих вотчинах. Позже Дермань оказалась во владениях князя-католика Александра Заславского. В 1627 г. к нему обратился, испрашивая себе обитель в управление, архиеп. Полоцкий Мелетий Смотрицкий. В ответ князь потребовал от просителя перейти в унию. Известный писатель-богослов своего времени, владыка Мелетий, как и многие его соотечественники, мучительно искал мирный выход из конфликта между притесняемыми православными гражданами Речи Посполитой и католическими властями страны. Но в силу того, что воспитание Смотрицкого в детстве шло в духе Православия, а в юности – под влиянием католицизма, этот талантливый и ученый иерарх постоянно колебался в своих взглядах. В итоге он так и не выработал твердых убеждений. Условие Заславского было принято (с оговоркой, что униатство Мелетия временно сохранят в тайне).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В кон. XV - нач. XVI в. в обители, вероятно, настоятельствовал архим. Кассиан, о чем свидетельствовала надпись на иконе в ризнице Иосифова Волоколамского мон-ря ( Голубцов. 1910. С. 189-190). Предположительно Кассиан впосл. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (1508-1514), а затем пребывал на покое в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Макарий (Веретенников). 1996. С. 123-133; см. также: Меняйло В. А. Иконы «Рублева письма» в Иосифо-Волоколамском мон-ре//АиО. 1996. 4(11). С. 231-239; А. С. Усачёв не связывает архим. Кассиана с П. Б. м., см.: Усачёв. 2018. Т. 1. С. 106-107). Игум. Пафнутий II упоминается в Летописном сборнике XVI в. (Боровский летописец) в записях о постройках в П. Б. м. в 1522-1523 гг. ( Тихомиров. 1979. С. 162), а в Архангелогородском летописце имеется запись о его кончине в 1531 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 102). Сведения о настоятелях П. Б. м. в сер.- кон. XVI в. отрывочны: помимо игуменов, участвовавших в важных церковных событиях, в источниках упомянуты игум. Тихон в 1551 г. (Писцовые книги. 1877. С. 1506) и игум. Гурий в 1562 г. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 61). Довольно продолжительное время П. Б. м. возглавлял игум. Иоасаф (не позднее 1592-1605). В февр. 1592 г. на его имя была прислана грамота царя Феодора Иоанновича с просьбой принять возвращавшегося из Москвы митр. Тырновского Дионисия с его свитой и отпустить их с должными почестями (ИРИ. Ч. 3. С. 434-436). В 1605-1610 гг. Иоасаф занимал должность архимандрита Троице-Сергиева мон-ря, а затем ушел на покой в П. Б. м., где погиб 5 июля 1610 г. при взятии обители войсками Лжедмитрия II . Вместе с архим. Иоасафом погиб и игумен П. Б. м. Никон. В кон. XVI в. в обители принял постриг иером. Варлаам (Яцкий, Яцкого), впосл. насельник Чудова мон-ря, отправившийся в 1602 г. в Киев вместе с Григорием (Отрепьевым) - буд. Лжедмитрием I . В 1599 г. в обители перед смертью принял постриг в схиму с именем Левкий окольничий А. П. Клешнин. В 10-х гг. XVII в. монастырь возглавлял игум. Иона (упом. в 1613-1618), переведенный из серпуховского Высоцкого монастыря, затем игум. Иосиф (не позднее 5 сент. 1619-1649). В 1649-1651 гг. во главе П. Б. м. стоял игум. Симеон, который в 1651-1664 гг. был архиепископом Тобольским и Сибирским, а в 1664 г. уволен на покой в московский Покровский мон-рь. В 1651-1652 гг. обитель возглавлял игум. Павел , хиротонисанный в 1652 г. во епископа Коломенского и Каширского. Настоятель обители в 1665-1667 гг. игум. Парфений в 1672-1680 гг. был митрополитом Астраханским и Терским.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Указанные исторические документы позволяют нам сделать несколько существенных поправок и в биографии святителя Феодосия, рассказанной в издаваемом нами «житии» с большими неточностями. Так, мы затрудняемся поверить рассказу в житии о двукратном путешествии архиепископа Феодосия в Москву на пространстве столь незначительного времени: в первый раз в 1602 году, по вызову патриарха московского Иова (1589–1605), «со освященными водами» и для хиротонии в архиепископа астраханского, и вторично в 1605 году, 11 по принуждению, когда «нечестивии народи града Астрахани», возмущенные его обличениями против «безбожного и нечестивого Ростриги», который выдавал себя за сына царя Ивана Васильевича Грозного, царевича Димитрия, чудесным образом спасенного от руки убийц в Угличе, по выражению жития «устремишась на его святопомазанную главу, отведоша его из дому владычня в Троицкой монастырь, а ис Троицкого монастыря отпустиша его в царствующий град Москву со многим безчестием, и поставиша его пред нечестиваго царя Ростригу». Это, во-первых. Во-вторых, мало вероятен рассказ составителя жития Феодосия, архиепископа астраханского, и о том, что этот архипастырь, энергично и настойчиво проповедавший в Астрахани «в народе, яко царь нечестив явися и не правоверен», и в Москве пред лицом Лжедимитрия, не смотря на «великие устрашения», мужественно и безбоязненно говоривший: «ведаю де, что ты царь, а имя твое Бог весть, а прирожденный царевич Дмитрей Иванович убит на Угличе, и мощи его там же», потом покорно согласился встать в число членов проектированного Самозванцем государственного совета, а чрез год подносил даже русскую «царскую корону» жене «Ростриги», польке Марине Мнишек. Для устранения указанных противоречий между несомненными историческими фактами и рассказами биографа архиепископа Феодосия необходимо, по нашему мнению, допустить то весьма вероятное предположение, что списатель жития в изложении исторических событий впадает в хронологическую непоследовательность, т. е. произвольно разделяет события, следовавшие непрерывно одно за другим, и позднейшие из них выдвигает наперед. По нашему мнению, события в жизни архиепископа Феодосия следовали приблизительно в таком порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010