Частицы мощей этого святого вставлены во мн. кресты и мощевики, хранящиеся в музее «Московский Кремль»: в воздвизальный крест (Вел. Новгород (?), 2-я пол. XII - 1-я четв. XIII в.), в панагию-мощевик Иоанна Грозного (XVI в.), в складень-мощевик новгородского боярина Семена Трусова, подаренный им свт. Филиппу, митр. Московскому (Вел. Новгород, 1561/62), в крест-мощевик царя Михаила Феодоровича (Москва, 1619-1633), в крест-мощевик (Москва, нач. XVII в.), в крест напрестольный 1622 г., в крест благословенный 1677 г. из Благовещенского собора. В 1629 г. посольство молдав. господаря Мирона Барновского преподнесло царю Михаилу Феодоровичу Романову серебряный ковчег с мощами И. П. (ныне хранится в Благовещенском соборе ГММК). Помимо этого ковчега мощи И. П. находились в др. ковчегах среди мощей разных святых: в мощевике 1599 г. вместе с мощами прор. Даниила и сщмч. Афиногена, в мощевике 1603-1604 гг. с мощами прп. Ефрема Сирина и в несохранившемся мощевике 1600 г. с мощами ап. Варнавы и мч. Христофора. На крышках этих реликвариев помещался чеканный образ И. П. (Царский храм. 2003. С. 324; Христианские реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 30, 42, 59, 61-62, 66-67, 134). В Благовещенском соборе Московского Кремля, согласно описи 1680-1681 гг., хранилось 4 частицы мощей И. П. (Там же. С. 114). В описи Образной палаты 1669 г. значится 2 частицы мощей этого святого (Там же. С. 115). Мощи И. П. были почитаемы в период Нового времени. Два серебряных ковчега с мощами святого находились в Петропавловском соборе С.-Петербурга. Перед царскими вратами хранились главные святыни собора: частицы привезенной в 1625 г. в Москву ризы Спасителя, ковчежец с частью главы И. П., почитавшегося как целитель детских болезней, а также серебряный складень с разными мощами. Мощи находились в антиминсе, предназначенном на престол храма св. Андрея Критского, возведенного близ ст. Сергиева под С.-Петербургом в память спасения царской семьи во время крушения поезда 30 окт. 1888 г. под ст. Борки. Ист.: BHG, N 772-773e; BHL, N 4100-4102; BHO, N 394-398; Запись о мученичестве Иакова персиянина, сделанная одним очевидцем в 471 г.//ХЧ.

http://pravenc.ru/text/200345.html

в Елгомском погосте, 1643, не сохр.); крещатые шатровые храмы (Вознесенская ц. в дер. Пияла, 1651; Успенская ц. в с. Варзуга и др.); шатровые храмы типа восьмерик от пошвы с прирубами (Никольская ц. в с. Панилове (ныне дер. Карьеры Нижние), XVII в., не сохр.; Владимирская ц. в Белой Слуде (ныне дер. Б. Слудка), 1642, не сохр.) и др. В это время распространяется и значительно более сложный тип шатровой постройки - восьмерик на четверике с трапезной (трапезная и сени покрыты 2-скатной кровлей, восьмерик на четверике имеет шатровое завершение, алтарь обычно перекрыт бочкой). Наиболее ранний памятник этого типа - Никольская ц. в Троицком Муезерском мон-ре (1602). В течение XVII в. в Обонежье, Каргополье и на Сев. Двине строятся десятки храмов, имеющих подобную структуру. Возможно, еще в XVII в. на новгородских землях появились и многошатровые храмы (Воскресенская ц. в с. Сельце на р. Емце (ныне дер. Погост), 1673, не сохр.). Значительное распространение шатровых храмов на Новгородской земле, прежде всего на Рус. Севере, не находит аналогий в каменной архитектуре Новгорода XVII в., где подобные формы завершения храмов неизвестны. С сер. XVII в. строили церкви кубоватого типа, в основном распространившиеся в районе Беломорья (Пятницкая ц. в с. Шуерецком, 1666, не сохр.; Климентовская ц. в дер. Пияла, 1685, не сохр., и др.), а также многоглавые храмы (9-главая Ильинская ц. в с. Чухчерьма, 1657, не сохр.; собор арх. Михаила в Шенкурске, 1681, не сохр., и др.). Образцами для этих церквей были каменные многоглавые постройки. Уже в нач. XVII в. сформировалась мощная обонежская региональная традиция деревянного храмостроительства: в 1600 г. построен Петропавловский собор в Повенце, в 1605 г.- ц. Богоявления в Чёлмужах. После Смуты строительная история отмечена возведением церквей Флора и Лавра в Мегреге (1613) и Петра и Павла на Лычном о-ве (1620). В Присвирье одновременно в 1630 г. возводятся Никольская ц. на о-ве Брусно, Воскресенская в Важинах и Никольская в Олонце. Постройкой в 1634 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Илия (библ.), ветхозаветный пророк. Иоанн Богослов, один из апостолов, автор Евангелия, трех посланий и Откровения («Апокалипсиса»). Иоанн Дамаскин (ок. 675–753), византийский богослов и философ. Иоанн Дунс Скот (ок. 1266–1308), католический богослов и философ, монах-францисканец. Иоанн Крестителъ (библ.), сын священника Захарии и Елисаветы, Предтеча Мессии. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810– ок. 877), средневековый философ. Иов (библ.), автор учительской книги, входящей в состав Ветхого Завета. Иосиф Флавий (37 – после 100), древнееврейский историк. Исаак (библ.), патриарх, сын Авраама и Сарры. Исаия (VIII в. до н. э.), древнееврейский пророк. Иуда Искариот (библ.), апостол-предатель. Каин (библ.), старший сын Адама и Евы, убивший из зависти своего младшего брата Авеля. Калигула Гай Цезарь (12–41), римский император с 37 г. из династии Юлиев-Клавдиев, требовавший почитать его как бога. Калиостро (Жозеф Бальзамо), граф, знаменитый маг-шарлатан, прославившийся своими приключениями в Европе и России во второй пол. XVIII в. Калликл (V в. до н. э.), древнегреческий софист. Кальдерон де ла Барка Педро (1600–1681), испанский драматург. Кант Иммануил (1724–1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Кантор Георг (1845–1918), немецкий математик и мыслитель, основоположник абстрактной теории множеств. Карамзин Николай Михайлович (1766–1826), русский историк. Карсавин Лев Платонович (1882–1952), русский религиозный философ и историк-медиевист. Киприда, одно из имен Афродиты. богини любви и красоты в греческой мифологии, указывающее на место ее рождения из морской пены возле Кипра. Кир II Великий, персидский царь в 558–530 гг. до н. э. из династии Ахеменидов. Климент Александрийский Тит Флавий (ок. 150– ок. 215), христианский теолог, писатель, один из видных представителей раннехристианской апологетики. Ковалинский Михаил Иванович (1745–1807), друг и биограф Г. С. Сковороды. Коген Герман (1842–1918), немецкий философ, вместе с П. Наторпом глава марбургской школы неокантианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

81 Месяцесловы печатались при различных книгах, а именно: при Апостолах, Евангелиях, акафистах (см. Киевское изд. 1677 г.). Общей Минее (Московское Иоакимовское изд. 1681 г.), Новом Завете (изд. в Евю 1652 г.), Следованной Псалтири (напр., в Острожском изд. 1598 г. лл. 168–248), служебниках (месяцеслов есть уже в Венецианском изд. 1518 г., Виленском 1583 г., 1607 г., Киевском 1620 г. и др.), требниках (Киевское изд. 1652 г.), уставах и полууставах (Киевское изд. 1682 г. и др.), часословах (см. Орологион, сиречь Часослов изд. во Львове в 1692 г., в конце книги). Кроме того издавались и отдельные святцы (напр., в Киеве в 1680 г.) с одними памятями святых и с краткими житиями (Московское изд. 1660 г.). 82 Первое издание Апостола на юго-западе вышло в Вильне в 1525 году из типографии Франциска Скорины; затем Апостол издан был в 1547 году в Терговише Д. Логофетом, а потом в 1574 г. во Львове московским первопечатником Иваном Федоровым. Здесь кроме сказаний Епифания Кипрского (лл. 2–4) и Дорофея Тирского (лл. 6–10), находятся еще следующие тексты: 1) списание лет по навращении св. апос. Павла, изъясняющее время всех путий его и откуду послания своя писаше (л. 4–6); 2) о чудесех свв. апостол, еже есть в Деяниях (л. 10–11); 3) надписание начаток апостольских деяний (л. 11–15) и 4) сборник 12 месяцев (л. 243). Эти же статьи находятся в обоих Виленских изданиях (1576 и 1591 г.), а также во Львовских (1639–1642 г. и др.) и Киевских (1630, 1654 г. и др.) 83 Эти сказания имеются уже в старинном издании, которое А. Родосский (Описание старопечатных и ц.-славянских книг, хранящихся в СПб. Духовной Академии, в. 1-й, 11), относит к напечатанным в Москве ранее 1564 г., – именно здесь помещены статьи: 1) «ведомо буди, яко четыре суть Евангелия»; 2) «сказание, приемлюще всего лета число евангельское»; 3) «еже от Матфея св. евангелия главы»; 4) Феофилакта Болгарского предисловие и 5) молитва Господу Иисусу Христу; с 368 листа напечатан сборник 12 месяцев. На юго-западе Евангелие впервые было напечатано в Вильне в типографии Мамоничей, в 1575 г., Петром Тимофеевым; в нем также есть все вышеприведенные статьи и месяцеслов; в 1600 г. издание было повторено. Во Львове, в типографии М. Слиозки, Евангелие напечатано было в 1636 г.; в нем, кроме указанных статей, в конце есть «объяснения исправлений с изводы старограческими». Киевское издание Евангелия вышло в 1644 г., по указателю Ундольского 552), но Родосский первым Киевским считает издание 1697 г., напечатанное при архим. Мелетии и содержащее в начале следующие статьи: 1) от жития св. еван. Матфея; 2) четырьми Евангелисты Евангелие написано; 3) сказание, являющее всего лета число евангельское; 4) молитва перед зачатием Евангелия; 5) оглавление и 6) предисловие Феофилакта Болгарского . Перед следующими Евангелиями помещены сказания о жизни свв. Марка, Луки и Иоанна Богослова, а в конце собрание зачал и соборник 12 месяцев (л. 414–438).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зарубежная литература. Персоналии ЕРМИТИАН Иоанн [Иероним Иоанн, Гермоним Харитоним], визант. писатель XV в., ученик Плифона Георгия Гемиста, переписчик рукописей, учитель детей визант. деспота Фомы Палеолога ИЛИЯ Григорьевич Чавчавадзе [Илия Праведный] (1837 - 1907), св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), (пам. груз. 20 июля), груз. писатель, общественный деятель ИОСИФ (Саакадзе) [Тбилели] (1620-1688), митр. Тбилисский (1658-1688) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь), груз. поэт ИСТРИН Василий Михайлович (1865-1937), российский филолог, лингвист, историк древнерус., древнеслав. и визант. лит-ры ЙОВАНОВИЧ (род. 28.10.1949), серб. филолог, исследователь средневек. южнослав. лит-ры, археограф, текстолог КАЛЬДЕРОН де ла Барка-и-Барреда Гонсалес де Энао Руис де Бласко-и-Рианьо Педро (1600-1681), испан. драматург и поэт, представитель культуры барокко КАМЮ Альбер (1913-1960), франц. писатель и драматург, публицист, философ; ведущий представитель франц. экзистенциализма КИБЛ Джон (1792-1866), англ. религ. поэт, церковный деятель, один из основателей Оксфордского движения КИПРИАН (1-я пол. V в.), лат. христ. поэт, автор поэтических переложений первых 7 книг ВЗ (кн. Бытие - Книги Судей Израилевых), т. н. Семикнижия, а также предполагаемый автор др. произведений на ветхозаветную тематику КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 - 13.07.1965), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель КОНСТАНТИН МАНАССИ (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130 - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения КЭРРОЛЛ Льюис [наст. имя Чарлз Латвидж Доджсон] (1832-1898), англ. писатель, математик, логик, фотограф, диак. Церкви Англии ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАКИН Макин [аль-Макин; полностью - аш-Шайх аль-Макин], имя 3 известных представителей копто-араб. лит-ры XIII-XIV вв.,

http://pravenc.ru/rubrics/123334_2.html

Аарон определён 2 нояб. 1846; † 15 мая 1857. Серапион определён 6 июня 1857; с … игумен; до 1862 (под управлением архиепископа Гавриила Городкова) . Иннокентий , 1862–69. 12 Терехов Воскресенский, на Оке, ниже Старой Рязани, в XVII веке был приписан к Саввину Сторожевскому; когда основан, неизвестно. Упразднён. [VI, 364.] Игумены Роман , 1520, 34. Симеон , 1576–84. Вассиан , 1588. Геннадий , 1600. Сергий (строитель) 1615. Зосима , 1617–21. Тарасий , 1625 и 26. Геннадий , 1636–43. Порфирий , 1643–54. Строители Феодосий , 1654 и 55. Никон , 1655. Григорий , 1656. Иов , 1657. Иосиф , 1663 и 64. Антоний , 1664 и 65. Гурий Колемин , 1669–71. Иона , 1692–94. Филарет , 1694. Мисаил , 1696. Иаков , 1697. Иосиф , 1698 и 99. 13 Зарецкий Спасский, против Старой Рязани, в XVII веке был приписан к Саввину Сторожевскому. Упразднён. [IV, 136.] Игумены Феодосий , 1535. Никандр , 1646. Никифор , 1650. Строители Никодим определён 2 мая 1651. Тихон , 1652 и 53. Дионисий , 1665. Иона , 1665 и 66. Боголеп определён в янв. 1681. Феодосий , 1694. Пахомий , 1695. Александр , 1699. 14 Переницкий Троицкий (в Старо-Рязанском стане), в XVII веке приписан к Саввину Сторожевскому. Упразднён. 111 Игум. Дионисий , 1646. Строит. Тихон , 1652. – Никифор , 1698. – Иринарх , 1699. 15 Жерновский Никитский (в Старо-Рязанском стане) в исх. 1680 был приписан к Ново-Иерусалимскому. Упразднён. [IV, 118.] Игумены Пётр , 1636–39. Дионисий 1649. Игнатий , 1661. Илия , чёрный поп, в июле 1662. Илия , 1672. Тихон , 1677. Филагрий (строитель) в нояб. 1680. 16 Федосеева Благовещенская пустынь (Рязанского уезда, Мещерской стороны), на озере Велие, существовала 1535; в половине XVII века была приписана к Рязанскому архиерейскому дому. Упразднена. 112 Игумены Геронтий , 1553. Зосима , 1574. Серапион , 28 дек. 1586. Пётр , 1620. Авраамий , 1624. Строители Александр , 1630. Боголеп , 8 янв. 1653. Антоний , 1672–80. [Старорязанской Благовещенской пустыни строитель Манассия † 11 дек. 1763.] 17 Нищевский Покровский, в Рязанском уезде, приписан к Новоиерусалимскому; в 1764 упразднён. [V, 337.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

DOROTHEUS. Doctrinæ, 88, 1611–1838. Epistolæ 1–8, 1837–42. ANTIOCHUS. Homiliæ 1–130, cum epistola ad Eustathium et prologo, 89, 1421–1850. De oratione et confessione, 1849–56. MAXIMUS CONFESSOR. Liber asceticus, 90, 911–58. GEORGIUS PISIDA. De vanitate vitæ, , 92, 1581–1600. ANDREAS CRETENSIS Magnus Canon, , 1329–86. JOANNES DAMASCENUS. De octo spiritibus nequitiæ, 95, 79–86. De virtutibus et vitiis, 85–98. THALASSIUS. Centuriæ, 91, 1427–70. IRENE. Typicon, 127, 985–1128. PHILOTHEUS. Ascetica, 98, 1369–72. THEODORUS STUDITA. Sermones catechetici 1–134, 99, 509–688. Epistolarum libri duo, 903–1670. Ascetica capitula quatuor, 1681–84. Scholion in S. Basilii ascetica, 1685–88. Catechesis chronica, 1693–1704. Constitutiones studitanæ, 1703–20. Canones de confessione et satisfactione, 1721–30. Responsiones, 1729–34. Po_enæ monasteriales, 1733–58. Testamentum, 1813–24. Iambi, , 1779–1812. METHODIUS CP. Epistola contra Studitas, 100, 1293–8. ANONYMUS. De schismate Studitaram, 99, 1849–54. CHRISTOPHORUS. Cui vita humana sit similis, 100, 1215–32. ANONYMUS. Iambi de rebus asceticis, , 106, 1353–60. LEO IMPERATOR. Canticum compunctionis, , 107, 309–14. CONSTANTINUS PORPHYROGENITUS. Collectanea de virtutibus et vitiis, 113, 951–6. NICOLAUS CP. De vita monastica, 111, 391–406. SYMEON LOGOTHETA METAPHRASTES. Alpha-betica moralia 1–2, , 114, 131–4. Duo alia carmina, , 133–6. Commentarius in sermones 1–50 S. Macarii, 34, 841–65. Sermonis de moribus S. Basilii, 32, 1115–1382. NICON. Liber de præceptis divinis seu Intetpretatio divinorum mandatorum, 127, 513–4; 106, 1359–82. IGNATIUS DIACONUS. Iambi secundum alpha-betum, 117, 1175–8. GEORGIUS. Gnomologium, 117, 1057–1164. ELIAS ECDICUS. Anthologium gnomicum, 127, 1129–48. Gnosticæ sententiæ, 1147–76. JOANNES GEOMETRA. Paradisus, . Tetrasticha 1–99, 106, 867–90. ANONYMUS. Versus catanuctici, , 117, 1189–94. SYMEON JUNIOR THEOLOGUS. Orationes 1–33, 120, 321–508. Divinorum amorum liber, 507–602. Capitula practica et theologica 1–228, 603–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

И. Годунова; Евангелие сийского Антониева монастыря второй половины XVII в., содержит 2130 изображений; Евангелие петропавловского собора в Петрограде, 1678 года, с 1200 рисунков 207 ; рисунки на полях печатного Евангелия 1681 г. в Ипатьевском монастыре. Более древнее, тоже богато иллюстрированное – Евангелие елисаветградской единоверческой Покровской церкви. XV века, как мы указали, не русского, а болгарского происхождения и представляет другую художественную школу. Списков Годуновских лицевых Псалтирей известно одиннадцать: список Ипатьевского монастыря 1591 г. (описан в Хр. Чт. 1883 г. Н. Б. Покровским – особого состава); библиот. Петроградской Дух. Акад. 1594 г., Ипатьевского монастыря 1594 г., московского Архангельского собора того же года. Московской Духовной Акад. 1600 г., Чудовского мон., моск. архива мин. ин. д., Калязина мон. и др. 208 Лучшее исследование по иконографии Евангелия принадлежит проф. Н. Б. Покровскому – Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПБ. 1892. а также Стенные росписи в древних храмах греческих и русских (Труды VII археологического съезда в Ярославле, М. 1890, т. I). В последнем труде отмечается, что библейские сюжеты, известные на стенах храмов, с древнего времени, в XVI–XVII вв., также как и в лицевых рукописях, переработаны, обновлены и заменены новыми. Под влиянием западной иконографии, в это время на стены храмов занесены сложные иконографические библейские сюжеты, как творение мира, Песнь Песней, апокалипсические видения, страсти Христовы. Таким же путем в это время получили доступ в храмы изображения реалистического характера (Сусанна), изображения языческих мудрецов и сивилл, сближавшихся на западе с представителями библейской традиции и частию успевших в это время проникнуть даже в наши библейские списки (ср. книга Менандра в Библии Матвея Десятого 1502–1507 г.). Богатый художественный и историко-культурный материал, связанный с лицевым Апокалипсисом, исследовану Ф. И. Буслаева – Русский лицевой Апокалипсис, М.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

де ла Барка-и-Барреда Гонсалес де Энао Руис де Бласко-и-Рианьо [испан. Calderón de la Barca y Barreda González de Henao Ruiz de Blasco y Riaño] Педро (17.01.1600, Мадрид - 25.05.1681, там же), испан. драматург и поэт, представитель культуры барокко. Родители - дворянин Диего Кальдерон, секретарь Совета по управлению гос. имуществом, и Ана Мария де Энао, дворянка нем. происхождения. Когда К. было 10 лет, умерла его мать, а через 5 лет - отец, после смерти к-рого К. и его братьям пришлось вступить в долгий судебный процесс с мачехой по вопросу о наследстве. В 1605 г. К. пошел в школу (колехио) в Вальядолиде (столица Испании в 1601-1605), но 3 года спустя по решению отца был переведен в иезуитскую коллегию в Мадриде, чтобы стать священником и унаследовать должность капеллана в Толедо, завещанную семье бабкой по материнской линии. Недолго проучившись в ун-те в г. Алькала-де-Энарес, К. стал студентом Саламанкского ун-та, окончил его в 1618 г. со степенью бакалавра права. Отказавшись стать священником, он поступил на военную службу, которую по необходимости совмещал со службой при дворах испан. знати. В 1623-1625 гг., сопровождая герцога де Фриас, побывал во Фландрии и в Италии. Участвовал во мн. военных кампаниях, в частности в осаде Фуэнтеррабии (1638) и в войне против отделения Каталонии от испан. короны (1640-1642). В 1642 г., после ранения, ушел в отставку. Занимался сочинением пьес. С 1623 г. пьесы К. ставились как в городских «площадных» театрах (корралях), так и в придворном театре (с 1634 преимущественно там). К. дебютировал как автор придворной комедии «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder). Успех к нему пришел после постановки в 1629 г. «комедии плаща и шпаги» «Дама-невидимка» (La dama duende). Покровительство испан. кор. Филиппа IV обеспечило К. заказами на сочинение пьес для постановок при дворе - сначала в интерьерах мадридского Алькасара, затем в построенном в 1632 г. театре «Колизей» в парке Буэн-Ретиро (с 1635 К. был директором этого театра). Особое место в его творчестве занимают одноактные аллегорические пьесы на библейские и мифологические сюжеты, приобщавшие массового зрителя к основам католич. вероучения,- «священные действа» (испан. «аутос сакраменталес»), которые были предназначены для постановки на городских улицах во время католич. праздника Тела Христова (1-й четверг после Троицы). Самые известные «аутос сакраменталес» К.- «Божественный Ясон» (El divino Jasón, 1625), «Пир царя Валтасара» (La cena del rey Baltazar, 1632), «Великое торжище мира» (El gran mercado del mundo, 1635), «Великий театр мира» (El mayor monstruo del mundo, 1637), «Божественный охотник» (El divino cazador, 1642). В 1636 г. кор. Филипп IV возвел К. в члены духовно-рыцарского ордена Сантьяго . Тогда же была опубликована «Первая часть» комедий К., подготовленная к печати его другом и учеником Хуаном де Вера Тассисом-и-Вильярроэлем (при жизни К. были изданы еще 8 «частей», а в 1677 вышло 1-е собрание «аутос сакраменталес»).

http://pravenc.ru/text/1320177.html

В XVII-XVIII вв. в «старшем» ордене К. были преодолены внутренние разногласия, продолжились устойчивый рост числа мон-рей и увеличение числа монашествующих. К 1600 г. орден насчитывал 30 провинций, в их составе было ок. 700 муж. мон-рей (ок. 12 тыс. монахов), а также 36 жен. мон-рей (ок. 1,5 тыс. монахинь), к-рые подчинялись генеральному приору ордена либо находились в юрисдикции местных епископов (ординариев). В 1645 г. генеральный капитул ордена принял единую конституцию для К., следовавших принципам Н. Оде, и для К., соблюдавших строгие правила затворничества созерцательных монастырей. С 1681 по 1698 г. между К. и иезуитами велись ожесточенные споры, вызванные публикацией болландистом Д. Папебруком (Папеброхом) Жития Альберта Иерусалимского в изд. «Acta Sanctorum» , где отрицалась средневек. легенда об основании ордена К. прор. Илией. По настоянию К. в 1695 г. испан. инквизиция запретила как еретические все вышедшие тома «Acta Sanctorum». В 1698 г. папа Римский Иннокентий XII обязал К. и иезуитов «сохранять молчание» о предмете спора, не высказавшись в пользу к.-л. стороны. В 1725 г. папа Римский Бенедикт XIII разрешил К. поместить статую прор. Илии в соборе св. Петра в Риме среди скульптур основателей др. монашеских орденов. В 1765 г. орден состоял из 46 провинций, в к-рых было ок. 800 муж. мон-рей и насчитывалось 15 тыс. монахов, а также числилось ок. 100 жен. обителей, бóльшая часть которых находилась в юрисдикции местных епископов. С сер. XVIII в. из-за антиклерикальной политики в некоторых европ. странах численность муж. и жен. мон-рей К. и количество их насельников сократились. В Свящ. Римской империи герм. нации в 1767 г. имп. Мария Терезия запретила принимать в мон-ри кандидатов сверх штатных мест и приносить монашеские обеты до 24 лет. 12 янв. 1782 г. ее сын имп. Иосиф II в рамках проводимой им церковной политики (см. Иозефинизм ) издал рескрипт о закрытии мон-рей, монахи к-рых не занимались благотворительной и социальной работой, затронувший К. и др. созерцательные монашеские ордены, а 24 марта того же года подчинил все мон-ри в империи юрисдикции правящих епископов (ординариев). Значительная часть муж. и жен. мон-рей К. была закрыта, их насельники переехали во франц. и в нем. обители. Во Франции в результате действий т. н. регуляционной комиссии, созданной в 1766 г. для сокращения числа бедных мон-рей и ограничения количества монашествующих (запрещалось приносить монашеские обеты мужчинам до 21 года и женщинам до 18 лет), число «обутых» К. уменьшилось с 1194 до 721.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010