де ла Барка-и-Барреда Гонсалес де Энао Руис де Бласко-и-Рианьо [испан. Calderón de la Barca y Barreda González de Henao Ruiz de Blasco y Riaño] Педро (17.01.1600, Мадрид - 25.05.1681, там же), испан. драматург и поэт, представитель культуры барокко. Родители - дворянин Диего Кальдерон, секретарь Совета по управлению гос. имуществом, и Ана Мария де Энао, дворянка нем. происхождения. Когда К. было 10 лет, умерла его мать, а через 5 лет - отец, после смерти к-рого К. и его братьям пришлось вступить в долгий судебный процесс с мачехой по вопросу о наследстве. В 1605 г. К. пошел в школу (колехио) в Вальядолиде (столица Испании в 1601-1605), но 3 года спустя по решению отца был переведен в иезуитскую коллегию в Мадриде, чтобы стать священником и унаследовать должность капеллана в Толедо, завещанную семье бабкой по материнской линии. Недолго проучившись в ун-те в г. Алькала-де-Энарес, К. стал студентом Саламанкского ун-та, окончил его в 1618 г. со степенью бакалавра права. Отказавшись стать священником, он поступил на военную службу, которую по необходимости совмещал со службой при дворах испан. знати. В 1623-1625 гг., сопровождая герцога де Фриас, побывал во Фландрии и в Италии. Участвовал во мн. военных кампаниях, в частности в осаде Фуэнтеррабии (1638) и в войне против отделения Каталонии от испан. короны (1640-1642). В 1642 г., после ранения, ушел в отставку. Занимался сочинением пьес. С 1623 г. пьесы К. ставились как в городских «площадных» театрах (корралях), так и в придворном театре (с 1634 преимущественно там). К. дебютировал как автор придворной комедии «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder). Успех к нему пришел после постановки в 1629 г. «комедии плаща и шпаги» «Дама-невидимка» (La dama duende). Покровительство испан. кор. Филиппа IV обеспечило К. заказами на сочинение пьес для постановок при дворе - сначала в интерьерах мадридского Алькасара, затем в построенном в 1632 г. театре «Колизей» в парке Буэн-Ретиро (с 1635 К. был директором этого театра). Особое место в его творчестве занимают одноактные аллегорические пьесы на библейские и мифологические сюжеты, приобщавшие массового зрителя к основам католич. вероучения,- «священные действа» (испан. «аутос сакраменталес»), которые были предназначены для постановки на городских улицах во время католич. праздника Тела Христова (1-й четверг после Троицы). Самые известные «аутос сакраменталес» К.- «Божественный Ясон» (El divino Jasón, 1625), «Пир царя Валтасара» (La cena del rey Baltazar, 1632), «Великое торжище мира» (El gran mercado del mundo, 1635), «Великий театр мира» (El mayor monstruo del mundo, 1637), «Божественный охотник» (El divino cazador, 1642). В 1636 г. кор. Филипп IV возвел К. в члены духовно-рыцарского ордена Сантьяго . Тогда же была опубликована «Первая часть» комедий К., подготовленная к печати его другом и учеником Хуаном де Вера Тассисом-и-Вильярроэлем (при жизни К. были изданы еще 8 «частей», а в 1677 вышло 1-е собрание «аутос сакраменталес»).

http://pravenc.ru/text/1320177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские КОНСТАНТИН КАХА [Костанти Кахи (Кахай), Константин Грузин (Картвели), вмч. (пам. 10 нояб.), груз. князь (768-853) КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОНСТАНТИН РУССКИЙ [Константин Неаполитанский] († 1742), сщмч. (пам. греч. 26 дек. и в Соборе Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице)), свящ. КОНСТАНТИН ФЕОДОРОВИЧ см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин, св. благоверные князья Ярославские и Смоленские (пам. 19 сент., 5 марта) КОРНИЛИЙ (Косма; 1-я четв. XVII в. - 1681), прп., Александровский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОРНИЛИЙ († после 1606 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеезерский КОРНИЛИЙ (2-я пол. XIV - нач. XV в.), прп. (пам. 19 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Олонецкий, Палеостровский КОРНИЛИЙ прп. Островский - см. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, преподобные Островские КОРНИЛИЙ (10-20-е гг. XVI в.- между 1583 и 1600), прп. , Паданский (пам. в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых) КОРНИЛИЙ (Конон Гордиевич; ок. 1636 (?) - 1693), прп. (пам. 22 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Переяславский КОРНИЛИЙ (Крюков; ок. 1456 - 1538), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_71.html

Тирасполь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Когда в 1792 году А.В. Суворов, по Высочайшему повелению императрицы Екатерины II, заложил на месте бывшего казачьего поселения Суклея крепость Срединную, одновременно с ее возведением в будущем Тирасполе стали строить и храмы. Вначале, еще в 1792 году, была построена Никольская церковь. С 1795 года, когда форштадт при Срединной крепости стал именоваться уездным городом Тирасполь, его население начало быстро увеличиваться. Возникла необходимость в возведении еще одного храма. В декабре 1798 года Его Высокопреосвященство Гавриил (Бонулеску-Бодони), митрополит Новороссийский и Днепровский, дал разрешение на строительство в Тирасполе единоверческой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 10 декабря 1798 года Тираспольское духовное правление получило соответствующий указ Новороссийской духовной консистории. Он был послан на имя священника Артемия Телятникова, с поручением заложить храм. Вначале Покровская церковь была деревянной, на каменном фундаменте, крытой камышом. Находилась она в центре города и просуществовала в первоначальном виде до 1816 года. Немного раньше, в 1813 году, была заложена новая каменная церковь рядом со старой. Благословение на ее строительство было получено от архиепископа Иова (Потемкина). Новая Покровская церковь была построена тираспольским купцом 2-й гильдии Иваном Растригиным на собственные деньги. В храме находился антиминс, выданный при освящении деревянной церкви митрополитом Гавриилом. Кроме того, имелся и древний антиминс, освященный еще в 1600 году и переданный Киевским митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). В Покровской церкви хранились такие реликвии, как Евангелия, напечатанные в Москве при Патриархе Филарете (1619-1633), в 1658 году при Патриархе Никоне (1652-1681), во Львове в 1665 году, а также богослужебные книги, изданные в начале XVIII века. С 1812 года школа грамоты действовала и при Покровской церкви. Известны только имена и фамилии духовенства, окормлявшего паству в последние два десятилетия XIX века и в первые два десятилетия ХХ-го. Одним из них был о. Афанасий Телятников (возможно, состоявший в родстве с первым настоятелем храма). Сразу четверо служителей Покровской церкви происходили из рода Коробкиных – священник Ермил, псаломщики и позднее диаконы Димитрий и Петр, псаломщик Иоанн. Примерно с 1904 года несколько лет в клире храма состоял священник Илия Серокуров. Был хорошо известен в Тирасполе и пользовался большим уважением горожан о. Иоанн Кирица, происходивший из священнической семьи. В начале XX века в Покровской церкви служили псаломщиками три представителя семьи Анпилоговых – Григорий, Фома и Константин. В годы Первой мировой войны прихожан окормляли о. Иосиф Егоров и о. Иоанн Кожевников.

http://sobory.ru/article/?object=41607

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зарубежная литература. Персоналии ЕРМИТИАН Иоанн [Иероним Иоанн, Гермоним Харитоним], визант. писатель XV в., ученик Плифона Георгия Гемиста, переписчик рукописей, учитель детей визант. деспота Фомы Палеолога ИЛИЯ Григорьевич Чавчавадзе [Илия Праведный] (1837 - 1907), св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), (пам. груз. 20 июля), груз. писатель, общественный деятель ИОСИФ (Саакадзе) [Тбилели] (1620-1688), митр. Тбилисский (1658-1688) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь), груз. поэт ИСТРИН Василий Михайлович (1865-1937), российский филолог, лингвист, историк древнерус., древнеслав. и визант. лит-ры ЙОВАНОВИЧ (род. 28.10.1949), серб. филолог, исследователь средневек. южнослав. лит-ры, археограф, текстолог КАЛЬДЕРОН де ла Барка-и-Барреда Гонсалес де Энао Руис де Бласко-и-Рианьо Педро (1600-1681), испан. драматург и поэт, представитель культуры барокко КАМЮ Альбер (1913-1960), франц. писатель и драматург, публицист, философ; ведущий представитель франц. экзистенциализма КИБЛ Джон (1792-1866), англ. религ. поэт, церковный деятель, один из основателей Оксфордского движения КИПРИАН (1-я пол. V в.), лат. христ. поэт, автор поэтических переложений первых 7 книг ВЗ (кн. Бытие - Книги Судей Израилевых), т. н. Семикнижия, а также предполагаемый автор др. произведений на ветхозаветную тематику КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 - 13.07.1965), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель КОНСТАНТИН МАНАССИ (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130 - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения КЭРРОЛЛ Льюис [наст. имя Чарлз Латвидж Доджсон] (1832-1898), англ. писатель, математик, логик, фотограф, диак. Церкви Англии ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАКИН Макин [аль-Макин; полностью - аш-Шайх аль-Макин], имя 3 известных представителей копто-араб. лит-ры XIII-XIV вв.,

http://pravenc.ru/rubrics/123334_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литература «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ» сб. рассказов о чудесах Богородицы, получивший широкое распространение в России начиная со 2-й пол. XVII в. «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста ЗЛАТОУСТ древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения ИАКОВ Васильевич Шестаков (1858-1918), свящ., сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Григорьевич Чавчавадзе [Илия Праведный] (1837 - 1907), св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), (пам. груз. 20 июля), груз. писатель, общественный деятель ИОСИФ (Саакадзе) [Тбилели] (1620-1688), митр. Тбилисский (1658-1688) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь), груз. поэт ИСТРИН Василий Михайлович (1865-1937), российский филолог, лингвист, историк древнерус., древнеслав. и визант. лит-ры ЙОВАНОВИЧ (род. 28.10.1949), серб. филолог, исследователь средневек. южнослав. лит-ры, археограф, текстолог ЙОВЧЕВА Мария Атанасова (род. 14.05.1959), болг. филолог-медиевист, лингвист, текстолог, историк слав. средневек. лит-ры и книжности КАЛИГАНОВ Игорь Иванович (род. 1.03.1946), российский историк лит-ры, специалист по средневек. лит-ре Болгарии и правосл. славян КАЛЬДЕРОН де ла Барка-и-Барреда Гонсалес де Энао Руис де Бласко-и-Рианьо Педро (1600-1681), испан. драматург и поэт, представитель культуры барокко КАМЮ Альбер (1913-1960), франц. писатель и драматург, публицист, философ; ведущий представитель франц. экзистенциализма КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), русский писатель, журналист, историк, член Российской академии и почетный член С.-Петербургской АН КИБЛ Джон (1792-1866), англ. религ. поэт, церковный деятель, один из основателей Оксфордского движения КИПРИАН (2-я пол. XVI в. - после 1623), архидиак., поэт, переводчик с греч. языка, деятель Острожского культурно-просветительского кружка КИПРИАН (1-я пол. V в.), лат. христ. поэт, автор поэтических переложений первых 7 книг ВЗ (кн. Бытие - Книги Судей Израилевых), т. н. Семикнижия, а также предполагаемый автор др. произведений на ветхозаветную тематику КЛАУЗНЕР Йосеф Гедалия (1874-1958), израильский историк, литературовед и лингвист, активный участник сионистского движения

http://pravenc.ru/rubrics/123318_5.html

Илия (библ.), ветхозаветный пророк. Иоанн Богослов, один из апостолов, автор Евангелия, трех посланий и Откровения («Апокалипсиса»). Иоанн Дамаскин (ок. 675–753), византийский богослов и философ. Иоанн Дунс Скот (ок. 1266–1308), католический богослов и философ, монах-францисканец. Иоанн Крестителъ (библ.), сын священника Захарии и Елисаветы, Предтеча Мессии. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810– ок. 877), средневековый философ. Иов (библ.), автор учительской книги, входящей в состав Ветхого Завета. Иосиф Флавий (37 – после 100), древнееврейский историк. Исаак (библ.), патриарх, сын Авраама и Сарры. Исаия (VIII в. до н. э.), древнееврейский пророк. Иуда Искариот (библ.), апостол-предатель. Каин (библ.), старший сын Адама и Евы, убивший из зависти своего младшего брата Авеля. Калигула Гай Цезарь (12–41), римский император с 37 г. из династии Юлиев-Клавдиев, требовавший почитать его как бога. Калиостро (Жозеф Бальзамо), граф, знаменитый маг-шарлатан, прославившийся своими приключениями в Европе и России во второй пол. XVIII в. Калликл (V в. до н. э.), древнегреческий софист. Кальдерон де ла Барка Педро (1600–1681), испанский драматург. Кант Иммануил (1724–1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Кантор Георг (1845–1918), немецкий математик и мыслитель, основоположник абстрактной теории множеств. Карамзин Николай Михайлович (1766–1826), русский историк. Карсавин Лев Платонович (1882–1952), русский религиозный философ и историк-медиевист. Киприда, одно из имен Афродиты. богини любви и красоты в греческой мифологии, указывающее на место ее рождения из морской пены возле Кипра. Кир II Великий, персидский царь в 558–530 гг. до н. э. из династии Ахеменидов. Климент Александрийский Тит Флавий (ок. 150– ок. 215), христианский теолог, писатель, один из видных представителей раннехристианской апологетики. Ковалинский Михаил Иванович (1745–1807), друг и биограф Г. С. Сковороды. Коген Герман (1842–1918), немецкий философ, вместе с П. Наторпом глава марбургской школы неокантианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

3. Книга Аввы Дорофея , в ¼ д. листа, печати 1628 года. 4. Лимонарь, в ¼ д. листа, печатана «во дворе» Киевского Митрополита, Иова Борецкого.» 5. Учительное Евангелие, в лист, 1637 года, «повелением Петра Могилы , митрополита Киевского.» 6. Полуустав, в лист 1643 года. 7. Требник Митрополита Петра Могилы , в лист, 1646 г., с надписью по листам 1681 года, что положен сего монастыря Архимандритом Варсонофием (бывший Архимандрит Доброва монастыря Крутицкой Епархии). 8. Патерик Печерский, в лист, 1661 года. 9. Меч духовный, соч. Иоанникия Галятовского, 1669 года, в 1//4 д. листа. В. Виленской печати. 1. Учительное Евангелие, в лист, малого формата, печатано в Типографии Мамонича, в 1595 году; посвящено: «Пану Леонови Сапезе.» 2. Служебник, 1617 года, в ¼ д. листа, с подписью Патриарха Никона ; печатан в Типографии Мамоничей, с посвящением: «Пану Леонови Сапезе.» 3. Требник. Или наука о семи Таинствах, 1618 года, в ¼ д. листа; печатан в Типографии Мамоничей, с посвящением: «Пану Леонови Сапезе.» 4. Диоптра или зерцало, 1642 года в д. листа. Печатано трудолюбием иноков Св. общежительной обители Сошествия Св. Духа (второе издание). 5. Евангелие (тетр). В лист, 1600 года, «старанием и накладом Его Милости, пана Лукаша Мамонича, Старосты Дисненского.» Г. Львовской печати. 1. О Священстве слово Иоанна Златоуста , печатано в 1614 году, в «друкарне Братской Ставропигии, в обители Св. Онуфрия, иждивением Алексея Балабана, Старосты Веннецкого, благословением Епископа Львовского, Иеремии Тесаровского.» 2. Апостол, Львовской печати 1639 года, в лист малого формата, в типографии Михаила Слиоски, печатан по благословению Киевского Митрополита, Петра Могилы . 3. Ирмологий нотный, печатан в Львове 1700 года, в лист. Это первая печатная книга с линейными нотами, вышедшая из Славянской Типографии; тщанием иноков Львовской общежительной обители Св. Великомученика Георгия. Д. Уневского Успенского монастыря. 1. Учительное Евангелие, составлено трудолюбием Иеромонаха Кирилла Транквилиона, 1696, в лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В декабре 1798 года святитель Гавриил (Бэнулеску-Бодони), в то время митрополит Новороссийский и Днепровский, дал разрешение на строительство в Тирасполе единоверческой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Единоверческие православные храмы, по сути, ничем не отличаются от обычных, за исключением того, что прихожане их – старообрядцы, которые при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада преодолели раскол и признали духовную власть Патриарха Московского. 10 декабря 1798 года Тираспольское духовное правление получило соответствующий указ Новороссийской духовной консистории. Первая Покровская церковь была деревянной и крытой камышом, но на каменном фундаменте. Находилась она в центре города и просуществовала в первоначальном виде до 1816 года. Немного раньше, в 1813 году, рядом с ней была заложена новая, каменная Покровская церковь. Благословение на ее строительство было получено от архиепископа Иова (Потемкина). Вторая Покровская церковь была построена тираспольским купцом 2-й гильдии Иваном Растригиным на собственные деньги. В храме находился антиминс, выданный при освящении деревянной церкви святителем Гавриилом. Кроме того, имелся и древний антиминс, освященный еще в 1600 году и переданный Киевским митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). В Покровской церкви хранились такие реликвии, как Евангелия, напечатанные в Москве при Патриархе Филарете (1619–1633), в 1658 году при Патриархе Никоне (1652–1681), во Львове в 1665 году, а также богослужебные книги, изданные в начале XVIII века. С приходом советской власти в Приднестровье, как и по всей России и Украине, стали повсеместно закрывать храмы. Лишь Никольский собор и Покровская церковь действовали до начала 30-х годов. Однако уже в конце марта 1931 года руководством МАССР было принято решение о сносе Покровской церкви. Ее начали разрушать весной 1932 года. Полностью храм был уничтожен в 1934 году – взорван. На его месте был построен летний театр, впоследствии преобразованный в городской Дом культуры.

http://sobory.ru/article/?object=23863

Иосиф (Хозеревский?), представитель наместника Белорусской кафедры Сильвестра Волчанского. Было принято решение отстаивать на съезде (если он состоится) интересы православной Церкви и с этой целью направить послов на сейм Речи Посполитой, оказать помощь пострадавшему от гонений со стороны католиков Виленскому братству; говорилось о необходимости постоянных контактов между К. и еп. Гедеоном. В качестве управляющего Белорусской епархией К. пытался заручиться поддержкой России. Униат. митр. Лев Кишка сообщал о том, что в 1681 г. было приказано схватить К. и посадить в Мальборкский замок за переписку с Москвой ( Петрушевич. А. С. Сводная Галицко-русская летопись с 1600 по 1700 г. Львов, 1874. С. 201). В янв. 1685 г. К. отправил к Смоленскому митр. Симеону (Милюкову) из литов. правосл. обителей (виленского Свято-Духова мон-ря и приписных к нему Кронской Троицкой и Евейской Успенской обителей) 10 кандидатов на поставление в диаконы и иереи. В послании к митр. Симеону К., называя себя блюстителем Белорусской епархии, сообщал о бедственном положении православных в Речи Посполитой (РГАДА. Ф. 79. 1685 г. Д. 2. Л. 42-43). К. до своей кончины отказывался перейти в унию и не получил разрешения от короля на епископскую хиротонию. В июле 1686 г. делами Белорусской епархии ведал Сильвестр Волчанский; по-видимому, к этому времени К. скончался. Ист.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 53-56. 28; АВАК. Т. 11. С. 222-226. 80; С. 229. 82; С. 243-244. 88; Т. 15. С. 339-340. 214. Лит.: Смирнов Ф. К. Виленский Св.-Духов мон-рь. Вильна, 1888. С. 124-131, 337; Титов Ф. И., прот. Русская Правосл. Церковь в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1905. Т. 1: Зап. Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв. 1-я пол. т. С. 77-80; он же. Климент (Тризна)//ПБЭ. Т. 11. Стб. 207-208; Bendza М. Tendencje unijne wzgldem Cerkwi prawosawnej w Rzeczypospolitej w latach 1674-1686. Warsz., 1987. S. 13-77, 137-139; Кочегаров К. А. Князья Огинские и сношения православных Великого княжества Литовского с Россией в 80-е гг. XVII в.//Россия, Польша, Германия: История и современность европ. единства в идеологии, политике и культуре. М., 2009. С. 82-117. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/1841371.html

На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1382 году монастырь был разорён полчищами Тохтамыша. В 1441 году здесь был заключён низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители русской православной церкви согласились с введением унии на Руси. Это, однако, одобрения в Москве не вызвало, и Исидор был низложен и заточён в Чудовом монастыре. В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишённый сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана (Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 - после 1531). Иноком Чудова монастыря был самозванец Гришка Отрепьев (Юрий Богданович Отрепьев) (ум. 1606). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Иванович Шуйский (1552-1612, царь 1606-1610). Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода патриарх Гермоген (Ермолай) (ок. 1530-1612), ввергнутый в узилище польскими оккупантами. Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале 17 века, когда его называли Великой лаврой. При патриархе Филарете (Фёдор Никитич Романов) (1554-1633) здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре был низложен патриарх Московский Никон (Никита Минин (Минов) 1605-1681). В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен бунтовщиками. Во время Отечественной войны 1812 года, когда в оставленную нашими войсками Москву вошли французы, Чудов монастырь был разграблен. Здесь находился штаб Бонапарта. Мощи св. Алексея были варварами осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаиля была устроена спалья одного из приспешников Бонапарта. В Чудовом монастыре находились гробницы многих русских исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосий (Бывальцев) (ум. 1475) и Афанасий (Андрей) (нач. 16в.-1570-е гг.), последний царь побеждённой Казани Едигей, в крещении Симеон, известный церковный деятель 17 века Епифаний Славинецкий (ок. 1600-1675). В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича Тишайшего (1629-1676) Борис (Илья) Иванович Морозов (1590-1661), князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

http://sobory.ru/article/?object=21396

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010