В книге Ровинского упоминается несколько икон, подписанных Истомою Савиным. Из них одна, «Воскрешение Лазаря» в собрании графа Строганова в Петербурге, другая – «Знамение» с предстоящими святыми, соименными членам семьи Никиты Григорьевича, принадлежит С.П. Рябушинскому. Эта икона сохранила новгородские традиции, Она едва ли написана позже 1600г. Успение. Икона. XVII в. 134х101,5 см. СИХМ 1601г. помечена икона другого строгановского иконописца, Семена Бороздина. Рядом с Семеном Бороздиным Ровинский называет еще Ивана Соболя и некоего Михайлу или Михайлова. Иконы этих мастеров есть в собрании гр. Строганова. Прекрасным примером мастерства таких ранних строгановских мастеров могут служить створы на Рогожском кладбище, подписанные «писмо Емельяново». Емельяна знал Ровинский и упоминал о его иконе «Три отрока в пещи» в собрании графов Строгановых. У Постникова была икона, подписанная «писмо Емельяна Москвитина». Емельяновы створы выражают изысканное чувство цвета и линии. Желтый, зеленый и розовый цвета приведены здесь в удивительную, несколько холодноватую гармонию. Рисунок Емельяна восходит вполне определенно к новгородской традиции. Манерное изящество поз и вся эта «острая», несколько мелочная раскраска говорят о каком-то конце, о каком-то тупике, в который уперлось искусство, но, вместе с тем, и о каком-то долгом предшествовавшем пути. На московской почве не могло создаться ничего подобного. В Емельяновых створках слышится как бы последний отголосок того увлечения красотой, которое сказалось с такой силой в Ферапонтовских фресках Черты, отличающие «письмо Емельяново» – это, в сущности, самые художественно ценные черты строгановской школы. По-видимому, они были более свойственны иконам, написанным еще до наступления XVII в. Подобная же тонкость цвета и более спокойная грация фигур отличают превосходную, неизвестно кем написанную, икону «Сретение Господне», в начале ХХ в. находившуюся в собрании Г.К. Рахманова в Москве. Ряд миниатюр введен в эту композицию весьма удачно, и мастер выказал здесь высокое совершенство миниатюрного письма, еще не жертвуя этой способности всем остальным, как то делали другие и, вероятно, более поздние строгановские мастера. К описанным иконам Истомы Савина, Емельяна Москвитина и неизвестного автора «Сретения» довольно близки по стилю некоторые иконы, подписанные на задней стороне «письмо Никифорово». Такова, например, особенно типичная по цвету, всеми особенностями указывающая еще на XVI в., «двурядница» в собрании С.П. Рябушинского. Икон с подписью «письмо Никифорово» известно относительно много, – Ровинский упоминал более 15 таких икон. Нельзя сказать, чтобы они были все строго одного стиля. Именем Никифора подписаны и такие цветные, вовсе без золота иконы, как упомянутая «двурядница», и такие белолики, сплошь залитые бледным золотом иконы, как икона в Русском музее. Остается предположить, что у Никифора в разное время было 2 манеры, более ранняя – «цветная» и более поздняя – «золотая».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Этим духовником оказался иезуит, который тотчас открыл " тайну " князю Вишневскому и своим собратьям. Действия католической церкви и иезуитов в период Лжедмитрия 1-го. В нашей исторической литературе есть мнение митрополита Галактиона, что самозванец был воспитанник иезуитов. Карамзин ссылается на свидетельство Вассенберга, который говорит, что Дмитрий 7 лет учился в иезуитской школе. Впервые о Дмитрии упоминается в официальных документах в 1603г., но это не значит, что вездесущие иезуиты не знали о нём прежде. Русская историческая наука, основываясь на несомненных источниках, говорит, что слухи о самозванце ходили в Польше уже с 1600г. Левитский и Пирлинг считали, что, перейдя границу, самозванец попадает в школу Гойских, где " изучал в Гощи учитися в школе по латински и по-польски и по люторски крамоте и бысть отметник и отступник православныя веры " . Иезуиты принимали активное участие в домогательстве Лжедмитрием власти над русскими и приобрели столь могущественное влияние на него, что не без основания надеялись видеть в Москве католического государя над католической в будущем Россией. Преосвященный Макарий, ссылаясь на Карамзина, представляет дело так, что иезуиты тотчас же окружили самозванца, после того, как он открыл своё царское происхождение, и затем началась переписка с царским нунцием и Курией. Судьба Дмитрия целиком связана с влиянием на него иезуитов. Общность целей Самозванца и ордена способствовала успешному дальнейшему продвижению царевича при польском дворе и сулила поддержку Курии. Речь Дмитрия от 19/III-1604г. уже чётко отражает политику Рима " стремящегося просветить обширную Россию и дать ей место в лиге против турок " . Благодаря влиянию приставленного к самозванцу иезуита Савицкого, названный царевич 17/IV-1604г. в доме Мнишка, тестя Вишневского, изъявил согласие причаститься по католическому обряду, получить конформацию. Здесь же он засватал дочь Юрия Мнишка - Марину, и согласно депеше Рангони, он выразил полное попечение папе, истинному вселенскому пастырю, " обещал вывести из схизмы свой народ греческого обряда и крестить магометан и язычников, когда прибудет на трон " .

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

Творчества в них было не больше, чем в их московских собратьях, и надо сказать даже, что они не умели так увлекательно «рассказывать», как московские мастера. Они были всецело поглощены формальной стороной, но исполнители они были превосходные, несравненные. Лики строгановских икон не отличаются одухотворенностью, и этим иконам редко присущ даже тот исторический, бытовой интерес, который привлекает к некоторым московским иконам. Все усилия строгановских мастеров были направлены на украшение, на создание драгоценно выведенного и расцвеченного узора форм, имеющих значение только как часть узора. Стиль этого узора, стиль своей школы был главной их задачей. Поэтому индивидуальные отличия строгановских мастеров не слишком интересны. По странной иронии судьбы, именно эти мастера весьма часто подписывали иконы своим именем. Мы знаем иконы многих строгановских мастеров, знаем их работы. Но эти имена и работы мало говорят нам о разнообразии художественных индивидуальностей, – гораздо менее, чем линии и краски иных безыменных новгородских икон XV в. Троица Ветхозаветная. Икона. Кон. XVI – нач. XVII в. 142,3х63,8х3,7 см. СИХМ.Происходит из сольвычегодского Благовещенского собора Благодаря подписям на иконах, а иногда и датам, история строгановской школы может быть написана с большей точностью, чем история всякого др. периода древнерусской живописи. Летописная история строгановской школы начинается до 1600г. К 1600г. относятся весьма важные надписи на стенах Сольвычегодского собора. Из этих надписей явствует, что собор был заложен в 1560г., освящен и кончен в 1584г. В 1600г. повелением Никиты Григорьевича Строганова храм был украшен «настенным письмом», причем расписывали его «московские иконники Федор Савин да Стефан Арефьев с товарищами». Наименование Федора Савина и Стефана Арефьева «московскими иконниками» подтверждает мнение, отрицающее существование строгановских иконописцев и выдвигающее повсюду вместо них иконописцев московских, царских. Но, может быть и не следует видеть в упоминании о Москве нечто большее, чем намеренную ссылку мастера на принадлежность к столичному искусству.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Роль католической церкви в период Смутного времени 02.08.2010 3153 Время на чтение 45 минут Как в свое время метко заметил наш известный историк Василий Осипович Ключевский, " история учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение " . Для того чтобы мы в очередной раз не были проучены, необходимо вновь и вновь возвращаться к прошлому, переосмысливая наиболее сложные периоды жизни нашего народа. Подходит к заключительной фазе один из самых скорбных юбилеев истории нашего Отечества - 400-летие Смутного времени, ознаменованного стихийными бедствиями, большими территориальными и людскими потерями, глубоким хозяйственным упадком. Какие же уроки нам следует извлечь из этого тяжелейшего политического, экономического, государственного и социального кризиса? Краткий анализ обстановки в России и причин вызвавших Смутное время Как писал один из главных участников процесса учреждения в 1589г. патриаршества в России константинопольский патриарх Иеремии, " так как ветхий Рим пал от аполлинариевой ереси, а второй Рим - Константинополь находится в обладании у безбожных турок, то... великое Российское царство - третий Рим - превзошло благочестием все прежние царства, они соединились в одно... царство (Московское) и один (русский царь) теперь именуется христианским царём во всей вселенной, поэтому и это превеликое дело (учреждение патриаршества) по Божию промыслу, молитвами чудотворцев русских и по... царскому прошению у Бога и... совету исполняется " . Тёмные силы устремились на борьбу с " Третьим Римом " , чтобы сокрушить его и господствовать над всем христианским миром. В 1596г. римская католическая церковь вынудила Западную Русскую православную церковь принять Брестскую Унию. Этим актом Рим одержал бесспорную победу и над православием и над русским народом в Польше. Окрылённая своими успехами, римская церковь стремилась и в Московской Руси видеть желанную унию. В 1600г. польский король Сигизмунд III отправил Льва Сапегу с предложением вечного мира при условии свободного вероисповедания, постройки костелов, учреждения государством католической коллегии и школ. Ответ был отрицательный относительно постройки костелов, хотя свобода вероисповедания была подтверждена.

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

Сын его Георгий X (1600г.) искал родственных связей с Россией и послал племянника Хозроя просить руки царевны Ксении, дочери Годунова; но внезапная кончина Бориса расстроила предполагаемый брак. При Георгии X одна из лучших областей бывшей державы Иверской, принадлежавшая Атабегам, завоевана была Турками: Ахалцих сделался местопребыванием Пашей, которые имели с тех пор сильное влияние на Имеретию и часто вторгались в Грузию. Луарсаб Святой или Мученик наследовал отцу (1603г.), но прежде подвигов мученичества прославился доблестями воинскими; он отразил Хана Крымского Гирея, опустошавшего Грузию по воле Султана, и, соединившись с Теймуразом Кахетинским, зятем своим, не устрашился выступить в поле против великого шаха Аббаса (1605г.). Оставленные подданными, которые не дерзали сражаться против завоевателя, оба удалились к Имеретинскому Царю Георгию; но Луарсаб поверил льстивому предложению Шаха и, явившись в Тифлис, был изменнически увезен в Персию; там скончался Мучеником за исповедание имени Христова в одно время с другою Великою Исповедницею Царицею Кетеван, матерью Теймураза, и их обоих причла Церковь Иверская к лику своих святых (1615г.). С Луарсабом прекратилась прямая линия царей Карталинии, и владетели ее даже перестали быть Христианами. Баграт Мирза из дома Кахетинского, магометанин, поставленный шахом Аббасом (1619г.), и Симон II, двоюродный брат Луарсаба, избранный Грузинами и потом умерщвленный Эриставом Арагвским Зурабом, не долго держались на престоле. Пользуясь междоусобиями и влиянием Зураба, на краткое время овладел Карталинией великий Теймураз (1623г.), но, изгнанный опять персиянами, бежал в родовую свою область Кахетию. Это была самая несчастная эпоха для Грузии: двукратное нашествие Шаха не уступало ни в чем ужасам Тамерлановым. Завоеватель Персидский имел ту же цель – искоренить Христианство, чтобы навсегда овладеть землей, которую охраняла вера ее народа; но вместо того, чтобы поселять Ммагометан у подножия Кавказа и в Дагестане, как действовал Тамерлан, шах Аббас, напротив того, разорял города и обители и силой переселял Христиан во внутренность Персии; до сих пор, около Испагани, есть много деревень Грузинских и Армянских, жители которых, утратив веру, соблюли язык своих предков. С другой стороны, Турки совратили в Магометанство почти всю область Атабегов и часть Гурии, а в горах и Дагестане само собою укреплялось учение Корана; таким образом, отовсюду теснимое Христианство, держалось только в трех умаленных царствах, беспрестанно обуреваемое врагами. Чтобы еще более его поколебать, шах Софии, сын шаха Аббаса, поставил в Тифлисе царем Ростома (1634г.), хотя от племени Багратидов, ибо он был внук великого Луарсаба по сыну его Давиду, но Магометанина, рожденного в Персии от незаконного брака. Цари-магометане династии Карталинской. Ростом

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

742 За наставшую о нем во царствии тогда бывшую крамолу. Имеется в виду борьба за престол после смерти Ивана Грозного при воцарении Федора Ивановича: Бельский и некоторые бояре хотели видеть на престоле младшего сына Грозного – Димитрия. См. сноску 636. 743 Борисов град – город Борисов, находился на самой границе Русского государства, на реке Донце, в пределах Слободской Украины. Годунов в 1600г. послал туда Богдана Бельского и велел ему построить там крепость. Бельский построил город и назвал его Борисов, в честь Годунова. 744 Казнь обладатель позорную ему дав. Годунову донесли, что Бельский хочет объявить себя независимым царем; Бельскому был вынесен смертный приговор, но царь, «помиловав» его, приказал только отобрать у него имение и выщипать ему его длинную густую бороду, а затем заточить в один из низовых городов. См. сноску 637. 745 И ины с ним в тождество единомыслие ему приплетоша. Кроме Богдана Бельского, при Годунове, продолжавшем политику Ивана Грозного, подверглись гонению и многие другие бояре, в частности – семья Романовых. Так, в 1601г. по приговору бояр был пострижен Федор Никитич Романов (в будущем патриарх Филарет) и сослан в Сийскую Антониеву обитель; его жену Ксению Ивановну, также постриженную и названную Марфой, сослали в один из Заонежских погостов. Были отправлены в ссылку в разные города и родственники и сторонники Романовых (см. «Никоновский летописец» и «Дело о ссылке Романовых» в ЦГАДА). 746 Впервоглагольний... тогда синклитско си прия имя. Богдан Бельский, возвращенный из изгнания к царскому двору при первом самозванце, получил от него чин «великого оружничьего». Тогда же были «пожалованы» Нагие и другие пострадавшие при Годунове бояре. (С.Ф.Платонов. Очерки по истории смуты, с.275; Собр. государственных грамот и договоров, II, с.206 и след.). 747 Сокрушит начатки моавля. Тимофеев приводит библейские изречения, будто бы «пророчествующие» о Христе, смешивая два разных текста. 749 Первосвятительный Ермоген, всеа Росия великий патриарх. Ермоген в 1606г., когда совершилось перенесение мощей царевича Димитрия, едва ли уже был патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Густыня. Троицкий Густынский монастырь. Густынский монастырь Храмы монастыря: Церковь Троицы Животворящей Церковь Петра и Павла Церковь Воскресения Христова Церковь Варвары Церковь Николая Чудотворца Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Начало Густынского монастыря было положено в 1600г. Основателем монастыря был иеросхимонах Иоасаф, который испросив благословение игумена Афанасия и взяв с собою двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, удалился в Заднепровскую сторону для отыскания места, удобного к основанию монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, Иоасаф остановил свой взор на острове Густынь, который представлял собой наилучшее место для монастырского иноческого жития. Иоасаф со своими учениками поселился на острове и вскоре на остров к Иоасафу начали собираться люди, селившиеся близ Иоасафа «ради монашеского жития и спасения». Благодаря усердию и посильным жертвам окрестных жителей, Иоасаф в 1614 году соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Так как к этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, то братия пожелала иметь над собою настоятеля, которым и стал единодушно избранный старец Иоасаф. Новосозданная обитель во многом нуждалась, но Иоасаф был уже стар и устройство монастыря было не по старческим силам настоятелю. Поэтому в помощь себе он избрал известного ему по уму и благочестию Исаию Копинского, игумена и настоятеля Антониевых, при Киево-Печерской Лавре, пещер, желая иметь его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоасафа и с благословения архимандрита Лавры прибыл в Густынь. Обозрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исаия испросил право на владение островом Густынью, находившимся в то время во владении князей Вишневецких. Князь охотно исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и дал им в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. По смерти князя Михаила Вишневецкого, последовавшей в 1615 году, грамота эта была подтверждена супругою его, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской.

http://sobory.ru/article/?object=06326

Феодор, восхваленный Марком Ефесским во второй речи его против латин за строгость и святость жития 227 . Исидор, современник византийского историка Францы (1445–1450гг.) 228 . В 1456г. завоеватель Константинополя Магомет II покорил своей власти Аттику и столицу этой области Афины. Тогда турки обратили в мечети христианские храмы в Парфеноне, Ерехфионе, Фисионе и в других местах. Но Православие в Афинах уцелело. Митрополиты сего города под турецким игом известны следующие: Софроний, подписавший вместе с другими митрополитами устранение Вселенского патриарха Иосифа в 1564г. 229 . Никанор, писавший письмо к протонотарию Великой церкви Константинопольской Феодосию Зигомале (1580–1582гг.) и подписавший оное так: θηνν Νικνωρ, κα σς κατ πντα – афинский Никанор и твой во всем. В письме же своем он благодарил Зигомалу за присылку какого-то подарка и обещался отблагодарить его доставкой надобной ему шкатулки, когда минут неблагоприятные обстоятельства и когда уродятся маслины 230 . Феофан в 1594г. с афиномитрополичьей кафедры возведен был на патриарший престол в Константинополе, но святительствовал здесь не более 6–7 месяцев и скончался 231 . Неофит, митрополит афинский, дважды был патриархом Вселенским, сперва в 1600г. и во второй раз с 1608 по 1614г. 232 . Даниил в 1638г. присутствовал в Святейшем синоде Вселенского патриарха Кирилла Кондариса, осудившем еретические мнения патриарха Кирилла Лукариса 233 . Софроний в патриаршество Парфения Старшего в октябре 1639г. подписал синодальное решение о рукоположении кассандрийского архиерея Лаврентия 234 . Анфим подписал ответ Вселенского патриарха Дионисия (1672г.) касательно заблуждений кальвинистов. Его видели в Афинах английские путешественники Спон и Велер в 1676г. и оповестили, что он тогда отживал уже 24-й год своего святительства 235 , следовательно, рукоположен был в 1652 или 1653 году, а родом был из Пелопоннеса и отличался ученостью и добрым нравом 236 . Преемником Анфима был Иаков и после него непосредственно святительствовали Кирилл и Мелетий, по прозванию Митрос 237 . Он управлял афинской епархией с 1710 по 1714г. Потом святительствовали, сколько знаю,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Древнее онамо во святилища гордостию покажение Озиино. Озия, по библейской легенде, 10-й из царей иудейских, за гордость был якобы наказан Богом появлением проказы на лице. 783 Безкровная Христова жертва о мире всего мира – литургия, богослужение, совершаемое на хлебе и вине, которые приносятся как бы «бескровной жертвой» Богу за весь мир. 784 Древнюю нашу клятву – по библейской легенде, Божье проклятие, постигшее первых людей – Адама и Еву за совершенный ими грех. 785 По иже во Царьграде бывшему образу. Тимофеев имеет в виду рассказ из повести «О взятии Царьграда турками» Нестора Искандера (XVb.), где говорится, как перед падением города «благодать Божия» в виде огненного столба ушла из храма Софии и поднялась на небо. 786 Изрядне Богоматере песни. Песнопение, поющееся на литургии, посвященное Богородице, о котором объявляется словами: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей...». 787 Первосвятителю... предстоящу. Речь идет о первом патриархе Иове – стороннике Бориса Годунова, который не только не протестовал, но даже поощрял все его мероприятия и начинания, будучи сам представителем дворянства, возвысившегося при Грозном и Годунове. См. сноску 770. 789 Святонастольницы митропольские – четыре русских митрополита – представители высшего духовенства, непосредственно следующие за патриархом. Со времени установления на Руси патриаршества в 1589г. архиепископы Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий были возведены в сан митрополитов. Первое место среди них, по Тимофееву, принадлежало митрополиту Новгородскому. 791 Полным имянованием... егда имя его аще и в мале где наменено будет. Борис требовал, чтобы в бумагах писали его имя с полным царским титулом. Титул этот звучал так: «Великий государь, царь и великий князь Борис Феодорович всея России самодержец». 792 Главе самой церковного верха, иже бе выспрь всех во граде – колокольне Ивана Великого в Кремле, которую Борис Годунов приказал надстроить в 1600г. Надпись на главе колокольни: «Изволением Святыя Троицы повелением Вел. Государя царя и Великого князя Бориса Федоровича всея России самодержца и сына его, благоверного великого государя царевича и великого князя Феодора Борисовича всея России, храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108-го».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Особое существование строгановской школы вовсе не исключает возможности для строгановских мастеров работать и подолгу жить в Москве, и даже быть москвичами по происхождению. К сожалению, роспись Благовещенского Сольвычегодского собора не дошла до нас в первоначальном виде. Ровинский знал иконы Степана Арефьева (одну, писанную в 1596г. для Никиты Строганова) и считал их переходными от «первых» ко «вторым» строгановским письмам. Почти такого же письма, по мнению Ровинского, св. вмч. Никита с деянием в 16 отделах с подписью на задней стороне «Письмо олешкино». Эта икона по удлиненным пропорциям фигур, по яркой расцветке, по необычайной тщательности письма должна быть признана типично строгановской. Мастерская Строгановых. Богоматерь Владимирская и праздники. Икона. Нач. XVII в. Сольвычегодск. 103х71 см. ГЭ В Сольвычегодском соборе есть местный образ Божией Матери Донской, с надписью на киоте: «Сей образ писан Истомою Савиным иконописцем государевым по обещанию Семена Аникиевича Строганова». На другом образе, похищенном в 1842г., также была надпись, что он исполнен в 1602г. «рукой государева иконописца Истомы Савина». Усматривать из этого, что никакой школы строгановских иконописцев не было, а что писали для них царские мастера, по нашему мнению, еще нельзя. Могло быть и, по всей вероятности, было обратное: строгановские иконописцы работали не только на Строгановых, но в иных (первоначально редких) случаях и на царский двор, и гордились приобретенным таким образом званием придворных иконописцев. Звание государева иконописца не указывало на постоянное пребывание при дворе. Из документов XVII в. мы знаем, что носившие это звание иконописцы созывались в случае надобности из разных мест. Оно означало не столько придворного служилого человека, сколько придворного поставщика. Во всяком случае, мы видим, что около 1600г. близкие к государеву двору московские иконники писали для Бориса Годунова совершенно иначе, чем писал для Строгановых Истома Савин. Ровинский знал, кроме того, что Истома Савин именовался в некоторых случаях человеком Максима Яковлевича Строганова.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

  001     002