стол без всякого серебра, письменный стол, на нем пресс-папье, деревянный разрезательный нож и одесская бомба – вот его комната. Он покинул свои прекрасные апартаменты для этого неудобного угла, затерянного среди местных коридоров, как бы с тем, чтобы приготовить себя для еще более тесного жилища. Эта комната находится под воздушным телефоном. Гримм, служивший при нем с ранней молодости, заливаясь слезами, говорил мне, что он после Альмы долго не спал, а только два часа проводил в сонном забытьи. Он ходил, вздыхал и молился, даже громко, среди молчания ночи. Мне кажется, что он в это время именно раскрылся как человек вполне русский». 30 В «Британской энциклопедии» (т. XII, 9-й вып.) указы­вается, что на Аскотских скачках с 1807 г. золотая чаша была предметом состязаний; с 1844 г. до 1853 г. она имела название «Императорский скаковой приз». Этот приз выдавался Рус­ским Императором. В 1854 г. во время Крымской войны чаша получила прежнее название и выдавалась из фонда скачек. 31 Иван (Адам) Федорович Крузенштерн (1770–1846), адмирал, первый русский кругосветный мореплаватель. Госу­дарь очень ценил его. По увольнении его по болезни с долж­ности директора, был в 1842 г. назначен состоять при особе Его Величества. 32 Граф Лонгин Петрович Гейден (1772–1850) родился в Гааге, проявлял особую верность Оранскому дому; с 1795 г. – на службе в России, с 1810 г. – русский подданный с сох­ранением графства Римской империи, в 1826 г. – начальник 3-й линии Балтийского флота, в 1827 г. – контр-адмирал в составе эскадры генерал-адъютанта Д. Н. (Генявина, отправ­ленной в мае в Портсмут (Англия). Поставлен во главе осо­бой эскадры, двинутой из Портсмута в Средиземное море. За Наварин получил чин вице-адмирала, Георгия 3-й степе­ни, аренду в 3000 д. на 12 лет. Во время войны 1828–1829 гг. – главнокомандующий флотом в Средиземном море; произво­дил блокаду Дарданелл и Константинополя. В 1838 г. – глав­ный командир Ревельского порта. 33 Во время боя турецкий флот состоял из 65 судов с 2106 орудиями и 23 000 человек экипажа. Союзный – из 28 судов (русских 8) с 1298 орудиями и 13 000 человек экипажа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

1161  Bornemann. S. 438. Критический и грамматический Комментарий Элликота на Послания к Фессалоникийцам вышел в свет в 1858 г.; а в 1880 году был отпечатан четвёртым изданием. 1170  Theologische Stadien und Kritiken. 1850. S. 753–816. Гримм против Баура защищает подлинность обоих Посланий. 1174  Перечисление противников и защитников подлинности Второго Послания в Hand-Kommentar zum Neuen Testament, bearbeitet von Holzmann...Zweiter Band. Zweite... Auflage. Freiburg in B. und Leipzig. 1893. S. XIII, а перечисление тех и других и изложении их доводов в Комментарии Мейера Zehnte Abtheilung, bearbeitet von Lünemann. Dritte Auflage. 1867. S. 167–176; -bearbeitet von Bornemann. 5 und 6 Auflage. 1894. S. 498–537. 1175  Герике. Введение в новозаветные книги Священного Писания. Перевод с немецкого под редакцией архимандрита Михаила. Москва 1869 г. Вторая половина, стр. 10–16. 1178  Historisch-kritische Einleitung in das Neue Testament, von Dr. Adolf Hilgenfeld. Leipzig. 1875. S. 642 und folg. 1179  Hand-Kommentar zum Neuen Testament, bearbeitet von Holtzmann, Lipsius, Schmiedel, Soden. Zweiter Band. Die Briefe an die Thessalonicher und an die Korinther, bearbeitet von Schmiedel. 1893. S. 9–14. 1180  Bornemann, В, 441–443. Мысли свои Тиксен изложил в статье, помещённой в современном ему журнале в 1796 г. 1185  Bornemann. S. 454–455. Сочинение Рейхе озаглавливается: Authentiae posterioris ad Thessalonicenses epistolae vindiciae. Gött. 1829. 1186  Institutiones Theologiae christianae dogmaticae. Editio octava auctaet emendata. Lipsiae. 1844. Pag. 391. Это сочинение признаётся классической системой рационализма. С шестого издания оно переведено на немецкий язык Францем Вейссом под заглавием: Lehrbuch der christlichen Dogmatik. Nürnberg. 1831. 1190  Своё учение об антихристе Шнеккенбургер изложил в нескольких сочинениях. Эдуард Бёмер (родился в 1827 году) обработал его и изложил в одной статье, под заглавием: Zur Lehre vom Antichrist, помещённой в журнале: Jahrbücher für deutsche Theologie 1859. В. 4, S. 405–467.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

1515 Facsimile представлено Тишендорфом в Theol. St 1847 H. I. S. 129 ff. Издание Ang. Mai Rom. 1857 . S. Voll. 4 (из них H. 3. Lond. и Lps. 1859. 8. и A. Kuenen и С. G. Cobet. Lugd. B. 1868; дипломатически точное – Тишендорфа Lips. 1867. 4). 1517 Сходно с высказанным в настоящем месте мнением Гута известие Тишендорфа о Ватиканском кодексе Библии. Theol. Stud. 1847. H. S. 129. См также I. Ruckersfelder De Cod. N. Т. Vatican. в Sylloge Velthusen., Ph. Buttmann в Theol. Stud. I860. H. 2 и др. 1519 Первоначальный текст Нового Завета изглажен и на его месте написан отрывок из творений Ефрема. 1520 Facsilime его (новозаветных отрывков) представил у Tauchnitz. в Лейпциг К. Тишендорф (Cod. Ephraemi Syri rescriptus sive fragmenta N. T. e[ex] codice graeco Paris. celeberrimo V. ut vid. p. Chr. seculi. 1843. 4. (18 Thlr.; срав. с отзывом об этом издании FIek в Allg. Literatur-Zeitung. 1844. April. Nr. 97, 98. Facsimile ветхозаветных отрывков представил Тишендорф 1845 См. об этом кодексе исследование Fleck в Theol. Stud. 1841. Hett. 1. 1526 Факсимиле сделан Thom. Kipling Cantabr. 1793. 2. voll. fol. – Ср. D. Schulz De codice D. Cantabrig. Vrat 1827. 4; также R. Simon Hist. crit. 1. p. 360. 1528 Послание к Евреям представляется здесь отделенным от Павловых посланий находящимся пред ним реестром книг для церковного чтения: послания Варнавы, Пастыря и т. д. 1538 Он был издан Ch. F. Matthaei Misn. 1791. 4. – Составную часть этого Boernerianus (оба как две половины происшедшие из одной и той же рукописи) образует собою Cod. Sangallensis Евангелия с параллельным переводом; он принадлежит 9-му веку. (Cod. Δ); факсимиле с автографа издано Н. С. М. Rettig Tur. 1836. 4. (Cod. Sangallensis [W evv. canonic.] graecolat, interlinearis, nunquam adhuc collatus). Ср. его же исследование в Theol. Studd. 1836. S. 465 ff. и Delitzsch а. а. О. S. 208. ff. 1546 Cod. Boreelianus в отрывках, давно испорченный кодекс Евангелии, 9 века, с недавнего времени в Утрехте (ср. 1. Heringa De cod. Bor. Tpaj. 1803) и Cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

177 Спенсер Герберт (1820–1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Философию понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. 178 Карпентер Эдуард (1844–1929) – английский писатель, философ. На русском языке была издана статья «Современная наука» с предисловием Л. Н. Толстого (1896). 179 Песталоцци Иоганн Генрих (1746–1827) – швейцарский педагог, основатель нескольких школ. По Песталоцци, воспитание должно быть наглядным и начинаться с младенческих лет. Наглядность должна достигаться участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний. Свои педагогические взгляды Песталоцци последовательно изложил в книгах «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781), «Как Гертруда учит своих детей» (1801). 180 Фребель Фридрих Вильгельм Август (1782–1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, последователь Песталоцци. Возглавлял сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци. Педагогические взгляды Фребеля были построены на убеждении в том, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на «действии, работе и мышлении». Задача воспитания состоит в том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, и превратить его в возможно совершенное разнообразие. То, что мы хотим развить в ребенке, должно уже лежать в его натуре; для создания совершенного единства нужно, чтобы все свойственные человеку разнообразия развивались одновременно и в одинаковой степени, оставаясь в гармоничном отношении друг к другу. Эти идеи изложены в основной книге Фребеля «О воспитании человека» (1826; см. изд.: Фребель Ф. Воспитание человека//Педагог, соч. М.: Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1913). 181 Шмидт Карл (1819–1864) – известный германский педагог, получивший наименование «педагога-антрополога XIX века». Некоторое время был священником, но в 1850 г. сложил с себя духовное звание и сделался учителем. Главное произведение – «История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов» (рус. пер.: М., 1880. В 4 т.). Основная мысль Шмидта сводится к тому, что педагогика должна быть, в сущности, только «прикладной антропологией». Фундаментом будущей педагогики, по его мнению, должна сделаться френология (учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Наблюдая через благочинных за исправным поведением вверенных им священнослужителей, главные священники производили духовный суд, ежегодно представляли в Святейший Синод отчёт о состоянии подведомственных церквей, под их постоянным надзором находилась также хозяйственная часть церквей. Свои административные распоряжения главные священники направляли в виде ордеров, что свидетельствовало о жёсткой дисциплине, укреплявшейся среди военного духовенства. Протоиереи М. И. Богословский и П. Е. Покровский. С 1865 по 1888 годы должность главного священника армии и флота поочерёдно занимали протоиереи Михаил Измайлович Богословский (1865–1871 гг.) и Пётр Евдокимович Покровский (1871–1888 гг.), а с 1888 года – Александр Алексеевич Желобовский (1888–1910 гг.). С 1865 года по 1871 год главным священником армии и флота являлся Богословский Михаил Измайлович, который родился в 1807 году в семье причётника во Владимире. Первоначальное образование получил во Владимирском духовном училище, потом в духовной семинарии. В 1827 году, т. е. в 20 лет поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и окончил её в 1831 году первым магистром и с 7 ноября этого же года был назначен бакалавром академии по кафедре греческого языка. Через два года М. И. Богословский рукоположен во священники Благовещенской церкви на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а в 1835 году назначен настоятелем Екатерининской церкви Императорского училища правоведения и, одновременно, законоучителем и преподавателем логики и психологии в училище. В это же время он продолжал занятия в духовной академии, где в 1839 году был избран членом академической конференции, с 7 февраля 1840 года назначен профессором богословия и в этом звании оставался до 1842 года. В 1844 году М. И. Богословский возведён в сан протоиерея. В 1856 году получил в училище правоведения звание заслуженного профессора, а в 1858 году за написанную Священную историю Ветхого Завета Св. Синод удостоил его степени доктора богословия. Он состоял почётным членом Санкт-Петербургской, Московской духовных академий, общества любителей духовного просвещения и участвовал во многих комиссиях по вопросам духовно-учебным и духовно-административным (по составлению программ и учебников для духовных семинарий, по пересмотру уставов духовных учебных заведений, по разработке узаконений о правах православного духовенства, по преобразованию церковного суда и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во исполнение этого предписания Синода преосвященный экзарх Грузии рапортом от 12 апреля 1834 года отвечал: 1) что ежели святейшему патриарху угодно, чтобы местное здешнее епархиальное начальство не участвовало в определении священников для находящихся в Закавказском крае греческих церквей, то, дабы греческие церкви не остались без священников, надобно или присылать сюда готовых греческих священников, или, с разрешения самого патриарха, рукополагать здесь во диаконы и во священники; в таком случае определение и увольнение сих священнослужителей и надзор за их поведением предоставить управляющим церковными имениями греческим архимандритам независимо от здешнего епархиального начальства; 2) но ежели святейший патриарх, согласно отношению его к предместнику моему, преосвященному митрополиту Ионе, от 5 июня 1827 года, пожелает, чтобы экзарх Грузии из крестьян, Греческой Церкви принадлежащих, по рекомендации греческих архимандритов и других управляющих церковным достоянием в Грузии, рукополагал во диаконы и во священники, в случае нужды, к церквам греческим или в их селения; то не иначе удостаивать их священнослужительского сана, как на общепринятых всеми епархиальными архиереями правилах, по строгом испытании их в способностях и достоинствах, необходимо нужных к получению сего сана, и ежели они будут лет правильных; 3) и когда таким образом будут производимы и определяемы священнослужители к греческим церквам и селениям, то не иначе должны быть они и увольняемы от мест своих, как с разрешения экзарха Грузии, а не произвольно оставлять свои должности, как то доселе водилось, и наконец, 4) для соблюдения должного порядка следует подчинить белое греческое духовенство благочинию епархиального здешнего начальства на том же основании, как управляющие в здешнем краю церковными имениями Греческой Церкви из монашествующих, указом Святейшего Синода от 6 мая 1829 года в отношении к образу жизни их и поведению поручены смотрению синодальной конторы и благочинным грузинских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Как иногда бывают важны и незаменимы естественные явления для объяснения фактов исторических и психологических можно видеть из следжующего: одна из частей Аравии Геджас, родина Магомета, разрезывается горными невысокими цепями на несколько отдельных долин; гранитные формации пород вулканического происхождения прерываются потоками лавы; здесь встречаются поющие и издающие звуки горки. Это так называемая музыка песков, известная и в других местоностях аравийской пустыни. Основатель ислама как известно из его биографии, неоднократно слышал голоса, которым придавал сверхъестественное происхождение (21–22 стр.). Взгляды г. Остроумова как в общем, так и в частностях совпадают с общественными, установившимися; правктическое значение за взглядами автора означенного исследования нужно признать в том отношении, что, живя в г. Ташкенте среди последователей ислама, автор воочию непосредственно укрепился во вредном влиянии магаметанства на его исповедников, след. в явное противоречие и опровержение тех, кто по разным побуждениям, судя по теории, увлекается некоторыми внешними сторонами религии Магомета, поставляя ее на незаслуженную высоту. Полным объективным безпристрастием и серьезностью, соединенную с громадной эрудицей, отличается отдел о системе учения ислама (Т.И., 211–228). Нельзя не отметить последнего по времени (1899 г.) очерка А.Крымского «Мусульманство и его будущность», заключающего в себе, вместе с данными из истории ислама, много статистического материала из современного состояния магометанских исследователей, г. Крымский не верит в жизненность и будущее процветание исламизма, несмотря на его широкое территориальное распространение, побуждающее многих смотреть на магометанина оптимисчески. 3 Döllinger. Muhameds Religion nach ihrer inner Entwicklung und ihrem Einflusse auf das Leben der Völker. 4 По сведениям 1810 года, мусульман считалось 110 миллионов; 1827 г. и 1839 г. – 120 млн. 1844 г. – 96 млн.; по сведениям 1874 г. и 1892 г. – 150 млн. по последним сведениям (1899 г.) количество магометан достигает до 300 миллионов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Закладка храма была приноровлена ко времени посещения нашего города Императором Александром Благословенным и состоялась 7 сентября 1824 года, (На доске, помещенной внутри собора, день закладки означен ошибочно 2-го сентября 1824 года) в воскресенье, в 6 часов утра, для каковаго торжества был приглашен преосвященнейший Амвросий, архиепископ Казанский и Свияжский. Осчастливив закладку храма своим присутствием, Император Александр 1-й собственноручно положил в его основание камень и известку, нарочно приготовленною для сего случая серебрянною вызолоченною лопаткою, которую поднес Государю губернский предводитель дворянства, князь М. П. Баратаев. 22 декабря 1825 года дворянство учредило, особый комитет, который, получив в свое заведывание все суммы, в первом своем заседании, 13 января 1826 года, решил, прежде всего, сделать приглашение к пожертвованиям, (Из книги, заведенной комитетом для вписывания имен жертвователей, хранящейся и по ныне в архиве Троицкаго собора, видно, что по 1-е мая 1832 года, на построение храма, поступило пожертвований (кроме 50,000 руб. дворянских) 98695 руб. 54 коп. и что в числе наиболее крупных жертвователей были: Петербургский купец Иван Кувшинников (6480 руб.), поручик Тимофей Дурасов (4717 руб.), Симбирское мещанское общество (4000 руб.) и крестьянин Мисаил Яковлев (2000 руб.).  К действительному же производству работ приступить лишь 25 июня 1827 года, после торжественнаго молебствия. Наружное сооружение храма окончено в 1832 году, на что израсходовано 117,956 руб. 45 1/2 коп., дальнейшия же работы были приостановлены, за неимением средств. В 1837 году, после посещения города Симбирска Императором Николаем Павловичем, получено было от Министра Внутренних Дел предписание о скорейшем окончании храма; между тем, на лицо к 1 января 1837 года состояло соборнаго капитала только 1500 руб., остальная же сумма (почти 57,000 руб.) находилась в долгах и не смотря на принятыя комитетом меры, немедленно собрать ее с должников не представлялось возможным, так что признано было необходимым испросить ссуду из приказа общественнаго призрения, в размере 35,000 руб., по получении каковой, работы по постройке храма стали подвигаться вперед, однако довольно медленно, так что только через 7 лет после закладки, именно 15 сентября 1841 года, состоялось освящение храма, совершенное преосвященнейшим Анатолием, первым архиепископом Симбирским и Сызранским. Преемник его, преосвященный Феодотий, обратился, в 1844 году, к Симбирскому дворянству, через губернскаго предводителя, с воззванием о пожертвовании капитала, процентами с коего можно было бы поддерживать благолепие храма и производить ремонты его. Результатом этого воззвания было постановление дворянства о выдаче на поддержание собора по 185 руб. сер. в год, из частных губернских сборов с дворянских имений; впоследствии, к этому пособию прибавилось 120 руб., выдаваемых и по ныне ежегодно, на содержание собора из городских сумм.

http://sobory.ru/article/?object=24336

71. Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы 398 (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 г.). 1827 год Она же видевши смутися о словеси его ( Лyk. I. 29 ). И слышащие сие не смущаются ли уже мыслию, для чего хочу я говорить о смущении преблагословенныя Девы Марии, как будто сие торжество Ея не представляет важнейших предметов для размышления? Столько добродетелей, столько совершенств, столько чудес, столько таин, при имени преблагословенныя Марии, при воспоминании Ангельскаго Ей благовещения, представляются уму, что едва дают приметить малое и кратковременное смущение мирной и тихой души Ея. Но меня не смущает опасение таких прекословий. Чудеса славны без слова; тайны не редко лучше чтутся благоговейным молчанием, нежели дерзновенным усилием изъяснить оныя; добродетели, совершенства, – о если бы для нас довольно было говорить только о добродетелях и совершенствах, и не было нужды упоминать о несовершенствах, и даже о пороках 399 . Если же, как полагаю, не отрекутся многие признаться со мною, что едва ли не каждый день, а иногда и не однажды, то или другое слово, тот или другой случай, приводит нас в смущение, малое или великое, кратковременное или продолжительное, не редко простирающееся на наши собственныя слова, действия и отношения к другим, и во всяком случае неблагоприятное потому, что нарушает спокойствие и затмевает ясность души: то, есть немаловажная причина с особенным вниманием посмотреть на сей, маловажным кажущийся, случай, как иногда и благословенная миром Божиим душа, неизбежно входит в смущение, и как выходит из онаго, дабы примером, наши, большею частию произвольныя смущения, обличить, уменьшить, исправить и, по возможности, распространить область истиннаго мира душевнаго. «Она же видевши смутися о словеси его». Кто приводит в смущение Ту, которая должна быть исполнена мира, как призываемая родить «Мир наш» ( Eф. II. 14 )? Человек ли неприязненнаго расположения Духа? Дух ли неприязни, всегдашний враг мира, потому что сам его не имеет, обыкновенный производитель смущений и смятений, потому что живет в мятеже непрерывном? – Нет! К удивлению, виновник смущения Марии есть Ангел, мирный служитель Бога мира. Но может быть, образ, как он явился Ей, имел в себе нечто ужасное? – Нет, и сего не видно. Ангел тихо входит, и говорит 400 : «вшед к ней Ангел, рече» ( Лк. 1:28 ). И так от чего же Она смущается? «Смутися о словеси его». Разве слово сие было грозно? – Напротив, оно было слово радости и благословения: «радуйся благодатная: Господь с тобою, благословенна ты в женах» ( Лк. 1:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Dr. Isidor Silbernagl, Verfassung und gegenwärtiger Bestand sämmtlicher Kirchen des Orients. Eine canonistisch-statistische Abhandlung. Landsbut. 1865. III. Сочинения, касающиеся права отдельных поместных церквей. Ф. Курганов, Устройство управления в церкви королевства Греческого. Казань. 1871. А. Павлов, Первоначальный славяно-русский номоканон. Казань. 1869. А. Павлов, Книги законные. Спб., 1885. П. Заговорский, О разводе по русскому праву. Харьков. 1884. А. Д. Способин, О разводе в России. Москва. 1881. Н. Калачов, О значении Кормчей в системе древнего русского права. Москва, 1850. Т. Барсов, Синод в его прошлом. Спб., 1896. Митропол. Михаил, Православна србска црква у кньажеству Србии. Београд. 1874. Теофан Живкови, Србска народна црква па канонично-историчном темельу свом. Темишвар, 1868. Ев. Иоаннович, О судьях церковных святой восточной соборной и апостольской церкви, яже во державах австрийских. Карлштадт, 1844. (Jos. Jireek) Actenmässige Darstellung der Verhältnisse der griechisch n. u. Hierarchie in Oestcrreich. Wien, 1861. J. Helfer, Die Rechte und Verfassung der Akatkoliken in Oesterreich. Wien, 1827. Dr. Radoslav von Radi, Die Verfassung der orthodox-katholischen Kirche bei den Serben in Oesterreich-Ungarn. I Theil. Das oberste Kirchenregiment. Werschetz, 1877. Magister Emilian Edler von Radi, Die Verfassung der orthodox-serbischen u. orthodox-rumänischen Particular-Kirchen in Oesterreich-Ungarn, Serbien und Rumänian. I Buch. Die Verfassung der ortkodox-serbischen Particular-Kirche von Karlovitz. Prag, 1880. Dr. Emilian Edler von Radi, Die orthodox-orientalischen Particularkirchen in den Ländern der ungarischen Krone. Eine rechtwissenschaftliche Abhandlung. Budapest, 1886. Влад. Гиргас, Права христиан на востоке по мусульманским законам. Спб., 1865. Н. Суворов, Следы западно-католического права в памятниках древнего русского права. Ярославль, 1888 и 1893. А. Павлов, Неизданный памятник русского церковного права. Спб., 1890. А. Павлов, Мнимые следы католич. влияния в древних памятниках юго-славян. и русск. церковного права. Москва, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010