Москва. Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле. Саввинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Саввы Освященного , Николая Чудотворца Год постройки:1592. Колокольня - 1817. Год утраты:Не установлен. Архитектор:П.П. Петров (перестройка 1841-1842) Адрес: Россия, город Москва, Большой Саввинский переулок, дом 14. Координаты: 55.732218, 37.564075 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Саввы Освященного, преподобного, на Девичьем поле церковь (уничтожена). В названии Саввинской набережной, Большого и Малого Саввинских переулков сохраняется память о располагавшемся здесь монастыре и храме святого Саввы. Первое письменное упоминание об обители относится к 1454 г. По своей духовной боярин Петр Константинович Добрынский завещал «своему господину Ионе митрополиту Киевскому и всея Руси монастырь святого Савы, на Москве, на посаде, и со всем тем, что к тому монастырю из старины потягло, и земель, и лугов, и Собакинская пустошь… А то есмя дал… на поминок своих прародителей и родителей, и по своей души, и по всему своему роду». Из этого текста понятно, что обитель к этому времени уже существовала и представляла собой так называемый вотчинный монастырь, но когда она была основана и что собой представляла, неизвестно. Следующее известие относится к 1456 г., когда чудотворную Смоленскую икону Божией Матери, именуемую «Одигитрия», до этого 58 лет находившуюся в Благовещенском соборе Кремля, вернули в Смоленск. Провожали ее торжественным крестным ходом великий князь Василий II с детьми, митрополит Иона с духовенством и народ до Саввина монастыря, который находился в предместьях Москвы, вблизи Смоленской дороги и переправы через Москву-реку. В память об этом событии был установлен крестный ход, совершавшийся ежегодно 28 июля. Монастырь считался домовым митрополичьим, а затем с 1589 г. и патриаршим. Известно, что в нем стояли патриаршие палаты. Сохранились сведения, что в 1637 г. «киот с деисусы поставлен в Саввинском же монастыре перед патриарши хоромы в сенях». С 1635 г. он известен уже не как мужской, а женский под названием «Ново-Саввинский Киевский, что под Девичьим полем». Первыми его монахинями были киевлянки. В 1667 г. обитель обновили за казенные деньги, а в 1678 г. приписали к Новодевичьему монастырю. Возле монастыря располагалась небольшая слобода, о которой писали: «Патриаршая вотчина Саввинская слобода, на берегу Москвы-реки, Горетово стану, а в ней 32 двора бобыльских, людей в них 68 человек, кормятся на Москве всякою работою». В конце XVII века монастырь был упразднен, после смерти в 1690 г. патриарха Иоакима деньги на помин его души были выданы уже в приходскую Саввинскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=21189

Имя и дело святого равноапостольного князя Владимира связано со всей последующей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей. Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским (память 23 ноября/6 декабря) после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов. Владимир князь и княгиня Агриппина Ржевские Святые благоверные князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские издревле почитались в городе Ржеве. Они были погребены в ржевском соборном храме. Над их могилами, расположенными рядом, до 1745 года сохранялась гробница. Город Ржев в древности назывался Ржевою Владимировою по имени своего первого князя – святого Владимира. Святой Владимир был сыном Мстислава Мстиславича Удалого, брат святой Феодосии, матери благоверного князя Александра Невского († 1263; память 23 ноября/6 декабря). По другим источникам, он сын Всеволода Большое Гнездо. Святая Агриппина, вероятно, была женой благоверного князя Владимира. Память ее совершалась местно также 23 июня/6 июля. Точных сведений об этих святых нет. По преданию, колодец около городского собора выкопан благоверным князем Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Преставление блаж. юродивого Московского, по прозванию Большой Колпак. Он родился около Вологды и в молодости работал на саловарне. Затем он перешел в Ростов, где и принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради; он ходил полунагой, носил на себе тяжелые железные вериги и большой железный колпак. Поселившись затем в Москве, св. Иоанн продолжал свои подвиги и за свою св. жизнь был удостоен от Господа дара прозорливости и чудес. Скончался он в 1589 г. Мощи его под спудом в Московском Покровском соборе. – Препп. Иоанна и Логгина, Яренгсних чудотворцев. Иноки Соловецкой обители и ученики св. Филиппа (см. 9 янв.), они проводили жизнь в строгом посте и являли собой пример полного послушания и смирения. Отправившись по нуждам монастырским на твердую землю, они были застигнуты бурей в Белом море и утонули, в 1544–1545 гг. (по другим, в 1561 г.). Свв. тела их были найдены прибрежными жителями и погребены недалеко от села Яренги на Корельском берегу; потом (лет через 25–30), после обнаружившихся чудесных знамений, нетленные мощи свв. угодников были перенесены к Николаевской церкви с. Яренги (в 143 вер. от Архангельска), где потом устроен был монастырь (который был в 1764 г. упразднен). После представления в 1624 г. патр. Филарету записи о совершавшихся чудесах от свв. мощей, они были свидетельствованы и тщательным расследованием на месте была, подтверждена действительность от них чудес и исцелений. В 1638 г. (2 июля) свв. мощи Яренгских чудотворцев были перенесены во вновь устроенную в Яренге церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Ныне они почивают под спудом в Яренгской приходской церкви. Память пр. Иоанна празднуется еще 24 июня, а пр. Лонгина – 16 окт. – Преставление пр. Никодима Кожеозерского (Хозьюгского). Родом из с. Ивановки, Ростовского уезда, он в молодости занимался кузнечным ремеслом в Ярославле. Затем, по особому внушению Божьему, он принял иночество и поселился в Кожеозерской обители. Здесь пр. Никодим проводил жизнь строгого подвижника, терпеливо и усердно исполняя все монастырские послушания. Добродетельная жизнь его скоро обратила на него внимание всей братии, и он чрез полтора года, избегая славы человеческой, удалился в пустынное место на берегу реки Хозьюги (в Онежском уезде, Архангельской губ.). Там пр. Никодим подвизался в течение 30 лет в строгом посте и молитвах до самой блаженной кончины своей и за свои подвиги удостоился от Господа дара чудес. Скончался он в Кожеозерской обители в 1640 г.. за 40 дней до кончины быв предуведомлен о ней явлением свв. Алексия, митрополита Московского и Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Мощи его под спудом в Кожеозерской обители (см. Арханг. еп.). В 1898 г. был напечатан ему акафист.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Там, напр., о св. Антоние сообщено только: «Св. Антоний, еп. вологодский, чудотворец, преставися в лето 1589, марта в 13 день». Евгений же пишет: «Антоний, еп. вологодский и великопермский, коего мощи почивают под спудом в вологодском Софийском соборе, поставлен был из игуменов Дорогобужского Болтина монастыря во епископа на Вологду в 1586 г. октября 11, а преставился 1588 г., октября 26». Как видно, здесь и дата совсем иная. В датах Евгений поправляет каталог еще не один раз (особенно касательно сольвычегодских святых); но иногда, как и там, не обозначает их, за неимением источников (см. напр., о св. кн. Феодоре, о препод. Тарасие и Феодосие и пр.). У него же сообщается много новых сведений о том, где покоятся св. мощи, когда они свидетельствованы (см. о Прокопие Устьинском), и кто из угодников Божиих был основателем монастыря и какого именно. Наконец, наш преосв. исследователь открыл, если можно так выразиться, несколько новых вологодских святых. То были: кн. Димитрий Андреевич Углицкий (память 19 мая), блаж. Василий юродивый (неизвестно когда), преп. Иосиф (сент. 21), преп. Феодосий Глушицкий, современник Дионисия (неизвестно), блаж. Максим (12 янв.), блаж. Андрей (10 окт.),. преп. Аганит (неизвестно), преп. Тихон – основатель бывшей Крестогерской Тихоновской пустыни никольского уезда, вологодской губернии (неизвестно), преп. Леонид (13 июля), преп. Серий Малопинежский (неизвестно), преп. Петр Черевковский (неизвестно), преп. Димитрий – основатель бывшей Цилибинской Архангельской пустыни (неизвестно) и преп. Филипп – или основатель Филипповского монастыря или Преображенского – оба на Сухоне (неизвестно). Имена всех этих угодников Божиих не были известны не только составителю «Каталога», но, до Евгения, и местной вологодской иерархии или вообще всей тамошней церкви. Сам он узнал о них, благодаря своим розысканиям «в архивных документах или другим способом на самых местах почитания этих святых» (Суворов, Памяти пр. Евгения..., стр. 740, пр.). Как ученый исследователь делал розыскания, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1886 г. м-рь приписан со всеми угодьями и капиталами к Межигорскому м-рю. “Собр. узак. и распор.”, 1866 г., 43, ст. 316; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1866 г., 144; 1884 г., 234; “Церковн. ведом.”, 1889 г., 1, 6; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 178. 506. Троицкий , мужской, 2-го класса, в гор. Белгороде, Курской губ. Учрежден в 1833 г. в бывшем архиерейском доме, причем Троицкий городской собор обращен в монастырскую соборную церковь . В учрежденный монастырь переведены братия и штат Знаменского м-ря в Курске. В м-ре находится древняя чудотворная икона св. Николая, именуемаго Ратным; с нею ежегодно 5 мая совершается крестный ход на место явления иконы, в село Устинку, за 30 вер. от города. В церкви св. Николая, в склепе, устроенном под приделом во имя Страшного Суда, покоится тело Белгородск. еписк. Иоасафа Горленко, управлявшего епархиею с 1782 по 1788 г. “Полн. собр. Закон.”, 1833 г., VIII, 6237; “Памят. кн. Курск. губ. на 1860 г.”, 70; “Опис. Воронеж. Алексеев. Акатов. мон.”, 35 (архим. Варлаам); “Курск. губ. в.”, 1851 г., 18 (Кратк. ист. опис. Белгорода); 1856 г., 41 (М-ри Курск. губ.). 507. Троицкий , мужской, 1-го класса, при гор. Слуцке, Минской губ. Делается известным с 1455 г. и в 1492 г. в нем был настоятелем архим. Макарий, а в 1509 г. архим. Иосиф, бывший на соборе в Вильне. Оставался православным во все время до присоединения края к России. В 1795 г. оставлен на своем содержании, но в 1842 г. возведен на степень 1-го класса. В соборном храме св. Троицы, построенном в 1789 г., покоятся мощи младенца Гавриила, замученного евреями в 1690 г.; они прежде находились в Успенском-Заблудовском мон., сюда же перенесены в 1775 г. 9 мая, в каковой день чтится память его церковью. Тут же находятся в свинцовой раке мощи Софии, последней княжны Слуцкой Олельковны, скончавшейся в 1617 г. При м-ре существует школа грамотности и ремесл. Здесь был архимандритом Михаил Рагоза, хиротонисанный в митр. Киев. и всея России в 1589 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 148 (с грамотою); Ратшин, 173; “Матер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Тогда мать Матрены взяла заступ и начала копать землю в указанном месте. Когда же к ней присоединилась Матрена, то искомое сокровище вскоре было обретено на том месте, где была раньше печь. Это произошло 8 июля 1579 года, в день памяти святого великомученика Прокопия. Обретенная икона была списком (с небольшими отличиями) с Влахернской чудотворной иконы Богоматери, написанной святым евангелистом Лукой. Едва только весть о чудесном обретении иконы разнеслась по городу, к ней пришли во множестве жители Казани. Архиепископ Иеремия и воеводы со слезами просили у Царицы Небесной прощения в своем маловерии. Архиепископ распорядился звонить во всех уцелевших от пожара храмах и совершил крестный ход с новоявленной иконой к ближайшему храму во имя святителя Николая, где пред иконой был отслужен первый молебен. Затем икону торжественно перенесли в Благовещенский собор и здесь на пути совершилось первое чудесное исцеление – прозрел слепец Иосиф, три года ничего не видевший. В Благовещенском соборе получил исцеление другой слепец – Никита. С чудотворной иконы по указанию архиепископа Иеремии был сделан список и отослан в том же 1579 году вместе с описанием явления и чудес в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел на месте обретения святыни построить храм и основать женский монастырь (в честь иконы Божией Матери Одигитрии) для сорока инокинь, в котором и поставили новоявленную икону. Матрена и ее мать приняли иноческий постриг в новой обители. Матрена (в иночестве Мавра) стала ее первой настоятельницей. В 1594 году, после преобразования Казанской архиепископии в митрополию (в связи с учреждением в 1589 году Патриаршества), в обители был заложен большой каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен митрополитом Ермогеном в 1595 году). Число инокинь в монастыре было увеличено до 64-х. Чудотворная Казанская икона Божией Матери до 1612 года было местночтимой, празднование в честь нее совершалось в день обретения, 8 июля. 22 октября 1612 года, во время сражения русского народного ополчения с польскими захватчиками, список Казанской иконы находился в войсках князя Димитрия Пожарского. Икона, сопутствовавшая русским в течение всего похода, была поставлена в Москве на Красной площади, против Никольских ворот Кремля. Вскоре Москва была полностью очищена от вражеского нашествия. В память об этом событии царь Михаил Феодорович установил в Москве второе празднество в честь Казанской иконы Божией Матери – 22 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Главным врагом князя Владимира стал Болеслав Храбрый, получивший королевскую корону из рук папского легата. В его планы входило широкое объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это противостояние, начавшееся в то время, когда Владимир был еще язычником, с новой силой возобновилось в последние годы его жизни. В 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейнберн. Заговор Святополка и Рейнберна был прямым покушением па историческое существование Русского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое были арестованы, и Рейнберн вскоре скончался в заточении. Сам Владимир не мстил гонящим и ненавидящим его. Так, например, принесший притворное покаяние Святополк был выпущен из темницы. Новая беда назревала на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не столь мудрый, каким он вошел позже в русскую историю, ставший в 1010 году держателем новгородских земель, задумал отложиться от своего отца, завел отдельное войско, перестал платить в Киев обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всю жизнь боролся святой Владимир, угрожала опасность. В гневе и скорби князь повелел «мосты мостить, гати гатить» – готовиться к походу на Новгород. Но силы его были на исходе. В приготовлениях к своему последнему, к счастью, несостоявшемуся походу креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет (978–1015), из них 28 лет прожил в святом крещении. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира († 1015; память 15/28 июля), крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Руси и Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа – Истинную Жизнь – познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки и правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича – царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

http://pravoslavie.ru/3496.html

Действо было неописуемое. Народ бросился к патриарху Иову, кланялся ему в ноги. Это было как бы искупление за те побои и оскорбления, которые претерпел он на этом месте два года назад. Особенно тронуло людей известие, что вскоре по возвращении в Старицу патриарх Иов скончался. Теперь в нем видели мужа святого, который в последних молениях души своей ревностно занимался судьбой горестного отечества и умер, благословляя его и возвестив ему умилостивление неба. Дату смерти Иова указывают по-разному: 19 июля, 8 марта или по дороге в Старицу. Впрочем, это как раз и могло быть 8 марта, так как больной старец, да еще переживший такое душевное волнение, едва ли мог отправиться в путь, не отдохнув несколько дней в Москве, и путешествие его должно было совершаться очень медленно. Подтверждением смерти святителя в пути является рассказ о чуде, свершившемся при перенесении его мощей в Москву. Рассказывают, что на месте смерти патриарха Иова, где потом была поставлена часовня, вдруг остановились лошади, везшие мощи. Когда ж их стали понукать, они оторвали себе не то подковы, не то самые копыта – верный признак, что святителю неугодно было расставаться со Старицей. Мощи его, оказавшиеся нетленными и благоуханными, были поставлены в Московском Успенском соборе поверх пола и над ними устроена каменная гробница. В книге о Российских святых он причислен к лику Московских чудотворцев. В сборнике Румянцевского музея 364 описаны восемь чудес его, происшедших во время погребения в Старице и в дни перенесения мощей. По благословению Святейшего патриарха Пимена и Священного Синода, имя святителя Иова внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Святитель Иов был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года. Труды: Повесть о житии царя Феодора Иоанновича/Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью//Полное собрание русских летописей. – СПб., 1862. – Т. 9. Послание грузинскому царю Александру (апрель 1589 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тереза Авильская (Тереза Иисусова) (1515–1582) – святая, монахиня Ордена кармелиток (с 1537). Осуществила реформу данного ордена, приведшую к возникновению 17 женских и 2 мужских монастырей. Канонизирована в 1622. Согласно Терезе, Бог человека живет в его душе. Жизнь в молитве являет собой «орошение сада души» как своими усилиями (мысленной молитвой или медитацией), так и с помощью Святого Духа (посредством созерцания). Один из лучших писателей испанского «золотого века». Основные сочинения – «Книга о моей жизни» (1562–65), «Путь к совершенству» (1583), «Внутренний замок, или Обители души» (1589). Память в Католической церкви 15 октября. В 1960-х гг. причислена Католической церковью к учителям Церкви. Цит. по книге «Град души» (возможно, «Внутренний замок, или Обители души»). Никодим Агиорит , Святогорец (1748–1809) – святой, преподобный; родился на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим (в крещении Николай). Когда прибыл митрополит Ко-ринфский Макарий, он поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи «Добротолюбие», найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца . В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова . Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще. Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная с ита-льянского, и «Затвор чувств, фантазии и ума». Преподобный Никодим 1 июля 1809 года мирно отошел ко Господу. Память празднуется Церковью 1 июня по ст. стилю и вместе со отцами, во Святой Горе Афонской просиявших (в 2-ю по Пятидесятнице). Цит. с Константинопольского издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

В приготовлениях к последнему своему походу креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет (978–1015), из них 28 лет прожил во святом крещении. Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь в ней на помощь поляков, Святополк, чтобы выиграть время, пытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские бояре тайно ночью вывезли тело почившего государя из Берестовского дворца, где сторожили его люди Святополка, и привезли в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого равноапостольного князя Владимира встретило киевское духовенство во главе с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храм рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны. Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого равноапостольного князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены, честная глава святого равноапостольного князя Владимира покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, малые частицы святых мощей – в разных местах. Во второй половине XIX века в Киеве был построен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, являющийся в настоящее время кафедральным собором. Имя и дело святого равноапостольного князя Владимира связано со всей последующей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей. Празднование святому равноапостольному князю Владимиру было установлено святым Александром Невским (память 23 ноября/6 декабря) после того как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого князя Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина и сравнивает его апостольское благовестив Русской земле с благовестием святых апостолов. Житие святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010