Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История философии АБХИДХАРМА философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ

http://pravenc.ru/rubrics/123352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АЛТУЗИЙ Иоганн (1557-1638), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АЛЬБЕРТИН иезуитская миссия и новициат византийско-слав. обряда в Слонимском повете Польши в 1924 - 1939 гг. АЛЬБИГОЙЦЫ еретич. движение в Лангедоке XII-XIII вв., термин часто используется как синоним катаров и вальденсов АЛЬТМАНН (между 1010 и 1020 - 1091), еп. Пассау, активный сторонник григорианской реформы в Германии, св. католич. Церкви (пам. зап. 8 авг.)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_15.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии историков АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог

http://pravenc.ru/rubrics/122908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АЛЬБЕРТИН иезуитская миссия и новициат византийско-слав. обряда в Слонимском повете Польши в 1924 - 1939 гг. АЛЬБИГОЙЦЫ еретич. движение в Лангедоке XII-XIII вв., термин часто используется как синоним катаров и вальденсов АЛЬТМАНН (между 1010 и 1020 - 1091), еп. Пассау, активный сторонник григорианской реформы в Германии, св. католич. Церкви (пам. зап. 8 авг.)

http://pravenc.ru/rubrics/122074_3.html

Копии грамоты были отосланы на подпись александрийскому и антиохийскому патриархам. Среди духовенства в Константинополе нарастало негодование против гонителей Никона – Мелетия и Паисия Лигарида. В этой связи упоминается некий антиохийский архимандрит, открыто укорявший восточных патриархов в продажности и разыскивавший по городу Мелетия с явно недружественными намерениями. Вот что писал об этом сам Мелетий: «Сия не точию не присутствуя, но и пред лицем же патриархов присутствуя изблева той архимандрит антиохийский, и по всем Константинополи ходяще меня ища, да мя гаждает». 1586 Из Стамбула патриарх Нектарий в сентябре 1663 г. перебрался в Яссы. Там с ним еще раз виделся Мелетий Грек, возвращавшийся в Россию. Нектарий еще более резко высказался против опалы Никона, а позже, в марте 1664 г., написал царю особое послание с призывом примириться с патриархом. Тогда же состоявший при Нектарии архимандрит Досифей, будущий патриарх, писал к Паисию Лигариду, осуждая его за ту позицию, которую он занял в деле Никона. Эти грамоты отнюдь не обрадовали российские власти, и гонец Нектария просидел в Москве два года фактически под арестом. 1587 Результатами посольства Мелетия (он вернулся в Москву в мае 1664 г.) царь тоже остался недоволен, и в сентябре того же года Мелетий был второй раз отправлен на Восток с новыми настойчивыми приглашениями греческим патриархам прибыть в Москву для рассмотрения дела Никона. Отдельное посольство во главе с греком Стефаном Юрьевым в январе 1665 года посетило в Молдавии патриарха Нектария. По зрелом размышлении Нектарий отказался ехать в Москву, понимая, что его миротворческие усилия ни к чему не приведут, так как судьба Никона уже была предрешена. 1588 Опала Никона привела к заметному охлаждению русско-греческих отношений, которое пришлось на время патриаршества Нектария (1661–1669 гг.). Н.Ф. Каптерев напрямую связывал снижение политической активности левантийского духовенства с характером этого патриарха, который «был человек очень болезненный, мало энергичный и предприимчивый, более склонный к спокойной и кабинетной деятельности».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аарон определён 2 нояб. 1846; † 15 мая 1857. Серапион определён 6 июня 1857; с … игумен; до 1862 (под управлением архиепископа Гавриила Городкова) . Иннокентий , 1862–69. 12 Терехов Воскресенский, на Оке, ниже Старой Рязани, в XVII веке был приписан к Саввину Сторожевскому; когда основан, неизвестно. Упразднён. [VI, 364.] Игумены Роман , 1520, 34. Симеон , 1576–84. Вассиан , 1588. Геннадий , 1600. Сергий (строитель) 1615. Зосима , 1617–21. Тарасий , 1625 и 26. Геннадий , 1636–43. Порфирий , 1643–54. Строители Феодосий , 1654 и 55. Никон , 1655. Григорий , 1656. Иов , 1657. Иосиф , 1663 и 64. Антоний , 1664 и 65. Гурий Колемин , 1669–71. Иона , 1692–94. Филарет , 1694. Мисаил , 1696. Иаков , 1697. Иосиф , 1698 и 99. 13 Зарецкий Спасский, против Старой Рязани, в XVII веке был приписан к Саввину Сторожевскому. Упразднён. [IV, 136.] Игумены Феодосий , 1535. Никандр , 1646. Никифор , 1650. Строители Никодим определён 2 мая 1651. Тихон , 1652 и 53. Дионисий , 1665. Иона , 1665 и 66. Боголеп определён в янв. 1681. Феодосий , 1694. Пахомий , 1695. Александр , 1699. 14 Переницкий Троицкий (в Старо-Рязанском стане), в XVII веке приписан к Саввину Сторожевскому. Упразднён. 111 Игум. Дионисий , 1646. Строит. Тихон , 1652. – Никифор , 1698. – Иринарх , 1699. 15 Жерновский Никитский (в Старо-Рязанском стане) в исх. 1680 был приписан к Ново-Иерусалимскому. Упразднён. [IV, 118.] Игумены Пётр , 1636–39. Дионисий 1649. Игнатий , 1661. Илия , чёрный поп, в июле 1662. Илия , 1672. Тихон , 1677. Филагрий (строитель) в нояб. 1680. 16 Федосеева Благовещенская пустынь (Рязанского уезда, Мещерской стороны), на озере Велие, существовала 1535; в половине XVII века была приписана к Рязанскому архиерейскому дому. Упразднена. 112 Игумены Геронтий , 1553. Зосима , 1574. Серапион , 28 дек. 1586. Пётр , 1620. Авраамий , 1624. Строители Александр , 1630. Боголеп , 8 янв. 1653. Антоний , 1672–80. [Старорязанской Благовещенской пустыни строитель Манассия † 11 дек. 1763.] 17 Нищевский Покровский, в Рязанском уезде, приписан к Новоиерусалимскому; в 1764 упразднён. [V, 337.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1570. Алфавитный патерик. 1571. Алфавитный патерик. 1572. Алфавитный патерик. 1573.  …наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5. 13.) 1574.  …«когда он умрет и погибнет имя его?» (Пс. 40. 6.) 1575.  Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни (Пс. 117. 17). 1576. Ср.: Только он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь (Пс. 61. 7). 1577. Алфавитный патерик. 1578. Алфавитный патерик. 1579. Алфавитный патерик. 1580. Алфавитный патерик. 1581. Достопамятные сказания. 1582. Алфавитный патерик. 1583. Том 14, письмо 1. 1584. Том 14, письмо 1. 1585. Мф. 16. 26. 1586.  какая польза человеку, если он приобретет мир, а душе своей повредит? (Мф. 16. 26). 1587.  Ср.: …одно только нужно… которая не отнимется (Лк. 10. 42). 1588. Том 14, письмо 1. 1589. Том 14, письмо 1. 1590. Том 14, письмо 1. 1591.  …и представлю пред глаза твои грехи твои (Пс. 49. 21). 1592. Том 14, письмо 1. 1593. Том 14, письмо 1. 1594. … прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1595.  …блаженны… умирающие в Господе (Апок. 14. 13). 1596. Том 14, письмо 1. 1597. Том 14, письмо 1. 1598. Том 14, письмо 1. 1599. Том 14, письмо 1. 1600. Мф. 24. 1601. 1 Тим. 3 и проч. Том 15, письмо 25. 1602. Том 15, письма 31 и 32. 1603.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18). 1604. Том 15, письмо 32. 1605. Том 15, письмо 32. 1606. Том 15, письмо 32. 1607. Том 15, письмо 34. 1608.  …«нет Бога» (Пс. 13. 1). 1609.  Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1. 16). 1610.  Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потоми что они злы (Ин. 3. 20). 1611. Том 15, письмо 40. 1612. Том 15, письмо 70. 1613. Письмо 24. 1614. Пролог. 1615. Алфавитный патерик. 1616. Алфавитный патерик. 1617. Достопамятные сказания. 1618. Достопамятные сказания. 1619. Достопамятные сказания. 1620. Алфавитный патерик. 1621. Алфавитный патерик. 1622. Алфавитный патерик. 1623. Алфавитный патерик. 1624. Алфавитный патерик. 1625.  И поющие и играющие, — все источники мои в тебе (Пс. 86. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Жители обежали всю окрестность, – повествует другой евангелист, – и начали на постелях приносить больных туда, где Он 1583 , как слышно было, находился. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему – исцелялись». Не менее поразительная по силе впечатления картина рисуется и здесь. Просят лишь «прикоснуться хотя бы к краю одежды». Божественная всемогущая сила как бы так переполняла Господа, что даже Его одежда носила в себе силу, устраняющую все болезни и недуги человека, как бы они ни были и тяжки, и неизлечимы. «И исцелялись» 1584 . Вот общее для всех следствие. Один голос – от всех страждущих! Нет никаких неудачных попыток! Нет процентного отношения в общем количестве исцеленных и неисцеленных; не только нет середины между ними, но и не могло быть ее. Нет здесь и делений на группы: истеричные-де более, удачнее поддавались внушению. Одно торжественное, величественное краткое – »и исцелялись«. И притом исцелялись моментально. В этом отношении также сомнений нет 1585 . Напротив, за этим общим обозначением чудесного действительного исцеления скрывались в частных случаях еще более поучительные детали спасительных исцелений. Если после этих общих исцелений народный глас не мог не «прославлять Бога Израилева» 1586 , то в отдельных случаях исцеления определенных личностей, о них рассказывает Евангелие, должно отметить более подробное раскрытие внутренних переживаний облагодетельствованных лиц. Вот перед нами Капернаумский сотник. Любимый, верный слуга 1587 его лежит дома в расслаблении и жестоко страдает 1588 . Он просит 1589 , умоляет Спасителя исцелить его. Спаситель обещает придти к нему. Сотник считает себя недостойным такого счастья 1590 . Он полон веры в божественную всемогущую силу 1591 Господа 1592 и, счастливый и оказанным уже вниманием к Нему, просит лишь об одном – «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой« 1593 . Такая вера, поучительная даже для израильтян, изумила Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

И воскрешу мертвых от мест их и из гробов выведу их, потому что Я познал имя Мое в Израиле. Не бойся, мать сынов, ибо Я избрал тебя, говорит Господь. Я пошлю тебе в помощь рабов Моих Исайю и Иеремию, по совету которых Я освятил и приготовил тебе двенадцать дерев, обремененных различными плодами, и столько же источников, текущих молоком и медом, и семь гор величайших, произращающих розу и лилию, через которые исполню радостью сынов твоих 1586 . Обетование воскресения, которое перекликается с Иез 37 , вписано в широкую картину нового творения, восстановленного Эдема. Читатели призываются поступать справедливо в общине, среди прочего – погребать тех, кто остался не погребенным. Исполняющим это обещано «первое место в Моем воскресении» 1587 . Придет день испытания и мучения, когда народы поднимутся на избранных. Но им обещано не только божественное заступление, но и, снова, воскресение: Утешайся, мать, с сынами твоими, ибо Я спасу тебя. Помни о сынах твоих почивающих. Я выведу их от краев земли и окажу им милость, ибо Я милостив, говорит Господь Вседержитель 1588 . Если это действительно христианский памятник, он показывает, что в этот момент преследуемая юная Церковь уповала на те же обетования (не в последнюю очередь основанные на Дан 12 ), что и еврейские мученики во Второй книге Маккавейской и других текстах. (v) Послание апостолов (Epistula Apostolorum) Труд под таким названием найден был в коптской версии в конце XIX века, впоследствии были обнаружены также эфиопский перевод и несколько фрагментов на латыни 1589 . Это послание якобы одиннадцати еще живущих апостолов христианам всего мира, в котором они рассказывают о своих разговорах с воскресшим Христом после Пасхи. Такой литературный прием, знакомый отчасти по текстам Наг–Хаммади и другим подобным памятникам писаний (см. ниже), используется тут для того, чтобы представить богословскую позицию, очень близкую к Новому Завету, мужам апостольским и апологетам. Работа создана предположительно около середины II века или, быть может, несколько ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Испов. ч. 1, отв. на вопр. 19). Значит, управление Вседержителя ангелами состоит в том, что Он, соответственно с их назначением, употребляет их: а) на служение самому Себе и – б) на служение людям. Служение ангелов Богу двоякого рода: 1) Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и прославляют Его. Пророк Исаия видел, что Серафимы стояли окрест престола Божия, и взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис. 6:3 ). Пророк Даниил также удостоился видеть Ветхого днями, сидящего на престоле небесном, когда тысячи тысяч ангелов служили ему и тьмы тем предстояли пред Ним ( Дан. 7:10 ). Псалмопевец неоднократно призывает ангелов хвалить Господа ( Пс. 148:2 ), благословлять Его (102:20), покланятъся Ему (96:7). Тайнозритель Нового Завета свидетельствуем о горних силах: ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр. 4:8 ); и в другом месте: все Ангелы стояли вокруг престола... пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь (7:11–12). Тоже самое о непосредственном служении ангелов Богу повторяют Святые Отцы и учители Церкви: а) святой Василий Великий : “занятие ангелов – славословить Бога. Для всего небесного воин­ства одно дело – воссылать славу Создателю;” 1584 или: “главная и сообразная с естеством цель их жизни – погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога;” 1585 б) святой Григорий Богослов : “второе место (по Боге) занимают великие служители высочайшего Света, столько же близкие к первообраз­ной Доброте, сколько эфир к солнцу;” 1586 “они песнословят Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно;” 1587 в) святой Афанасий Великий : “какое занятие небесных сил? непрестан­ное славословие и постоянная любовь к Божескому величию;” 1588 г) блаж. Феодорит: “служение ангелов состоит в пении хвалебных песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010