Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной, и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам. Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале XVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-yavl...

( Платон Городецкий , викарий Рижский, управ. 1849–1856. Еп.). Псковские и Порховские (с 1850 г.): Евгений Баженов 1856–1862. Феогност Лебедев I 1862–1869. Епископы: Павел Доброхотов 1869–1882. Нафанаил Соборов 1882–1885. Гермоген Добронравин 1885–1893. Антонин Державин 1893–1902. Сергий Лапин 1902–1903. Арсений Стадницкий 1903–1910. Архп. с 1907. Алексий Молчанов 1910. Рижская, учр. в 1850 г. 43 Кафедра в Риге Епископы Рижские и Митавские: Платон Городецкий 1848–1867. Архп. с 1850. Вениамин Карелин 1870–1874. Серафим Протопопов 1874–1877. Филарет Филаретов 1877–1882. Донат Бабинский-Соколов 1882–1887. Арсений Брянцев 1887–1897. Архп. с 1893. Агафангел Преображенский 1897–1910. Архп. с 1904. Иоанн Смирнов 1910. Рязанская 44 Кафедра в Рязани (с 1291 г.) Епископы Муромские и Рязанские: Арсений 1198–1213. Евфросин I 1223–1237. Филипп. Евфимий. Иосиф I 1284–1285. Рязанские и Муромские: Св. Василий I 1286–1295. Стефан; упом. 1303. Митрофан. Савва; упом. 1304. Григорий; упом. 1325. Феодул. Михаил. Кирилл 1334; упом. 1343. Иосиф II; упом. 1340. Георгий; упом. 1340. Василий II 1356–1360. Афанасий 1360–1376. Вассиан 1376. Феоктист 1385–1387. Феогност I 138S 1389. Иеремия (грек) 1389–1392. Феогност II 1393–1401. Евфросин II; хирот. 1407; упом. 1410. Сергий Азаков 1423. Св. Иона Одноушев 1431–1443. Евфросин Звенец 1448–1401. Давид 1462–1471. Феодосий 1471–1481. Епископы Рязанские и Муромские: Симеон 1481–1496. Протасий 1497–1516. Сергий I 1517–1521. Иона 1522–1547 . Михаил II 1548–1551. Кассиан 1551–1554. Гурий Лужецкий 1554–1562. Филофей 1562–1569. Сергий II 1569–1572. Феодосий Вятко 1573. Леонид Протасьев 1573–1334. Архиепископы Рязанские и Муромские: Митрофан 1584–1598. Еп. до 1589. Варлаам 1598–1601. Игнатий (грек) 1602–1665. Феодорит 1605–1617. Иосиф III 1619–16211. Антоний 1621–1637. Моисей 1638– 1651. Мисаил 1651–1655. Митрополиты Рязанские и Муромские: Иларион 1657–1674. Архп. до 1669. Иосиф IV 1674–1681. Павел Моравский 1681–1686. Авраамий 1687–1700. Стефан Яворский 1700–1722.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По благословению патриарха Иова (1589–1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн (память 24 января/6 февраля), родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр (память 24 марта/6 апреля) — новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителя Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4/17 октября, 5/18 декабря, 20 июня/3 июля), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4/17 октября, 11/24 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584–1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

С. 484). Большими размерами отличались пожалования при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном. Царь не только утверждал как принадлежащие обители многочисленные земельные вклады по преимуществу представителей княжеских и боярских родов, но и не забывал о наделении имений мон-ря обширным иммунитетом. Известны царские тарханные несудимые грамоты Н. м. м. 1571, 1573, 1574, 1575 гг. Сохранились также жалованные грамоты 1596, 1597 гг. царя Феодора Иоанновича, жалованные грамоты 1599 и 1602 гг. царя Бориса Феодоровича Годунова, 2 грамоты Лжедмитрия I 1605 г., тарханная несудимая грамота царя Михаила Феодоровича 1613 г. ( Назаров В. Д., Рыков Ю. Д. Новодевичий мон-рь: Введение//АРГ: АММС. С. 285). Данные грамоты с земельными пожалованиями от частных лиц давались обители как инокинями, так и светскими лицами. В большинстве своем они носят поминальный характер. Вкладная книга Н. м. м. 1674-1675 (7183) г., переписанная «с ветхих тетрадей» по обещанию оружничего Б. М. Хитрово (Вкладная книга 1674-1675 (7183) г. 1985. С. 210), имеет записи о 5 земельных вкладах 30-60-х гг. XVI в.: о вкладе по инокине Феодоре (жене Прокопия Языкова), о данной грамоте по Семену Топоркову, о данной грамоте по инокине Евфросинии (жене Юрия Коурова), о данной грамоте по инокине Евпраксии (жене боярина И. С. Воронцова) ( Антонов. 1997. С. 193-201). После указа 1572 г., запрещавшего частным лицам делать земельные вклады в крупные мон-ри, земельные дачи сократились, а после соборных решений 1580-1584 гг. их практически не стало. В обитель поступали крупные денежные вклады от рус. царей. Запись во вкладной книге указывает на 2700 р., пожалованных царем Иоанном IV Васильевичем Грозным на «память избиенных и изженных» в ходе опричных казней (Вкладная книга 1674-1675 (7183) г. 1985. С. 170). В 1603 г. царь Борис Феодорович Годунов сделал вклад в 1000 р. по сестре, царице-инокине «Александре Федоровне всея Руси», при этом «государевым словом» игум. Домнике (Близнецовой) было приказано «те деньги держати на церковное и монастырское строение» (Приходная книга 1603-1604 (7112) г.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Никейский император Федор I Ласкарис (1204–1222) «женился вторым браком на дочери западного императора. До открытого протеста дело дошло позднее, когда император задумал выдать собственную дочь за брата своей новой жены латинского императора Роберта: брак нельзя было заключить из-за близкого родства» 157 . Таким образом, он хотел выдать родную дочь за своего шурина. Приняв святое Крещение, Киевский князь Владимир (†1015; пам. 15 июля) вступает в брак с Византийской царевной Анной. В то время Византией управлял её брат Василий, покоривший Болгарию и вошедший в историю с именованием Болгаробойца (976–1025). Владимир принял имя Небесного покровителя правящего Византийского императора, который стал его шурином. Более всего в русской истории известен царский шурин Борис Годунов, ставший после кончины Феодора Иоанновича (1584–1598), последнего Рюриковича, первым выборным государем на Руси (1598–1605). Свёкор – «мужнин отец снохе, невестке своей»; свекровь – «жена свекра, мужнина мать» 158 . Свояк – «муж своячины; женатые на двух сестрах свояки» 159 . «Сестрин муж шурину своему и свояченице будет свояк» 160 . Свояченица – женина сестра 161 . Сестра жены – своячина 162 . Воспитателем царя Алексия Михайловича (†1676) был Б.И. Морозов (†1661), который со временем «стал его свояком, женившись в 1648 году на А.И. Милославской, родной сестре царицы Марии Ильиничны, брак которой с царем незадолго до того сам и устроил» 163 . Деверь – это брат мужа. Деверь и золовка жене, что шурин и своякин или свояченица мужу 164 . В связи с этим необходимо сказать о левиратном браке. Термин левират – происходит от латинского слова levir – деверь, брат мужа. В древности вдова могла вторично выйти замуж за брата своего покойного мужа ( Втор.25:5–10 ). Об этом говорили саддукеи Христу Спасителю: Мф.22:25 165 . Согласно ветхозаветного брачного права, «бездетная вдова не должна выходить в новое замужество в чужую семью, а обязана стать супругою оставшегося в живых брата умершего мужа – своего деверя...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Зосима и Савватия, где и мощи их с 8 Апреля 1566 почивают в серебряных позлащенных раках, на коих положены сверху такие же деки (весом около 5 пуд), сделанные 1660 в Амстердаме усердием и коштом боярина Бориса Ивановича Морозова, в) 70 Апостолов, г) Двунадесяти Апостолов, д) Феодора Стратилата. и е) Иоанна Лествичника . Под папертью Преображенского собора погребено было, 1584, тело св. Филиппа Митрополита, перенесенное сюда игуменом Иаковом из Тверского Отроча мон.; а 1646 Мая 30 св. его мощи поставлены были в самой церкви, у правого клироса, в раке; когда ж в 1652 году они перенесены в Москву, то часть их оставлена в Соловецкой обители и находится теперь в той же раке, в особом сребропозлащенном ковчеге. Иконостас собора устроен в 1697 году по повелению Петра I, как это видно из надписи над царскими вратами. Подле собора две каменные часовни, построенные в 1753, вместо прежних деревянных; в них находятся гробницы Преподобного Германа, и местно-чтимых: Иринарха, Антония игумена, Василия Новгородца, Илии Архимандрита, Иоанна Свещеносца, Онуфрия пустынника и Стефана трудника. – 2) Соборная ж Успения Богородицы, построенная каменная, с трапезою , св. Филиппом 1552 и им же освященная 1557 Августа 15; над сею церковью, вверху, два придела: Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в одно время с собором устроенный, и Великомученика Димитрия , освященный в 1605 году; эти оба придела погорели 1717 Февраля 21, после чего поправлены и освящены вновь. 3) Николая Чудотворца, построена каменная, вместо древней, и освящена около 1590 года. 4) Благовещения Богородицы, над св. вратами, заложена 15 Августа 1596 и освящена 1 Октября 1601; она в 1745 сгорела и вскоре возобновлена. 5) Филиппа Митрополита, с больничными кельями, построена 1687, а потом вновь сооружена 1798 и освящена 16 Октября 1799 6) За монастырскою оградою, на кладбище, Онуфрия Великого, построена деревянная в 1666 и освящена 16 Июня 1667. – Колокольня, вышиной в 20 сажен, сооружена в 1777 году. – Здания Соловецкой обители, составляющие 24 корпуса в 3, 2 и 1 этаж, все каменные.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

С. 159-176; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в. М., 1958; он же. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; он же. В канун грозных потрясений. М., 1986; он же. Опричнина. М., 20012; Смирнов И. И. Очерки полит. истории Рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963; Cherniavsky M. Ivan the Terrible as a Renaissanse Prince//SlR. 1968. Vol. 27. N 2. P. 195-211; Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России: Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969; Kappeler A. Ivan Groznyi im Spiegel der ausländischen Druckschriften seiner Zeit. Bern; Fr./M., 1972; Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975; он же. Россия после опричнины. Л., 1975; он же. Царство террора. СПб., 1992; Шмидт С. О. Становление рос. самодержавства. М., 1973; он же. Россия Ивана Грозного. М., 1999; Назаров В. Д. Из истории центр. гос. учреждений России сер. XVI в.//История СССР. 1976. 3. С. 76-96; он же. Февральский собор «примирения» 1549 г. и посмертные реабилитации: Эпизод из полит. жизни рос. двора в сер. XVI в.//Великий Новгород и средневек. Русь: Сб. ст. к 80-летию акад. В. Л. Янина. М., 2009. С. 482-494; Корецкий В. И. Смерть Грозного царя//ВИ. 1979. 9. С. 93-103; Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982; Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Др. Руси. Л., 1984; Perrie M. The Image of Ivan the Terrible in Russian Folklore. Camb.; N. Y., 1987; eadem. The Cult of Ivan the Terrible in Stalin " s Russia. Basingstoke; N. Y., 2001; Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Гос-во Ивана Грозного. Л., 1988; Каштанов С. М. Финансы средневек. Руси. М., 1988; Лурье Я. С., Роменская О. Я. Иван IV Васильевич Грозный//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 371-384 [Библиогр.]; Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989; Павлов А. П. Государев двор и полит. борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). СПб., 1992; Hunt P. Ivan IV " s Personal Mythology of Kingship//SlR.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

был игуменом у Троицы: знаменитый Иоасаф Скрипицын (до 1539 г.), близкий человек великого князя Василия, своими советами облегчавший его кончину. По смерти Даниила Иоасаф был митрополитом всея Руси, первосоветником юного Ивана Васильевича Грозного и принял деятельное участие в устройстве государственных дел в смутную эпоху боярского самовластия. Преемник Иоасафа Алексий был, по оставлении игуменства и 1543 г., архиепископом Ростовским, и затем вместе с Иоасафом жил у Троицы. Архиепископом Ростовским был и один из преемников Алексия, игумен Никандр (до 1545 г.). Игумен Серапион II Курцев (до 1551 г.) принимал деятельное участие на Стоглавом соборе и известен своими сношениями по делам собора с русскими иерархами. Серапион после того был архиепископом Новгородским. В половине XVI в. занимал настоятельство в Троицкой Лавре игумен Артемий, имевший, по словам протопопа Сильверста, и «учение книжное довольное, и добрый нрав и смирение», заботившийся о переводе на русский язык творений отцев Церкви, известный своим ходатайством за старца Максима Грека , своим гуманным отношением к еретикам Жидовствующим, навлекший на себя подозрение за то самое в еретичестве. Это тот просвещенный игумен Артемий, который своими сильными посланиями, громко и ясно свидетельствующими о его твердости и ревности в православной вере удержал Литовскую Русь, по словах о. Леонида, от впадения в протестантизм. Преемник Артемия Гурий Лужецкий (до 1554 г.) возведен был в сан епископа Рязанского; а один из его преемников архимандрит Кирилл (до 1568 r.), после св. Филиппа, возведен был на престол митрополии Московской. Архимандрит Иона (до 1584 г.) знал о раскаянии Грозного в смерти сына, царевича Иоанна. При нем жили в Троицком монастыре достойнейшие иноки келарь Евстафий Головкин и Варсонофий Якимов. Последнего уважали державные цари, а юный сын Борисов, царевич Феодор, писал к нему дружеские письма. Иона архимандрит известен своими заботами о распространении христианства среди терских лопарей. Архимандрит Кирилл II до 1605 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Можно сказать , что в Доме Палеолог произошло ответвление по женской ветви и оно продолжилось по линии Василия III - Ивана Грозного - Фёдора I и пресеклась ... И с этого момента возникает принцип Перечень венчаний на царство Иван IV (1547) Симеон Бекбулатович (1575) Фёдор Иоаннович (1584) Борис Годунов (1598) Лжедмитрий I (1605) - единственная тройная коронация русского царя Марина Мнишек (1606) — первая отдельная коронация царицы-супруги Василий Шуйский (1606) Михаил Фёдорович (1613) Алексей Михайлович (1645) Фёдор Алексеевич (1676) Иван V и Пётр I (1682) — уникальная совместная коронация соправителей Екатерина Алексеевна (1724) — отдельная коронация императрицы-супруги (впоследствии Екатерина I) Пётр II (1728) — первая коронация императора Анна Иоанновна (1730) Елизавета Петровна (1742) Екатерина II (1762) Павел I и Мария Фёдоровна (1797) — первая из шести подряд совместная коронация супругов Александр I и Елизавета Алексеевна (1801) Николай I и Александра Фёдоровна (1826) Александр II и Мария Александровна (1856) Александр III и Мария Фёдоровна (1883) — максимальное запаздывание коронации по сравнению со вступлением на престол (2 года); из-за беременности императрицы весной 1882 и, возможно, соображений безопасности Николай II и Александра Фёдоровна (1896). Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III — не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году. итак подвожу к выводу, что вы пытаетесь ложно интерпритировать свой тезис о том, что после Петра II Россия подчинена закону престолонаследования, а не самому уложению. Но Род Романовых (как Род Палеолог) имел ответвления уже в других династиях (последняя прямая ветвь последней Царствующей Династии Палеолог было в Софии и потому Василий III - истинный наследник Византии По крови и по праву ... но Венчан уже был Иоанн IV ... (если бы не было Софии, то Царства на Руси не было бы)....

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/30/ro...

17. ДOCUФEЙ II с 1508 года. Начальствовал 1 год и полнедели. 18. NAMBA I Мошнин с 1509 года. Скончался в 1515 году, Мая 6. Начальствовал 8 лет. 19. ИАКОВ Кашин с 1517 года. В 1521 году, Ноября 8, оставил Игуменство. 20. NOPФUPUЙ I с 1521 года, Февраля 2. В 1525 году в Сентябре оставил Игуменство. 21. APCEHUЙ I Сахаров с 1525 года. Начальствовал 3,5 года. 22. АЛЕКСАНДР с 1529 года. Начальствовал 5,5 лет. 23. ИОАСАФ Скрыпицын с 1536 по 1539 годы. Потом возведён на Митрополию Всероссийскую. 24. NOФUPUЙ II с 1539 года. Начальствовал 2 года. 25. АЛЕКСИЙ с 1542 по 1543 годы. Потом Архиепископ Ростовский. 26. NOPФUPUЙ III с 1544 года. Начальствовал 5 недель. 27. НИКАНДР с 1548 по 1547 годы. Потом Архиепископ Ростовский. 28. ИОНА I Щелепин с 1547 года. Начальствовал 3 года и 30 недель. 29. CEPANUOH II Курцов. Начальствовал 3 года и полмесяца. Потом хиротонисан в Архиепископа Новгородского. 30. АРТЕМИЙ Пустынник. Начальствовал полмесяца. 31. ГУРИЙ Лужецкий с 1553 по 1554 годы. Потом хиротонисан в Епископа Рязанского. 32.  ИЛАРИОН Кириловец в 1584 году. Начальствовал 8,5 месяцев. 33. ИОАСАФ Черной с 1555 года. Начальствовал 5,5 лет. Всего Игуменства было 219 лет, 33 недели и 3 дня. Б) Архимандриты 34. ЕЛЕВФЕРИЙ в 1560 году произведён в Игумена, а в 1561 году, Января 6, – в Архимандрита. 35. МЕРКУРИЙ Дмитровец с 1562 года. Начальствовал 4 года, 5 недель. 36. KUPUЛЛ I с 1566 года. Начальствовал 3 года. 37. NAMBA II с 1568 года. Начальствовал 25 недель. 38. ФEOДOCUЙ I Вятка с 1569 года. По 2-летнему правительству в 1571 году уволен на покой. 39. NAMBA III с 1571 года. Начальствовал 3 года. 40. BAPЛAAM I с 1574 года. Начальствовал 3 года и 3 месяца. 41. UOHA II с 1576 года. 42. МИТРОФАН Дмитровец с 1585 года. Начальствовал 3,5 года. 43. КИПРИАН Балахонец с 1588 года. Начальствовал 5,5 лет. 44. KUPUЛЛ II в 1594 году переведён из Новгородского Антония Римлянина монастыря. Начальствовал 11 лет. 45. UOACAФ I с 1605 года. Переведён из Пафнутьева Боровского монастыря. Начальствовал 5 лет неполные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010