Феодор Иоаннович (1557–1605), последний царь из династии Рюриковичей с 1584 г. Феодор Мопсуетский († 428), епископ Мопсуетии в Киликии. Пятым Вселенским Собором в Константинополе в 553 г. осужден как еретик-несторианин. Феодорит Кирский (386 (393?) – 457 (460?)), блаженный, епископ Кирский, представитель Антиохийской школы богословия. Феодосий (Алмазов Константин Захарьевич; 1870 – после 1933), архимандрит. До 1916 г. на учебно-духовной службе. В 1916–1917 гг. военный священник. После 1917 г. служил в церквях Петрограда. Неоднократно арестовывался. С 1927 г. в Соловецком лагере. После отбывания срока заключения на Соловках, выслан в Нарымский край, откуда совершил побег в 1930 г. в Румынию, затем пребывал в одном из монастырей Болгарии. Феодосий (Ващинский Дмитрий Васильевич; 1876–1937), епископ. До 1926 г. служил в Черниговской епархии. В 1926 г. хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. Проживал в Харькове. В 1926 г. арестован, до 1928 г. в ссылке. С 1928 г. епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. С 1929 г. епископ Могилевский. В 1933 г. арестован, до 1937 г. находился в Мариинских лагерях Новосибирской (Кемеровской) области. Расстрелян. Феодосий (Процюк), митрополит. Феодосий (Феодосиев Николай Иванович ; 1864–1942), архиепископ. В 1903 г. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. С 1907 г. епископ Тихвинский, викарий Новгородской епархии; с 1908 г. епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1918 г. архиепископ. С 1919 г. в эмиграции. С 1922 г. архиепископ Виленский и Лидский Польской Церкви. С 1939 г. на покое. Феофан (Березкин Федор Алексеевич; 1863–1936), епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Гжатского, викария Смоленской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, по покаянии вернулся на Гжатскую кафедру. С 1927 г. в ссылке. После окончания ссылки вернулся в Гжатск. Феофан (Быстров Василий Дмитриевич; 1872–1940), архиепископ. В 1909 г. хиротонисан во епископа. С 1913 г. епископ Полтавский и Переяславский. С 1918 г. архиепископ. В 1919 г. эмигрировал. Член Архиерейского Синода РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Юрия Дмитровского, кн. Андрея Старицкого и его потомков). Уже в структуре некрополя 1507 г. было выделено место для погребения династии донатора собора вел. кн. Василия III - у алтарной преграды возле юж. стены положили его деда и отца (Василия II и Иоанна III). Здесь же в 1533 г. похоронили самого Василия III, в 1553 г. в его гробницу опустили тело его внука царевича Димитрия. В 60-х гг. XVI в. царь Иоанн IV устроил в юж. предалтарии новый придел, предназначенный для царской усыпальницы, выделив тем самым царский род из династии московских государей. В 1581 г. здесь похоронили царевича Иоанна Иоанновича, в 1584 г.- царя Иоанна Грозного, в 1598 г.- царя Феодора Иоанновича . В 1605 г. в приделе положили тело царя Бориса Феодоровича Годунова , но в том же году его прах был вынесен Лжедмитрием I в Вознесенский Варсонофьевский мон-рь. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Развитие в XVI в. представлений о богоустановленности царской власти определило и отношение к крещеным татар. царям. В 1523 г. в А. с. был похоронен казанский царевич Петр Ибреимович (Куйдакул), муж сестры вел. кн. Василия III Евдокии, в 1566 г.- последний казанский царь Александр Сафа-Киреевич (Утемиш-Гирей). В 1610 г. при царе Василии Иоанновиче Шуйском была, видимо, сделана попытка устроить в А. с. особую усыпальницу новой династии: в приделе в честь Обретения главы Иоанна Предтечи покоятся останки близкого родственника царя полководца кн. М. В. Скопина-Шуйского, однако это единственное захоронение в приделе. Сам царь Василий Иоаннович, умерший в польск. плену в 1612 г., был похоронен в 1635 г. в сев.-зап. углу А. с., возле гробниц опальных князей Андрея Ивановича и Владимира Андреевича Старицких. Царей из рода Романовых хоронили уже в наосе у средних столпов собора. История некрополя закончилась в 1730 г., когда было совершено последнее захоронение,- у юж.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Простой рассказ Александра, сообщая несколько любопытных черт из истории Смутного времени, особенно ярко рисует падение монастырской дисциплины и нравственную распущенность, обнаружившуюся в русском монашестве с половины XVI века. Несколько любопытных черт из жизни сельского населения на дальнем Севере дает длинный ряд чудес, приложенных к сказанию об Артемии Веркольском, писанному жителем Верколы по благословению митрополита Новгородского Макария (1619–1627). Этот ряд, начинаясь с 1584 года, оканчивается чудом 1618 и с 1605 года записывался автором со слов самих исцеленных: по-видимому, сказание составлено вскоре по принятии епархии Макарием в управление 489 . В рукописях XVI века встречается простое по составу и изложению житие Макария Желтоводского, без ясных указаний in время и место написания 490 . Герман Тулупов поместил в сборнике 1633 года другую, более пространную редакцию жития, составленную бойким пером, с изысканной витиеватостью. Этот редактор, сказав, что и до него пис.ьли о Макарии, прибавляет: «Еже что от слышавших и видевших и писавших известихся, сие просто и вообразих». Биографические известия этой редакции взяты из первой большей» частью с переделкой изложения, иногда в дословном извлечении 491 . Патриарх Филарет в 1619 году писал царю, что произведено церковное следствие о чудесах Макария, спрошены 74 исцеленных; патриарх обещал прислать и житие с подлинной росписью чудес 492 . В новой редакции прибавлено к чудесам прежней еще 6 и первое из них помечено 1615 годом; но нет намека ни на церковное следствие, ни на многочисленные исцеления, о которых писал Филарет. Житие Галактиона, сына казненного кн. Ивана Вельского, любопытно чертами, характеризующими древнерусский взгляд на отшельничество 493 . Лет через 30 по смерти Галактиона († 1612), по поводу построения жителями Вологды храма и обители в искусственной пустыне Галактиона, архиепископ Вологодский Варлаам (1627–1645) поручил составить его житие одному из иноков, вступивших в новый монастырь. Впоследствии прибавили к житию чудо 1652 года, записанное казначеем Ефремом и братией со слов исцеленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

  Занавес. 1916–1919 < >< back) > Иоанн IV Васильевич (1530–1584) – великий князь «всея Руси» с 1533 г., первый русский царь с 1547 г. ( < < back) < >< back) > < >< back) > Шуйский Василий Иванович (1552–1612) – один из противников Бориса Годунова, глава заговора против Лжедмитрия I, русский царь с 1606 г. ( < < back) < >< back) > Малюта Скуратов-Бельский, Григорий Лукьянович, думный дворянин, любимый опричник и жесткий сподручник всех кровавых деяний Ивана Грозного, задушил митрополита Филиппа (1569). Умер в 1572 в Ливон. походе. Одна из дочерей его была замужем за Борисом Годуновым. ( < < back) Семен Никитич Годунов – близкий родственник Бориса Годунова, глава Аптечного приказа, позднее – глава ближней думы, руководил сыском. ( < < back) Григорий – Лжедмитрий I – Юрий Богданович Отрепьев) (ок. 1582–1606), русский царь (до 1606 г.). Сын стрелецкого сотника Отрепьева, слуга Ф. Н. Романова. Монах кремлевского Чудовского монастыря, ставший дьяконом и приближенным Чудовского архимандрита. Назвавшись сыном Иоанна Грозного. Заключил тайный договор о передаче польскому королю Сигизмунду III Черниговско-Северской земли, а семье Мнишков – Новгорода и Пскова, о военной поддержке польского двора в войне со Швецией. Тайно принял католичество. Первый русский император. Мисаил – Михаил Трофимович Повадьин, боярский сын из Серпейска. Сподвижник Отрепьева, поверивший в его царское происхождение. ( < < back) Отмена права крестьян один день в году, в день св. Георгия в конце ноября, покидать своего помещика и переходить к другому. ( < < back) < >< back) > Годунов Феодор Борисович (?-1605) – сын Бориса Годунова, убит вместе с матерью в дни царствования Лжедмитрия I. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Стрефил (греч.) – страус. В русских духовных стихах – «всем птицам мать». Соотносится с Алконостом – райской птицей с человеческим лицом. ( < < back) < >< back) > Мать Григория – Варвара Отрепьева, жила в Галиче и привлекалась к следствию для опознания сына.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Антиох Монах, Гом. 37, PG 89, 1549–52: Adversus optimates et praefectos non esse contendendum. Евстафий Солунский , De oboedientia magistratibus débita, PG 136, 301–358. Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 11 слл., Собр. соч., т. 8, изд. С. Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 479 слл. Н. Бердяев, Русская идея, Париж 1946, гл. VII: Анархизм, с. 145–157. Братолюбие Антиох Монах, PG 89: Гом. 28, col. 1528 слл. (de murmuratione); Гом. 29, col. 1529 слл. (de detractione); Гом. 30, col. 1533 слл. (de susurratione); Гом. 31, col. слл. (ut ne delator auerulus sis aut importunus reprehensor); Гом. 32, col. слл. (de contradictione); Гом. 40, col. 1557 слл. (de calumnia); Гом. 48, col. 1584 (ne quempiam derisui habeto); Гом. 49, col. 1585 слл. (ne temere condemnandum esse proximum); Гом. 50, col. 1588 слл. (nemini dandum esse scandalum); Гом. 51, col. 1589 слл. (ut neminem afficias probro aut dedecore, magis autem optes affici); Гом. 52, col. 1592 слл. (quod malum malo retaliandum non sit); Гом. 53, col. 1597 слл. (inimicitias in nullum prorsus exerceri debere); Гом. 56, col. 1604 (ne contendito); Гом. 57, col. 1605 слл. (neminem oderis); Гом. 58, col. 1608 слл. (nemini insultandum); Гом. 59, col. 1612 слл. (alienae felicitati aggratulandum esse et congaudendum), etc. Павел Евергет, Synagoge И, гл. 40–50, Афины 1958, с. 358–430. Нс судить ближнего Дорофей, Поучения 6, 69–78, SC 92 (1963), с. 268–287; Поучения 8, 89–95, с. 306–319 (о неприязни). Отечник, Собрание анонимных высказываний отцов, п. 122–123. Братское взаимоисправленис Василий Великий , Великое правило 7, 27, 28, 41, 46, 48, 50, 51, 52, 53; Краткое правило 4, 7, 40, 46, 79, 81, 82, 99, 106, 149, 158, 165, 166, 177. 178, 182, 189, 232. Иоанн Златоуст, Восемь катех. на крещение 6, 14, SC 50 bis (1970), с. 222 слл. Благотворительность î. Riches et pauvres dans l " Êglise ancienne, Основные тексты, собранные и изданные A. Hamman, Lettres chrétiennes 6, Paris 1962. Работа Василий Великий , Великое правило 37, 42; Краткое правило 61.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

В Зап. Европе долго не имели точной информации о смерти К. Лишь в янв. 1555 г. японец Бернарду подтвердил римским иезуитам, что слухи об этом верны ( Polanci Complementa. Madrid, 1917. T. 2. P. 578). После кончины Лойолы (1556) руководители Об-ва Иисуса стали задумываться о подготовке канонизации основателя ордена и его сподвижника К. Португальский кор. Жуан III в письме вице-кор. Индии Педру Машкареньяшу от 28 марта 1556 г. распорядился провести опрос свидетелей о жизни и чудесах К. (Documenta Indica. 1954. T. 3. P. 469-471). Сохранились записи показаний 62 свидетелей, сделанные в 1556-1557 гг. в Гоа, Бассейне, Кочине и Малакке (изд.: Monumenta Xaveriana. 1912. T. 2. P. 173-447, 637-639). После кончины кор. Жуана III опросы свидетелей перестали проводить. В 1583 и 1584 гг. по инициативе визитатора Валиньяно даймё Отомо Сорин обращался к папе Римскому с просьбой причислить К. к лику святых. Этот вопрос поднимали также члены японского посольства в Европу (1582-1590), организованного Отомо Сорином и др. даймё-христианами. Миссионеры-иезуиты, напр. Фройш в Японии, записывали воспоминания очевидцев о К. По поручению 5-й генеральной конгрегации Об-ва Иисуса (1593) генеральный настоятель Клаудио Аквавива подал папе Римскому Клименту VIII прошение о канонизации Лойолы и К. В 1599 г. при поддержке кард. Цезаря Барония понтифик разрешил поместить изображение К. в главной иезуитской ц. Иль-Джезу в Риме. Церковь в Нагеркоиле, на Рыбацком берегу в Индии, стала местом паломничества после того, как в нее внесли изображение миссионера (1603). При папе Павле V (1605-1621) иезуиты усилили давление на Римскую курию, добиваясь канонизации Лойолы и К. Участники 5-го провинциального Собора в Гоа (1606) франц. кор. Генрих IV, король Испании и Португалии Филипп III и др. европ. монархи обратились к папе Римскому с просьбой рассмотреть вопрос о причислении К. к лику святых. В 1610 г. Павел V распорядился изучить протоколы 1556-1557 гг. и провести повторное следствие. В том же году показания были собраны в Риме, а в 1613 г.

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Столп Ивана Великого простоял в первозданном виде целое столетие, пока в 1600 году по указу царя Бориса Годунова (1598-1605) он не был надстроен новым, третьим ярусом в виде узкого восьмигранника, повторяющего очертания двух нижних. Восьмигранник переходит в барабан с куполом, над которым возвышается семиметровый крест. Переход от восьмигранника к барабану украшен венком декоративных кокошников, расписанных золотыми звездами на синем фоне. Два ряда островерхих кокошников еще более подчеркивает устремленность всего сооружения вверх, его лёгкость и пластику. Зрительно облегчают третий ярус и шестнадцать ложных, закрашенных черной краской, щелевидных окон с небольшими фронтончиками. Под куполом колокольни по повелению царя золотыми буквами в три строки была сделана надпись: " Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича/всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя/Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 " (то есть в 7108 году по старому стилю или 1600 году по новому летоисчислению). Высота всей колокольни составила 81 метр, что явилось выдающимся достижением своего времени. Ивановская колокольня соединила в себе черты русского зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декор XVI веков. Это органичное слияние стилей отражает эволюцию русской архитектуры за два столетия. В 1532 году, за год до кончины великого князя Василия III (1505-1533), завершившего объединение Руси вокруг Москвы, на Соборной площади началось строительство примыкавшей к Ивановскому столпу звонницы, которая предназначалась главным образом для огромного тысячепудового колокола под названием " Благовестник " . Звонницу строили 11 лет и закончили в 1543 году, уже в правление Ивана IV (1533-1584). Руководил строительством итальянский архитектор Петрок Малый. Вверху, на галерее трёхэтажной, прямоугольной в плане звонницы, разместились и другие колокола, вес которых уже не могла выдерживать колокольня. В третьем этаже звонницы была устроена церковь во имя Рождества Христова, а в нижних этажах, по некоторым данным, хранились сокровища Патриаршей ризницы. Ко входу в церковь вела лестница, построенная московскими мастерами в 1552 году. Звонница получила название Успенской.

http://sobory.ru/article/?object=03382

Царь Иоанн IV Грозный (1533-84) рассылал свои пожертвования по всему Востоку с истинно царской щедростью. Все четыре патриарха пользовались милостыней царя, присылали ему грамоты, благодарили за дары и просили вновь о помощи. Как дороги были для Востока милости царя, видно из того, что константинопольский патриарх в одной из своих грамот называл Иоанна IV ктитором патриархии. Позднее fлekcahдpuйckuй патриарх писал царю Феодору Иоанновичу, что если бы его отец не присылал милостыни, его патриархия разорилась бы окончательно. В царствование Иоанна IV старцы восточных монастырей постоянно приходили в Москву, получали подарки от царя, производили сборы по России и возвращались с большимпожертвованиями. Особенно благоволил Грозный к афонским монастырям. Он хлопотал за них перед султаном Солиманом I, прося в 1551 г. об облегчении дани с афонских монастырей. Особенно замечательна последняя милостыня Иоанна IV — на помин души царевича Иоанна роздано было царскими посланными на Афоне и в Константинополе и его окрестностях до 6000 руб. Царь Федор Иоаннович (1584-89) также был щедр на милостыню, как и его отец. Не говоря о множестве монахов, приходивших при нем с Востока за милостыней, в его царствование Россию посетили патриархи антиохийский Иоаким (1586 г). и константинопольский Иеремия II (1588-89). С патр. Иеремией царь послал дружелюбную грамоту к султану Мураду III, в которой просил о благосклонном отношении к подателю ее. Кроме того, царь и непосредственно слал дары на Восток через проходивших монахов или через своих чиновников, купцов, напр., известного Коробейникова. После ограбления Мурадом III константинопольская патриархия устроилась единственно благодаря щедрости царя. Царь Борис Годунов (1598-1605) также много благотворил Востоку. Иерусалимскому патриарху было однажды послано более двух тысяч золотых, кроме церковных одежд и сосудов. При царе Михаила Феодоровиче (1613-45) в Россию приезжал иерусалимский патриарх Феофан и возвратился с большими дарами. В это царствование монахи восточных монастырей не только делали сборы в России, но и начали в ней поселяться. При царе Алексее Михайловиче (1645-76) Россию посетили четыре патриарха и очень многие восточные митрополиты, монахи и простые миряне. Все они возвращались с большими пожертвованиями. Сокровищница царя Алексея была неистощима для милостыни; весь Восток понимал это и спешил воспользоваться ею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ VII (Бараташвили), католикос-патриарх Вост. Грузии (1561-1584). Сохранилось множество документов, относящихся к периоду его предстоятельства. Из них становится известно, что мцхетский патриарший кафедральный собор Светицховели приобрел при Н. значительное количество крепостных и поместья от царей и вельмож Картли и Кахети, получил различные льготы. Так, царь Картли Свимон I (1556-1569, 1578-1600) в 1566 г. пожертвовал собору с. Гомни близ с. Ниаби ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 408; Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 294), в 1581 г.- с. Мохиси в Земо-Картли и «государственные земли с крепостными» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 420). В документе 1572 г. указано, что по распоряжению царя Свимона I тбилисским и горийским чиновникам было велено освободить от всех обязательств крепостных Светицховели, проживавших в Тбилиси и Гори (Там же. С. 414). Грамотой 1577 г. супруга царя Свимона I царица Нестан-Дареджан освободила крепостных Светицховели от государственных налогов (Там же. С. 416). Следует отметить заботу царского двора Кахети о Светицховели в 1563-1580 гг. Царь Кахети Леван (1520-1574) в 1563 г. пожертвовал 16 семей в с. Земо-Ганухи (Там же. С. 405); согласно грамоте 1568 г., сын царя Кахети Левана царевич Теймураз (впосл. царь Кахети Теймураз I) пожертвовал крепостного (Там же. С. 411). Царь Кахети Александр II (1574-1601, 1602-1605) в 1569 г. пожертвовал Светицховели большое число крепостных и передал много земель: даровал Варцанский мон-рь в Ведзисхеви, села Ведзисхеви, Гиоргицминда, Гогани (Гогаани), Гелисубани, Корети, Сепоригеле и др. (ПГП. 1965. Т. 2. С. 193); в 1575 г. пожертвовал собору 20 семей крепостных ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 415); согласно грамоте того же года, обновил пожертвования Светицховели - в частности, половину доходов мон-рей пуст. Гареджи (Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 295). Интересна совместная грамота царей Свимона I и Александра II о пожертвовании Светицховели храма в Анеши, с. Даба, а также 2 семей в Цирдали ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 414).

http://pravenc.ru/text/2566066.html

Аврамий, Евфимий сомнительные. 44 . ДАВИД хиротонисан в 1574 году. Через 10 лет, в 1584 году, отлучён. 45 . ИОВ в 1586 году, Января 9, переведён из Епископов Коломенских Архиепископом. По 1-летнему правлению возведён на Митрополию Московскую в 1587 году, Декабря 11. Д) Митрополиты Ростовские и Ярославские 46 . BAPЛAAM I, хиротонисан в 1587 году в Архиепископа; в 1589 году пожалован Митрополитом. 47 . UOHA I, около 1604 года. 48 . KUPUЛЛ IV, около 1606 года, оставив, Епархию, отошёл в Троицкой-Сергиев монастырь. 49 . ФИЛАРЕТ Никитич Романов, Болярин, хиротонисан в 1605 году. В 1610 году в Сентябре послан был с посольством в Польшу и там содержался 9 лет под стражей; а возвращён в Москву в 1619 году и того же года, Июня 24, возведён на Всероссийское Патриаршество. Кирилл, по прошению Ростовцев, возвратился в 1612 году во время заточения Филаретова. 50 . BAPЛAAM II, хиротонисан в 1623 году. Через 29 лет, в 1652 году, Июля 29, скончался. 51 . UOHA III, Сисоевич, хиротонисан в 1652 году, Августа 15, из Архимандритов Аврамиева Ростовского Богоявленского монастыря; через 39 лет, в 1691 году, Декабря 20, скончался. 52 . UOACAФ II, Лазаревич, хиротонисан в 1691 году, Июля 5, из Архимандритов Чудовских. По 10-летнему правлению, в 1701 году, Ноября 10, скончался. 53 . ДИМИТРИЙ Туптало, Святой, в 1702 году, Января 4, переведён из Митрополитов Сибирских; в 1709 году, Октября 27, преставился. Е) Разные 54 . ДOCUФEЙ II, Епископ, хиротонисан в 1711 году из Архимандритов Новоспасских, в 1718 году сана и жизни лишён. 55 . ГЕОРГИЙ Дашков, хиротонисан из Архимандритов Троицы Сергиева монастыря в 1713 году в Епископа; в 1726 году пожалован Архиепископом; в 1731 году лишён сана и послан в заточение в Вологодский Спасокаменский монастырь. 56 . ИОАКИМ переведён из Епископов Суздальских в 1731 году, Апреля 13. А Июня 16 того же года переименован Архиепископом. В 1741 году, Декабря 25, скончался. 57 . APCEHUЙ III, Максеевич, переведён из Митрополитов Сибирских 31 Мая 1742 года. В 1763 году, Апреля 14, лишён сана и послан сперва в Ферапонтов, а потом в Николаевский Корельский монастырь и наконец, в Ревель, где скончался, и погребён там в приходской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010