5), Творца и Промыслителя вселенной, Освободителя плененных, всегдашнего Защитника и Покровителя несчастных, угнетенных (ст. 6–9), который один лишь вечно неизменен в Своих обетованиях (ст. 6б) и «будет царствовать в Сионе в род и род» (ст. 10). Отсюда естественное заключение, что Господу единому принадлежит хвала и благодарность за торжествуемое восстановление Иерусалима, равно как и за все те блага, какие получили Иудеи от благоволения царей Персидских в возвращении из плена и благоустроении в своем отечестве. С этой именно мысли и начинает псалмопевец следующий 146-й псалом и развивает ее в прочих четырех псалмах, призывая освобожденного Израиля, новосозданный Иерусалим, а вместе с тем духовный мир и всю неразумную природу к благодарному прославлению Господа: «хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая. Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля» 1636 . «Хвали Иерусалим Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя» 1637 . «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих» (148:14). «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем» 1638 ! Сопоставление создания Иерусалима с собранием изгнанников Израиля в приведенном месте 146-го псалма, особенно в связи его с нераздельным с ним по содержанию псалмом 147-м 1639 , где говорится об укреплении ворот Сиона, не оставляет сомнения в том, что псалмы эти относятся к тому именно созданию Иерусалима, которое происходило вслед за возвращением из плена и состояло в восстановлении стен святого города с их воротами и запорами, т.е. которое совершенно было при Неемии 1640 . С этим временем и событием вполне согласуются и все другие, исчисляемые псалмопевцем благодеяния Господа к боящимся Его, – уврачевание скорбей 1641 , избавления от унижения 1642 , утверждение мира в их пределах и благословение обилием плодов земных 1643 , потому что совершившееся тогда восстановление стен Иерусалима устраняло всего более опечаливавшее возвратившихся из плена, беззащитное, бедственное положение святого города 1644 , возвышало их в глазах соседних языческих народов и тем подавало надежду на упрочение мира в их стране 1645 , и в то же время, сопровождаясь обильным урожаем их полей 1646 , после не раз испытанных в предшествующее время бедствий засухи и бесплодия 1647 , естественно давало псалмопевцу, повод поставлять в непосредственной связи с ним и это благодеяние Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

80 . Поэтому и об Иакове написано: Он пришел в замешательство (Быт. 45. 26), — потому что не верил им. Он пришел в замешательство из–за неверия толпы, но после того как узнал о служении Христа, радуясь столь великим благодеяниям и делам, он вновь воспрял духом, говоря: Довольно сего для меня, если жив еще сын мой Иосиф. Пойду и увижу его, прежде чем умру (Быт. 45. 28). Первое и величайшее основание веры — верить в воскресение Христа 1645 . Всякий, кто поверил в Его воскресение, стремится отыскать Его, с преданностью приступает к Нему и почитает Бога из глубины сердца, ведь он верит, что сам не умрет, если верит в Творца воскресения 1646 . 81 . И встав, Израиль пришел к колодцу Клятвы и принес жертву Богу отца своего Исаака (Быт. 46. 1). И правильно: поднимается тот, кто спешит ко Христу. Вера предшествует обетам. Сначала он поднялся, а потом принес жертву, ведь тот приносит приятную жертву, кто приобрел познание Божества. 82 . И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: Что? Бог сказал: Я Бог отцов твоих, не бойся, иди в Египет; ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя в конце 1647 (Быт. 46. 2–4). Как они не понимают того, о чем сами читают, и отказывают в правоте Моисею, которого хвалят, потому что не хотят верить его писаниям! Ибо ясно, что здесь их, прежде стесненных узкими пределами Иудеи, приглашают войти в Церковь Божию и переселиться к народу Божию, который, собравшись со всего мира, из всех племен и наций, сделался великим народом. В самом деле, по всей земле разнеслась их речь (Пс. 18.5). И когда сыновья призывают Иакова, это значит, что Петр, Павел и Иоанн зовут к благодати иудейский народ. 83 . Сам Бог наш также побуждает ею Своими пророчествами и обещает ему совершенство в вере как плод Своего дара, говоря ему: Иосиф своею рукой закроет глаза твои (Быт. 46. 4). Конечно, святой патриарх не тревожился о том, кто закроет ему глаза, и здесь выражение просто можно понять в нравственном смысле: если тех, кого любим, мы стремимся почаще обнимать, то, готовясь разлучиться с этим телом, с какой радостью мы насладимся последним прикосновением любимых детей и утешимся этим прощальным напутствием! Но это нам можно понимать и в таинственном смысле: что иудейский народ потом познает Бога. Тайна состоит в том, что истинный Иосиф возложит Свою руку на глаза народа, чтобы тот, кто прежде не видел, увидел теперь. Приступи к Евангелию и прочитай, как был исцелен тот слепой, на которого Иисус возложил руку и отнял слепоту от его глаз 1648 . Ибо Господь возлагает руку не на готовящихся умереть, а на собирающихся жить; но будет правильно, если скажем, что и на готовящихся умереть, так как мы сначала умираем, чтобы вновь ожить, потому что мы не можем жить для Бога, если прежде не умрем для греха 1649 .

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Вот [сколь] многими способами приводит он в ясность прямой путь правды и высокую цель христианства, всех убеждая и всем желая достигнуть ее, взирая на которую и всячески неутомимо 1641 подвизаясь в вере, и в уповании, и во всяком благоустройстве добродетели, любящие истину молятся и желают прийти к сей цели. Ибо таковые, освободившись от всякого зла, в состоянии будут чисто, совершенно и неукоризненно исполнить и великие заповеди, на которых утверждаются закон и пророки·. «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и от всей крепости твоей», и «ближнего твоего, как самого себя» 1642 1643 . 5,1 Если, по-видимому, и слишком распространили мы рассуждение о цели благочестия, какую передают нам Господь, и апостолы, и все Богодухновенные Писания 1644 , представляя [сие] многими свидетельствами, то, как думаем, сделали это весьма кстати 1645 , чтобы всяким способом непоколебимо и несомненно удостовериться в том, какая у нас «надежда призвания 1646 » 1647 , какова цель и какое предлежит нам поприще. Особенно же мы, которые восприняли монашескую жизнь, поставили себя вне уз и плотского общения и решились пребывать о Христе девственниками, 5,2 чтобы каждый и каждая 1648 , постоянно имея в виду, куда они призваны и какой обязаны достигнуть меры, отложили всякое самомнение о некоторых соделанных добрых делах, считая себя действительно ничем в сравнении с превосходством совершенной меры призвания и неисследимого богатства любви Христовой 1649 , но чтобы всяким способом, изо всех сил и со всяким тщанием себя самих всегда усердно предавали для благого, отрекшись, по слову Господню, вместе со всем [имением] века сего, еще и от души своей, ежедневно с радостью и веселием вземля крест и следуя за Ним 1650 1651 , имея Самого Господа, образом, и примером, и путем, и целью ставшего для нас, по сказанному: «Будьте подражателями мне, как и я Христу» 1652 ; и еще: «С терпением проходим предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, крест претерпел, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» 1653 , – 5,3 чтобы, удовлетворившись и успокоившись некоторыми духовными дарованиями, словами 1654 либо заслугами, будто бы уже достигли мы совершенства, не обольститься нам по ухищрению злобы мнением о своей праведности и не остаться без высших духовных преуспеяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Как член народа, Он учил всех любить, всем помогать, все прощать и быть подобным Отцу небесному, посылающему дождь на праведных и неправедных 1645 , а Его обвиняли в том, что он „развращает народ“ ( Лк. 23:2 ). Он исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, и в благодарность народ кричал Пилату: „распни Его“ 1646 ; и Целитель душ и телес был приговорен к мучительной крестной смерти. В этом событии выразилась вся борьба мира против Царствия Божия, лжи против истины, сатаны против Того, Который пришел на землю грешников спасти, но о Котором сатана не знал, кто Он? „ибо сомневался“ 1647 . Борьба эта шла со времен Адама; и сатана и мир типически воплотились в пророчестве Исаии в Ассуре и Вавилоне (Исаии X, XIV), которые представляли собою на языке пророков разврат и соблазны мира, ратующие против покоя и радости чистоты Царствия Божия 1648 . Мир и сатана „князь мира“ (Ин. 14и наши зам.) были столько сильны, что человек не в силах был бороться с ними, пока Богочеловек не возгласил: „Мужайтесь. Я победил мир“! 1649 . Исаия, восклицая: „а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом“, видит в видении то состояние умов, которое мы узнаем из Евангелий. И это не ставится в непрощаемый грех заблуждавшимся, ибо такую любовь, которая выразилась в великой жертве искушения, человек не мог вдруг понять. Но когда совершилась великая тайна, и неверующие из Иудеев не захотели поверить, потому что гордость, алчность и злоба побороли в них чувство истины, тогда они вместе с своим государством и национальною жизнию подверглись истреблению, но всякий из них же, если только приходил с покаянным сердцем к Господу Иисусу „не изгонялся“ всемилостивым Спасом. ( Ин. 6:37 ). 5 . Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все яснее и яснее духовное видение пророка; он говорит, как Христианин, восприявший уже благодать Святого Духа. Дух Святый, „глаголавший во пророках и в последние дни глаголавший нам в Сыне“ ( Евр. 1:1–2 и Символ веры ), открывает пророку, что Мессия будет страдать за грехи наши, и что наказание, которое должны были нести мы, понесет Он. Люди, смотря на Него, думали (ст. 4), что Он наказуем Богом, и только после славного Его воскресения поняли, что „Его ранами исцелились мы“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мария была девушкой благочестивой и непорочной, а Иосиф (вопреки распространенному сейчас представлению) не был Ее мужем. Он был ее покровителем и должен был оберегать ее. В древнем Израиле иногда применялась форма обручения женщины мужчине ради сохранения ее девства и исполнения обета, данного Богу. В таких взаимоотношениях находились и Мария с Иосифом. Именно поэтому, услышав обетование архангела Гавриила, Она спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34). На это посланник Божий ответил самым таинственным пророчеством в истории отношений Бога и человека – он обетовал непорочное зачатие Спасителя: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). В подтверждение того, что Господь силен исполнить Свое слово, Гавриил рассказал Марии о Ее родственнице – праведной Елисавете: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1:36-37). Сон Иосифа. Харменс ван Рейн Рембрандт, 1645 г. Приняв все, что сказал Ей святой архангел, Пречистая Дева с покорностью, смирением и послушанием ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38). После согласия Марии, архангел Гавриил «отошел от Нее». Как учит Церковь, в тот момент, когда Мария дала Свое согласие на рождение от Нее Мессии, таинственное, непостижимое человеческим умом непорочное зачатие совершилось. Когда праведный Иосиф узнал, что Пречистая Дева ждет ребенка, он решил отпустить Ее. Дело в том, что он опекал и берег Ее для того, чтобы Она могла продолжать Свое служение Богу. Ожидаемый же ребенок, по мнению Иосифа, свидетельствовал о том, что он не выполнил свою обязанность. Чтобы девушку не побили камнями за предполагаемое неблагочестивое поведение (ведь никто не знал, кто Отец ребенка), Иосиф и намеревался Ее отпустить. Однако во сне ему явился ангел Божий, который сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:20-21). После этого Иосиф уже не думал о том, чтобы отпустить от себя Деву Марию. Наоборот, он стал еще усерднее, с еще большим благоговением заботиться о Пречистой, ведь он тоже помнил пророчество о рождении Мессии от Девы. С этого момента Матерь Божия уже неотлучно жила в доме Иосифа до самой его праведной кончины.

http://foma.ru/blagaya-vest-izmenivshaya...

Он же, отвечая, сказал: «Что вы меня спрашиваете о Человеке Сем? Он восседает одесную Бога в вышних». Беззаконные же архиереи и фарисеи возопили: «О! О, и праведник впал в заблуждение!» и сказали друг другу: «Плохо мы сделали, что допустили против себя такое свидетельство об Иисусе». Ибо многие из народа, услышав его, уверовали [в Него]. Когда же и другие взошли [к нему на крышу храма], то сбросили его сверху вниз. Он же, упав на колени, не сразу умер, но молился за них. И приблизился к нему один из сыновей Рахави, услышал его и говорит им: «Что вы делаете? Праведник за вас молится!» Тогда подбежал один сукновал и ударил его по голове деревянной палкой, которой валяют одежду, и умертвил его. Также и блаженный Стефан, стоя посреди беззаконников, возопил и сказал: вот, я вижу небеса [Col. 1645] отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:56). Они же, схвативши, выбросили вон из города и побили камнями его, говорившего: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7:60). Итак, мы видим святых, как они даже до смерти молились за своих врагов. И молящийся за тех людей, которые делают зло, потрясает демонов, сам же становится наследником Царства Небесного. Повелевает же и Апостол молиться за всех людей. Молиться же за всех людей означает, что молиться должно не только за друзей, но и за врагов. Посему если желаем показать себя подражателями святых и искренними учениками Господа, то следует и нам не только за друзей, но и за врагов молиться, как и Сам Он нам на деле это показал на кресте, когда за распинавших Его молил Отца, а прежде креста, на Таинственной вечере, за Своих друзей и учеников: Вы друзья Мои, говорит. И: Я уже не называю вас рабами (Ин. 15:14-15). Просил же, говоря: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал (Ин. 17:11). И опять: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин. 17:15-17). Ему же слава во веки. Аминь.    Как мы должны по заповеди Божией прощать и молиться друг за друга, так мы должны искать не своего, но [пользы] единотелесных братий, чтобы не давать повода ко вреду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»: 1628 Феофилакт Болгарский на Лк. 18:1—8. 1629 Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22. 1630 Феофилакт Болгарский на Мк. 5:30—34. 1631 Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22. 1632 Мф. 26:6—7: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову»: 1633 Читая эти слова, написанные Христовым архиереем, вспомним и молитву, читаемую при облачении в епитрахиль: Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священницы Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его, — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс. 132:2). 1634 Феофилакт Болгарский на Ин.1:29. 1635 Феофилакт Болгарский на Ин.1:29. 1636 Феофилакт Болгарский на Ин.1:35—37. 1637 Вопрошание и ответ на него в последовании Таинства Крещения. 1638 « Воскресение Христово видевше » на бдении воскресном. 1639 Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29. 1640 По Вейсману, ποκωρω — отступать, уходить (приставка πο — означает некоторую отдаленность); по-латыни приставка dis — означает движение вниз. Речь, таким образом, идет о том, что беззаконники должны сойти далеко вниз с тех высот, на коих пребывает Христос. 1641 По Вейсману, первое значение глагола — «подводить (под ярмо)», второе — «подчинять, приводить (под власть)», третье — «вести в суд, привлекать к суду, обвинять». Речь по-гречески идет, таким образом, в том числе и об установлении власти над сатаною и суде над ним. По-латыни всё проще: vadeo означает «идти в каком-то направлении». 1642 Νμος — закон; (отрицательная частица) νμος ­ отсутствие закона, отрицание закона. 1643 В молитвах на сон грядущим молитва 8-я. 1644 Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29. 1645 Пс. 118:176: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл»: 1646 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 452 (на Пс. 118:176, с отсылкой на Златоуста и Афанасия). 1647 Величание святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

В мае 1645 года тогда, как до 7000 татар кочевали меж Мерчиком и Мерлою, другие 7000 пошли в Русь Мурафским шляхом. Юный Царь Алексей Михайлович, немедленно по возшествии на престоле, озаботился Украинскими городами. 27 июля 1645 года он писал к Чугуевскому Воеводе Денису Ушакову, что прибывшие в Валуйку «станичники и толмачи и кречетники и ястребенники, да с ними из Крыма Крымские гонцы» объявили Воеводе: по известиям Русских и Литовских пленников «нынешнего лета, осмотря июль, хотят идти на Русь войною два Мурзы и с ними Крымских и Ногайских Татар тысяч с три и больше»; потому предписывается принять все меры осторожности и давать известия в Москву. По Чугуевской переписке видим, что с июля и до половины ноября только мелкие партии татар являлись для грабежа в Усердском, Валуйском и Короченском уездах; от них узнано, что Крымский хан со всею ордою готовится идти на Русь. июня 13 татары грабили Усерд и уезд его, – то же в августе; с августа по конец октября мелкие партии являлись то там, то здесь в Валуйском и Короченском уездах. Ноября 11 пойманный Валуйским головою Татарин, сказал: «пошёл он с Крымскими и Азовскими людьми, тому назад 4 недели; при них Крымский Царь всей Крымской Орде и Нагайцам велел готовиться и кормить коней, хочет идти большим собранием в Московское Государство». Чугуевский воевода донёс царю о своих опасениях относительно Чугуевской крепости. И царь писал Ушакову в грамоте от 8 октября 1645 года «писал еси нам, что на Чугуев городовые и острожные стены починили и во многих местах вывалились и обломы по городу худы и вы их засыпали, а у острога таранов и обломов и бойниц и иных крепостей нет и в приход воинских людей к Чугуеву в городе и остроге служивым и жилецким людям быти в осаде страшно». Царь предписывает исправить все остальное тою же осенью, «до Татарского прихода». По Чугуевской переписке, в ноябре партия татар, а по другим сведениям, в декабре 1645 года г. Татары подступили к Курску и потом страшно опустошили Курский и Рыльский уезды и Камаринскую волость. Царь предписывал всем Украинским воеводам немедленно поспешить против Татар; из Белгорода ходил Князь Хилков. После битвы в Рыльском уезде, татары пошли обратно в Крым, не тревожив Чугуева; в августе 1646 года Татары были на Дону; другие же партии их были под Вольным и в Белгородском Уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в битве при Типпермуре 1 сент. 1644 г. Вскоре перед роялистами капитулировали Перт и Абердин. Затем армия Монтроза направилась в Аргайл, но армия К. заставила роялистов отступить на север. 2 февр. 1645 г. Монтроз разгромил армию К. в битве при Инверлохи, после чего на его сторону перешли кланы Макензи и Гордон. 15 авг. 1645 г. Монтроз разгромил последнюю, оставшуюся в Шотландии армию К. в сражении при Килсайте. Роялисты вошли в Глазго и объявили о созыве нового парламента. Однако Монтрозу не удалось добиться значительной поддержки своих действий, и, когда в сент. 1645 г. он двинулся на юг, на соединение с войсками Карла I, его армия насчитывала всего ок. тысячи солдат. Этим воспользовались К. 13 сент. 1645 г. отозванный из Англии Д. Лесли неожиданно атаковал роялистов при Филипхо и одержал победу над войском маркиза Монтроза. Эта победа решила исход гражданской войны в Шотландии. Постепенно на всей территории страны была восстановлена власть парламента и К. В мае 1646 г. Карл I был вынужден сдаться в плен шотл. армии графа Ливена, в июне парламент Шотландии выработал требования, согласно к-рым король должен был утвердить «Торжественную Лигу и Завет» и передать контроль над вооруженными силами обоих королевств их парламентам. После отказа короля от выполнения этих требований и опасения лидеров К., что пребывание Карла I в Шотландии вызовет восстание роялистов, 30 янв. 1647 г. король был передан английскому парламенту. В 1647 г. к власти в Англии пришли индепенденты во главе с О. Кромвелем, к-рые подчинили себе парламент, арестовали короля и остановили пресвитерианские преобразования в стране. В результате часть К. решила пойти на сближение с Карлом I. 26 дек. посланцы парламента Шотландии граф Лаудон, У. Гамильтон, граф Ланарк, и Дж. Мейтленд, граф Лодердейл, заключили соглашение, вошедшее в историю под названием «Ингейджмент». Король обещал обеспечить введение в Англии пресвитерианства на пробный период в 3 года, а Шотландия брала на себя обязательство оказать поддержку в восстановлении королевской власти в Англии.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

проводил большую часть времени, туда же переместились двор и ряд гос. учреждений. Серьезными проблемами, требовавшими решения со стороны короля, были отсутствие общей стратегии и соперничество между командующими королевской армией, которое мешало координации действий роялистских подразделений. К. всегда возглавлял заседания военного совета в Оксфорде и принимал участие в боях, но командование доверял опытным военачальникам. Тем не менее добиться единства действий ему не удалось: в 1645 г. он разделил командование между Оксфордом, где остался он сам, и Бристолем, куда отправились принц Уэльский (буд. кор. Англии Карл II ) и его советники. Игнорирование военачальниками решений военного совета приобретало систематический характер, а взаимодействие с роялистскими силами в Ирландии и Шотландии ослабевало. В 1644-1645 гг. парламентские войска были преобразованы в армию нового типа, построенную на жесткой дисциплине, координации действий и религ. единстве. После смерти гр. Эссекса в 1643 г. командование перешло к более решительным и инициативным военачальникам - Томасу Ферфаксу и Оливеру Кромвелю . Переговоры, шедшие в Оксфорде в янв.-марте 1643 г. и в Аксбридже в янв.-марте 1645 г., не дали результатов, они служили скорее предлогом для передышки обеих армий, намеревавшихся сражаться до победного конца. В основе требований парламента лежали «Девятнадцать предложений» - документ, к-рый был опубликован еще в июне 1642 г. и предусматривал упразднение епископата, отмену «Книги общих молитв» и установление контроля за назначениями должностных лиц королем. К. настаивал на возвращении к политическому устройству 1641 г. и был готов отказаться только от реформ архиеп. У. Лода. Кор. Карл I. Кон. XVII — нач. XVIII в. Неизвестный художник (Национальная портретная галерея, Лондон) Кор. Карл I. Кон. XVII — нач. XVIII в. Неизвестный художник (Национальная портретная галерея, Лондон) 14 июня 1645 г. при Нейзби королевская армия потерпела поражение. Парламент опубликовал захваченные королевские письма, в к-рых К.

http://pravenc.ru/text/1681061.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010