Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Трифонов Успенский, в Вятке, основан в 1580 г.; ныне второклассный. [VI, 437.] Архимандриты Св. Трифон , основатель, с 1580. Оставил настоятельство после 1602 г. В последнее время был «архимандрит,» а до того именовался «строитель» и «игумен», † 8 окт. 1612. Святой с 1684. Иона Мамин , 1602–1630. Герасим перев. из Чердынского Богословского в 1631, по 1633; перев. в Новгородский Юрьев. Иосиф , в 1633 и 34. Герасим опять определён 13 апр. 1635; упом. 1636, 37. Александр , 1643–50. Иоаким , 1650–53. Моисей , 1654, в дек. (sic) 1657. Сергий , в мар. 1659–72. Иов , в окт. 1673. Иоиль , 1676–79. Александр , 1679–1711. Парфений , 1713–21. Иоиль . с 1721. Пафнутий † около 1738. ? Лаврентий , 1738. Павел , 1739 и 40. Даниил , 1741–43. Иоасаф Потемкин перев. из Велико-Богословского, 1745–48. Никон , 1754 и 55, уволен (без места член консистории до 1759). Давид перев. из Верхочепецкого? 1755–64, перев. в Богоявленский. Софоний Македонский 1764 перев. из Богоявленского Слободского и † 25 июня. Андрей , 1764–72. Поликарп Павловский в 1772 перев. из Смоленского Троицкого, а 28 авг. 1774 – в Вяжицкий. Транквиллин 27 авг. 1774 перев. из Троицкой Печерской пустыни; † 1776. Кирилл , в 1777–96. Лаврентий Далматов 7 июня 1800 перев. в Курский Знаменский. Мисаил , 1800–17, перев. Устюжский Архангельский. Иустин 1817 перев. из Устюжского Архангельского; до 1824. Феофилакт , 1825–29. Иероним , 1829–35. Никодим , 1835–42. Амвросий , 1842–69. Указом 23 янв. 1868 велено управлять викариям. 2 Богоявленский, а с 1775 Крестовоздвиженский, близ города Слободского, основан около 1600 г.; в 1769 соединён с ним Верхочепецкий; ныне 3-го класса. [III, 407,533.] Строители Иоасаф , основатель, около 1600. Антоний , 1607. Иоасаф , 1615. Иона (игум.) 3 дек. 1632. Дионисий , 1636–42. Иов , 1645. Киприан , 1646, 47, 61–63. Иоасаф , 1667–69. Игумены Киприан , 1670–77. Иоиль , 1684. Иосиф , 1687–1705. Иларион , 1710. Парфений , 1711–13. Викентий , 1714. Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть II В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви В период Патриаршества Иосифа в Москве значительно продвинулось вперед дело создания духовных школ. Правда, как и книжная справа, школьное дело устраивалось в основном без участия Патриарха, с которым окружение Алексея Михайловича считалось мало. В это время в Москве начинают постепенно собираться ученые киевляне, которых московские консерваторы встречают с недоверием по причине латинской ориентации Могилянской школы. Еще в 1640 г. митрополит Киевский Петр Могила предлагал царю Михаилу открыть в Москве монастырь, где могли бы разместиться ученые киевские монахи с целью научения москвичей греческому и латыни. Но тогда ответа из Москвы так и не последовало. Киевлян опасались. Но устроить школу с помощью греков тоже не удалось. В 1645 г. в Москву прибыл митрополит Феофан Палеопатрасский, который от имени Патриарха Константинопольского Парфения предложил открыть в Российской столице греческую типографию, которая могла бы одновременно стать основой для школы. Но в 1646 г. митрополит Феофан прислал в Россию для устроения типографии ученого греческого монаха – архимандрита Венедикта, который вызвал неприятие у москвичей своим крайним высокомерием, сочетавшимся с неумеренным попрошайничеством. С Венедиктом пришлось расстаться и с идеей создания в Москве греческой школы – тоже. С воцарением Алексея Михайловича при дворе стали с симпатией относиться к киевским монахам, в которых видели удачный пример перенесения западной учености на православное основание. Так возобладала новая тенденция в подходе к делу устроения духовного просвещения в Москве: привлечение ученых малороссов. Алексей Михайлович лично писал к митрополиту Киевскому Сильвестру Коссову, преемнику Петра Могилы, с просьбой прислать монахов для книжной справы и заведения школы в Москве. Государь называл имена тех, кого хотел бы видеть в своей столице, – Дамаскина Птицкого и Арсения Сатановского. Сильвестр Коссов отозвался на просьбу и прислал в Москву иеромонахов Киево-Братского монастыря, при котором помещалась Могилянская коллегия: Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого. Вскоре к ним присоединились Дамаскин Птицкий и Феодосий Сафонович. Киевляне должны были принять участие не только в устроении школы: в Москве намеревались переиздать славянскую Библию, для чего необходимо было сличить ее не только с Острожским изданием 1580 г. и древними славянскими списками, но и с греческим текстом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436320/

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Печерский. 2.      Макариев. 3.      Благовещенский. 4.      Арзамас. Спасский. 5.      Дудин. 6.      Духов. 7.      Балахн. Покровский. 8.      Городец. Феодоров. 9.      Толоконцов. 10.      Зачатейский. 11.      Происхожденский. 12.      Воскресенский. 13.      Евфимиин. 14.      Крестомаров. 15.      Лысков. Казанский. 16.      –      Рождественский. 17.      –      Спасский. 18.      Высокогорский. 19.      Арзамас. Троицкий. 20.      Зеленогорский. 21.      Николаевский. 22.      Островоезерский. 23.      Княгининский. 24.      Великогорский. 25.      Великовражский. 26.      Кержебелбашский. 27.      Спасораевский. 28.      Оранский. 29.      Арзамас. Николаевский. 1 Печерский Вознесенский, под Нижним-Новгородом, основан св. Дионисием в XIV веке. Ныне первоклассный. [V, 164.] Архимандриты Св. Дионисий в 1374 хирот. в епископа Суздальского. Евфросин в 1390 хирот. в епископа Суздальского. Досифей . Игнатий , в начале XV века. Иосиф , 1424. Никандр 1433 оставил настоятельство. Павел определён 11 мар. 1433. Никандр , 1 сент. 1500, 3 февр. 1506. Илия , 1509–1514. Константин , 1531–35. Левкий , 1539–41. Тихон , 1542–1552. Иоаким , 8 мар. 1552, 1559–70, 5 апр. Иона , 15 янв. 1580. Ануфрий , 1584–89. Трифон , 1595–1604. Иоиль , 1607–10. Феодосий , 1611–16. Иов , с 1616, убит на дороге 30 мар. 1620. Макарий , 1624 и 25. Рафаил , 1628–1637 (упом, в июле), перев. в Псково-Печерский. Дионисий , 1637 и 38. Макарий , 1639–42. Рафаил (вторично?) 1643–45. Герман , 1645–49, сент. Тихон , 1649–51; 18 янв. перев. в Переяславский Залесский Даниилов. Стефан 28 нояб. 1651 перев. из Серпухова Владычня; до 1653. Герасим произведён в окт. 1653–1655. Иларион 1656 перев. из Желтоводского, а в 1657 хирот. в архиепископа Рязанского. Филарет перев. из Спасо-Каменного? 1658 –59; в нояб. перев. в Владимиро-Рождественский. Киприан , 1660–63. Иосиф , 1664, а в 1672 хирот. в епископа Коломенского. Симеон Милюков , 1672–1674, 14 сент. перев. в Спасо-Андрониев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Песнопения службы митрополиту Филиппу Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Рамазановой Созидатель и устроитель монастырской жизни во время игуменства своего в Соловецком монастыре, обличитель царского произвола и «обидимым заступник» в период служения в сане митрополита, святитель Филипп, бывший при жизни «укоряем и изгнан», после своей мученической смерти стал особенно почитаемым святым. Для богослужения, совершаемого в память о нем, было создано несколько разных текстов службы. Их составление было приурочено к перенесению мощей святителя, которые, как известно, с 1591 по 1652 г. трижды меняли место своего упокоения. По мнению Филарета (Гумилевского) , первая служба святому была создана соловецким иноком Пафнутием, когда мощи Филиппа были перевезены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий и погребены там. ( Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859. С. 227). Правда, текст этой службы исследователям неизвестен (Филарет ссылается на декабрьскую Минею, опубликованную в 1645 г., однако в ней помещен текст службы, созданной не на Соловках, а в Москве, и не в 1580–1590-х гг., а около 1636 г., о чем пойдет речь ниже). Еще две службы составлялись в связи с перенесением мощей святого, осуществленным в самом Соловецком монастыре 30 или 31 мая 1646 г.: гробница св. Филиппа под папертью Преображенского собора была вскрыта, и мощи перенесены в собор, построенный еще во времена его игуменства. Одна из служб в честь этого события была составлена иноком Соловецкого монастыря Герасимом Фирсовым (См.: Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова/Изд. ОЛДП. СПб., 1916), другая – еще одним соловецким иноком Сергием Шелониным (Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения Сергия Шелонина//Русь и южные славяне. СПб., 1998. С. 340–355). Надо заметить, что Сергий Шелонин, составляя службу, не преследовал иных целей, кроме прославления св. Филиппа в Соловецкой обители. Его служба создавалась специально для местного празднования, устанавливаемого в монастыре, о чем свидетельствует ее содержание. Здесь неоднократно упоминается Соловецкая киновия, вновь обретшая своего бывшего игумена. («Днесь преименитая и великая Соловецкая киновия, якоже новаго Авраама-преселника тя, преславне отче, приемши, радуется»). Герасим Фирсов же надеялся на использование службы в общецерковной практике, в связи с чем он нарочито обошел все ориентиры, привязывающие ее к географически определенному месту. В тексте его службы нет ни соловецких реалий, ни упоминаний о Москве. Однако этот праздник перенесения мощей не стал общецерковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яков Красицкий (Krasiçki), живший в начале шестнадцатого века, имел от брака с Оржеховскою трёх сыновей; средний, Мартын, не оставил потомства; старший, Алексей († 1580) от первого брака с Новомейскою имел сына Яна и дочь Варвару, за Заршинским; от второго брака с Софиею Фредро он имел двух сыновей: Иеремия и Якова, которые оба поступили в духовное звание. Младший брат Алексея, Станислав, был кастеляном перемышльским и одним из отличнейших воинов своего времени. Он женат был дважды: на Жаровинской и на Якубовской. Сия последняя родила двух дочерей: старшая была за Станиславским; младшая, Екатерина, за чермнорусским воеводою Яном Даниловичем. От первого же брака Станислав имел двух сыновей: Юрия (см. далее) и Мартына (рождение 1574 † 1633), воеводу подольского, мужа учёного, воина храброго, дипломата искусного. Он был послом при дворе Императора Германского Фердинанда II, который, 1 июля 1631 года, возвёл его в Графское Римской Империи достоинство; граф Мартын не оставил детей от брака с Варварою Тарновскою. Старший брат его Юрий († 1645), хорунжий галицкий, от брака с княжною Анною Сангушко, оставил пять сыновей: 1) Станислав; 2) Николай, протонотарий Папы Урбана VIII, суффраган луцкий, епископ аргивенский in partibus infidelium; 3) Мартын-Константин, кастелян перемышльский, от первого брака с Софиею Оссолинскою имел двух дочерей: Розалию, за киевским подкоморием Вороничем и Констацию, за перемышльским кастеляном Вояковским; от второго брака с Елисаветою Корняктовичь, имел дочь Урсулу, бывшую замужем три раза: за надворным подскарбием Андреем Моржевским; за Прокопием Грановским, и за калишским воеводою Липским, и двух сыновей: Александра, женатого на Елене Ланцкоронской, рождённой Липской, и Юрия, женатого на княжне Теофилие Чарторыжской; 4) Юрий Казимир и 5) Адам-Владислав († 1677), кастелян перемышльский, от первого брака с княжною Екатериною Святополк-Четвертинскою, имел сына Иосифа, кастеляна галицкого, родоначальника старшей ветви Красицких; от второго брака с Анною-Элеонорою Ржевуцкою имел дочь Изабеллу, бывшую за Антонием Цетнером, потом за Сапегою, и четырёх сыновей: Яна, кастеляна хельмского, родоначальника второй ветви; Викентия, родоначальника младшей ветви; Феликса (который от брака с Ледуховскою, имел двух сыновей: Доминика и Яна, не оставивших потомства), и Якова, неимевшего детей от двух браков своих: а) с Терезиею Дрогоевскою и б) с Долинскою. Кастелян галицкий Иосиф (см. выше), умер в 1712 году, оставив, от брака с Юстиною Сапега, дочь Марианну, бывшую сперва за малогосским кастеляном Черминским, потом за Дембинским, и трёх сыновей: Карла, Александра и Яна, надворного хорунжего литовского. Сей последний, от брака с девицею Котовичь, имел трёх сыновей: Иосифа, надворного хорунжего литовского, женатого на княжне Шуйской; Яна, женатого на Бекерской; и Александра, который от первого брака с Виельгорскою, имел сына Роха, а от второго брака с Рей, сына Франца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Богдановы Тоузак Неклюдович Богданов жалован поместьем от Иоанна Грозного, в 1580 году; Иван Захарьевич Богданов находился воеводою в Кокшайске в 1600 году; Василий Максимович Богданов упоминается на службе в Верхотурье, в 1660 году; Алексей Васильевич Богданов послан был, в 1668 году, к архиепископу сибирскому Киприану с приглашением прибыть в Москву для получения белого клобука митрополичьего; Григорий Карпович Богданов находился дьяком в разрядном приказе в 1657 году; потом в приказе казанского дворца, а в последние годы царствования Алексея Михайловича и при Царе Феодоре Алексеевиче занимал важную должность думного дьяка; сын его Фёдор Григорьевич был стольником. Тридцать Богдановых владели населёнными имениями в 1699 году, и трое из них были стольниками Петра Великого: Яков Иванович, Григорий и Михайло Самсоновичи. Действительный статский советник Сергий Никанорович ныне владимирский губернский предводитель дворянства. 1) Потомки вышеупомянутого Тоузака Неклюдовича Богданова имеют следующий герб (Общий Российский Гербовник, часть VI, 31): в красном поле два льва держат передними лапами натянутый золотой лук со стрелою. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет красный, подложенный золотом. 2) Богдановы, коих предок жалован был поместьем в 1614 году, имеют следующий герб (Общий Российский Гербовник, часть III, 56): в красном поле серебряный олень, влево бегущий. На гербе дворянские: шлем и корона; намет красный, подложенный серебром. 3) Потомки Ивана Семёновича Богданова, который, в 1645 году, наследовал вотчины отца своего, имеют следующий герб (Общий Российский Гербовник, часть VI, 81): две золотые стрелы и золотым меч, крестообразно, остриями вниз, в поле, коего верхняя половина голубая, а нижняя красная. На гербе дворянские: шлем и корона; намет справа красный, слева голубой, подложенный золотом. Щит держат: справа воин с пикою в руке, слева лев. 4) Потомки Воина Богданова, жалованного поместьем в 1645 году, имеют следующий герб (Общий Российский Гербовник, часть VIII, 85): щит разделён на 4 части. В 1-й и в 4-й частях, в голубом поле, рука в золотых латах держит серебряную стрелу, остриём к правому нижнему углу. Во 2-й и в 3-й частях, в красном поле, две серебряные стрелы, остриями вправо. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет справа голубой, слева красный, подложен золотом. Щит держат два льва.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Супонево. Свенский Успенский монастырь. Колокольня. /// Объект утрачен Колокольня.  Утрачена.   Год постройки:Между 1580 и 1645. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Брянская область, Брянский район, поселок Супонево, улица Фрунзе, д. 1Б. Координаты: 53.2053, 34.328671 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня или церковь? (Гипотеза) Оригинальна строительная конструкция, архитектурный строй колокольни, — памятника, к сожалению, не дошедшего до наших дней. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что облик колокольни в Свенской обители складывался с конца XVI века (нижние ярусы здания) до второго — начала четвертого десятилетия XVII века. Столповая колокольня Свенского монастыря с шатровым перекрытием, двумя рядами слухов по его скатам, с одним восьмигранным колокольным ярусом на двенадцатигранном нижнем основании при сохранении церковной маковки — главки южнорусского типа стояла у юго-восточного угла монастырской соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, между теплой монастырской общинной церковью Антония и Феодосия Печерских и казначейским корпусом на юго-востоке. Невысокая, но стройной грациозной конструкции колокольня, имела девять больших зазвонного типа и «малых валовых» колоколов. Колоколов более крупных параметров она нести на себе не могла. Сравнительно небольшой 200 пудовый колокол, служивший здесь, видимо «благовестным», стоял рядом на козловой арматуре, на земле. Многочисленные перестройки, следы которых несет на себе колокольня, выдают пристрастие монахов к моде. Так, двенадцатигранный нижний ярус, не соответствующий верхнему восьмигранному, — явная переделка, точнее «недоделка» начала XVII века, покончившая с часами «боевыми без перечасья», т. е. строго по моде времени, но скорее все-таки - по обстоятельствам времени. Венчающая главка показывает наличие в теле колокольни церкви «под колоколы», видимо, весьма миниатюрной. О наличии такой церкви говорят периодические описи монастырского имущества, где она упоминается то как церковь Сергия Радонежского, то как церковь Владимирской Божьей Матери. Невнимательное отношение исследователей к правомерности колокольни-звонницы носить на себе в определенных случаях церковную главку с крестом привело к тому, что столь яркий и ясный знак отмечался как «ошибочный».

http://sobory.ru/article/?object=07155

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Аретиу [греч. Αρετου] расположен на о-ве Крит, на севере епархии Мирабела в митрополии Петры ( К-польский Патриархат ). Основан между 1580 и 1596 гг. на месте более древнего мон-ря критским землевладельцем Марком Пападопулосом и его племянником, тоже Марком. По преданию, своим названием мон-рь обязан имени жены или сестры одного из ктиторов, к-рую звали Арети; по др. версии, Арети восходит к названию местности. В административно-хозяйственных документах мон-ря (1575-1643), хранящихся в Археологическом музее г. Ираклиона, сообщается о процветании обители в последние десятилетия венецианского владычества на Крите (из 130 опубликованы С. Ксанфудидисом 15 на итал. языке, 103 на греч. ( Ξανθουδδης Σ. Κρητικ Συμβλαια κ τς Ενετοκρατας 1575-1645//Χριστιανικ Κρτη. 1912. ρδβλθυοτεΕτος. Α. Τ. 1- 2. Σ. 1-288, 313-377)). Троица Новозаветная. Икона. XVI в. (Ц. Св. Троицы мон-ря Аретиу) Троица Новозаветная. Икона. XVI в. (Ц. Св. Троицы мон-ря Аретиу) Из записи игум. Германа (Синадина), последнего настоятеля мон-ря перед периодом тур. владычества, а также из завещания Марка Пападопулоса известно, что последний выделил землю и средства для содержания 12 монахов ради вечного поминания своей семьи. Марк составил достаточно строгий устав для мон-ря, с аватоном для женщин, и назначил первым игуменом своего духовного отца Иосифа (Дзе). Из документа 1635 г. известно, что уже тогда мон-рь имел 4 метоха (подворья): св. Антония в Кариди и Сирмесо, Михаила Архангела в Луме, Иоанна Крестителя в Скуре. Во времена тур. господства А. стал центром культуры и просвещения, имел богатую б-ку с рукописями и печатными книгами, погибшую во время восстания 1821 г. Тогда же наступил упадок обители, резко сократилось число монахов. В 1900 г. А. был официально упразднен, однако иноки оставались на территории мон-ря. По преданию, когда в 1940 г. умер последний из них, упал монастырский колокол. В 1991 г. по благословению Патриарха К-польского Варфоломея Нектарий, митр. Петры, начал возрождение мон-ря. К 2001 г. там подвизались 3 монаха, к-рые занимались работами по восстановлению обители. Основные постройки мон-ря: собор Св. Троицы, ц. св. Лазаря, келейные корпуса, трапезная. Мон-рь обновлялся в 1844 и 1881 гг. Лит.: Αντωνπουλος Ε. Η ερ μον Αγας Τριδος Αρετου Μεραμπλλου Κρτης. Νεπολις, 1997; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 300; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ 187-188; Ψιλκης Ν. Βυζαντινς εκκλησες και μοναστρια τς Κρτης. Ηρκλειο Κρτης, 1998. Σ. 99-101; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 188. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75902.html

Древние монастыри Прикамского края: ист. справка. СПб, 1912. 23 с.; Шишонко В. Пермская летопись. II период. 1613-1645 гг. Пермь, 1882. 502 с.; Шишонко В. Н. Пермская летопись. III период. 1645-1676 гг. Пермь, 1884. 1168 с.; Шишонко В. Пермская летопись. V период. Часть 1. 1682-1694. Пермь, 1885. 680 с. Р.Ф. Вильданов сайт «Пермский край. Энциклопедия» Самая старая постройка Чердыни – Иоанно-Богословская церковь 1718 года. Она стоит рядом с глубоким оврагом, у кромки берегового откоса, круто уходящего в речную долину. Когда-то здесь была окраина города и располагался монастырь Иоанна Богослова, еще в 1580 году получивший привилегии от Ивана Грозного. Тогда это была самая древняя обитель на Урале. В 1631 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре под Москвой. В пожар 1700 года два его деревянных храма сгорели. Существующая каменная церковь, окруженная простой железной оградой с кирпичными столбами и трехпролётными воротами, встала на их место. Грамота на её постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию в марте 1717 года. Она предписывала готовить на строительство церкви «каменье и кирпичь, известь и лес и всякие припасы», требовала, чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарем, и указывала, чтобы она возводилась «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правила и устав повелевают». Так и выстроили её безвестные каменщики, выдержав и «правила и устав». Ими руководил «прикащик» Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проехавший через город несколькими годами раньше (1705). Он же прислал на её строительство пленных шведов, сосланных в Прикамье Петром I после Полтавской битвы 1709 года. Церковь Иоанна Богослова небольшая, кирпичная, под четырёхскатной железной кровлей. Выстроена она вытянутым четвериком, в нижней части которого размещен зимний храм, а в верхней – двухсветный, летний. С востока к четверику примыкает высокая полуцилиндрическая апсида, а с запада — равная ей по высоте трапезная с более низким притвором. Первоначально четверик храма окружала сводчатая галерея, разобранная в конце XVIII – начале XIX века. Крайне незамысловата декоративная обработка церкви. По углам ее объёмы снабжены слабо выявленной рустовкой. Крупными пятнами смотрятся на фоне побеленных известью стен храма большие прямоугольные окна. В нижней части четверика они снабжены чуть выступающими наличниками с сильно приподнятыми закруглениями, заменяющими фронтончики, а вверху – обведены чуть выступающими рамками без венчающих полукружий. Богатством усложненных барочных завершений выделяются наличники нижних окон апсиды да тех световых проёмов верхней части четверика, на месте которых в прошлом размещались двери, выводившие на окружающую храм галерею.

http://sobory.ru/article/?object=02967

рукописей. После появления «Словаря средневекового греческого языка» Дюканжа (1688) исследователи Византии получили инструмент для адекватного понимания многочисленных терминов и реалий визант. мира. Трактат Монфокона «Греческая палеография» (1708) стал основой для работы с рукописями всех последующих поколений ученых. Труд Мабильона «О дипломатике» (1681) посвящен исследованию гос., церковных, деловых и др. актов; книга посвящена прежде всего европ. средневековью, но значительное место уделено и Византии. Представителями парижской школы были исследователь и переводчик памятников визант. права Ш. Фабро (1580-1659) и основатель научной хронологии Д. Пето (Петавий). При покровительстве Людовика XIV и Ж. Б. Кольбера в Луврской типографии началось издание «Парижского корпуса» источников по истории Византии (Corpus Byzantinae Historiae. P., 1645-1711. 42 vol.). В этой серии трудами ученых-эрудитов во главе с Ф. Лаббе были впервые опубликованы хроники Георгия Синкелла (нач. IX в.), прп. Феофана Исповедника (нач. IX в.), Михаила Глики (XII в.) и др. В 1671 г. Лаббе издал 18-томное собрание церковных актов Вселенских и Поместных Соборов. Одновременно началось научное изучение и публикация памятников агиографии. С 1643 г. в Антверпене ученые-иезуиты болландисты начали издание собрания житий святых - «Аста Sanctorum» . Кроме франц. школы в XVII-XVIII вв. В. развивалось и в др. центрах. Греч. ученый и издатель, перешедший в католичество, Н. Алеманнос обнаружил и подготовил 1-е изд. «Тайной истории» Прокопия Кесарийского (Lugduni, 1623). Др. католик греч. происхождения, Л. Алляций , издатель греч. текстов, внес значительный вклад в изучение патристики. Работавший в основном в Венеции А. Бандури оставил труды по рим. и визант. нумизматике, топографии К-поля. В Лейдене И. Меурсий впервые опубликовал хронику Константина Манасси, письма архиеп. Феофилакта Болгарского, «Тактикон» имп. Льва VI. Появились обобщающие работы по памятникам визант. исторической лит-ры ( Hanke M. De Byzantinarum rerum scriptoribus graecis liber.

http://pravenc.ru/text/158430.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010