Особое внимание архиепископ уделял развитию структур образования. Для повышения уровня подготовки духовенства были открыты семинарии для клириков Миланского архиепископства, для священников сельских приходов и для миссионеров, отправлявшихся проповедовать протестантам в Швейцарию. В Милане с XII в. существовали школы для мирян (в 1563 действовали 33 школы, где обучались ок. 2 тыс. учеников обоего пола), к-рые находились под управлением братства Христианского учения, насчитывавшего ок. 200 членов - клириков и мирян. Архиепископ, оказав поддержку школам и поспособствовав открытию новых учебных заведений в своей церковной провинции (к сер. 80-х гг. XVI в. на 560 тыс. прихожан приходилось 740 школ, 3 тыс. учителей и 40 тыс. учеников), настаивал на том, чтобы контроль над школами и религ. образованием перешел к духовенству ( Po-chia Hsia. 2005. P. 115). В 1578 г. в Милане было основано братство облатов св. Амвросия; его члены, священники, дававшие обет послушания архиепископу, стали его главными помощниками в реформаторской деятельности. Сам Карло Борромео подавал пример католич. духовенству своей пастырской деятельностью. Он регулярно проповедовал в Милане, направлял пастырские послания и наставления духовенству (их сохр. ок. 40 тыс.), занимался благотворительностью. В 1572 г., во время голода, он на свои средства кормил хлебом бедняков и нуждавшихся, а во время эпидемии чумы (1576), когда светские власти бежали из Милана, по призыву архиепископа священники и монахи в специально организованных лазаретах ухаживали за заболевшими и совершали над умирающими последние таинства. Кард. К. Борромео, как и др. епископам-реформаторам, приходилось сталкиваться с трудностями. Из-за системы патроната он далеко не всегда мог контролировать назначение клириков на вакантные бенефиции, поскольку многие бенефиции были в руках светских властей: испан. губернатора Милана или местных аристократов. В связи с этим соборные каноники или отдельные мон-ри в Миланском архиеп-стве могли сопротивляться проводимым сверху реформам и препятствовать визитациям предстоятеля; во мн. случаях архиепископу приходилось искать компромисс с местной знатью. После смерти К. Борромео церковные реформы в Милане были прекращены и возобновились только при его родственнике и последователе Федерико Борромео (архиеп. Милана в 1595-1631).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

пакгауза Биржи). На Троицкой пл. З. завершил строительство начатого Г. И. Устиновым здания «мазанковых коллегий» - Сената (1720 - не ранее 1722, разобраны в 1732), а в 1728-1734 гг. после Гербеля - отделку парадных залов. Тогда же освидетельствовал башню 1-го специализированного музейного здания России - с.-петербургской Кунсткамеры (проект архит. Маттарнови, Университетская набережная, 3). Сооружение в стиле петровского барокко состоит из 2 тождественных по внешнему облику симметричных 3-этажных корпусов. Они связаны сложным по конфигурации центральным объемом, завершенным многоярусной 8-гранной башней-обсерваторией. З. заканчивал строительство комплекса Придворного конюшенного ведомства (ок. 1724; начато Гербелем), здания Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7; 1734-1742), где руководил созданием богатой барочной отделки «Петровского» зала заседаний Сената (мастера Иван и Игнатий Росси). В 1721 г. на Троицкой пл. по проекту Д. Трезини им была воздвигнута новая, 2-ярусная арка с 3 проходами в стиле барокко. З. также строил триумфальные ворота по случаю возвращения царского двора из Москвы по проекту Д. Трезини у Аничкова и Полицейского мостов (1731-1732). Фасад и план Преображенского собора в С.-Петербурге. 1743-1754 гг. Гравюра. XVIII в. Фасад и план Преображенского собора в С.-Петербурге. 1743-1754 гг. Гравюра. XVIII в. В 30-х гг. XVIII в. З. построил для своей семьи (у него было четверо детей) «на свой кошт» каменный дом напротив Гостиного двора (Невский проспект, 46, не сохр.). В те же годы им построен дом Петерсона (Лобановых-Ростовских; Б. Морская ул., 31, перестроен). С апр. 1738 г. З. строил 2-этажный дом И. Неймана на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки, близкий по типу к образцовым. Двухэтажное здание на подвалах, завершенное высокой черепичной крышей, украшали пилястры и фигурные барочные наличники, но в целом декор носил сдержанный характер. Позже на месте этого здания был возведен Строгановский дворец (1753; архит. Ф. Б. Растрелли); не исключено, что постройка З.

http://pravenc.ru/text/199723.html

После смерти кор. Генриха II (1189) и отъезда кор. Ричарда I Львиное Сердце в крестовый поход обстановка при дворе осложнилась из-за претензий принца Джона на власть в стране. По возвращении Ричарда I в Англию мн. лояльные принцу придворные были вынуждены оставить службу при дворе. Г. К. тяготился обязанностями капеллана и советника принца, а его дипломатические миссии в Уэльсе не принесли нужного короне результата. В 1194 г. он оставил службу и хотел уехать в Париж, но из-за конфликта между Францией и Англией эти планы не осуществились. Г. К. остался в Англии и изучал свободные искусства и теологию в Херефорде и Линкольне. Впосл. он вновь включился в борьбу за епископскую кафедру Сент-Дейвидса, дважды претендовал на нее - в 1198-1203 и 1214 гг., трижды побывав в Риме по делам судебного разбирательства с Кентербери. В результате Г. К. потерял большую часть состояния, расположение мн. друзей и покровительство королевской семьи. К этому периоду относится неск. памфлетов Г. К., в к-рых он обличал своих обидчиков - от провинциальных каноников до короля. Остаток жизни Г. К. провел в Линкольне, занимаясь в основном лит. трудами. Автор более 20 сочинений - политических хроник, биографий, житий, дорожных заметок, церковно-юридических памфлетов, посланий и лат. поэм, апологетических и полемических трактатов,- Г. К. отличался широкими интересами, уделял внимание праву, теологии, географии, естественной истории, грамматике, риторике, истории различных языков. В Линкольне Г. К. составил обширную автобиографию (сохр. только начальная часть), а также занимался переработкой и дополнением своих ранних сочинений. Одним из главных сочинений Г. К. является «Топография Ирландии» (Topographia Hiberniae), получившая известность и цитировавшаяся уже при жизни автора. 1-я редакция книги (всего их было 4) относится к нач. 1188 г. и была посвящена кор. Генриху II, в годы правления к-рого и началось завоевание Ирландии. Написанная Г. К. после 2 поездок по стране в 1183 и 1185 гг., «Топография Ирландии» представляет собой настоящую энциклопедию страны того времени, куда были помещены сведения о животных и птицах Ирландии, о чудесах океана и загадках природы, о древнейшей истории острова и нравах его жителей. На основе книжных знаний и собственных наблюдений Г. К. удалось создать синтетический жанр, объединивший элементы географического трактата, бестиария , исторического повествования, житийной лит-ры и придворного памфлета.

http://pravenc.ru/text/165029.html

В путевых кокизниках помимо показа структурно соответствующих строк (знаменной и путевой) имеется толкование путевой строки дробным столповым знаменем, что свидетельствует о начальной стадии осмысления путевой нотации и необходимости ее перевода. Такой показ материала удобен при изучении путевой нотации, т. к. фиксирует дробными столповыми знаменами певч. значения путевых знаков и попевок. При создании новых песнопений путевые кокизники могли быть использованы весьма ограниченно из-за небольшого количества показываемых в них строк и неравномерности наполнения гласов. Кокизники К. н. в сравнении с путевыми кокизниками представляются более систематичными и совершенными. Они организованы с учетом осмогласия, снабжены терминологией, содержат большее количество строк и отличаются более равномерным наполнением гласов. Отсутствие толкующей строки подчеркивает их назначение: они использовались в работе по созданию новых песнопений и предназначались распевщикам, к-рые изначально владели 2 нотациями. Время появления казанских кокизников (20-е гг. XVII в.) совпадает со временем появления первых партитурных записей строчного многоголосия, в основе к-рого лежал путевой распев. Период их бытования (до сер. XVII в.) соответствует времени становления и развития многоголосного репертуара; последний представлен со 2-й четв. XVII в. песнопениями из всех певч. книг, за исключением Ирмология. Отсутствие новых списков казанских кокизников после сер. XVII в. свидетельствует о том, что принципы распевания и изложения многоголосных песнопений уже были сформулированы и апробированы в созданных рукописях многоголосия. В дальнейшем наблюдались рост числа списков 2-строчных партитур, разработка принципов партитурной записи трех- и четырехголосия, результаты к-рой сказались в посл. четв. XVII в. На это время приходится вершина развития рус. безлинейного многоголосия, что проявляется в наибольшем количестве созданных певческих многоголосных книг (сохр. 44 экз.) и в преобладании 3-голосной партитурной записи. От 2-й и 3-й четв. XVII в. известно соответственно 13 и 14 рукописей многоголосия, в их число входят как 2-голосные партитурные записи, так и книги, фиксирующие только одну партию многоголосия.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Сильное влияние этеокиприотов прослеживается также в Лапете. В X в. до Р. Х. в Китии финикийцы основали торговую факторию и к сер. IX в. до Р. Х. постепенно приобрели политический контроль над городом. В центральной части острова известны 3 небольших царства: Тамас, Хитры (близ совр. Китреи) и Ледра (ныне Никосия), к-рая впервые упоминается в начале архаического периода (призма ассир. царя Асархаддона, 672 г. до Р. Х.), но, видимо, существовала уже в геометрический период. Святилище Афродиты в Ст. Пафосе Святилище Афродиты в Ст. Пафосе В архаическую эпоху (750-475 гг. до Р. Х.) К. поочередно подвергался завоеваниям ассирийцев, египтян и персов. В 709 г. до Р. Х. 7 кипрских царей были вынуждены признать верховное господство ассирийского царя Саргона II. Из надписей на призме царя Асархаддона известно, что в 673/672 г. до Р. Х. ему подчинялось 10 кипрских царств. Спорной является получившая широкое распространение гипотеза Э. Гьерстада ( Gjerstad E. The Swedish Cyprus Expedition. Stockholm, 1948. T. 4. Pt. 2. P. 450), что вскоре после смерти Асархаддона ассирийцы ограничились сбором дани с киприотов и номинальным подчинением кипрских царей (667 г. до Р. Х.). В то время как в архаический период в Греции складывалось полисное устройство, на К. продолжали существовать монархии. В этот период К. приобрел славу как остров мореплавателей; здесь был создан особый тип легких судов, называемых керкурами. В VIII в. до Р. Х. кипрский поэт Стасинос написал «Кипрские сказания» (сохр. фрагменты), к-рые представляли собой вступление к «Илиаде» Гомера и повествовали о том, как Афродита-Киприда была признана Парисом самой прекрасной из богинь, что стало причиной Троянской войны. В VII-VI вв. до Р. Х. появились большие глиняные статуи людей, достигавшие иногда натуральной величины. Множество таких скульптур было найдено в святилище в Айия-Ирини, возникшем в кон. XIII в. до Р. Х. и переживавшем расцвет в архаический период. С кон. VI в. до Р. Х. в кипрской скульптуре прослеживается влияние греч.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Во внешнем облике базилики для строителей был наиболее важен зап. фасад с 3 дверными проемами, ведущими в храм. Фасад фланкирован по сторонам 2 монументальными 3-этажными башнями, придающими ему внушительный вид, символически изображающий храм не как отдельную постройку, а как целый город. Между башнями по фасаду была перекинута большая полукруглая арка, на к-рую на верхнем этаже храма опиралась терраса (сохр. лишь нижние ряды каменной кладки арочных опор). Общий вид зап. фасада был подобен рим. триумфальной арке или отчасти напоминал персид. айван. Под козырьком арки находится главный вход в базилику, а также 2 боковых дверных проема, ведущие в башни. Главный портал также дополнен сверху небольшой аркой, к-рая служит распределению веса каменной кладки стены. Портал украшен весьма богатой орнаментальной резьбой, стиль к-рой в основном продолжает традиции рим. архитектурного декора предшествующих веков. Боковые фасады базилики имеют по 3 входных портала, столь же нарядно оформленные. Вдоль многочисленных окон по всем стенам протянута декоративная орнаментальная лента, подчеркивающая единство массивных фасадов и общего облика храма. В стенах боковых фасадов сохранились также следы покатых кровель различных пристроек, некогда примыкавших к главному зданию храма. Восточный фасад с апсидой подчеркнуто отличается от прочих. Его полукруглая апсида имеет 3 больших окна арочной формы и украшена 2-ярусной колоннадой, повторяющей ее форму. Колонны 1-го яруса увенчаны коринфскими капителями; 2-й ярус более мелких колонн почти полностью утрачен. Интерьер традиционно разделен на 3 нефа, но границы между ними оформлены не колоннадами, а 6 массивными столбами, которые поставлены в 2 ряда и поддерживают широкие аркады. Такой тип интерьера в христ. храмах - с использованием столбов вместо колонн - в Кальб-Лузе, видимо, встречается впервые. Новый вид конструкции заметно расширил возможности архитекторов по формированию пространства интерьера и уже к кон. V в. позволил им усложнять варианты верхних частей храма, обогатить их декоративными башнями и куполами. Однако в Кальб-Лузе конструкция храма еще выдержана в обычном стиле. Большие арки поддерживают клересторий, к-рый украшен 2 хорошо сохранившимися рядами окон арочной формы. Алтарная часть храма была поднята на 5 ступеней по сравнению с основным наосом. Полностью сохранилась апсида с полукупольной конхой. По бокам от нее находятся небольшие комнаты жертвенника и диаконника. Особенно роскошным орнаментом украшена алтарная арка. В ее замковой части располагался рельеф с погрудным изображением Христа и 2 летящих ангелов по бокам от Него. Рельеф был хорошо виден еще в сер. XX в. и зарисован Чаленко, но к наст. времени большей частью уничтожен.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Теменос был окружен стеной с чередующимися полуциркульными и прямоугольными экседрами. На окруженный портиками внутренний участок (86 ´ 56 м) входили с востока по лестнице, через тетрапилон. За большим внешним алтарем на подиуме (29×47 м) возвышался храм из эвбейского мрамора - периптер 8 на 12 колонн, с 2 рядами колонн в портике; между колоннами по боковым сторонам храма стояли парные статуи. При имп. Адриане был возведен и один из крупнейших амфитеатров Римской империи (165×140 м), сохранившийся лучше других в И. Он располагался за стеной города, от к-рой осталось неск. башен и главные ворота. Также за стеной располагались самые большие в И. термы (32 тыс. кв. м), занимавшие 4 квартала (инсулы). Плавательный бассейн (длина 21 м) с апсидой на зап. стороне и большим подземным залом был окружен квадратными кабинами и, возможно, сооружениями для гимнастических занятий. С юго-запада к термам примыкала водонапорная башня (Casmellum Aquae; I в. по Р. Х., использовалась до сер. IV в.), вода в нее подавалась по 2 водопроводам (подземному и акведуку) общей длиной 36 км. Еще одни термы эпохи имп. Траяна, также с апсидным плавательным бассейном, но меньшего размера, находились близ юж. стены. На склоне холма раскопаны остатки театра, типологически близкого к театру в Эмерите Августе, с большим бассейном и, согласно надписи, со святилищем богини Исиды. Изучен целый ряд городских домов. «Дом павлинов» (в триклинии сохр. мозаика с изображениями павлинов) на центральной улице имел сложную планировку; помимо мозаик в нем сохранился ларарий, божница домашних языческих божеств-ларов. В «Доме Гиласа» уцелели мозаики с геометрическими мотивами. Один из самых богатых домов - находившийся за городской стеной «Дом с экседрой», возможно коллегиум для юношей. Трехэтажный дом имел квадратный атрий с бассейном сложной формы; пол туалетной комнаты был покрыт черно-белой мозаикой с изображением пигмеев, сражающихся верхом на страусах; триклиний и парадные залы были вымощены разноцветным мрамором (opus sectile); в доме находились открытый (также плавательный) бассейн и комнаты с гипокаустом.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

17 дек. И. была коронована августой (описание этой церемонии сохр. в трактате имп. Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора» ( Const. Porphyr. De cerem. I 41)), а затем состоялось венчание. При единоличном правлении Льва IV (775-780) августа не играла существенной роли, и даже при короновании их сына Константина VI в 776 г. она оставалась на хорах храма Св. Софии и не выходила на амвон, что подчеркивало ее второстепенное положение. Именно поэтому Феофан начинает рассказ о регентстве И. такими словами: «В этом году благочестивейшая Ирина вместе со своим сыном Константином удивительным образом от Бога получает царство» ( Theoph. Chron. P. 454). По-видимому, приход И. к власти явился результатом компромисса между различными политическими силами, что и предопределило неустойчивость ее положения в дальнейшем. В истории Византии были прецеденты кратковременного жен. регентства (Прокопия в V в., Мартина в VII в.), но не единоличного правления женщины; т. о., И. стала 1-й женщиной в истории империи, правившей единолично от своего имени. Сразу же столкнувшись с заговором в пользу кесаря Никифора, брата Льва IV, И. проявила решительность и заставила постричься в монахи и принять священнический сан др. братьев Льва IV (Никифор был сослан в Херсонес). В начале своего правления И. удалось добиться соглашения с буд. франк. имп. Карлом Великим о помолвке его дочери Ротруды с Константином VI. Мотивом послужило, вероятно, наличие общего для 2 гос-в врага - лангобардов Юж. Италии. Византия сразу же извлекла из этого соглашения выгоду, поскольку в нач. 781 г. на визант. Сицилии вспыхнуло антиправительственное восстание Елпидия, предводители которого уже не могли рассчитывать на помощь франков и были, хотя и с трудом, разгромлены. Однако переброска визант. войск из М. Азии позволила арабам во главе с халифом Харуном ар-Рашидом дойти до Мраморного м., и мир был куплен лишь ценой ежегодной дани в 70 или в 90 тыс. номисм. Трехлетнюю передышку И. использовала для военных операций на Балканах, куда она направила своего фаворита евнуха Ставракия.

http://pravenc.ru/text/673923.html

Делали их и после утраты независимости, до XVIII в., их установкой отмечали победы, вклады в мон-ри, а также строительство мостов, границы земель, их воздвигали в честь исполнения молитвенных прошений (вотивы). Наиболее распространены надгробные хачкары, особенно в позднее время, некоторые кладбища содержат тысячи хачкаров (Норадуз у оз. Севан, Нов. Джульфа). Они могут служить закладными К., быть вставленными в стены храмов, как в Гегарде (1215). Мотивы декора - это Древо жизни, крылатый крест, Голгофа, на к-рую указывают стилизованные ступени. Известен также тип хачкара с изображением Распятия,- аменапркич (арм.- «Всеспаситель»; на территории Армении сохр. 4 хачкара такого типа XIII в.). К. мог также составлять элемент архитектурной декорации как в развитом средневековье, так и ближе к Новому времени, напр., на вост. стене базилики в мон-ре Кобайр, или на юж. стене ц. Успения Пресв. Богородицы в Ананури. Лит.: Спицын А. А. Заметка о каменных крестах, преимущественно новгородских//ЗОРСА. 1903. Т. 5. Вып. 1. С. 203-234; Шляпкин И. А. Древние русские кресты: Кресты новгородские до XV в., неподвижные и нецерковной службы//Там же. 1906. Т. 7. Вып. 2. С. 49-84. 9 табл.; Gu é non R. Le symbolisme de la croix. P., 1931, 1970 (рус. пер.: Генон Р. Символика креста. М., 2004); Braun J. Das christliche Altargerät in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932; M ü ller W. Kreis und Kreuz. В., 1938; idem. Die heilige Stadt: Roma quadrata, himmlisches Jerusalem und die Mythe vom Weltnabel. Stuttg., 1961; B á r á ny-Oberschall M., von. Byzantinische Pektoralkreuze aus ungarischen Funden//Wandlungen christlicher Kunst im Mittelalter. Baden-Baden, 1953. S. 207-251; Wessel K. Die Entstehung des Crucifixus//BZ. 1960. Bd. 53. S. 95-111; idem. Die Kreuzigung. Recklinghaunsen, 1966. (Iconographia Ecclesiae Orientalis); idem. Die byzantinische Emailkunst. Recklinghausen, 1967; Frolow A. La relique de la vraie Croix: Recherches sur le dévelopement d " un cult. P., 1961; Weitzmann K., Š ev enko I.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Комиссия добилась от власти приведения в порядок памятника Пушкину на Тверском бульваре, в дополнение на тумбы были повешены цепи; распоряжения о сохранении плиты на могиле Н. Н. Гончаровой, о реставрации комнаты Пушкина в усадьбе Ярополец. Комиссия выступила инициатором и организатором научных краеведческих исследований в Московской обл. Одной из интереснейших находок стала сохранившаяся в Воскресенском музее рукописная книга стихов Пушкина, датированная 1826 г. Характерной чертой пушкинианы 20-х гг. XX в. было стремление узнать как можно больше о живом, подлинном Пушкине, в т. ч. и о представлениях о нем в народе. Собиратель городского фольклора Е. З. Баранов сделал доклад в «Старой Москве» на тему «Московские легенды о Пушкине», впосл. вошедший в его кн. «Московские легенды» (М., 1928, 1993п), работа над к-рой во многом была инициирована Миллером. Краеведы широко использовали воспоминания очевидцев; были сделаны доклады на тему: «Рассказ местного священника о пребывании поэта в Каблукове», сообщение члена комиссии по рассказу его бабушки о свадьбе Пушкина (тексты не сохр.). «Старая Москва» занималась организацией выставок. На III Краеведческой конференции РСФСР (11-14 дек. 1927, Москва) состоялась подготовленная обществом выставка «Московский мусор» (демонстрировалось найденное во время земляных и строительных работ). Целью выставки было пробуждение интереса краеведов и соответствующих инстанций - научных, а особенно археологических орг-ций - к земляным работам в Москве, в процессе к-рых могли быть обнаружены ценные материалы по истории города, характеризующие его быт и деятельность. Экспонировались осколки печных изразцов (большая часть выставки), различная посуда XVII-XVIII вв., осколки игрушек, глиняные подсвечники и бусинки, крестики, монеты и др. Кроме того, были представлены отчеты об археологических наблюдениях за строительством водопроводов и других земельных работ, давших возможность изучить местонахождение, конструкцию, толщину стены Белого города, рва Белого города, конструкцию древних мостовых, Воскресенского моста через р. Неглинную и др. «Старая Москва» настаивала на необходимости установить научное наблюдение за раскопками в Москве, возлагая на себя обязанность сообщать учреждениям, назначенным для этого Главнаукой, о всех земляных работах, достойных внимания.

http://pravenc.ru/text/1841842.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010