к., основал в г. Котнари лат. коллегию, конфисковал в православных мон-рях золотую и серебряную церковную утварь, переплавил ее на монеты, чтобы расплачиваться с наемными солдатами. Деспот Водэ обратился к жителям страны с призывом начать борьбу за независимость, объединившись с Валахией, однако недовольные внутренней политикой Деспота бояре не поддержали его и, организовав заговор, убили ( Iorga. 1931. P. 209-210). Порта вновь возвела на престол Александру III Лэпушняну. Он попытался укрепить центральную власть, приняв жесткие меры по отношению к боярам. Перенес столицу М. к. из укрепленного г. Сучава в г. Яссы, лишенный укреплений. Господарь также принял меры по защите православной Церкви. В 1561 г. он вместе с митр. Молдавским Григорием II Нямецким и высшим духовенством встретил прибывшего в М. к. К-польского патриарха Иоасафа II , восстановив тем самым связи Молдавской Церкви с метрополией ( Pung . 1994. P. 187). По словам кард. Дж. Ф. Коммендоне, молдав. господарь сумел сохранить «конфессию христианской веры в той форме, в которой унаследовал от греков» (Cltori strini. 1970. Vol. 2. P. 382). Александру III Лэпушняну был ктитором мон-рей Слатина и Пынгэраци, оказывал материальную поддержку многим обителям внутри страны и за рубежом; был ктитором ц. Успения Пресв. Богородицы, принадлежавшей Львовскому Успенскому братству , с к-рым поддерживал постоянные церковные связи. Господарь также покровительствовал мон-рям Афона, где и поныне сохраняется память о нем, сербскому мон-рю Милешева и др. Его деятельность была описана Рэдэуцким еп. Евфимием ( Pung . 1988. P. 275-280). Еще в начале восстания Иоана Водэ Порта назначила на престол М. к. Петру VI Хромого (Шкьопула) (1574 - нояб. 1578, 1582-1591) - 1-го молдав. господаря, происходившего из правящей валашской династии Басарабов. С его назначением закончился переходный период от формального османского сюзеренитета к эффективному принудительному сюзеренитету. Порта все чаще стала назначать на трон господарей без их предварительного избрания боярами и высшим духовенством, с назначением господарей из рода Мушатов была прекращена династическая традиция страны.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Согласно археологическим исследованиям, во 2-й пол. XIV в. на территории кладбища на месте совр. ц. ап. Иоанна Богослова (1832) была возведена деревянная церковь, а в 1-й пол. XV в., при Александру I, построена каменная ц. вмч. Георгия, к-рая, по всей видимости, была разрушена в результате татар. нашествий и землетрясения 1471 г. ( Heitel. 1962. P. 327-342). Н. В. м. пользовался покровительством мн. молдав. правителей и бояр. 31 авг. 1429 г. Александру I пожертвовал Н. В. м. оз. Захорна на Днестре и пасеку со всеми их доходами (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 138. N 92), 23 дек. 1430 г. он и его супруга Марина подтвердили эти пожертвования, а также даровали обители 3 мельницы на Днестре ниже оз. Захорна (Ibid. Vol. 1. P. 147. N 100). Господарь Петру III Арон (1451-1457, с перерывами) освободил от дани и барщины жителей сел, принадлежавших Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 61. N 44), во избежание нарушений со стороны бояр уточнил границы владений Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 83. N 57), 20 дек. 1455 г. даровал мон-рю с. Балошешти с доходами (Ibid. Vol. 2. P. 78. N 51). Особое попечение Н. В. м. оказывал господарь св. Стефан III Великий (1457-1504): 13 февр. 1458 г. он даровал Н. В. м. мон-рь Хангу и несколько татарских семей (Ibid. Vol. 2. P. 99. N 67); 13 июля 1463 г. подтвердил право владения монастырем оз. Захорна (Ibid. Vol. 2. P. 117. N 117); 9 мая 1482 г. подарил села Дворинешти, Бузаци и Фынтынеле (Ibid. Vol. 2. P. 373. N 245); 17 марта 1500 г. даровал «болото Криваа и озеро на им под Добровка» (Ibid. Vol. 3. P. 454. N 254), 30 сент. 1503 г.- «едно село наших питомых, сел на имя Банчане, на Серет» (Ibid. Vol. 3. P. 520. N 293). На месте ц. вмч. Георгия св. Стефан III построил новую каменную церковь (1495-1497), ставшую кафоликоном Н. В. м. и освященную как Вознесенская в честь победы господаря в битве с польск. войсками 14 нояб. 1497 г. в Козьминском лесу. Также господарь неоднократно жертвовал Н. В. м. драгоценную утварь ( Ivan, Porcescu. 1981. Р. 42-78). В XVI-XVII вв. пожертвования мон-рю подтверждали и даровали земли и имущество молдав. господари Богдан III Кривой (1504-1517), Штефан (Штефэницэ) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527), Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546), Ильяш II Рареш (1546-1551), Петру VI Хромой (Шкьопул) (1574-1578, 1582-1591), Арон Тиран (1592-1595), Иеремия Мовилэ (1595-1600, 1600-1606), Раду I Михня (1616-1619, 1623-1626), Василе Лупу (1634-1653) (Ibid. P. 83-84). В 1540 г. господарь Александру Корня (1540-1541) построил в Н. В. м. трапезную и кухню; в 1551 г. Ильяш II воздвиг дом для настоятеля (в XVIII в. разрушен) (Ibid. P. 49).

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Крещение. Худож. П. Веронезе. Нач. 80-х гг. XVI в. (Галерея Палатина. Флоренция) Крещение. Худож. П. Веронезе. Нач. 80-х гг. XVI в. (Галерея Палатина. Флоренция) Среди наиболее знаменитых произведений В.- «Пиры», монументальные полотна (до 13 м в ширину) на сюжеты из Евангелия, напр. «Брак в Кане» для трапезной мон-ря Сан-Джорджо Маджоре (1562-1563, Лувр, Париж), «Пир в доме Григория Великого» (1572, мон-рь Монте-Берико близ Виченцы) и др., где множество фигур объединено атмосферой пышного празднества на фоне величественной классической архитектуры и светлого неба. «Тайная вечеря» для трапезной мон-ря Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1573, Галерея Академии) привлекла внимание инквизиции, подозревавшей, по мнению исследователей, ее заказчиков в сочувствии идеям Лютера. В живописи В. было найдено недостаточное уважение к священным текстам, в итоге картина была переименована в «Пир в доме Левия». Подобно Тициану, В. создавал алтарные картины по частным заказам, где были соединены библейские персонажи и портреты реальных лиц, напр. «Мадонна с семьей Куччина» (1571, Картинная галерея, Дрезден). В. принимал участие в декорации залов Дворца дожей, пострадавших после пожара 1574 г., его композиции были призваны увековечить доброе правление республики («Триумф Венеции», плафон зала Большого совета, 1575-1577, возобновлен в 1582), аллегорический характер происходящего подчеркивают архитектура и резкое перспективное построение, сочетание яркого света и богатого колорита. В работах В. 80-х гг. исчезла архитектура, создававшая сложное организованное пространство, в перспективном построении стала преобладать диагональ, усилилось значение пейзажа и господство темного фона, смягчились цветовые соотношения. В. много писал по заказам религ. орденов, среди наиболее частых сюжетов того времени - Страсти Христовы («Оплакивание Христа», ок. 1582, ГЭ), эпизоды из житий святых («Исцеление мальчика св. Пантелеимоном» (1587, ц. Сан-Панталеоне, Венеция). внимание в этих картинах сосредоточено на монументальных фигурах и переднем плане.

http://pravenc.ru/text/150439.html

Царь принужден был выслать против них воевод с большим числом ратных людей; козаков казнили и ловили, другие разбежались, как волки, по выражению летописца, и одна толпа их отправилась вверх по Волге, где получила приглашение от Строгановых вступить к ним в службу и согласилась с радостию. Это предложение пришло не ранее весны 1579 года, хотя, собственно, можно было ожидать, что Строгановы станут прибирать охочих козаков гораздо ранее, именно с 1574 года, когда они получили царскую грамоту, дававшую им право распространять свои промыслы и по ту сторону Уральских гор. Но эта медленность объясняется легко событиями в роде Строгановых. Яков и Григорий Аникиевы умерли; остался третий брат, Семен, с двумя племянниками, Максимом, сыном Якова, и Никитою, сыном Григория, причем, как видно, Никита не жил в большом согласии с дядею Семеном и двоюродным братом Максимом. Козаки явились к Строгановым в числе 540 человек под главным начальством атамана Ермака Тимофеева; другие атаманы были: Иван Кольцо (который, по словам царской грамоты к ногаям, был присужден к смертной казни), Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк. Они пришли в Чусовские городки в конце июня 1579 года и оставались здесь до сентября 1581 года. В это время, по словам летописца, они помогали Строгановым защищать их городки от нападения дикарей: в июле 1581 года 680 вогуличей под начальством мурзы Бегбелия Агтакова напали нечаянно на строгановские владения и начали жечь деревни, забирая в плен людей, но ратные люди из городков с успехом напали на них и взяли в плен самого мурзу Бегбелия. Из слов же царской грамоты 1582 года оказывается, что Строгановы не довольствовались только обороною своих городков, но посылали отряды воевать вогуличей, вотяков и пелымцев. После поражения Бегбелия Строгановы решились отпустить козаков, Ермака с товарищами, за Уральские горы для достижения той цели, с какою отцы их испросили царскую грамоту в 1574 году. По словам летописи, 1 сентября 1581 года Строгановы, Семен, Максим и Никита, отпустили на сибирского салтана козаков, Ермака Тимофеева с товарищами, придавши к ним ратных людей из городков своих – литовцев, немцев (пленных), татар и русских, всего 300 человек, а в целом отряде с козаками было 840 человек; Строгановы дали им жалованье, снабдили съестными запасами одеждою, оружием, пушечками и пищалями, дали проводников знающих сибирский путь, и толмачей, знающих бусурманский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1574 г июня 5–10 января 1575 г. (отпущен) – Гонец Григорий Вестфаль с грамотой императора, содержащей жалобу на неприличное поведение и пьянство в Праге гонца Скобельцына. – 24 декабря принят царем в Александровской слободе. 1574 г. ноября 2–15 июля 1575 г . (отпущен). Гонец Иван Глазау (Глазов) с (подложной) грамотой императора о дозволении продать в России товары и купить российских. – (Не гонец, а простой купец). 1 июля приехал в Старицу; 7-го принят. 1575 г. Гонец Эрнст Эрц с грамотой Императора Рудольфа. 1575 г. сентября 26–29 января 1576 г. (отпущен из Можайска). – Послы императора Максимилиана II и эрцгерцога Карла Ян (Ганс) Кобенцель (Кобендзле, фон Проссег), Даниель принц фон Бухау – для переговоров об избрании Польским королем сына императора Эрнеста. – 16 декабря вели переговоры с боярами в Дорогобуже. – Приняты 24 января в Можайске. С послами дворяне: Криштоф Гербертейн, Ян…, Вольф Стубенбергат, Олбрах…, Панкрат Схротинбах, Михель Волиокген. Франц Гелман. Якуб Рендинген, Ян Бабтыста Северлиюс. Гендрих Гейгель, Юрий Утман, Адам Тым; толмачи: Счастный и Кирилка. 1576 г. апреля 8. Грамота от этого числа императора Максимилиана о польских делах прислана чрез полоцких воевод. Ответная грамота отправлена 11 июля. 1576 г. августа 12–27 ноября. – Любской немчин Данило Келлер с грамотой императора Максимилиана II просительной – удержать военные нападения на Ливонскую землю до прибытия в Россию большого цесарского посольства, вскоре имеющего приехать для установления дел. – Прибыл в ноябре в Ругодив (Нарву), откуда грамота воеводами была переслана в Москву. Ответная грамота от 27 ноября послана в Ругодив для передачи Келлеру. 1581 г. февраля 8. Грамота импер. Рудольфа от этого числа из Праги, в коей просит об освобождении из под ареста иностр. купцов, взятых по оговору любского купца Иогана Каппеля, который хотел провести в Нарву медь в противность государственным определениям (Бантыш-Каменский). 1581 г. августа 20 подал папский посол Антоний Поссевин рекомендательные грамоты от императора Рудольфа от 19 мая, Эрнеста, «князя Аустрийского», от 7 мая и Карла, «эрцыкнязя Аустрейского» от 30 апреля. – Отпущен 15 марта 1582 г. в Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Цезарь Бароний. Гравюра. XVII в. [лат. Baronius, итал. Baronio] Цезарь (31.10.1538, Сора, совр. обл. Лацио, Италия - 3.06.1607, Рим), мон.-ораторианин, кард., историк Церкви. Происходил из знатной семьи. Получил начальное образование в Вероли, изучал богословие и философию в Неаполе, право в Риме. Против воли отца вступил в 19 лет в духовную конгрегацию ораториан , основанную в 1558 г. католич. св. Филиппом Нери , преемником к-рого впосл. он стал (1595). В 1564 г. Б. был рукоположен во пресвитера. С 1594 г. духовник папы Климента VIII , с 1596 г. кардинал, в 1597 г. стал библиотекарем-префектом Ватиканской б-ки . В 1605 г. рассматривался как один из претендентов на папский престол после смерти Климента VIII и чуть позднее Льва XI . Б. известен прежде всего своей издательской деятельностью. В 1580 г. им было издано Житие св. Амвросия Медиоланского. Участвовал в подготовке реформы календаря, проведенной Григорием XIII (1582), в 1582-1586 гг. Б. работал над изданием Римского мартиролога. Из-за ошибок как составителя, так и работников типографии только 3-е издание мартиролога (янв. 1584) получило папское одобрение. Наибольшей популярностью пользовалось пересмотренное и дополненное издание 1586 г. (Martyrologium cum notationibus Baronii ex typografia Dominici Basae. R., 1586), к-рое впосл. неоднократно дорабатывалось. В 1559-1574 гг. протестант. богословами были изданы «Магдебургские центурии» , церковно-историческая компиляция, написанная с позиций сторонников Реформации , где каждый из 13 томов был посвящен одному веку. Б. была поручена подготовка исследования, к-рое с позиций католич. Церкви должно было противостоять «Центуриям». Работа над 12-томными «Церковными анналами» (Annales ecclesiastici a Christo nato. R., 1588-1607), где повествование велось по годам от Р. Х., заняла у Б. ок. 30 лет. Имея возможность работать в архивах и в Ватиканской б-ке, он привлек большое количество документов по истории Зап. и Вост. Церквей, как опубликованных, так и рукописных, включая ранее неизвестные. В своем сочинении Б. попытался критически представить материалы источников. Кроме того, им впервые были использованы археологические данные, в частности результаты раскопок рим. катакомб, предпринятых в 1578 г. В 12-м томе, появившемся в год его смерти, Б. удалось довести изложение событий до 1198 г. Несмотря на то что уже современниками в «Церковных анналах» было замечено много неточностей (гл. обр. в переводах греч. источников), труд Б. получил высокую оценку и католиков, и протестантов. Обе конфессии почитают Б. как «отца церковной истории».

http://pravenc.ru/text/77578.html

После смерти Беаты Ровно всё более и более приходило в упадок. В год её смерти (1569 г.) – его опустошили татары. Затем Ласский и Лукаш с Гурки – воевода Левчицкий – нападали друг на друга и разоряли имения, взятые ими от своих жён – Беаты и Гальшки. Ласский записал Ровно и другие имения, доставшиеся ему от Беаты, королю Сигизмунду II Августу для того, чтобы эти имения не перешли к князьям Острожским. Но преемник Сигизмунда II король Генрих Валуа (1574–1575 г.) уничтожил эту запись и решением своим признал все те имения собственностью Острожских, – но с тем, чтобы они уплатили Ласскому 33,082 злотых, записанных ему Беатой, а также 15,000 злотых в качестве долга, следовавшего будто бы от неё Ласскому. Ласский согласился на всё это и даже выдал расписку в получении этих денег, причём обязался передать князю Константину Конст. Острожскому и его племяннице Гальшке все имения, коими он владел до настоящего времени. Согласно этому обязательству князь Острожский и Гальшка были введены в 1574 году 3 августа во владение замками – Ровенским, Острожским, селом Сатиевом, половиною Степаня, Головином и Жорновом. Но Ласский не исполнил своего обязательства и фактически продолжал владеть Ровном и имениями, к нему относящимися. Лишь после смерти его эти имения фактически возвратились к князьям Острожским. Муж Гальшки Лукаш с Гурки уже не жил, и сама Гальшка доживала последние дни в г. Остроге, где и скончалась в 1582 году. В это время князь Константин Конст. Острожский жил в своём Остроге и владел всеми обширными Ровенскими имениями. Ещё при жизни его, в 1603 г., эти имения были разделены между его двумя сыновьями – Янушом, каштеляном Круковским, и Александром, воеводою Волынским, причём Ровно с замком и всеми относящимися к нему сёлами досталось Александру, а Януш получил Острог, Степань, Староконстантинов и остальные мнения отца. К Ровну тогда принадлежали: фольварк с замком, фольварк Злотыев и село, фольварк Карпевичи и село, Суховоля (иначе – Тютковцы), Дворец, Ставки, Студзень, Бегец, (ныне дер. Бегна), Савица, Хоцив, Ходозы, Ржешуцко, Вологи, Коптывичи, Святе, Солонско, Глазов, Ремле, Забороль, Жытын-Малый, Бармаки, Колоденка, Корнин, Квасилов, Кошатов-Большой и Малый, Ильпин, Богдашов, Басов-Кут, Арештов, село Обаров, село Трудек, Козлин город, село Козлин-Старый, село Вулька-Готынская и село Трушенец. Имения эти составляли Ровенский ключ. Но князь Александр, по этому разделу, получил ещё Дорогобуж с 19 сёлами, половину замка Острога с 58 сёлами, город Сураж с 69 сёлами, замок Звягель с городом и 40 сёлами, Берездов с 19 сёлами, Полипное – замок с городом и 45 сёлами, город Острополь с 21 селом. Всё это составляло только половину имений князя Константина Конст. Острожского, воеводы Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Г. более чем кто-либо из его предшественников старался превратить Рим в центр католич. церковного образования - при Римской коллегии (см. ст. Григорианский университет ) были основаны Германская коллегия (булла «Postquam Deo placuit», 1574), Греческая коллегия св. Афанасия (булла «In apostolicae Sedis», 1577), Коллегия англов св. Фомы (булла «Quoniam divinae», 1579) и Маронитская коллегия (булла «Humana sic ferunt», 1584), целью к-рых была подготовка и священников вост. обряда. Римская коллегия получила новое здание и ежегодную денежную дотацию. В 1575 г. в Риме широко праздновался юбилейный год ( «annus sanctus» ), в город прибыло ок. 400 тыс. паломников. К этому событию в Риме были проведены работы по реконструкции дорог, разбиты фонтаны, в т. ч. 2 на пл. Навона, начато строительство Квиринальского дворца. Г. скончался в Риме и похоронен в базилике св. Петра. Ист.: Magnum bullarium romanum/Ed. L. Cherubini et. al. Luxemburgi, 1742. Vol. 2. P. 387-526; Levi della Vida G. Documenti intorno alle relazioni delle Chiese otientali con la S. Sede durante il pontificato di Gregorio XIII. Vat., 1948. Лит.: Karttunen L. Grégoire XIII comme politicien et souverain. Helsinki, 1911; Schelnass K. Wissenschaftiche Forschungen unter Gregor XIII. für die Neuausgabe des Gratianischen Dekrets//Papsttum und Kaisertum: Forschungen z. politischen Geschichte und Geisteskultur des Mittelalters: FS P. Kehr/Hrsg. A. Brackmann. Münch., 1926. S. 674-690; Pastor L. Grégoire XIII: Trad. de l " allemand. P., 1938. 2 vol. (Histoire des Papes depuis la fin du Moyen Âge; 19-20); Pecchiai P. La nascità di Giacomo Boncompagni//Archivi: Archivi d " Italia e rassegna internazionale degli archivi. R., 1954. Ser. 2. Vol. 21. P. 9-47; Catalano G. Controversie giurisdizionali tra Chiesa e Stato nell " età di Gregorio XIII et di Filippo II. Palermo, 1955. (Atti dell " Accademia di Scenze, Lettere ed Arti di Palermo. Ser. 4. Vol. 15. Pt. 2. Fasc. 1); Lukács L. Die nordlichen päpstlichen Seminarien und P. Possevino (1577-1587)//Archivium Historicum Societatis Iesu. 1955. Vol. 24. P. 33-94; Polèin St. Une tentative d " Union au XVIe siècle: La mission religieuse du Père Antoine Possevin, S. J. en Moscovie (1581-1582). R., 1957. (OCA; 150); Prodi P. S. Carlo Borromeo et la trattative tra Gregorio XIII et Filippo II sulla giurisdizione ecclesiastica//Rivista di storia d. Chiesa in Italia. R., 1957. Vol. 11. P. 195-240; Cloulas I. Grégoire XIII et l " aliénation des biens du clergé de France en 1574-1575//Mélanges de l " École Française de Rome. R., 1959. Vol. 71. P. 381-404; De " Reguardati F. -M. Il fenomeno del banditismo sotto Gregorio XIII (1572-1585) et Sisto V (1585-1590): Suoi riflessi sulla nobilità//Rivista Araldica. R., 1987. Vol. 85. P. 198-207; Jacks P. A Sacred Meta for Pilgrims in the Holy Year 1575//Architectura. Münch., 1989. Vol. 19. P. 137-165.

http://pravenc.ru/text/166771.html

Именовалась: Ростовская и Суздальская; с 1149 г. – Ростовская, Суздальская, Владимирская и Муромская; с 1164 (по др., 1172) г. – Ростовская и Муромская; с 1198 г. – Ростовская, Суздальская и Владимирская; с 1213 (1214) г. – Ростовская, Переславская и Ярославская (выделена Суздальская кафедра); с 1226 г. – Ростовская и Ярославская; с 1389 (1390) г. – Ростовская, Ярославская и Белозерская (По Н.Д. Иерархия... С. 340, «...некоторые из Ростовских иерархов в XIV и XV веке именовались «и Угличскими», другие же «и Моложскими»); с 26.01.1589 – Ростовская и Ярославская; с 16.10.1799 – Ярославская и Ростовская. Викарные кафедры: Угличская, Рыбинская, Викариатство Ярославской епархии, Ростовская, Любимская, Тутаевская, Переславль-Залесская. 991 (?!) 993(?) 08.06.1023 Св. Феодор Грек, паки (1010–1014) 29.11.1054 1070(1073;1077?) 15.05.1089 08.05.1090? 04.11.1119 06.12.1119 21.09.1130 09.05.1131 01.10.1146 20.07.1149 Леонтий III, паки Леонтий III, 3-й раз Нестор, паки 16.07.1170 08.05.1172 11.03.1185 10.11.1189 23.01.1190 1213(1214) 20.06.1214 10.11.1214 10.11.1214 16.06.1216 10.11.1216 16.09.1229 1229(1230) 06.04.1231 06.04.1231 Св. Кирилл II 19.09.1262 в/у Св. Игнатий 19.09.1262 28.05.1288 1288(1289) 07.09.1328 12.04.1356 20.12.1379 06.01.1382 07.11.1385 1389/1390 28.11.1394 17.12.1394 Арсений II 14.03.1396 03.05.1416 12.07.1418 18.10.1426 13.04.1427 29.03.1454 09.05.1461 13.05.1462 06.08.1467 13.12.1468 23.03.1481 22.07.1481 15.01.1489 15.01.1490 15.01.1503 15.01.1506 28.08.1515 17.01.1520 12.05.1525 11.03.1526 03.09.1537 02.03.1539 19.05.1542 25.02.1543 17.03.1549 25.09.1566 19.01.1567 07.03.1574 Корнилий 10.05.1574 17.08.1576 10.07.1578 06.12.1582 25.03.1583 07.11.1585 09.01.1586 11.12.1586 05.06.1587 25.03.1603 18.03.1605 04.1606 30.06.1606 22.06.1619 06.1611 07.05.1616 22.07.1619 06.02.1620 10.07.1620 09.07.1652 22.08.1652 05.07.1691 05.07.1691 10.11.1701 Иоасаф II Лазаревич 04.01.1702 28.10.1709 24.06.1711 27.02.1718 13.07.1718 03.10.1730 13.04.1731 25.12.1741 13.05.1742 14.04.1763

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казалось бы, есть чем хвалиться и чему ликовать, даже если бы предположение и было верно! И однако и хвалились, и ликовали! Даже такой серьезный философ, кик Гартман, заявлял, что «у нас, сынов нового времени, нет выбора отклонять ли или принимать (дарвиново) учение о происхождении видов: мы должны его принять, потому что мы уже не в состоянии держаться за чудо творения в его грубой форме 1573 . А более легкомысленные восклицали: «некуда укрыться от факта, что дарвинизм вполне, взорвал на воздух христианскую веру... и не оставил даже тени надежды на будущую жизнь» 1574 . —347— Под влиянием такого настроения в среде «свободомыслящих», раздался и в перепуганных церковных кругах тревожный клик: «дарвинизм есть, отрицание христианства», пожалуй, «каждого положения христианской веры!» 1575 . Даже таким осторожным и несклонным к неверию умам, как Ромэнс, казалось, что «христианство, в смысле рациональной системы, не выдержит удара, нанесенного ему дарвинизмом, одновременно с развитием отрицательно-критической школы богословия» 1576 . Другой, также очень осмотрительный мыслитель, высоко ценимый Дарвином 1577 , американец Фиске назвал новую теорию эволюции величайшею из революций в истории человеческого миропонимания, полным переворотом в концепции вселенной, превращенной отныне из сотворенной в растущую и саморазвивающуюся». Этим, будто бы, вырвана была последняя пядь земли из под ног богословов, отстаивавших идею создания мира сверхестественным процессом, руками Творца» 1578 . Вместе с тем была, утверждали дальше, «во мгновение ока опрокинута и вся старинная телеология» 1579 , а с нею, как казалось материалистам, «и самое употребительное, сильнейшее, популярнейшее и якобы неопровержимое доказательство бытия Бога» 1580 . «Дарвин, этот Коперник и Ньютон органической природы», восклицает Геккель 1581 «единым махом убил наповал антропоцентризм мира и антропоморфизм Бога, очеловечение вселен- —348— ной и вочеловечение Бога» 1582 и «дал нам ключ к вопросу всех вопросов, к великой загадке положения человека в природе и его происхождения» 1583 . «Магическое слово «развитие» разрушило мистическую проблему творения» 1584 . «Из всех вопросов нашего века (добавляет Сэвэдж) не было, по насущной, практической, неотложной важности, ни одного, способного приблизиться к вопросу, возбужденному Спенсером, Дарвином и Геккелем. Если эволюция – истина, что же остается от религии?» 1585 . И представители неверия дружным хором отовсюду отвечали: «ничего!». В настоящее время, как известно, положение дел резко изменилось 1586 : в 70-х годах прошлого века дарвинизм победоносно облетел все культурные страны; о каких-либо ограничениях его не хотели слышать 1587 : в 80-х го-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010