Образование в Вост. Европе такого крупного политического образования, как Л. в. к., привлекло внимание папской курии. 3 февр. 1317 г. папа Римский Иоанн XXII обратился к Гедимину с предложением принять христианство. В 1323 г. Гедимин сообщил папе, что в Вильно находятся мон-ри доминиканцев и францисканцев, к-рые свободно исповедуют свою веру. Затем последовала серия посланий, в к-рых Гедимин приглашал поселиться в Л. в. к. крестьян, ремесленников, купцов, служилых людей и духовных лиц, обещая им разные льготы и выгоды. 2 окт. 1323 г. в Вильно был заключен договор с архиепископом Риги, ее горожанами и др. союзниками в Ливонии, а также с орденом об установлении мирных отношений и развитии торговли. В авг. 1324 г. договор был утвержден папой Римским. Осенью 1324 г. в Ригу прибыли папские легаты, чтобы крестить «короля литвинов и рутенов», но решение о крещении не было принято. Гедимин был вынужден считаться с мнением язычников-жямайтов и «русских» подданных, число к-рых за время его правления заметно увеличилось. Литовский вел. кн. Гедимин и его сыновья. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 703 об.) Литовский вел. кн. Гедимин и его сыновья. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 703 об.) Важной частью политики Гедимина стали попытки создать для его «русских» подданных особую правосл. Литовскую митрополию . Она была учреждена ок. 1316-1317 гг. Ее центром стал Новгородок. Возможно, в ее состав кроме подчиненных митрополиту земель Чёрной Руси входила Полоцкая епархия. Киевскому митр. Феогносту удалось добиться закрытия этой митрополии, вероятно, после смерти Литовского митр. Феофила (ок. 1330). Ко времени Гедимина относятся сведения о принятии Православия его сыновьями, правившими на рус. землях. Так, крестился с именем Глеб его сын Наримант, сидевший в Пинске, и Кориат (Михаил), сидевший в Новгородке. Сохранилась запись в Евангелии, принадлежавшем Лавришевскому мон-рю, что «повелением» Кориата (Михаила) была построена ц. св. Николы и наделена землей. Христианином был и младший сын Гедимина - Любарт (Димитрий), женившийся на дочери одного из волынских князей и поселившийся на Волыни. Он делал щедрые пожалования Луцкой епископской кафедре. Известны и нетитулованные представители знати, бывшие православными. Примером может служить наместник Гродно Давид.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

28.       Дионисий , архиеп. Суздальский, хирот. 1384; † 15 окт. 1385, в Киеве. 29.       Фотий , Грек, прибыл в 1409–1410; † 8 июля 1431. Святой. 30.       Григорий Цамблак ( Семивлах, Самвлах ), митр. Волыно-Литовский, хирот. 15 нояб. 1415; † 1419. 31.       Герасим хирот. 1433, из еписк. Смоленских; сожжён 1435. 32.       Исидор , Болгар 3 , прибыл в апр. 1437; бежал из Руси 1441 4 ; † 1463, в Риме 5 . 33.       Григорий , Болгар, с 1458; † 1472. 34.       Мисаил , еписк. Смоленский, с 1474; † 1477. 35.       Спиридон хирот. 1476 «, но отлучён 6 ; † 1503, в Ферапонтове мнтре. 36.       Симеон , с 1477; † 1488. 37.       Иона Глезна (хирот. 1482?), 1492. 38.       Макарий Чорт хирот. 1495, из архим. Виленских (Троицких?); убит 1 мая 1497. 39.       Иосиф Салтан , еписк. Смоленский, с 30 мая 1498; хирот. 1 мая 1500 7 ; † 1519. (Упом, в мае 1518). 40.       Иона хирот. 1520, из архим. Виленско-Вознесенского монастыря; † 1526. (Упом. в февр.). 41.       Иосиф в 1526 перев. из еписк. Полоцких (А. З. Р., III, прим. 2-е); † 1535. 42.       Макарий хирот. 1535 (А.3.Р., II, 185, 193, 197, 201 прим. 117-е); † 1555 (Упом. в окт.). 43.       Сильвестр Белкевич хирот. 1556, из архим. Троицкого Виленского монастыря; † 1568. 44.       Иона Протасович, еписк. Туровский, хирот. 1568 (упом. 25 июня); † 1577 (Отказался в сент. 1576 (А. 3. Р., III, 71). 45.       Илия Куча хирот. 23 сент. 1576. (Тоже, 71, 80); † 1579. 46.       Онисифор Девочка наречён 1579; хирот. 27 февр. 1583 (А. 3. Р., III, прим. 66-е); отлучён в 1588. 47.       Михаил Рагоза хирот., из архим. Троицкого Слуцкого монастыря, 27 июля 1589; † в сент. 1599. 48.       Ипатий Поцей , еписк. Владимиро-Волынский, утверждён 22 сент. 1599; † 8 июля 1613. Он был униат. 49.       Иов Борецкий хирот. 9 окт. 1622 (sic.), из игум. Златоверхо-Михайловского монастыря; † 2 мар. 1631. 8 50.       Исаия Копинский , архиеп. Смоленский в 1631–33; 9 сменён и † в 1634. 51.       Пётр Могила , воеводич Молдавский, хирот. 8 апр. 1633, 10 из архим. Киево-Печерских; † 31 дек. 1646.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершается текст 1567 г. Первую публикацию во 2-й пол. XVIII в. осуществил М. М. Щербатов, обнаруживший Царственную книгу (ГИМ. Син. 149). Долгое время создание ЛЛС относили к XVII в. Но водяные знаки бумаги свидетельствуют о том, что памятник был создан в 70-х гг. XVI в., т. е. в годы правления Иоанна IV (Н. П. Лихачёв). Высказывалось мнение, что ЛЛС составляли с 1568 и до сер. 1576 г. в царской книгописной мастерской в Александровой слободе (Клосс) или же что в дек. 1576 г. была завершена только хронографическая часть памятника и активно шла работа над летописной (А. А. Амосов); существует гипотеза, что в его создании принимали участие книжники из митрополичьего или чудовского скриптория, ранее составившие Степенную книгу (Усачёв). Выявлены неск. рукописей, к-рые были непосредственными источниками памятника: «История Иудейской войны» Иосифа Флавия (В. Ф. Покровская), Обол., список Еллинского летописца 2-го вида (Клосс), Томский список Степенной книги царского родословия (Сиренов). Переписчики ЛЛС соединяли фрагменты, заимствованные из источников, практически не изменяя их текст (в этом ЛЛС сходен со Св.1560). По поводу авторства приписок к тексту ЛЛС за период царствования Иоанна IV возникла дискуссия. Согласно одной т. зр., они были сделаны непосредственно царем (Д. Н. Альшиц). По другому мнению, приписки были сделаны лицом из окружения Иоанна IV (Шмидт). Существует также гипотеза, согласно которой приписки к Царственной книге сделал дьяк И. М. Висковатый между 1568 и 1570 гг. (Н. Е. Андреев). Одни исследователи считали содержание приписок тенденциозным (Альшиц, Шмидт), другие - достоверным (Андреев). В 3-й четв. XVI в. составлена общерусская Холмогорская летопись (Холм.), доведенная до 1558 г. («Книга Летописец Киевский и Володимерский и Московский и всех руских князей»), впервые исследованная (в одном списке) Лурье. Более ранний список, кон. XVI в., обнаружен А. В. Лаврентьевым. В начальной части Холм. сходна с Типографской летописью; с сер. XII до кон. XIV в.- со Львов.; с кон.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Ко времени Стоглавого Собора 1551 г. постриженики Волоколамской обители занимали 5 из 10 рус. архиерейских кафедр (Новгородский архиеп. Феодосий, епископы Савва Крутицкий, Гурий Смоленский, Трифон Суздальский, Акакий Тверской). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 г.; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 г. царь Иоанн IV посетил Пешношский мон-рь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, «там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря» ( Зимин. 1977. С. 307). 3 (или 7) февр. 1555 г. архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова мон-ря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова мон-ря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин ; 1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В период архиепископства Иеремии произошло обретение Казанской иконы Божией Матери . В 1563 г. на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин). Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась И., была Крутицкая (Сарская и Подонская); Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного; 1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын), в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион. Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп.

http://pravenc.ru/text/673717.html

Собор епископов Литовской митрополии низложил митр. Фотия и избрал митрополитом Григория Цамблака. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 2-й том (БАН. 31.7.30–2. Л. 832) Собор епископов Литовской митрополии низложил митр. Фотия и избрал митрополитом Григория Цамблака. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 2-й том (БАН. 31.7.30–2. Л. 832) В 1417 г. на территории еще языческой Жямайтии было образовано католическое еп-ство с резиденцией в Медниках. Епископ и каноники были обеспечены ежегодными денежными и продуктовыми субсидиями. На Констанцский Собор была направлена делегация крещеных жямайтов, к-рая должна была продемонстрировать успехи христ. миссии на языческой земле. Вспыхнувшее позднее восстание жямайтов-язычников было подавлено. В 1421 г. еп-ство было щедро наделено земельными владениями и угодьями. После смерти Цамблака зимой 1419/20 г. произошло восстановление общерус. митрополии во главе с Фотием. В июне 1420 г. состоялась встреча Фотия с Витовтом в Новгородке. После этого Фотий совершил неск. поездок в литов. часть митрополии, уделяя положению дел там серьезное внимание. Сохранились его послания, адресованные монахам Киево-Печерского мон-ря. Во 2-й пол. 20-х гг. XV в. Витовт был самым могущественным правителем на территории Вост. Европы. Книжники из его окружения писали о нем как о правителе, власть которого распространяется на весь «русский язык», и др. правители на «русских» землях подчиняются его власти. Были осуществлены серьезные шаги для претворения этой программы в жизнь. В 1426 и 1428 гг. были предприняты походы литов. войска на Новгород и Псков, к-рые были вынуждены выплатить крупные суммы и принять литов. наместников. Молодой вел. кн. Московский Василий II Васильевич , внук Витовта, чье положение на троне было непрочным, не решился выступить в их защиту. Признали себя вассалами Витовта тверской и рязанские князья, некогда перешедшие на московскую сторону члены черниговского княжеского рода, владельцы княжеств на верхней Оке.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

В Москве П. Т. М. вместе с Иваном Фёдоровым выпустил 3 издания: 1-ю точно датированную рус. печатную книгу - Апостол 1564 г. (19 апр. 1563 - 1 марта 1564), а также 2 Часовника 1565 г. (7 авг.- 29 сент. и 2 сент.- 29 окт.). В послесловиях этих изданий имя П. Т. М. упоминается всегда на 2-м месте - после имени Ивана Фёдорова. В «Сказаниях…» (30-40-е гг. XVII в.) указывается, что оба печатника были искусные мастера: «...и обретеся некто смыслен и хитр к таковому орудию, Николы Чудотворца Госту некого… диякон был званием Иван Федоров сын, да другой клеврет его Петр Тимофеев сын Мстиславец, искусни бяху и смыслени к таковому хитрому делу». Слово «клеврет» имело в церковнослав. языке XVI-XVII вв. значения «товарищ», «сотрудник», «соработник». Ряд исследователей допускают участие П. Т. М. в написании предисловий к Апостолу 1564 г. (Л. 260-261) и Часовникам 29 сент. 1565 г. (Л. 171-173) и 29 окт. 1565 г. (Л. 170-172). Инициал «Б» в Псалтири печати Петра Тимофеева Мстиславца. Вильно, 1576 г. Инициал «Б» в Псалтири печати Петра Тимофеева Мстиславца. Вильно, 1576 г. Между 29 окт. 1565 г. и 8 июля 1568 г. рус. первопечатники по неизвестным причинам покинули Москву. В историографии предпринимались попытки уточнить время их приезда в ВКЛ. Рассказ о приеме московских печатников кор. Сигизмундом II Августом в послесловии изданного Иваном Фёдоровым во Львове Апостола 1574 г. позволил выдвинуть версию о том, что их встреча с королем состоялась на Виленском сейме, проходившем с 18 нояб. 1565 по 11 марта 1566 г. ( Голенченко. 1965). На основе данных книги королевских счетов за 1566 г., в к-рой в числе получивших вспомоществование назван Иван Фёдоров, приезд типографов в Люблин был отнесен к осени указанного года ( Немировский Е. Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979. С. 71). А. С. Усачёв обосновал версию о том, что печатники выехали из Москвы ранее 16 мая 1566 г. (не позднее этой даты митр. Московский и всея Руси Афанасий благословил создание в Москве новой «штанбы»), и, возможно вскоре после 29 окт. 1565 г. ( Усачёв А. С. Митрополит Афанасий и Псалтирь 1568 г.//Вестн. архивиста. 2013. 3. С. 28-29. Примеч. 16).

http://pravenc.ru/text/2580426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам. Биографических сведений об Н. не сохранилось. Впервые он упоминается в послесловии (колофоне) Псалтири (8 марта 1567 - 20 дек. 1568) - 1-й книги, изданной в Москве без участия первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца . Послесловие завершается сообщением о печатниках: «тщанием же и труды Никифора Тарасиева да Невежи Тимофеева». Невежу Тимофеева в историографии XIX в. стали отождествлять с Н., его имя впервые появилось в Псалтири (2 июня 1576 - 31 янв. 1577). Эта т. зр. была высказана И. М. Снегиревым, к-рый ввел Псалтири (20 дек. 1568) в научный оборот. Он же предположил, что Н. был братом П. Мстиславца ( Снегирев. 1830. С. 59-60). Предположение об этих родственных связях не было поддержано исследователями, признание же тождества между Невежей Тимофеевым и Андроником, несмотря на отсутствие четкого и аргументированного обоснования, стало доминирующим ( Гатцук. 1872. С. 343; Леонид (Кавелин). 1883. С. 15; Зёрнова. 1947. С. 45; Сидоров. 1951. С. 126; Сазонова. 1988. С. 40-42; Немировский. 2007. С. 539-540). Сомнения в том, что обе Псалтири (1568 и 1577) были изданы одним печатником, высказывал Ю А. Лабынцев ( Лабынцев. 1984. С. 11). Выдвигалась также гипотеза о том, что Невежа Тимофеев является отцом Н. ( Сахаров. 1841. С. 414; Тихомиров. 1962. С. 97-98). Сочинение об истории книгопечатания в Московском гос-ве «Сказание известно о воображении книг печатного дела», написанное в 40-х гг. XVII в., называет Н. «учеником» И. Фёдорова и П. Мстиславца: «...последи тех мастеров Иоанна и Петра ученик их Андроник Тимофеев сын, прозвище Невежа, с товарыщи начася мастер быти и царьским тем же повелением поведено ему книги печатати печатным воображением в царствующем граде Москве и раздавати по всем градовом во всей Росии Часовники и Псалтири, Апостолы и Евангелия, Триоди и Октаи и прочия божественныя книги» ( Протасьева Т. Н., Щепкина М. В. Сказания о начале московского книгопечатания: Тексты и пер.//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 201). Такую точку зрения, восходящую к данному источнику, разделяли мн. исследователи, аргументируя ее тождеством шрифта изданий Н. со шрифтом Фёдорова и сходством декора их книг ( Зёрнова. 1952. С. 14, 22; Немировский, 1985. С. 245). Иной позиции придерживался архим. Леонид (Кавелин), полагавший, что в период становления книгопечатания в Москве существовало неск. конкурировавших групп печатников, к-рые овладели основами типографского искусства у некоего иноземного мастера. Группа, которую составляли Н. и Н. Тарасиев, находилась в состоянии соперничества с группой И. Фёдорова и П. Мстиславца ( Леонид (Кавелин). 1883. С. 15, 29-30). Н. никогда не упоминал о своем ученичестве у Фёдорова.

http://pravenc.ru/text/2564808.html

Но его активность по существу не имела значения. Вел. князь Литовский Витовт и его сюзерен - польский кор. Владислав (Ягайло), чье положение сильно укрепилось после победы над Тевтонским орденом при Грюнвальде, не хотели, чтобы правосл. население их владений подчинялось митрополиту, находившемуся в Москве. Провозглашение Григория Цамблака митрополитом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 2-й том (БАН. 31.7.30–2. Л. 835) Провозглашение Григория Цамблака митрополитом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 2-й том (БАН. 31.7.30–2. Л. 835) Сведения о последовавших событиях содержатся в окружных посланиях Витовта и Собора епископов Л. м., написанных в кон. 1415 г., и в окружном послании Фотия, являвшемся ответом на эти послания. В послании Витовта говорится, что он, «згадав з нашею братьею» - др. литов. князьями, отказал в повиновении Фотию и выслал его из страны. Очевидно, это произошло весной 1414 г., когда Фотий встречался с Витовтом в Гродно. После этого вел. князь Литовский отправил в К-поль своего кандидата на митрополичью кафедру - Григория Цамблака из знатного болг. рода, родственника Киприана. В окружном послании Фотия говорится, что патриарх Евфимий III (II) и Синод «не послушаше его, но еще из сану священничьства изверже его вселенский патриарх» (РИБ. Т. 6. 39. Стб. 330). В послании Витовта лишь кратко отмечено, что его предложение в К-поле не было принято. После этого, как говорится в послании Витовта, он созвал Собор правосл. духовенства, на к-ром было принято предварительное решение о выборе своего митрополита. По-видимому, тогда было составлено послание епископов к Фотию, в к-ром митрополита, не называя его конкретно, обвиняли в нарушениях «апостольских и отеческих правил», а также в совершении таких поступков, из-за которых он должен находиться «под извержением и под проклятием» (Там же. 37). В послании Витовта отмечено, что в марте 1415 г. в К-поль были направлены послы с заявлением, что, если им не поставят митрополита, они выберут его сами.

http://pravenc.ru/text/2110579.html

1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 479 об.) Поставление в К-поле в митрополиты свт. Алексия и Романа. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 479 об.) Тем временем литов. наступление продолжалось. Литов. войска в 1359 г. заняли Ржеву (ныне Ржев) и такой крупный центр Смоленского княжества, как Мстиславль. В 1360 г. положение стало складываться особенно благоприятно для Ольгерда и Романа. После смерти в 1359 г. вел. кн. Иоанна II Иоанновича московские князья утратили великокняжеский стол. Великим князем был посажен во Владимире суздальский кн. Димитрий (Фома) Константинович , соединенный родственными узами с Ольгердом и его рус. сторонниками (брат Димитрия Борис был женат на дочери Ольгерда, женой литов. правителя была сестра тверского кн. св. Михаила Александровича ). В Твери ослабли позиции связанного с Москвой главы тверского княжеского рода кн. Василия Михайловича, и он вынужден был пойти на уступки племянникам, сыновьям Александра Тверского, родственникам Ольгерда, передав им «треть их отчины». В этих условиях Роман в 1360 г. прибыл в Тверь, рассчитывая подчинить себе этот важный центр Сев.-Вост. Руси. Однако Тверской еп. Феодор отказался признать его власть. Только старший из сыновей Александра Тверского Всеволод «многу сотвори честь и дары даде Роману митрополиту» (ПСРЛ. Т. 10. С. 731). Во время военных действий литов. войска разорили г. Алексин - владение митрополичьей кафедры, купленное митр. св. Петром . Как отмечено в соборном определении 1361 г. и в патриаршей грамоте, адресованной Роману, Патриархия неоднократно предлагала ему подчиниться решению Синода о разграничении сфер влияния митрополитов, но Роман эти предложения игнорировал. В июле 1362 г. было принято решение о проведении расследования. На территорию Л. м. должны были направиться патриаршие апокрисиарии для рассмотрения деятельности митр. Романа, чтобы провести опрос и его, и епископов. И в соборном деянии, и в грамоте, адресованной Роману, указывалось, что, если митрополит не явится к апокрисиариям, следствие пройдет без его участия.

http://pravenc.ru/text/2110579.html

литовский посланник Тишкевич. Вероятно, это тот же самый двор, который в раннейших посольских записях называется «цесаревых послов двором» и его разумеют они, говоря, что литовские послы и гонец в 1529, 1532 и 1536 гг. поставлены были «на Успенском вразе, на цесаревых послов дворе» (здесь же стояли послы 1559 г. Тишкевич и др., судя потому, что приставы должны были заботиться, чтобы Успенским врагом никто не ходил). Быть может этот же самый двор запись разумеет, говоря, что литовские посланники поставлены были «за Неглинною на Литовском дворе» (1558 г.) и за «Неглинною на Литовском дворе на посольском» (1566 г.); в этот последний раз послы, переехав реку (у Дорогомилова), ехали «по запосаду к Тверской улице, к Ямской слободе» 94 . Судя по этим упоминаниям можно думать, что первый Литовский посольский двор помещался в нынешнем Газетном переулке ( церковь Успения, на Овражках). –По недостаточности ли этого двора или вследствие каких-либо его недостатков, с 1568 г. литовские послы размещались по другим дворам: на Большом посаде на дворе Луки Котельникова (1568 г., купцы на другом дворе подле его; 1569 г. – и на иных крестьянских дворах у Поганова пруда), на Покровке на Вологодского владыки дворе и на иных дворах (1576 и 1577 гг.). В конце 1568 и 1569 гг. литовские послы и гонец, переехав Москву-реку, на берегу у перевоза, ехали «по запосаду на Переславскую дорогу к Сретенской улице и к Литовскому двору посадом». Можно думать, что второй Литовский посольский двор находился недалеко от Сретенки, у Поганова пруда (=ныне Чистые пруды), на Покровке, где стояли литовские послы Крыский, Сапега и Скумин в январе 1578 г. («а поставили послов на посольском на новом дворе на Покровской улице»). На этот последний двор литовский гонец Держка в 1581 г. так ехал: «с Поклонные горы налево через Москву-реку, переимался на Тверскую дорогу, а от Тверские дороги к Конюшенной слободе, а от Конюшенные слободы вверх через Неглинную к Запрудному, а от Запрудново на Переславскую дорогу к Пушкарской сободе, а Переславскою дорогою в Земляной город в Устретенския ворота да Устретенскою улицею, а с Устретенския улицы на пожар, да на Покровскую улицу на Литовской двор».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010