1554. Христианство – сила Божия во спасение. 1867. I. 3. 1555. О начале христианской жизни. 1858. I. 303. 1556. О нравственных началах. 1867. II. 346. 1557. Нравственная жизнь человека, по изображению св. Исаака Сириянина. 1859. I. 267. 1558. О духовно-нравственной борьбе в жизни христианина – Ф. Надеждина. 1864. III. 365. 1559. Как и при каких условиях действует благодать Божия в человеке к произведению добрых дел. 1832. XLVI. 26. 1560. Сила благодати. 1822. V. 114. 1561. Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека. 1866. II. 601. 1562. О благом иге Христовом. 1828. XXXI. 107. 1563. Об узком пути ко спасению. 1827. XXV. 120. 1564. Путь на небо. 1830. XXXVII. 222. 1565. Дух и плоть. 1833. II. 108. 1566. О различии между плотью и духом. 1822. VII. 208. 1567. Ревность о спасении 1851. II. 234. 1568. Пути спасения. 1852. I. 456. 1569. Путь к совершенству. 1860. I. 39. 1570. Евангельские блаженства. 1853. II. 335. 1571. О внутренних свойствах добродетели христианской вообще и всякого доброго дела в частности. 1854. II. 449. 1572. Без добродетели нет счастья. 1855. II. 223. 1573. О немощи закона. 1837. I. 95. 1574. О нравственном евангельском законе. 1837. II. 166. 1575. О различии состояния под законом и благодатью. 1822. VI. 101. 1576. Закон и благодать. 1839. IV. 48. 1577. О Богопочтении. 1838. II. 329. 1578. О Вере. 1840. IV. 236. 1579. О Вере. 1823. XII. 327. 1580. О простоте Веры. 1824. XV. 215. 1581. В чем первоначальная причина неверия? – Ф. Надеждина. 1864. I. 3. 1582. Вера в Господа нашего И. Христа. 1856. I. 290. 1583. О холодности к Вере, примечаемой в людях образованных. 1834. III. 310. 1584. О недостатке веры в мире. 1837. XXV. 119. 1585. О вере, как добродетели христианской. 1855. II. 401. 1586. Вера и тайны христианства. 1855. II. 489. 1587. Размышления о тайнах веры. 1847. I. 448. 1588. О делах Богопочтения. 1855. I. 359. 1589. Благоговение к Иисусу. 1848. I. 346. 1590. Любовь к Богу. 1854. I. 260. 1591. Мир с Богом. 1854. II. 527. 1592. Мир по взору Евангелия и гонение его на дух христианства. – (А. Фотия). 1862. II. 318.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Замечательные по времени издания Псалтири были в Москве в 1568, 1591, 1602 гг., в Вильне в 1576, 1581, 1586 гг., во Львове в 1608, 1615 гг., в Киеве в 1624, 1629 гг. Кроме того было еще издание Псалтири вместе с Новым Заветом в Остроге в 1580 г., в Вильне в 1625 г. и др. Другой вид Псалтири – Псалтирь с возследованием, или следованная. На том основании, что о ней не упоминают ни Алляций, ни Каве, писавшие о богослужебных книгах Греческой Церкви, думают, что она получила начало свое не в Греции, а у славянских племен и, может быть, составлена самими просветителями их Кириллом и Мефодием, хотя в известиях о переводе ими Священного Писания и богослужебных книг и о перенесении этих книг к нам в Россию о ней не упоминается. Впрочем, по содержанию своему она не есть какая-нибудь новая книга, отличная от других богослужебных книг; она выбрана из этих же книг, вероятно, с той целью, чтобы могла заменять их там, где их недоставало. В состав ее вошли главным образом две книги – Псалтирь и так называемый Великий часослов, к которым присоединяются разные прибавления из других книг; прибавления эти в разных Псалтирях, особенно рукописных,чрезвычайно разнообразны, так что весьма трудно определить вообще состав следованной Псалтири в древние времена. По замечанию Строева, “самое непременное в следованных Псалтирях: Псалтирь, часослов, последование вселетнего пения, каноны наиболее употребительные. Все прочее было произвольно и зависело от редакторов и писцов. Старинные печатные издания не менее рукописей между собою несходны” 52 . В старинных рукописных Псалтирях мы встречаем многое из того, что ныне содержится в молитвенниках (разные молитвы и акафисты), требниках (последование Пятидесятницы, чин над коливом ni усопшем и другие чинопоследования) и минеях (службы святым) 53 . Следованная Псалтирь в первый раз напечатана была в Кракове в 1491 г., в Цетине в 1495 г., в Вильне в 1525 г., в Венеции в 1546 г., в Остроге в 1598 г., в Москве в 1626 г. 54 . Толковая Псалтирь встречается в рукописях также в разных видах, или скорее с разными толкованиями, а именно: с толкованием святителя Афанасия Александрийского , с толкованием блаженного Феодорита Кирского , с толкованием, извлеченным из сочинений разных Отцов и учителей Церкви, и, наконец, с толкованием Брунона, епископа Вюрцбургского, умершего в 1043 г. Перевод Псалтири с толкованием святителя Афанасия Александрийского , по замечанию Востокова, сделан в самой глубокой древности, ибо он имеется в пергаменных списках XI и XII в. 55 . Не менее древен также, по его словам, перевод Феодоритовой толковой Псалтири 56 . Толкование Псалтири, извлеченное неизвестно кем из сочинений Златоуста, Августина, Феофилакта, Василия Великого , Кассиодора и др., переведено Максимом Греком в половине XVI в. 57 ; тогда же сделан перевод Брунонова толкования с латинского учеником Максима Грека Димитрием Герасимовым 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/upotre...

в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), вмч. Георгия (женский, в Кореле, упом. в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), св. Иоанна Предтечи (мужской, в Кореле, «на усть реки Узервы», упом. в 1500 и 1568, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), св. Иоанна Предтечи (мужской, в Ивангороде, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), свт. Николая Чудотворца (мужской, в Кореле, «на усть речки Федоровки», упом. в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), свт. Николая Чудотворца (мужской, в крепости в Орешке, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Преображения Господня (Спасский) (мужской, в крепости в Копорье, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Преображения Господня (мужской, в Яме, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Рождества Пресв. Богородицы (женский, на посаде в Копорье, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Рождества Пресв. Богородицы (мужской, в Орешке, «с Лопской стороны», упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Св. Троицы, «строенье старца Герасима» (мужской, в Кореле, упом. в 1568, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619). Ист.: Грамота царя Василия Иоанновича Шуйского, адресованная населению города Корелы и уезда, о сдаче города, 30 авг. 1609 г.//СГГД. 1819. Ч. 2. 191. С. 378; Грамота еп. Селивестра Корельского и Орешского, 22 мая 7107 г.//АЮ. 1838. 385. С. 405; Записка о Царском дворе, церк. чиноначалии, придворных чинах, Приказах, войске, городах и проч.//АИ. 1841. Т. 2. 355. С. 422; Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины Корельского городка с уездом 7008 г.//ВОИДР. 1852. Кн. 12. С. 5-6, 33, 76, 117, 120, 143, 170, 179; Писцовая книга Водской пятины 1568 г.//История Карелии XVI-XVII вв. в документах. Петрозаводск; Йоенсуу, 1987. Т. 1. С. 55-58, 60, 64-67, 71-76, 78, 82, 106, 110-114, 131, 146-148, 165-169, 171; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре: Исслед., текст, пер.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

с 28.03.1558 † неизвест. Волович Григорий Маркович пан (нерукоположен), управлял упоминается ранее октября 1562 † до 22.10.1562 Арсений (Шишка) архиепископ, рукоположен с 22.10.1562 по 15.02.1563 заточен в Спасо-Каменный монастырь; † 1576 Полоцкая и Великолуцкая Под властью митрополитов Московских Трифон (Ступишин) архиепископ, бывший еп. Суздальский с 6.04.1563 † 20.09.1566 Афанасий (Палецкий) архиепископ, бывший еп. Суздальский с 11.08.1566 по 17.05.1568 удалился на покой в Кирилло-Белозерский монастырь; † 1573 Антоний архиепископ, упоминается между 1568 и 1572 митр. Московский и всея Руси Киприан архиепископ, упоминается с 1578 до 11.08.1579 взят в плен поляками; † неизвест. Полоцкая, Витебская и Мстиславская Под властью митрополитов Киевских Кафедра в Мстиславе или в Могилеве, а после взятия поляками Полоцка в 1579 году – в Полоцке Варсонофий (Валах) епископ, рукоположен † 1576 (1570) Феофан (Рыпинский) епископ, рукоположен, архиепископ с 1576 с 15.12.1576 † в августе 1588 Афанасий (Терлецкий) архиепископ, управлял епархией с 22.09.1588 по 1592 Нафанаил (Седлицкий) архиепископ, управлял епархией с 16.02.1592 † в сентябре 1595 (после 22.09) Герман (Загорский Григорий) архиепископ, рукоположен с 22.09.1595 (наречен 5.05.1595) с 9.10.1596 принял унию; †1600 Мелетий (Смотрицкий) архиепископ, рукоположен с 1620 по 6.06.1627 перешел в унию; † 27.12.1633 Далее епархия отпала в унию, а в Могилеве сформирована самостоятельная епархия. Полоцкая и Смоленская (Белорусская) После освобождения Полоцка и Смоленска русскими воинами Иоаким (Дьяконов) епископ, поставлен с 1654 по 1656 † неизвест. Каллист (Дорофеевич-Риторайский), епископ, рукоположен с июня 1657 (на кафедре с 13.03.1656) Полоцкая и Виленская С 30 апреля 1833 года Кафедра в Полоцке Смарагд (Крыжановский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 14.05.1833 архиепископ с 15.06.1836 по 15.06.1837 архиеп. Могилевский и Мстиславский Исидор (Никольский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На основе анализа орнаментики невеженских изданий высказывались предположения о причастности Н. к деятельности анонимной типографии ( Сидоров. 1951. С. 132-133) и о его работе в книгописной мастерской, занимавшейся иллюстрированием Лицевого летописного свода (Там же. С. 129, 131-132). Исходя из общепринятого представления об идентичности Невежи Тимофеева и Н., книгоиздательская деятельность Н. проходила в 3 типографиях, с 1568 по 1602 г. им было выпущено 13 изданий. Первая типография была организована Н. в Москве совместно с Н. Тарасиевым в 1567-1568 гг., т. е. через 2 года после отъезда Фёдорова и Мстиславца в Литовское великое княжество . Поскольку в послесловии к 1-му изданию этой типографии, Псалтири 1568 г., имя Н. занимает 2-е место, а Тарасиев назван первым, можно предположить, что эту типографию возглавлял именно Тарасиев. В Псалтири 1568 г. прослеживаются черты, характерные для изданий Фёдорова: шрифт тождествен фёдоровскому, заставки также подражают работам первопечатника, хотя и оттиснуты с новых досок. По одной из гипотез, московская типография Н. и Тарасиева сгорела во время пожара 1571 г. ( Тихомиров. 1959. С. 40; Сазонова. 1988. С. 40-42). Эту т. зр. разделяют не все ученые. Тождественность шрифтов всех последующих изданий Н. со шрифтом Псалтири 1568 г., а также использование в них клише ее инициалов и ряда элементов ее декора свидетельствуют о том, что типографский материал не был уничтожен огнем ( Зёрнова. 1952. С. 14-15, 22; Каменева. 1967. С. 137, 140-141; Починская. 2012. С. 114). Книгоиздательская деятельность Н. была возобновлена во 2-й пол. 70-х гг. XVI в., когда «Андроник Тимофеев сын Невежа» возглавил новую типографию, к-рая, согласно общепринятому мнению, была создана по распоряжению царя Иоанна IV Васильевича Грозного в его резиденции - Александровой слободе (ныне г. Александров Владимирской обл.). Высказывались также не получившие подтверждения гипотезы о том, что «новый град Слобода», названный в послесловии как место издания Псалтири (2 июня 1576 - 31 янв. 1577), был расположен в Москве ( Снегирёв. 1835. С. 168-174; Ундольский. 1871. С. 14) или в Ивангороде на р. Свияге (ныне с. Свияжск Зеленодольского р-на Республики Татарстан) ( Григорьев. 2001).

http://pravenc.ru/text/2564808.html

Это обеспечивало проведение в Казанской епархии на протяжении многих десятилетий единого церковного курса, проводниками которого выступали, в том числе, архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия и митрополит Казанский и Астраханский Гермоген (Ермоген). «Пять первых архиепископов казанских из шести, - перечислял А.А. Зимин, - были пострижениками Волоколамского монастыря. После смерти Гурия Руготина (5 декабря 1563 г.) архиепископом казанским был Герман Полев до своей смерти (12 марта 1564 - 6 ноября 1568 г.). Его преемником был Лаврентий (2 апреля 1569 - 13 июля 1574 г.), который ранее был игуменом Волоколамского монастыря (1566 - 1568 гг.). После смерти Лаврентия в Казань был назначен Вассиан, о котором у нас не сохранилось никаких сведений. Вассиан находился на архиепископском престоле только несколько месяцев. После него архиепископом снова были иосифляне Тихон Хворостинин (6 июля 1575 - 11 1576 г.) и Иеремия (умер в октябре 1581 г.). До этого Иеремия был архимандритом Богородицко-Свияжского монастыря (1564 - 1565 гг.), а позднее архимандритом Преображенского Казанского монастыря (1567 - 1576 гг.). Первым казанским митрополитом был воспитанник иосифлян Гермоген (13 мая 1589 - 3 июля 1606 Время рукоположения архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря Иеремии во архиепископа Казанского и Свияжского связывается с датой смерти его предшественника - Тихона I (Хворостинина). Так, в составленном российским лингвистом Н.Н. Дурново (1876 - 1937) списке епархий и архиереев «Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени», первый том которого был опубликован в 1892 г. в г. Москве, указывается, что архиерейская хиротония архимандрита Иеремии состоялась в августе 1576 В справочном материале «Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения её до настоящего времени. (1555 - 1885 г.г.)», опубликованном в 17 от 1 сентября 1885 г. «Известий по Казанской Епархии», сообщалось, в частности, что он был «пострижен в Иосифове волоколамском монастыре, в 1567 г. возведён св[ятым] Германом в сан архимандрита казанского Спасо-Преображенского монастыря, жил со св[ятым] Германом в Москве и вместе с свияжским архимандритом Иродионом совершил его

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

[Ср. Кочебар] Качак Каловский [см. Каловский], помещик, 1608 г., Нижний Новгород Качалкин Евстрат, казначей Ипатьева монастыря, 1604 г. Качало, Качалов : Качало Григорий, крестьянин, конец XV в., Новгород; Харитон Качалов, псковский посол в Москву, 1478 г.; Никита Яковлев Качалов, взят в плен в 1514 г. под Оршей; Данило Качалов, дьяк, 1576 г. [см. Мещеряк, Осталец, Санбар] Качелский Третьяк [см. Третьяк], середина XVI в., Кострома; Пятый Афанасьевич, 1568 г., Ярославль Качиков Лука, 1480 г., Юрьев Польский; Третьяк [см. Третьяк] Петрович, 1560 г., Белоозеро Качкаров Андрей Малафеевич, 1518 г., Вологда Качкар, Кучкар, Кашкар – собственное имя (татар.) [Ср. Кашкар, Кочкар] Качуров Василий Никифорович, 1576 г. Кучур, кочур – селезень Каша, Кашин : Каша Васильевич Огарков [см. Огарок], 1536 г.; кн. Василий Владимирович Каша Оболенский, конец XV в.; от него – князья Кашины [см. Копыря]; Игнат Григорьевич Каша Билибин [см. Билибины], 1634 г., Москва [см. Скок, Суш] Кашаев Михаил Степанович, дворянин, из татарских новокрещенов, 1658 г. Кашевар , крестьянин, 1545 г., Новгород Кашеня , крестьянин, 1545 г., Новгород Кашинцев Яков Кузьмич Поляна [см. Поляна], 1506 г., Соль Галицкая; Кашинцевы, отрасль рода тверских бояр Бороздиных (от г. Катина) [см. Борозда, Правоторх] Кашка, Кашкин : Кашка, крестьянин, 1545 г., Новгород; Никита Акимович Кашкин, 1470 г., Переяславль; Никита Федорович Кашкин, убит в 1552 г. под Казанью; Третьяк [см. Третьяк] Васильевич, дворянин дома св. Софии, 1564 г., Новгород [см. Листов] Кашкала , крестьянин, 1545 г., Новгород Кашкар, Кашкаров : Михаил Андреевич Кашкар Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], вторая половина XV в.; Иван Григорьевич Кашкар, 1512 г., Кашин; Иван Тимофеевич Кашкаров, середина XVI в., Кашин [см. Кошкодамов] Кашкар, Качкар, Кучкар – собственное имя (татар.) Ср. кашкара – кустарник черногрив (татар.) Кашута, Кашутин : Кашута, крестьянин, 1495 г., Новгород; Пантелей Кашутин, тогда же, там же Кащеев см. Кощеев Каюр Тимофей Федорович Долгово-Сабуров [см. Долгово-Сабуров], 1568 г., Ярославль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Феодосий II Новгородский , епископы Крутицкий Савва (Чёрный) , Смоленский Гурий (Заболотский) , Суздальский Трифон (Ступишин) , Акакий Тверской ). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 года; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 года царь Иоанн IV посетил Пешношский монастырь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, " там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря " . 3 (или 7) февраля 1555 года архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова монастыря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского Успенского монастыря. Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова монастыря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин) (1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В 1563 году на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин) . Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась иосифлянами, была Крутицкая (Сарская и Подонская) ; Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного) (1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын) , в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион . Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп. Герману (Садыреву-Полеву) возглавить Церковь, но тот отказался одобрить опричные порядки и в ноябре 1567 году был убит.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

А. Покровский. 188 В предисловии к его изданию польского перевода Нового Завета, Лоск, 1574 г. – Nowy Testament, znowu przelozony, a na wielu miejscach za pewnemi dowodami od przysad przez Simona Budnego oczyzsiony у krotkiemi przypiskami po kraioch objasniony. Przydane tez sa na koneu tegoz dostateczniejsze przypiski, ktore kadey jakmiarz odmiany przyezyny ukazui. 192 Известен факт, что в 1637 г. молдавский митрополит Варлаам просил у московского правительства книгу патриарха Каллисте (Беседы на Святое Евангелие) для перевода на молдавский язык и чтения в церквах (Труды новгородского церк.-археологоческого общества, Новгород 1914, стр. 55, ст. архиеп. Арсения). 193 Невежа Тимофеев 1568 г. Андроник Тимофеев Невежа 1576–1602, Иван Андроников Невежа 1592–1609. 194 С именами в выходах печатников Невежиных известно три издания общей минеи, и ни одной описи, в них не исправлено; в псалтирь внесены молитвы сомнительного характера; в синаксарях цветной триоди перемешаны все недели против старых списков триоди; конечные славословия в молитвах во всех богослужебных книгах изменены с нарушением смысла молитв и духа православия; через неправильную постановку знаков препинания изменен и затемнен смысл речи; допущены описки в словах и внесены целые выражения, содержащия еретическую мысль. Путем неосмотрительных домыслов и привносов печатников Невежиных вложено было много кирпичей в здание с течением времени образовавшогося раскола. – Исправление церковно-богослужебных книг при патр. Филарете, проф. П. С. Казанского (Чт. О. И. Др. Р. 1848, 8). Московский печатный двор при патриархе Никоне , прοт. Π. Ф. Николаевского, Хр. Чт. 1890, II, 438–439. 195 Вот имена первых тружеников по библейскому печатному тексту в Москве, печатников до 20-х годов XVII столетия, как они отмечены в выходах старопечатных изданий: первопечатник, гостунский диакон Иван Федоров и помощник его Петр Тимофеев Мстиславцев (1563–1565 г.), Никифор Тарасов и Невежа Тимофеев (1568), Андроник Тимофоев Невежа (1576–1602), Иван Андроников Невежа (1592–1609), Онисим Михайлов Родышевский, волынец (1605–1610), Никита Федоров Фофанов псковитянин (1606–1618), Иосиф Кирилов из повольского града Плеса (1616–1617), Петр Васильев Федыгин (1618), софийский поп Никон (1619–1621), Кодрат Иванов (1620–1623), Строев, Описание старопечатных книгъ; Сахаров, Обозрение славяно-русской библиографии, Спб., 1849, Каратаев, Описание славяно-русских книг, Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Это стало особенно опасно, когда в 1375 г. на землях совр. Зап. Украины была создана лат. митрополия с центром в Галиче (с 1412 во Львове). Кроме того, Ольгерд угрожал обращением своим и своих языческих подданных в католичество, если его требования не будут удовлетворены. Поставление в митрополиты свт. Киприана. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 702) Поставление в митрополиты свт. Киприана. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 702) В результате было принято решение о восстановлении Л. м., Киприан был возведен на эту кафедру в дек. 1375 г. Наряду с традиц. территорией Л. м. под власть Киприана были переданы и епископства «Малой Руси»; часть этих кафедр - Холмская, Туровская, Перемышльская, Владимиро-Волынская - в мае 1371 г. была присоединена к восстановленной Галицкой митрополии (см. в ст. Галицкая епархия ), глава которой должен был бороться с нестроениями в церковной жизни. В 1375 г. было принято решение передать эти епархии более авторитетному с т. зр. К-поля руководителю. Под власть свт. Киприана перешел и центр Киевской митрополии - Киев. 9 июня 1376 г. Киприан прибыл в Киев. В патриаршем постановлении отмечался временный характер этого решения: после смерти митр. Алексия Киприан должен был занять его кафедру, и т. о. общерусская митрополия была бы восстановлена. Однако, когда после смерти митр. Алексия Киприан направился в Москву, вел. кн. Димитрий Донской отказался его принять. Лишь сравнительно ненадолго, в 1381-1382 гг., общерусская митрополия была восстановлена, но окончательно патриаршее решение было выполнено только в 1390 г. На протяжении этого периода власть Киприана не признавали епископы не только Сев.-Вост. Руси, но и Смоленска и Чернигова. После своего вступления на кафедру, зимой 1375/76 г., Киприан направил послов в Новгород, призывая подчиниться его власти, но ему предложили сначала добиться признания в Москве; в дальнейшем таких попыток Киприан не предпринимал.

http://pravenc.ru/text/2110579.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010