Первая третица ангелов богоподобно и с любовию просвещает вторую третицу бесплотных чинов 1564 , т. е. власти, господства и силы. Облистание Божества делает ангельские природы во второй третице могучими по крепости, сильными и сообщает им власть и господственное начальство в Божием тварном мире 1565 . Они несмолкаемо песнословят Божию силу 1566 . Третья третица бесплотных духов – начала, архангелы и ангелы, наслаждаясь озарениями, все свое желание с любовию и совершенно преклоняют к Богу 1567 и предстоят Ему служебно 1568 . Они твердо хранят своим предстательством порученные их блюстительству Церкви на земле 1569 и отдельных верующих во Христа 1570 и молятся о вселенной. По Божию повелению ангелы своею благодатию отгоняют от людей тьму коварных бесов и наставляют руководимых ко свету спасения 1571 . Обходя концы всей земли, ангелы назирают, охраняют верующих, боговидно просвещают их души и приносят им благодеяния Владыки Христа 1572 , применительно к сердечной чистоте и прилежанию каждого из них о личном спасении 1573 . Велика сила бестелесных ангелов-хранителей, наставляющих людей ко спасению и через себя подающих им Божию светлость 1574 . Христиане, прибегая под ангельский кров, от ангелов озаряются вторым сиянием 1575 . Приведенное церковно-литургическое учение о святых ангелах в общем содержит прямые библейские мысли и святоотеческое толкование их, но в силу особых задач песнотворчества не дает исчерпывающей ангелологии. В канонах, посвященных прославлению бесплотных сил, нет обстоятельного указания на особенность служения Богу каждого ангельского чина или лика. Но определения благодатных состояний ангелов, при всей краткости, исполнены глубокого проникновения в их переживания и действия среди спасаемого Богом человечества. Ангелы Ангелы сотворены прежде всякого творения, как говорит и святитель Григорий Богослов : «Во-первых, измышляет Бог ангельские, небесные силы; и мысль стала делом». Надлежало прежде быть создану мысленному естеству, потом чувственному и, наконец, – человеку, одному из обоих 1576 . В природе ангелов нет ничего вещественного. Они – светы вторые, мысленные, имеющие просвещение от первого безначального Света, не нуждаются в языке и слухе, но без произношения слова языком передают друг другу помышления и желания 1577 . Очевидно, взаимное общение ангелов духовно и мысленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

П. Выголов разделил двустолпные храмы на два основных варианта: памятники, у которых центральный барабан сдвинут к востоку (т. н. " ложное " двухстолпие), и памятники с центральным барабаном, расположенным по оси столбов (т. н. " истинное " двухстолпие). Второй вариант двухстолпия, к которому принадлежит исследуемый памятник, впервые появляется в Благовещенском соборе Сольвычегодска, возведенном в 1560-1574 гг. известнейшей купеческой фамилией Строгановых в своей вотчине. Собор увенчан световым пятиглавием. " Истинный " , или " развитый " , двустолпный тип получает широкое распространение в XVII в., особенно в костромских, вологодских землях и центральной России. Причем, наряду с храмами, имеющими пять световых глав (церковь Лазаря в Суздале 1667 г., храм Николы во Владычной слободе в Вологде 1669 г., церковь Макария Макариево-Унженского Троицкого монастыря 1677 г., Воскресенский собор Деревяницкого монастыря в Новгороде 1698-1700 гг. и т. д.), появляются двустолпные пятиглавые (реже одноглавые) храмы, имеющие лишь центральную световую главу. Наиболее ранний пример - не дошедшая до наших дней церковь Троицы в Костроме 1645-1650 гг. Большинство этих храмов были возведены как монастырские соборы. География памятников показывает, что к последней четверти XVII в. развитое двустолпие распространилось уже по всей стране. Система лотковых (или полулотковых) сводов и пятиглавие с одной световой главой, имеющиеся в Троицком соборе села Фаустово, встречаются лишь в соборе Сретенского монастыря, храме Рождества Богородицы в Устюжне-Железнопольской и Успенской церкви в Воронеже. На сам выбор двустолпной конструкции для монастырского собора Соловецкой пустыни могла отчасти повлиять архитектура Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (1556-1566 гг.). На первый взгляд монументальность памятника, смещение центральной главы к востоку, лаконичность и скупость форм его убранства имеют мало общего с архитектурой исследуемого храма. В то же время мы можем наблюдать сходство отдельных деталей архитектурной композиции.

http://sobory.ru/article/?object=00421

Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к нему, а делами: любовью друг к другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали древние отцы». Преподобный Арсений Коневский (f 1447), из Новгорода Великого, провел три года на Афоне и получил в благословение от игумена икону Божией Матери, названную «Коневской». Новую обитель он основал на острове Коневец в Ладожском озере и еще раз посещал Афон, испрашивая молитв и благословения своему «общему житию» на Руси... В XV, а особенно в XVI веках русские цари приветливо встречали миссии от монастырей Святой Горы, которым выделялось до 500 рублей помощи. Немалую поддержку оказали Афону правители Грузии, Молдавии и Валахии. Святогорские обители открывали в некоторых городах свои подворья, откуда несли народам свет истинной веры, укрепляли благочестие, учили грамоте. С падением Византийской империи в истории Святой Горы произошли большие перемены. Еще до завоевания Константинополя турками (1453) афонцы добровольно подчинились им, видя неизбежность падения Греческого царства и свою беззащитность. Прежде независимый и владетельный Афон вместе с прочим православным населением падшего государства сделался данником султанов. Поначалу монастыри были обложены подушной пошлиной и десятинными податями; при Селиме II (1566—1574) они были лишены своих доходных владений вне Святой Горы. Для сбора пошлин и полицейского надзора в 1595 году в Карее водворился особый чиновник от оттоманского правительства. Малые монастыри полностью потеряли свою независимость и под именем келлий стали принадлежать большим, которые стали очень быстро беднеть. От окончательного расстройства их хранила только милостыня христиан-благотворителей из Греции, Сербии, Болгарии, Грузии и особенно России. Иностранные паломники Афона XVI и XVII веков настолько удивлялись невежеству, отсутствию богословской образованности тогдашних его насельников, насколько с уважением отзывались об их благочестии. Знаменитый русский путешественник по Востоку петровских времен В.

http://isihazm.ru/?id=2005

Егда 1565  же во ини емше Иисуса, приведоша к Каиафе архиереови, идеже книжницы и старцы собрашася. Архиерей же и весь сонм искаху на Иисуса свидетельства, да умертвят Его, и не обретаху. Мнози бо лжесвидетельствоваху нань, и равна свидетельства не бяху. И нецый восташа, лжесвидетельствоваху нань, глаголюще, яко: Мы 1566  слышахом Его, глаголющ, яко Аз разорю церковь сию рукотвореную (л. 984) 1567  и треми 1568  денми ину, нерукотвореную, созижду. И ни тако равно бе свидетельство их. И востав архиерей посреде, вопроси Иисуса, глаголя: Не 1569  отвещеваеши ли ничесо же, что сия на Тя свидетельствуют. Иисус же молчаше и ничесо же отвещаваше. Зриши ли, жидовский подражателю, како неправедно на суд ведомый Христос Бог наш пред неправедными архиереи и старцы жидовскими не отвещал, всем образ верующим в Него дал, но и поругался вопрошающим с клятвою. И отвещав, архиерей рече Ему: Заклинаю тя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий? Глагола ему Иисус: Ты рече. (л. 984 об.) 1570  Таже реша вси: Ты ли убо еси Сын Божий? Он же к ним рече: Вы глаголете, яко Аз есмь. Они же реша: Что еще требуем свидетельства? Сами бо слышахом от уст Его. О жидове беззаконнии, что слышали? Слышали, яко вы глаголете: Аз есмь, а не Сам той. Почто неправедно свидетельствуете, яко сами слышахом от уст Его. Тако и ныне, жидом подражая, лжуще, нецыи глаголют, якоже ты, совопросниче, и подобнии тебе. Сам де Никон на волю государеву положился в суде, как государь да изволит. Никон чрез Божественая веления никогда не глаголет, ни хощет, да что будет. (л. 985) 1571  Но глаголал Никон к вопрошающим, посланым от царя, Божественыя законы царем не повелевают возложеным Господеви обладати, движимыми и недвижимыми вещми, ниже судити, но кто хощет, тот от него суд приемли. Нам же и до последней срачицы в суд приходити Христос возбранил. А будет царь нуждею повлечет, якоже и жидове Христа и святых Его апостол мучителски, и на то есть свыше Царь царем и Господь господем, иже обещался всякую неправду неправедником и насилующим отмстити вскоре, якоже и прежде гордящим и превозносящимся над Божиим достоя(л. 985 об.)нием 1572  и наследием, множицею мстил. Есть Бог неправедно судящим 1573 , якоже фараону, Моаву, Гевалу, Аммону и Аммалику, и Ассиру, Мадиаму и Сисаре, и Авиму в потоце Киссове, и Ориву, и Зиву, и Зевею, и Салмону, Дафану и Авирону, Новуходоносору, царю Вавилонску, неправедно судившаго Даниилу пророку и трием отроком, и Валтасару, глумящемуся во святых сосудех, и Саулу, пожирателю скверне, Иозии, непреподобно кадящему, и Ахаву, пророкоубийце и гонителю, Ироду и Понтийскому Пилату, архиереем и старцем жидовским и прочим святых пророком и святых апостол (л. 986) 1574  и всех святых неправосудцам, гонителем и убийцам, Максентию, Иулиану законопреступнику, Иуаленту, их же именословити оставим ныне, но на предглаголемая обратимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Брат, выслушав это, просил у старца прощения, сознаваясь в ошибочности своего поведения, и пошел от него, получив большую пользу [ 1565 ]. 2. Сказал авва Серапион: «Как телохранители царя, предстоя ему, не могут оглядываться ни направо, ни налево, так и человек, предстоя Богу и ощущая страх Его, не может ни на что иное обращать внимания» [ 1566 ].   1. Сказал авва Стратигий : «Претерпевайте пребывание в келлии, безмолвствуя, охраняя ум от греховных и пустых помыслов, молясь непрестанно, возлагая надежду вашу на Бога, и Он даст вам разум Свой (духовный) и просветит ваш ум» [ 1567 ]. 4. Он сказал: «Сколько будем плакать и раскаиваться о том, что ныне не плакали и не приносили покаяния!» [ 1570 ] 6. Он сказал: «Великие и чудные Отцы наши были пастырями многих, а я, страстный, не могу быть пастырем и одной овцы — самого себя, но всегда снедают меня звери» [ 1572 ]. 7. Опять сказал: «Будь привратником сердца твоего, чтоб не входили в него чуждые; постоянно говори приходящим помыслам: наш ли еси, или от сопостат наших» [ 1573 ]. 8. Опять сказал: «Бесовское коварство и дело — внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтоб отчаянием погубить нас окончательно. Если бесы говорят о душе: когда умрет и погибнет имя его? [ 1574 ] то душа, если она пребывает во внимании и трезвении, отвечает им следующими словами: не умру, но жив буду и повем дела Господня [ 1575 ]. Бесы, будучи наглы и бесстыдны, опять влагают нам: превитай по горам, яко птица; но мы должны говорить им: ибо Той Бог мой и Спас мой и защититель мой, и не подвижуся и не преселюся» [ 1576 ]. 9. Брат спросил старца: «По какой причине я осуждаю братию?» Старец отвечал: «Потому что ты еще не познал себя самого; видящий себя не видит недостатков брата» [ 1577 ].   1. Амма Сарра была борима бесом блуда в течение тридцати лет и никогда не помолилась о том, чтоб брань отступила от нее, но молила только Бога даровать ей мужество и терпение в брани [ 1578 ]. 2. Поведали о блаженной деве Сарре, что она в течение шестидесяти лет, живя над рекою, ни разу не выглянула, чтоб посмотреть на реку [ 1579 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Т.Р. Руди Из Амстердама в Москву: И.Ф. Копиевский и один русский перевод символических книг Голландской реформаторской церкви 1842 Л. Ронки Де Микелис 1. Текст «Хотящимъ же к собору церкви приходити достоит знати совершенно сих главизнъ, и исповдати им подобает, и тако их вопрошати, не имют ли таковаго учение и размышление, дабы на такое ихъ сумнение отвт учинит. Естьли кто скажет, что имет, и того подобает от Писания поучати. А есть ли сим доволны, подобает вопрошати, на се ли они себя предают и за милосердие Божие у сего учения пребывати хотят ли, и миръ сей отринути, и новое християнское житие установити; по совершению же, подаютца ли они християнскому опитимии. Сотворивъ же сице, наказати таковых пребывати в миру, любви и соединение о всми человки; и к миротворению, естьли кто от них с ближным какую вражду имети будетъ» 1843 . Этим увещанием о любви к ближнему, великой заповеди, заключающей для христиан все другие 1844 , завершается перевод XVII в. на церковнославянский язык двух самых важных документов европейской реформационной церкви – «Исповедания веры бельгийской» и «Гейдельбергского катехизиса», в которых реформатская Голландская церковь выразила собственное вероисповедание 1845 . Составленное в 1559 г. Ги де Бре 1846 при помощи и при советах лейденского богослова Адриана Саравиа и капеллана Вильгельма Оранского Модета (Mode us) в тщетной попытке явить собственную христианскую веру властям Турне (де Бре всё-таки казнили в 1567 г.), «Исповедание» имело широкое хождение в Нидерландах и в 1561 г. было опубликовано на французском языке в Руане, а в следующем году – на голландском. Представленное в 1562 г. Филиппу II его мятежными подданными (и им отвергнутое), оно в 1566 г. было слегка исправлено, особенно в статье 36, где говорится об отношениях гражданских ведомств с Царством Христовым. Новая формулировка была одобрена в 1568 г. женевскими богословами, и в 1574 г. все голландские реформационные церкви единогласно приняли её. Окончательное утверждение произошло в ходе великого Дордрехтского синода в 1619 г., когда были внимательно рассмотрены латинский, французский и голландский переводы, внесены небольшие изменения (не имевшие теологического значения). Результат был принят в качестве официального исповедания веры реформатских церквей Голландии, Бельгии и Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Муром. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В древности храм во имя Успения Божией Матери стоял на самой окраине города. Впервые в документах он упомянут под 1566 годом. В начале 17 века храм пользовался особым вниманием купцов московской гостиной сотни братьев Судовщиковых. В 18 веке в приходе Успенской церкви значился древний муромский род Лихониных. В 1790 году один из представителей этой династии, купец 2-й гильдии Дмитрий Иванович Лихонин, торговавший в Петербурге юфтью, выстроил новый кирпичный храм. В церкви устроили два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, второй, в тёплом приделе, во имя Дмитрия Солунского. Впоследствии храм неоднократно перестраивали. В 1829 году расширили трапезную, а в 1835 году соорудили колокольню. 7 мая 1896 года в храм ударила шаровая молния. К 1910-м годам церковь пришла в ветхость и требовала ремонта. В 1915 году её осмотрел владимирский епархиальный архитектор. Найдя храм " ветхим и опасным для доступа молящихся " , он разрешил церковному старосте и прихожанам разобрать и перестроить холодную церковь, что и было сделано. Храм оставался действующим до марта 1940 года. К тому времени служили в приделе, т.к. основной объём церкви был разрушен в 1923 году. В 1990-е годы храм передали Владимиро-Суздальской епархии. Источник: Чернышев В.Я. Муром, 2012 Первые известия об Успенской церкви относятся ко второй половине XVI ст.; она упоминается вместе с другими церквами в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи Бартенева 1637 г. о ней сообщается: «за осыпью в Успенской улицы церковь Успения Пресвятой Богородицы, древяна с папертью да два придела – вел. Чудотв. Николы и св. Жен Мироносиц… другая теплая церковь Богоявление Господа Христа древяна, на колокольнице 4 колокола невелики. А церкви и в церквах все церковное строение московских гостей Смирнова да Третьяка Микитиных детей Судовщикова. На церковной земле двор попа Григория». В 1790 г. на средства муромского купца Д. Лихонина вместо деревянных церквей был устроен каменный храм. В новом храме было устроено два престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в приделе теплом – в честь вмч. Димитрия Селунского. В 1829 г. трапеза была перестроена, а в 1835 г. построена вновь каменная колокольня, и с того времени внешний вид храма остается без изменений, внутренние же украшения его обновлялись не однажды.

http://sobory.ru/article/?object=01328

узнал о взятии в Ливонии еще 11 городов с разорением края до самой Пруссии, отрядил в Крым Даниила Адашева, разгромившего там весь западный берег, и пожаловал богатым купцам Строгановым в вечное владение Пермские земли до берегов Сылвы и Чусовой в 1559 г.; потеряв Анастасию, удалил Сильвестра, велел судить Адашева и, по выражению летописца, «нача быти ярчи прелюбодействен зело» в 1560 г.; женился вторично (см. 128) и открыл первую эпоху казней в 1561 г.; злобясь на короля Сигизмунда Августа за отказ в руке сестры его (Екатерины), объявил войну Польше в 1562 г.; лично взял Полоцк 15 февраля 1563 г.; получил книгу «Деяния св. Апостол», первую из напечатанных в московской типографии, и уехал со всей семьей в Александрову слободу (ныне уездный город Александров Владимирской губернии) 3 декабря 1564 г.; обнародовал устав опричнины 3-го и открыл вторую эпоху казней 4 февраля 1565 г.; созвал впервые Земскую думу и поставил митрополитом св. Филиппа, игумена соловецкого, в 1566 г.; открыл третью эпоху казней и, выступив лично в польский поход от Ршанского яма (близ Новгорода) возвратился в Александровскую слободу в 1567 г.; велел схватить св. Филиппа, служившего обедню, и сослал его закованным в тверской Отрочь монастырь в 1568 г.; «взял под свою руку» Кучума, царя сибирского, и, овдовев вторично, открыл четвертую эпоху казней, заключившуюся удушением св. Филиппа в 1569 г.; наказал Клин, окровавил Тверь и казнил страшным «погромом» Новгород в 1570 г.; на развалинах Москвы, испепеленной Девлет-Гиреем крымским, отпировал третью свадьбу свою (см. 134) 28 октября, но уже овдовел 13 ноября и немедленно открыл пятую эпоху казней в 1571 г.; исходатайствовал себе соборное разрешение на четвертый брак (см. 25), отпраздновав который, лично опустошил всю Эстонию в 1572 г.; вел переговоры с послом Литовской рады Гарабурдой о возведении себя или сына своего, царевича Ивана (см. 99), на престол польский в 1573 г.; постриг четвертую жену свою в 1574 г.; взял за себя уже без соборного разрешения пятую жену (см. 27), переселился в г. Старицу и открыл шестую эпоху казней, замечательную изобретательностью рода последних, в 1575 г.; вызывал разных художников-иноземцев и принимал в Москве послов Стефана Батория, нового короля польского, в 1576 г.; совершил удачный поход в несчастную Ливонию, ознаменованный тиранством при взятии Вендена, и, отослав в монастырь пятую жену, завел себе шестую, как называют ее современники, «женище» (см. 43), в 1577 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Однако папа отказался признавать королевского ставленника, требуя восстановить Густава Тролле на его кафедре. В знак разрыва с Римом Густав Ваза приблизил к себе швед. лютеран Лаврентия Андреэ (Ларса Андерссона) и братьев Олауса Петри (Олафа Перссона) и Лаврентия Петри Нериция (Ларса Перссона), способствовал развитию протестант. книгопечатания. В 1526 г. на швед. язык был переведен НЗ (полный перевод Библии появился в 1541). В 1527 г. на риксдаге в Вестеросе Лаврентий Андреэ провозгласил короля главой Шведской Церкви. Несмотря на то что Швеция официально стала протестант. державой, реформационные преобразования на тот момент не носили столь глубинного и всеохватывающего характера, как в нем. лютеран. княжествах: в церквах сохранялись католич. реликвии, часть населения праздновало дни памяти католич. святых. Наследовавший Густаву Вазе Эрик XIV продолжил религ. политику отца, сохраняя все католич. обычаи, не противоречившие Свящ. Писанию. Гробница Иоанна III, кор. Швеции в соборе св. Эрика в Уппсале, Швеция. Кон. XVI — нач. XVII в. Гробница Иоанна III, кор. Швеции в соборе св. Эрика в Уппсале, Швеция. Кон. XVI — нач. XVII в. После Тридентского Собора (1545) в Европе получили распространение идеи религ. компромисса - возможности существования варианта церковного устройства, к-рый примирил бы сторонников Реформации с Римской Церковью. Во время заключения в замке Грипсхольм И. познакомился с трудами голл. католич. теолога Г. Кассандера (1512-1566), считавшего возможным воссоединение католич. и протестант. Церквей, при условии что католич. Церковь, сохраняя свою иерархию, откажется от злоупотреблений. При поддержке теолога Петра Фехта, получившего образование в Виттенберге, и 2-го лютеран. архиеп. Уппсальского Лаврентия Петра Готуса (1575-1579) И. в 1574-1575 гг. на 2 Соборах заставил духовенство принять ряд прокатолич. нововведений. Первая супруга И., Екатерина Ягеллонка, окружала себя католич. монахами, что вызывало возмущение среди сторонников Реформации. В 1572 г. она обсуждала с кард.

http://pravenc.ru/text/469788.html

Бедствия афонских монахов прекратились лишь в середине XIII столетия, когда было низвергнуто латинское иго. При императоре Михаиле VIII Палеологе (1259–1282 г.), который, по соображениям политическим и личным, затеял церковную унию с Римом (1274 г.), афонские монахи подверглись жестокому преследованию за устойчивое и убежденное исповедание православия. Они имели даже дерзновение послать императору особый свиток, с доказательствами истинности православия и лживости латинства, а самого царя смело обличали в неправомыслии. В ответ на это послание, в октябре 1280 года, на Афон по приказанию императора, прибыли для введения унии ее греческие приверженцы, во главе с латинским духовенством. Встретив в Иверском монастыре мужественное исповедание веры, они утопили греческих монахов в море, грузин насильственно отправили в Италию, а монастырь ограбили. В монастыре Ватопедском все монахи были повешены, а в Зографском 26 иноков были сожжены. В Карее были изрублены прот Святой горы и все подвизавшиеся здесь старцы, церковь была сожжена и келлии ограблены и т.д. В эпоху династии Палеологов (XIV в.) Афон пользовался сравнительным благополучием, благодаря щедрости и покровительству императоров. Один из них (Андроник Старший) отказался в 1313 году от непосредственного управления Афоном, которое принадлежало императорской власти, в силу прежних распоряжений, и подчинил его власти константинопольского патриарха. В 1453 г. Афон был завоеван турками, но был пощажен от разорения и получил право свободно совершать христианское богослужение. В последующее время Афон подвергся крупному бедствию, в царствование султана Селима II (1566–1574), который отнял в пользу казны, все принадлежавшие местным монастырям имения. С того времени многие монастыри впали в большую бедность, от которой не избавились и теперь. В 1821 г., во время общего восстания греков против турок, в нем приняли участие и афонские монахи. Но за это они были жестоко наказаны. На Афон вступили турецкие войска и заняли монастыри, в которых и оставались до 1829 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010