Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ XI (2.06.1535, Флоренция - 27.04.1605, Рим; до избрания папой - Алессандро Оттавиано Медичи), папа Римский (с 1 апр. 1605). Представитель младшей ветви флорентийского рода Медичи; сын Оттавиано Медичи и Франчески Сальвиати; внучатый племянник папы Римского Льва X (1513-1521), племянник Козимо I Медичи (1519-1574), вел. герц. Тосканского. Алессандро рано потерял отца, воспитывался доминиканцем Винченцо Эрколани из мон-ря Сан-Марко и, вероятно, находился под сильным его влиянием. По просьбе матери, которая опасалась, что ее единственный сын выберет церковное служение, герц. Козимо I Медичи включил юношу в число своих приближенных. В 1560 г. А. Медичи сопровождал герцога в Рим, где познакомился с католич. реформатором, основателем конгрегации ораториан Филиппом Нери (в 1622 канонизирован папой Римским Григорием XV ). Это знакомство определило его выбор в жизни: после смерти матери (1566) он обратился к изучению богословия и стал вести уединенный образ жизни. 22 июля 1567 г. Антонио Альтовити, архиеп. Флоренции, рукоположил А. Медичи в сан пресвитера. 10 июня 1569 г. герц. Козимо I назначил А. Медичи послом при Папском престоле. По прибытии в Рим был представлен папе Римскому Пию V (1566-1572), на которого произвел благоприятное впечатление; понтифик пожаловал А. Медичи титул апостольского протонотария. В курии он столкнулся с сильным недовольством профранц. политикой герцога Тосканского. В кон. авг.- сер. окт. 1571 г. А. Медичи по настоянию герцога ходатайствовал о предоставлении папской диспенсации одному из предводителей франц. гугенотов, Генриху Наваррскому (впосл. франц. кор. Генрих IV ), брак к-рого с Маргаритой Валуа, младшей сестрой франц. кор. Карла IX , стремилась устроить королева-мать Екатерина Медичи (см. ст. Варфоломеевская ночь ). Папа Римский отказывался идти на уступки еретикам, настаивая на обязательном переходе Генриха Наваррского в католич. веру. В этот период А. Медичи сблизился с Филиппом Нери и его окружением; по преданию, впосл. нашедшему отражение в «Церковных анналах» кард. Цезаря Барония, Филипп Нери предсказал, что А. Медичи изберут на Папский престол, но его понтификат будет кратким. В 1575 г., после папского признания конгрегации ораториан, А. Медичи участвовал в строительных работах по почти полной перестройке ц. Санта-Мария-ин-Валличелла (также Новая церковь; освящена в 1599), переданной новой конгрегации. Вместе с кард. Федерико Борромео настоял на перенесении в Новую церковь останков Филиппа Нери († 1595), к-рый был похоронен на общем кладбище конгрегации. Позднее, будучи папским легатом во Франции, оказывал поддержку франц. общинам ораториан.

http://pravenc.ru/text/2463271.html

Муром. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В древности храм во имя Успения Божией Матери стоял на самой окраине города. Впервые в документах он упомянут под 1566 годом. В начале 17 века храм пользовался особым вниманием купцов московской гостиной сотни братьев Судовщиковых. В 18 веке в приходе Успенской церкви значился древний муромский род Лихониных. В 1790 году один из представителей этой династии, купец 2-й гильдии Дмитрий Иванович Лихонин, торговавший в Петербурге юфтью, выстроил новый кирпичный храм. В церкви устроили два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, второй, в тёплом приделе, во имя Дмитрия Солунского. Впоследствии храм неоднократно перестраивали. В 1829 году расширили трапезную, а в 1835 году соорудили колокольню. 7 мая 1896 года в храм ударила шаровая молния. К 1910-м годам церковь пришла в ветхость и требовала ремонта. В 1915 году её осмотрел владимирский епархиальный архитектор. Найдя храм " ветхим и опасным для доступа молящихся " , он разрешил церковному старосте и прихожанам разобрать и перестроить холодную церковь, что и было сделано. Храм оставался действующим до марта 1940 года. К тому времени служили в приделе, т.к. основной объём церкви был разрушен в 1923 году. В 1990-е годы храм передали Владимиро-Суздальской епархии. Источник: Чернышев В.Я. Муром, 2012 Первые известия об Успенской церкви относятся ко второй половине XVI ст.; она упоминается вместе с другими церквами в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи Бартенева 1637 г. о ней сообщается: «за осыпью в Успенской улицы церковь Успения Пресвятой Богородицы, древяна с папертью да два придела – вел. Чудотв. Николы и св. Жен Мироносиц… другая теплая церковь Богоявление Господа Христа древяна, на колокольнице 4 колокола невелики. А церкви и в церквах все церковное строение московских гостей Смирнова да Третьяка Микитиных детей Судовщикова. На церковной земле двор попа Григория». В 1790 г. на средства муромского купца Д. Лихонина вместо деревянных церквей был устроен каменный храм. В новом храме было устроено два престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в приделе теплом – в честь вмч. Димитрия Селунского. В 1829 г. трапеза была перестроена, а в 1835 г. построена вновь каменная колокольня, и с того времени внешний вид храма остается без изменений, внутренние же украшения его обновлялись не однажды.

http://sobory.ru/article/?object=01328

Т.Р. Руди Из Амстердама в Москву: И.Ф. Копиевский и один русский перевод символических книг Голландской реформаторской церкви 1842 Л. Ронки Де Микелис 1. Текст «Хотящимъ же к собору церкви приходити достоит знати совершенно сих главизнъ, и исповдати им подобает, и тако их вопрошати, не имют ли таковаго учение и размышление, дабы на такое ихъ сумнение отвт учинит. Естьли кто скажет, что имет, и того подобает от Писания поучати. А есть ли сим доволны, подобает вопрошати, на се ли они себя предают и за милосердие Божие у сего учения пребывати хотят ли, и миръ сей отринути, и новое християнское житие установити; по совершению же, подаютца ли они християнскому опитимии. Сотворивъ же сице, наказати таковых пребывати в миру, любви и соединение о всми человки; и к миротворению, естьли кто от них с ближным какую вражду имети будетъ» 1843 . Этим увещанием о любви к ближнему, великой заповеди, заключающей для христиан все другие 1844 , завершается перевод XVII в. на церковнославянский язык двух самых важных документов европейской реформационной церкви – «Исповедания веры бельгийской» и «Гейдельбергского катехизиса», в которых реформатская Голландская церковь выразила собственное вероисповедание 1845 . Составленное в 1559 г. Ги де Бре 1846 при помощи и при советах лейденского богослова Адриана Саравиа и капеллана Вильгельма Оранского Модета (Mode us) в тщетной попытке явить собственную христианскую веру властям Турне (де Бре всё-таки казнили в 1567 г.), «Исповедание» имело широкое хождение в Нидерландах и в 1561 г. было опубликовано на французском языке в Руане, а в следующем году – на голландском. Представленное в 1562 г. Филиппу II его мятежными подданными (и им отвергнутое), оно в 1566 г. было слегка исправлено, особенно в статье 36, где говорится об отношениях гражданских ведомств с Царством Христовым. Новая формулировка была одобрена в 1568 г. женевскими богословами, и в 1574 г. все голландские реформационные церкви единогласно приняли её. Окончательное утверждение произошло в ходе великого Дордрехтского синода в 1619 г., когда были внимательно рассмотрены латинский, французский и голландский переводы, внесены небольшие изменения (не имевшие теологического значения). Результат был принят в качестве официального исповедания веры реформатских церквей Голландии, Бельгии и Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЮПЛЕССИ-МОРНЕ [франц. Duplessis-Mornay; сеньор дю Плесси-Марли; франц. du Plessis-Marly] Филипп (5.11.1549, замок Бюи, совр. деп. Валь-д " Уаз - 11.11.1623, замок Ла-Форе-сюр-Севр, совр. деп. Дё-Севр), франц. протестант. богослов, публицист, политический деятель. После смерти отца, рьяного католика Жака де Морне, сеньора де Бюи, семья Д.-М. перешла в кальвинизм. Учился в Париже, в коллеже Лизьё, в 1565 г. изучал право в Гейдельбергском ун-те, в 1566 г.- древнеевр. язык в Падуе. В 1567 г. поступил на службу к принцу Конде, одному из предводителей гугенотов во Франции. Получив ранение во 2-й из религиозных войн во Франции , покинул военную службу и с образовательными целями совершил путешествие по Европе (1568-1572). По возвращении во Францию был среди доверенных лиц адмирала Г. Колиньи . Спасшись во время Варфоломеевской ночи , Д.-М. был вынужден уехать в Англию. В 1573 г. вновь вернулся во Францию, примкнул к партии «недовольных», возглавляемых Франциском, герц. Алансонским, братом франц. кор. Карла IX . В 1574 г. участвовал в неудачной попытке освобождения Франциска Алансонского и Генриха Наваррского (впосл. кор. Генрих IV ), фактически находившихся на положении пленников при королевском дворе; помог Генриху Конде бежать в Германию. Сам Д.-М. был захвачен в плен герц. Гизом, однако впосл. освобожден. Бежал в Седан (этот город оставался в руках гугенотов), в 1575 г. Д.-М. женился на Шарлотте Арбалест, вдове Жана де Па, гугенота, сражавшегося на стороне Колиньи. Жене он посвятил трактат «Excellent discours de la vie et de la mort» (Превосходное рассуждение о жизни и смерти, 1576). В сер. 70-х гг. XVI в. сблизился с Генрихом Наваррским. После того как тот возглавил лагерь гугенотов, Д.-М. был послан с дипломатической миссией в Англию. Там в 1578 г. он опубликовал «Traicté de l " Église, auquel sont disputées les principalles questions qui ont esté meuës sur ce point en nostre temps» (Трактат о Церкви, в котором рассмотрены вопросы, в наше время по этому поводу умалчиваемые), впосл.

http://pravenc.ru/text/180828.html

Предисловие Введение Священная война, которой нет Часть I. Дни пророка Начало Мекка, 570–622 Джибрил приходит. Медина, 622–632 Первые сражения Человек с непростым характером Когда прекратятся убийства Человек своего времени Из костей и камней Рай для воинов Часть II. За пределами Аравии Вперед мусульманские солдаты. Византия и Персия 632–640 Кампании на островах. Кипр, Родос и Крит 649–668 Шах и мат на Босфоре: Константинополь 668–673 Часть III. Иберийское предприятие Толедская блудница. Испания 710 Гора Тарика. Испания 711 Судьба завоевателя. Медина, 711–715 Часть IV. Ислам разворачивается Забытый исавриец. Константинополь 717–718 Зимми: Дар-аль-ислам с седьмого века и далее Набеги во Францию. Лангедок 718–732 Молот франков. Тур, 732–759. Захват Омейядов. Испания, 756–852 Долгое сопротивление. Сицилия, 827–902 Кампания на Французской Ривьере. Сен-Тропе, 898–973. Мой скромный долг Испании. Трупы Симанкаса. Любовник Авроры. Сантьяго-де-Компостела, 967–1002 Изгнать Омейядов. Испания 1085 Воин пустыни. Залакка, 1085–1086 Мио Сид. Валенсия, 1080–1108 Часть VI. Отклонение на юг Освобождение в Лузитании. Португалия, 1079–1147 Греки и норманны. Сицилия, 1025–1091. Африканское поглощение. Испания, 1104–1212 Решительный год. Лас-Навас-де-Толоса 1212 Разгром мусульман. Испания, 1212–1250 Последние пять городов. Андалусия 1230–1248 Часть VII. Натиск с востока Османское нашествие: Турция в середине 1200-х годов Монгольская орда. Русь 1340–1480 Янычары. Фракия 130–1353 Бунт геев. Фракия 1376–1388. Поле черных дроздов. Косово 1389 Дикие рыцари Франции. Никополь 1396 Венгерский герой. Варна 1444 Последняя агония. Константинополь 1453 Дорога в Рим. Белград 1456 Часть VIII. На суше и на море Голос мавра. Гранада 1492 Османская империя. Селим Мрачный 1512–1520 Красный Дунай. Мохачи 1526 Нетронутый капитал. Вена 1529 Моряки, работорговцы и пираты. Средиземноморье 1504–1546 Всегда с оружием в руках и готовыми к бою. Мальта 1565 Рапсодия смерти. Венгрия 1566 Восстание Альпухарр. Испания, 1568–1570 Страдания Брагадино. Фамагуста 1571 Прекрасный день, чтобы умереть. Лепанто 1572. Колониализм в мусульманском стиле. Восточная Европа 1574–1681 Часть IX. Угасание священной войны Блестящая победа. Вена 1683 Крах джихада. Греция и Венгрия 1685–1699. Могильщики. Центральная и Юго-Восточная Европа 1716–1770 Дуэт Орлова и Суворова. Средиземноморье и Крым, 1770–1792 Часть X. Европейский натиск К берегам Триполи. Северная Африка 1798–1830 Потомки Перикла. Греция 1821–1827 Море войн. Балканы 1828–1878 Часть XI. Возвращение джихада Войны XX века. Дар-аль-харб 1912–1945 Терроризм. Запад 1980–1990 годов Эпилог. Блестящая дружба Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ († 13.07.1574, Иосифов Успенский мон-рь), архиеп. Казанский и Свияжский (1568-1573). В 1566-1568 гг.- игумен Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря . По всей видимости, был постриженником этой обители и разделял взгляды иосифлян (впосл. Л. дал вкладом в Иосифов монастырь 230 р.- Титов А. А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в. М., 1906. 323). В 1566 г. присутствовал на земском соборе в Москве, рассматривавшем вопрос о продолжении войны с Польско-Литовским гос-вом. 2 февр. 1568 г. был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжского, хиротонию возглавил свт. Филипп II (Колычев) , митр. Московский. Л. стал 3-м архиереем основанной в 1555 г. епархии. Прежний архиепископ, свт. Герман (Садырев-Полев) , занимавший Казанскую кафедру в 1564-1566 гг., в нояб. 1567 г. скончался в Москве от морового поветрия (по другим сведениям, будучи нареченным митрополитом, погиб от рук опричников). В период архиерейства Л. в 1570 г. в казанский в честь Преображения Господня мужской монастырь на покой из Твери возвратился свт. Варсонофий . 11 нояб. 1568 г. Л. должен был участвовать в хиротонии в Москве нового митр. Кирилла III , а в мае 1572 г.- митр. Антония . После 7 окт. 1573 г. ( Ермолаев И. П. Казанский край во 2-й пол. XVI-XVII в.: (Хронол. перечень док-тов). Каз., 1980. С. 21) оставил Казанскую кафедру и поселился на покое в Иосифовом Волоцком мон-ре. 21 февр. 1574 г. он дал вкладом в обитель ряд книг, все «книги новы, а письмо доброе» - Евангелие, Апостол, Псалтирь, Ирмологий, «Иоанн Дамаскин» (КЦДР. 1991. С. 96). Владельческие записи Л. сохранились в рукописях «Лествица Иоанна Лествичника» (ГИМ. Епарх. 329(458), 60-е гг. XVI в.) и «Служебник» (РГБ. Ф. 113. 87). «Ученик бывшаго игумена Лаврентия» Пафнот (Пафнутий) (Рыков, книгохранитель Иосифова мон-ря?) переписал в 1570 г. сборник святоотеческих поучений (ГИМ. Епарх. 335(473)).

http://pravenc.ru/text/2462457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ VII (Бараташвили), католикос-патриарх Вост. Грузии (1561-1584). Сохранилось множество документов, относящихся к периоду его предстоятельства. Из них становится известно, что мцхетский патриарший кафедральный собор Светицховели приобрел при Н. значительное количество крепостных и поместья от царей и вельмож Картли и Кахети, получил различные льготы. Так, царь Картли Свимон I (1556-1569, 1578-1600) в 1566 г. пожертвовал собору с. Гомни близ с. Ниаби ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 408; Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 294), в 1581 г.- с. Мохиси в Земо-Картли и «государственные земли с крепостными» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 420). В документе 1572 г. указано, что по распоряжению царя Свимона I тбилисским и горийским чиновникам было велено освободить от всех обязательств крепостных Светицховели, проживавших в Тбилиси и Гори (Там же. С. 414). Грамотой 1577 г. супруга царя Свимона I царица Нестан-Дареджан освободила крепостных Светицховели от государственных налогов (Там же. С. 416). Следует отметить заботу царского двора Кахети о Светицховели в 1563-1580 гг. Царь Кахети Леван (1520-1574) в 1563 г. пожертвовал 16 семей в с. Земо-Ганухи (Там же. С. 405); согласно грамоте 1568 г., сын царя Кахети Левана царевич Теймураз (впосл. царь Кахети Теймураз I) пожертвовал крепостного (Там же. С. 411). Царь Кахети Александр II (1574-1601, 1602-1605) в 1569 г. пожертвовал Светицховели большое число крепостных и передал много земель: даровал Варцанский мон-рь в Ведзисхеви, села Ведзисхеви, Гиоргицминда, Гогани (Гогаани), Гелисубани, Корети, Сепоригеле и др. (ПГП. 1965. Т. 2. С. 193); в 1575 г. пожертвовал собору 20 семей крепостных ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 415); согласно грамоте того же года, обновил пожертвования Светицховели - в частности, половину доходов мон-рей пуст. Гареджи (Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 295). Интересна совместная грамота царей Свимона I и Александра II о пожертвовании Светицховели храма в Анеши, с. Даба, а также 2 семей в Цирдали ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 414).

http://pravenc.ru/text/2566066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЬГИЙСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ [франц. Confession Belge (Belgica) или Confession de foi], вероучительный документ реформатских церквей, написанный Ги де Бре в Дорнейке (Турне) в 1561 г. при содействии А. Саравиа и Г. Модеда (Модетуса), капеллана Вильгельма Оранского. Копия Б. и. была отправлена испан. кор. Филиппу II, ужесточившему репрессии против «бунтовщиков и еретиков-протестантов», чтобы показать, что реформаты «питают отвращение к анабаптистам или другим бунтовщикам, а также ко всем тем, кто отрицает высшие власти и магистраты» (ст. 36), и готовы подчиняться властям во всем, кроме вопросов веры. Ответа не последовало. В период 1562-1566 гг. Б. и. было переведено с франц. на нидерланд., нем. и лат. языки. В 1566 г. тайно собрался первый синод Реформатской церкви Нижних земель (территория совр. Бельгии и Нидерландов) в Антверпене. После внесения поправки в ст. 36 Б. и. было официально принято как исповедание веры реформатских церквей. Позднее оно было одобрено синодами в Везеле (1568), Эмдене (1568), Дордрехте (1574, 1618-1619), Мидделбурге (1581). В наст. время Б. и. признают в качестве вероучительного документа Нидерландская реформированная церковь, Реформатская церковь в Голландии и Бельгии, Реформатская церковь в Америке, Свободные реформатские церкви в США, Христианская реформатская церковь в Сев. Америке, Протестантские реформатские церкви в Америке, Реформатские церкви Австралии, а также реформатские церкви в Юж. Африке (говорящие на африкаанс). Де Бре ориентировался на Галликанское исповедание (1559) франц. кальвинистов, и поэтому Б. и. составлено в том же порядке: ст. 1-7 о Боге, Божественном Откровении, авторитете Свящ. Писания, в к-ром содержится знание, необходимое для спасения, о канонических и апокрифических книгах Библии; ст. 8-11 о Св. Троице и ее испостасях; в ст. 12-17 говорится о творении, Промысле Божием, сотворении человека и его падении, рассматриваются доктрины о первородном грехе, Божественном избрании и восстановлении падшего человека; ст. 18-21 посвящены Иисусу Христу: Его воплощению, двум природам и искуплению; ст. 22-26 дают представление о праведности веры, об оправдании и освящении грешников, об исполнении закона и о заступничестве Христа за людей перед Богом Отцом; ст. 27-35 о церкви и об обязанностях верующих, об отличительных особенностях истинной церкви, об управлении, о служителях, о церковной дисциплине, о таинствах: Крещении и Вечере Господней; в ст. 36 сказано о признании авторитета гражданских властей; заключительная ст. 37 посвящена Страшному Суду.

http://pravenc.ru/text/77976.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРБЕСТ [польск. Herbest] Бенедикт (ок. 1531, Нове-Място - 4.03.1598, Ярослав), иезуит, проф. Краковской академии, педагог, писатель. Сын мещанина, учился в Краковской академии, к-рую в 1550 г. окончил со степенью бакалавра. В 1550-1553 гг. ректор городской школы во Львове, с 1555 г. ректор в школе при костеле Божией Матери в Кракове. В 1559 г. получил степень магистра свободных искусств, преподавал в Краковской академии. Из-за споров с краковским архипресв. Якубом Горским по вопросам Реформации в 1563 г. Г. переехал в Познань и стал ректором Любраньской коллегии. В 1566 г. издал один из старейших католич. катехизисов на польск. языке («Nauka prauego chrzescijanina»). Чуть позднее появилось соч. «Wypisanie drogi» (Описание дороги), в к-ром Г. рассказал о посещении в 1566 г. Львова и др. городов Русского воеводства и выражал надежду на достижение унии с правосл. Церковью на условиях, выработанных Ферраро-Флорентийским Собором . В этой связи он упоминал текст грамоты польск. кор. Владислава III 1443 г., адресованной принявшему унию правосл. духовенству. Эту грамоту Г. обнаружил во львовских городских книгах и, ссылаясь на нее, призывал местное униатское духовенство обратить больше внимания на православных, «чтобы мы в русинскую, а русы в нашу церковь в единстве веры и подчинения могли ходить». В 1569 г. Г. вступил в орден иезуитов, в 1571 г. учился в Риме (в Collegium Romanum). Вернувшись в 1572 г. в Польшу, стал преподавать в иезуитской семинарии Пултуска. По просьбе сандомирского воеводы Яна Костки в 1574 г. выехал в Мальборк для обучения сыновей и родственников воеводы. В 1575-1576 гг. преподавал в иезуитской коллегии в Ярославе, к-рая была одним из главных центров прозелитской деятельности иезуитов на укр. землях. Был активным участником контрреформационного движения в Речи Посполитой (на Волыни, на Подоле, на Люблинщине и в др. местах), выступал против учения польск. антитринитариев (см.

http://pravenc.ru/text/164651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОИШ Гоиш [португ. Góis] Дамиан ди (1502, Аленкер - 30.01.1574), португ. гуманист и ученый, одним из первых познакомил европейцев с традициями Эфиопской Церкви. Род. в знатной семье и в 1511 г. стал пажом при дворе кор. Мануэла I (1469-1521), в 1523 г., при кор. Жуане III (1521-1557), Г. был послан секретарем миссии Feitoria de Frandres в Антверпен, где за 5 лет познакомился с идеями и деятелями Реформации. В 1528 г. в Англии он встретился с Т. Мором. В 1529 г. Г. ездил с дипломатическими поручениями к польск. кор. Сигизмунду в Краков и Вильно, а в 1531 г.- ко двору дат. кор. Фредерика I. Эти поездки дали ему возможность хорошо познакомиться с учителями ранней Реформации И. Бугенхагеном, Эразмом Роттердамским, Ф. Меланхтоном и М. Лютером, и их идеи произвели на Г. большое впечатление. В 1530 г. в Лиссабоне он встретил эфиоп. свящ. Цага Зааба (от эфиоп.- благодать Отца), посланного к португ. королю эфиоп. царем Лебна Денгелем просить военной помощи для отражения мусульм. нашествия имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . Г. подробно расспросил эфиоп. священника о его стране и состоянии Эфиопской Церкви, результатом чего явились 2 книги, написанные им по-латыни: «Посольство великого индийского императора пресвитера Иоанна» (1532) и «Верования, религия, нравы эфиопов под властью священника Иоанна» (1540). Однако в книгах было описано не столько действительное состояние Эфиопской Церкви, сколько представления самого Г. о том, какой должна быть христ. Церковь не только в Эфиопии, но и повсюду. Эти книги вызвали, с одной стороны, большой интерес у европ. гуманистов, к-рых очень привлекал «мистический и мудрый» Восток, в т. ч. и Эфиопия, а с другой - серьезное неодобрение у членов инквизиции. В дальнейшем Г. долго жил в Италии и во Фландрии, затем заведовал португ. архивами в Торре-ду-Томбу. В 1566-1567 гг. по поручению кардинала-инфанта Энрике он написал и издал историю королей Мануэла I и Жуана III. Но научная деятельность не спасла его от преследования инквизиции. В 1573 г. Г. был арестован и заточен в мон-рь, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/165239.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010