Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОГГИН (Логин) (Шишелов; прозв. Корова) (Вел. Устюг - 1624, Троице-Сергиев мон-рь), мон., певец и распевщик, клирошанин московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужского монастыря , головщик и уставщик хора Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ), книгописец. О месте рождения Л. свидетельствует запись киноварью в одном из троицких синодиков напротив имени умершего в 1594/95 г. инока Тихона: «Устюжанин, Логина устюжанина, головщика, отец» ( Арсений, Иларий. 1878. С. 146). Родовая фамилия Л. названа в описи книг того же мон-ря от 1642 г.: «Книга Стихараль, дачи и письма головщика Логина, в 4, а имя ему Шишеловской». Последнее именование в данном случае относится к Стихирарю, следов., фамилия головщика-вкладчика - Шишелов. Эта фамилия встречалась в среде служилых людей XVI в. (РИБ. Т. 3. Стб. 179, 190). В музыкально-теоретическом памятнике XVII в. «Сказание о зарембах» приводится обиходное (очевидно, данное клирошанами) прозвище Л.- Корова (ГИМ. Син. певч. 219. Л. 376 об.- 377). Во время опричнины царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1565-1572) Л. был молодым человеком. Причины, по к-рым он покинул Вел. Устюг и принял монашество, неизвестны. Наиболее ранние документальные сведения найдены в приходно-расходной книге Чудова мон-ря за 1585/86 г. В сент.- окт. ни среди головщиков (их в Чудовом мон-ре было 4), ни среди певчих Л. не упоминается, а 3 дек. 1585 г. вместо головщика Ионы Протопопова «зажилое» в размере гривны было выдано «Логину устюженину» за службу в нояб. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 273. Л. 112 об.). Т. о., Л. приступил к исполнению обязанностей головщика Чудова монастыря в нояб. 1585 г. В дальнейшем он регулярно получал установленное ему жалованье (Там же. Л. 126 об., 143 об., 157, 178 об. и др.). Чтобы поступить в качестве головщика в Чудов мон-рь, располагавшийся внутри стен Московского Кремля, Л., по-видимому, должен был нек-рое время жить в Москве и получить известность как певчий с выдающимися вокальными данными и как знаток церковнопевч. дела. В мон-ре его знания и искусство должны были совершенствоваться. По праздникам здесь собирались лучшие исполнители столицы: в службах участвовали хоры государевых певчих дьяков и патриарших певчих , с к-рыми приходилось петь и монастырскому хору. В июне 1586 г. в качестве певчего в мон-рь поступил и инок Христофор (Там же. Л. 210 об.), впосл. старец Кириллова Белозерского мон-ря, переписчик и, возможно, автор части руководств по нотациям из рукописи 1604 г. РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (см. в ст. Ключ знаменной ).

http://pravenc.ru/text/2110644.html

Вязники. Введенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1629 - 1764. Адрес: Владимирская область, г. Вязники, ул. Пролетарская Горка, 3. Координаты: 56.24366, 42.159956 Проезд:Монастырь составляет Введенская церковь и несколько хозпостроек на крутом склоне высокой горы в центре города. На автомобиле следует двигаться со стороны Нижнего Новгорода поверху, свернув налево, на ул. Киселёва, и ориентируясь по белой Троицкой церкви с колокольней, которая относительно недалеко от Введенской церкви. Пешком снизу вверх от центральной площади города по ул.Трудовая Гора. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Приписные приходские церкви: Кувезино. Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты История Введенского монастыря в Вязниках переплетена с княжеским и боярским родом Мстиславских, потомков князя Литовского Гедимина, издревле владевших Ярополческой волостью Владимирского уезда, где ныне находится г. Вязники.  Фёдор Михайлович Мстиславский (род.? – ум. 1540) выехал на Русь в 1526 году, был женат на родной внучке Ивана III Анастасии. В 1536-1537 гг. упоминается среди Муромских воевод. Его сын, Иван Фёдорович Мстиславский (ок. 1530-1586) политический и военный деятель эпохи Ивана IV, впервые упомянут в 1547 году, известен как боярин и полковой воевода во Владимире (1548). Участвует в военных компаниях в Ливонии (1559). После введения опричнины занимает видные начальственные должности (1565), участвует в успешных переговорах с казанцами (1573). После смерти Ивана IV подвергся опале (1585), сослан в Кирилло-Белозёрский монастырь. Был женат на дочери князя Горбатого Ирине. Два его сына тоже были боярами. Один из них, Фёдор Иванович Мстиславский (ок. 1550-1622), так же как и отец стал влиятельным политическим деятелем и военноначальником. К 1613 коду Фёдор Иванович владел 50 тысячами десятин, то есть был одним из крупнейших светских землевладельцев того времени. Помимо Ярополческой волости ему принадлежали Муромские земли вплоть до села Драчёво (сейчас Селивановский район). Возглавлял правительственные войска в борьбе с Лжедмитрием I, занимал самые высокие посты вплоть до претендентства на престол после смерти царя Фёдора Иоанновича. При царе Михаиле Фёдоровиче оставался видным сановником. Жена Фёдора Ивановича Мстиславского – Домникея Михайловна, урождённая Тёмкина-Ростовская, в последствие приняла постриг, в монашестве приняла имя Ирина. Монахиня Ирина совместно с сестрой князя Фёдора Ивановича Мстиславского основали в Вязниках Введенскую женскую обитель. Скончалась в 1630 году.

http://sobory.ru/article/?object=10877

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Алтарная преграда и органные хоры в базилике Сан-Марко направление в западноевроп. музыке, школа полифонического хорового и инструментального письма, сложившаяся в Венеции в 1527 - 30-е гг. XVII в. в результате деятельности большой группы музыкантов, связанных с базиликой Сан-Марко . Хотя первыми известными капельмейстерами базилики были Альберто Франчезе (Francese, т. е. француз; 80-е гг. XV в.) и Петрус де Фоссис (1491-1527; возможно, также франц. происхождения), основателем В. ш. справедливо считается франко-фламандский композитор Адриан Вилларт (капельмейстер в 1527-1562), у к-рого учились контрапункту мн. представители В. ш. Затем должность капельмейстера занимали: Чиприано де Роре (1563-1564) и Джозеффо Царлино (1565-1590) - ученики Вилларта, Бальдассаре Донато (1590-1603), Джованни Кроче (1603-1609), Джулио Чезаре Мартиненго (1609-1613), Клаудио Монтеверди (1613-1643). В алтарной части, на галереях с сев. и юж. сторон базилики, располагались 2 органа. Должность 1-го органиста занимали Джованни Армонио (1516-1551), Аннибале Падовано (1552-1565), Клаудио Меруло (1566?-1584), Андреа Габриели (1585-1586), его племянник Джованни Габриели (1586-1612), 2-го - Джулио Сеньи (1530-1533), Бальдассаре да Имола (1533-1541), Жак Буус (1541-1551), Джироламо Парабоско (1551-1557), Меруло (1557-1565?), А. Габриели (1566?-1585), Дж. Габриели (1585-1586), Винченцо Беллавере (1586-1587), Джозеффо Гуами (1588-1591). Венецианский стиль муз. письма отличает новая пространственная структура хорового и инструментального многоголосия. Наличие множества пространственных зон в архитектуре Сан-Марко (в т. ч. галерей и специальных балкончиков для музыкантов) способствовало рождению идеи многохорности: пространственного расчленения единого хора на ряд 4-6-голосных групп, называемых капеллами (cappella). Наряду с этим продолжали писать и для одного хора на 4-7 голосов. В многохорном музицировании, ставшем характерной чертой венецианской церковной музыки c 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/150245.html

[Марцелл; до избрания папой Римским Марчелло Червини] (6.05.1501, Монтефано, совр. пров. Мачерата, Италия - 1.05.1555, Рим), папа Римский (с 9 апр. 1555). Происходил из достаточно влиятельного тосканского рода; его отец, Рикардо Червини (1454-1534), чиновник Апостольской пенитенциарии (см. Трибуналы Римско-католической Церкви ), также был на службе у семьи сиенских банкиров Спаннокки; мать - Кассандра ди Доменико Бенчи да Монтепульчано († 1509). У Марчелло Червини было 2 сводных брата (от 2-го брака отца с Леонорой Эджиди) - Алессандро, который впосл. составил жизнеописание М. (ркп.: Cervini A. Vita di Marcello II//Archivio di Stato di Firenze. Carte Cervini. Filza 52), и Ромоло, который после изучения права в Падуанском ун-те участвовал в издательских проектах Паоло Мануцио, а также 2 родные сестры и 5 сводных. Одна из сводных сестер, Чинция, вышла замуж за Винченцо Беллармино; в этом браке род. Роберто Беллармино (см. Беллармин ), католич. богослов-полемист, деятель Контрреформации (в 1930 канонизирован Римско-католической Церковью). Марчелло Червини получил хорошее и разностороннее образование: отец давал ему уроки грамматики, риторики, основ философии, астрономии, а также архитектуры, агрономии, знакомил с литьем металлов, производством книг. Ок. 1520 г. продолжил обучение в Сиене, где занимался гл. обр. греческим языком, математикой (в к-рой продемонстрировал изрядные способности) и астрономией; он заручился покровительством кард. Джованни Пикколомини, архиеп. Сиены (1503-1529). В нач. 1524 г. Червини в составе делегации из Флоренции отправился в Рим, чтобы поздравить с избранием в нояб. 1523 г. на Папский престол кард. Джулио Медичи (папа Римский Климент VII в 1523-1534). Слухи о Червини как о талантливом математике получили широкое распространение (этому способствовали рекомендательные письма его отца - см.: Piacentini Scarcia. 1997. Р. 1431-1432), его привлекли к проведению разнообразных вычислений при подготовке реформы календаря (впосл. реформу провел папа Римский Григорий XIII (1572-1585); подробнее см. ст. Календарь ). В мае 1525 г. из-за начавшейся эпидемии чумы Червини уехал из Рима. В 1531 г. он получил покровительство кард. Алессандро Фарнезе (папа Римский Павел III в 1534-1549), к-рый был знаком с его отцом, но только после смерти отца (2 апр. 1534), урегулирования дел, связанных с наследством, и избрания папы Павла III Червини вернулся в Рим. Он стал секретарем у племянника нового понтифика Алессандро Фарнезе, кардинала-непота (подробнее см. ст. Кардинал ), с 1 янв. 1538 г. возглавившего папскую канцелярию. В Риме Червини получил возможность общаться с гуманистами - писателями, поэтами, переводчиками, учеными: Анджело Колоччи (1474-1549), Бернардино Маффеи (1514-1553), Карло Гвальтеруцци (1500-1577), Джованни делла Каза (1503-1556), Аннибале Каро (1507-1566), Франческо Мольца (1489-1544); переписывался с Бенедетто Варки (1503-1565), Пьетро Бембо (1470-1547), Пьеро Веттори (1499-1585).

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Иона, нареченный епископ Луцкий (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович) Происходил из дворянского рода. Был войтом, ключником, городничим и мостовичим 5 города Луцка. Был женат, имел большое семейство. В период наибольшего расстройства православной иерархии в Западной России, когда польские короли раздавали привилегии на епископии и монастыри по своему усмотрению, считаясь не с церковными правилами, а видя в этом предоставлении лишь средства к получению доходов, получил привилегию на Волынское епископство в начале 1563 года и Иван Борзобогатый. Он управлял епархией, именуясь «нареченный» и не вступая в духовный сан. Управление его отличалось крайним произволом. Владимиро-Волынской епархии особенно не повезло – польский король по недоразумению после смерти епископа Иосифа (Борзобогатого, † 1565) поставил туда сразу двух епископов: Ивана Борзобогатого, сына почившего владыки, который получил привилегию еще в 1563 году, и бывшего Холмского епископа Феодосия Лазовского. В 1565 году привилегия на Владимиро-Волынскую епархию была передана Феодосию Лазовскому, который изгнал Ивана из Владимира-на-Волыни вооруженной силой. Борьба за епископию приобрела по-настоящему военный характер, с привлечением двух с половиной тысяч вооруженных конных и пеших людей и девяти пушек. В 1567 году Борзобогатый получил Луцкую епархию, оставаясь при этом светским паном. В 1571 году он принял монашество под именем Ионы по принуждению митрополита Киевского Ионы (Протасевича, † 1576). Бесчинство владыки проявлялось в своевольном использовании церковных ценностей, в раздаче имений, сел и замков, принадлежавших епархии и монастырям, своим детям и родственникам. Он обирал приходы, монастыри, иногда даже с привлечением вооруженных отрядов. В 1585 году, после неоднократных жалоб мирян на произвол в управлении епархией, подвергнут суду, приговорен к лишению имущества и изгнанию из отечества. Скончался в 1585 году до приведения приговора в исполнение. Литература: Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884, ч. 1. – С. 165, 174.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

224. ГРИГОРИЙ XIII Римские Папы. Список 224. ГРИГОРИЙ XIII. 1572—1585. Уго Бонкомпаньи. Родился 1 января 1502 г. в Болонье. Происходил из богатой дворянской семьи. Изучал право в Болонском университете, а затем, как квалифицированный юрист, доктор права, был советником многих епископов в Риме и Триденте. В 1565 г. был назначен кардиналом и послан с дипломатической миссией в Мадрид. В период понтификата Пия IV не одобрял слишком жестких, по его мнению, папских приговоров. Имел одного внебрачного сына, Джакомо, которого после получения папской тиары не мог слишком сильно опекать в новой атмосфере тридентской реформы. Большую власть над папой имели иезуиты, театины и их сторонники. Однако Григорию XIII удалось назначить кардиналами двух своих племянников, но их влияние в римской курии было ограниченным. Родной брат папы, который выехал из Болоньи в Рим, чтобы поздравить Григория с избранием на трон св. Петра, получил приказ вернуться обратно. Хронисты подчеркивают, что папа, по примеру Пия V, вел набожный образ жизни и что даже в первые годы понтификата еженедельно трижды сам отправлял мессу. В период Возрождения вид папы, служащего обедню (кроме особо торжественных случаев), был крайне редким. В Риме дело реформы продолжали члены новых монашеских орденов, призванных возродить религиозную жизнь и пропагандировать христианские принципы в духе решений Тридентского собора. Большим признанием пользовалась научная деятельность иезуита Роберта Беллармина (1542— 1621), признанного в 1930 г. святым, а в 1931 г.— доктором церкви. По инициативе папы в Риме появилось два учебных заведения (коллегии). Первая коллегия получила позднее название Григорианского университета, а вторая — Германская коллегия — была предназначена для немецкого духовенства, происходившего из высших слоев общества, и призвана оздоровить мораль духовенства в Германской империи. Создана была также Греческая коллегия для обучения духовенства, предназначенного для пастырской деятельности на территориях, находившихся под влиянием православной церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/442604/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛСОН [англ. Bilson] Томас (1547, Уинчестер - 18. 06.1616), еп. Уинчестерский, англикан. теолог. Начальное образование получил в школе Уикема, близ Уинчестера; с 1565 г. учился в Нью-колледже (Оксфорд). 10 окт. 1566 г. получил степень бакалавра, 25 апр. 1570 г.- магистра искусств. 24 июня 1579 г. стал бакалавром теологии, 24 янв. 1580 г.- д-ром теологии. В юности увлекался поэзией, философией и естествознанием, но после рукоположения посвятил себя изучению богословия и языков. Закончив учебу, стал священником в Уинчестере, затем возглавил Нью-колледж. В 1585 г. Б. опубликовал первое соч. «Об истинном различии между христианской покорностью и нехристианским бунтом». Эта книга, написанная в виде диалога между Феофилом (англиканином) и Филандресом (католиком), состояла из 2 частей. В 1-й доказывается, что христианин обязан сохранять лояльность своему монарху, даже если тот находится вне общения с Церковью, к к-рой принадлежит он сам. В правление отлученной от католич. Церкви кор. Елизаветы I эта тема была особенно актуальна: католич. канонисты заявляли, что католики не могут сохранять лояльность королеве-еретичке и что отлученный папой монарх вообще теряет право на власть, т. о., всем католикам, как в Англии, так и вне ее, нужно было содействовать свержению Елизаветы. В книге Б. содержался ряд оговорок, что могут складываться крайние ситуации, требующие свержения монарха, и это вызвало в его адрес критику со стороны последователей идеи полного непротивления гос. власти. 2-я часть книги посвящена критике мн. римско-католич. догматов и обычаев (индульгенций, иконопочитания, призывания святых, папства и др.) на основании того, что все они суть нововведения, неизвестные в древней Церкви или не носившие обязательного характера. Напр., против практики иконопочитания приводится тот факт, что она была осуждена рядом Поместных Соборов IV-V вв., а орос VII Всел. Собора не был принят мн.

http://pravenc.ru/text/149197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ XIII Григорий XIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий XIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (1.01.1502, Болонья - 10.04.1585, Рим; до избрания папой - Уго Бонкомпаньи), папа Римский (с 13 мая 1572). Род. в богатой купеческой семье, учился в Болонском ун-те, где в 1530 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права (in utroque jure). В 1531-1539 гг. преподавал в ун-те. В 1538 г. папа Римский Павел III привлек Уго Бонкомпаньи как юриста к работе в Римской курии. В 1546 г. в должности абревиатора Бонкомпаньи участвовал в работе Тридентского Собора (также в 1561-1563). При папе Римском Павле IV в янв. 1556 г. стал членом папской комиссии, работавшей над подготовкой реформ в католич. Церкви. В должности папского датария был помощником кард. Карло Караффы, племянника Павла IV, сопровождал кардинала во Францию, куда тот был послан в качестве папского легата, и ко двору испан. кор. Филиппа II в Брюсселе. В 1558 г. Бонкомпаньи рукоположен во пресвитера, 20 июля того же года наречен епископом г. Виесте. Папа Римский Пий IV назначил Бонкомпаньи префектом верховного папского трибунала Signatura apostolica , а 12 марта 1565 г. возвел в кардинала-пресвитера рим. ц. Сикста (получен 15 мая 1565). Осенью 1565 г. был послан легатом в Испанию для разбирательства по делу архиеп. Толедского Бартоломе Каррансы. После смерти Пия IV Бонкомпаньи, не присутствовавший на конклаве, рассматривался как один из возможных претендентов на Папский престол, однако в янв. 1566 г. папой был избран еп. Непи Антонио (Микеле) Гислиери (см. Пий V ), при к-ром Бонкомпаньи вошел в состав созданной новым папой комиссии рим. корректоров (Correctores Romani) для упорядочения сводов канонического права и подготовки офиц. издания «Corpus juris canonici». После смерти Пия V кард. Уго Бонкомпаньи при поддержке кард. Антуана Гранвелы, в то время вице-кор. Неаполитанского и приближенного испан. кор. Филиппа II, был избран папой и взошел на Римский престол. Сторонник и проводник Контрреформации , Г. подготовил ряд преобразований в духе Тридентского Собора. В отличие от строгого аскетизма папы Пия V правление Г., вероятно, в силу юридического образования, по мнению современников, характеризовалось как более светское.

http://pravenc.ru/text/166771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАФА Кард. Антонио Карафа. Портрет. Кон. XVI в. Неизвестный художник (частное собрание) Кард. Антонио Карафа. Портрет. Кон. XVI в. Неизвестный художник (частное собрание) [итал. Carafa] Антонио (25.03.1538, Неаполь - 13.01.1591, Рим), маркиз ди Монтенеро, кард., издатель Вульгаты. 3-й сын неаполитанского патриция Ринальдо Карафы (Карафелло); приходился дальним родственником папе Римскому Павлу IV (1555-1559). После избрания на Папский престол Павел IV призвал 17-летнего К. в Рим и назначил его тайным камергером. В сент. 1557 г. К. стал личным виночерпием папы. Одновременно со служением при папском дворе он продолжил обучение под рук. хранителя Ватиканской б-ки Гульельмо Сирлето . В 1558 г. К. в дополнение к уже имевшимся должностям был назначен каноником собора св. Петра. В 1559 г. папа Павел IV объявил о намерении пожаловать К. титул протонотария и возвести его и Сирлето в достоинство кардинала, однако из-за смерти папы эти назначения не состоялись. Преемник Павла IV папа Римский Пий IV (1559-1565) начал масштабные репрессии против обвиненных в злоупотреблениях представителей семьи Карафа. К. лишился всех должностей в Риме и был вынужден покинуть Папское гос-во. Сначала он изучал право в Падуанском ун-те, затем переехал в Неаполитанское королевство, где изучал греч. язык, Свящ. Писание и труды отцов Церкви в школе Сирлето, к-рый, став при Пии IV кардиналом, сохранил дружеские отношения с К. В период изгнания К. начал научную деятельность, перевел с греческого на латынь и издал комментарии блж. Феодорита Кирского на Псалмы ( Theodoretus Cyrrhensis. Interpretatio in omnes Davidis psalmos ab A. Carafa e Graeco in Latinum sermonem conversa. Patavii, 1565), а также избранные произведения свт. Григория Богослова . Тогда же К. приступил к составлению апологетических заметок о жизни папы Павла IV («Vita Pauli IV» была издана уже после смерти К., в 1612 в Кёльне). Вступивший на Папский престол Пий V (1566-1572) вернул К. в Рим. 30 янв. 1566 г. К. был назначен референдарием Апостольских сигнатур милости и справедливости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). В февр. 1566 г. стал действительным тайным камергером (partecipante), 1 июня 1566 г. восстановлен в достоинстве каноника собора св. Петра. В 1568 г. возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Евсевия (S. Eusebii). Папа Римский Григорий XIII (1572-1585) перевел К. на диаконию св. Марии (S. Mariae in Cosmedin) (8 апр. 1573), а затем на диаконию кардинала-перводиакона (S. Maria in Via Lata) (8 нояб. 1577). 12 дек. 1583 г. К. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера, вновь получив храм св. Евсевия в качестве титулярного. 28 марта 1584 г. переведен в титулярный храм святых Иоанна и Павла (S. Ioannis et S. Pauli). В понтификат папы Сикста V (1585-1590) К. на свои средства провел реставрацию этой церкви.

http://pravenc.ru/text/1680999.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве. М. А. м. на Остоженке Алексиевский мон-рь у Пречистенских во-рот. Литография. До 1837 г. Алексиевский мон-рь у Пречистенских во-рот. Литография. До 1837 г. М. А. м. на Остоженке первоначально был основан как общежительная обитель митр. всея Руси свт. Алексием в районе совр. Зачатьевского пер. и подчинялся кремлевскому Чудову в честь Чуда архангела Михаила монастырю . Весной 1514 г. в М. А. м. была заложена одна из 11 каменных церквей Алевиза Фрязина (Старого): «...церковь Алексей Человек Божей в девичи монастыри за Черторьею» (ПСРЛ. Т. 8. С. 254-255). Сопоставление каменного храма с трапезной, открытого во время раскопок 2002-2008 гг. под рук. Л. А. Беляева и Н. А. Кренке, исследователями не проводилось, найденный храм датирован 1-й третью - 2 пол. XVI в. По мнению Беляева, в период между 1551 и 1571 гг. М. А. м. мог располагать 2 участками: на Остоженке, с правой стороны от Черторыя, и в Чертолье, на левом берегу того же ручья и его оврага. Вероятно, после пожара, связанного с нашествием Девлет-Гирея в 1571 г., сестры оставили обитель на Остоженке и перешли на 2-й участок, в Чертолье. В 1584-1585 гг. царь Феодор Иоаннович и царица Ирина основали на старом месте Алексеевской обители Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь . В писцовых книгах Тверского у. 1539-1540 гг. упоминаются деревни и село, принадлежащие М. А. м. в Чертолье ( Калачов, ред. 1877. Ч. 1 Отд. 2. С. 273, 278). Следующее по времени упоминание мон-ря в Чертолье имеется в списке поповских старост 1551 г. ( Боголюбский. 1894. 9. С. 474). М. А. м. в Чертолье История переноса М. А. м. в Чертолье изложена в жалованной грамоте 1623 г. царя Михаила Феодоровича . В Чертолье мон-рь уже располагал земельными владениями и городской слободой поблизости от его стен. Грамота 1623 г. упоминает вотчину, пожалованную вел. кн. Иоанном IV Васильевичем Грозным ( Смирнов. 1884. С. 14). Первое упоминание о монастырской слободе в Чертолье имеется в росписи опричных и земских земель 1565 г. (РИБ. Т. 2. С. 257: «...опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря и Алексеевского монастыря слободы»). Местоположение слободы определяется по описанию, сделанному после пожара 1629 г.: она занимала вытянутый поперек Москвы-реки участок к северо-востоку от монастыря (Красный архив. 1940. 4(101). С. 205; Баталов, Беляев. 2010. С. 121). М. А. м. владел слободой до 1649 г., когда все слободы были отобраны в ведение казны (ЧОИДР. 1860. Ч. 3. Отд. 1. С. 128-129).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010