Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ОЛЕГ (ИАКОВ) ИОАННОВИЧ (кон. 30-х - сер. 40-х гг. XIV в.- 1402), вел. кн. Рязанский (не позднее июня 1353-1371, 1372-1380, 1381-1402) ОЛЕГ (МИХАИЛ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 1050 - 1.08.1115), кн. черниговский (1078, 1094-1096), тмутараканский (1083-1094), новгород-северский (1097-1115) ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (1895 - 1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж. ОПРИЧНИНА наименование особого политического режима, установленного царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в Русском гос-ве в 1565-1572 гг. ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ Анна Алексеевна (1785-1848), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница ОСИНИН Иван Терентьевич (1833 - 188), магистр богословия, тайный советник, государственный и общественный деятель ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества)

http://pravenc.ru/rubrics/123030_10.html

Ни у Федорова, ни в житии Евфимия нет такого известия, а житие Евфросинии дополнил суздальский епископ Варлаам. 421 В предисловии по сп. Тр. С. л. 337, л. 573: «Преже малых дней вам беседовах о св. Руфимии. обещахомся и о сих побеседовати». Буквальный смысл этих слов указывает лишь на отношение праздника новых чудотворцев (17 июля) к дню памяти Евфимия (1 апреля), но так нельзя было выразиться, не написав прежде о Евфимие. 422 Сб. Тр. Серг. л. 664, а 444. Варлаам называет Савватия бывшим игуменом, не укаазывая, в каком монастыре. По грамотам известен Савватий, игумен Евфимиева монастыря около 1565. Со. Рум. 58 и 59. 423 Предисловие к житию Евфимия есть подражание предисловию Пахомия к житию Сергия, а предисловие к житию еп. Иоанна почти целиком выписано из предисловия Епифания к житию того же святого; слово на память русских чудотворцев есть близкое подражание написанному Григорием Цамблаком похвальному слову св. отцам, в посте просиявшим. 424 Сб. Тр. Серг. л. XVI века. 69, л. 146 и 222, и синод. XVI века N° 630, а 196 и 210. По рассказу жития кн. Константина, служба ему была написана за много лет до обретения мощей в 1553 году. Архиеп Филарет говорит, что повесть о Петре и Февронии написана монахом Еразмом; но ни в списках, указанных им при этом, ни в других нами виденных мы не нашли такого известия (Обзор I, стр. 211). 425 Таков состав ее по списку в синод, не переплетенном сб. XVI-XVII веков. N° VI, л. 39–114. Нач. «Павел, св. апостол, церковный учитель, светило всего мира». С пропусками и сокращениями она в списке, изданном в Пам. стар, русск. лит. I, 229. Та же редакция без сказания о Муроме и легенды о еп. Василие облечена в форму похвального слова в сб Тр. Серг. л. XVII века. 800, л. 70. Краткая редакция, в которой опущены риторические отступления, но распространен по летописи рассказ о св кн. Глебе в милют. ч. мин., май, л. 1169. 426 По летописи Муром обновлен в 1351; в 1355 Юрий был и извержен, а еп. Василий поставлен уже в 1356. Ник. Ill, 193 и 205. 427 Так желая видеть в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1527 Милоть (греч. μηλωτ – овчина, как пишет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» (то же – у Вейсмана в «Греческо-русском словаре»), В милоти, то есть в одежде из овчины мехом наружу, обычно изображают Иоанна Предтечу. Вульгата для слова милоть употребляет pallium. 1529 «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху»: 1542 «Причины греха суть: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем – не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется этим в греховные страсти. ...Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности» ( Исаак Сирин , преподобный. Слово 57. С. 292; ср.: Феодор Едесский. Главы, 61–62/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 612). 1543 См.: Марк Подвижник. О законе, 100/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51, со ссылкой на 1Тим. 6, 10 ; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23, 117; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. Т. 1, 506. Лествица, степень 16; 17, 14. 1547 Марк Подвижник. О законе, 100–101, 103–104/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. С. 506; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23; Никита Стифат. Вторая сотница, 60/Там же, 418. 1548 «Мечтанием лживым присно бесове приводят нас на согрешение. Ибо мечтанием сребролюбия и прибытка, окаяннаго Иуду уготоваша предати Господа и Бога всех» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 118/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 280). 1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 117; разрядка наша. – иг. Ф.). 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» ( Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1550 Зигабен на Пс. 7:10. 1551 Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6. 1552 4 Цар. 15:1—5. 1553 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494. 1554 Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21. 1555 Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36. 1556 Иосиф Флавий . Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20. 1557 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1558 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1559 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23. 1560 Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23. 1561 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1562 Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26. 1563 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12. 1564 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10. 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»: 1566 Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10. 1567 Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη ). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»: 1568 Иустин (Попович), преподобный . Экклесиология. С. 78. 1569 Там же. С. 166—167. 1570 Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» ( Лествица . 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1571 В молитвах по Святом Причащении молитва 1-я, « Благодарю Тя, Господи Боже мой ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

37. Сон же фараонов и толкование его таковы: все, что намерен сделать Бог, Он показал фараону. Семь тучных коров — это семь лет; и семь тучных колосьев — это семь лет. Сон фараонов — один. И семь тощих коров, которые поднимались после тех, – это семь лет; и семь колосьев тощих и поврежденных ветром — это семь лет. Будут семь лет голода. Вот почему я сказал: «Все, что намерен сделать Бог, Он показал фараону». Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; но наступит и семь лет голода после этого, и забудут об изобилии во всем Египте. И истощит голод всю землю, и не вспомнят об изобилии на земле из–за голода, который будет после этого, ибо он будет очень силен. А что сон повторился фараону дважды, значит, что истинно слово от Бога и поспешит Бог совершить это (Быт. 41. 25–32). 38 . Сон древний, а дела недавние. Прежнее было истреблено последующим, и где раньше было изобилие и плодородие, там сделалась нужда во всем. Вот бы кто–нибудь дал царю такой совет, чтобы его начальник приберег некоторую часть прошлогоднего обильного урожая на будущее, и тогда было бы в излишке большое изобилие для раздачи. Но неумеренная расточительность предыдущего времени оставила ни с чем последующее, и люди, расхищая все, не хотели обратиться к какому–либо Иосифу. Хотя я не Иосиф — ибо кто я такой! — но я провозглашал, что те туные коровы обозначают не только распущенность, но и нерадение о богопочитании, ибо о неверных сказано: Тучные волы окружили меня (Пс. 21. 13), — и об иудейском народе написано: Утучнел, и разжирел, и раздался, и оставил он Бога, Который создал его (Втор. 32.15). И потому этот сон мирского преизбытка не может быть вечным: наступит время, когда к ним подойдет жестокий голод 1565 . 39 . И все же я считаю, что этот сон показан не для одного или двух, а предложен всем, ибо семь изобильных лет этого мира, богатых мирским плодородием, поглощаются теми будущими временами 1566 , в которых бесконечный покой и соблюдение духовного закона: их должно охранять колено Ефремово 1567 , богатое плодами для Бога отцов, благая телица, у которой наполнено не телесное вымя, а изобилует духовное молоко и благодать, на красоте ее шеи Бог восседает, как написано: Ефрем — телица, обученная любить победу 1568 . Я же перешел на красоту шеи ее (Ос. 10. 11). Поэтому елей грешника да не умастит главу нашу (Пс. 140. 5), и плоды лжи не должны нас услаждать, чтобы не было сказано и о нас: Вы посеяли нечестие и собрали его неправду… Ты съел ложный плод, потому что понадеялся на колесницы свои (Ос. 10. 12–13). И меня не смущает, что говорится о тощих и поврежденных ветром колосьях; ведь и Давид тогда был лучше, когда истончался, как паутина 1569 , и дух сокрушенный — жертва Богу (Пс. 50. 19). И оказываются великими те, кого в этом мире тяжкими несправедливостями испытывал дух злобы.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова; доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.... Все тело, ... при действии в свою миру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви“. ( 1Кор.12:27, 13 ; Еф.4:4, 7, 11–13, 16 ). Итак, по слову Божию, церковь есть тесно сплоченное целое, члены которого живут и действуют во взаимном единении и Сам Христос. Спаситель молился о верующих в Него „да будут все едино“ ( Ин.17:21 ). Такое представление о церкви непреложно сохраняется и живет в христианском сознании с самых первых веков и доселе. Свидетельствуют о нем древние отцы и учители церкви. „Прошу вас“, пишет Св. Игнатий Богоносец , „старайтесь все исполнять в единомыслии Божием..., ничего не делайте без епископов и пресвитеров; и не думайте, чтобы что-либо, совершаемое вами отдельно, могло быть правильно; в общем собрании должна быть у вас одна молитва , одно прошение; одна мысль, одна надежда, в любви и непорочной радости“ 1562 . „Соединяясь узами одной и той же веры, одной и той же нравственности“, говорить Тертуллиан , „мы составляем, так сказать, одно тело“ 1563 . По мысли св. Амвросия Медиоланского , „ церковь есть общее право всех; сообща она молится; сообща она работает; сообща испытуется“. Св. Иоанн Златоуст говорит: „тело церкви питается при взаимной связи членов“ 1564 . То, что высказывали отцы и учители древности, неизменно исповедует и современная православная Церковь , когда, напр., в окружном послании 1848 года говорится: „Что хранитель —47— благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ“ 1565 . Как же проводилась в жизнь, в каких формах проявлялась эта идея соборности церкви, в смысле совокупного действия всех её членов для достижения единой, общей всем цели? Раскройте книгу Деяний Св. Апостолов, и она даст вам ясный ответ на этот вопрос. Пока первохристианская община представляла собою лишь маленький кружок верующих, пока в ней было, по свидетельству дееписателя, только около ста двадцати человек, все они единодушно пребывали вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так говорил и Исаия: „Ты соделал уста Мои, как острый меч“. В ст. 2 есть еще и другое подобие: в лоне Господнем, (ср. Ин. 1:18 ) „в лоне Отчи“, нераздельный со Отцем и Св. Духом, единосущный Отцу, пребывает Сын Божий. Он уподобляется в пророчестве стреле, сокрытой в колчане до явления миру 1562 . Это стрела любви бесконечной, поражающая и исцеляющая; это-Господь наш Иисус Христос, любовь которого есть „Огонь, который Он пришел низвесть на землю“. ( Лк. 12:49 ). „Крепка как смерть любовь;.... стрелы ее-стрелы огненные; она-пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви и реку не зальют ее“, говорит таинственная Песнь Песней ( Песн. 8:6–7 ). 1563 „Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут и знание упразднится“. ( 1Кор. 13:8 ). „Призванный Господом от чрева Матери Своей“.... „прикрытый тенью руки Господней“, придет Мессия и проживет Он земную жизнь человеческую в тени бедности и неизвестности. Господь глаголет Посланному (ст. 3): „Ты раб Мой Израиль, в Тебе Я прославлюсь“. В толковании на это место комментарий Спб. Дух. Ак. (стр. 771) говорит: „Отрок Господень, чрез исполнение воли Божией,– что составляло историческое призвание народа Израильского, – являлся как бы олицетворением исторического гения сего народат- Израилем, через которого прославится Бог“ 1564 . Народ не исполнил своего назначения: „всякий день имя Мое бесславится“, говорит о народе Израильском пророк ( Ис. 52:5 ; ср. Рим. 2:24 ). Но „раб Господень“, „Отрасль корня Иессеева“ ( Ис. 9:1 ), „проявит правду и славу Господню пред всеми народами“ ( Ис. 51:11 ). „Спасенье от Иудеев“-напоминал в разговоре с Самарянкою Господь наш Иисус Христос ( Ин. 4:22 ). Иудеям было вверено в ветхом завете слово Божие, посреди их раздалось оно из священных уст Того, о Котором сказано: „Он упасет народ Мой Израиля“ ( Мих. 5:2 ; Мф. 2:6 ). Из среды Иудеев избраны Им и посланы на проповедь Апостолы. Он, Отрок Господень, Господь наш Иисус Христос, есть Тот, который: „явил Бога на земле“ 1565 и „прославил Его“ 1566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Главной причиной недовольства короля в отношении Борзобогатого-Красенского было нежелание шляхтича возвращать долги королевской казне и сопротивление, которое он оказывал при изъятии его имений в счет уплаты долгов (напр., в 1565 при отчуждении в пользу короля с. Забороль в Луцком повете). Не позднее 29 июня 1565 г., после смерти еп. Иосифа (Красенского), Борзобогатый-Красенский был лишен Владимирской кафедры, на к-рую получил назначение еп. Феодосий (Лазовский). Борзобогатый-Красенский в июне 1565 г. на Петроковском сейме обязался уплатить Феодосию 1 тыс. злотых, если тот откажется от Владимирской епископии. Борзобогатый-Красенский не заплатил, и 15 сент. 1565 г. еп. Феодосий, имевший охранную грамоту короля, во главе вооруженного отряда взял штурмом епископский замок во Владимире, в котором находился сын Борзобогатого-Красенского Василий с отрядом вооруженных слуг, оказавший ожесточенное сопротивление. 21 окт. 1565 г. королевский дворянин Иван Богухвал сообщал, что потребовал, чтобы Феодосий отправился во Владимир на королевский суд по делу о насильственном овладении Владимирской епископией, но тот отказался. 26 нояб. того же года королевский дворянин Бенедикт Протасевич передал Феодосию королевский приказ не препятствовать ему в описании земельных владений Владимирской епископии, на что получил согласие архиерея (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2039. К., 1885. С. 24). Тогда же Владимирская епархия была закреплена за Феодосием, а попытки Борзобогатого-Красенского оспорить решение в суде оказались безрезультатными. При этом Борзобогатый-Красенский удержал за собой ряд имений Владимирской кафедры (в частности, мест. Квасов во Владимирском повете, мест. Городок и др.), к-рые оказались записаны либо на него, либо на его ближайших родственников, на что позже жаловался еп. Феодосий. В 1565-1566 гг. Борзобогатый-Красенский упоминался в документах как луцкий войт. Должности луцкого ключника и городничего он уступил Александру Жоравницкому, а должность луцкого мостовничего - племяннику Ивану Олехновичу. В эти годы шляхтичу удалось избежать возврата части долгов, после того как грамотой короля от 30 мая 1569 г. принадлежавшие Борзобогатому-Красенскому мест. Красное и др. имения были переданы его сыновьям Василию и Петру (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2051. К., 1907. С. 127).

http://pravenc.ru/text/578298.html

Такие же сведения встречаем и в других ливонских хрониках. – Показания с русской стороны точно так же ничтожны. Архивных данных, относящихся к этому событию, – никаких неизвестно: среди документов Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел нет ни одного дела, которое говорило бы о выселении немцев из Юрьева в 1565 г. и положении их в Московском государстве 397 ; никем не указано доселе подобного дела и в каком-либо другом русском архиве. А из наших летописей только в двух, Псковской и так называемой Александроневской, мы встречаем краткие записи. В Псковской летописи под 1565 г. читаем: «выведоша немец из Юрьева, и с женами и с детьми, и сведоша их иных в Нижней Новгород, а иных в Володимерь, а иных на Кострому, а иных в Углечь; а не ведаем за что, Бог весть, изменив прямое слово, что воеводы дали им, как Юрьев отворили, что было их не изводить из своего города или будет они измену чинили». То же передает и так называемая Александроневская летопись, – оффициальная Московская. «Лета 7073 месяца июня велел царь и великий князь вывести из Юрьева Ливонского бурмистров, и посадников, и ратманов всех немец, за их измены, в Володимер, на Кострому, в Нижней Новгород, на Углечь. Которые взяты в Володимери, – с теми ехал Федор Матвеев сын Елизарова; а на Кострому отправадил Тит Александров, и в Нижней Новгород отправадил Данил Порховской, на Углечь Дмитрей Пыжов Отаев» 398 . Этими двумя летописными записями и ограничиваются все наши русские свидетельства о пленных немцах из Юрьева в 1565–1570 гг. Таким образом известие Ниенштедта приходится проверять, не имея почти никаких других прямых показаний о том же событии. В повествовании Ниенштедта не указывается времени пребывания в Москве Веттермана и времени, когда ему была показана царская библиотека. Мы знаем, что жители Юрьева были выселены оттуда в июне 1565 г. и отпущены были из Москвы в Юрьев в июле 1570 г. 399 Следовательно, и царская библиотека могла быть показана Веттерману в этот период времени с 1565 по 1570 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) [Мужицкий; нидерланд. Brueghel, Breughel] Питер (ок. 1525 или 1530, Бреда - 5.09.1569, Брюссель), нидерланд. худож. Сообщение его первого биографа К. ван Мандера о крестьянском происхождении Б. С., видимо, не соответствует действительности, более вероятно, что он был горожанином. В годы учений переехал в Антверпен, где работал у П. К. ван Алста. Первое документальное свидетельство о Б. С.- датированная 1551 г. запись о принятии его в члены антверпенской гильдии живописцев св. Луки (из этого следует примерный год его рождения, т. к. в гильдию принимали не раньше 25 лет). В 1551-1552 гг. работал в мастерской живописца К. Доризи. В 1552 г. посетил Рим. В 1554 г. вернулся в Антверпен, активно сотрудничал с издателем И. Коком. В 1563 г. женился на дочери ван Алста и перебрался в Брюссель, где вскоре умер, оставив 2 малолетних сыновей. В творчестве первого сына Б. С., Питера Младшего (1564-1638), превалирующим стало копирование произведений отца; второй сын, Ян Бархатный (1568-1625), мастер маньеристической пейзажной и декоративной живописи, был далек от стиля отца. Падение Икара. 1555–1558 гг. (Королевский музей изящных искусств. Брюссель) Падение Икара. 1555–1558 гг. (Королевский музей изящных искусств. Брюссель) Существует много попыток объяснить творчество этого мастера. К. фон Тольнаи предположил влияние пантеистической философии Себастьяна Франкана на манеру художника; др. объяснение - принадлежность Б. С. к католицизму - подтверждается тем фактом, что почитателем и покровителем художника был кард. де Гранвель. Несомненно влияние на творчество Б. С. гуманистического неостоицизма в духе Эразма Роттердамского и Томаса Мора. Избиение младенцев. 1565 г. (Музей истории искусств. Вена) Избиение младенцев. 1565 г. (Музей истории искусств. Вена)

http://pravenc.ru/text/153405.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010