При царе Михаиле Феодоровиче, по примеру предшествующих царствований, причту Благовещенского собора выдавались – годовые сукна, а равно и праздничные – ежегодно к празднику Благовещения, по подписной челобитной, за подписью протопопа или же ключаря 1560 , ценностью 2 р., а пономарям в рубль. Что касается протопопа, то ему было положено давать годовые и праздничные сукна лишь с 1635 г. ценою также по 2 р. каждое 1561 . Такими сукнами для членов причтов придворных церквей исключая пономарей, служили при царе Михаиле Феодоровиче настрофильные, а пономарям – выдавались сукна – лятчинные, при чем настрофилевые сукна выдавались каждому члену по 4 арш., ценою по 2 р. портище, а пономарям – по 5 арш. лятчина лазоревая – по рублю портище 1562 . Нередко члены причта Благовещенского собора получали вместо обычных годовых или праздничных сукон сукна большей стоимости 1563 . С 1641 г. по 1646 г. всем членам дворцовых причтов вместо годовых праздничных сукон давалось деньгами. При царе Алексее Михаиловиче, в первые 10 лет его царствования, печальное состояние государственной казны, вследствие войн, чумы и других причин, имело своим результатом значительное сокращение выдачи сукон придворному духовенству. Так, уже 26 августа 1646 г. последовало распоряжение, чтобы впредь с 1 сентября 1647 г. выдавать одни праздничные сукна, а годовых сукон не давать, при чем за сукна с 1647 по 1654 г. выдавалось деньгами. С 1654–1658 г. ни годовых, ни праздничных сукон никому из членов придворного духовенства не выдавалось 1564 . Исключение составил лишь причт Благовещенского собора, которому 2 апреля 1658 г., надо думать, по особому ходатайству духовника Стефана Вонифатьева, дано было, начиная с ключаря и кончая низшими клириками придельных церквей, в числе 30 человек, вместо годовых «суконных» денег за 1654 и 1655 г. 114 арш. сукна полукармазину разных цветов по 9 р. с четвертью половинка 1565 . В 1658 г. по указу государя и по памяти из приказу большого дворца велено было давать годовые сукна придворному духовенству уже только «чрез год» до тех мест, как служба минетца. С этого же года стали выдавать и праздничные сукна, но не ежегодно, как прежде, а чрез два года – в третий. На это указывает замечание расходной книги 1659 г. по поводу выдачи ключарю Благовещенского собора, священникам, диаконам и псаломщикам по 4 арш. полукармазину по рублю аршин и 2 пономарям и 4 сторожам по 4 арш. сукна анбургского по полтине аршин, – что «это праздничныя сукна, а даются они в третий год» 1566 . Сокращение окладов в отношении выдачи сукон коснулось и сторожей, которым велено было в 1646 г. выдавать государево жалование в приказ, «для скудости их», а не в оклад, как им давано прежде» 1567 , и при том «в третий год» 1568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Евреи первоначально пользовались сравнительной терпимостью на Востоке, по крайней мере в том смысле, что против них не было принимаемо каких-либо специальных строгостей. 1560 Но вскоре восстание самаритян ухудшило их положение. Доведенный до крайности нетерпимыми законами и алчностью Юстиниана, а также оскорбительными притеснениями со стороны христиан, народ этот, неоднократно тревоживший своими волнениями Палестину 1561 , в 529 году восстал. Христиане были избиты, церкви сожжены, страна опустошена и разграблена; но важнее всего было то, что мятежники провозгласили своего императора. Против этого движения, к которому вскоре присоединилось все языческое и манихейское население страны, Юстиниан воздействовал с крайней жестокостью: императорские войска, к которым примкнули шайки пограничных арабов, залили восстание кровью. Двадцать тысяч самаритян погибло в борьбе, такое же число их было отдано арабским шейхам и продано в рабство на персидских рынках; узурпатор, взятый в плен, был обезглавлен и его голова, украшенная диадемой, была поднесена императору в качестве трофея. 1562 С этого времени против всего, что оставалось от этой народности, велась беспощадная война, особенно, когда в 530 году Юстиниан удостоверился, что мятежники призывают себе на помощь враждебных империи персов. 1563 Их окружили в горах, всех сдавшихся начальников их казнили смертью, а остальных огнем и мечем старались обратить в православие. Синагоги были разрушены и возобновление их запрещено 1564 ; против побежденных было издано специальное законоположение; они не только были устранены от всяких общественных должностей, за исключением тягостных, но они не могли ни завещать, ни наследовать, ни получать по завещанию, ни передавать своих имений. 1565 Без сомнения – и Юстиниан в этом признается – практика была менее сурова, чем буква закона 1566 ; с другой стороны, самаритяне стали обращаться, по крайней мере наружно 1567 , в православие, так что в 551 году, по просьбе епископа Кесарийского Сергия, Юстиниан считал возможным ослабить кой-какие из своих строгих мер. 1568 Но спокойствие было лишь наружное; в 556 году евреи и самаритяне, соединенные общей ненавистью, возмутились в Кесарии и убили проконсула Палестины; 1569 с другой стороны дело обращения подвигалось плохо и самаритяне возвращались массами к своему заблуждение. 1570 Вследствие чего Юстин II должен был в 572 году восстановить во всей силе старый закон 549 года против этих людей, которые «своим безумием сделав себя недостойными человеколюбия закона, могут винить только самих себя в том, что лишились милосердия Божьего и императорского снисхождения». 1571

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

И что много въспоминаю, глаголю о всех сих злых и яже сим подобьная, ведомая и неведо//мая раба Твоего имярек, человеколюбче Господи, и еже яко человек согреши и к Твоей неизреченеи благости, помилуи, прости ему вся. Ей, Владыко Господи Боже наш, услыши нас молящихся Твоей благости ны о рабе Твоем имярек, призри ему яко незлобив согрешения его вся и нечистая безакония, иже яко человек согрешеи он убо сам оканьны, грешни раб Твои сия, и на множащая сдела милости ради Твоея, услыши мене, недо//стоинаго 1563 раба Твоего, избави его вечныя муки и наследника его створи вечным Твоим благам с угожешим Ти от века, и сподоби его осужено причаститися страшеным Твоим пречистым живътворящим и божественым тайнам. Ты бо рекл еси, Владыко: елико свяжете на земли, и будет связано небесне, а ки разрешите на земли, и будет разрешен на небеси, яко един безогрешен и силен оставять Ти грех, Тобе подобает//всяка честь и покланяние, величие и веле лепота с бечалным Ти Оцемь. Прототип поновления: Т и погр. 40, л. 10 6 об.– 1 07 об. Молитва исповедание грехов к Богу нашему Иисусу Христу и к духовному отцю Господи, прости мя и ты, отче, все бо согрешения, вълнаго и неволнаго. И се начах помышлея свои грех исповедатися к Господу нашему Иисусу Христу и к тобе, господи. Господу Боже мои, отче, приклони ухо твое ко мне, послушаи мене, яже согрешихо волею или неволею. И се суть грехи моя: тадбы, клеветы, зависти,//лжи, свар, бои, осужения, ревения, чарования, волъхва, укора, посмех, поругания, грабления, поклепа, немилости, непослушание, роптание, злы помыслы, нечестье, неисправление молитве, гордость, величание, неправедное 1564 богатьство, неправед суд, кощюнок, игры неподобные, песни бесовьския, пласание, дудьнее, празнословье, срамныя речи и повесть, скупостъ, хуление всякаго человека и образа человеческаво и вся//ково поротна, и всякия скотины, и всякого живътьнаго, яже зде, яже похулих твари Божи или ведро, или дождь, или мраз, или снег, или бурю, или траву, или каково бо жить или снедно что, или брашно, или питие, или иное што, или сообра 1565 епистолие, или своего епископа, или черноризьци.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

30 мая 1927 г. в Москве, в помещении обновленческого синода открылись миссионерско-обновленческие курсы. 1558 Протоиерей А.П. Эндека читал здесь историю обновленчества, С.М. Зарин 1559 – идеологию обновленчества, протопресвитер Красотин 1560 – каноническую основу обновленчества, протоиерей П.В. Богословский – апологию христианства, В.З. Белоликов 1561 – сектоведение. Некоторые из прочитанных здесь лекций были напечатаны. 13.3.5. Миссионерские публикации в обновленческих изданиях Поскольку обновленцы, в отличие от «тихоновцев», имели возможность издавать журналы, можно сказать несколько слов об их миссионерской публицистике. Анализируя обновленческие публикации, мы ограничимся официальным «Вестником Священного синода». Интерес к этому журналу вызван тем, что, во-первых, он, в отличие от остальных обновленческих изданий, просуществовал целых восемь лет, во-вторых, тем, что это официальное издание, и, наконец, в-третьих, в этом журнале существовала специальная рубрика «Миссионерский отдел», где были помещены десятки статей. Материалы «Миссионерского отдела» очень разношерстны. Здесь и призывы к собственной пастве не давать сектантам повода для обвинений в пассивности, пьянстве, плохом знании Писания, 1562 и имеющие характер политического доноса статьи, сообщающие об антисоциальной и антисоветской деятельности других религиозных объединений, 1563 и явно утопические проекты объединения со старообрядцами или сектантами. 1564 Не останавливаясь специально на анализе обновленческих публикаций, посвященных проблемам миссии, 1565 приведем фрагмент из программной статьи В. Белоликова, где сформулированы основные принципы миссионерской деятельности: а). На страницах «Вестника Св. синода» мы постараемся дать посильное изложение положительного учения Православной Церкви по вопросам догматики, пререкаемым сектантами, и разобрать все те возражения, какие делают сектанты против православного учения, причем одновременно мы будем указывать и оттенять те места Писания, которые могут говорить против сектантов и которые ими не приводятся. Разбор как тех, так и других мест должен быть произведен так, чтобы православный собеседник с сектантами мог довести каждый вопрос до логического конца, чтобы сектант должен был неминуемо сказать: да или нет. Этих вопросов и ответов сектанты не любят, потому что логика говорит против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Это обстоятельство обратило на себя внимание царя, и он стал помышлять «како-бы изложити печатныя книги, яко же в Греках, и Венеции и во Фригии и в прочих языцех, дабы впредь святыя книги изложилися праведна» 325 . И вот для этой цели он, посоветовавшись с митр.Макарием, устраивает типографию, которая только одна более или менее могла предохранить книги от дальнейшей порчи. Типография была открыта в Москве в 1563 году. Со времени ее открытия и до 1610 года было напечатано несколько книг, и именно: апостол три раза (1564, 1597 и 1606 гг.), псалтирь – три раза (1568, 1577 и 1602 гг.), часослов (1565 г.), триодь постная (1589), триодь цветная – два раза (1591 и 1604 гг.), октоих (1594 г.), архиерейский чиновник (1600 г.), минея общая – три раза: два издания одного года (1600 г.), и одно – 1609 г., служебник (1602 г.), евангелие (1606 г.), минея служебная за три месяца (сентябрь, октябрь и ноябрь) (1607 и 1609 гг.) и устав (1610 г.). Но пока существовали многоразличные списки одной и той же книги, одно только печатание книг не могло служить достаточным основанием для того, чтобы считать ту или другую напечатанную книгу вполне исправной: печатание могло предохранить книги только от дальнейшей порчи, происходившей от невежества и невнимания прежних переписчиков, старые же ошибки печатание само по себе не только не уничтожало, но как-бы еще более закрепляло их, придавая им большую устойчивость. Поэтому для того, чтобы из печати книга вышла по возможности исправной, нужно было прежде печатания ее найти из многих списков известной книги наиболее верный, исправный и затем, не ограничиваясь этим, сличить его со всеми другими известными списками славянскими и греческими, – и только тогда уже приступать к напечатанию книги. Но насколько заботились обо всем этом в первое время существования у нас типографии, – можно видеть из предисловий и послесловий первопечатных книг. Из них мы видим, что самые первые четыре печатные книги (апостол, часослов и два издания псалтири) изданы частными лицами и только по приказанию царя, причем об исправлении их или сличении списков пред напечатанием – ничего не говорится; даже какого-либо участия высшей церковной власти в этом деле мы не усматриваем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Православие объединяет слепое дело, слепую веру католицизма и мнимое знание, чувство протестантизма в пути долга общего, требующего знания – дела. Вера – жизнь, направление воли, объединяющее мысль и дело является выражением родства, целостности. Она не слепая: в ней истинное, естественное знание, знание для дела, Вера – «клятвенное обещание» исполнить долг воскрешения, осуществление воскрешения, как чаемого (чаю воскресение мёртвых) 1561 . Мысль и чувство одно через волю. Учение Иисуса Христа – завещание, и завещание веры. «Все заповеди блаженства, связанные нагорной проповедью, обращаются в одну, сказанную по Воскресении ап. Фоне (т.е. всем сомневающимся от полноты любви): блажении не видевшие, не сохранившие веру, т.е. верность при исполнении общего дела, потому что они узрят Христа со всеми умершими, как награду —87— своего общего братского труда, или, вернее, как регулятор его» 1562 . Вера не противоположена знанию, а проект истинного знания, указание пути знанию. Живая вера – обет. «Вера без дела мертва, непроизводительна, не создаёт Царства Божия» 1563 . В Вере истинное чувство и истинная воля. Как чувство, вера сопровождается молитвой. «Вера без молитвы холодна, бездушна, не чувствует нужды в Царстве Божием» 1564 . Молитва веры – молитва об истинном знании: о хлебе насущном и избавлении от Лукавого. И так, вера обнимает жизнь целой личности (ум, сердце и волю) и есть путь жизни: вера не мистическое знание и не отрицание знания; вера не раздробляет, а объединяет силы сынов человеческих 1565 . Общий долг объединяет всех сынов: вера не настроение одинокой личности, а вера во всеобщее дело, дело естественное, всем родное и всем нужное 1566 . Вера не слепота и не умное безволие, не своеволие и неволие, а всеволие. Символ веры , как заповедь, по учению православному, символ дела. Клятвенное обещание, которое не выполнила, но в целостности сохранила Византия, должно быть исполнено сынами человеческими под началом третьего Рима. Клятвенное обещание не может быть сенью грядущего, мнимым служением Богу. Таким образом, Символ веры , как заповедь – заповедь дела, заповедь всемирная, всенародная 1567 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первой причиной совращений были многочисленные в пределах Минской губернии не воссоединившиеся униатские священники. Оставаясь в том же самом селении, где они долгие годы былиприходскими священниками, священники-униаты успели найти множество поводов для упрёков, уговоров и застращиваний прихожан. По существовавшим постановлениям священники униаты не имели права оставаться в районе своих прежних приходов после воссоединения последних с православием 1557 , но они на практике легко обошли это запрещение. Выдворенные из церковных домов и с церковных земель, они большей частью находили приют у местного помещика и здесь, соорудив в одном из дворовых помещений каплицу, отправляли богослужение и предлагали совершение всех церковных треб своим бывшим прихожанам. Так было в Брянчинцах 1558 ,Вызне 1559 , Столине 1560 и во многих других местах. Где этого одного было мало, там пускались в ход угрозы, что скоро наступит время, когда крестьян будут «бить, вешать и руки утинать за то, что присоединились к благочестию 1561 .Жалобы на происки униатских священников идут почти из всех округ 1562 . Если в такой местности попадался ещё не вполне достойный священник, или даже просто не знакомый со своим приходом, как, например, вызванные священники, там униатские священники имели положительный успех. «Поступки недобропорядочные заставших (вызванных) священников, как по следствию оказалось пьянствующих и всякий в народе соблазн наводящих, могут быть тому причиною, что прихожане, к священникам не имея привязанности, уклоняться начали от благочестия», – писал в консисторию Игуменский благочинный 1563 . Вполне понятно, что где был удаляем далеко от своего бывшего прихода униатский священник, там наступали покой и тишина. «От времени взятия дисненскаго униатскаго попа за развращение и смятение в Минск, где он прожил несколько недель и едва спасся оттуда, ни от кого даже доселе в народе неприсоединенном и присоединившемся уже к благочестию никакого развращения и смятения явнаго не было», – писал Дисненский благочинный 1564 . Но ведь это был какой-то исключительный случай,когда униатский священник был не допущен производить совращение в своём бывшем приходе; обыкновенно же никакими силами нельзя было освободиться от униатских священников, и все обращения в таких случаях за помощью к гражданской власти не имели никаких результатов: исправник был занят очищением реки и провозом провианта, становой – множеством текущих дел – и т. п. 1565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Представляется, что из двух веймарских поэтических знаменитостей Фридрих Шиллер более обрадовался новой наследной принцессе, нежели Иоганн Вольфганг фон Гете. При этом мы имеем в виду не только то, что свойственник Шиллера В. фон Вольцоген много потрудился в этом деле, но и то, что Шиллер в этот последний период своего творчества явственно обращается к русской исторической тематике. В письме от 1 сентября 1804 г. поэт пишет В. фон Вольцогену: «То, что ты пишешь о проявлениях участия ко мне императрицы и великой княжны, весьма меня обрадовало и утешило, так что я могу надеяться, что для нашей будущей княгини я уже не совершенный незнакомец. Хотелось бы мне и на будущее заслужить и получить внимание и участие» 1562 . Согласно брачному контракту приданое Марии Павловны составляло миллион рублей, из которых первую четверть она получила после венчания, а вторую – спустя шесть месяцев; со второй половины она ежегодно получала 5% ренты. Наряду с этим Мария Павловна получила много вещей, среди которых были и вклады в будущий православный храм в Веймаре: золотые богослужебные сосуды, святые иконы, облачения духовенства, иконостас, подсвечник и т. д. Перевоз столь значительных богатств был связан с затруднениями на таможне 1563 . Прибытие приданого невесты в Веймар описывается следующим образом: «Редкостная, необычная процессия тянулась осенью 1804 г. в Бельведер. 2 октября в Веймар после восьминедельного путешествия из Петербурга прибыл обоз с приданым великой княгини Марии Павловны, супруги наследного принца Карла Фридриха, сопровождаемый русскими крестьянами и крепостными в рубахах красного льна, широких панталонах и сапогах, подбитых мехом. В нем было 83 повозки и более 130 лошадей» 1564 . Для раскрытия других аспектов отношений Петербурга и Веймара существенно указание на то, что мать жениха Марии Павловны была сестрой первой супруги царя Павла I 1565 . Сама Мария Павловна оставалась на родине до 7 октября и только тогда отбыла вместе с супругом в Веймар. Путешествие длилось месяц и, наконец, 9 ноября 1804 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Главный мотив его обличений, направленных против недостатков монастырской жизни, состоит в представлении контраста между удовольствиями и роскошью, каким предавались владельцы, и печальным состоянием их крестьян. Каждый из монахов, говорит Максим, «старается богатства ради получить некоторые земные славицы», а получив думает, что «над законом владеть поставлен.., гордится, беззаконствует, люто гневается, мучит, связывает, мзду берет, блудно питается, все его мудрование заключается в злате и многомятежном попечении – как угодить властям. Язык его разрешен от священных уз молчания, все с яростью вещает и с досаждением.., да и рука не безмолвствует, но, высоко жезл воздвигши, хребет мужа убогого готова ударить с яростью..; к тому же, погубив душевную доброту.., пестрыми и мягкими шелковыми тканями, золотом и сребром и добрыми бисерами старается украсить внешний свой образ... Одевшись в мягкие одежды, как некий глухой аспид, затыкает уши свои, руки же его, забывши о том, чтобы с любовью простираться на милостыню к жестоко обуреваемым нищетой, увы, бичами их истязуют из-за лютого резоимания (процентов), как неимущих чем отдать, или, свободы лишив их и рабами себе записав, или лишив их имущества, с руками тощими, из их пределов отгоняют бедных. Властно над селами весьма превознеслись, он не склоняется к поселянам, как своим членам, по заповеди Господней, но как рабов купленных частыми морит тягостями всяческих трудов, и если когда-нибудь прегрешат, то оковами железными озлобляет ноги их. С лютой яростью возгордившись властью, без страха носится он по пагубной пропасти, как жестоковыйный конь, дерзостью избывший узды и сбросивший с себя всадника, пока ни встретит плотоядных зверей, которые растерзают и пожрут его» 1561 . Монахи, говорит Максим Грек , сохраняли хлеб «по вся лета», на голодный год, руководясь «желанием большего прибытка» 1562 , а крестьяне их «томились в житейских потребах, обильную пищу им уготовляя, в скудости и нищете всегда пребывали, не имея даже ржаного хлеба чистого, много же раз и без соли оставались от последней нищеты»; если крестьяне не могли возвратить заимодавцам-монахам долга, то последние «расхищали оставшееся у них от крайней нищеты стяжания» 1563 . Когда же обремененные «тягостью» крестьяне хотели куда-нибудь переселяться, то с них монахи требовали плату за прожитое на монастырской земле время, а в крайних случаях и продавали их 1564 . Это свидетельство М.Грека получает особенное значение, если принять во внимание, что монастырские крестьяне пользовались большими льготами, и если уже решались оставлять свои места раньше срока, то видно, что притеснения со стороны их владельцев пересиливали всякое терпение 1565 . И нападки на лихоимство в монашеской среде занимают выдающееся место в обличениях Максима Грека . Вместе с тем владельцы нередко отягощали крестьян «беспрестанно всякими монастырскими работами, огорчая их жизнь внутри и вне монастыря, все сделав, кроме щедрот и милости» 1566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

ректору Иннокентию». 1564 Он отказывается выразить свой суд об Иннокентия, находя что его заслуги «выше и вернее» всяких ревизорских отзывов. Я уверен, что этот отзыв есть unicum в жизни Филарета. Думаю, что для другого человека, кто бы он ни был, у Филарета не нашлось бы таких именно слов, какие он прочел в своем сердце и передал в деликатнейшей форме слуху своего друга. Мы решительно не представляем возможности, чтобы у Филарета появилось чувство соперничества к Иннокентию. Ведь, судя беспристрастно Филарет был на целую голову выше Иннокентия в талантах – и преуспевал во всем гораздо больше его. С своей стороны Иннокентия никогда не становился, да и не мог становиться поперек дороги Филарету. Где же источник для соперничества? Филарет совершенно и никак не повинен в крови праведника сего. Поэтому нужно признать вполне неосновательным суж- —142— дение прот. Жмакина: «вопрос об участии Филарета в гонении на Иннокентия при отсутствии прямых фактических данных (курсив не наш) и по настоящее время (?) остается открытым». 1565 Доведем до сведения, чуждого юридических понятий, Петербургского протоиерея, что «без прямых фактических данных» не выносить сурового вердикта обвиняемому лицу ни суд присяжных, ни даже военно-полевой суд. Да и прокурор, при таких обстоятельствах, не возьмет греха на душу – откажется от обвинения. Или уж не думает ли автор, что если не теперь, то завтра откроются новые данные, направляющаяся против Филарета? Нет, этого быть не может по истечение 90 лет после печального события. Да и зоилы Филаретовские – Фотии, княгини Мещерские, Гиляровы-Платоновы, Соловьевы, конечно не оставляли попечений об открытии данных не в пользу Филарета о. Жмакин говорит: «вопрос остается открытым». Нет, все толки об участии Филарета в изгнании Иннокентия из столицы должны быть покончены однажды навсегда – и это было бы большою честью для церковно-исторической науки, стоящей на стороже неумытной истины. 1566 —143— Иннокентий скончался 35 лет от роду. Но жалеть ли в самом деле о том, что он умер так рано, не доживи века? В школе, где учился Иннокентий, церковную историю едва знали по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010