Таже да весть святое ти владычьство: святопочивший митрополит преждний миловал святый манастырь усердно, и помен имать у святых поменох. Паки и святыня твоа, елико тя наставит Дух Святый, своего деле спасения и вечнаго помена, и пакы да ведаешь. Мы прислали тамо к вам о Господе братию нашу, Саву проигумена инока, и Пахомиа свяшенноинока, да Матфеа инока, да ся благословят у святаго ти владычьствиа, заместо всех нас, и да ти известят о святем монастырю и о нашем жытелству. Пакы молимся, жалуй и милуй святый манастырь и въпредь, своего ради спасениа и вечнаго поминаниа, како тя Дух Святый наставит, и святыя молитвы святаго ти владычьствиа да пребывают с нами, аминь. На подписи: Всеосвященному и преосвященному великому святителю архиепископу кир Варламу, митрополиту всеа земли Руской 222 . Всероссийский митрополит Даниил (1522–1539; † 22.V.1547) Митрополит Даниил – высокообразованный иерарх, ревностный проповедник, замечательный книжник, сторонник сильной великокняжеской власти. Происходил он из Рязани, «родился ранее 1492 г.» 223 . В Волоколамских синодиках, в которых сохранились записи его рода, указаны имена Рязанских епископов Симеона (1481–1496) и Леонида. Имя последнего в синодике, возможно, было указано позднее, и в таком случае это игумен Иосифо-Волоцкого монастыря в 1563–1566 и 1568–1573 гг., а затем – Рязанский владыка. Перед своей кончиной преподобный Иосиф († 1515; пам. 9 сент.) написал послание Великому князю, в котором называет десять старейших братий в качестве своих возможных преемников. Но когда преподобный поручил затем братии избрать себе игумена, то они избрали старца Даниила 224 . Епископ Крутицкий Савва (1544–1554), автор жития преподобного Иосифа Волоцкого , пишет, что перед своей кончиной преподобный Иосиф «избра старца Данила на игуменьство». Затем последовала его поездка в Москву, где «по совету и велению державнаго царя Великаго князя Василиа Ивановичя всея Русии, съверши его Пресвященный Варлам, митрополит всея Русии. Преподобный же часто его к себе призываа и уча и наказуя, како о братии попечение имети» 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Палецкий, кн.; † после 1568, Кириллов Белозерский мон-рь), архиеп. Полоцкий. С 1539 г. настоятель Кириллова Белозерского мон-ря . В июне 1551 г. хиротонисан во еп. Суздальского и Тарусского. По свидетельству кн. А. М. Курбского , прп. Феодорит Кольский , в 1551-1554/56 гг. являвшийся архимандритом Евфимиева суздальского мон-ря , обличал Суздальского владыку «за сребролюбие и пиянство». В свою очередь А. на Соборе по делу заволжских старцев Артемия и Саввы Шаха (кон. 1553 - янв. 1554), где в качестве свидетеля присутствовал прп. Феодорит, назвал преподобного «еретиком» и единомышленником Артемия. Это обвинение, по-видимому, было одной из причин того, что после осуждения Артемия, между 24 окт. 1554 г. и 28 янв. 1556 г., прп. Феодорита отрешили от архимандритства и сослали в Кириллов мон-рь. В 1555 г. А. участвовал в хиротонии 1-го архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) , в 1564 г.- в погребении митр. Московского свт. Макария († 31 дек. 1563), в работе церковного Собора и в интронизации Афанасия, митр. Московского (5 марта 1564). В 1564 г. А. ушел на покой и поселился в Белозерском мон-ре, в 1566 г. в сане архиепископа был назначен на Полоцкую кафедру, в 1568 г. вновь ушел на покой. А. заказывал рукописи, делал книжные вклады в Кириллов мон-рь, ему принадлежала рукопись «на еретики новгородские». Предположительно, А. содействовал трудам инока Григория Суздальского из Спасо-Евфимиева мон-ря в составлении житий и служб Суздальским святым. Согласно кормовой книге Белозерского мон-ря, молитвенное поминовение А. совершалось 17 янв. и 27 апр. Лит.: Курбский А. М. Сочинения. Т. 1: Сочинения оригинальные//РИБ. 1914. Т. 31. Ч. 1. Стб. 334-338; ПСРЛ. М., 1965. Т. 13. С. 165; Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.). СПб., б. г. Вып. 1. С. 91. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/76918.html

Просьба исполнена и выдана грамота 1630 г. июля 22 в Варшаве (см. Киевл. 1840 г., 238–243). 292 В этом евангелии многие церковно-славянские слова и обороты заменены или пояснены словами языка южнорусского «для лепшаго (лучшего) выразумления люду христианскаго посполитого». Писано оно на пергамене, в лист, иждивением благочестивой княжны Настасии Юрьевны Заславской, урожд. Гольшанской; ныне хранится в переяславском Вознесенском монастыре, которому подарил его в 1701 г. Мазепа как строитель монастыря. Писец этого евангелия не раз повторил, что оно переведено «из языка болгарскаго на мову рускую» (см. Ж. М. Н. П. 1838 г., кн. 5; Киевл. 1840 г. «О городах Пересопнице и Дубровицах»; Временник, 1849 г. «Книжная старина южнорусская»). 296 См. письма Курбского во 2-м томе его Сказаний; также Опис. Рум. муз., CXCIII, 240–244; Ист. Р. Ц. III, 87, 88. 299 См. Энц. лекс. о Будном Симоне. – Будный нашел себе покровителя в кальвинисте князе Радзивиле, которому посвящал свои книги. В Луцке Будный жил в доме дворянина Кишки; ревностными сотрудниками его были отступник Матвей Кавечинский и кальвинский пастор Лаврентий Кришковский. 304 Так, об одном князе Острожском, согласившемся на гражданское соединение княжества литовского с Польшею, но оказавшем много усердия и услуг православной церкви, находим отзывы как о человеке легковерном, нерешительном, тщеславном (см. Сказ. Курб. II, 221–226; Лукашевича – о Гельвет. исповед. в Чтен. моск. общ. ист. 1847 г., 8). Так, о пане Бакее из писем Курбского знаем, что он по легковерию предался было на сторону неправомыслящих, но, устыдясь своего непостоянства и малодушия, снова обратился от «ереси к православию» (Сказ. Курб. II, 193–196). Ист. Р. Ц. III, 246, 247. Во владимиро-брестской епархии древние монастыри: Св. Гора, или загоровский Рождественский, Богородичный, Апостольский, Михайлов; затем корецкий Воскресенский ок. 1450 г. Во Владимире: Св. Спаса прежде 1500 г. и Св. Креста (Киев. пам. 2, 26:52), Михайлов в м. Гуще (Симбир. сбор. 172), дрогочинский Троицкий, прежде 1563 г., заблудовский Успенский ходкевичей с 1567 г., бресткий Симоновский, дрогичинский Преображенский и ясногородский Троицкий (Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ († 1442; Старый Симонов мон-рь в Москве), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве. Сведения о В. сохранились в духовной грамоте (Пространной редакции Устава) прп. Иосифа Волоцкого ( 1515), к-рый узнал о В. от его младшего современника игум. Спиридона, настоятеля Троице-Сергиева мон-ря (1467-1474). Из духовной грамоты прп. Иосифа рассказ о В. был вставлен в житие митр. св. Ионы (сер. XVI в.), позднее - в «Сказание отчасти жития» (2-я редакция жития свт. Ионы), помещенное в 14-й степени Степенной книги царского родословия (1560-1563). Названные источники рассказывают о времени, когда В. являлся келарем и строителем Старого Симонова мон-ря (с 10-х или 20-х гг. XV в.) - одной из самых влиятельных обителей Великого княжества Московского, ктиторами к-рой были члены великокняжеской семьи. В., «о монастырьском благочинии и о подвизе иноческом великое попечение имея с прочими тогда подвижьными иноки обители», стремился к восстановлению строгих норм иноческой жизни в мон-ре. (Необходимость исправления монашеской жизни, возможно, была вызвана изменением имущественного положения Симонова мон-ря: в кон. XIV - 1-й пол. XV в. он приобрел много сел, деревень и угодий, рыболовные ловли на Волге; среди его вкладчиков и иноков были представители московской знати,- все это могло негативно отразиться на внутренней жизни обители.) Среди сподвижников В. были свт. Иона, впосл. митр. Киевский и всея Руси, Иоанн Златый и прп. Игнатий Иконописец. Вместе они «не дадуще никакову бесчинию, ни мятежю бывати в монастыри», в т. ч. «самому архимариту не попущаху о неисправлении благозакония». Деятельность подвижников натолкнулась на сопротивление остальной братии, подвижники «многу скорбь и опечаление приимаху от архимаритов обители тоя» (возможно, от архимандритов Ионы и Иоанна). Однако ревнители благочестия во главе с В. «о сих не стужаху си и сего ради от Бога прославлени быша». В. и его сторонники получили поддержку со стороны главного ктитора обители - вел. князя (Н. П. Барсуков и А. А. Зимин полагали, что им был Василий I , Л. И. Ивина считает, что Василий II ). Преподобный был погребен в Старом Симонове мон-ре. Степенная книга рассказывает о чуде, бывшем после кончины В.: «Блаженнаго Варфоломия и по мнозех летех преставления его показа Бог стояща в церкви на месте, идеже в животе еще обычай име молитися».

http://pravenc.ru/text/154393.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКА († 3-я четв. XV в., 8.01, г. Юрьев (Дерпт, ныне Тарту, Эстония)) (пам. 8 янв., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Юрьевские, Ливонские. Источники Сведения о Юрьевских мучениках содержатся в Житии И., известном в 2 редакциях в списках XVI-XIX вв. анонимная краткая редакция сохранилась в 3 списках, древнейший список - в сборнике 60-х - нач. 70-х гг. XVI в.: Архив СПб ИИ РАН. Собр. Н. П. Лихачёва. 689. Л. 317-320 об. (др. рукописи - ГИМ. Муз. 813, кон. XVI - нач. XVII в.; РГБ. Ф. 304/I. 626, нач. XVII в.). По мнению И. И. Фетисова, краткая редакция была написана вскоре после гибели мучеников, но не ранее 1474 г., «так как автор ее, упомянувший о «разратии латыном со псковичи», очевидно, имел в виду те обиды и брани псковичей «с немцы», о которых рассказывается во 2-й Псковской и 4-й Новгородской летописях под этим годом» ( Фетисов. 1928. С. 219). Др. возможная датировка краткой редакции Жития И.- 1-я пол. XVI в.; в пользу этой гипотезы косвенно свидетельствуют отсутствие следов бытования памятника ранее данного времени и противоречивость сообщения Жития И. о гибели мучеников в 1472 г. Автор краткой редакции достоверно описал суд католич. Дерптского епископа над Юрьевскими мучениками, что заставляет видеть в нем человека, знакомого с укладом жизни в Ливонии. Распространенную (пространную) редакцию Жития И. по благословению Московского митр. св. Макария написал Василий (в монашестве Варлаам) между 1559 и 1563 гг., будучи монахом Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова мон-ря . Варлаам составил свою версию Жития И. на основе краткой редакции. По наблюдениям Фетисова, др. источниками автору послужили Летописная повесть о Восьмом Соборе и «Мучение Кирика и Улиты» ( Фетисов. 1928. С. 219-221). Варлаам усилил антикатолическую направленность текста. Написанная в начале Ливонской войны (1558-1583), распространенная редакция Жития И. была актуальна, поскольку содержала свидетельства сопротивления православных агрессии со стороны католиков.

http://pravenc.ru/text/674906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУРИЙ Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495, Радонеж - ночь с 4 на 5.12.1563, Казань), свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Казанский и Свияжский. Основным источником сведений о святом является Житие святителей Варсонофия и Г. (см. ст. Варсонофий, свт. , еп. Тверской), написанное в 1596-1597 гг. митр. Казанским и Астраханским сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) по повелению царя Феодора Иоанновича и патриарха св. Иова вскоре после канонизации Г. Согласно Житию, святитель происходил из обедневшего дворянского рода. Род московских служилых людей Руготиных известен с кон. XV в., уходит корнями в сер. XIV в., ведет свое происхождение из Можайска (см.: Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV вв.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 116. Примеч. 55, 56; Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 328). Родственник Г. Феогност (Руготин) был, как и Г., пострижеником Иосифова волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , впосл. являлся игуменом Селижаровского во имя Святой Троицы монастыря ( Зимин. Крупная феодальная вотчина. С. 156). В синодике казанского Благовещенского собора под заголовком «Род святителя Гурия» записан прп. Иосиф Волоцкий. Несмотря на то что в Житии о родстве Г. с прп. Иосифом ничего не говорится, запись в синодике дает основание для предположения о родственных связях Саниных и Руготиных. По сообщению Жития, в молодые годы Г. Руготин был холопом (по-видимому, боевым) кн. Ивана Пенкова Ярославского, затем стал «управителем» хозяйством. Заподозрив Григория в прелюбодеянии со своей женой, Пенков хотел его казнить, но за слугу заступился сын князя. (Возможно, господином Григория был не кн. Иван (Хомяк) Данилович Пенков († 1540), не имевший детей, а его брат кн. Василий († между 1527 и 1530), женатый на Арине (Ирине) и имевший сына Ивана, к-рый ок. 1557 стал боярином; см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI вв. М., 1988. С. 92-93; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 120.) Григорий был брошен в темницу, где провел ок. 2 лет, питался овсом, к-рый ему сбрасывали в снопах. Один из охранников передавал узнику бумагу и чернила, Григорий писал азбуки, охранник их продавал, а деньги по указанию узника раздавал нищим. По молитвам Григория однажды двери темницы чудесным образом оказались открыты, и он отправился в Иосифов волоколамский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460, Переславль-Залесский - 7.04.1540, Троицкий Данилов мон-рь), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Переславский, основатель и игум. переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря . Источники Основные сведения о Д. содержатся в Житии святого, нек-рые факты его биографии нашли отражение также в Житиях прп. Герасима Болдинского, блж. Кассиана Босого (все указанные сочинения были созданы во 2-й пол. XVI в.), в летописях XVI в. Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Житие Д. было написано, по всей видимости, духовником царя Иоанна IV Васильевича прот. Благовещенского собора Московского Кремля Андреем (впосл. митр. Афанасий ), учеником и духовным сыном Д., до 1550 г. служившим священником в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского (об авторстве прот. Андрея в отношении 2 редакций Жития Д. см.: Смирнов. Житие. С. IX-XV, XXII-XXVI). Первоначальная (пространная) редакция Жития была создана по повелению царя Иоанна IV и митр. св. Макария не ранее чем через 16 лет после преставления святого (по-видимому, в 1556-1561). Основными источниками для Жития послужили рассказы Д., воспоминания учеников старца и проч. лиц. Автор, по собственному признанию, стремился писать «просто и неухищренно... памяти ради» ( Смирнов. Житие. С. 6), поэтому Житие отличается простотой изложения и содержит много фактической информации. (Смирнов также отметил влияние на Житие ряда агиографических текстов - Житий преподобных Иосифа Волоцкого, Евфросина Псковского, Евфросина повара, Власия мниха; см.: РГБ. Ф. 280. К. 9. 3. Л. 12 об., 13 об., 22 об.- 23, 37 об., 47 об., 48 об. и др.) Житие Д. дошло в 4 редакциях: первоначальной (старший список - ГИМ. Син. 926, 2-я пол. XVI в.), сокращенной («Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском» в «Книге степенной царского родословия» , составлено ок. 1562-1563, по-видимому, также прот. Андреем; входит в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) : РГБ. Троиц. 694. Л. 176-193 (1633 г.), Милютинские Четьи-Минеи: ГИМ. Син. 804. Л. 299-328 об. (сер. XVII в.) и в др. сборники), проложной (составлена на основе «Сказания вкратце...» в XVII в.; 1-е изд.: Пролог. М., 1689. Л. 196-197) и переработанной (составлена в кон. XVII в. Александром, игум. киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря , на основе первоначальной редакции). Важным для уточнения биографии преподобного, подробно изложенной в первоначальном Житии, является «Сказание вкратце...», к-рое представляет собой не только сокращенную, но и исправленную редакцию по отношению к первоначальному Житию, дополняет и уточняет сведения последнего.

http://pravenc.ru/text/171193.html

103 Кунцевич Г. З. Феодосий, архиепископ Новгородский (1491­–1563). СПб., 1898. С.5; Макарий архимандрит. Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551; †1563)//Альфа и Омега. М., 2000. (25). С.197. 108 Троицкий Г. Святой Герман, архиепископ Казанский и Свияжский (К 400-летию со дня преставления)//ЖМП. 1967. С.53–­57. 109 Патриарх Ермоген. С.68. Оба подвижника, отец с сыном, прославляются в службе на праздник обретения святых мощей святителя Гурия и Варсонофия (См.: 3-я стихира на Господи воззвах//Минея, Октябрь. М., 1997. С.102). 110 В декабре 1613 года «в часовне Спасо-Преображенского монастыря, на месте покоя свв. Гурия и Варсонофия» был погребён Казанский митрополит Ефрем, венчавший первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича (Казанский митрополит Ефрем, помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова. Казань, 1908. С.4; Пещерка Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней. Изд.2. Казань, 1902. С.15). Аналогичным образом в 1505 году в Чудовом монастыре в могиле основателя обители, святителя Алексия, был погребён Новгородский архиепископ Геннадий (†1505; пам. 4 дек.). 115 Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям). Париж, 1951. С.180–182. 118 Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского церковного творчества//Православный собеседник. Казань, 1902. Ч.2. С. 159. В описи Ферапонтова монастыря 1665 года указана «Книга писмяная в полдесть, а в ней служба Пречистые Богородицы Казанские и чюдотворцам Гурию и Варсонофия, оболочена черною кожею, застежки медные» (Каган М.Д. История библиотеки Ферапонтова монастыря//Книжные центры Древней Руси: XI–XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С.117). 119 Минея, Декабрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. Ч.1. С.170. Святитель Димитрий составил также Поучение в честную память иже во святых отца нашего Гуриа, архиепископа Казанского (Сочинения святого Димитрия митрополита Ростовского. Ч. третия, содержащая в себе поучения на разные праздничные дни. М., 1805. С.208–231 (Слав. яз.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576, Казань), преподобные (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.), Казанские, сподвижники святителей Гурия (Руготина) и Варсонофия в деле учреждения Казанской и Свияжской епархии . И. и Н. упоминаются в 10-й гл. Жития святителей Гурия и Варсонофия, составленного Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) в 1596-1597 гг. Житие основано на рассказах очевидцев и на воспоминаниях автора, поэтому можно предположить, что сщмч. Ермоген знал И. и Н.; автор Жития принимал участие в обретении нетленных мощей святителей Гурия и Варсонофия, а также И. и Н. Преподобные И. и Н. упоминаются в службе свт. Гурию. 26 мая 1555 г. свт. Гурий был направлен царем Иоанном IV Васильевичем в новоучрежденную Казанскую епархию вместе с архимандритами св. Германом (Садыревым-Полевым) и св. Варсонофием. Также в Казань прибыли иноки Песношского мон-ря Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр и инок Андроникова мон-ря Симеон. По повелению царя Иоанна IV в Казань поехал московский боярин И. Е. Застолбский для помощи архиеп. Гурию и попечения о житейских делах. И. Е. Застолбский принадлежал к знатному роду служилых людей. Предок Застолбских Акинф Великий был праправнуком Ратши и 2-м сыном героя Невской битвы Гаврилы Алексича. Первый носитель фамилии Застолбский, Роман Иванович, приходился Акинфу Великому праправнуком. Родовые владения Застолбских находились в Бежецком Верхе, с. Застолбье существует и ныне (в Рамешковском р-не Тверской обл.). И. Е. Застолбский записан в Тысячной книге 1550 г. как сын боярский 3-й статьи по Переславлю-Залесскому, а в дворовой тетради 1550 г. как дворовый сын боярский. Свт. Гурий прибыл в Казань в июле 1555 г., когда в крае еще продолжались военные действия. Вскоре по их окончании в 1557 г. архиепископ занялся широкой миссионерской и хозяйственно-экономической деятельностью, направленной на утверждение Православия и укрепление положения новой кафедры.

http://pravenc.ru/text/578340.html

(10-20-е гг. XVI в.- между 1583 и 1600, Корнилиева Паданская пуст. (недалеко от совр. с. Винницы Подпорожского р-на Ленинградской обл.)), прп. (пам. в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Паданский, основатель Корнилиевой Паданской Никольской пуст. на Падострове на р. Шокше (Шокша соединяет реки Паданка и Оять). По преданию, К. был одним из учеников и келейником прп. Александра Свирского: именно во имя прп. Александра Свирского на Падострове была освящена 2-я из построенных церквей. Преподобный создал мон-рь в 1549 г. (дата указана в жалованной грамоте царя Бориса Феодоровича Годунова Паданской пуст. 1600 г.). Наиболее раннее упоминание К. и созданной им пустыни содержится в писцовой книге 1563 г. при описании Ильинского погоста Лодейнопольского у.: «Деревня на Шокше речке словет на Падострове, и тое деревни на пашне стал монастырь ново после Юрьева писма Костянтиновича Сабурова, а в нем церковь теплая Никола Чюдотворец, а в монастыри игумен Корнилий да 6 старцов, сеют в поле ржы 3 коробьи, сена косят 15 копен, пол обжи» (упом. писцовая книга 1496 г. Ю. К. Сабурова - древнейшее описание Обонежской пятины). Следующее известие содержится в писцовой книге 1582/83 г., К. в это время оставался игуменом мон-ря: «В Ыльинском же погосте в Виницком монастырь общей Николы Чудотворца на реке на Шакше на Пада-острове, на отхожей пустоши в Ывановской волостке Берденева. А на монастыре церковь Николы Чюдотворца теплая с трапезою, древяная. На монастыре ж келья игумена Корнилья, да семь келей, а в них живут одиннатцать братов черноризцов. А строил церковь и монастырь игумен Корнилий. Да за монастырем дворец коровницкой, а живет в нем коровник Федоско Конанов. Пашни перелогом около монастыря и около коровницкого дворца и с отхожею пашнею шесть чети в поле, а в дву по тому ж; сеня и с отхожими лушки сорок копен. Да пониже монастыря на реке на Шакше мелница монастырская, мелет однем колесом, а у мелницы мелник Микитка Кореленин» ( Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в., с прил. карты. СПб., 1853. С. 179-180; Писцовая книга Заонежской половины Обонежской пятины. 1582/83 г.: Заонежские погосты//История Карелии XVI-XVII вв. в док-тах. 1993. С. 340). Мон-рь был общежительным, находился на черной земле и платил Вел. Новгороду оброк полностью.

http://pravenc.ru/text/2458679.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010