Вскоре после кончины 31 декабря 1563 года Митрополита Макария в Москве состоялся Собор, который усвоил главе Русской Церкви право скреплять грамоты красным воском и носить белый клобук. Можно говорить, что возглавил этот важный Собор Новгородский архиепископ Пимен 22 . Он же возглавил последовавшие вскоре выборы нового Предстоятеля Русской Цер­к­ви, а потом интронизацию Митрополита Афанасия 23 . При Митрополите Афанасии на Руси началась опричнина. Царь покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, из которой прислал затем послания. 3 января 1565 года Митрополит Афанасий послал к царю в Слободу архиепископа Пимена с Чудовским архимандритом Левкием. На праздник Богоявления Господня они служили в Слободе, а затем царь отпустил их назад в Москву 24 . 28 июня 1566 года, после оставления Митрополитом Афанасием кафедры, в Москве проходил земский Собор по вопросу о продолжении Ливонской войны, духовенство на котором возглавил Новгородский архиепископ Пимен 25 . 2 июля 1566 года был дан соборный отказ послам польского короля на заключение перемирия. Духовенство при этом возглавил арихепископ Пимен 26 . А 25 июля он возглавил интронизацию нового Митрополита Филиппа 27 . В результате этого настоятель одного из новгородских монастырей был поставлен во главе всей Русской Церкви, то есть соловецкий игумен превратился из подчиненного архиепископа Пимена — в начальствующего над ним. За семнадцать с лишним лет пребывания в Великом Новгороде архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Активная деятельность архиепископа обусловлена необходимостью борьбы с получившей распространение в то время ересью Феодосия Косого. Увеличение числа пожаров, когда горели храмы и иконы в них, связывается с деятельностью еретиков 28 . Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви в епархии, а также устраивает монастыри. В 1554 году он заложил церковь великомученика Пантелеимона “над гробом блаженнаго Николая Кочанова” 29 (†1392; пам. 27 июля). Затем в 1557 году он “обложил” Никитскую церковь 30 , в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1562 году был построен храм в честь Богоматери Одигитрии на монастырском подворье Хутынского монастыря в Великом Нов­го­роде, “совершено в едино лето сентября в 25 день” 31 . В 1566 году он освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовском погосте, а в 1568 году — новый храм святителя Николая Чудотворца на Разважьей улице 32 . В Новгороде в это время отливаются колокола 33 . 500-пудовый колокол-благовест­ник “Пиме­нов­ский”, который отливали Матфей и Косьма, Иван Грозный в 1570 году вывез из Новгорода 34 . При архиепископе Пимене была увеличена пошлина, взимаемая с псковского духовенства 35 . Актовый материал (см. в прил.) и летописные записи свидетельствуют о поставлении архиепископом Пименом духовенства. 29 января 1560 года он “благословил игумена Ефрема Шумля Островского на Клопско” 36 .

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Старец Мисаил (Сукин) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 В XV–XVI веках в древнерусской литературе появляется особый ряд памятников агиографической литературы, в которых описаны последние дни жизни, кончина и погребение отечественных подвижников благочестия, некоторые из которых позднее были канонизованы Русской Церковью. Хронологически первый такой памятник, который и был первым опубликован — это описание кончины преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая) 1 . Насельники Волоколамского монастыря особо почитали своих духовных старцев 2 . 26 февраля 1563 года почил находившийся на покое в Волоколамском монастыре бывший архиепископ Феодосий (1542–1551). Описание его последних дней принадлежит его ученику старцу Евфимию (Туркову) и было опубликовано Г. З. Кунцевичем 3 . Он же опубликовал аналогичный памятник, посвященный святителю Макарию, Митрополиту Московскому (†1563; пам. 30 дек.) 4 . Нами были обнаружены новые, более ранние списки памятника и была сделана его атрибуция 5 . Завершает данный ряд агиографических памятников о подвижниках Повесть о кончине Тверского епископа Акакия (1522–1567) 6 . К этому же жанру относится также Повесть о кончине Великого князя Василия III (1505–†1533). Она неоднократно публиковалась 7 и являлась предметом изучения 8 , но не было сделано атрибуции памятника. В Повести описаны последние дни князя Василия III, начиная с 12 августа 1533 года и по 4 декабря. В ней говорится о набеге крымских татар, о богомольной поездке Великого князя в Троицкий монастырь, затем — о поездке в Волоколамск. В это время у князя начала развиваться болезнь, завершившаяся его отшествием в иной мир. Вернулся князь в Москву в тяжелом состоянии. В Повести говорится о давнем желании князя Василия III принять монашество и о том, как оно исполнилось перед его кончиной 9 . Напрашивается вывод, что автор был духовным лицом и был очень близок к великому князю. Прежде чем говорить об авторе Повести, приведем некоторые высказывания, которые характеризуют данный жанр агиографической литературы: «Произведения этого жанра, в отличие от Житий святых, были написаны, как правило, людьми очень близкими к описываемым лицам, и причем сразу же после их кончины. Поводом для написания “Повестей” была горечь разлуки с дорогим духовным лицом, стремление письменно зафиксировать последние дни жизни того, к кому питалась особая любовь и почитание» 10 . «“Повесть о болезни и смерти Василия III” — один из интересных образцов изображения личности в средневековой русской литературе. Она была написана вскоре после смерти Василия очевидцем событий, человеком, близким великому князю, создавшим эту хронику болезни и смерти Василия III, по-видимому, как подготовительный материал для будущего жития» 11 .

http://pravmir.ru/starets-misail-sukin/

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Макарий, Митрополит Московский декабря 1563 Прославлен в 1988 г. Память празднуется 30 декабря/12 января Святитель Макарий родился в Москве в благочестивой семье, а при святом Крещении был назван Михаилом. В юности он поступил в Боровский монастырь преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая), где со временем принял монашество. В 1523 г. митрополит Даниил (1522–1539; †1547) возвел его в настоятели Можайского Лужецкого Рождество-Богородичного монастыря, возведя в сан архимандрита. С 1526 г. святитель Макарий возглавляет древнейшую архиерейскую кафедру Великого Новгорода и Пскова. Здесь он начинает составление Великих Четьих Миней – “всех чтомых книг на Руси” в XVI в. В 1542 г. Собором русских архиереев святитель Макарий был поставлен Митрополитом Московским и всея Руси. Великой заслугой нового главы Церкви был созыв в 1547 и 1549 гг. знаменитых Соборов с целью прославления русских святых. В 1551 г. святитель созвал столь же знаменитый Собор для устройства церковных дел – “Стоглав”. Под его руководством была составлена “Степенная книга царского родословия”. Святитель благословил начало книгопечатания в Московской Руси, тем самым ныне он явлен как покровитель церковного книгопечатания. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. Прославляя святых, он и при жизни постоянно общался с подвижниками, которые позднее были канонизованы Церковью. При кончине Святителя было лицо его как свет сияющее. И все дивились этому, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. Погребен митрополит Макарий был в Успенском соборе Кремля. В Сказании об иконописцах говорится о нем: “Предивный и пречудный Макарий, Митрополит Московский и всея России, писаше многия святыя иконы и Жития святых Отец. Той бе Макарий Митрополит написа образ Успения Пресвятыя Богородицы, и на Соборе правило изложи о писании икон”. Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества КОЛУМБАН († 23 нояб. 615), прп. (пам. зап. 23 нояб.), деятель зап. монашества, основатель Луксовий и Бобий; церковный писатель МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ПАТРИКИЙ [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)

http://pravenc.ru/text/153285.html

СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). С. 260-273; Kessler H. L. Old St. Peter " s and Church Decoration in Medieval Italy. Spoleto, 2002; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрац. работ ВХНРЦ: Кат.-альб./Сост.: М. С. Трубачева, А. П. Бурмакин. М., 2003; Сарабьянов В. Д. Георгиевская ц. в Старой Ладоге. М., 2003; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, Петербург). М., 2004; Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 1; Иконы Вел. Новгорода: XI - нач. XVI в. М., 2008; Турилов А. А. К истолкованию надписи на краснофонной иконе св. Климента из зарубеж. частного собрания: «великий епископ» или «епископ Великий»?//ДРИ. М., 2009. Т. 29: Идея и образ: Опыты изучения визант. и древнерус. искусства: Мат-лы Междунар. науч. конф. 1-2 нояб. 2005 г. С. 415-420; Deliyannis D. M. Ravenna in Late Antiquity. Camb., 2010. С. П. Заиграйкина Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества

http://pravenc.ru/text/1841337.html

мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр (1494). На своде сев. стены помещены сцены прибытия равноап. Елены в Иерусалим и поиски Иуды; Елена расспрашивает Иуду о местонахождении Креста, но он отказывается назвать его; за отказ Иуду бросают в колодец; освобождение Иуды и его молитва на Голгофе; раскопки и обретение 3 крестов; испытание крестов - Иуда прикасается крестом к умирающей женщине; обращение Иуды в христианство; поставление К. во епископа Иерусалимского. В рус. иконописных подлинниках кон. XVIII в. описание облика К. содержится под 28 окт.: «…аки Матфей апостол, ризы святительские, в правой руке крест, а в левой Евангелие» (С. Т. Большакова , см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 43). В сводном подлиннике Г. Д. Филимонова к этому описанию добавлено: «…явльшего честный крест святей царице Елене» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 180). В руководстве к иконописанию о К. сказано, что «он указал место, где находился крест Господень. Очень стар, с большой седой бородой; одежда фелонь и омофор» ( Фартусов. Руководство. С. 59). Под тем же днем памяти изображение К. содержится в поздних минейных циклах на окт. в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, в 1-м изд. 1714 г. представлен вместе со святыми Терентием и Параскевой, в фелони, с омофором, на голове митра). Лит.: Менолог. 1973. С. 267. Табл. 6 на с. 262; С. 324. Ил. 193; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание коллекции отдела книгоизданий РГБ. М., 2004. С. 38. Кат. 33. 2; Кат. 34. 2. Рубрики: Ключевые слова: КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Patrology. 1986. Vol. 4. P. 127-130; Jeanes G. P. The Paschal and Baptismal Sermons of Zeno of Verona: Thesis. Oxf., 1989; idem, ed. The Day has Come!: Easter and Baptism in Zeno of Verona/Ed., compl. G. P. Jeance. Collegeville (Minn.), 1995; Solignac A. Les lectures de la vigile et du jour de Pâques à Vérone au temps de Zenon//REAug. 1999. Vol. 45. N 2. P. 261-275; Dirani F. Il «Sermone dello Zodiaco» di Zeno di Verona (I. 38). «Astrologia Praedicabilis» ed inculturazione//Angelicum. R., 2006. Vol. 83. N 3. P. 533-556. А. Р. Фокин Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ

http://pravenc.ru/text/199839.html

2001. P. 180-218). Было исследовано влияние риторического образования И. З. на технику композиции этих гомилий ( Mitchell. 2000; Idem. 2001). И. З. анализирует структуру Послания к Галатам, применяет приемы контрпозиции (возражения вымышленного оппонента) и разрешения. Проповедник сочетал топосы разных жанров: апологии, протрептика, панегирика ( Heath. 2004). И. В. Пролыгина Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня)

http://pravenc.ru/text/540881.html

всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/178011.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010