ПОКРОВСКАЯ на Петровской улице, на Мотыльной Груднице, построена одним днем деревянная 1522 года. АРХАНГЕЛА МИХАИЛА у Михайловских ворот построена 1533 года. ДИМИТРИЕВСКАЯ с поля каменная построена 1534 года; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем вместо Рождественской, тогда в наличности не оказавшейся, ныне кладбищенская. ЖЕН МИРОНОСИЦ деревянная на Скудельнице в Завеличье построена 1537 года, а каменная построена 1546 года; по Штатам 1764 года вместо Николаевской положена Штатною с окладным жалованьем, но с 1786 года обращена в кладбищенскую и приписана к Троицкому Собору. ОДИГИТРИЕВСКАЯ каменная на Печерском подворье, после переименованная Введенскою, основана 1537 года. ЗНАМЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ на Сенной Ниве упоминается 1543 года. ИОАННО-БОГОСЛОВСКАЯ на Милявице каменная построена 1547 года. ИОАННА МИЛОСТИВАГО с Солодовников в Посаде у Петровских ворот упоминается 1561 года; с 1764– года была в Штате с жалованным окладом на место Рождественской, в наличности тогда не оказавшейся; а в 1788 году по сгорании упразднена. СЕГИЕВСКАЯ С ЗАЛУЖЬЯ на Любятове подворье упоминается с 1561 года. Она по Штатам 1764 года положена с жалованным окладом вместо Николаевской, тогда в наличности не оказавшейся, но в 181З году приписана к Нововознесенской. ФЛОРА И ЛАВРА у Песков за Великими воротами у камня упоминается 1581 года. РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ у Покрова на Проломе построена 1582 года. ВАРВАРИНСКАЯ за Петровскими воротами строена 1618 года. НИКОЛАЯ ЯВЛЕННОГО на Новом Торгу, или площади, в Большом городе строена с 1676 года по случаю чуда от Иконы Святителя Николая; по Штатам 1764 года положена была с окладным жалованьем, а с 1786 года приписана к ближней Церкви Покровской на том же торгу. ТРОИЦКИЙ СОБОР вновь каменный основан 1682 года. НИКОЛАЕВСКАЯ с Полонища на Проломе строена 1684 года; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем; после приписана к Покровской на Проломе и назначена к упразднению. ЖИВОНОСНАГО ИСТОЧНИКА старой богадельни у Домантовой стены к реке Пскове к мосту упоминается 1688 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Там же под 235. Чем руководствовались предки наши в деле веры до издания катихизисов? Кроме творений отеческих вообще, издавна переведенных в немалом количестве на славянский язык, в частности – 1) Точным изложением православной веры – святого Иоанна Дамаскина (см. выше примеч. 96); 2) некоторыми другими подобного рода, хотя и более краткими, сочинениями древних учителей Церкви, издавна также переведенными на славянский язык, ка­ковы: а) Богословские вопросы и ответы, род довольно обстоягельного катихизиса, – Анастасия Синаита , антиохийского патриарха (†599), встречающиеся еще в Святославовом Сборнике – XI в (Опис. рукоп. румянц. муз. 356) и потом в списках XV в (там же 6); б) Правила о вере u жизни христианской – святого Геннадия, Константинопольского патриарха (†471), встречающияся в рукописи XIV в (Прибавл. к Твор. святых Отцов в русск. перев., стр. 1, М. 1845); в) К Князю Антгоху о многих и нужных взысканиях... святого Афанасия Александрийского , также род некоторого катихизиса по вопросам и ответам, встреч. в рукописях XVI в (Опис. рукоп. графа Толстова, отд. 1, 304); г) Книга Катихизис, сказующе учение о вере и о нужнейших винах, пристоящих к ней, встреч. в рукописях XVI в (там же, отд. II, 340), – сочинение неизвестного, но внесенное в Катихизис, изд. в Москве 1649 г., при патриархе Иосифе, на ряду с несколькими отеческими вероизложениями (Сахаров, Обозр. Славяно-Русск. библиогр. т. 1, кн. 2, 510). Из печатных катихизисов на славянском языке известны и другие, кроме нами поименованных выше; но они или не употребля­лись в нашем отечестве, или даже неправославны. Таковы: а) катихизис, из­данный в Венеции в 1527 г (Слов. русск. дух. писат. Евгения, 1, стр. 262, изд. 2-е); б) катихизис лютеранский, переведенный отступниками от православия Матфеем Кавечинским, Симеоном Будным и Лаврентием Крышковским, и изд. в Несвиже 1561 г., а потом в Риме 1583 г (там же и русск. истор. Сборн., том. VI, стр. 302, Москва 1843); в) катихизис, переведенный Ангоном Далматом и Стефаном Истрианином, изд. в Тюбинг. 1561 г (в том же истор. Сборн. и на той же стр.); г) катихизис, переведенный с латинского языка и изд. в Вильне 1585 г (Bergii – de statu eccl. et relig. Moscow, p. 31 и Саха­рова – хронолог. опись русск. библиогр. в русск. древн. Памятниках, Спб. 1842); д) два катихизиса славянские, но изд. латинскими буквами в 1582 и 1603 (русск. историч. Сборн. т. VI, стр. 303); е) катихизис, изд. Матфеем Дивковичем в Венеции 1611 г (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По его поручению Романский еп. Макарий составил летопись, охватившую историю М. к. за 1504-1556 гг. Также по распоряжению господаря были отреставрированы монастыри Молдовица и Бистрица, перестроен монастырь Кэприана ( E anu. 2003. P. 13-14). В период правления Петру IV Рареша наблюдался расцвет наружной церковной настенной живописи, которая стала известна далеко за пределами страны (фрески мон-ря Пробота, ц. вмч. Георгия в Сучаве, мон-рей Хумор, Воронец, Молдовица, ц. вмч. Димитрия в Сучаве, церкви в Кошуле и др.). Внешняя живопись не только была носительницей художественных и духовных ценностей, но и имела патриотическую направленность в борьбе за преодоление османского сюзеренитета ( Ulea. 1963. Vol. 10. N 1. P. 57-92; 1972. Vol. 19. N 1. P. 37-53). Петру IV Рареш умер 3 сент. 1546 г. и был похоронен в мон-ре Пробота. После него правили его дети Ильяш II (1546-1551) и Штефан VI (1551-1552). Первый окончательно отказался от претензий на Покутье. Покинув престол, он принял мусульманство и стал силистрийским пашой ( Grigore Ureche. 1958. Р. 168). Штефан VI Рареш безуспешно пытался вернуть трансильванские владения своего отца, выступил против пропаганды идей Реформации в М. к., защитив правосл. Церковь. Однако конфискация имущества арм. купцов и преследование боярских группировок привели к заговору против него великих бояр и к убийству господаря (1552) (Cronicile slavo-române. 1959. Р. 129, 139-140). Внутриполитическая неустойчивость была характерна для М. к. и в период правления Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568) и Деспота Водэ (1561-1563). Первый добился престола при помощи Польши, но вскоре, обеспокоенный возросшими претензиями польск. короля в качестве сюзерена, сменил курс в сторону отношений с Портой. Его авторитарное правление привело к заговору бояр, к-рые при помощи Польши и Габсбургской монархии отстранили его от власти и возвели на престол Деспота Водэ - грека-авантюриста и сторонника Реформации. Он покровительствовал протестантам, нашедшим убежище в М.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

В XV-XVI вв. в Пскове производились т. н. керамиды, рельефные погребальные плиты с зеленой поливой, на к-рых были эпитафии и иконные изображения в рамках-киотах; возможно, керамические киоты были и на домашних иконах ( Плешанова. 1966; Кильдюшевский, Паничева. 1987). В кон. XV-XVI в. фасадную К., в т. ч. поливную, использовали как для декоративной облицовки, напр. ц. Покрова Пресв. Богородицы на Рву (собор Василия Блаженного) в Москве (1555-1561), так и для изготовления крупных иконных композиций, таких как иконы в Борисоглебском соборе княжеского удела в Старице (1558-1561, разобран в XVIII в., сохр. «Спас Нерукотворный» и «Распятие», ныне - ГИМ). Вероятно, подобные уникальные рельефы, как и керамические икона «Св. Георгий (Чудо Георгия о змие)» и 2 композиции «Распятие», сделанные в этот же период для Успенского собора в Дмитрове (1509-1512), были созданы в столичной, «государевой мастерской» ( Баранова. 2006. С. 93-96). Знакомством со средиземноморскими традициями, где глазурованные блюда (в основном вост. происхождения) широко использовали в храмовой декорации, можно объяснить появление подобных изделий на фасадах некоторых визант. и рус. церквей, напр. храма Св. Троицы с. Хорошёва, Москва, 1596-1598 гг. ( Беляев. 2007). Херувим. Изразцовая икона. 1702 г. Мастер С. Полубес (фасад трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, Москва) Херувим. Изразцовая икона. 1702 г. Мастер С. Полубес (фасад трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, Москва) Производство фасадной изразцовой К. с полихромной эмалевой рельефной поверхностью было налажено в России при участии мастеров из Речи Посполитой (Литва, Белоруссия, Польша) и Зап. Европы (Германия, возможно Голландия). По инициативе патриарха Никона оно было организовано сначала в вотчинах Валдайского Иверского мон-ря и в Воскресенском Новоиерусалимском мон-ре на Истре, откуда перенесено в Москву и Ярославль ( Баранова. 2006. С. 70-75; Она же. 2011; Новый Иерусалим: Образы горнего и дольнего: [Альбом]/Авт. текста: Г.

http://pravenc.ru/text/1684211.html

4. В 1796 году устроена пребогатая плащаница, вся шитая, в коей не только платье, но и лица в приличных местах вынизаны жемчугом с превосходным вкусом и работой. Сверх того находится в том же Троицком соборе серебряная редкой восточного вкуса сканной работы дароносица, убранная изумрудами, лалами и бриллиантами, и другие богатые вклады Великих Князей и Великих Княгинь, Государей Царей и Цариц, Князей и Боляр и прочих благочестия рачителей, сей обители усердствовавших. До Учреждения в 1764 году Штатов духовных Лавре сей принадлежало с приписными к ней монастырями 106.068 душ крестьян. О преимуществах, данных в разные времена сей обители Первым и древнейшим преимуществом сей Лавры есть слава добродетелей и святости Преподобного Сергия, основателя обители сея и первого её Игумена. Ему и преемникам его в награждение и отличие даваны были вотчины преимущественно перед прочими монастырями, как выше показано: а Царь Иоанн Васильевич сверх того освобождал сии вотчины от Государственных поборов и податей. В 1561 году по повелению сего Государя учреждена в Сергиеве монастыре Архимандрия со многими преимуществами, и первым Архимандритом посвящён этой же обители Игумен Елевферий, коему с преемниками его данной грамотой в том 1561 году от Митрополита Макария пожаловано первенство пред всеми Российскими Архимандритами. После сего в разные времена от Патриархов и Св. Синода даваны были монастырю сему различные и другие привилегии, как явствует из нижеследующих Грамот и Указов: А) Грамоты 1 По милости Пресвятой Живоначальной Единосущной и Нераздельной Троицы, Отца, и Сына, и Святого Духа, и молитвами Преподобного и Богоносного Отца нашего великого Чудотворца Игумена Сергия, и ученика его молитвами Святого Преподобного Отца нашего Никона Чудотворца, и по совету Боговенчанного Царя Государя Великого Князя Ивана Васильевича, всей Руси Самодержца. Божией милостью, се Аз смиренный Макарий, Митрополит всей Руси, по благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, данной нам от Пресвятого и Животворящего Духа и соборно о Святом Духе с сыновы и сослужебники нашего смирения: с Никандром, Архиепископом Ростовским и Ярославским, с Афанасием, Епископом Суздальским и Торусским, с Гурием, Епископом Рязанским и Муромским, с Акакием, Епископом Тверским и Кашинским, с Варлаамом, Епископом Коломенским и Каширским, с Матфеем, Епископом Сарским и Подонским и с честными Архимандритами и Игуменами и со всем священным собором благословили есмя и поставили в Архимандриты Троицкого Сергиева монастыря Игумена Елевферия в тот же Троицкий монастырь, и священную ему полицу приложили; и повелели ему о Святом Духе соборно в святой шапке с Деисусом и с Херувимы и с двумя рипидами вся священноиноческая и Архимандрическая действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1561 Преподобные Вассиан и Иона были современниками святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея России, и образовались в духовноподвижнической жизни под руководством этого опытного мужа. Святой Филипп особенно старался вкоренить в управляемых им иноках дух трудолюбия и послушания, показывая в себе самом пример всех добродетелей, приличных истинному подвижнику. Ученики его – преподобные Вассиан и Иона – своею кончиною засвидетельствовали верность наставлениям его: они умерли на подвиге послушания. Воздвигая в обители каменные храмы, святой игумен имел нужду в разных строительных материалах, которые и были привозимы с приморского берега на монастырских судах. В 1561 г. плыли в монастырь с известью из устья реки Двины пятнадцать судов; но поднялась сильная буря, и эти суда были разбросаны и потоплены. При этом многие из бывших на них людей утонули, и в числе их преподобные Вассиан и Иона, сопровождавшие суда. Морские волны выбросили тела преподобных на восточной стороне Унской губы. Соседние поселяне по утишении бури, плывя на рыбную ловлю по Унской губе и приблизившись к месту, где лежали тела преподобных, увидели множество воронов, носящихся в воздухе над ними и как бы отгоняемых невидимою силою. Тела были нетленны и невредимы. Поселяне сначала решились было отвезти их в свое селение и с честью похоронить близ своей приходской церкви. Но когда они, положив тела в ладью, поплыли к своему селению, мгла и мрак окружили их, так что они потеряли дорогу и опять пристали к тому месту, где были найдены тела преподобных. В ночном видении явились им преподобные Вассиан и Иона и сказали: «Положите нас на пустом месте, в бору, под большою сосною, а в свое поселение не возите; взяв нас из воды, неужели вы желаете опять положить нас в воду? Когда Богу угодно будет, Он и на этом месте устроит храм». Тогда рыбаки припомнили, что, действительно, селение их стоит на сыром месте, и, согласно желанию преподобных, похоронили тела их в бору, под сосною, а над могилою поставили деревянный крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Достаточно познакомившись, как нам кажется, с общеобразовательными школами в Константинопольском патриархате изучаемого нами времени, сделаем теперь несколько замечаний о таковых же общеобразовательных школах, устроенных Греками, в интересах их просвещения, за пределами Турко-греции. Из числа этих школ самое видное место занимает – Венецианская Турецкое завоевание Константинополя заставило многих состоятельных Греков бежать из отечества, чтобы заниматься торговлей и мореходством на чужой стороне, вследствие чего почти во всех торговых и особенно приморских городах Европы явились торговый греческая колонии. Так возникла греческая община в Венеции. Она устраивалась во многих отношениях очень удобно. Венецианская республика по своим коммерческим видам, в начале XVI-ro века испросила Грекам у папы Льва Х-го Медичиса (1513–1521 г.) свободное исповедание их веры. Желая сохранить, однако ж хоть некоторую тень власти над указанной греческой общиной, римский двор потребовал себе, в качестве дани от венецианских Греков, ежегодный взнос нескольких пудов белого воска, но и эта дань никогда не была взносима. С течением времени община добилась права построить и построила себе в городе церковь , на фронтоне которой читается такая надпись: «Христу Спасителю и св. великомученику Георгию переселенцы греческие и приходящие в Венецию, дабы прославить Бога по обрядам отечественным, на свои средства соорудили храм, сей в 1561 году». Храм, построенный Греками в Венеции и носящий наименование храма св. Георгия, отличался великолепием, так как был построен знаменитыми зодчими Сансовино. С 1561 года, со времени построения этой церкви, она сделалась центром как церковно-общественной, так и интеллектуальной стороны в жизни венецианских Греков, да и не одних этих Греков. При церкви появилось двое греческих священников и учреждена была архиерейская кафедра, епископ которой стал титуловаться именем епископа филадельфийского (это были номинальные епископы филадельфийской епархии, находящейся в Малой Азии): епископское управление, однако происходило в полной зависимости от Константинопольского патриарха,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиепископу был вручен «Наказ» царя и митрополита с подробными наставлениями, как следует обращать в христианство казанских татар. Когда позднее, основав ряд монастырей для распространения христианства среди населения, архиеп. Гурий просил наделить эти монастыри землями, И. В., выразив удовлетворение, что архиерей распространяет просвещение по примеру митр. Макария, обещал это сделать. Впосл. и Казанский архиерейский дом, и основанные в Казанском крае обители были наделены крупными земельными владениями (описаны в писцовых книгах Казанского у. 1565-1566 гг.). Вместе со свт. Гурием в новую епархию был послан ряд волоколамских пострижеников, один из к-рых, Герман (Садырев-Полев) , стал преемником архиеп. Гурия на Казанской кафедре. В начале Ливонской войны И. В. стал принимать меры для распространения Православия в Прибалтике. После взятия Нарвы в 1558 г. царь приказал «город освящати» архимандриту новгородского Юрьева монастыря и протопопу Софийского собора и поставить в нем храмы в честь Воскресения Христова и в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». К кон. 50-х гг. XVI в. следует отнести замысел создания «по царскому заказу» «Книги степенной царского родословия» - изложения русской истории в форме биографий правивших в Русской земле государей. Главная идея книги - необходимость для России существовавшей в ней с самого начала сильной самодержавной власти, всякое ослабление которой вело к печальным последствиям. Одновременно в «Степенной книге» последовательно подчеркивались безукоризненное правоверие русских государей, их постоянное тесное сотрудничество с Церковью. В «Степенной книге» жизнеописания государей сопровождаются житиями их святых современников. Работу над этим огромным сочинением вела, по-видимому, группа книжников во главе с царским духовником протопопом Благовещенского собора Андреем, который в 1562 г. принял постриг в Чудовом мон-ре с именем Афанасий и в 1564 г. стал митрополитом всея Руси. Неск. обителей в эти годы удостоились особых милостей со стороны царя. Рождение, а затем выздоровление царевича Иоанна Иоанновича приписывались покровительству прп. Никиты Столпника. Прежде незначительный, переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь превратился в большую общежительную обитель, где были построены собор во имя прп. Никиты, каменные трапезная и ограда. Мон-рь был щедро наделен землями. Царь позаботился и о восстановлении запустевшего Данилова монастыря , где находились останки его предка, св. кн. Даниила Александровича . В мае 1561 г. был освящен построенный в мон-ре храм во имя Отцов семи Вселенских Соборов, мон-рь получил большие земельные владения. По приказу царя осенью 1556 г. был позолочен верх Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в янв. 1561 г. царь «по совету» митр. Макария «учинил» троицкого игумена архимандритом, занявшим 1-е место в иерархии настоятелей рус. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/469782.html

4, отд. 2, стр. 76, 77, 90, 108, 126:186). Ещё оно упоминается в акте от 26 октября 1565 года в жалобе слуги пана Миколая Лысаковского о том, что пан Василий Борзобогатый самоуправно молотит хлеб в селе Красном, находящемся в заставе у пана Лысаковского, и отбирает скот и домашнюю птицу. Ещё оно упоминается в акте от 26 октября 1565 года в донесении вижа о вводе князя Льва Сангушковича-Кошерского во владение фольварком пана Ивана Борзобогатого в селе Красном, на основании заставной записи последнего (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 31, 32, пп. 29:36). Ещё оно упоминается в акте от 30 мая 1564 года в записи Луцких мещан Савустьковича и Даньцевича о поручительстве их за Красенеких крестьян князя Константина Острожского, обязавшихся вознаградить за нанесённые им побои Ставрозского урядника и крестьян пана Василия Загоровского (там же – 2038, стр. 14, п. 28). Ещё оно упоминается в акте от 8 января 1566 года в жалобе князя Льва Сангушковича-Кошерского о грабеже вещей и хлеба и захвате двора в сёлах Красном и Омеленике паном Василием Борзобогатым. Ещё оно упоминается в акте от 14 апреля 1566 года в жалобе господарского маршалка Михаила Малинского об ограблении и нанесении побоев его слуге в селе Красном слугами пана Ивана Борзобогатого. Ещё оно упоминается в акте от 24 мая 1566 года в жалобе слуги князя Константина Острожского о разогнании его стада в селе Красном паном Степаном Борзобогатым и об отказе последнего взять к себе на поруку своих овец, загнанных жалобщиком с Красенских полей (там же – 2040, стр. 2, 10, 15, пп. 4, 12:43). Ещё оно упоминается в акте от 17 мая 1561 года в донесении вижа о недопущении матерью пана Ивана Борзобогатого-Красенского к вводу Киевского воеводы князя Константина Острожского во владение селом Красным за неуплату в казну 1000 коп грошей Литовских, данных Борзобогатому королём из мыта, собранного в Волынской коморе (таможне). Ещё оно упоминается в акте от 20 июля 1561 года в жалобе князя Александра Чарторыйского об ограблении, нанесении тяжких побоев его крестьянам, заключении некоторых из них в тюрьму в селе Красном крестьянами пана Ивана Борзобогатого и о скосе ими же сена и хлеба с Мстишинских и Колнятицких полей жалобщика (там же – 2036, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Яркая живость красок, непосредственных и сильных, с середины XVI века начинает утрачиваться в связи с распространяющимся употреблением в шитье пряденого золота и серебра и с богатым расцветом дошедшей до совершенства техники. Стежок достигает такой виртуозности, что мастерицы им владеют как тонким пером, четко прорисовывая глубоко проникновенные лики изображений. Одним из примеров перехода от прежней живописности к технике шитья может служить упомянутая выше пелена 1525 года, вклад великой княгини Соломонии Сабуровой, супруги Василия III 291 . Пелена высоко художественна по композиции и рисунку, и в ее исполнении чувствуется соединение двух начал – силы краски и богатства техники, и здесь уже в технике шитья шелком применяются приемы шитья золотом, лишающие исполнение акварельной сочности (сканный шелк). Пелена была реставрирована и переложена на более поздний красный бархат, но по сохранившимся около шитых фигур мелким остаткам прежнего фона видно, что середина пелены была червчатой, а кайма лазоревой шелковой ткани. Целый ряд образцов шитья ризницы Троице-Сергиевой лавры середины и конца XVI века является исключительными по совершенству образцами. Таковы вклады царицы Анастасии Романовой 1556 года, князя Владимира Андреевича Старицкого 1561 года, великого князя Иоанна Иоанновича 1575 года и вклад Голицыных 1595 года. Покров, вклад царицы Анастасии Романовой 292 , с изображением креста на подножьи, с копьем и тростью и помещенной внизу головой Адама и двумя летящими по сторонам креста плачущими ангелами, по композиции находит подражание в нескольких покровах, как, например, в покрове вклада Великого князя Иоанна Иоанновича. В покровы эти обильно влито золото, но еще ярки краски. Одним из наиболее совершенных образцов шитья этой эпохи является сильная по композиции большая плащаница – вклад князя Владимира Андреевича Старинного 1561 г. Нам известны, кроме этой, две плащаницы того же вкладчика, одна – в Кирилло-Белозерском монастыре (описанная в 1 «Софии» Н. М. Щекотовым) и в Смоленске (Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне); по композиции все три плащаницы одного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010