По его поручению Романский еп. Макарий составил летопись, охватившую историю М. к. за 1504-1556 гг. Также по распоряжению господаря были отреставрированы монастыри Молдовица и Бистрица, перестроен монастырь Кэприана ( E anu. 2003. P. 13-14). В период правления Петру IV Рареша наблюдался расцвет наружной церковной настенной живописи, которая стала известна далеко за пределами страны (фрески мон-ря Пробота, ц. вмч. Георгия в Сучаве, мон-рей Хумор, Воронец, Молдовица, ц. вмч. Димитрия в Сучаве, церкви в Кошуле и др.). Внешняя живопись не только была носительницей художественных и духовных ценностей, но и имела патриотическую направленность в борьбе за преодоление османского сюзеренитета ( Ulea. 1963. Vol. 10. N 1. P. 57-92; 1972. Vol. 19. N 1. P. 37-53). Петру IV Рареш умер 3 сент. 1546 г. и был похоронен в мон-ре Пробота. После него правили его дети Ильяш II (1546-1551) и Штефан VI (1551-1552). Первый окончательно отказался от претензий на Покутье. Покинув престол, он принял мусульманство и стал силистрийским пашой ( Grigore Ureche. 1958. Р. 168). Штефан VI Рареш безуспешно пытался вернуть трансильванские владения своего отца, выступил против пропаганды идей Реформации в М. к., защитив правосл. Церковь. Однако конфискация имущества арм. купцов и преследование боярских группировок привели к заговору против него великих бояр и к убийству господаря (1552) (Cronicile slavo-române. 1959. Р. 129, 139-140). Внутриполитическая неустойчивость была характерна для М. к. и в период правления Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568) и Деспота Водэ (1561-1563). Первый добился престола при помощи Польши, но вскоре, обеспокоенный возросшими претензиями польск. короля в качестве сюзерена, сменил курс в сторону отношений с Портой. Его авторитарное правление привело к заговору бояр, к-рые при помощи Польши и Габсбургской монархии отстранили его от власти и возвели на престол Деспота Водэ - грека-авантюриста и сторонника Реформации. Он покровительствовал протестантам, нашедшим убежище в М.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

30. Иона, Щелепин, из келарей монастыря, с 1545 по 1549 год. 31. Серапион 2-й, Курцов, из келарей монастыря, с 1549 по 1551 год, потом архиепископ Новгородский. 32. Артемий, постриженник преподобного Корнилия Комельского, ученик Порфирия, бывшего игумена Троицкого, и подвижник его один из самых видных представителей Белозерского, или заволжского, образа мыслей; поставленный в игумены в половине мая 1551 года и отказавшийся от игуменства через шесть с половиной месяцев, так как нашел его неполезным для своей души; в конце 1553 – начале 1554 года подвергнутый соборному суду и отчасти за действительное некоторое вольномыслие, главным же образом, как уверяет Курбский, по проискам его врагов – так называемых «любостяжателей», лишенный священного сана, отлученный от церкви и заточенный в Соловки; бежавший из Соловков в Литву и прославившийся там борьбою за православие против еретиков; один из замечательнейших людей своего времени; по его ходатайству преподобный Максим Грек переведен был к Троице из Тверского Отрочего монастыря. 33. Гурий Лужецкий, из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря, с 1552 по 1554 год, потом епископ Рязанский. 34. Иларион, Кирилловец, то есть из Кириллова Белозерского монастыря, в 1554–1555 годах, в продолжение восьми с половиной месяцев. 35. Иоасаф 2-й, Черный, с 1555 по 1560 Архимандриты: 36. Елевферий, поставленный в 1560 году, возведенный в архимандриты 6 января 1561 года, остававшийся архимандритом до следующего, 1562 года (или же до 1564 года, когда был поставлен в епископы Суздальские?). 37. Меркурий, Дмитровец, то есть уроженец города Дмитрова, постриженник Троицкий, бывший в монастыре казначеем, с 1562 (или 1564) по 1566 год. 38. Кирилл 1-й, с 1566 по 1568 потом митрополит всероссийский. 39. Памва 2-й, в 1568–1569 годах, в продолжение двадцати пяти недель (посланный Грозным в заточение). 40. Феодосий 1-й, Вятка, с 1569 по 1572 год (удалившийся на покой или отставленный). Переведен из архимандритов Андрониковских. 41. Памва, во второй раз, с 1572 по 1575 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест. К 1923 году состояние храма считалось аварийным. Именно в этом году, из-за необходимости неотложной реставрации (в стенах образовались сквозные трещины, грозившие обрушением храма), по настоянию Петра Дмитриевича Барановского в ней прекратилось богослужение. 8 декабря 1923 года власти города Москвы постановили отнять храм Иоанна Предтечи у верующих: поскольку " здание церкви является исключительным памятником архитектуры XVI века и реставрируется на государственные средства, предложить Московскому уездному исполнительному комитету договор с общиной верующих расторгнуть и передать церковное здание отделу музеев и охраны памятников искусства и старины Народного Комиссариата по Просвещению " . Реставрация с перерывами продолжалась с 1923 по 1929 годы, но завершить ее так и не удалось из-за недостатка средств. Следующие научно-реставрационные работы проводились уже в 1958-1960 годы. Наконец, последняя реставрация храма прошла уже в 2008-2010 годах. К сожалению, во время ее проведения, не было проявлено должной квалификации. Толстый слой побелки скрыл интересные особенности наружной кладки, а в центральной главе был грубо замазан редкий рисунок в виде развернутой спирали. Богослужения в храме возобновились в 1992 году, он находится в совместном ведении музея и церковной общины.

http://drevo-info.ru/articles/13673707.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ [серб. Дuohucuje] (Соколович; † 15.04.1570), митр. Новобрдоский (Грачаницкий) (1564-1570). Происходил из серб. семьи Соколовичей, большая часть к-рой в 1-й пол. XVI в. была обращена в ислам и неск. ее представителей достигли высокого положения в османской администрации (паша и везир). Из правосл. части семьи при поддержке родственников-мусульман во 2-й пол. XVI в. вышли неск. иерархов Печской Патриархии . Впервые Д. упоминается как архидиакон в 1561 г., когда сопровождал родственника - патриарха Сербского Макария (Соколовича) - в К-поль. Ок. 1564 г. в монастыре Баня близ г. Прибой был хиротонисан во епископа и назначен на Новобрдоскую кафедру. В период управления заботился об обновлении мон-рей, в особенности мон-ря Печ (см. ст. Печская Патриархия ): в 1568 г. вложил в мон-рь рукопись, в 1568-1569 гг.- позолоченный крест с гравированным орнаментом. В 1564 г. Д. пожертвовал в Печский мон-рь царские врата, но по неизвестной причине они оказались в мон-ре Грачаница . Весьма вероятно, он лично вырезал и расписал их. Обновил припрату собора мон-ря Грачаница, в котором находилась его кафедра. По примеру Д. ктиторами мон-ря стали его родственники - патриархи Макарий (Соколович) и Антоний (Соколович) . В припрате грачаницкого собора изображено отпевание Д., к-рое совершает патриарх Антоний (Соколович) в присутствии монахов и верующих. В припрате находится частично сохранившийся портрет Д. Его посмертный ктиторский портрет хорошо сохранился в припрате собора мон-ря Баня. Лит.: Записи. 1. Бр. 626, 673; 4. Бр. 5617, 6312; Р. Фреска nampujapxa Makapuja како уступа престо своме наследнику Ahmohujy//ГСНД. 1933. Т. 12. С. 277; Шакота М. Ризница ман-ра код Npuбoja. Београд, 1981. С. 19, 70, 99-100; Р. Дuohucujebe царске двери из 1564. Београд, 1982. 14. С. 173-174; С. Црквени beлukoдocmojhuцu из породице као ктитори у дpyroj пол. 16. в.//Календар Српске правосл. nampujapшuje за 2007. г. Београд, 2006. С. 66-68. С. Петкович Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/178408.html

Имея резиденцию в Москве на Крутицах, М. регулярно участвовал в важных церковных событиях своего времени: выдаче соборной грамоты Троице-Сергиеву мон-рю, по которой обитель прп. Сергия Радонежского была поставлена старейшей в Рус. Церкви, а ее настоятель был удостоен сана архимандрита (1561); печаловании за кн. В. М. Глинского (июль 1561) и за кн. И. Д. Бельского (апр. 1562). 29 нояб. 1562 г., когда свт. Макарий принимал литовского посланника, «о левую сторону у митрополита сидел владыка Крутицкой» (СбРИО. 1892. Т. 71. С. 98). 1 янв. 1564 г. М. участвовал в отпевании свт. Макария в московском Успенском соборе. Перед избранием нового предстоятеля Русской Церкви в Москве проходил Собор, усвоивший право носить белый клобук митрополиту и скреплять грамоты красным воском. Имя М. в Соборной грамоте названо предпоследним среди иерархов. Хотя состав иерархов, избравших митр. Афанасия (1564-1566), неизвестен, имеются все основания говорить об участии М. в его избрании на митрополию. В 1564 г. митр. Афанасий письменно обратился к М. во время событий, связанных с попыткой польско-литов. войск отбить Полоцк, занятый годом ранее рус. войсками: «Да много, сыну, челом бию и молю святительство твое, пожалуй подвигнися сугубо о сем настоящем времени, молити Господа Бога и Пречистую Богородицу и всех святых» (ААЭ. Т. 1. С. 302. 267; РИБ. 1915. Т. 32: Архив П. М. Строева. Стб. 451). В янв. 1565 г., вскоре после введения Иоанном IV опричнины, М. участвовал в делегации духовенства в Александрову слободу, просивших царя о прощении опальных. В 1564 г. М. сделал вклад в Кириллов Белозерский мон-рь: «...денег 173 рубля, да лошадей и платья на 22 рубля, всего на 195 рублей» ( Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 58). 21 июля 1565 г. Сарский и Подонский владыка пожертвовал Троице-Сергиеву мон-рю 50 р. Еще при митр. Афанасии преемником М. по кафедре стал еп. Галактион (1565-1568). В связи с вкладом М. в Кормовой книге Кириллова Белозерского мон-ря под 21 окт. (очевидно, дата кончины М.) говорится: «Лежит у большой церкви в паперти, на правой стороне. На могилу собором ходят» ( Сахаров. Кормовая книга. 1851. С. 58). Вероятно, М. оставил кафедру и удалился на покой в место своего пострижения.

http://pravenc.ru/text/2562666.html

Итак, главный престол храма села Дьяково освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-восточный – во имя Зачатия Иоанна Предтечи, северо-восточный – Зачатия Праведной Анны, юго-западный придел в настоящее время освящен во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы (первоначально, примерно до 1596 года, во имя перенесения мощей святителя Петра - митрополита Московского), а северо-западный - двенадцати апостолов (первоначально апостола Фомы). Над западным притвором расположен придел во имя равноапостольных Константина и Елены Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест. На основе некоторых исторических данных, принятую «архитектурную» датировку можно несколько скорректировать. Согласно данным летописей и разрядных книг, Иоанн IV наиболее интенсивно посещал село Коломенское с 1550 по 1564 год. После этого периода он почти не бывал в столице, живя то в Александровой слободе, то в Вологде Кроме того, в 1554 году именно в Коломенском государь, в день своих именин (29 августа) получил известие об успешном завершении похода на Астрахань – событии, сопоставимом по своей значимости для государственной власти со взятием Казани. Таким образом, становится возможным очень осторожное предположение о начале строительства храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (учитывая подготовительные работы) около 1556-1557 годов.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Статья Вифлеемская святыня С принятием христианства на Руси вскоре зарождается особый благочестивый подвиг — паломничество во Святую Землю. Паломничества предпринимались для «сугубого молитвенного общения с Богом и Его святыми, к[ото]рому способствует непосредственное пребывание в местах их земной жизни и погребения» . Возвращаясь, паломники приносили на Русь различные святыни, кроме того, они создавали описания своих паломничеств. Подобные литературные произведения составили особый жанр душеспасительной литературы для читателей Древней Руси . Приносимые святыни вкладывались в иконы или кресты-мощевики, которые становились семейными святынями. Их описания от современников показывают, какие святыни приносились на Русь с Православного Востока. Приведем некоторые примеры. В наперсную икону с изображением Вознесения Господня, изготовленную из драгоценного металла в начале XV века в Суздальско-Нижегородском княжестве для княгини Марии, были вложены святыни: «Стыи Б[огороди]ца млеко и риза…» . Составители книги «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле» отмечают следующее о данной иконе: «…в перечне священных частиц первое место, отводимое традиционным святыням, занимают Богородичные» . Через несколько лет для князя Ивана Даниловича был изготовлен ковчег-мощевик, на его обороте перечислены вложенные в него святыни: «губа с оцтом, млеко Б(д)чно…» . Известна эта святыня была и в XVI веке. Из Благовещенского собора в Кремле происходит наперсный крест-мощевик середины XVI века. На обороте вверху указаны святыни: «купена неопалимая, млеко Пречистыя…» . По заказу Соловецкого игумена Филиппа (1545–1566), будущего митрополита (1566–1568), в Великом Новгороде в 1560–1561 годах был изготовлен воздвизальный крест. Надпись на его обороте перечисляет вложенные в него святыни: «Древо Животворящаг[о] Креста Господня, плащаница Христова, камен[ь] Гроба Господня, Пречистые Богородицы млеко, ризы и пояс…» . Почти одновременно, в 1561 году, в Великом Новгороде был изготовлен также складень-мощевик для Семена Трусова, на боковых сторонах указаны вложенные в него святыни: «Древо Животворящего Креста, камень гробы Господня, трость Христова, млеко Пречистыя…» .

http://bogoslov.ru/article/6193608

Досифей (Забелла), епископ рукоположен с 23.01.1508 02.02.1544 Савва (Чёрный), епископ рукоположен с 24.02.1544 февраль 1554 Нифонт (Кормилицын), епископ рукоположен с 11.03.1554 1558 (1561) Матфей, епископ рукоположен с января 1559 по 1564 неизвестно Галактион епископ рукоположен с 08.04.1565 30.08.1568 (1569) Герман, епископ управлял с 1568 по 1572 неизвестно Тарасий, епископ управлял с 1572 по 1579 неизвестно Феодорит, епископ упоминается 15.01.1580 неизвестно Симеон, епископ рукоположен 22.09.1582 Варлаам, епископ упоминается с января 1583 по сентябрь 1586 заточён; неизвестно Геласий, епископ рукоположен с ноября 1586 митрополит с мая 1589 26.09.1601 Пафнутий, митрополит рукоположен Павел, митрополит упоминается в 1612, 1613 неизвестно Иона (Архангельский) митрополит рукоположен с начала 1613 по 1620 запрещён в священно-служении; 29.03.1627 Исайя, митрополит упоминается после 1612 неизвестно Киприан (Старорусенков), митрополит бывший архиепископ Сибирский и Тобольский с 12.12.1624 по 20.10.1626 митрополит Новгородский Павел, митрополит бывший архиеп, Псковский и Изборский с 31.12.1626 Серапион, митрополит, свт. рукоположен с 01.01.1637 по 1651 на покое; 02.05.1653 Сильвестр, митрополит рукоположен с 10.07.1653 20.08.1654 Питирим, митрополит рукоположен с начала 1655 по 6.08.1664 (с 10.07.1658 по 05.08.1664 местоблюститель патриаршего престола) митрополит Новгородский и Великолуцкий Павел, митрополит рукоположен с 22.08.1664 9.09.1675 Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит рукоположен бывший архиепископ Смоленский и Дорогобужский с 1676 по 06.09.1681 митрополит Тверской и Кашинский Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит бывший митрополит Тверской и Кашинский (повторно) с декабря 1681 18.05.1688 Евфимий (Рылков) митрополит рукоположен с 12.08.1688 по 14.04.1695 митрополит Новгородский и Великолуцкий Тихон (Воинов), митрополит рукоположен с 21.04.1695 по 25.03.1699 митрополит Казанский и Свияжский Трифилий (Инихов), митрополит бывший митр Нижегородский и Алатырский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЬГИЙСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ [франц. Confession Belge (Belgica) или Confession de foi], вероучительный документ реформатских церквей, написанный Ги де Бре в Дорнейке (Турне) в 1561 г. при содействии А. Саравиа и Г. Модеда (Модетуса), капеллана Вильгельма Оранского. Копия Б. и. была отправлена испан. кор. Филиппу II, ужесточившему репрессии против «бунтовщиков и еретиков-протестантов», чтобы показать, что реформаты «питают отвращение к анабаптистам или другим бунтовщикам, а также ко всем тем, кто отрицает высшие власти и магистраты» (ст. 36), и готовы подчиняться властям во всем, кроме вопросов веры. Ответа не последовало. В период 1562-1566 гг. Б. и. было переведено с франц. на нидерланд., нем. и лат. языки. В 1566 г. тайно собрался первый синод Реформатской церкви Нижних земель (территория совр. Бельгии и Нидерландов) в Антверпене. После внесения поправки в ст. 36 Б. и. было официально принято как исповедание веры реформатских церквей. Позднее оно было одобрено синодами в Везеле (1568), Эмдене (1568), Дордрехте (1574, 1618-1619), Мидделбурге (1581). В наст. время Б. и. признают в качестве вероучительного документа Нидерландская реформированная церковь, Реформатская церковь в Голландии и Бельгии, Реформатская церковь в Америке, Свободные реформатские церкви в США, Христианская реформатская церковь в Сев. Америке, Протестантские реформатские церкви в Америке, Реформатские церкви Австралии, а также реформатские церкви в Юж. Африке (говорящие на африкаанс). Де Бре ориентировался на Галликанское исповедание (1559) франц. кальвинистов, и поэтому Б. и. составлено в том же порядке: ст. 1-7 о Боге, Божественном Откровении, авторитете Свящ. Писания, в к-ром содержится знание, необходимое для спасения, о канонических и апокрифических книгах Библии; ст. 8-11 о Св. Троице и ее испостасях; в ст. 12-17 говорится о творении, Промысле Божием, сотворении человека и его падении, рассматриваются доктрины о первородном грехе, Божественном избрании и восстановлении падшего человека; ст. 18-21 посвящены Иисусу Христу: Его воплощению, двум природам и искуплению; ст. 22-26 дают представление о праведности веры, об оправдании и освящении грешников, об исполнении закона и о заступничестве Христа за людей перед Богом Отцом; ст. 27-35 о церкви и об обязанностях верующих, об отличительных особенностях истинной церкви, об управлении, о служителях, о церковной дисциплине, о таинствах: Крещении и Вечере Господней; в ст. 36 сказано о признании авторитета гражданских властей; заключительная ст. 37 посвящена Страшному Суду.

http://pravenc.ru/text/77976.html

Как это ни покажется странным, но далеко не во всех случаях зафиксировано наличие над ракой святого его иконы. Такая ситуация существовала у гробниц преп. Саввы Крыпецкого в 1584–1587 гг. 1550 , преп. Ферапонта в можайском Лужецком монастыре в 1596–1598 гг. 1551 , свт. Иоанна Новгородского и князя Владимира Ярославича в новгородском Софийском соборе в 1617 г. 1552 . Но все-таки над значительным числом рак подобные иконы существовали 1553 , иногда их было две или несколько, как, например, над раками Зосимы и Савватия Соловецких 1554 , Антония Сийского 1555 . Известны случаи, когда над ракой или вблизи нее помещали житийную икону святого 1556 , но это, видимо, делали тогда нечасто. Роль иконы святого над ракой исполняло порой его фресковое изображение 1557 . Характерно, что в ряде случаев святой на иконе, установленной у раки, изображался в молении перед Иисусом Христом, Богоматерью или перед ними обоими. Такие иконы существовали вблизи гробниц Петра и Ионы митрополитов Московских 1558 , Зосимы и Савватия Соловецких 1559 , Германа Соловецкого 1560 , Антония Сийского 1561 и преп. князя Игнатия Угличского в Спасо-Прилуцком монастыре 1562 . По-видимому, подобная икона существовала над гробницей св. Леонтия Ростовского еще в XV в. 1563 Это предельно наглядно демонстрировало заступничество святого за людей перед Богоматерью и Богом.  Обычным, видимо, было и наличие над гробницей икон Иисуса Христа, Богоматери и некоторых других святых 1564 . Бывало, когда над ракой или вблизи нее размещали деисусный чин 1565 или целый двух-трехъярусный иконостас, состоявший из небольших икон 1566 . Важным и часто упоминающимся в документах элементом надгробного комплекса являлась свеча или лампада, или несколько свечей и лампад 1567 . Значение свечи подчеркивалось иногда не только ее размерами («пудовая» свеча у раки митрополита Петра Московского 1568 ), но и особой функцией – «свеча неугасимая» 1569 . Известны два упоминания конца XVI – начала XVII вв. о «кружках» для денежных подаяний у рак св. Антония Сийского 1570 и Саввы Вишерского 1571 . Но, очевидно, данный элемент надгробного комплекса встречался в рассматриваемую эпоху чаще. Об этом косвенно свидетельствует факт поступления денег от раки Алексея митрополита Московского 1572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010