Прямые доказательства греческого происхождения русского церковного пения отсутствуют, поскольку науке не известна ни одна рукопись, которая содержала бы образцы такого пения. Однако косвенные свидетельства достаточно многочисленны. Прежде всего, летописи говорят о деятельности на Руси греческих певцов. Наиболее раннее свидетельство содержится в Новгородской Софийской летописи (1-я четв. XV в.), где под годом 6560 от сотворения мира (1052 по Р.Х.) имеется следующая запись: «Киев пришли три певцы: приидоша с роды своими» 168 . В «Степенной книге» (1560–1563) об этом событии говорится более подробно: «Приидоша богоподвизаемии певцы гречестии с роды своими, от них же начат быти в русской земли ангелоподобное пение, изрядное осмогласие, наипаче и трисоставное сладкогласование, и самое прекрасное демественное пение в похвалу и славу Богу» 169 . Тот факт, что летописи упоминают о греческих певцах, свидетельствует о размахе их деятельности и о несомненном влиянии, которое они оказали на развитие певческого дела на Руси. Но какое именно пение они принесли на Русь? Как понимать термины «трисоставное» и «демественное» применительно к церковному пению середины XI века? Вряд ли автор «Степенной книги» мог иметь в виду трехголосие. Очевидно также, что речь не идет о так называемом демественном распеве, появившемся на Руси лишь в XV-XVI веках. По всей видимости, автор (или редактор) «Степенной книги» имеет в виду осмогласие, принесенное певцами из Греции вместе с традицией калофонии – сладкозвучного мелизматического пения, которое он назвал «демественным» весьма условно, по аналогии с одноименным распевом, получившим популярность ко времени окончательной редакции «Степенной книги», т.е. к середине XVI века. Термин «трисоставное», кроме того, может иметь и сокровенный богословский смысл. В этом термине, по мнению епископа Порфирия (Успенского) , «сокрыта некая тайна, известная нашим предкам, а ныне забытая» 170 . Возможно, термин «трисоставное» призван определить природу церковного пения как состоящего из трех основных элементов: слова, музыки и того духовного содержания, которое собственно и делает его церковным. Эти три элемента, сочетаясь и взаимодействуя, образуют синтез, называемый «ангелоподобным пением». И если слово сообщает смысл мелодии, а мелодия дает душевно-эмоциональную окраску слову, то духовность преображает и мелодию, и слово. В таком «преображенном» пении мелодия становится тем «священным хоровождением», которое, по приведенному выше выражению Ареопагита, устанавливает единомыслие в отношении к Богу 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Для кальвинист. О. п. определяющим было стремление оградить теологию Ж. Кальвина, наиболее полно представленную в его трактате «Наставление в христианской вере», от любых попыток пересмотра. Центральной темой богословских дискуссий в XVI-XVII вв. стало учение Кальвина о двойном предопределении, отказ от принятия к-рого воспринимался как выход за пределы О. п. Теологи вели борьбу с распространением гетеродоксальных взглядов Я. Арминия (1560-1609), М. Амиро (1596-1664), С. Епископия (1583-1643) и др. Официальным выражением вероисповедания кальвинист. О. п. являются направленные против арминиан каноны Дортского синода (1618-1619). Их богословское обоснование и раскрытие с позиций О. п. предлагали Ф. Гомар (1563-1641), Г. Воэций (1589-1676), С. Марезий (1599-1673), Ф. Турретини (1623-1687) и многие другие теологи-ортодоксы. Наряду с полемикой, направленной против католиков, лютеран, инакомыслящих протестантов, атеистов и деистов, представители кальвинист. О. п. также выступали против протестант. теологов, считавших допустимым использование для богословских целей философских концепций, разработанных П. де ла Раме (1515-1572), Р. Декартом (1596-1650) и его последователями (картезианцами). К сер. XVIII в. как лютеранская, так и кальвинистская О. п. потеряла главенствующее положение в университетах, где ей на смену пришел пиетизм , представители к-рого уделяли преимущественное внимание не теоретическим богословским вопросам, а практике христ. жизни, личной связи человека с Богом, вслед. чего были способны дать более востребованные ответы на религиозные запросы людей эпохи Просвещения, чем придерживавшиеся О. п. теологи. Однако в качестве университетской теологии, представленной немногочисленными профессорами, выступавшими против любых богословских новшеств, О. п. продолжала существовать до XIX в. Лит.: Leube H. Kalvinismus und Luthertum im Zeitalter der Orthodoxie. Lpz., 1928; Weber H. E. Reformation, Orthodoxie und Rationalismus. Gütersloh, 1937-1951. 3 Bde; Preus R. D. The Theology of Post-Reformation Lutheranism. St. Louis, 1970-1972. 2 vol.; Muller R. A. Post-Reformation Reformed Dogmatics. Grand Rapids, 2003. 4 vol.

http://pravenc.ru/text/2581579.html

Отсутствие дополнительных сведений о Б. поставило под сомнение его историческое существование. По мнению Н. Ф. Калинина, в «Сказании» («по реклу Посника и Барму») речь идет о псковском мастере Поснике Яковлеве, называемом Посник Барма. Текстологические аргументы Калинина были отвергнуты Серебряковой, а затем А. Л. Баталовым (Доклад на Лазаревских чтениях. МГУ. 2000), показавшими, что выражение «по реклу» встречается лишь во фрагменте жития из сборника Румянцевского музея и не повторяется ни в списках Жития митр. Ионы кон. XVI в., ни в списках сер. XVII в.: «И потом дарова Бог дву мастеров руских Посника и Барму...» (Житие митрополита Ионы по рукописному сборнику 1596 г. из собрания Ф. Ф. Мазурина//РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 521. Л. 302об.). В то же время исследования деятельности псковской артели в Казани и Свияжске в 50-60-х гг. XVI в. исключили возможность идентификации псковича Посника Яковлева с московским Посником ( Вл. В. Седов. С. 198-199). В наст. время можно достаточно точно датировать появление известия о Б. временем создания 3-й редакции Жития митр. Ионы - не ранее 1560-1563 гг. (когда была создана 2-я редакция Жития митр. Ионы, вошедшая в Степенную книгу) и не позже 80-х гг. XVI в. (когда появились первые списки 3-й редакции). Откуда составитель жития заимствовал их имена, установить не удается. Характер сообщений о строительстве собора говорит о знакомстве составителя жития с «Летописцем начала царства» по Патриаршему списку. Но в последнем отсутствуют упоминания о мастерах. Сведения о существовании в 60-70-х гг. XVI в. т. н. частных летописцев делают проблему происхождения известия о мастерах еще более запутанной и малоразрешимой. Арх.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 521. Л. 302об. Ист.: Кузнецов И. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора: Новые летописные данные//ЧОИДР. 1896. Кн. 1. С. 19-20; он же. Еще новые данные о построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора//Там же. Кн. 2. С. 23-27. Лит.: Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905. Ч. 1. С. 157; Романов К. К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях//Изв. РАИМК. 1925. Т. 4. С. 240-244; Воронин Н. Н. К истории русского зодчества XVI в.//Сб. по делам аспирантов ГАИМК. Л., 1929; Снегирев В. Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. М., 1953; Калинин Н. Ф. Посник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского собора//Сов. Арх. 1957. 3. С. 261-262; Седов В. В. Псковская архитектура XVI в. М., 1996; Баталов А. Л. О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении «лишнего» престола//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 51-63.

http://pravenc.ru/text/77556.html

узнал о взятии в Ливонии еще 11 городов с разорением края до самой Пруссии, отрядил в Крым Даниила Адашева, разгромившего там весь западный берег, и пожаловал богатым купцам Строгановым в вечное владение Пермские земли до берегов Сылвы и Чусовой в 1559 г.; потеряв Анастасию, удалил Сильвестра, велел судить Адашева и, по выражению летописца, «нача быти ярчи прелюбодействен зело» в 1560 г.; женился вторично (см. 128) и открыл первую эпоху казней в 1561 г.; злобясь на короля Сигизмунда Августа за отказ в руке сестры его (Екатерины), объявил войну Польше в 1562 г.; лично взял Полоцк 15 февраля 1563 г.; получил книгу «Деяния св. Апостол», первую из напечатанных в московской типографии, и уехал со всей семьей в Александрову слободу (ныне уездный город Александров Владимирской губернии) 3 декабря 1564 г.; обнародовал устав опричнины 3-го и открыл вторую эпоху казней 4 февраля 1565 г.; созвал впервые Земскую думу и поставил митрополитом св. Филиппа, игумена соловецкого, в 1566 г.; открыл третью эпоху казней и, выступив лично в польский поход от Ршанского яма (близ Новгорода) возвратился в Александровскую слободу в 1567 г.; велел схватить св. Филиппа, служившего обедню, и сослал его закованным в тверской Отрочь монастырь в 1568 г.; «взял под свою руку» Кучума, царя сибирского, и, овдовев вторично, открыл четвертую эпоху казней, заключившуюся удушением св. Филиппа в 1569 г.; наказал Клин, окровавил Тверь и казнил страшным «погромом» Новгород в 1570 г.; на развалинах Москвы, испепеленной Девлет-Гиреем крымским, отпировал третью свадьбу свою (см. 134) 28 октября, но уже овдовел 13 ноября и немедленно открыл пятую эпоху казней в 1571 г.; исходатайствовал себе соборное разрешение на четвертый брак (см. 25), отпраздновав который, лично опустошил всю Эстонию в 1572 г.; вел переговоры с послом Литовской рады Гарабурдой о возведении себя или сына своего, царевича Ивана (см. 99), на престол польский в 1573 г.; постриг четвертую жену свою в 1574 г.; взял за себя уже без соборного разрешения пятую жену (см. 27), переселился в г. Старицу и открыл шестую эпоху казней, замечательную изобретательностью рода последних, в 1575 г.; вызывал разных художников-иноземцев и принимал в Москве послов Стефана Батория, нового короля польского, в 1576 г.; совершил удачный поход в несчастную Ливонию, ознаменованный тиранством при взятии Вендена, и, отослав в монастырь пятую жену, завел себе шестую, как называют ее современники, «женище» (см. 43), в 1577 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

«Сказание об иконе Владимирской Богоматери» было создано в 1560–1563 годах для Степенной книги. Его автором большинство исследователей считают преемника Макария на митрополичьей кафедре Афанасия. Тогда он еще был иноком Чудова монастыря и духовником царя. До пострига будущий святитель носил имя Андрей, служил пресвитером в одном из переяславских храмов и был духовным сыном преподобного Даниила, Переяславского чудотворца. Старец Даниил предрек ему, что после его кончины, спустя 10 лет, он станет духовником «христолюбивого самодержца», что и исполнилось. Митрополит Афанасий был на Московской кафедре с 1564 по 1566 год, после чего удалился на покой в Чудов монастырь, где продолжал свой писательский труд. В 1575 году его уже не было в живых. Погребен он в Чудовом монастыре . На дальнейшую историю изучения Сретенской обители негативно повлиял страшный пожар 1737 года, в котором сгорели все документы. Епископ Амвросий (Орнатский) В 1812 году французы, пребывавшие в монастыре, искали церковные ценности по описям. Настоятель Феофилакт в том же году докладывал епископу Августину, что «описная книга имуществу монастырскому… с делами и документами истреблены» . В результате, следующий историк монастыря епископ Амвросий (Орнатский) вынужден был пользоваться документами архива министерства иностранных дел. Зачинателем научной разработки истории Русской Православной Церкви был митрополит Московский Платон (Левшин; 1737–1812), составивший «Краткую церковную российскую историю». Он благословил двух будущих архиереев – епископа Амвросия (Орнатского; 1778–1827) и митрополита Евгения (Болховитинова; 1767–1837) перевести с латыни и максимально дополнить неизданную книгу о российской иерархии монаха Александро-Невского монастыря Никодима Селлия (1695–1745). Датчанин Адам Бурхард Селлий переселился в Россию около 1722 года, преподавал латинский язык и написал на латыни «Историю российской иерархии». В конце жизни он принял Православие и был пострижен в монашество. Настоятель Антониева монастыря и ректор Новгородской семинарии архимандрит Амвросий в сотрудничестве с епископом Старорусским Евгением (будущим митрополитом Киевским) с 1807 по 1815 год, взяв за основу работу Селлия, собрали и систематизировали огромный материал. Сведения об иерархии были дополнены информацией о церковных соборах, о жизни святых подвижников, о монастырях и о духовных училищах. Шеститомный труд выдержал два издания в XIX веке, став настольной книгой во многих дворянских семьях, по которой воспитывались лучшие умы России.

http://pravoslavie.ru/31362.html

Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Занятие рус. войсками территорий на северо-востоке совр. Эстонии открыло возможности для развития здесь миссионерской деятельности правосл. духовенства. Важную роль сыграл игумен Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прмч. Корнилий. Как сообщается в «Повести о начале и основании Печерского монастыря», он «люди Новаго городка ливонскаго, чюдь называемыя, христианской вере научи, и святым крещением просвети, и в них презбитеры и клирики устрои» (Повесть. 1831. С. 8). В деревнях Агеро и Топинна им были построены храмы. В 1560/61 г. Иоанн IV пожаловал мон-рю обширные земли в этом районе. Состав населения на занятых русскими войсками эст. землях (их адм. центром был взятый в 1558 Дерпт (Юрьев)) к нач. 60-х гг. XVI в. заметно изменился. Туда были направлены писцы, производившие раздачу земель рус. помещикам. Кроме того, в занятых городах постоянно «годовали» большие группы новгородских помещиков. В тех же городах находились и крупные отряды стрельцов: в 1577 г. в Юрьеве несли службу 560 чел. Для них была создана сеть храмов и возникла необходимость в церковном центре, к-рый осуществлял бы управление клиром. Вопрос об учреждении на территории Ливонии правосл. епархии, по-видимому, обсуждался уже в нач. 60-х гг. XVI в. В законченной в это время Степенной книге указывалось, что при кн. Ярославе Мудром в Юрьеве были правосл. епископы, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, но потом немцы «епископию Юрьевскую от истинного благочестия в латыньское бискупство претворишя» (Степенная книга. 2008. С. 381). В Новгородской II летописи отмечено, что 14 окт. 1571 г. в Новгород приехал еп. Корнилий «новой с города Юрьева Ливонского» (ПСРЛ. Т. 30. С. 160). Наименование епископа «новым» говорит о том, что образование кафедры и поставление епископа произошли сравнительно незадолго до этой даты. Судя по преамбуле решений церковного Собора 1580 г., этот епископ именовался как «Юрьевской и Вильянской» (Вильян, Феллин, ныне Вильянди). В авг. 1572 г. еп. Корнилий снова побывал в Новгороде, когда там находился царь, вероятно дававший ему указания, как руководить епархией. Кафедральным собором нового епископства стал собор католич. кафедры. В городе находились др. правосл. храмы и муж. мон-рь. В преамбуле решений Собора 1580 г. упоминается Корнилий как Юрьевский епископ, но его подписи под текстом нет, а в записи 1578 г. об установлении местного почитания прп. Иосифа (Санина) Волоцкого упоминается Юрьевский еп. Савва. Источники не дают возможности разрешить это противоречие.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Заставка с гербом из Минеи праздничной. Венеция: Тип. Б. Вукович, 19 янв. 1538 (РГБ) Заставка с гербом из Минеи праздничной. Венеция: Тип. Б. Вукович, 19 янв. 1538 (РГБ) (в текстах писал: «делла Векиа» или «дела Веча» - итальянизированное прозвище по Старчевой Горице, родине отца,- «Виценце де господин Божидара Вукове от Старца») (1-я пол. XVI в.- после 1563, Венеция), сын Божидара В. В начале своей деятельности он предлагал свои услуги папскому окружению, намереваясь издавать книги для славян-католиков (в частности, для дубровникских францисканцев), но его инициатива не получила поддержки, но, возможно, он принимал участие в изданиях, предназначенных для православных. При Виченцо деятельность типографии приобретает коммерческий характер, хотя в предисловиях и послесловиях сохраняются, как и в изданиях Божидара, слова о духовном просвещении сербов. Мн. его издания (вместе с оформлением, предисловиями и послесловиями) (Псалтирь с восследованием 1546 г., Молитвенники 1547 и 1560 гг., Служебник 1554 г.) являются перепечаткой книг его отца. Исключение составляет Триодь постная, изданная совместно со Стефаном Мариновичем из Скадара в 1561 г. Графическим новшеством изданий Виченцо, придающим им отличный от традиц. кириллической рукописной книги облик и появившимся уже в Псалтири 1546 г., является обрамление полосы набора рамкой из клише с богатым ренессансным орнаментом, включающей портретное или сюжетное изображение в нижней части страницы, заимствованное, вероятно, из оформления венецианских католич. изданий. В Молитвеннике 1560 г. есть гравюра с изображением Распятия несомненно зап. иконографии. Вслед за отцом Виченцо продолжил практику роскошных изданий части тиража на пергамене. Свои издания он сопровождал гербом в стиле ренессанс, представляющим усложненный вариант отцовского. Лит. произведением Виченцо, являющимся памятником серб. языка сер. XVI в. с элементами чаковского диалекта, стала «Епистола» - предисловие к его 1-му изданию - Псалтири с восследованием 1546 г. В ней он в развернутом виде излагает фамильную генеалогическую легенду («владавичь Сербске земле от Белого Константина Прьвога и благочьснаго и прьваго христианскаго цара... и до времена славнаго Вука деспота и Бранка Вуковика и Стефана деспота»), сообщает о смерти отца, его захоронении на родине и возносит хвалу его деятельности.

http://pravenc.ru/text/161003.html

Иннокентий IX, папа Римский. XIX в. Худож. Д. Дуани (Палаццо Сильва, Домодоссола, Италия) Иннокентий IX, папа Римский. XIX в. Худож. Д. Дуани (Палаццо Сильва, Домодоссола, Италия) При Дж. Факкинетти (епископ в 1560-1576) в Никастро была создана семинария, построена церковь св. Петрония, еп. Болоньи (V в.). В 1562-1563 гг. епископ принимал участие в заседаниях Тридентского Собора . В 1566 г. папа Пий V направил Дж. Факкинетти папским нунцием в Венецию, где его главной задачей было добиться заключения антитурецкого союза между Папским гос-вом, Испанией и Венецией (создание антитур. коалиции, Свящ. лиги, определило победу над османским флотом в битве при Лепанто в 1571). После подписания сепаратного мирного договора Венеции с Османской империей и последовавшего развала Свящ. лиги Дж. Факкинетти, в июне 1572 г. освобожденный от обязанностей нунция, вернулся в Никастро, однако вскоре из-за проблем со здоровьем был вынужден отказаться от непосредственного управления диоцезом и в 1575 г. переселился в Рим. В 1576 г. получил титул лат. патриарха Иерусалимского. Дж. Факкинетти входил в состав Верховного суда апостольской сигнатуры, папского совета, папских инквизиционных трибуналов. 12 дек. 1583 г. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера, 9 янв. 1584 г. ему был пожалован титул пресвитера рим. ц. Четырех мучеников. Состоял в комиссии, рассматривавшей вопрос об определении наказания франц. кор. Генриху III, по приказу к-рого 24 дек. 1588 г. в Блуа были убиты герц. Генрих Гиз и его брат кард. Людовик Гиз (после убийства короля комиссия распущена), принимал участие в конклаве 1585 г., избравшем на Римскую кафедру папу Сикста V , конклавах 1590 г. (избрание пап Урбана VII и Григория XIV ), причем на последнем был одним из главных претендентов на Папский престол. В краткий период понтификата Григория XIV Дж. Факкинетти нередко заменял его на заседаниях Верховного суда апостольской сигнатуры. Саркофаг Иннокентия IX, папы Римского. XVI в. (собор св. Петра в Риме) Саркофаг Иннокентия IX, папы Римского. XVI в. (собор св. Петра в Риме) После смерти Григория XIV на конклаве 27-29 окт. 1591 г. кандидатура Дж. Факкинетти была поддержана группой испан. кардиналов, прежде всего кард. Хуаном Уртадо де Мендосой, к-рому впосл. И. выражал свою признательность. Папская коронация состоялась 3 нояб. 1591 г. Будучи ставленником испан. партии в Римской курии, И. продолжил политику Григория XIV по отношению к претендовавшему на франц. престол Генриху IV , поддерживая Испанию и итал. гос-ва в борьбе с ним.

http://pravenc.ru/text/468789.html

В такой же зависимости от казначеев находятся и крымские гонцы, которых по приезде часто принимают на Казенном дворе и здесь берут у них привезенные ими грамоты. Так было 1 декабря 1532 г. «того деля, что сам князь великий болен». 29 августа 1535 г. крымских гонцов на Казенном дворе допрашивают: «что их приезд?». Приехавшие в декабре 1585 г. послы являются сюда же на Казенный двор и отдают привезенные ими грамоты; тоже делают и другие послы и гонцы в июне 1536 г., апреле 1537 г., феврале 1538 г. и др. Крымские послы после царской аудиенции в 1537 г. идут на казенный двор, где им сказывается от царя корм. В сентябре 1537 г., феврале и мае 1539 г. на Казенном дворе ведутся с крымскими послами переговоры. Крымские послы царской аудиенций дожидаются на казенном дворе 1563 г. сентября 18, 1566 г. марта 16, 1567 г. января 15, 1577 г. февраля 9 и декабря 20. 26 марта 1546 г. за бесчестье, нанесенное в Крыму подьячему, вел. князь велел бывших в Москве крымских послов разослать по разным городам, товары и имущество (животы) отобрать и положить под Большую палату; «а что у послов и у гостей взято, и то писано у казначеев». Ногайские послы по приезде в Москву являлись на Казенный двор к казначеям и отдавали им привезенные ими грамоты (октябрь 1548 г., 1551 г. май, 1552 г. июль, сентябрь; 1558 г. май, 1558 г. сентябрь). В декабре 1562 г. принимают их ва Казенном дворе бояре Д. Р. Юрьев и В. М. Юрьев. В случае отсутствия царя из Москвы, о приезде послов казначеи доносят ему и царь отдает казначеям приказания касательно приема (26 ноября и 11 декабря 1549 г., 1551 г. май, 1552 г. июнь, июль, сентябрь; 1558 г. сентябрь). Казначеи распоряжались, где в Москве «поставить послов» (5, 8 октября 1548 г., 1551 г. май, октябрь; 1552 г. июль, сентябрь, октябрь; 1553 г. май, 1558 г. сентябрь). Они «являли» их при царском приеме (октябрь 1548 г., 1551 г. июнь, июль, сентябрь; 1552 г. январь, март, июнь; 1553 г. январь, июнь; 1554 г. январь, 1555 г. январь, февраль март, май, ноябрь, декабрь; 1556 г. июль, декабрь; 1557 г. июль, ноябрь; 1558 г. июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь; 1559 г. июнь, октябрь; 1560 г. июнь; 1561 г. апрель, июль); вели с ними переговоры (октябрь, ноябрь 1548 г. 1549 г. январь); к ним обращались послы с просьбами об отпуске, и казначеи их челобитья передавали царю (1551 г. июнь, октябрь 1552 г. январь, октябрь; 1558 г. январь, май), и иногда отпускали послов и их гостей с Казенного двора по приказанию царя (1551 г. октябрь, 1552 г, май, 1553 г. май, 1555 г. июнь); здесь же, на Казенном дворе, объявлялось послам иногда царское жалованье (1552 г. январь).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Царь Иоанн Грозный весьма ценил Казанского Владыку. В послании святителю Гурию он писал: «О Боже! как бы щастлива Руская земля была, коли бы владыки старцы были, яко преосвященный Макарий и ты» (36) Грамоты царю святителя Гурия не сохранились, по в одной из Волоколамских рукописей имеется запись XVI века: «Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси бьет челом и плачетьца сирота твоя Гуреи...» (37). После покорения Казани в городе велись большие работы. «Территория кремля вскоре была увеличена (на 240 м по периметру) расширением его к югу. Новую часть кремля возвели из камня вызванные в 1556 году из Пскова 200 каменщиков под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя (38). Посылал архиепископу Гурию в Казань различных лк> дей, которых тот просил, и митрополит Макарий (39), а среди них, вполне возможно, могли быть иконописцы, расписывавшие в 1560 году Успенский собор в Свияжском Успенском монастыре. Архипастырское служение Казанского Владыки продолжалось недолго. Святитель Ермоген так писал об архиепископа Гурии: «Жил преподобный богоугодно: нищих кормил, во всем помогал неимущим, заступался за бедных, вдовиц и сирот, избавлял их от бед, прилагал труды к трудам и все ночи возносил Богу молитвы... всякими добрыми делами угождал Богу и жил по Богу твердо (40). Последние годы святитель много болел. «Много времени пролежал преподобный больным; говорят, что болезнь его мучила три года. Только на святые великие Господские праздники приносили его в церковь на Литургию, и тогда он лежал или сидел в церкви, ибо не в силах был стоять» (41). В 1563 году отошел ко Господу митрополит Макарий и еще двое иерархов, которые своим отшествием в иной мир предварили Первосвятителя. 26 февраля в Иосифо-Волоколамском монастыре почил находившийся там на покое Новгородский архиепископ Феодосий (42). Архиепископ же Гурий «второго декабря позвал... архимандрита Варсонофия, к которому имел любовь велию, и повелел возложить на себя великий образ святой схимы» (43). Скончался он в начале декабря 1563 года. В летописи читаем: «Тоя же зимы... преставися Гурей, архиепископ Казанский и Свияжьский, и положен бысть в Казани в монастыри Преображении Господа нашего Иисуса Христа; сей же бяше Гурий первый архиепископ в Казани» (44). Преемником и продолжателем трудов архиепископа Гурия на Казанской кафедре стал Свияжский архимандрит Герман (Полев), поставленный митрополитом Афанасием (1654 - 1566) (45).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010