Если отбросить все видимые неточности и все, что не относится к Артемию, получим следующие сведения. Артемий прибыл после бегства из Соловков в Витебск. Случилось это, надо полагать в 1555 голу (или в 1556 г), ибо бывший в то время в Витебске Фома впоследствии успел удалиться из Витебска в глубь Литвы, сделаться пастором, получить назначение в Полоцк и пробыть там несколько лет (post paucos anuos) до 1563 г., когда был казнен Грозным. Очевидно, на все это мог уйти промежуток шести-семи лет – от происшедшего в Витебске до смерти Фомы. Прибыв в Витебск, Артемий встретил там Феодосия Косого с учениками. Феодосия привлекли в Москве к суду по обвинению в ереси, но это не помешало Артемию, также осужденному в ереси, (хотя и несправедливо, как мог думать он), сойтись с ним. Было ли это простым сближением двух земляков на чужбине, было ли это вызвано желанием Артемия повлиять на крайние мнения своего прежнего ученика, если он их заметил (и если Косой был его учеником), – можно сказать только, что жителям Витебска сближение Артемия с Феодосием показалось единомыслием с ним. Так показалось им, так было передано потом и Венгерскому, и вот причина, почему последний выставил Артемия таким же иконокластом, как и Косого. И характер Артемия и образ мыслей его не дают права предположить, чтобы такой осторожный человек мог действительно приступить к таким крутым мерам, как выбрасывание икон из храмов и домов. С другой стороны, в виду выяснившегося выше образа мыслей Артемия, трудно предположить, чтобы он стал мыслить и действовать заодно с проповедниками крайних учений. Обрядности он не отрицал ни во время жизни в московском государстве, ни во время жизни в Литве. Он только ставил внутреннюю сторону религии выше обрядности и требовал, чтобы теплая вера и правильное понимание религии одухотворяли мысль и жизнь христианина. Поэтому нельзя поверить существованию у него такой необузданной нетерпимости, как у Косого, и ложное мнение об этом у жителей Витебска сложилось вследствие непонимания сущности религиозного миросозерцания Артемия и видимой близости его к Косому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Урок музыки. Гравюра из кн.: Cannutijs P., de. Incipiunt regulae florum musices... Florentiae, 1510 Урок музыки. Гравюра из кн.: Cannutijs P., de. Incipiunt regulae florum musices... Florentiae, 1510 Применение принципов тридентской реформы в пастырской работе привело к постепенному преобразованию религ. культуры католич. населения. Среди основных направлений реформы было религ. образование мирян, распространение знаний о вероучении, основанное на принципе «понимающей веры». Во всех католич. странах были приняты меры по катехизации мирян, взрослых и детей, но методы реализации этой программы варьировались и не везде оказались успешными. Основой катехизационной программы стал Римский катехизис (см. ст. Катехизис ), составленный по инициативе участников Тридентского Собора на итал. языке под наблюдением кардиналов К. Борромео и Г. Сирлето (впервые издан на латыни и итал. яз. в 1566). Римский катехизис предназначался для приходских священников, к-рые должны были руководствоваться им в пастырской деятельности. Мирянам рекомендовали читать катехизисы на национальных языках, неоднократно публиковавшиеся в XVI-XVII вв. Среди самых известных катехизисов, выдержавших многократные переиздания и переведенных на др. языки, были катехизисы иезуитов П. Канизия (1555, 1556 и 1558 или 1559), Эдмона Оже (1563), Диего де Ледесмы (1571), а также кард. Р. Беллармина (1597, 1598). Обращение авторов-иезуитов к жанру катехизиса объяснялось их активной преподавательской, пастырской и миссионерской работой. Причащение Св. Даров. Фрагмент росписи в ораторио-деи-Крочифери в Венеции. 1583–1592 гг. Худож. Я. Пальма Мл. Причащение Св. Даров. Фрагмент росписи в ораторио-деи-Крочифери в Венеции. 1583–1592 гг. Худож. Я. Пальма Мл. По решению Тридентского Собора каждое воскресенье после мессы приходские священники должны были обучать детей и подростков основам вероучения. В Испании, особенно в Кастилии, где систематическое религ. образование развивалось с нач. XVI в., к кон. столетия 91% горожан и 74% крестьян знали основные молитвы и Символ веры. В др. странах программа катехизации осуществлялась гл. обр. религиозными конгрегациями и благочестивыми братствами, к-рые содержали школы, а также особыми миссионерами. В Сев. Италии, Баварии, Лотарингии, Польше и Савойе активно заниматься катехизацией населения стали лишь к сер. XVII в., во Франции, в Испан. Нидерландах, Германии и во владениях австр. Габсбургов - еще позднее, а в сельских районах Юж. Италии - только в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Что же касается того, чтобы, как наиболее подобает природе, приспособить, в свою очередь, каждое из качеств, которые в нас стали предметом порицания 1554 , как то противоборство или противостояние, и все, что попадается из этого перечня (и к чему различающие природы мысленно, не разделяя, подходят как ко второй природе (τ ξς φσει)), принимать в расчет, то отнюдь не положено среди них быть соответствующему Христу человечеству. Ведь если качества эти выглядят не естественно, но противно природе и разуму даже в нас, то как можно хотя бы посредством мысли, или, лучше скажу, домысла, их привязать к Нему? Разве что усвоением, через сочувствие, «как ко Главе всего тела» 1555 ; так же, как к врачу – страдания и страсти 1556 больного, пока не освободит нас от них вочеловечившийся ради нас Бог – не иначе как совершенно за нас расходуя и из нас изгоняя силою соответствующего Ему обладания телом 1557 . Ведь о страданиях и страстях говорят, соответственно, в двух смыслах: в одном они наказание 1558 , а в другом бесчестие 1559 ; и в первом они проявляют, а во втором совершенно искажают характер нашей природы. Итак, то Он как человек ради нас по Собственной воле воспринял сущностно, одновременно становясь залогом нашей природы и отменяя вынесенный нам приговор; а это, в свою очередь, как человеколюбец усвоил Себе домостроительно, узнаваемый как один из нас и по нашему непокорному нраву [тропосу] 1560 , чтобы, совершенно его за нас истребив, как огонь воск или солнце испарения земли, Он смог уделить нам Своих свойств и сделать бесстрастными уже здесь, а нетленными по обетованию. Надо, стало быть, прежде всего одобрить рвение и труд старающегося о таковых предметах ради благочестия, но побуждать к более тщательному попечению о словах отцов, из-за хулителей прекрасного, от чрезмерного недоумия не уступающих даже того, что при всем желании им невозможно ухватить 1561 . Что же до папы римлян Гонория 1562 , то думаю, тем, что в послании, написанном к Сергию, он употреблял выражение «одна воля» 1563 , он не отказывался, а скорее соглашался признать у Христа двоицу воль, присущих природам, то есть как подобало ее составил; не на основании ведь отрицания человеческой и природной воли Спасителя он это говорил, а к тому, что воля плоти и страстный помысел отнюдь не были предпосылкой Его непорочного зачатия и нетленного рождения 1564 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

На основании приведенных слов сказания можно представлять себе дело так, что диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев, обучившись искусству книгопечатания или дошедши до искусства книгопечатания в смысле набора слов и тискания, первоначально сами хотели было справиться и с изготовлением букв и что, когда это не удалось им, то правительство и выписало для них из-за границы настоящих словолитцев или вообще словоизготовителей. Если представлять дело таким образом, то неудавшиеся хлопоты диакона и его товарища над изготовлением букв нужно будет относить не к тому пространству времени, которое мы указали выше, как пространство времени, в которое заведена в Москве типография, а ко времени предшествующему, – не к 1563-му году, а или к 1562-му году или к 1562-му и 1561-му годам. 10 Итак, о начале книгопечатания в Москве должно быть сказано следующее: первая мысль о заведении в ней типографии явилась у царя Ивана Васильевича (вместе с митр. Макарием) не в 1547-м и не в 1553-м, а в 1555–56-м году; первым мастером печатных книг, который, по всей вероятности – за случившейся смертью , ничего ни сделал, был Маруша Нефедьев, упоминаемый в феврале и марте месяцах 1556-го года; вторые книгопечатники диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев мстиславец устроили по поручению государя типографию в 1562-м году, причем, может быть, более или менее продолжительное время прежде сего хлопотали над типографским делом (изготовление букв) частным образом; если немец Ганс Шлиттен и действительно приглашал было типографщика в Россию, то не по поручению царя, а по собственному произволу, а датчанин Ганс Миссенгейм не должен быть считаем руководителем Ивана Федорова и Петра Тимофеева в устроении типографии. 1 Грамота императора Шлиттену, которой дается просимое дозволение, – от 30-го января 1548-го года, см. ее у Иосифа Фидлера в статье: Ein Versuch der Vereinigung der Russischen mit der Römischen Kirche im sechzehnten Iahrhundert, Wien, 1862, S. 54 (называется в грамоте Schleimme’hoм). 2 О Гансе Шлитте или Шлиттене см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Каменные здания-пятистенки с печами или очагами из плитняка в углу комнаты являются типичными для провинциально-византийских поселений Таврики 1555 . Часть раскопанных раннесредневековых домов в боспорской Тиритаке тоже имеют закругленные угловые части и цоколи с кладкой opus spicatum, на которой стояли стены из сырцового кирпича, но, наряду с образцами салтовской лощеной керамики в слое, сопутствовавшем времени существования построек, встречается типичный «греческий» инвентарь, а занятия жителей рыболовством, рыбозасолочным промыслом, земледелием и животноводством опять-таки не знали существенных перемен 1556 . Судя по захоронениям в безынвентарных плитовых могилах, подобных тем, что появились на Боспоре со второй половины VI в., иногда с вырезанным на камне крестом у изголовья, жители раннесредневековой Тиритаки исповедовали христианство, и достаточно давно 1557 . Во всяком случае, граффити с посвящением св. великомученику Феодору на сосуде типа фляги и фрагменты краснолаковых мисок со штампованными крестами относятся к рубежу вв. и к вв. 1558 На это же указывают остатки крытой черепицей трехапсидной базилики первой половины VI в. (длина до алтарной части – 10,5 м, ширина – 9 м по внутреннему обмеру), с застекленными окнами, полами из проконесского мрамора, византийско-коринфскими капителями и другими, конической кубовидной формы, с крестами 1559 . В стене близ южного входа находилось четырехугольное углубление, облицованное мрамором, которое, вероятно, служило нишей для купели 1560 . В 0,8 м к юго-востоку от порога тиритакского храма был бассейн, может быть, фиал, тоже облицованный мраморными плитами 1561 . Впрочем, наличие всего этого не мешало некоторым обитателям городка весьма поверхностно относиться к Слову Божьему и быть плохими христианами, на что намекает выразительная находка в одном из домов VI в. недалеко от рыбозасолочных цистерн антропоморфной гальки с подчеркнутым животом, которая как амулет может быть отнесена к ранневизантийскому времени, вв. 1562 Прежние боги и идолы, особенно связанные с культом плодородия и очага, с большим сопротивлением сдавали свои позиции наступавшей новой религии. Это видно из того, что гораздо позже в плитовом некрополе, выросшем на окраине Тиритаки, некто совершил святотатственный для христиан ритуальный языческий акт – захоронил в глубокой яме вместе с девятью человеческими два собачьих черепа, добавив к ним фалангу пальца с не снятым с нее бронзовым кольцом и жернов 1563 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиеп. Дж. Доуделл, признанный Папским престолом, вернулся в И. и в апр. 1554 г. возглавил комиссию по смещению женатого духовенства, в результате к-рой были лишены кафедр Дж. Бейл, бежавший в Англию, Дублинский архиеп. Дж. Браун и еп. Мита Эдуард Стейплз. Однако в основном высшее духовенство, назначенное при ГehpuxeVIII и Эдyapдe VI , сохранило свое положение в Церкви, а бывш. архиеп. Дж. Браун добился прощения от папского легата и получил должность пребендария при соборе св. Патрикия в Дублине. Меры, принятые кор. Марией Тюдор в религ. сфере, способствовали признанию папой Римским Юлием  III (1550–1555) за англ. монархами статуса королей И. В дек. 1557 г. во все графства И. были направлены назначенные королевой уполномоченные, к-рые должны были способствовать возвращению католич. храмам церковной собственности, утраченных реликвий, утвари, колоколов. Однако все земельные приобретения, сделанные за время Реформации за счет монастырских владений, не оспаривались и считались законными. Несмотря на восстановление католицизма англ. администрация под руководством наместника Т. Редклиффа, гр. Сассекса (1556–1563), продолжала политику подавления ирл. правителей и аристократии. Сассекс расселял колонистов и вмешивался в конфликты между представителями родов О’ Брайен и О’ Нейл, настаивая на замене гэльского обычая танистри правом первородства. При Елизавете I Тюдор (1558–1603) Реформация в И. и в др. владениях англ. королевы была продолжена. Елизавета объявила себя верховной правительницей (Supreme Governor ) англикан. Церквей Англии и Ирландии (т. о. титул «верховный правитель Церкви» заменил использовавшийся ГehpuxoмVIII и ЭдyapдoмVI титул «верховный глава Церкви»). В янв. 1560 г. ирл. парламент (в к-ром не были представлены графства Ольстер, Десмонд и Коннахт) подтвердил королевский «Акт о супрематии», согласно к-рому верховная власть над Церковью Ирландии передавалась кор. Елизавете, власть Римского папы отвергалась, а все светские должностные лица в И., а также те, кто получали ученую степень или посвящались в духовный сан, должны были принести королеве присягу о согласии с этими принципами (аналогичный статут ГehpuxaVIII требовал присягу только у ближайших советников монарха).

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

Писания). Выдвигались планы реформы ун-та, их результатом стало перенесение его в К. вопреки ходатайствам преподавателей и студентов, желавших остаться в Лиссабоне. С апр. 1537 г. ун-т находился в К.; в город переехали часть преподавателей и студентов, должностные лица ун-та, были перевезены архив и печать. Вскоре после переезда установились связи ун-та с мон-рем Санта-Круш, где существовала школа, реформированная приором Брашом ди Баррушом и фактически ставшая фак-том свободных искусств. В мон-ре проводились занятия богословского и медицинского фак-тов (фак-ты канонического и гражданского права расположились в королевском дворце, т. н Пасу-даш-Эшколаш, подаренном кор. Жуаном III). Это привело к расколу ун-та на 2 корпорации; конфликт ун-та и монастыря Санта-Круш удалось уладить в 1544 г., когда был избран ректор ун-та. Приор мон-ря Санта-Круш стал канцлером ун-та (1539); до 1834 г. основным источником доходов ун-та были монастырские ренты, что определило своеобразие академической жизни в К. ( Coelho M. H., Santos M. J. Contenda entre a Universidade e o Mosteiro de Santa Cruz de Coimbra na segunda metade do séc. XVI: Breves notas//Universidade(s). 1991. Vol. 3. P. 40-63). Под рук. Браша ди Барруша были основаны коллегии для преподавания (Санту-Агоштинью, Сан-Жуан-Батишта) и для проживания студентов (Тодуш-уш-Сантуш, Сан-Мигел), впосл. создавались др. коллегии (Сан-Педру, 1545, Сан-Паулу, 1563). Первоначально коллегии управлялись не статутами ун-та, а конституциями ун-тов в Алькала-де-Энарес и Париже. В ходе реформы повысился уровень преподавания в ун-те: возросло число преподавателей-иностранцев, а также португальцев, получивших образование в зарубежных ун-тах. Мн. монашеские ордены создавали свои коллегии: кармелиты (Колежиу-ду-Карму, 1540), августинцы-еремиты (Колежиу-да-Граса, 1548), доминиканцы (Колежиу-ди-Сан-Томаш, 1566), цистерцианцы (Колежиу-ди-Сан-Бернарду, 40-е гг. XVI в.), францисканцы (Колежиу-ди-Сан-Боавентура, сер. XVI в.) и др. Коллегия искусств (Колежиу-даш-Артиш, 1542-1548), в 1555 г.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Но завидев знамя победоносного орла 1554 , пробиваются сквозь горы трупов с поздравлениями; они тем более празднуют победу, чем явственнее обнаруживается триумф князя (princeps) (Кази­мира. – Сост.), так что из стольких тысяч неприятелей один их князь (princeps) едва спасся благодаря стремительности коня (pegasus). Всех или истребил пресытившийся кровью меч, или обратившихся в бегство поглотили вздымавшиеся волны потока, или сдавшихся предал оковам победитель – по предсказанию их прорицателя, который, когда за день до битвы его спросили об ее исходе, на внутренностях 1555 нагадал пытающим природу (physiculantes), что исход предвидится печальный 1556 . Они же, посчитав, что это предсказано [их] врагам, а не им, впадают в такую опасность – безусловно, из-за того же преступного оракула, о каком Саул просил воскрешенного волшебницей (Phytonissa) Самуила, славные [мужи] Израиля и оружие воинское пали на горе Гелвуе 1557 . Так добившись и города, и победы, он (Казимир. – Сост.) поставил того князя, какого собирался. Но спустя совсем немного времени поставленный князь умирает от яда, поднесенного своими же. Область умершего Казимир предоставляет владимирскому князю (dux Laodimiriae) Роману, рассчитывая на [ответную] уступчивость 1558 . IV. 15. Его же щедрый Казимир за отличия в заслугах отличил 1559 также Галицким королевством (regnum Galiciensium), изгнав его короля Владимира (rex Laodimirus) 1560 . Тот умоляет паннонского короля Белу (Pannoniorum rex Bela) 1561 помочь [ему] вернуться. Король (Бела. – Сост.) не столько из сострадания к изгнаннику, сколько в надежде [завладеть] королевством прогоняет поставленного короля, занимает королевство, сажает [там] своего сына 1562 , изгнанника же, чтобы не мешал, сковав, заключает в темницу в Венгрии. Тот соблазняет дарами охранников стражи 1563 , в конце концов тайно бежит и, только претерпев многочисленные лишения, с угрозой самой своей несчастной жизни обретает спасительную гавань там, где опасался подводных камней. Откуда болезнь возникла, оттуда рождается и лекарство от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изначальное использование символа как крещального исповедания веры объясняет форму единственного лица «верую», которая находится в большинстве редакций византийской, армянской и западно-сирийской литургий, даже при том, что символ обычно исполняется хором всеми молящимися. 1552 Призыв охранять двери Диаконский призыв охранять двери с различным вариациями находится во всех рукописях с диакониками. Согласно архиератикону Гемиста, он возглашался наряду с другими диаконики с амвона. 1553 1. Текст призыва: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» В византийской литургии у возгласов «σοφα» и «πρσχωμεν» есть одна и та же функция: они призывают к вниманию и взаимно заменяют друг друга. Различие позволяет избежать монотонности, что заметно по ряду возгласов, предшествующих Апостолу. 1554 Древнейший евхологий по кодексу Barberini 336 и несколько других константинопольских источников итальянского и восточного происхождения содержат только «πρσχωμεν» в призыве охранять двери. 1555 Общепринятый текст с версией «ν σοφα» появляется впервые в латинском переводе ЗЛАТ, выполненном Амвросием Пеларгом с утраченного ныне Кодекса св. Симеона, палестинской рукописи начала XI в. (до 1030 г.), 1556 и прослеживается в нескольких восточных и итальянских источниках с XI в. 1557 «Протеория» (ок. 10551063) также содержит «премудрость». Авторы данного творения происходили из Андиды в Памфилии Второй и не всегда следовали обычаями Великой Церкви. 1558 Данная форма была неизвестна в Константинополе до XII в., как видно в Йоханнисбергской версии, Кодексу Пиромала, у Никиты Стифата и в рецензии Льва Тосканского. 1559 В Великой Церкви σοφα, вероятно, проявляется в XII в. в кодексах Paris Gr. 347 (P. 85), Burdett-Coutts. III, 42 1560 и архиерейском диатаксисе British Museum Add. 34060 (XIIXIII в.). 1561 Но в период XIIXIII вв. мы находим кодексы той же самой рукописной традиции, которые отличаются от этой практики, 1562 показывая, что до распространения диатаксисов в XIIIXIV вв. диаконика не была нерушимо установлена. 1563 Версии Амвросия Пеларга и Льва Тосканского, и кодексы British Museum Add. 34060 и Sinai 961, уточняют, что к вниманию призывает архидиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3,3 Ибо апостол, ясно уча, какими должны быть души, удаляющиеся от плотского брака и уз и желающие целиком упражняться в девстве, говорит: «Дева 1549 заботится о Господнем, чтобы быть святою не только телом, но и духом» 1550 , – быть свободною от действительных и мысленных, то есть от явных и тайных, прегрешений повелевая душе, как невесте Христовой, стремящейся сочетаться с чистым и нескверным Небесным Царем. Ибо оной непорочной и пречистой Красоте должна уподобиться душа, желающая сочетаться с Ним и стремящаяся прийти в единый с Ним дух, по сказанному блаженным Иоанном. «И всякий, – говорит он, – имеющий сию надежду, очищает себя, как Он чист» 1551 . И [апостол Павел говорит]: «Будьте подражателями мне, как я Христу» 1552 . Ведь не от явных только прегрешений, как то: блуда, воровства, убийства 1553 , чревоугодия, клеветы, лжи, празднословия, крика, смеха, острословия, сребролюбия или любостяжательности – должна быть чистой душа, отрекшаяся от плотского 1554 общения, удалившаяся от упражняющаяся в девстве, обручившая себя союзу и общению с нетленным Женихом, но тем паче надобно ей содержать себя в чистоте от сильнейших душевных страстей и тайных грехов, то есть от вожделения, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, коварства 1555 , злонравия 1556 , ненависти, неверия, зависти, превозношения, ревности, самоугодия, самолюбия, кичения и подобных сим невидимых страстей бесчестия 1557 . Писание, если верим только словесам Духа, и сокровенные душевные грехи может почитать равными и подобными грехам явным 1558 , 1559 1560 , так как говорит: «Господь рассыпал кости человекоугодников» 1561 ; и: «мужа кровей и льстивого гнушается Господь» 1562 , лесть и убийство причисляя к одному преступлению; и: «[не погуби меня с] глаголющими мир с ближними своими, злое же в сердцах своих; дай им 1563 по делам их» 1564 ; и еще: «ибо в сердце беззаконие делаете на земле» 1565 . И Господь, укоряя человекоугодников, говорит: «Всё же делают, чтобы видели их люди» 1566 , а потому заповедует, говоря: «Смотрите 1567 , не творите милостыни вашей пред людьми, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» 1568 , – то есть: стремитесь искать и домогаться похвалы и славы за добрые поступки не от людей, но от единого 1569 Бога, у Которого как слава истинна и вечна, так и бесчестие вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010