1553 Этот Димофил был монахом, как показывает надписание, ибо служителями (букв.: терапевтами) звали монахов. Разгневавшись же на своего священника и оскорбив его за то, что тот принял некоего кающегося в грехах человека, кающегося, побив, он выгнал, а священника выставил, и сам воссел как самопоставленный священник. Заметь, что это зло и в те годы было. Хорошо он сказал: «добрый Димофил», – за бесчинную силу, а не за благоговение божественное, порицая его и за это укоряя монаха. 1554 То есть – когда Писания говорят, что он оказывался в немилости Божией, и лицо Его отвращалось от него. Прежде, говорит он, они показывают, что он оказывался лишенным кротости и вследствие этого страдал, оказываясь вне Божьего зрения. 1555 Заметь, что кротость исключительна и преимущественна при подражании Богу и что за кротость Моисей называется служителем Божиим. 1556 Славолюбие есть по преимуществу пожелание славы и любовь к ней. «Богоизбранному» (букв.: «феокриту») – не значит кому–то так именуемому, но тому, кого Бог счел годным и кому поручил начальствовать. 1557 Заметь, что богоотцом он называет Давида из–за Христа. Ибо божественный Павел говорит: «Я отделен для благовествования того, что провозвещено в святых Писаниях о Его Сыне, явившемся от семени Давида по плоти» (ср. Рим.1:1–3 ). Так что Давид, действительно, богоотец. 1559 К более высокому. Отметь и человеколюбие ангелов, и что они молятся о народах Богу, и что запрещают отступническим силам, то есть бесам. 1560 О благости Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога. [Поистине Он творит существование, то есть удерживает пребывание в 6ытии. 1561 Поскольку он сказал «все», а в числе всего и бездушное, и бессловесное, добавив «соответственно пригодности каждого», он позаботился о подходящем ограничении. 1562 Заметь: как Господь желает привлечь всех и молит нас не отпадать от Него, почему и слывет Утешителем. 1563 «Быть сокрушенным» означает в собственном смысле «быть надломленным». Слово применяется и к возлюбленным, каковые пользовались им, преживая несчастье с влюбленными, обычно в телесном смысле, говоря то есть, что они надломлены. Откуда оно берется и для других подобных случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Празднование Покрова Пресвятой Владычицы – это единственный в мире случай, когда народ празднует свое воинское поражение. Земная рать мужественных защитников признает победу Взбранной Воеводы. История вторая. Московская Откровение о Покрове Божией Матери является уже на нашей земле тоже через юродивого. Если в 1395 г. Божия Матерь явилась Тамерлану, и тот, пристыженный Ее силой и великолепием, отступил, то в 1521 г., во время нашествия Магмет-Гирея, Василий Блаженный в Москве созерцает видение: икона Владимирской Божией Матери покидает Успенский собор, Пречистая уходит из Москвы, город, лишаемый Ее покровительства, ждет неминуемая небесная кара – люди погрязли в грехах! На пути от потенциально уже гибнущего града Ее встречают Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и умоляют не покидать людей, вернуться в собор. Та, к чьим просьбам прислушивается Грозный и нелицеприятный Судия-Владыка, послушалась, отозвалась на мольбы русских святых. Вместе они и вымолили Москву. Василий Блаженный Видение Василия Блаженного – свидетельство о том, что само по себе почитание праздника не является гарантией покровительства. Как только люди начинают предпочитать материальное небесному, смысл праздника предается и продается. И наличие иконы тогда оказывается во осуждение роду сему лукавому и прелюбодейному (см.: Мф. 12:39). Только жизнь по заповедям Христовым, возможность и желание исправиться и привлекают милость Всеблагой. Во втором видении Василию Блаженному является Приснодева во время ужасного апокалиптического пожара, охватившего всю Москву. Однако на этот раз Сама Богородица отказывается покинуть, казалось бы, обреченный град и Успенский собор. Она гасит пламя Своими блистающими ризами. Это видение Василия Блаженного традиционно соотносят с влахернским константинопольским видением Андрея, Христа ради юродивого. Образ Руси, находящейся под защитой Божией Матери, воплощен на Красной площади в Покровском соборе (годы строительства: 1555–1561). Это тот самый собор, который в народе прозвали «Василием Блаженным». Это неправда: блаженный скорее нашел себе местечко под Покровом Приснодевы – в 1588 г. к Покровскому собору с северо-восточной стороны над захоронением юродивого был пристроен придел, освященный в честь канонизированного двумя годами ранее Василия Блаженного. Все-таки суть юродства в вытеснении за пределы собственной личности собственного же «я», а не в присвоении себе славы Вышних. Однако именно про юродивых говорят, что днем они исповедуют чужие грехи, а ночью исповедуются перед Богом в своих и во всех тех, которые отыграны были днем в качестве карикатур.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

— Неподобающее христианам, постыдное творится в доме. Ушли из него ангелы-хранители, нет им места в вертепе. А в тех домах, где люди молятся Богу, живут пристойно, нет места лукавым демонам, и они злобствуют извне, хотят проникнуть в дом. Посему я плачу с ушедшими из домов ангелами и швыряю камнями в демонов. Несмотря на лишения, невзгоды, блаженный прожил до глубокой старости. Впервые с шестнадцати лет он лег на постель. Впервые он лежал не на камнях, не на снегу. Проститься с ним пришел царь Иоанн Грозный с супругой Анастасией и детьми Иоанном и Феодором. Блаженный пророчески сказал Феодору: «Будешь наследником прародителей». Царь и царица целовали ему руки. Блаженный замер, откинулся на подушки и, как будто увидев что-то сияющее, неземное, весь озарился радостью. Лицо его стало воистину ангельским. Даже как будто услышал ось веяние ангельских крыл, уносящих душу святого к небесному престолу. Дивное благоухание распространилось от тела святого. Вся Москва оплакивала блаженного Василия. Отпевал его сам митрополит Макарий. Тело к Троицкому храму нес царь и князья. Это было в 1557 году. Ас 1555 по 1561 годы строился Покровский собор, стоящий и поныне. Он назывался Покровским, потом Никольским (по освященной в честь святителя Николая Великорецкого церкви), но вскоре народная молва стала называть храм собором Василия Блаженного. И уже в 1588 году Поместным собором по благословению патриарха Иова блаженный Василий был прославлен, а в Покровском соборе был устроен придел во имя его. Жития святого было 88 лет, 72 из них он провел в подвиге юродства. Будете на Красной площади — поклонитесь святому. День памяти святого Василия Московского, Христа ради юродивого — 15 августа. Основные события жизни Около 1464 года — в селе Елохове в семье благочестивых, возможно, посадских тягловых людей Иакова и Анны родился Василий. 1480 год — Василий работает в сапожной мастерской и с горечью предрекает посетителю-купцу его близкую кончину. Трудный подвиг юродства. 15 августа 1557 года — Василий Блаженный скончался в возрасте 88 лет. Тихоновское стояние

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

29 июня 1555 г. царь дал Н. П. м. по духовной грамоте своего дяди, дмитровского кн. Юрия Ивановича († 1536), с. Орудьево в Дмитровском у. Из внутривотчинного суда по этой грамоте были исключены только душегубство и разбой с поличным; архимандрит в соответствии с нормами «Стоглава» был подсуден митр. Макарию, а монастырский приказчик - царю или дворецкому. 3 июля 1566 г. (на следующий день после Земского собора) грамоту подписал дмитровский кн. Владимир Андреевич (Там же. 107. С. 243-245, 482 (коммент.)). Земельные вклады поступали в Н. П. м. и во 2-й пол. XVI в. (Там же. 108. С. 245-246; 112-113. С. 250-252; 115. С. 253; 119-121. С. 257-261), в т. ч. и от душеприказчиков боярина Г. Ю. Захарьина (Захарьина-Юрьева; † 1556), дяди царицы Анастасии Романовны (Там же. 109. С. 245-246; 482 (коммент.)). Тогда же имели место и земельные покупки (Там же. 114. С. 252-253). В подлиннике сохранилась сотная на вотчины Н. П. м. в Костромском у. (села Покровское и Дмитровское с погостом) от 1561/62 г., в которой обитель по старой памяти ошибочно названа «Спас Задворный», но уже с правильной привязкой к новому месту - «что на Москве на Крутице» (Там же. 110. С. 247-248; на это обратил внимание А. Круглик, см.: Круглик. 1999. С. 22)). В 1583 г. царь «пожаловал в дом ко Всемилостивому Спасу на Костроме свою деревню Черную Ордина к монастырским землям к Юрьевскому сельцу» (Вкладная книга. 1883. С. 7). В 1593 г. царь Феодор Иоаннович пожаловал обители с. Покровское с деревнями в Костромском у. к с. Фёдоровскому того же уезда (Там же). Ок. 1566/67 г. боярин И. П. Фёдоров завещал с. Воскресенское с деревнями в Белозерском у. Кириллову Белозерскому мон-рю и Н. П. м., при этом последний должен был получить помимо половины деревень «монастырь Богоявленье и тое своей вотчины половину деревень дал есми в дом Спасу в Новой монастырь». Однако до Н. П. м. этот вклад так и не дошел ( Кобрин В. Б. Из истории земельной политики в годы опричнины//ИА. 1958. 3. С. 152-160; АРГ: АММС. 118. С. 256, 482-483 (коммент.)).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

29) РНБ, Софийское собр., 1317. Софийский экземпляр Великой Минеи Четьи за сентябрь (л. 337–338 об.; Проложная статья – в составе Минейной редакции Жития Федора Ярославского), 30-е годы XVI в. 30) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1448. Сборник (л. 40–42 об.; Проложная статья – в составе Минейной редакции Жития Федора), 30– 40-е годы XVI в. Филиграни: Единорог – Брике, 10348 (1537 г.); Щит под короной с тремя лилиями – Брике, 1050 (1530–1545 гг.). 31) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 196. Сборник (л. 127 об. – 128 об.), 30–40-е годы XVI в. Филигрань: Сердце с монограммой – Брике, 9561 (1535–1550 гг.). 32) РНБ, Софийское собр., 1419. Сборник (л. 42 об. – 44), 30– 40-е годы XVI в. Филигрань: Голова быка под стержнем с гербовым щитом, обвитым змеей, – Брике, 15457 (1535–1543 гг.). 33) РГБ, ф. 92 (Собр. С. О. Долгова), 39. Пролог (л. 346–347), 30–40-е годы XVI в. Филигрань: Гербовый щит, под ним буква M – типа Брике, 9864 (1531–1540 гг.). 34) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 310. Сборник (л. 1–3), 30– 40-е годы XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под звездой – Брике, 11169 (1514 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой – Лихачев, 2950 (1541 г.). 35) ГАЯО, 445. Сборник (л. 55 об. – 57 об.), 30–40-е годы XVI в. Филиграни: Гербовый щит под короной – типа Брике, 1054 (1535–1561 гг.); Тиара под крестом – типа Брике, 4959 (1542 г.); Тиара под крестом и перекрестием – Пиккар, VII, 26 (1537–1553 гг.). В составе компиляции с Антониевской редакцией Жития Федора Ярославского. 36) ГИМ, Чудовское собр., 324. Сборник (л. 315 об. – 317), сер. XVI в. Филиграни: Рука под розеткой – Лихачев, 2978 (1540 г.); Кувшин с одной ручкой – Лихачев, 1718 (1544 г.). 37) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 679. Пролог (л. 356–357; статья помещена после окончания основного текста Пролога), сер. XVI в. Филигрань: Щит под розеткой, под ним надпись в картуше C.PINEIR. 38) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 183. Торжественник (л. 44 об. – 46 об.), сер. XVI в. Филиграни: Литеры RP в картуше – Лихачев, 4064 (1554 г.); Перчатка с шестью фестонами под короной – Брике, 11004 (1552 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой – Брике, 12666 (1547–1555 гг.); Кувшин с двумя ручками и цветами – Брике, 12892 (1536–1553 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» ( Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1550 Зигабен на Пс. 7:10. 1551 Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6. 1552 4 Цар. 15:1—5. 1553 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494. 1554 Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21. 1555 Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36. 1556 Иосиф Флавий . Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20. 1557 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1558 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1559 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23. 1560 Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23. 1561 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1562 Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26. 1563 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12. 1564 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10. 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»: 1566 Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10. 1567 Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη ). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»: 1568 Иустин (Попович), преподобный . Экклесиология. С. 78. 1569 Там же. С. 166—167. 1570 Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» ( Лествица . 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1571 В молитвах по Святом Причащении молитва 1-я, « Благодарю Тя, Господи Боже мой ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Эта маленькая книга в разных видах, благодаря покровительству католических властей, скоро обрела популярность, равную популярности катехизиса Лютера. Но она заслужила этот успех своими внутренними достоинствами. Она написана ясно и популярно, изложена изящно и, в соответствии с потребностями времени, вся построена на цитатах из Библии . Но главное достоинство этого катехизиса заключается в том, что он не содержит всякой «непосредственной полемики». Именно эта особенность и обеспечила ему в эту воинственную эпоху неоспоримое преимущество над всеми учеными полемическими книгами католической партии. В своей самой краткой форме он стал, подобно маленькому катехизису Лютера, книгой, которую читал весь народ, и потому подвергся со стороны протестантских противников таким же грубым нападкам, каким катехизис Лютера подвергался со стороны католиков. Успех этого катехизиса много содействовал тому, что канизианцы обрели влиятельное положение во многих других немецких городах. Уже в 1555 году Канизий смог основать новую большую коллегию в Праге, второй столице государства Фердинанда; в 1556 году в Ингольштадте открылась первая баварская коллегия; в конце того же года в Кёльне была основана первая нижнерейнская коллегия; в 1559 году открылась вторая баварская коллегия в Мюнхене; в 1562-м в Инсбруке – первая тирольская коллегия. Основателями этих учреждений были светские люди. В 1550-х годах немецкие епископы, за исключением одного, аугсбургского Отгона Трухзеса, относились с безразличием к новому движению, которым руководили иезуиты. Но начиная с 60-х годов орден стал получать поддержку и с их стороны. Начало положил Трир в 1560 году, за ним последовали Вюрцбург и Майнц в 1561 году, Ольмюц в 1564 году, Шпейер в 1567 году. Кроме того, аугсбургский епископ Оттон предоставил в 1563 году иезуитам свой университет в Диллингене. Таким образом, уже в конце 1567 года у ордена было тринадцать хорошо обеспеченных учебных заведений, из которых семь находились в университетских городах или имели университетские курсы. Все они имели очень большое число слушателей: в Вене у иезуитов в 1558 году было 500 учеников; в Кельне в 1558 году – 360; в 1562 году – 517; в 1567–1568 годах – 570; в Трире в 1566 году – 500; в Майнце в 1565 году –400; в Шпейере в 1572 году –453; в Мюнхене в 1561 году около 300. Кроме того, орден получил коллегии: в 1559 году в Тирнау, в Венгрии, и в 1560 году в Лувене, в Нидерландах. Следовательно, он мог быть вполне довольным своими успехами в Германии и соседних с ней странах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИЛЛЬ [франц. Gilles; латиниз. Gyllius] Пьер (1490, Альби - 5.01. 1555, Рим), франц. гуманист, ученый, писатель и путешественник. Знаток латыни и греч. языка, Ж. изучал классическую и раннехрист. лит-ру, комментировал сочинения по топонимике («Словарь названий местностей» А. де Небрихи) и историографии («История короля Фердинанда Арагонского» Л. Валлы), составил греко-лат. словарь, перевел «Комментарии на книги двенадцати малых пророков» блж. Феодорита Кирского. Увлекался естественной историей, составил сборник, в к-рый вошли выборки из трудов о природе Клавдия Элиана, Порфирия, Гелиодора, Аппиана и сочинение Ж. о франц. и лат. названиях рыб ( Aelian Claudius. Ex Aeliani Historia: Itemque ex Porphyrio, Heliodoro, Oppiano. De vi et natura animalium; Gyllius P. De Gallicis et Latinis nominibus piscius. Lugduni, 1533). В нач. 20-х гг. XVI в. Ж. принял должность воспитателя Жоржа д " Арманьяка, буд. епископа и кардинала, ставшего его покровителем при дворе. В 1544 г. по поручению французского кор. Франциска I Ж. в составе посольства отправился в Стамбул к султану Сулейману Великолепному. Находясь в Стамбуле до 1547 г., Ж. собирал письменные источники по истории города после большого пожара, обследовал руины многочисленных древних базилик (1546). В 1548 г. Ж. принял участие в походе султана в Персию, в Алеппо (Халеб) присоединился к новому французскому посольству и посетил Палестину и Египет; в 1549 г. в Иерусалиме он встретился с иезуитом Г. Постелем, который собирал на Востоке источники по истории христианства. В янв. 1550 г. Ж. вернулся в Стамбул, откуда отправился во Францию, а затем в Италию. В Риме он начал обработку собранных материалов по истории К-поля, но в 1555 г. внезапно умер от лихорадки, не успев закончить работу. Этот труд завершил его племянник Антуан Жилль. Важнейшие работы Ж. вышли в 1561 г. в Лионе под названием «Три книги о фракийском Босфоре» и «Четыре книги о топографии Константинополя и о его древностях».

http://pravenc.ru/text/182303.html

Первоначально для помещения иностранных послов в Москве не было определенных мест, особо назначенных для сего зданий, и они ставились в частных домах; это бывало впрочем и впоследствии, когда появились уже особые «дворы», вероятно в виду того, что они были заняты 92 . Помещения для послов отводимы были в разных частях города, на улицах Остоженке, Пречистенке, Никитской, Тверской, Воздвиженке, Рождественке, Дмитровке, Петровке, в Китай-городе, Дорогомилове и др. 93 Для наиболее часто посещавших Москву послов ногайских, крымских и польско-литовских существовали особые дворы, предназначенные исключительно для тех или других послов и гонцов. Из числа этих дворов древнее всех был, кажется, крымский двор, в записях упоминающийся с 1532 г. На нем стояли крымские послы в 1532 г. («Крымское подворье»), 1534 г. («– двор»), 1535–1539, 1548, 1562–1564, 1566, 1567, 1570, 1577, 1578, 1586, 1588, 1591–1596 гг. – О местонахождении этого двора посольские записи XVI в. говорят только: «за рекою» (1539, 1586 г.), «за Москвою рекою» (1539, 1566, 1677, 1578 и 1589 гг.). В конце 1577 г. послы были поставлены «за Москвою рекою на Крымском дворе на новом»; в 1588, 1593 и 1595 гг. «на старом на Крымском дворе». В записи 1589 г. Крымский двор назван «посольским». Как исключение послы крымские ставились иногда и не на Крымском дворе. Так в конце 1568 г. крымские гонцы поставлены были «на Большом посаде на хрестьянских дворех», в начале 1592 г. они стояли «в Рогожской слободе», а в октябре 1576 г. «в Казенной слободе» (см. также на сей странице в примечании о посольских дворах в Черторье). – Для ногайских послов и гонцов существовал особый Ногайский двор, на котором ногайские послы и гонцы стояли в мае и сентябре 1535 г., в 1536, 1537, 1548, 1549, 1551–1553, 1555, 1564 годах. С послами, как известно, приходили и ногайские «гости» (купцы), пригонявшие в Москву для продажи целые табуна лошадей. Гостей этих ставили обыкновенно или «под Павшиным (IIahшuhым), в октябре 1548 г., мае 1549 г., мае и июле 1551 г., 1552 г., 1555, 1557, 1560 («за посадом под Паншиным», 1561, 1578 гг., или «на лугу против Симанова, под Симоновым» (в ноябре 1548 г.) августе и октябре 1551, 1552 и 1553 гг.); или «у Красного села» (октябрь 1549 г., октябрь 1551 г., 1553 г.), «под Красным селом по сю сторону Яузы» (1581 г.), «за красным селом на Яузе» (1581 г.), «за Яузою» (1578 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

К. неоднократно выполнял поручения имп. Фердинанда I, был его советником в церковных вопросах, посредником в переговорах с герм. князьями и католич. иерархами. Он сопровождал императора в поездке на Регенсбургский рейхстаг (1556-1557), состоявшийся вскоре после заключения Аугсбургского религиозного мира (1555). В ходе заседаний рейхстага протестант. князья предприняли попытку склонить Фердинанда I к отмене т. н. reservatum ecclesiasticum - выдвинутого им в Аугсбурге условия, в соответствии с которым при обращении католич. иерарха в протестантизм он терял право на земли, церковное имущество и т. п. Хотя нуждавшийся в поддержке протестант. князей Фердинанд I был настроен согласиться, К. убедил его проявить твердость и отказаться от уступок (Ibid. P. 337-338). В ходе противостояния между Фердинандом I и папой Римским Павлом IV (1555-1559), возникшего из-за нежелания папы признать отречение Карла V и избрание Фердинанда I императором Свящ. Римской империи, К. пытался сохранить лояльность как папе, так и императору, однако предпринимал усилия, направленные на изменение ситуации в Риме в пользу Фердинанда I (Ibid. P. 354-356, 363-364). По настоянию Фердинанда I К. участвовал в Вормсском коллоквиуме между католиками и протестантами (см. Коллоквиум ), организованном в 1557 г. императором при участии др. герм. князей. Относясь скептически к этому предприятию, К. соглашался с позицией папы и большинства католич. иерархов, в соответствии с к-рой спорные вопросы вероучения должны обсуждаться на созванном папой Соборе католич. Церкви, а не на инициируемых светскими властями совещаниях богословов (Ibid. P. 55-56). Помимо К. в католич. делегацию вошли 5 теологов-диспутантов (collocutores): еп. Мерзебургский Михаэль Хельдинг (1506-1561), викарный еп. Страсбургский Иоганн Дельфиус (1524-1582), доктора богословия Лёвенского ун-та Йос Равестейн († 1570) и Мартин Ритовий († 1583), нем. теолог и полемист Фридрих Стафилус (1512-1564), а также значительное число наблюдателей и неск. теологов-помощников (adiuncti; их задачей было подбирать материалы для участников диспута), в т. ч. личный помощник К. иезуит Николай Гаудан (1517-1565). Протестант. сторону представляли: Меланхтон, Эрхард Шнепф (1495-1558), Йоханнес Бренц (1499-1570), Иоганн Писториус (1504-1583), Георг Карг († 1576) и др. лютеран. проповедники ( F ö rner. 1624. P. 22-23; Brodrick. 1935. P. 389). Председательствующим на коллоквиуме император назначил еп. Наумбургского Юлиуса фон Пфлуга (1499-1564), благосклонно относившегося к протестантам. Главной темой обсуждения должно было стать содержание составленного Меланхтоном Аугсбургского исповедания (1530).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010