Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Карта и ближайшие объекты Точная дата постройки храма неизвестна. Одна из версий: храм заложен в связи с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 г., по другой: заложен как молельный храм Ивана Грозного за сына Ивана, рожденного в 1554 г. Храм состоит из пяти близко сдвинутых восьмигранных столпов. Средняя башня вдвое выше остальных. Каждая из них имеет отдельный вход и отдельный алтарь, но все пять церквей соединены общей галереей. На западном фасаде между двумя столпами приделов располагается многопролетная звонница. Храм не отапливается. В 1924 г. храм был закрыт, стоял заброшенным. В 1970 г. уничтожили иконостас. Богослужения возобновлены в 1992 г. Главный престол освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, приделы расположенные в угловых башнях: Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Московских святителей Петра, Алексея, Ионы, Двенадцати апостолов. На втором этаже северо-западной угловой башни святых равноапостольных Константина и Елены. Храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково: история, архитектура, символика Первые упоминания о поселении Дьяково, как о селе относятся к началу XV века, в это время здесь уже существовал храм, по всей вероятности, деревянный. Исследователи предполагают, что он был освящен во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Возможно, что церковь имела «моленные» приделы во имя Зачатия Праведной Анны и равноапостольных Константина и Елены Позднее, в XVI столетии, Дьяково считалось приселком дворцового села Коломенское, где издревле располагалась великокняжеская (позже царская) летняя резиденция. В 1554 году, и в последующие годы государь Иоанн IV Грозный праздновал здесь свои именины «праздник творяще рождению своему». Исходя из этого, можно заключить, что к середине XVI века в Дьяково существовал еще один храм (тоже деревянный) с престолом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. По одной из версий, после пожара 1547 года, сюда был перенесен храм с таким посвящением главного престола и приделами во имя апостола Фомы и святителя Петра митрополита Московского. Первоначально его «поставил» по обету в 1529 году на Старом Ваганькове великий князь Василий III Престолы этих двух храмов перенесли под своды строящейся дьяковской церкви. Пример подобного объединения престолов уже существовал: в 1555-1561 годы именно так складывалась программа посвящений престолов собора Покрова на Рву на Красной площади.

http://sobory.ru/article/?object=03286

В храме Василия Блаженного в день 455-летия подготовлена специальная программа 12 июля, 2016. Новостная служба 12 июля вход в собор будет осуществляться с 50% скидкой 12 июля. ПРАВМИР. Специальную программу мероприятий и экскурсий подготовили в Покровском соборе в Москве в честь 455-летия. Сегодня Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного, отмечает 455-летие. С 10.00 до 12.00 проходит богослужение в центральной церкви Покровского собора, сообщается на официальном сайте. С 13.30 до 19.00 пройдут бесплатные обзорные экскурсии для сборных групп по Покровскому собору, с 14.00 до 18.00 — мастер-классы на территории собора. Храм Василия Блаженного С 16.30 до 17.15 запланировано выступление Президентского оркестра Российской Федерации на территории собора. В 19.00-21.00 — соборные звоны на колокольне храма. 12 июля в связи с празднованием 455-летнего юбилея Покровского собора с 13.30 до 19.00 вход в собор будет осуществляться с 50% скидкой. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву расположен в южной части Красной площади в Москве близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Собор был возведен в 1555-1561 годы по велению царя Ивана Васильевича Грозного в честь покорения Казанского царства. Многопрестольный храм посвящен Богоматери и воплотил образ Священного града Иерусалима. Точная дата окончания строительства и освящения собора стала известна в середине 20 века, когда в процессе реставрации вскрыли текст «летописи» строительства храма, скрытый на стене под более поздними слоями краски. Текст гласил, что церковь была освящена 12 июля 1561 года, в день памяти апостолов Петра и Павла. Первоначально здесь на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма — имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла. Храм Василия Блаженного — один из самых известных и популярных памятников древнерусской архитектуры. В 1923 году в Покровском соборе создан историко-архитектурный музей, который впоследствии вошел в комплекс Государственного исторического музея. В 1990 году собор был включен в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в России. С 1991 года он находится в совместном пользовании с Русской Православной Церковью.

http://pravmir.ru/v-hrame-vasiliya-blazh...

Нифонт, епископ Сарский и Подонский (Крутицкий) (Кормилицын) Преосвященный Нифонт – племянник преподобного Иосифа Волоколамского († 1515; память 9/22 сентября). Им же пострижен в монашество и был его учеником. Вел подвижническую жизнь. В 1522 году назначен игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря. При нем в заточении там находились преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля, 21 июня/4 июля) и инок Вассиан Патрикеев († до 1545). Сохранились письма митрополита Даниила и великого князя Василия III от 24 мая 1525 года о соборном суде над Максимом Греком , адресованные властям Волоколамского монастыря. В 1533 году смертельно больной Василий III посетил Волоколамский монастырь; игумен Нифонт провожал его в Москву и там присутствовал при пострижении Василия III в схиму с именем Варлаам. В 1543 году – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. Этим обусловлено было его участие в казанском походе 1550 года. На церковном Соборе 1549 года Нифонт выступал свидетелем обвинения по делу Исаака Собаки. 11 марта 1554 года архимандрит Нифонт хиротонисан во епископа Сарского и Подонского (Крутицкого). В 1555 году участвовал в торжественном поставлении Гурия архиепископом Казани. Скончался в 1558 году (по другим источникам, в 1561 году). Погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Будучи игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, Нифонт не только увеличил библиотеку монастыря, но также собрал и сохранил в обители весь репертуар литературы, представляющий интерес для образованного круга иосифлян. По его заданию составляются сборники для общемонастырского пользования с произведениями самого широкого круга. Монастырские книжники постоянно переписывают произведения основателя монастыря преподобного Иосифа Волоцкого . По благословению митрополита Даниила Нифонт, будучи игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, работал по составлению сводной Кормчей. В те же годы Нифонтом было написано послание Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого». Личная библиотека владыки Нифонта, по всей видимости, согласно его желанию, попала в Иосифо-Волоколамский монастырь, откуда начиналось его духовное становление.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Существуют три документа, прямо или косвенно подтверждающие эту гипотезу. Первый — Расходная ведомость Иосифо-Волоколамского монастыря за 1547— 1561 гг., куда монастырский казначей заносил выплату жалованных денег мона­стырским работникам и слугам и куда с 1549 г. он стал записывать ругу сельским церковнослужителям. В ней по прошествии двух лет после начала ружных записей мы впервые встречаем сразу две расписки «Черленковского игумена Гаврилы», взяв­шего ругу за 1551—1552 и за «прошлый» 1550—1551 гг. Особый характер записей позволяет сделать предположение, что игу­мен Гаврила брал ругу у казначея в пер­вый раз. В дальнейшем «черленковскому игумену» деньги выдавались в 1554, 1555, 1556 и 1557 гг. — уже без расписки, а в 1560 г. (данные за 1561 г. утрачены) ругу получил «черленковский поп Игнатей». Упоминание в документах игумена, да еще вместе с сослужащим ему попом, оз­начает, что все эти годы в Черленкове был монастырь, причем не ниже степенью, чем два «ближних» Иосифо-Волоколамских монастыря — Спировский и Богорадный, где в это время также служили поп с игуменом. Попа Игнатия мы встречаем еще раз в поздних приписках к Описи ризницы и книгохранительницы Иосифо-Волоколам-ского монастыря 1545 г., где под 1560—1561 гг. записан вклад «Игнатия игумена черленковского». Наконец, третьим доку­ментом является ранее упомянутая жало­ванная меновая грамота, из которой сле­дует, что в 1562 г. при Никольской церкви в Черленкове было 12 келий. Грамота не говорит, чьи это были кельи — иноков или живших на подаяние нищих (в Древней Руси нищие жили при приходских церквах в своих кельях «монастырями» или артелями), однако в свете приведенных фактов ясно, что это были иноческие кельи. Таким образом, с 1550—1551 по 1562 г., год царской промены (о чем ниже), в Черленкове существовал приписной к Иосифо-Волоколамскому монастырек, или малая пустыня, с каменной Никольской цер­ковью. К сожалению, уточнить год по­стройки последней по источникам не пред­ставляется возможным, но вполне вероят­но, что год учреждения монастыря совпа­дает с годом постройки каменного храма.

http://sobory.ru/article/?object=01068

Свое логическое завершение этот прием получил в архитектуре Мурома. Примером тому является знаменитый шатер из шестнадцати двойных граней церкви Косьмы и Дамиана (1560-е годы). Поздним декоративным отголоском такого шатра являются шатрики, украшающие крыльцо Благовещенского собора в Благовещенском монастыре Мурома (1664 год), въездные ворота храма Воскресения на Дебре в Костроме (1652 год) и крыльцо храма Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Нельзя не упомянуть, что «звездчатый» шатер, как и другие, уже упомянутые приемы, ведет свое происхождение от собора Покрова на Рву (1555-1561 годы). В этой связи интересно использование этого мотива в декоративно-прикладном искусстве XV века. Примером этому является кадило со «звездчатым» шатровым завершением, выполненное в 1469 году мастером Иваном Фоминым и вложенное дмитровским князем Юрием Васильевичем в Николо-Песношский монастырь. Итак, на основании большого количества родственных элементов в декоративном убранстве и композиции, можно объединить в одну группу четыре храма: Никиты Мученика в Елизарово, Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле, Рождества Христова в Беседах и Успения в Спасо-Евфимиевом монастыре. Полица церквей в Елизарово и на Девичьем поле украшена кокошниками изящного рисунка (по одной на каждую грань шатра). Грани всех трех шатров выделены при помощи двойного гурта Грани шатров Предтеченского и Никитского шрамов дополнительно подчеркнуты тонкими «стрелами» (этот мотив уже использовали мастера, возводившие собор Покрова на Рву, но там он украшал не шатры, а грани боковых столпов) Различия в деталях декора не очень значительны. Например, ряды кокошников в основании восьмерика Успенского храма уже не включают маленькие кокошнички, да рядов этих только два. «Звездчатая» форма шатра и стрелы на гранях в композиции храма на Девичьем поле заменены некой «пирамидкой кокошников» в нижней части грани Этот мотив можно наблюдать в убранстве некоторых шатровых храмов конца XVI столетия. Например, это церковь Богоявления в Кушалино (1590-е годы).

http://sobory.ru/article/?object=06928

Стены этого здания украшали только скромные резные балясины – Варганов А.Д. Очерки….; 11]. Подклет церкви служил кладовой, где хранили овощи и дрова. Северный придел во имя Рождества Иоанна Предтечи в XIX столетии соединялся с небольшой палаткой, где хранилась монастырская ризница и библиотека Все эти «второстепенные» функции несколько оттеснили на второй план великолепную архитектуру трапезного храма и уникальные особенности его декора. Первые, самые общие сведения о конструкции и убранстве Успенской церкви содержатся в Описи 1660 года: «В Спасском же Евфимиевом монастыре церковь теплая каменная Успения Пречистые Богородицы. Да в приделе святого мученика Диомида на подклетех шатровая. Крест и главы опаены железом немецким… В церкви Успения Пречистой Богородицы Божия милосердия образов: Деисус 9 пядей, а нем 9 образов; да в Деисусах Владычных праздников 8 образов, да праотцев и пророков на однех цках 8 образов. Все три пояса на золоте. Двери царские и сень и столбцы резь по дереву, ветхи» От внутреннего великолепия практически ничего не осталось. Уже в 1849 году старинные иконы были убраны в подклет и заменены «итальянскими» О их дальнейшей судьбе ничего не известно. От былой роскоши остались только фрагменты росписей на стенах церкви  и трапезной. По своей композиции церковь Успения Пресвятой Богородицы представляет собой результат пересечения двух линий развития. Начало первой положил центральный столп собора Покрова на Рву (1555-1561 годы) на Красной площади в Москве. В этом же ряду стоят храмы Никиты Мученика в Елизарово (1566-1567 годы), Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле (1560-е годы) и Рождества Христова в Беседах (1599 год). Вторая линия берет начало от церкви Вознесения в Коломенском (1532 год) и продолжается в «кресчатых» четвериках Спасо-Преображенской церкви села Остров (1560-е годы) и интересующего нас Успенского храма (последняя треть XVI века). Поздним примером подобного решения является церковь митрополита Петра в Переславле-Залесском (1585 год).

http://sobory.ru/article/?object=05122

Итак, главный престол храма села Дьяково освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-восточный – во имя Зачатия Иоанна Предтечи, северо-восточный – Зачатия Праведной Анны, юго-западный придел в настоящее время освящен во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы (первоначально, примерно до 1596 года, во имя перенесения мощей святителя Петра - митрополита Московского), а северо-западный - двенадцати апостолов (первоначально апостола Фомы). Над западным притвором расположен придел во имя равноапостольных Константина и Елены Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест. На основе некоторых исторических данных, принятую «архитектурную» датировку можно несколько скорректировать. Согласно данным летописей и разрядных книг, Иоанн IV наиболее интенсивно посещал село Коломенское с 1550 по 1564 год. После этого периода он почти не бывал в столице, живя то в Александровой слободе, то в Вологде Кроме того, в 1554 году именно в Коломенском государь, в день своих именин (29 августа) получил известие об успешном завершении похода на Астрахань – событии, сопоставимом по своей значимости для государственной власти со взятием Казани. Таким образом, становится возможным очень осторожное предположение о начале строительства храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (учитывая подготовительные работы) около 1556-1557 годов.

http://sobory.ru/article/?object=03286

В 1555 г. Н. участвовал в хиротонии 1-го архиепископа Казанского свт. Гурия (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 250). Новая епархия в Русской Церкви была поставлена в диптихе после Новгородской, в силу чего Ростовская кафедра переместилась со 2-го места на 3-е. Несомненно, что Н. участвовал не только в этой хиротонии, хотя в большинстве др. случаев поставлений иерархов имена участников неизвестны. В 1561 г. свт. Макарий крестил в Успенском соборе черкасскую кнж. Марию, ставшую вскоре 2-й женой Иоанна Грозного; во время крещения Н. возглавил молебен в Архангельском соборе (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 333; Т. 29. С. 292). В том же году по соборной грамоте, в которой Н. вновь называется сразу после митрополита, настоятель Троице-Сергиева мон-ря Елевферий был возведен в сан архимандрита, а сама обитель была поставлена по статусу выше других в России. ( Горский А., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 189010. Ч. 1. С. 176). В мае 1562 г. царь отправился в поход «на свое дело литовское»; провожая его, «со образы шел архиепископ Ростовский Никандр и архимандриты и игумены» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 341). По всей видимости, в последние годы жизни свт. Макария Н. замещал его, в основном пребывая в Москве. Ростовский владыка участвовал во встрече царя после взятия Полоцка в 1563 г. (Там же. С. 365). Незадолго до кончины митр. Макария Н. освящал в Можайске «брусяную дубовую» ц. во имя Успения Богоматери в присутствии царя (Там же. Т. 12. Ч. 2. С. 370). Ростовский владыка возглавил погребение в Успенском соборе свт. Макария ( Кунцевич Г. З. Сказание о последних днях жизни митр. Макария (15 сент.- 31 дек. 1563). СПб., 1910. С. 17-18). Н. был на Соборе 1564 г., посвященном вопросу о белом клобуке, участвовал в избрании на Всероссийскую кафедру митр. Афанасия (1564-1566). Вместе с новым митрополитом он вскоре освящал соборный храм в Никитском мон-ре Переславля-Залесского ( Тихомиров М. Н. Российское гос-во XV-XVII вв. М., 1973. С. 390). Н. неоднократно подписывал поручные грамоты, пользуясь правом «печалования» за опальных вельмож (так, в июле 1561 г. иерархи ручались за кн. В. М. Глинского, в апр. 1562 г.- за кн. И. Д. Бельского, 28 марта 1565 г.- за боярина И. П. Яковлева, в апр. 1566 г.- за кн. М. И. Воротынского - СГГД. Ч. 1. С. 470, 484, 505, 534, 545, 555, 558).

http://pravenc.ru/text/2565272.html

Церковь Никиты Мученика представляет собой очень небольшой храм. Вероятно, это самая старинная церковь в окрестностях Переславля-Залесского. По своим миниатюрным пропорциям и изысканной красоте он сопоставим только с надвратной церковью Казанской иконы Божией Матери в Троицком монастыре Мурома, построенной почти на столетие позже. Первый ярус его - бесстолпный четверик, на нем установлен высокий восьмерик, увенчанный небольшим нарядным шатром. С восточной стороны к четверику примыкают три апсиды (в одной из находится придел преподобного Онуфрия Великого, но главку разобрали во время реставрации, начавшейся около 2008 года). Одно из наиболее примечательных украшений храма – это горка из трех рядов кокошников, закрывающих нижнюю часть восьмерика. Первый ряд их образуют закомары четверика, расположенные по три с каждой стороны. Полукружия больших кокошников чередуются с маленькими кокошничками на ребрах восьмерика, идущими строго друг над другом. Впервые так был украшен центральный столп собора Покрова на Рву на Красной площади (1555-1561 годы) Сходство Никитского храма с решением этого столпа Покровского собора сказывается и в конструктивных особенностях интерьера. И в том, и в другом случае высокие ниши с полукруглым завершением «прорезают» четверик на всю его высоту, а для освещения использованы машикули в верхней части восьмерика В свою очередь, храм Никиты Мученика тоже оказал сильное влияние на шатровое зодчество второй половины XVII века. Один из самых близких его аналогов – церковь Рождества Христова в Беседах (1599 год). Переход от его четверика к восьмерику тоже закрывают ряды больших и малых кокошников. Однако наиболее схож с елизаровской церковью был храм Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле. Его возвели в камне возле стен Новодевичьего монастыря в 1560-е годы, т.е. почти одновременно с церковью мученика Никиты. К сожалению, в 1812 году церковь на Девичьем поле была взорвана наполеоновскими солдатами Если положиться на достоверность литографии XVIII века, то конструкция и декор обоих храмов настолько идентичны, что можно предположить авторство одного зодчего, несомненно, принадлежавшего к столичной школе архитектуры. Основания восьмериков этих двух храмов закрыты рядами кокошников. Грани верхней части восьмерика прорезают узкие окна-машикули, восьмерик от шатра отделен широким, расширяющимся снизу вверх карнизом, напоминающим граненую чашу и подчеркнутым «зубчатым» фризом в основании.

http://sobory.ru/article/?object=06928

Празднование Покрова Пресвятой Владычицы – это единственный в мире случай, когда народ празднует свое воинское поражение. Земная рать мужественных защитников признает победу Взбранной Воеводы. История вторая. Московская Откровение о Покрове Божией Матери является уже на нашей земле тоже через юродивого. Если в 1395 г. Божия Матерь явилась Тамерлану, и тот, пристыженный Ее силой и великолепием, отступил, то в 1521 г., во время нашествия Магмет-Гирея, Василий Блаженный в Москве созерцает видение: икона Владимирской Божией Матери покидает Успенский собор, Пречистая уходит из Москвы, город, лишаемый Ее покровительства, ждет неминуемая небесная кара – люди погрязли в грехах! На пути от потенциально уже гибнущего града Ее встречают Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и умоляют не покидать людей, вернуться в собор. Та, к чьим просьбам прислушивается Грозный и нелицеприятный Судия-Владыка, послушалась, отозвалась на мольбы русских святых. Вместе они и вымолили Москву. Василий Блаженный Видение Василия Блаженного – свидетельство о том, что само по себе почитание праздника не является гарантией покровительства. Как только люди начинают предпочитать материальное небесному, смысл праздника предается и продается. И наличие иконы тогда оказывается во осуждение роду сему лукавому и прелюбодейному (см.: Мф. 12:39). Только жизнь по заповедям Христовым, возможность и желание исправиться и привлекают милость Всеблагой. Во втором видении Василию Блаженному является Приснодева во время ужасного апокалиптического пожара, охватившего всю Москву. Однако на этот раз Сама Богородица отказывается покинуть, казалось бы, обреченный град и Успенский собор. Она гасит пламя Своими блистающими ризами. Это видение Василия Блаженного традиционно соотносят с влахернским константинопольским видением Андрея, Христа ради юродивого. Образ Руси, находящейся под защитой Божией Матери, воплощен на Красной площади в Покровском соборе (годы строительства: 1555–1561). Это тот самый собор, который в народе прозвали «Василием Блаженным». Это неправда: блаженный скорее нашел себе местечко под Покровом Приснодевы – в 1588 г. к Покровскому собору с северо-восточной стороны над захоронением юродивого был пристроен придел, освященный в честь канонизированного двумя годами ранее Василия Блаженного. Все-таки суть юродства в вытеснении за пределы собственной личности собственного же «я», а не в присвоении себе славы Вышних. Однако именно про юродивых говорят, что днем они исповедуют чужие грехи, а ночью исповедуются перед Богом в своих и во всех тех, которые отыграны были днем в качестве карикатур.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010