Разгневанный король приказал им немедленно покинуть замок и освободить из заключения Беату, а брак между Гальшей и Дмитрием объявил незаконным. Сангушко отказался повиноваться королевскому указу и вместе с юной женой уехал к себе в Канев. В ярости король лишил князя всех его должностей. Непокорные князья получили указ явиться на королевский суд 5 января 1554 года в Кнышин. Из-за страха перед последствиями своих действий ни один из обвиняемых в самоуправстве так и не предстал перед королевскими судьями. Правда, за князя Василия-Константина Острожского заступился император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург, и только благодаря его заступничеству князь сохранил свободу и свои владения, но был все-таки лишен королем опекунства над любимой племянницей. Дмитрию Сангушке повезло меньше: из-за его неявки на королевский суд Сигизмунд Август приговорил его к смертной казни, конфискации имущества и лишению чести, приказав ему вернуть Гальшу матери. Князь, вопреки королевскому слову, вместе с Гальшей тайно бежал из польско-литовских владений в Чехию, находившуюся под властью Габсбургов. Они решили укрыться в замке Роуднице-над-Лабем, принадлежавшем великому коронному гетману Яну Амору Тарновскому, тестю князя Василия-Константина Острожского. За беглецами была организована погоня, которую возглавил воевода калишский Мартин Зборовский, который в свою очередь планировал женить одного из собственных сыновей на Гальше. Под руководством Зборовского находились польские магнаты Януш и Анджей Костелецкие, высланные Беатой, а также Лукаш и Анджей Гурки, родственники Костелецких. В начале 1554 года в окрестностях Праги Мартин Зборовский настиг и вероломно пленил князя Дмитрия Сангушко и юную княгиню Гальшу Острожскую. Князь Дмитрий был арестован, избит и закован в кандалы. Мартин Зборовский доставил пленника в Яромерж, на границе с Силезией, где ночью 3 февраля приказал своим слугам его умертвить. Князь Дмитрий Фёдорович Сангушко Таким был первый брак Гальши Острожской. В войске польских панов, отправившихся за Гальшей Острожской и князем Дмитрием Сангушко в Чехию, был и родственник Беаты, воевода познанский Лукаш Гурка, он-то и стал вторым мужем Гальши.

http://pravoslavie.ru/153912.html

Λαυρντιος συνατης. Принесён в дар Макарием иеромонахом». ‹В собрании РНБ обнаружить это издание не удалось. Весьма вероятно, что оно было утрачено. – Примеч. ред.› 215 Рукопись Московской типографской библиотеки 206 (101) ‹РГАДА ф. 381, оп. 1, 206›, л. 24, 68 об., 70 об., 87 об. На л. 87 об. Замечено: «греческ. и латин. Солитургийствует, сослужительствует». ‹В настоящее время эта рукопись утрачена. – Примеч. ред.› 216 В римском издании 1754 года Греческого евхология мы видим в данном месте чина литургии изложение во всём сходное с изданием 1526 года: «Λβετε, φγετε» κ. τ. λ. и «Πετε ξ ατο», в отличие от прочих литургийных возглашений, напечатаны крупным шрифтом, вразрядку, с. 79–80. 217 То же следует сказать и о провинциальных изданиях чинов богослужебных и практических руководств. К числу такого рода изданий мы относим: εροτελεστικν τεχος ρμηνευμνον π ερωνμου Βογιτζη, λληνοδιδασκλου Δημητζνης κδοσις β′ π Β. Σεκοπολους. ν Πτραις, 1881. 222 Относительно издания Служебника 1554 г. следует заметить, что экземпляры этого издания по шрифту и украшениям – виньеткам и заглавным буквам – отличаются не только от издания 1519 г., но даже и между собою. Очевидно, издание 1554 г. имело несколько выходов. 223 В издании Служебника 1527 г. говорится: нашимъ старцемъ н родителемъ Божидаром горажанином, конь великаго Хва Сави Србскаго иже вь Милешеве (л. 93). 225 Древности восточные. Труды Восточной комиссии Императорского московского археологического общества. М., 1896. Т. I. Вып. 2. С. 113–117. ‹Эта ссылка является ошибочной. – Примеч. ред.› 228 Наш арабист Н. И. Стребулаев в этом переводе г-на Муркоса усмотрел некоторые неточности и предложил перевод данного места в таком виде: «Так как эти молитвы составлены были на греко-эллинском языке, то православные перевели греческий текст на арабо-сирский. Впоследствии греческий оригинал подвергся изменению по вине лиц, не знавших греческого языка, при переписке оригинала, потому что они (то есть переписчики) делали в тексте его прибавления и пропуски.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Возобновление уплаты этой дани, по их убеждению, должно было стать первым шагом к восстановлению отношений, сложившихся в далеком прошлом. Вопрос о выплате «юрьевской дани» занял центральное место на переговорах о продлении русско-ливонского перемирия, которые вели весной 1554 года Адашев и Висковатый с ливонскими послами. Именно на этих переговорах ливонским дипломатам было заявлено, что пришедшим из-за моря немцам предки царя разрешили поселиться на их земле лишь при условии уплаты дани; это условие было нарушено, но теперь царь намерен потребовать его восстановления. Если ливонцы откажутся выплачивать дань, заявил на переговорах Висковатый, царь сам придет за нею. В результате ливонская сторона пошла на уступки, и в текст договора было включено обязательство выплатить царю дань со всего населения Дерптского епископства, «со всякие головы по гривне по немецкой». Дерптский епископ должен был собрать и доставить эту дань на третий год действия договора — в 1557 году, а власти Ливонии (великий магистр и архиепископ Рижский) должны были проследить за выполнением данного обязательства. В договоре подчеркивалось, что если ливонцы не станут выполнять условий договора, то царю придется «за их крестное преступленье искати своего дела самому». Царь специально позаботился о том, чтобы соглашение было подтверждено не только присягой послов, но и присягой ливонских властей. При заключении договора ливонцы пошли на ряд важных уступок и в вопросах торговли: русские купцы получили право приобретать в Ливонии все товары кроме «пансырей», был разрешен и свободный проезд в Россию мастеров разных специальностей. Заключение договора дало в руки русских политиков сильное средство давления на Ливонию. Появилось и законное основание для войны, если бы русское правительство решилось такую войну вести. Однако это не означает, что уже в 1554 году было принято принципиальное решение о войне с Ливонией. Многое зависело от того, как ливонская сторона будет выполнять условия соглашения. Политика ливонских властей в этом вопросе оказалась крайне непродуманной. Не принимая каких-либо серьезных мер на случай войны с Россией, они одновременно уклонялись от выполнения тех условий соглашения, которые считали для себя невыгодными. Никаких перемен к лучшему в условиях торговли русских купцов в Ливонии не произошло. Ливонские власти стремились уклониться и от выплаты дани.

http://sedmitza.ru/lib/text/438929/

Первое славянское издание опередило такое же греческое на семь лет, но было сделано так же, как и то, в одном из инославных центров, именно, в Венеции. Как греческие, так и славянские рукописные тексты долго сохраняли за собою свое преимущество пред печатным текстом, и должно быть по тожественным причинам с теми. Поэтому, весьма возможно, что рукописи Софийской Библиотеки XVII века под 903 и 921, стоящие в дословном тожестве с Московскими изданиями, представляют собою не списки с печатного, а суть рукописи в собственном смысле; особенно готовы это утверждать относительно рукописи известной у нас под сиглой С 23 , стоящей в наитеснейшей связи с первыми Московскими изданиями. Служебник издавался почти при каждом Московском патриархе, при патр. Никоне он выдержал даже три издания, далеко нетожественные между собою: после патр. Никона Служебник не переставал не только издаваться, но и исправляться, хотя исправления были мелки и сдиничны. К издаваемому тексту литургии Василия Великого привлечены нами следующие печатные тексты: И 1 =Служебник, изданный в Венеции в 1554 году 64 . Экземпляр, хранящийся в нашей академической Библиотеке под не имеет выходного листа, но на корешке его сделана золотыми буквами надпись: Служебник 1554 Венеция. Размер листа 4°. Экземпляр разбитый, и плохо держится в своем кожаном переплете. На обороте верхней доски переплета замечено: Дубл. Моск. Публ. Музея, Из собр. Лукашевича. Листы не переномерованы, но литургия Василия Великого занимает по нашему счету листы 41 r –59 r , начинаясь молитвой за оглашенных. Язык издания сербский, и потому издание весьма близко по языку в раньше описанной рукописи Имп. Публ. Библ. под (у нас Ю 1 ). Характеризуется выражениями: сътвори по редоу, дажь, славеть изыдте. Своим языком это издание напоминает отчасти язык Софийской рукописи (у нас С 2 ), например, выражениями: люскыихь. И 2 =Служебник, изданный в Вильне в 1583 году, при Киевском митрополите Онисифоре. Литургия Василия Великого на листах 53 r – рмв v , и начинается тремя молитвами: приготовительною для священника, над кадилом и предложения: в конце литургии читается Да молчить вска пло, подъ заглавем: творене, велкаго По языку издание стоит на стороне славяно-русских рукописей XV века, хотя носит изредка черты древнейших таких же рукописей. Характеризуется выражениями: едночадо, вседеръжителю, тоб, съхрани, держава, храмъ си, въспрослави, наша дша, смтрен. Размер листа 4° 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

1872. S. 49-50; Idem. 1874. S. 197; Groten. 1988. S. 652. N 678; ср.: Klugkist Hesse. 1929. S. 282-286). Исследователи указывают, что окончательное решение, вероятнее всего, было принято непосредственно архиеп. Г. фон Видом, без санкции которого публичная казнь еретиков была невозможна, однако документальных свидетельств, подтверждающих вмешательство архиепископа, обнаружено не было ( Sommer. 2000. S. 188-189). Казнь А. Кларенбаха и П. Флиштедена в Кёльне. Гравюра из кн. Historien der Heiligen. Strassburg, 1554. Bd. 2. Fol. CLXXXIII Казнь А. Кларенбаха и П. Флиштедена в Кёльне. Гравюра из кн. Historien der Heiligen. Strassburg, 1554. Bd. 2. Fol. CLXXXIII В «Актах» содержится подробное описание 2 последних дней жизни К. и Флиштедена, их пути на казнь по Кёльну, а также самого процесса казни, состоявшейся за городскими воротами Кёльна в районе Мелатен, в специально отведенном месте на пустыре, неподалеку от располагавшихся здесь лепрозория и кладбища (см.: ActaClarenb. S. Поскольку повествование, представленное в «Актах», имеет агиографический характер и содержит многочисленные прямые параллели с актами древних христианских мучеников и популярными в средние века описаниями крестного пути Иисуса Христа, оно должно восприниматься не как надежный исторический источник, но как идеализация, в к-рой фактическое основание не может быть отделено от художественного вымысла. В «Актах» сообщается, что во время шествия по Кёльну К. и Флиштеден обращались друг к другу со словами ободрения и поддержки, неск. раз просили остановить процессию и преклоняли колени для молитвы, а также вступали в беседу с различными лицами, сопровождавшими их (см.: Klugkist Hesse. 1929. S. 295-305). По прибытии на место казни К. и Флиштеден добровольно взошли на подготовленное возвышение; палач связал им руки, привязал их к столбу и развел огонь. К. палач привязал на шею мешочек с порохом, возможно, желая тем самым облегчить его страдания, т. к. порох взорвался при нагревании, что привело к быстрой смерти К.

http://pravenc.ru/text/1841261.html

В июле 1554 г. Филипп Габсбург прибыл в Англию, 25 июля состоялась свадьба. В нояб. того же года в Англию вернулся ярый сторонник политики Контрреформации кард. Реджиналд Пол (1500-1558), сын Маргарет Пол, воспитательницы М. Т. Кард. Р. Пол был назначен легатом в Англии папой Юлием III (1550-1555) еще в сент. 1553 г. В речи перед членами парламента (28 нояб.) он потребовал отмены всех законов о религии, принятых после 1529 г., т. е. восстановления католицизма. Два дня спустя, в праздник апостола Андрея Первозванного (30 нояб.), кард. Р. Пол провел торжественную церемонию примирения Английского королевства с папой Римским. Наиболее сложным оставался вопрос о церковном имуществе, конфискованном в ходе Реформации. Его полная реституция была невыгодна короне и неизбежно вызвала бы протесты значительной части английского общества. Кард. Р. Пол вынужден был объявить диспенсацию мирянам, которые стали владельцами секуляризованного имущества (24 дек. 1554), после чего в янв. 1555 г. парламент восстановил действовавшее в Англии с XIV в. законодательство против еретиков, с помощью которого правительство М. Т. рассчитывало покончить с протестантизмом. Уже в февр. того же года в соответствии с этими законами были осуждены и сожжены как еретики популярные проповедники Дж. Роджерс (в Лондоне), Л. Сондерс (в Ковентри), Дж. Хупер (в Глостере) и Р. Тейлор (в графстве Суффолк). Наибольший резонанс имели казни епископов Х. Латимера и Н. Ридли (окт. 1555) и архиеп. Кентерберийского Т. Кранмера (март 1556). В общей сложности за время правления М. Т. как еретики были казнены ок. 280 чел. Значительную их часть составляли ремесленники и члены их семей, а также низшее духовенство, преимущественно из юго-зап. Англии (Лондон, графства Кент, Эссекс, Суссекс). Главным сторонником репрессий против протестантов был еп. Э. Боннер, ряд др. видных католиков (в частности, Гардинер и Пол) придерживались более умеренной политики. Роль в репрессиях М. Т. на основании сохранившихся источников установить сложно, за исключением процесса над Кранмером, к к-рому королева испытывала явную вражду со времени его участия в разводе Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Во время правления Елизаветы I пострадавшие при М. Т. протестанты начали почитаться как мученики за веру, особенно после публикации «Книги мучеников» Дж. Фокса (1563). К XVII в. в протестант. кругах за М. Т. закрепилось прозвище Кровавая.

http://pravenc.ru/text/2562156.html

Таким образом, иезуит уже не только законоучитель, проповедник, духовник и миссионер, но в первую очередь преподаватель средних и высших учебных заведений; орден иезуитов уже не является обществом, посвятившим себя главным образом внутренней миссии; он прежде всего – образовательный орден; генерал иезуитов уже не просто руководитель общества священников для внутренней и внешней миссии, но вместе с тем и распространитель высшего образования во всей католической Европе. Если при своем возникновении орден обращался главным образом к народным массам, то теперь он обращается прежде всего к высшим слоям общества. Теперь он стремится их приобрести, обратить, привлечь на свою сторону. Из этих же соображений он становится аристократическим орденом. Его ряды начинают пополняться почти исключительно из рядов аристократии, людей, облеченных властью, богатством и образованием; естественно, что в этих избранных элементах общества орден и находит главную поддержку. Своими основными успехами он обязан их расположению, а не расположению народных масс. Народ уже не желает его нигде, хотя всюду, где орден уже пустил корни, легко позволяет управлять собой. Однако преподавание в высших учебных заведениях является только одной из новых задач, которым орден посвящает в 1554 году свои силы. Были и другие. В отчетах, присланных из Италии, Испании и Франции, нередко говорится о встречах и столкновениях иезуитов с еретиками. В Оверни у отца Брета возникают серьезные столкновения с кальвинистами. В Вальтелине один только отец Гальванелла не уступает протестантам, составлявшим здесь большинство. В Неаполе с горячими проповедями против ереси выступает Сальмерон. В Ферраре отцу Лепеллетье удалось оказать давление на герцогиню Ренату Феррарскую [Рената Ферраре кая (Рене Французская) (1510–1575) – герцогиня Шартрская и Монтаржи, в замужестве герцогиня Феррары. Младшая дочь короля Людовика XII. В ее доме в 1536 г. жил основатель кальвинизма Ж. Кальвин] и вернуть ее из кальвинизма в лоно католической церкви. Но еще больше о делах этого рода говорится в отчетах, присланных из Германии. В Германии иезуиты, очевидно, считали борьбу с ересью одной из наиболее важных своих задач. Здесь иезуиты действовали почти исключительно как воинствующий орден. Впрочем, даже для Германии резиденцией главного военного штаба является не Вена, а Рим. В Риме уже с 1552 года Игнатий стал готовить тех, кто должен был руководить борьбой против ереси в Германии в качестве офицеров. В Риме 18 августа 1554 года, почти через двадцать лет после знаменательного дня на Монмартре, Игнатий составляет свой знаменитый план нападения на еретическую Германию, который впоследствии выполнили от пункта до пункта в союзе с иезуитами католические государи. Таким образом, Игнатий сам организовал широкомасштабную священную войну против протестантской Германии и тем подготовил все дальнейшие победы, одержанные орденом в этой стране. Иезуиты как образовательный орден

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

В конце того же года городской совет Мессины предложил устроить для ордена в местном университете коллегию на том условии, что генерал обяжется постоянно замещать четыре профессорские кафедры. Игнатий ответил согласием. Новая школа с семью профессорами-иезуитами была открыта на Пасху 1548 года. Успех ее был настолько велик, что к Игнатию стали со всех сторон обращаться с просьбами дать иезуитских профессоров, и в конце концов он перестал противиться превращению ордена в образовательный. Уже в 1549 году в Палермо была открыта вторая иезуитская гимназия. В то же время иезуиты начали преподавать в одном из немецких университетов – в Ингольштадте. В 1550 году была основана гимназия в Тиволи; 18 февраля 1551 года в Риме была открыта образцовая центральная школа ордена – римская коллегия; после Пасхи была освящена гимназия в Венеции, в июне школа в Вене, в июле гимназия в Ферраре, в октябре гимназия в Болонье. В 1552 году возникли коллегии во Флоренции, Неаполе, Падуе, Джуббио, Перудже, Модене и германская коллегия в Риме; в 1553 году – коллегии в Лиссабоне, Эворе, Монреале, в 1554-м – коллегии в Кордове, Коимбре и т. д. В течение шести лет орден захватил в свои руки преподавание во всей романской Южной Европе и стал твердой ногой в Германии. В 1554 году иезуитская школа уже сложилась – сложилась раньше, чем орден признал в качестве безусловного принципа необходимость взять в свои руки образование иезуитов. Говорят, что прусский школьный учитель обеспечил Пруссии гегемонию в Германии. С гораздо большим основанием можно было бы сказать, что всюду, где протестантизм терпел поражение, победителем был учитель-иезуит, который обеспечил старой церкви победу во многих странах, уже успевших полностью или частично перейти к лютеранству. Господствующие классы, воля которых решала веру народов, были вновь завоеваны католицизмом только потому, что орден получил своего рода монополию преподавания в романских странах, в Польше и во многих немецких областях. Если представить себе карту Европы XVI века с нанесенными на нее ареалами распространения религий, то мы увидим на ней результат тех изменений, которые произвели школьные учителя-иезуиты в Европе в 1550–1556 годах. Еще многие годы после этого в умственной жизни католических наций можно было наблюдать влияние иезуитской школы, которая тогда пользовалась настоящей монополией в области преподавания в высших учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Самые способы брачных сопряжений за немногими исключениями отличались странной оригинальностью: они состояли в том‚ что по условленному уговору мужчины тайно уводили девиц от родителей в свои жилища, иногда же девицы убегали сами, восхитив имение своих родителей. Последние не редко все это знали, но притворялись незнающими, хитрили, показывали вид, что это делается против их воли. В конце концов дело разрешалось тем, что родители жениха и невесты, сошедшись вкупе, условливались о приданом и затем расходились восвояси. Теперь дело делается большею частию прямее: открыто исполняются все брачные празднества, за исключением, конечно, религиозных обрядов; иногда, впроч. бывает благословление брачующихся иконами. – Этот обычай справедливо обличают брачные, замечая, что как можно благословлять на дело греховное. Так. образ. Федосеевское новоженство есть не что иное, как открытое наложничество, прочность которого обусловливается чисто личными отношениями» 7 . Он должен смотреть на него как на гражданский брак, если только этот брак записан в полицейскую метрическую книгу с соблюдением правил, для сего законом установленных. – Так решил занимающий нас вопрос присяжный поверенный Розенблюм. «Примененная к подсудимому 1554 ст. Ул. о нак. – писал он в своей кассационной жалобе – предусматривает вступление во второй брак при существовании другого брака, совершенного по порядкам христианской церкви. Строгость наказания в этом случае обусловливается нарушением брака, освященного церковью и признаваемого поучением церкви таинством. Важное значение религиозного элемента брака в глазах закона видно из сопоставления ст. 1554 и 1558 Ул. о нак.‚ карающих совершенно различно двоеженство у христиан и у нехристиан 8 . Несправедливо поэтому и несогласно с духом закона, подвергать одинаковому наказанию за нарушение брака, освященного церковью и брака раскольничьего совершаемого посредством записи в полицейские книги. До издания закона. 19 Апр. 1874 г. о браках раскольников последние совершенно не признавались законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Казнь меннонитов в Дордрехте в 1572 г. Гравюра из кн.: Miroir des martyrs. XVI в. Казнь меннонитов в Дордрехте в 1572 г. Гравюра из кн.: Miroir des martyrs. XVI в. В Нидерландах в обстановке непрекращавшихся гонений М. сталкивались с внутренними проблемами. В 1554-1555 гг. произошел раскол из-за разногласий среди М. по поводу методов поддержания дисциплины в общинах (Yemeinde). Т. н. ватерландцы выступили против применения церковного проклятия и исключения из общения провинившихся, т. к. часто по истечении времени причина отлучения забывалась, а отлучение продолжало действовать. Общины, поддерживавшие Д. Филипса, требовали безусловного отлучения и видели в этом единственный путь для сохранения своей «чистоты». Нек-рые пункты соблюдения внутрицерковной дисциплины, особенно в области регулирования супружеских отношений, нелегко было трактовать однозначно. В 1554 г. в Висмаре состоялась встреча пресвитеров и старейшин под председательством Менно Симонса, на которой присутствовали также Д. Филипс и его сторонник Л. Бауэнс (1515-1582). Здесь были приняты обязательные для исполнения в общинах решения, к-рые показали, как велико было влияние общины на супружескую и семейную жизнь ее членов. Вступившие в брак вне общины подлежали исключению из нее; чтобы быть вновь принятым в общину, надо было прервать супружеские отношения с отлученным, но этот разрыв должен был быть «не вопреки совести». Если в смешанном браке «неверующая сторона» нарушала супружескую верность, то брак считался расторгнутым; супружеские отношения могли быть восстановлены только в том случае, если виновный каялся в своем проступке и обещал исправиться. Если же инаковерующая сторона хотела расторгнуть брак по причине веры партнера, то супруг-ватерландец должен был хранить верность и не мог вступить в новый брак. Дети верующих родителей не могли вступать в брак без их согласия. Если же они уже самостоятельны и почитают родителей, то последние не должны мешать им. Если родители не дают своего согласия на брак, этот вопрос обсуждается в общине.

http://pravenc.ru/text/2562994.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010