17 января 2001 г. было принято Постановление Кабинета министров РТ N 8 «О передаче Памятника архитектуры республиканского (Республики Татарстан) значения - Памятника воинам, павшим при взятии г. Казани в 1552 году, в коммунальную собственность г. Казани» за подписью Премьер-министра РТ Р.Н.Минниханова и заместителя Премьер-министра РТ - руководителя Аппарата Кабинета министров РТ И.Б.Фаттахова. «В связи с подготовкой к празднованию 1000-летия г. Казани и в целях приведения в надлежащее состояние Памятника воинам, павшим при взятии г. Казани в 1552 году», было постановлено принять предложение Министерства культуры РТ, Администрации города Казани и Государственного комитета РТ по управлению государственным имуществом о передаче «Памятника воинам, павшим при взятии г. Казани в 1552 году» в коммунальную собственность города Казани. Одновременно Администрации города Казани предписывалось осуществить приём объекта и заключить с Министерством культуры РТ «охранный договор на пользование памятником архитектуры». В дальнейшем он перешёл в оперативное управление и состоял на балансе КУП треста «Горводзеленхоз», впоследствии находился в оперативном управлении Департамента текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства Администрации г. Казани, затем - Комитета благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани. «Памятник воинам, павшим при взятии г. Казани в 1552 году», вошёл в перечень объектов строительства и реконструкции, которые предполагалось сдать к тысячелетию основания города. Воссоздание его исторического облика предусматривалось Федеральной целевой программой (ФЦП) «Сохранение и развитие исторического центра г. Казани», утверждённой постановлением Правительства РФ N 180 от 14 марта 2001 г. Проведение реставрационных работ, с поэтапным финансированием на общую сумму 110 миллионов рублей из федерального и республиканского бюджетов (в равном соотношении), планировалось осуществить в 2002 - 2005 гг. Муниципальным заказчиком данных мероприятий было определено Управление культуры, а заказчиком по строительству и реконструкции - Управление капитального строительства Администрации г. Казани (впоследствии - Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани).

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

То, что падение Казани в октябре 1552 года было для татар национальной трагедией, вряд ли сегодня возьмётся опровергать хотя бы один здравомыслящий человек. В то же время, очевидно, что одной из основных причин этой трагедии стала безрассудная и самоубийственная политика тогдашних правителей и «политической элиты» Казанского ханства, являвшейся активным сателлитом «сиятельной Порты» и активно торговавшей русскими полонянками. Впрочем, об этом в нынешнем Татарстане говорить не принято, в силу чего казанский поход Ивана IV Васильевича Грозного 1552 года трактуется исключительно как колониальная агрессия Российского государства в отношении независимого Казанского ханства. Так или иначе, но в любом случае отказывать татарам в поминании защитников Казани с человеческой точки зрения права никто не имеет. Проблема здесь заключается в другом, а именно в том, что поминание это для определённой части татарского общества носит отнюдь не религиозный, а вполне откровенный политический характер с явной антироссийской, антирусской и антиправославной окраской. Речь идёт о радикальных татарских националистах, которые за прошедшие два десятилетия буквально «достали» всех, в том числе и президента Минтимера Шаймиева, своими гневными требованиями открыть памятник. Однако, если в эпоху «суверенитета» глава республики относился к данной затее с очевидной симпатией, то ко времени празднования тысячелетия Казани, щедро спонсированного Москвой, он к ней заметно охладел. Поэтому и принятое Кабинетом министров Татарстана в 1999 году, «с учётом многочисленных обращений граждан и представителей общественности», постановление «О сооружении памятника павшим защитникам Казани в 1552 году», которое предусматривало его установку в 2002 году, так и осталось не исполненным. Прошли несколько конкурсов и «примерка» макета зимой того же 2002 года, но сам памятник всё же не появился. Мало того, Минтимер Шаймиев нашёл разумную альтернативу «памятнику раздора». Ей стала отстроенная в Кремле грандиозная (самая большая в Европе) мечеть, названная в честь одного из вдохновителей и руководителей обороны города в октябре 1552 года сеида Кул Шарифа. Сам Минтимер Шаймиев, а также представители казанского мусульманского духовенства, не раз принародно заявляли, что мечеть Кул Шариф и является лучшим памятником защитникам Казани. Так что религиозный памятник им в столице Татарстана существует и действует уже более трёх лет.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/23/...

Из вкладной, приложенной к Новгородскому софийскому списку миней, видно, что в 1541 году этот список в составе 12 книг был окончен и подарен архиепископом Софийскому собору; июльская книга этого списка, видно из приписки в конце ее, начата и кончена в 1538 году. Отсюда следует, что работы над минеями Макариии предпринял в 1529–1530 г. Но известие вкладной 1552 г. о 12-тилетнем труде над минеями в Новгороде не совсем точно определяет ход их составления. Это известие относится к одному софийскому списку, которым не завершилось образование сборника. Успенские минеи, переписка которых кончена к 1552 году, не простой список с Софийских, а скорее другая, более полная и обработанная их редакция: кроме изменений в порядке статей встречаем значительное количество произведений, не попавших в софийский список и занесенных в Успенский; между ними есть памятники, которые впервые явились в свет уже после 1541 года, когда кончены были Софийские минеи 310 . Таким образом минеи Макария слагались долее 20 лет. Ни по цели ни по исполнению они не могут назваться литературным памятником, не представляют литературной обработки запаса, накопившегося в древнерусской письменности к половине XVI века. Литературное участие собирателя в составлении памятника ограничилось поправками в языке статей или, как он сам замечает во вкладной 1552 г., «исправлением иностранских и древних пословиц», переводом их на русскую речь. Даже редакторский надзор его едва ли простирался одинаково на весь состав огромного сборника. Собирая и группируя рукописный материал, Макарий не успевал ни распределить точно по минейной программе все статьи, ни подвергнуть каждую из них предварительному просмотру. На это указывает и размещение статей в сборнике и неисправность текста в некоторых из них и наконец признание самого собирателя, что иное он оставил не исправленным и среди святых книг где-нибудь мог пропустить в сборник «ложное и отреченное слово святыми отцы». Не смотря на это, минеи не лишены интереса и по отношению к литературной истории древнерусской агиобиографии на Севере.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Londini, in officina Richardi Graftoni, 1559; библиографическое описание изданий см.: Griffiths. 2002. P. 69-82). По структуре и расположению последований эта версия была полностью аналогична изданию 1552 г. Во вступительной части «К. о. м.» вместо прежнего был помещен новый «Акт о единообразии». Число содержательных изменений во входящих в «К. о. м.» последованиях было невелико, однако они имели принципиальный характер: 1) текст литании был приведен в соответствие с отдельным изданием, утвержденным кор. Елизаветой ранее; 2) была введена новая форма слов, произносимых священником при причащении верующих: в ней были совмещены формулы 1549 и 1552 гг.; 3) «черная рубрика» была целиком исключена; 4) рубрика о литургических облачениях была приведена в соответствие с новым «Актом о единообразии»; 5) чины рукоположения отсутствуют в оглавлении «К. о. м.», однако были напечатаны одновременно с ней с собственным титульным листом; входящая в эти чины присяга священнослужителей вместо прежнего названия «Клятва признания супрематии короля» получила новое: «Клятва признания суверенности королевы»; она была направлена не против «епископа Римского», а против «силы и власти всех чужеземных властителей» (ср.: Procter, Frere. 1910. P. 101-102; Brightman. 1921. Vol. 1. P. CLXIX-CLXX; Cuming. 1982. P. 90-92). Изменения в последовании Евхаристии свидетельствуют об отказе от прямого отрицания реального присутствия Иисуса Христа; хотя эта уступка была незначительной, для большинства епископов ее оказалось достаточно, и «К. о. м.» 1559 г. была быстро и без сильного сопротивления принята консервативно настроенной частью духовенства Церкви Англии. В последующих королевских указах и распоряжениях правительство кор. Елизаветы продолжало курс на смягчение жесткой протестант. позиции, нашедшей отражение в «К. о. м.» 1552 г. Так, с санкции светских властей издавались епископские указы об обязательном использовании священниками облачений; было вновь разрешено церковное пение; в нек-рых изданиях «К.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

После распада Золотой Орды Казанский Кремль - военный и административный центр Казанского ханства, независимо просуществовавшего с 1438 по 1552 год. После взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного бывщая столица Казанского ханства становится административным и военным центром присоединенного Поволжья (1552-1708 гг). С 1708 года Кремль - центр Казанской губернии. Возникновение Казани происходило на общеисторическом фоне становления городов Восточной Европы, в частности, Волжской Булгарии. Древняя Казань возникает в период быстрого роста мощи Булгарского государства на территории с выгодными природно-географическими условиями. Появление булгар в бассейне реки Казанки на рубеже IX-X веков. связано с общим процессом заселения ими региона Волго-Камья. Основание Казани на современном Кремлевском холме было закономерным результатом освоения северо-западных территорий Булгарского государства и объясняется стремлением закрепиться на новой экономически выгодной территории. С момента освоения Кремлевского холма булгарами и возведения здесь оборонительных укреплений начинается история Казани. Возведение укреплений начинается с северной оконечности Кремлевского холма и относится к рубежу X-XI веков. С южной стороны была также была сооружена мощная линия укреплений. Она состояла из крутого рва-оврага шириной 14 м и глубиной 4 м, а также земляного вала шириной в основании 12 м и высотой до 3 м с проездными воротами. Восточная и северная линии укреплений в виде частокола бревен диаметром 20-25 см с заостренными обожженными концами шла по краю холма. Застройка города была неплотной и не имела определенной системы. Период XI - первой половины XII ввека знаменует в целом процесс сложения города. Булгарский город на Кремлевском холме в начале XI - первой половине XII века являлся оплотом северо-западных границ страны и защищал от посягательств русских княжеств на Волжский торговый путь. Усиление роли Волжской Булгарии в регионе и военные набеги русских княжеств на ее территорию, особенно участившиеся во второй половине XII в., повлияли на дальнейшее развитие Казани. В то же время создаются каменные фортификационные сооружения. В результате этого строительства облик крепости полностью преобразился. На месте прежних деревянных укреплений уже стояли достаточно мощные белокаменные стены толщиной около 2 м, которые просуществовали до эпохи Казанского ханства. Таким образом, в XII - первой половине XIII века город, сохраняя в значительной степени свое прежнее значение в качестве военной крепости и торгового центра, заметно преобразился. Его окружали белокаменные стены. За пределами крепости функционировал ремесленный посад.

http://sobory.ru/article/?object=17090

(15) См., например: Памятник отреставрируют?//Казанское время. - 2000. - N 40 (19 - 25 октября). - С. 5. (16) Будет восстановлен памятник русским воинам в Казани//Радонеж (Православное обозрение). - 2000. - N 19 - 20. - С. 3. (17) Имаев И. Не противопоставить потомков!//Татарские края. - 2002. - N 43 (октябрь). - С. 3. (18) Новая вечёрка. - 2001. - N 22 (30 мая). - С. 1. (19) См.: Фролов Г.В. Храм-памятник убиенным при взятии Казани в 1552 г./Издание 2-е, под ред. Ф.А.Ситкина. - Казань, 2005. - С. 17. (20) См.: Поминальный воинский храм (Храм-памятник в честь иконы Нерукотворного Образа Христа Спасителя)//Сайт истории православия в Татарии и народов её населяющих [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://sitkin.narod.ru/ILIA.html (21) См.: Фотоальбом (Первая панихида - октябрь 2001 г.)//Сайт истории православия в Татарии и народов её населяющих [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://sitkin.narod.ru/YT1.html ; Фролов Г.В. Храм-памятник убиенным при взятии Казани в 1552 г./Издание 2-е, под ред. Ф.А.Ситкина. - Казань, 2005. - С. 17. (22) См.: Фотоальбом (Первая панихида - октябрь 2001 г.)//Сайт истории православия в Татарии и народов её населяющих [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://sitkin.narod.ru/YT1.html ; Фролов Г.В. Храм-памятник убиенным при взятии Казани в 1552 г./Издание 2-е, под ред. Ф.А.Ситкина. - Казань, 2005. - С.с. 17 - 18. (23) Информационная программа «Татарстан» (ГТРК «Татарстан») - 12 октября 2002 г. (24) См.: Поручения Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева, данные им во время встречи 27 ноября 2002 года с представителями Общества русской культуры города Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования по теме «Проблемы национально-культурного развития русского населения в Республике Татарстан и пути их решения»//Актуальное национально-культурное обозрение (АНКО). - 2003. - N 1 (8). - С. 6. (25) Суханова Л. Хождение по водам (О судьбе храма-памятника Нерукотворного Образа Христа Спасителя)//Республика Татарстан. - 2005. - N 209 - 210 (25545 - 25546) (20 октября). - С. 16.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

638 ...Юрья Михайловича Булгакова... – Ю. М. Булгаков (Голицын-Патрикеев) – московский боярин из рода Гедиминовичей, еще в XIV в. вошедших в состав великокняжеского двора, а во второй половине XV в. составивших самую влиятельную прослойку в Думе. Его дед Иван Булгак был потомком литовского князя Патрикие, в начале XV в. приехавшего на Русь и породнившегося с великим князем Василием I через брак своего сына Юрия с его дочерью. Ю. М. Булгаков получил боярство в период малолетства Ивана Грозного, в 40-е гг. служил в Коломне, Кашире, в Нижнем Новгороде. В 1550 г. был тысяцким на свадьбе Владимира Андреевича Старицкого и А. А. Нагой. Его участие в строительстве Свияжска подтверждается летописями. 639 ...да болярина и воеводу князя Семена Ивановича Микулинского... – С. И. Микулинский (Телятевский-Пунков) – потомок тверских князей Микулинских, еще в середине XVI в. имевших собственных вассалов на территории бывшего Микулинского уезда, старший сын Ивана Андреевича Пунко (Луговицы), боярин с 1550 г., был женат на дочери В. Г. Морозова; как воевода участвовал в казанских походах 1547, 1548, 1550, 1551, 1552 гг., ливонских походах 1558–1559 гг., был оставлен наместником в Казани после взятия ее русскими войсками. Умер в 1562 г. 640 ...да болярина и дворетцкого московского Данила Романовича... – Д. Р. Захарьин (Юрьев-Кошкин), брат царицы Анастасии Романовны, шурин Ивана Грозного, происходил из могущественного старомосковского рода Кобылиных, служивших московским князьям еще с середины XIV в. Его дед – Ю. З. Кошкин был видным политическим деятелем времен Ивана III. Д. Р. Захарьин, посланный на строительство Свияжска, оставался там в ожидании нового похода на Казань, летом 1552 г. он ходил из Свияжска на горных черемисов и привел их к присяге Ивану Грозному, после взятия Казани в 1560 г. был направлен царем на подавление бунта луговых черемисов во главе с Мамич-Бердеем. 641 ...и царя им дав Шигалилея... – Речь идет о третьем, последнем правлении в Казани царя Шигалея (1551–1552). Обстоятельства третьего воцарения в Казани Шах-Али подробно описаны в «Летописце начала царства»; другую, беллетризованную версию дает автор «Казанской истории» (см. главы 35–36:42).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иезуитам (PCEA. Vol. 1. P. 308-311). В сер. 1550 г. Лойола, недовольный задержкой с открытием коллегии, отозвал из Ингольштадта сначала Леже, а затем Сальмерона; К. продолжал работу в ун-те. Нередко К. принимал исповедь у студентов, склоняя наиболее способных из них к вступлению в иезуитский орден. По-видимому, именно в узком кругу таких последователей К. читал лекции по «Сумме теологии» Фомы Аквинского и вел духовные беседы с целью побудить студентов сочетать богословскую ученость с активной религ. жизнью ( Buxbaum. 1973. S. 91; конспект одной из этих бесед опубл.: Ibid. S. 287-289). Со времени приезда в Ингольштадт К. регулярно произносил проповеди на лат. и нем. языках; постепенно его аудитория росла, и он неск. раз был вынужден менять храм, в к-ром проповедовал, на более вместительный. К. пользовался уважением коллег по ун-ту, причем даже тех, кто были тайными приверженцами протестантизма. Неск. раз его избирали деканом теологического фак-та; в 1550 г. он был выбран на полугодовой срок ректором ун-та. Следуя рекомендации Лойолы, на посту ректора К. ограничивался лишь общими усилиями, направленными на побуждение студентов вести более строгую христ. жизнь и на ограничение протестант. влияния в ун-те (PCEA. Vol. 1. P. 345-346; подробнее см.: Buxbaum. 1973. S. 96-100). В кон. 1551 г. он был назначен на пост вице-канцлера (канцлером ун-та ex officio был епископ Айхштеттский), отвечавшего за присвоение ученых степеней и возглавлявшего торжественные церемонии. В нач. 1552 г. по приказу Лойолы К. вместе с др. иезуитами покинул Ингольштадт. В письме генерала Общества Иисуса к герцогу называлась причина: иезуиты были нужны в Вене для работы над католич. катехизисом, к-рый захотел создать эрцгерц. Австрии Фердинанд I (император Свящ. Римской империи в 1556-1564; см. ст. Габсбурги ). К. в Вене (1552-1556) 9 марта 1552 г. К. прибыл в Вену. В течение неск. лет его главным занятием была работа над катехизисом. Наряду с этим К. активно участвовал в деятельности открытой в 1551 г.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

По словам муфтия Татарстана Камиля хазрат Самигуллина, «у каждого народа есть свои шахиды. Для татар – это в первую очередь те, кто погиб при взятии Казани. Тем более, что события 1552 года шли в дни священного месяца Рамазан. Наш долг – помнить их, изучать свою историю и прививать любовь к своему народу в подрастающем поколении. Но и после 1552 года в истории татарского народа было много шахидов, положивших свои жизни ради религии, Родины, нации». Общество русской культуры Республики Татарстан сделало официальное заявление в связи с решением Совета аксакалов Духовного управления мусульман Татарстана об утверждении Хэтер коне. «Общество русской культуры Республики Татарстан всегда выступало за сохранение памяти о наших предках, совершавших ратные, трудовые и иные подвиги во имя благих идей и лучшей будущей жизни нас, их потомков. Однако " лучшее " порой понималось разными сообществами граждан по-разному, хотя живём мы все на общей территории и в едином государстве, включая татар мусульман. Фактом является то, что воевавшие между собой в боях во время взятия Казани в 1552 г. люди были практически все верующими, в абсолютном большинстве двух конфессий – православной и мусульманской. В традициях обоих этих конфессий принято поминать погибших в боях воинов, и это поминовение является долгом каждого из нас, их потомков. Но фактом является и то, что последние почти пять столетий все мы вместе живём в общем для нас государстве-отечестве, в России. В этой связи представляется деструктивными призывы поминать отдельно " защитников " и отдельно " нападавших " , поскольку в этом изначально заложено противопоставление нас, потомков тех воинов друг другу при том, что все мы сегодня сообща созидаем и оберегаем наше общее Отечество – Россию», - говорится в документе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». «В связи со сказанным представляется единственно верным " симметричное " религиозное поминовение с исключением каких-либо искусственных и лукавых дефиниций: православных воинов, павших при взятии Казани; воинов мусульман, павших при взятии Казани.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/28/ku...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Взятию Казани войсками царя Ивана IV в 1552 году предшествовала длительная вооруженная борьба между Московским государством и Казанским ханством. Она уходит корнями в середину XV столетия, длилась на протяжении века: множество походов, сражений, осад и защиты городов -- одна из величайших эпопей военного противостояния во всей русской истории. Важнейшей державной задачей внешней политики России в XVI веке стало покорение Казани, поскольку только оно могло предотвратить набеги казанцев на земли Востока России и отгон большого количества русских в плен: в рабство и на продажу. Эта задача была решена в ходе осады Казани и ее штурма осенью 1552 года. Впоследствии Казань и окружающие ее земли стали неотъемлемой частью Московского царства. Радиопрограмма подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/08/07/20-3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010