Московское Патриаршество 1589-1700 К оглавлению Первый Патриарх святой Иов (1589—1605) и святой Патриарх Ермоген (1606—1612) Спадением Константинополя в 1453 г. духовной преемницей его стала Москва. Русское государство, окончательно сбросившее с себя татарское иго в 1480 г., укрепило свое могущество покорением Казанского (1552 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и присоединением к России Сибирского (с 1581 г.) ханства, возникших после распада Золотой Орды (1504 г.). Росту и усилению Русского государства содействовала Русская Православная Церковь. Русская Православная Церковь в XVI в. была самой большой и единственной из всех Православных Церквей, независимой от иноверной власти. «Русский Митрополит, по власти и значению в своей Церкви, вполне равнялся Патриархам и даже превосходил их: ему недоставало только Патриаршего имени» (101, с. 7). Последним (перед учреждением Патриаршества на Руси) Митрополитом Московским был святитель Иов (с 1587 г.). В 1589 г. в жизни Русской Православной Церкви произошло важное событие — учреждение Московского Патриаршего престола. В 1586 г. в Москву прибыл Патриарх Антиохийский Иоаким, что дало возможность Московскому правительству вступить с ним в переговоры об учреждении патриаршества в России. Патриарх Иоаким обещал по возвращении на Восток ходатайствовать об этом перед другими Патриархами. В 1588 г. в Москву прибыл Патриарх Константинопольский Иеремия, но полномочий от дру гих Патриархов на поставление русского Патриарха он не имел. Переговоры об учреждении патриаршества на Руси были возобновлены, и вскоре Патриарх Иеремия не только согласился на учреждение патриаршества в России, но и выразил желание остаться Патриархом на Руси. Но Русская Церковь имела своего кандидата — Митрополита Московского Иова. Московское правительство, желая отклонить намерение Патриарха Иеремии остаться на Руси и не вызывать в то же время его недовольства, предложило ему Патриаршую кафедру не в Москве, а во Владимире. Патриарх Иеремия от этого категорически отказался: «Мне во Владимире быть невозможно, потому что Патриархи бывают при государе всегда» (101, с. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

Павел V, папа Римский. Бронзовая медаль. 1617 г. Мастер Дж. А. Моро (музей Метрополитен, Нью-Йорк) (17.09.1552, Рим - 28.01.1621, там же; до избрания папой - Камилло Боргезе), папа Римский (с 16 мая 1605). Происходил из знатного сиенского рода Боргезе. Отец, Маркантонио Боргезе (1504-1574), был юристом; не позднее 1537 г. он переселился в Рим, с 1545 г. служил в коллегии адвокатов консистории, с 1555 г.- декан коллегии. В 1548 г. Маркантонио Боргезе женился (это был 2-й брак) на представительнице знатного рим. рода Фламинии Асталли; Камилло Боргезе был их 1-м ребенком. Он с детства был определен на церковное служение; в 16 лет посвящен в клирики (17 сент. 1568). Камилло учился, вероятно, в ун-те Перуджи, в 1569 г. получил степень д-ра рим. и канонического права (utriusque iuris) в Римском ун-те. В том же году поступил на службу в Римскую курию на должность консисториального адвоката. Референдарий Апостольской сигнатуры юстиции (сент. 1572), викарий базилики Санта-Мария-Маджоре (авг. 1577), датарий трибунала Апостольской пенитенциарии (сент. 1581), референдарий обоих трибуналов Апостольской сигнатуры (июль 1586), вице-легат в Болонье (осень 1588 - апр. 1591). В 1590 г. унаследовал от младшего брата Орацио Боргезе (1553-1590) должность аудитора Апостольской палаты, в связи с чем весной 1591 г. Камилло Боргезе вернулся в Рим. В связи с назначением викарием базилики Санта-Мария-Маджоре 8 сент.- 20 окт. 1577 г. получил посвящение в младшие чины, в субдиакона и диакона, 20 окт. 1577 г. был рукоположен во пресвитера. Пользовался расположением папы Римского Климента VIII (1592-1605). Осенью 1593 г. папа направил Боргезе как частного посланника ко двору испан. кор. Филиппа II (1556-1598) для переговоров об организации активных боевых действий против Османской империи . После возвращения Боргезе в Рим папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера (5 июня 1596); Боргезе получил рим. ц. Сант-Эусебио (21 июня 1596), позднее ц. Санти-Джованни-э-Паоло (10 марта 1599) и ц. Сан-Кризогоно (22 апр. 1602). Избран епископом Ези (14 апр. 1597; рукоположен 27 мая того же года в Сикстинской капелле папой Климентом VIII; отказался от кафедры 2 авг. 1599). Секретарь Конгрегации рим. инквизиции (1602-1605), генеральный викарий г. Рима (с июня 1603). После смерти Климента VIII участвовал в конклаве, на к-ром был избран папа Римский Лев XI (1-27 апр. 1605). После его скоропостижной кончины на новом конклаве (8-16 мая 1605) Боргезе был избран на Папский престол. Он обошел кард. Ц. Барония (в предпоследнем туре голосования 13 мая он получил 11 голосов, как и Боргезе) и кард. Р. Беллармина . Боргезе взял имя Павел в честь папы Римского Павла III (1534-1549), покровительствовавшего его отцу. 29 мая состоялась папская коронация в базилике св. Петра, 6 нояб.- церемония папской интронизации в Латеранской базилике.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Скачать epub pdf 47. Василий V Иванович Шуйский, царь и великий князь всей Руси прямой потомок в восьмом колене Дмитрия III Константиновича, великого князя владимирского (см. 72), сын боярина князя Ивана Андреевича Шуйского, убитого в деле близ Лоде, в Эстонии, в 1573 г. Родился по одним известиям в 1547, по другим – в 1552 г.; был дружкой жениха на седьмой свадьбе царя Ивана IV Грозного в 1580 г.; стоял на Оке против хана крымского в 1581 и 1583 гг.; считался с прочими князьями Шуйскими виновным и возмущении московской черни против князя Вельского, ознаменовавшем самые первые дни правления царя Федора I Ивановича, но пожалован саном боярским в день коронования этого государя 51 мая 1584 г.; в числе прочих князей Шуйских примирился с Борисом Годуновым, шурином царским и правителем государства, в I585 г.; находился в скопе желавших бить челом царю Федору о разводе его с неплодной царицей Ириной и сослан в Буйгород в 1587 г.; назначенный главным следователем по делу о смерти царевича Дмитрия, приехал в Углич 19 мая, а возвратился в Москву 21 июня 1591 г.; по воцарении Бориса Годунова начальствовал правою рукою в блестящей военной прогулке царя к Серпухову против хана крымского в 1598 г; посланный быть вторым предводителем рати против так называемого Лжедмитрия, участвовал в поражении его 21 января у Добрынич, осаждал с своим первым, князем Мстиславским, Кромы, не трогая Путивль, главный притон врага Борисова, и был отозван преемником Борисовым, царем Федором II, в Москву, где, как пишут, пробовал уговаривать народ в день низложения Федора 1 июня, а по воцарении так называемого Лжедмитрия дерзнул обличать его в самозванстве, за что приговорен к смерти и уже взведен на лобное место, но помилован и только удален в свои галицкие поместья в 1605 г.; явясь оттуда снова в Москву по милостивому призыву того же так называемого Лжедмитрия, был очевидцем его жалкой смерти 17 мая; сам избран в цари 19 мая; короновался 1 июня, взнес на себе в Архангельский собор раку с мощами св. Дмитрия царевича, доставленную из Углича, 3 июня; немедленно начал борьбу с бунтовщиками: князем Шаховским, князем Телятевским и слугой последнего Болотниковым, шедшими от Путивля к Москве; узнал о разбитии ими царской рати в 50 верстах от Москвы; увидел стан их под Москвою в октябре, но утешился разбитием Болотникова под Калугой в декабре 1606 г.; издав знаменитый указ 7 марта, окончательно запрещавший крестьянам переход от одного помещика к другому (Юрьев день), сам в июне выступил к Туле, которую взял 10 октября 1607 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Остров-град Свияжск: ожившая Россия Прокудина-Горского ФОТОГАЛЕРЕЯ Свияжск. Современный вид Свияжск был основан царем Иоанном Грозным в 1551 году в качестве форпоста для взятия Казани. 24 мая, в Неделю всех святых, царские воеводы, воины и служилые люди приплыли на возвышенный берег реки Свияги и начали вырубать лес на месте будущего города. А в это время в городе Перевитске был построен, разобран по бревнам и отправлен вниз по Волге целый город — со стенами, домами, церквями. Месяц бревна справлялись по реке. И пока беспечные жители Казани наблюдали за начавшимся грандиозным строительством через реку, новый город был собран за четыре недели, превратившись в неуязвимую крепость. Построение Свияжска. Клеймо житийной иконы Преподобного Сергия Радонежского. Ярославль, XVII в. В то время по размерам обороняемой территории Свияжская крепость превосходила кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы. И в 1552 году именно отсюда началось взятие неприступной до того Казани... Первым сооружением, воздвигнутым в Свияжске, стала деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия. Со временем деревянные постройки были заменены каменными. Однако одна из церквей — Троицкая, 1551 года постройки!, — сохранилась до наших дней, являясь древнейшим храмом во всем Среднем и Нижнем Поволжье. Свияжск. Гравюра XVIII в. В Свияжске практически сразу было заложено несколько монастырей. Основателем Богородице-Успенского монастыря (1555), внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, стал будущий Казанский святитель Герман. Учрежденная им монастырская типография появилась раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве. Особо примечателен Успенский собор обители, в котором сохранились уникальные росписи 1605 г. Со временем Успенский монастырь стал одним из известнейших в России. Ситуация резко поменялась после революции 1917 г. Лев Троцкий в Свияжске В 1920—1930-е годы часть храмов Свияжска, включая собор Рождества Пресвятой Богородицы XVI века, была разрушена, а уцелевшие подверглись разграблению; некоторые из сохранившихся храмовых зданий использовались как склады. Была уничтожена и монастырская библиотека. В 1918-м красноармейцы без суда и следствия убили последнего настоятеля обители — епископа Амвросия (Гудко). Монастырь был закрыт и разграблен, рака с мощами святителя Германа осквернена. Сам Свияжск во времена сталинских репрессий превратился в место ссылки и принудительно труда политических заключённых. Территорию Успенской обители на долгие десятилетия заняла психиатрическая больница... Лишь в 1997 г. монастырь был передан Церкви. Тогда же началось и его возрождение.

http://pravoslavie.ru/148679.html

Тобольск. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасская церковь - четвёртая кирпичная приходская церковь города (три первые не сохранились). Деревянный храм на этом месте появился в 1587 году, когда завершилось строительство первого острога и первой тобольской церкви - Троицкой - на территории малого города. На колокольне Спасской церкви некоторое время висел Угличский колокол, сосланный в 1593 году в Тобольск Борисом Годуновым (1552-1605). Первым сибирским митрополитом Филофеем Лещинским (Рафал Богуславович Лещинский) (1650-1727) возле востановленной после пожара деревянной церкви заложена каменная, выстроенная с помощью купца С. Третьякова. Во второй половине 18 века к её западному фасаду пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела. С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Сохранившаяся доныне в полуразрушенном виде Спасская церковь (церковь Спаса Нерукотворного Образа) – одна из самых ранних каменных приходских церквей г. Тобольска. Одноименный деревянный храм на этом месте был построен в 1587 году, в год основания города. В этот храм в 1593 году был прислан из Углича тот самый колокол, в который там били в набат по случаю убиения св. царевича Димитрия. Храм этот 1 июня 1701 года сгорел, а в 1702 году был заложен и в том же году построен и освящен новый деревянный. Но он не долго существовал, нашелся благочестивый и усердный жертвователь, местный купец Стефан Третьяков, и «в 1706 году на горе была заложена церковь каменная Всемилостивого Спаса, подле деревянной». Интересно, что храм этот созидался с благословения и молитвенной помощью двух величайших сибирских святителей: митрополитов Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича), занимавших последовательно в то время Тобольскую кафедру. В 1706 году основание этого храма освятил святитель Филофей, а освящение уже выстроенной церкви совершил святитель Иоанн в 1713 году. Во второй половине XVIII века к западному фасаду храма была пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела.

http://sobory.ru/article/?object=03061

В Мюнхене демонстрируются святыни, некогда принадлежавшие Московским царям Мюнхен, 31 января 2011 г. В музее-сокровищнице (Schatzkammer) в Мюнхене в бывшем дворце Баварских королей демонстрируются уникальные святыни, некогда принадлежавшие Московским царям. Это список иконы Божией Матери «Смоленская» и серебряный с позолотой ковчег-мощевик, сообщает Седмица.Ру. Икона выполнена в XVI в. в Москве, имеет серебряный позолоченный оклад, украшенный драгоценными камнями. Позднее была украшена речными жемчужинами из Баварии. В Мюнхене икона пребывает с 1580 г. История ее принесения в Баварию до конца не выяснена. Икона помещена в музее в одной нише вместе с ковчегом, на поверхности которого имеются барельефные изображения святых Иоанна Предтечи и Дионисия Ареопагита. Время изготовления ковчега – 1602 г. Ковчег с мощами (кисти правых рук обоих святых) принадлежал сначала Русскому царю Борису Федоровичу Годунову (15521605), а позже его сыну – Федору Борисовичу (1589—1605). В Смутное время ковчег оказался во владении Польского короля Сигизмунда III (1566 -1632), а в 1614 г. был им преподнесен в качестве подарка герцогу Баварии Вильгельму V Благочестивому (1548 - 1626). В Мюнхене «московские» части мощей святых Иоанна Предтечи и Дионисия Ареопагита в 1-й пол. XVII в. были извлечены из русского ковчега и помещены в специально изготовленные в 1620- 30 гг. в Аугсбурге позолоченные серебряные реликварии-кубки, украшенные стеклом и эмалями. В настоящее время эти реликварии с мощами помещены в одной из стеклянных витрин «Камеры реликвий» в музее «Резиденция» ( " Residenzmuseum " ). В той же «Камере реликвий» находится еще один выполненный в 1620 г. из зеленого бархата реликварий в форме головы, где также хранятся мощи св. Иоанна Предтечи. Однако в отношении мощей святого Иоанна Предтечи существует много неясностей. Так, во Франции, в соборе г. Амьена, хранится нетленная глава, которую почитают как главу св. Иоанна. Еще одну главу Предтечи можно увидеть в римском храме Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, главы, приписываемые Иоанну, можно увидеть в турецкой Антиохи и одном из монастырей Армении. Согласно исламской традиции, местом хранения главы св. Иоанна Крестителя является мечеть Омейядов в Дамаске. В западной литературе в связи с количеством мощей, приписываемых Иоанну Предтече, можно встретить такие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук, 11 указательных и 8 других пальцев. Очевидно, что далеко не во всех случаях речь может идти о подлинных мощах Крестителя Христова. 31 января 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/44401.html

231. ПАВЕЛ V Римские Папы. Список 231. ПАВЕЛ V. 1605—1621. Камилло Боргезе. Семья Боргезе происходила из Сиены, но переехала в Рим. Здесь в 1552 г. родился Камилло. Он изучал право и, как священник, поступил на папскую службу. Климент VIII послал его с дипломатической миссией к Филиппу II. Когда он вернулся, то получил кардинальскую шапку, епископство и был назначен викарием Рима. После получения тиары Павел V назначил своего двадцатисемилетнего племянника кардиналом-непотом и сменил его фамилию .Каффарелли на Боргезе. Карьера рода Боргезе была, таким образом, обеспечена. В первые годы понтификата Павла V возник конфликт престижного характера между апостольской столицей и Венецианской республикой. Ситуация обострилась, и папа подверг Венецию интердикту. Вмешательство французского короля Генриха IV сгладило конфликт. Это был последний случай провозглашения папского интердикта по отношению к суверенному государству. В то время наступило также сближение папства с Францией, доминирующая роль которой в Европе проступала все более явственно. Неудачным было вмешательство Павла V в дела протестантской Англии, в результате которого наступило ухудшение положения католиков, особенно в Ирландии. В 1616 г. декрет папской Конгрегации «Индекса запрещенных книг» осудил труд Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер». По инициативе папы был начат также инквизиционный процесс против Галилео Галилея (1564 — 1642), самого выдающегося физика и астронома того периода, пропагандиста трудов Николая Коперника. Запрещено было, в частности, пропагандировать тезис, что «Солнце не движется вокруг Земли и Земля не является центром Вселенной». Во времена Павла V развивались миссии — капуцинов в королевстве Конго, иезуитов — в Парагвае. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/442625/

Η πλη-νησ το Σβιζσκ: η αναβωση του Προκουντν-Γκρσκι στη Ρωσα ΦΩΤΟΑΛΜΠΟΥΜ Σβιζσκ. Σγχρονη θα του Σβιζσκ      Το Σβιζσκ ιδρθηκε απ τον τσρο Ιωννη τον Τρομερ το 1551 ως φυλκιο για την κατκτηση του Καζν. Στις 24 Μαου, την εβδομδα των Αγων Πντων, οι βοεβδες του βασιλι, στρατιτες και στρατιωτικο ρθαν στην υψηλ χθη του ποταμο Σβιγιγκι και ρχισαν να κβουν τα δντρα του δσους στη θση της τωρινς πλης. Και εκενη την εποχ η πλη Περβιτσκ που χτστηκε και καταστρφηκε μια ολκληρη πλη απ κορμος με τεχη, σπτια, εκκλησες, οι οποοι χθηκαν το βυθ του ποταμο Βλγα. Για να μνα οι κορμο μεταφρονταν στο ποτμι. Και εν οι απρσεκτοι κτοικοι του Καζν παρακολουθοσαν τη μεγαλοπρεπ κατασκευ που ξεκνησε στην απναντι χθη του ποταμο, η να πλη αναστηλθηκε μσα σε τσσερις εβδομδες, μετατρποντς την σε απρθητο φροριο. Η ανοικοδμηση του Σβιζσκ. Σφραγδα αγιογραφικς εικνας του Οσου Σεργου του Ραντονζ. Γιαροσλβλ. 17ος αινας    Εκενη την εποχ το φροριο Σβιζσκ υπερσχυε σε μγεθος αμυνμενης περιοχς των κρεμλνων του Νβγκοροντ, του Πσκφ και ακμη και της Μσχας. Και το 1552 ξεκνησε απ εδ η κατληψη του μχρι ττε απρθητου Καζν. Το πρτο κτριο που ανεγρθηκε στο Σβιζσκ ταν μια ξλινη εκκλησα προς τιμν της Γννησης της Παναγας και του Οσου Σεργου. Με την προδο του χρνου, τα ξλινα κτρια αντικαταστθηκαν απ πτρινα. Ωστσο, μα απ τις εκκλησες - η εκκλησα της Αγας Τριδος, που χτστηκε το 1551 - χει διατηρηθε μχρι σμερα, καθς εναι ο αρχαιτερος νας σε ολκληρη την περιοχ του Μσου και Κτω Βλγα. Σβιζσκ. Χαρακτικ του 18ου αινα Στο Σβιζσκ σχεδν αμσως ιδρθηκαν πολλ μοναστρια. Ο ιδρυτς του μοναστηριο της Κοιμσεως της Θεοτκου (1555), που περιλαμβνεται στον κατλογο παγκσμιας κληρονομις της UNESCO, ταν ο μελλοντικς γιος Γκρμαν του Καζν. Το τυπογραφεο του μοναστηριο που δρυσε ο διος ιδρθηκε νωρτερα απ το τυπογραφεο του Ιβν Φιντοροφ στη Μσχα. Ιδιατερα αξιοσημεωτος εναι ο Καθεδρικς Νας Κοιμσεως της Μονς, ο οποος χει διατηρσει μοναδικς τοιχογραφες απ το 1605. Με την προδο του χρνου, η Ιερ Μον της Κοιμσεως της Θεοτκου γινε να απ τα πιο δημοφιλς μοναστρια της Ρωσας.

http://gr.pravoslavie.ru/148902.html

Аристотель (384–322 до н. э.) – др.-греч. ученый и философ Арсений Глухой (Селижаровец) (XVII в.) – монах Ниловой пустыни, вынужденный в 1615–18 против своей воли принимать участие в исправлении священных книг по греческим образцам, предупреждал об опасности подобных действий Аттила (?–453) – предводитель гуннов с 434 Афанасий Великий (ок. 295–373) – церк. деятель и богослов, архиепископ Александрийский Аэций Флавий (ок. 390–454) – рим. полководец Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) – основатель гос. Великих Моголов, соединявший талант полководца и правителя с любовью к наукам и искусствам Бартенев Петр Иванович (1829–1912) – рус. историк, археограф и библиограф Беме Якоб (1575–1624) – нем. философ-мистик, пантеист Беркли Джордж (1685–1753) – епископ клоинский (Ирландия), основоположник агностицизма Берье Пьер Антуан (1790–1868) – фр. адвокат и полит. деятель Бессонов Петр Алексеевич (1827–1898) – рус. филолог Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) – рус. историк Болеславы – польские короли из династии Пястов Боноз (III в.) – один из 30 рим. тиранов, в 280–281 поднял восстание против императора Бонозус (?–391) – епископ Сардиккский, ересиарх, основатель секты бонозианцев Борджиа Александр IV – рим. папа (1492–1503) Борил – племянник болгарского царя Асеня I, узурпировавший престол в 1207 Борис Годунов (ок. 1552–1605) – рус. царь с 1598 Боскович Роджер Иосиф (1711–1787) – католический священник славянского происхождения, математик, астроном, с 1740 член ордена иезуитов Боссюэ Жак Бенинь (1627–1704) – фр. епископ, проповедник, писатель Брокгауз Генрих (1804–1874) – сын Фридриха Арнольда Б., основателя печатной фирмы в Лейпциге; управлял ею с 1825 Бунзен Христиан Карл Иозиас (1791–1860) – прус. лютеранский теолог, дипломат, публицист, автор многочисленных богословских работ в области философии языка, истории религии и Библии Бурбоны – королевская династия во Франции в 1589–1792, 1814–1815, 1815–1830 Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – рус. филолог и искусствовед

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Иван Иванович 53) заключил, в 1514 году, в Новгороде договор с ганзейскими послами. Тихомир Юрьевич, новгородский сын боярский, (в родословной не помещённый), убит при взятии Казани 2 октября 1552 года. Евстафий Михайлович 70) ездил послом к Королю Польскому Стефану Баторию в 1581 году; по возвращении, употреблён был для переговоров с папским послом, иезуитом Антонием Поссевином (назначение это доказывает, какое высокое мнение имел Царь Иоанн о познаниях и дипломатических способностах Ефстафия Михайловича); в 1592 году он же вёл переговоры с шведскими послами на реке Нарове, при Царе Годунове пожалован был думным дворянином, но вскоре назначен воеводою в Тобольск, где и умер. Из братьев его: Иван больший Михайлович был, при Царе Иоанне, ловчим (15741583), а при Царе Шуйском и в междуцарствие, думным дворянином; Никита Михайлович был воеводою в Вологде; потом, уже в преклонных летах, окольничим при Царе Михаиле Феодоровиче, a Леонтий Михайлович убит под Кромами (1605). Семь Пушкиных участвовали в избрании Царя Михаила Феодоровича: вышеупомянутый Никита Михайлович, брат его Иван меньший Михайлович; племянники их: Михайло Евстафьевич; Иван Григорьевич 76); Фёдор Семёнович 79); сын его Фёдор Фёдорович и племянник Фёдор Тимофеевич. Василий Никитич 91) был воеводою в Якутске; Гавриил Григрьевич 77) был сокольничим при Лже-Дмитрие; старший сын его Григорий Гаврилович ездил, при Царе Михайле Феодоровиче, послом к шведской Королеве Христине (1645); при Царе Алексее Михайловиче, был наместником нижегородским; ездил послом в Польшу (1650); потом находился боярином и оружейничим; и пользовался особенною благосклонностью Царя Алексея Михайловича, а младший, Степан Гаврилович, был окольничим. Сыновья сего последнего, Матвей Степанович и Яков Степанович находились боярами при Петре Великом; из них Матвей Степанович участвовал, вместе с сыном своим Фёдором Матвеевичем, в 1697 году, в стрелецком заговоре Цыклера и Соковнина; Фёдор Матвеевич был казнён, а Матвей Степанович, лишённый боярства, сослан в Енисейск, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010